Межличностных и межгрупповых коммуникациях
Кому-то может показаться странным, что человек, чьи профессиональные усилия полностью относятся к психотерапии, интересуется проблемами коммуникации. Какова связь между оказанием психотерапевтической помощи людям с расстройствами эмоциональной сферы и этой конференцией по проблемам коммуникации? На самом деле между ними очень тесная связь. В целом задача психотерапии — работа с нарушениями в общении. В первую очередь эти трудности сваливаются на людей с расстройствами эмоциональной сферы, «невротиков», потому что, во-первых, у них испорчена коммуникация с самими собой, и, во-вторых, результатом этого является нарушение коммуникации с другими. Если вам кажется это странным, то позвольте мне выразиться иначе. У невротика те части личности, которые называют бессознательными или подавленными или вытесненными, блокируются, и, таким образом, они не могут быть доведены до сознания или до той части личности, которая ответственна за управление. Вследствие этого нарушается его общение с другими, то есть он страдает и от внутренних и от внешних разногласий. Задачей терапии является помочь человеку в достижении хорошей коммуникации с самим собой посредством особых взаимоотношений с терапевтом. Если это достигнуто, то он сможет более свободно и эффективно общаться с другими. Мы можем сказать, что психотерапия является хорошей коммуникацией внутри человека и между людьми. Мы можем посмотреть на данное утверждение с другой стороны и понять, что оно все равно верно. Хорошая, свободная коммуникация внутри человека и между людьми всегда является терапевтической.
|
|
Тогда, опираясь на свой опыт общения в консультировании и психотерапии, я бы хотел предложить вам две идеи. Я хочу определить то, что, по-моему, является основным затрудняющим фактором, блокирующим коммуникацию, и еще я бы хотел продемонстрировать то, что является, как это уже доказано нашим опытом, важным способом улучшения и облегчения общения.
Я бы хотел внести предложение для рассмотрения: основное препятствие для зрелой межличностной коммуникации — это присущая нам тенденция выносить суждения, оценивать, одобрять или не одобрять слова другого человека или группы. Позвольте мне проиллюстрировать очень простыми примерами, что я имею в виду. После того как вы покинете наше собрание, вероятнее всего, вы услышите: «Мне не понравилось то, о чем говорил этот человек». А что вы ответите? Почти наверняка ваш ответ будет утвердительным или отрицательным по отношению к выраженной установке. Либо вы ответите: «Мне тоже. Думаю, это было ужасно», либо: «О, я думаю, это действительно здорово». Другими словами, вашей первой реакцией будет оценка того, что вам рассказывали, оценка с вашей позиции, исходящая из вашей собственной системы отсчета.
|
|
Или возьмем другой пример. Предположим, я скажу с некоторым чувством: «Я думаю, что республиканцы в настоящее время ведут себя вполне здраво». Какая реакция возникает у вас, когда вы это слышите? Существует огромная вероятность того, что эта реакция будет оценочной: вы согласитесь или не согласитесь или вынесете суждение обо мне, например, «Он, должно быть, консерватор» или «Он довольно уверенно говорит». Или давайте возьмем пример с международной арены. Русские с жаром говорят: «Договор с Японией является военным заговором со стороны Соединенных Штатов». Мы как один говорим: «Это ложь!»
Данная иллюстрация вносит еще одну составляющую, связанную с моими предположениями. Несмотря на то что тенденция давать оценки существует всегда в процессе общения, она заметно усиливается в тех ситуациях, где глубоко вовлечены эмоции и чувства. Таким образом, чем сильнее наши эмоции, тем больше вероятность, что не будет связующего элемента коммуникации. Там будет просто две мысли, два чувства, два суждения, которые не встретятся в психологическом пространстве. Я уверен, вы знаете это по своему собственному опыту. Когда вы сами, не будучи эмоционально вовлеченными, присутствуете при жарком споре, то часто начинаете думать: «Они же на самом деле говорят об одном и том же». А они так не считают. Каждый выносит суждение, оценивает, исходя из своей собственной системы отсчета. Там нет ничего, что бы реально могло быть названо коммуникацией. Я повторяю, что тенденция прореагировать на любое эмоционально насыщенное утверждение оценкой со своей точки зрения является основным препятствием в межличностной коммуникации.
|
|
А есть ли способ решить данную проблему, избежав этого? Я чувствую, мы далеко продвинулись в этом, и я бы хотел выразить это как можно проще. Когда мы слушаем с пониманием, тогда возникает настоящая коммуникация, и мы избегаем оценочной тенденции. Что это значит? Это значит воспринимать идеи и установки, которые выражает другой человек, с его точки зрения, чувствовать, что это значит для него, принять его систему отсчета относительно того, о чем он говорит.
Изложенное вкратце, это может показаться просто абсурдным, но это не так. Мы обнаружили, что данный подход является весьма действенным в сфере психотерапии. Это наиболее эффективное из известных нам средств, способное изменить базовую структуру личности и улучшить ее отношения и общение с другими людьми. Если я способен услышать то, что он говорит мне, если могу понять, как он смотрит на это, если я могу найти стоящие за всем этим смыслы, если могу почувствовать, какую эмоциональную окраску это имеет для него, — тогда я смогу высвободить потенциальные силы, ведущие к изменению. Если я действительно почувствую, как он ненавидит своего отца, или свой университет, или коммунистов, если я смогу уловить тень его страха перед безумием, или страх атомной войны, или боязнь русских — это окажет ему огромную помощь в трансформации чувств ненависти и страха и в установлении реалистичных и гармоничных отношений с теми самыми людьми, по отношению к которым он чувствовал ненависть и страх. Из наших исследований известно, что такое эмпатийное понимание — понимание вместе с человеком, а не понимание о человеке — является именно тем эффективным подходом, который может внести большие изменения в личность.
|
|
Некоторые из вас могут думать, что хорошо слушают людей, но никогда не наблюдали таких результатов. На самом деле, скорее всего ваш способ слушания отличается от того, которое я описывал. Я могу предложить вам небольшой эксперимент, которым вы можете проверить то, насколько вы понимаете собеседника. Когда вы в очередной раз станете спорить со своей женой, другом или группой друзей, просто остановитесь на мгновение и ради эксперимента установите правило: «Каждый человек может высказаться только после того, как он точно перескажет чувства и мысли предыдущего человека так, чтобы это удовлетворило его». Это значит, что перед тем, как осветить свою точку зрения, вы должны достичь полного понимания точки зрения вашего партнера — понять его мысли и чувства настолько хорошо, чтобы могли передать их ему. Звучит просто, не правда ли? Но если вы попробуете сделать это, то обнаружите, что нет ничего сложнее. Как бы то ни было, однажды вы сможете понять чужой взгляд и ваши собственные высказывания будут в корне пересмотрены. Еще вы обнаружите, что в спор больше не вмешиваются эмоции и смягчаются разногласия, а те из них, которые остаются, являются разумными и объяснимыми.
Можно ли представить, какие плоды принесет этот подход, если его спроецировать на более широкие области? Что произойдет со спором между администрацией и профсоюзами, если он будет проходить по такой схеме. Профсоюз (не стремясь во что бы то ни стало добиться согласия) сможет точно установить точку зрения администрации в той форме, в которой ее может принять администрация; а администрация, не одобряя позицию рабочих, может выразить ее так, чтобы профсоюз счел это верным. Это значит, что будет установлена реальная коммуникация и можно практически гарантировать, что будет достигнуто обоснованное согласие.
Таким образом, этот подход является эффективным средством для хорошей коммуникации и хороших отношений. И я уверен, вы согласитесь с этим, если проведете тот эксперимент, о котором я упоминал. Если это так, то почему он не получил широкого применения? Попробую перечислить те сложности, которые препятствуют применению данного подхода.
Во-первых, это требует мужества, а это качество не является слишком распространенным. Я благодарен доктору С.-И. Хаякава (S.I. Hayakawa), специалисту по семантике, за его указание на то, что проведение психотерапии в таком стиле является настоящим риском и требует мужества. Если вы действительно так понимаете другого человека, если хотите войти в его внутренний мир и увидеть жизнь его глазами, не пытаясь оценивать, тогда вы рискуете измениться сами. Вы как бы видите его глазами и обнаруживаете, что оказывается влияние на ваши установки и на вашу личность. Этот риск измениться самому является самой пугающей перспективой. Если я проникаю настолько полно, насколько могу, во внутренний мир невротика или психотика, то разве отсутствует риск того, что я потеряюсь в его мире? Многие из нас боятся рисковать. Или если бы мы прослушали выступление русского коммуниста или сенатора Джозефа МакКарти (Joseph McCarthy), многие ли из нас отважились бы увидеть мир их глазами? Большинство из нас не умеют слушать; мы обнаруживаем, что вынуждены оценивать, потому что слушать оказывается слишком опасным. Таким образом, первым требованием является мужество, а оно не всегда у нас есть.
Но есть и второе препятствие. Когда эмоции очень сильны, тогда трудно встать на место другого человека или группы. Однако именно в это время, чтобы продуктивно общаться, необходимо такое отношение. Из своего психотерапевтического опыта я знаю, что это препятствие преодолимо. Третье лицо, способное отстраниться от своих чувств и эмоций, может оказать огромную помощь, выслушивая и понимая каждого человека или группу и проясняя, каких установок придерживается каждая из них. Мы нашли этот метод очень эффективным в малых группах, где существуют противоречащие и антагонистические установки. Если спорящие стороны осознают, что их понимают, что кто-то видит ситуацию их глазами, тогда утверждения становятся менее категоричными, менее защитными и отпадает необходимость придерживаться установки: «Я на сто процентов прав, а ты на сто процентов не прав». Влияние такого понимающего катализатора на группу позволяет ее членам сплотиться и приблизиться к объективной истине, содержащейся во взаимоотношениях. Таким образом, устанавливается взаимная коммуникация и становится возможным в некоторой степени согласие. Итак, мы можем постановить, что, хотя сильные эмоции мешают достичь понимания с оппонентом, наш опыт демонстрирует, что нейтральный катализирующий стиль лидера или терапевта сможет преодолеть данное препятствие в малой группе.
Последняя фраза в то же время указывает на другое препятствие в применении подхода, который я описал. До сих пор мы имели дело с малыми группами, где имели место производственные конфликты, религиозные конфликты, расовые конфликты, а также с терапевтическими группами с различными личными конфликтами. В таких малых группах наш опыт, подтвержденный ограниченным количеством исследований, показал, что слушание, эмпатия приводят к улучшению коммуникации, увеличению принятия других и другими и принятию установок, как позитивных, так и проблемных по своей сути и требующих решения. Происходит снижение защитных реакций, преувеличений, оценочной и критической активности. Но это все происходит в малых группах. А как достичь понимания между большими группами, которые географически удалены друг от друга? Или между небольшими группами, которые говорят не от себя, а просто представляют интересы остальных, например, как делегации в Организации Объединенных Наций? Мы не знаем ответов на эти вопросы. Я уверен, что ситуацию надо представить следующим образом. Как представители социальных наук мы имеем гипотетическое решение проблем нарушения коммуникации. Но чтобы подтвердить валидность этих решений и адаптировать это к бесчисленным нарушениям коммуникации между классами, группами и народами, требуются дополнительные средства, исследования и высокий уровень творческого мышления.
Даже с нашим сегодняшним ограниченным знанием мы можем предположить некоторые возможные шаги, которые можно было бы предпринять в больших группах, чтобы увеличить степень взаимного слушания и снизить степень оценивания. Давайте немножко пофантазируем, давайте предположим, что терапевтически ориентированная группа поедет к русским лидерам и скажет: «Мы хотим достичь истинного понимания ваших взглядов и, что еще важнее, ваших установок и чувств по отношению к Соединенным Штатам. Мы будем выражать наше понимание сказанного вами снова и снова до тех пор, пока вы не согласитесь, что мы сходимся в видении сложившейся ситуации». Потом, предположим, они сделают то же самое с руководителями нашей страны. Если затем они широко распространят эти две точки зрения, причем точно описывая эмоции, но не доходя до оскорблений, то разве это не возымеет огромнейшего эффекта? Это не будет гарантировать достижения того типа понимания, который я описывал, но сделает его более вероятным. Мы с большей вероятностью поймем чувства человека, который нас ненавидит, если его установки будут нам тщательно описаны третьей, нейтральной стороной, чем если он будет трясти перед нами кулаками.
Но уже само описание первого шага предполагает наличие еще одного препятствия. Наша культура пока не питает достаточного доверия к социальным наукам в смысле практического применении их достижений. К физике это не относится. Когда во время войны был изобретен способ искусственного изготовления синтетической резины, миллионы долларов и целая армия талантов были привлечены к работе над применением этого открытия. Если синтетическая резина может быть получена в миллиграммах, тогда она может и должна быть получена в тоннах. Так и произошло. Но в социальной сфере нахождение способа облегчения общения и взаимопонимания в малых группах не дает никаких гарантий, что эти результаты будут использованы. Может смениться не одно поколение, прежде чем на разработку этих результатов будут направлены финансовые и интеллектуальные ресурсы.
В завершение я бы хотел сделать резюме относительно этого частичного решения проблемы барьеров в коммуникации и выделить несколько отличительных черт.
Как я уже говорил, наши исследования и наш опыт показали, что нарушения общения и тенденция к оцениванию, которые являются основными коммуникативными барьерами, могут быть преодолены. Решение заключается в создании ситуации, где каждая из сторон приходит к пониманию точки зрения другой стороны. На практике это может быть достигнуто даже в случае напряженной эмоциональной атмосферы посредством влияния человека, который искренне желает эмпатийно понять каждую точку зрения и, таким образом, действует как катализатор, форсирующий дальнейшее понимание.
У этого процесса есть важные особенности. Активность может быть проявлена лишь одной стороной без ожидания готовности другой стороны. Это может быть даже инициировано третьей, нейтральной стороной, которая сможет добиться хотя бы минимального сотрудничества от одной из сторон.
Таким образом, можно работать с притворством, неискренностью и преувеличением защитного характера, обманами, «лживыми масками» — всем тем, что характеризует почти все случаи неудач в общении. Эти защиты исчезают удивительно быстро, как только люди обнаруживают, что следует понимать, а не оценивать.
Этот подход уверенно и быстро приводит к раскрытию истины, к реальной оценке объективных коммуникативных барьеров. Отказ от защитной позиции одной стороны в дальнейшем ведет к отказу от защиты другой стороной, таким образом, происходит приближение к истине.
С помощью такой процедуры достигается взаимная коммуникация. Взаимная коммуникация нацелена на решение проблем, а не на ущемление личности или группы. Она приводит к ситуации, в которой я вижу проблему такой, какой она предстает перед вами и передо мной, и то же самое происходит и с вами. Таким образом, четко и реалистично определенная проблема, безусловно, разрешается под интеллектуальным натиском, а в том случае, если она не имеет решения, то будет спокойно воспринята как таковая.
Это является «полученным из пробирки» решением проблемы нарушения общения в малых группах. Можем и мы этот частичный ответ исследовать, уточнить, разить и использовать в трагических и почти фатальных случаях нарушения коммуникации, которые угрожают самому существованию современного мира? Мне кажется, мы должны исследовать эту возможность.
Пробная формулировка общего
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 456; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!