Наблюдение, заключающее утверждение
Если постараться в нескольких словах изложить описание этого понятия, то думаю, что это будет выглядеть так:
Хорошая жизнь — это процесс, а не статичное состояние.
Это направление, а не конечный продукт.
Это направление выбирается всем организмом при соблюдении психологической свободы движения в любом направлении.
Это организмически выбранное направление обладает некоторыми основными качествами, которые являются общими для различных индивидов. Итак, я могу собрать эти утверждения в определении, которое, по крайней мере, может служить основой для размышления и дискуссии.
Хорошая жизнь, с позиции моего опыта, является процессом движения по пути, избранному человеческим организмом, когда он внутренне свободен для движения в любом направлении, причем основные качества этого процесса являются, безусловно, универсальными.
Характеристики процесса
Позвольте мне уточнить характерные качества этого процесса движения, которые возникают у каждого человека во время терапии.
Возрастает открытость опыту. Во-первых, процесс включает в себя увеличение открытости опыту. Эта фраза все больше и больше для меня значит. Открытость — понятие, противоположное защите. Раньше я описывал защиту как ответ организма на опыт, воспринимаемый или предвосхищаемый как пугающий и не соответствующий существующей картине Я или своему отношению к миру. Этот пугающий опыт устраняется искажением или отрицанием в сознании. Этот опыт, чувства, реакции после искажения или отрицания становятся сильно отличными от уже имеющейся у человека картины Я. Большую часть терапевтического процесса занимает непрерывное открытие и переживание клиентом тех чувств и отношений, которые прежде он был не способен осознать как принадлежащую себе часть.
|
|
Если человек может стать полностью открытым своему опыту, то каждый стимул, идущий от организма или же среды, будет оставлен в нервной системе без искажения каким-либо защитным механизмом. Не будет нужды в механизме «подсознания», с помощью которого организм предохраняется от любого опыта, пугающего Я. Напротив, человек будет «жить» этим опытом, давая ему полный доступ в сознание, несмотря на то что свойства стимула, его цвет или звук будут сильно влиять на сенсорную нервную систему, либо на след от прошлого стимула, либо на внутреннее ощущение страха, удовольствия или отвращения.
Итак, одним из аспектов процесса, который я назвал хорошей жизнью, является уход от полюса защиты к полюсу открытости опыту. Индивид становится способным прислушиваться к себе, чувствовать происходящее внутри него. Он в большей степени открывается своему чувству страха, разочарования и боли, а также своему чувству смелости, нежности и благоговения. Он свободен для субъективного переживания своих чувств по мере их возникновения и также для свободного осознания этих чувств. Он научается жить переживаниями своего организма, вместо того чтобы не впускать их в сознание.
|
|
Возрастает стремление жить настоящим. Вторая характерная черта процесса, который я называю хорошей жизнью, состоит во все большей тенденции жить полноценно в каждый момент времени. Эту мысль можно легко понять неправильно, и, наверное, она довольно смутно выражена в моих размышлениях. Позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Я думаю, что человек, полностью открытый своему опыту, отказавшийся от защитных механизмов, в каждый момент своей жизни будет новым. Сложная комбинация внутренних и внешних стимулов, существующая на данный момент, никогда не бывает точно такой же. Следовательно, этот человек осознает, что «то, каким я буду в следующий момент и что я буду делать, вырастает из этого же момента и не может быть заблаговременно предсказано ни мной и никем другим». Нередко мы обнаруживаем, как клиент выражает точно такое чувство.
|
|
Для выражения текучести, присущей этой жизни, можно сказать, что Я и личность возникают из опыта, а не опыт толкуется или искажается, чтобы соответствовать заранее представленной Я-структуре. Это значит, что человек становится и участником, и наблюдателем протекающих процессов организмического опыта, а не тем, кто их контролирует.
Жить настоящим моментом означает отсутствие ригидности, строгой организации, наложения на опыт ограничений структуры. Следовательно, вместо наивысшей адаптивности возникает раскрытие структуры в опыте, текущая, меняющаяся организация Я и личности.
Эта тенденция жить настоящим кажется мне очевидной для людей, которые вовлечены в процесс хорошей жизни. Надо сказать, что она — самое существенное качество этого процесса. Она включает в себя раскрытие структуры опыта в жизненном процессе и переживании. Большинство из нас, с другой стороны, привносят уже построенную структуру и оценки в свой опыт и никогда не отказываются от них, а втискивают в их рамки опыт или ломают его, чтобы он соответствовал их предубеждениям. Они раздражаются от текучести опыта, которая разрушает прилаживание опыта к их тщательно свитым голубиным гнездышкам. Открыть душу тому, что происходит сейчас, осознать, что любая структура возникает как раз в настоящем процессе, — вот что для меня является одним из качеств хорошей жизни, зрелой жизни, и я вижу, как приближаются к этому клиенты.
|
|
Возрастает доверие к своему организму. Следующей характерной чертой личности, живущей в процессе хорошей жизни, является повышение доверия к своему организму как к способу достижения наиболее подходящего поведения в каждой ситуации настоящего. И вновь позвольте мне объяснить, что я имею в виду.
Выбирая, что предпринять в конкретной ситуации, многие люди полагаются на принципы поведения, на кодекс законов, установленный некоторой группой или общественным институтом, на суждения других (от жены до Эмилии Поуст[6]) или на прежние способы поведения в подобных ситуациях. Однако, наблюдая за клиентами, жизненный опыт которых многому меня научил, я обнаружил, что у них возросла способность доверять целостным реакциям своего организма, отзывающимся на новые ситуации. Они все больше и больше осознают, что если будут открыты своему опыту и будут делать то, что им кажется правильным, то такое управление своим поведением докажет свою компетентность, приносящую истинное удовлетворение.
Когда я пытался понять причину этого, то обнаружил, что размышляю следующим образом. Полностью открытый своему опыту человек будет иметь доступ к всевозможным факторам, заключающимся в ситуации, на которых он и будет основывать свое поведение. К ним относятся требования общества, собственные сложные и, возможно, противоречивые потребности, память о подобных ситуациях, восприятие уникальности настоящей ситуации и т.д. и т.п. Факты действительно очень сложные. Но человек может позволить своему организму с участием сознания рассмотреть каждый стимул, потребность, требование, относительную силу и важность. Исходя из этого сложного взвешивания и уравновешивания, он выведет те действия, которые как можно лучше подойдут для удовлетворения всех его потребностей в данной ситуации. Такого человека по аналогии можно сравнить с гигантским компьютером. Так как он открыт своему опыту, вся информация от сенсорных впечатлений, из памяти, из предыдущего обучения, из состояния его внутренних органов, из состояния его внутреннего мира поступает в машину. Машина собирает все эти многообразные данные и высчитывает направление деятельности как наиболее экономный вектор удовлетворения потребности в этой ситуации. Это поведение нашей гипотетической личности.
К ошибкам, совершаемым многими из нас, делающим этот процесс недостоверным, относятся: добавление информации, не принадлежащей данной ситуации, или исключение информации, принадлежащей данной, ситуации. Это происходит в случае, если память и предыдущие знания воспринимаются как часть настоящей реальности, а не просто как таковые, поэтому и возникают ошибочные поведенческие ответы. Или если определенный пугающий человека опыт закрыт от его сознания и, следовательно, не учитывается в расчетах или попадает в них в искаженной форме, из-за чего тоже возникают ошибки. Но организм нашего гипотетического человека точно заслуживает доверия, потому что все возможные данные будут использованы и представлены в точной, а не искаженной форме. Отсюда его поведение будет максимально близко к удовлетворению всех его потребностей — в совершенствовании и тому подобном.
В этом взвешивании, уравновешивании и вычислении его организм будет надежен во многих случаях. Он всегда даст лучший из возможных ответов, учитывая доступные данные, но иногда данные могут быть пропущены. Из-за открытости опыту тем не менее могут появляться некоторые ошибки, неудовлетворительное поведение, которые смогут быстро корректироваться. Вычисления всегда будут находиться в процессе коррекции и постоянно проверяться в поведении.
Возможно, вам не понравилась моя аналогия с электронно-вычислительной машиной. Давайте обратимся к известным мне клиентам. По мере того как они становятся более открытыми своему опыту, они обнаруживают в себе возможность доверять своим реакциям. Если они ощущают гаев, то они его и выражают и находят это вполне естественным, потому что они также осознают и другие свои желания принятия, связи и общения с другими людьми. Они удивляются своим собственным поведенческим решениям в сложных и проблемных ситуациях. Только позднее они осознают, что их внутренние реакции чаще всего приводят к верному поведению.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!