Процесс более полного функционирования



Я бы хотел собрать вместе эти три направления, кото­рые описывают процесс хорошей жизни, в более после­довательную картину. Оказывается, что психологически свободный человек движется в направлении своего более полного функционирования. Он научается полноценно жить с каждым из всех своих чувств и реакций. Он исполь­зует все органы чувств настолько точно, насколько воз­можно для того, чтобы видеть ситуацию настоящего из­нутри и снаружи. Он использует всю информацию, по­ступающую от нервной системы, которая может помочь, он сознательно ее использует, хотя знает, что целостный организм может быть и зачастую является мудрее сознания. У него больше возможностей для того, чтобы позво­лить целостному организму свободно функционировать во всей сложности выбора из множества возможностей и останавливаться на том поведении, которое на определен­ный момент времени является наиболее подходящим. Он больше доверяет своему организму в этом функциониро­вании не потому, что он безошибочен, а потому, что он может полностью отзываться на последствия каждого из этих действий и корректировать их, если они оказывают­ся не совсем подходящими.

Он научается испытывать все свои чувства и не бояться их; он сам научается просеивать факты, так как широко открыт для сведений из любых источников. Он полностью вовлекается в процесс бытия и становления собой и, та­ким образом, открывает, что действительно и реально со­циализируется. Он более полно живет настоящим момен­том и понимает, что это наилучший способ жизни в каж­дом случае. Он становится более полно функционирующим организмом, и за счет осознания, которое пронизывает его переживания с начала и до конца, он становится все более полноценно функционирующим человеком.

 

Некоторые выводы

Любая точка зрения на хорошую жизнь ведет за собой множество выводов, и представленная мной — не исклю­чение. Я надеюсь, что эти выводы дадут пищу для раз­мышлений. Я бы хотел прокомментировать два или три из них.

Новая перспектива: свобода против необходимости. Пер­вый из этих выводов не очевиден сразу. Он связан с веко­вой проблемой «свободы воли». Позвольте мне рассказать, как этот вопрос открылся мне в новом свете.

Некоторое время я был озадачен жизненным парадок­сом между свободой и детерминизмом, существующим и в психотерапии. В терапевтических отношениях самыми действенными субъективными переживаниями являются те, в которых клиент ощущает внутри себя силу откры­того выбора. Он свободен стать собой или спрятаться за маску; двигаться вперед или назад; вести себя разруши­тельно по отношению к себе и к другим или же, наоборот, созидательно; жить или умереть в физиологическом и пси­хологическом смысле слова. Однако если мы подходим к этой области психотерапии с помощью объективных ме­тодов исследования, то мы, как и другие ученые, привер­жены полному детерминизму. С этой точки зрения каж­дая мысль, чувство и действие клиента обусловлены пре­дыдущими. Здесь не существует такого понятия, как сво­бода. Эта дилемма, которую я пытаюсь описать, возника­ет и в других областях — просто здесь на ней более остро сфокусировано внимание, и она неизбежно возникает.

Эту дилемму можно увидеть в новом ракурсе, как бы то ни было, мы рассматриваем ее в терминах данного мною определения полноценно функционирующего че­ловека. Мы можем сказать, что при оптимальной терапии человек по праву переживает абсолютную и совершенную свободу. Он желает или выбирает то направление, в кото­ром хотел бы действовать, которое бы было наиболее эко­номным вектором по отношению ко всем внутренним и внешним воздействиям, и это будет наиболее удовлетво­ряющим поведением. Но с другой точки зрения можно сказать, что это же направление действий обусловлено внешними факторами ситуации. Давайте сравним это с человеком, для действий которого характерны защитные реакции. Он желает и выбирает, в каком направлении ему действовать, но обнаруживает, что не может вести себя так, как решил. Он ограничен факторами настоящей си­туации, но эти факторы инициируют его защиту, включа­ющую в себя отрицание или искажение некоторых нема­ловажных данных. Следовательно, он уверен, что его по­ведение будет не полностью удовлетворять его. Его пове­дение детерминировано, но он не свободен, чтобы сде­лать эффективный выбор. Полноценно функционирующий человек, с другой стороны, не только переживает, но и использует абсолютную свободу, когда он спонтанно, свободно и добровольно выбирает и желает то, что абсо­лютно детерминировано.

Я не столь наивен, чтобы предположить, что это пол­ностью решает проблему между субъективным и объек­тивным, между свободой и необходимостью.

Но тем не менее для меня это значит, что чем больше человек живет хорошей жизнью, тем больше он ощущает свободу выбора и тем более эффективно его решения обес­печивают его поведение.

Творчество как элемент хорошей жизни. Думаю, будет ясно, что человек, вовлеченный в направляющий процесс, который я назвал хорошей жизнью, является творческим человеком. С его чуткой открытостью своему миру, его доверием к своим способностям формировать новые от­ношения с окружением он будет таким человеком, у ко­торого появятся продукты творчества и творческая жизнь. Он необязательно будет «адаптирован» к своей культуре, но, конечно, не будет конформным. В любое время и в любой культуре он будет жить созидательно, в гармонии со своей культурой, необходимой для сбалансированно­го удовлетворения его потребностей. В некоторых обще­ственных ситуациях он может огорчаться, но тем не ме­нее будет продолжать двигаться вперед, чтобы стать са­мим собой. Он будет вести себя так, чтобы максимально удовлетворять свои глубинные потребности.

Я думаю, ученые-эволюционисты могли бы назвать такого человека наиболее подходящим для адаптации и выживания в меняющихся условиях. Он бы мог творчес­ки адаптироваться и к новым, и к существующим услови­ям. Он представлял бы собой авангард человеческой эво­люции.

Базовое доверие к человеческой природе. Далее станет ясно, что другой вывод из представленной точки зрения заключается в том, что зачастую природа свободно функционирующего человека созидательна и заслуживает до­верия. Для меня это неизбежный вывод, сделанный на основе моего двадцатипятилетнего опыта в психотерапии. Если мы способны освободить человека от защитных ре­акций так, чтобы он научился воспринимать широкий круг своих собственных потребностей наряду с требова­ниями среды и общества, то его последующие действия будут позитивными, продвигающими его вперед, созида­тельными. Нам не нужно задаваться вопросом о том, кто будет его социализировать, так как одной из его базовых потребностей является потребность в отношениях с дру­гими и в общении. По мере того как он все полнее будет становиться собой, он будет лучше социализирован и в соответствии с реальностью. Нам не нужно задаваться вопросом, кто будет контролировать его агрессию, пото­му что он станет более открытым для всех своих импуль­сов, и его потребности нравиться другим и дарить тепло будут такими же сильными, как и его импульсы ударить или стащить что-то для себя. Он будет агрессивен в ситу­ациях, где надо быть агрессивным, но у него не будет не­контролируемой и растущей агрессии. По мере его дви­жения навстречу открытости своему опыту его поведение в тех или иных областях будет в целом более сбалансиро­ванным и реалистичным, подходящим для выживания и совершенствования высокосоциализированного живот­ного.

Я не слишком симпатизирую общепринятому пред­ставлению о том, что человек в своей основе иррациона­лен и его неконтролируемые импульсы ведут к разруше­нию себя и других. Поведение человека чрезвычайно ра­ционально, когда он с проницательной и закономерной сложностью движется по направлению к цели. Трагедия многих из нас заключается в том, что наши защитные механизмы удерживают нас от осознания этой рациональ­ности, и, таким образом, сознательно мы движемся в од­ном направлении, а организм — в другом. Но у нашего человека в процессе хорошей жизни количество таких барьеров будет уменьшаться, и он будет участвовать в ра­циональных действиях своего организма. Единственный и необходимый контроль над импульсами, который су­ществует у такого человека, — это естественный внутрен­ний баланс между потребностями и раскрытие вариантов поведения, направленных на максимальное удовлетворе­ние всех потребностей. В таком случае характерное для человека с защитными механизмами преобладание одной потребности (агрессии, секса и т.д.) над другими (сотруд­ничеством, нежностью во взаимоотношениях и т.д.), в обычном случае приводящее к насилию, у нашего чело­века будет сводиться к минимуму. Он будет участвовать в чрезвычайно сложной деятельности организма по само­регуляции — в его психологическом и физиологическом контроле, — чтобы жить во все возрастающей гармонии с собой и с другими.

Полнота жизни. Напоследок я бы хотел подчеркнуть, что процессу хорошей жизни свойственны широта и бо­гатство в отличие от «урезанной» жизни, которой живут большинство из нас. Быть частью процесса значит быть вовлеченным в иногда пугающее, а иногда приятное пе­реживание более чувственной жизни, с более широким диапазоном, разнообразием и богатством. Мне кажется, что значительно продвинутые в психотерапии клиенты живут ближе не только к своему чувству боли, но и к эк­стазу; они отчетливее испытывают гнев и любовь; они глубоко познают страх и мужество. Причина, по которой они могут жить полноценной жизнью, заключается во внутренней уверенности в себе как в заслуживающем до­верия инструменте, с помощью которого надо встречать жизнь.

Я думаю, вам стало ясно, почему для меня такие опре­деления, как «счастье», «удовлетворение», «блаженство», «удовольствие», не являются полностью подходящими для общего определения процесса, который я назвал хорошей жизнью, потому что в этом процессе человек будет пере­живать каждое из этих ощущений в свое время. Наиболее подходящие определения — «обогащающий», «захватыва­ющий», «плодотворный», «изменчивый», «значимый». Я уверен, что хорошая жизнь — не для малодушных людей. Она включает в себя расширение и рост своих возможно­стей. А для этого нужно мужество. Это означает нырнуть с головой в жизненный поток. Однако наиболее замеча­тельно в человеческой природе то, что, когда индивид внутренне свободен, он выбирает в качестве хорошей жизни именно этот процесс становления.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!