Взгляд терапевта на цели человека.



«Быть тем, кем ты действительно являешься»

 

 

В настоящее время большинство психологов считают себя оскорбленными, если их подозревают в приверженности к философии. Я не разделяю этих позиций. Я не могу по­могать иначе, чем размышляя над смыслом того, что я наблюдаю. Кажется, этот смысл обладает удивительны­ми последствиями для современного мира.

В 1957 году доктор Рассел Бекер (Russel Becker), мой друг и бывший мой студент по колледжу, коллега, при­гласил меня прочитать специальную лекцию для препо­давателей в Вустерском колледже штата Огайо. Я решил более ясно выработать для себя те личностно ориентиру­ющие смыслы, которые обретают клиенты, находясь в свободной атмосфере терапевтических отношений. Ког­да доклад был закончен, у меня возникли мрачные сомне­ния в том, что в нем не было ничего нового и важного. Но мои опасения были в некоторой степени рассеяны уди­вительно долгими аплодисментами аудитории.

По прошествии некоторого времени я смог более объективно посмотреть на то, что говорил тогда, и почув­ствовал удовлетворение в двух отношениях. Я думаю, что работа хорошо выражает наблюдения, которые вылились для меня в две важные темы. Первая — доверие к челове­ческому организму, когда он свободно функционирует. Вторая — экзистенциальное качество удовлетворяющей нас жизни — тема, представленная некоторыми нашими современными философами и великолепно выраженная более двадцати пяти столетий назад Лао-Цзы, который сказал: «Делать — значит быть».

 

Вопросы

«Какова цель моей жизни?», «За что я борюсь?», «Ка­ково мое назначение?» Это те вопросы, которые так или иначе задает себе индивид, иногда спокойно и созерца­тельно, иногда мучимый сомнениями или отчаянием. Это старые как мир вопросы, которые себе задают и на кото­рые отвечают люди в каждом веке. Это вопросы, которые каждый человек должен задать себе сам и сам же на них ответить. Я как консультант слышу эти вопросы от муж­чин и женщин, которые, испытывая личностные затруд­нения, стараются узнать, понять или выбрать свой жиз­ненный курс.

На первый взгляд нет ничего нового, что можно было бы сказать по поводу этих вопросов. На самом деле выб­ранная мною фраза, с которой начинается эта глава, взя­та из рукописей человека, бившегося над этими вопроса­ми больше века назад. Это может показаться дерзким — высказывать мнение другого человека о проблеме целей и предназначения. Но так как я много лет работал с про­блемными и дезадаптивными людьми, я уверен, что могу распознать образ, направление, общность, закономер­ность в пробных ответах на эти задаваемые людьми са­мим себе вопросы. Таким образом, мне бы хотелось поде­литься с вами моим видением того, к чему стремятся люди, когда они свободны выбирать.

 

Некоторые ответы

Перед тем как взять вас с собой в мир моего опыта с клиентами, я бы хотел напомнить, что упомянутые мной вопросы вовсе не псевдовопросы, и никогда — ни в про­шлом, ни в настоящем — человечество не приходило к согласию по поводу них. Когда в прошлом человечество пыталось разрешить проблему жизненного предназначе­ния, некоторые отвечали в соответствии с катехизисом: «Основное для человека — славить Господа». Другие ви­дели свою цель в подготовке к бессмертию. Кое-кто пре­следовал более приземленную цель — наслаждаться и ис­пытывать легкость и удовлетворение в каждом чувствен­ном стремлении. Другие — и это происходит по сей день — видят цель жизни в приобретении материальной соб­ственности, статуса, знаний, власти. Некоторые полнос­тью посвятили себя преданному служению делу, находя­щемуся вне их, — христианству или коммунизму. Гитлер видел свою цель в том, чтобы стать вождем господствую­щей расы, которая будет управлять всеми. С этой пози­цией ярко контрастируют жители Востока, борющиеся за устранение всех личных желаний, с тем чтобы в наивыс­шей мере контролировать себя. Я описал широкий диа­пазон выборов, чтобы показать некоторые цели, ради ко­торых живет человечество, и предположить, что существу­ет множество таких целей.

В недавнем важном исследовании Чарльза Морриса (Charles Morris) (5) были объективно исследованы пути жизни, предпочитаемые студентами шести разных стран: Индии, Китая, Японии, США, Канады и Норвегии. Как можно было предположить, он нашел явные различия между этими национальными группами. Также с помо­щью факторного анализа данных он пытался определить лежащие в основе этих различий ценности, которые, ве­роятно, являются основой тысяч индивидуальных пред­почтений. Не углубляясь в детали анализа, мы можем ос­тановиться на пяти выделенных измерениях, которые че­рез комбинацию их положительных или отрицательных факторов оказываются ответственными за индивидуаль­ные выборы.

Первое измерение ценностей описывает предпочтение человеком ответственности, нравственности и сдержан­ного участия в жизни, которые он ценит и бережет.

Второе измерение включает в себя удовлетворение от решительных действий в преодолении преград. Оно опи­сывает уверенное проявление инициативы в решении личных и социальных проблем и в преодолении естествен­ных преград в мире природы.

Третье измерение акцентирует внимание на самодос­таточности внутренней жизни с богатым и развитым са­мосознанием. Отвержение власти над людьми и предме­тами в пользу глубинного и сочувственного понимания себя и других.

Четвертое измерение, лежащее в основе предпочтений, ценит восприимчивость к людям и природе. Вдохновение приходит из внешнего по отношению к Я источника, и личность живет и развивается в соответствии с ним.

Пятое и последнее измерение выделяет чувственное удовольствие, наслаждение. Ценными считаются простые жизненные удовольствия, отдача себя моменту, откры­тость жизни без напряжения.

Это важное исследование одним из первых объектив­но изучило ответы разных культур на вопрос: «Какова цель моей жизни?» Оно многое прибавило к нашим знаниям, а также помогло обозначить некоторые базовые факто­ры, формирующие выбор. Как сказал Моррис об этих факторах: «Это как будто у людей разных культур есть пять основных музыкальных тонов, с помощью которых они сочиняют разные мелодии» (5, стр. 185).

 

Другая точка зрения

Как бы то ни было, я обнаружил смутное неудовлет­ворение этим исследованием. Ни один из «путей жизни», которые Моррис представлял студентам в качестве воз­можного выбора, ни факторные оси не содержит полнос­тью и удовлетворительно те жизненные цели, которые возникают в моем опыте работы с клиентами. В соответ­ствии с моими наблюдениями в процессе психотерапии, когда люди борются за поиск своего собственного образа жизни, у них скорее всего возникают общие черты, кото­рые любое определение, описанное Моррисом, не может полностью охватить.

Я смогу лучше постулировать эту жизненную цель, если процитирую Серена Кьеркегора (Seren Kierkegaard): «быть тем Я, которое истинно» (3, стр.29). Я твердо знаю, что это до абсурдности просто. Быть тем, кто ты есть, — это скорее утверждение очевидного факта, а не цель. Что это значит? Что под этим подразумевается? Я бы хотел посвятить этим проблемам оставшуюся часть моих заме­ток. Просто скажу, что вначале казалось, что под этим скрываются некоторые странные вещи. Благодаря моему опыту работы с клиентами и моим собственным внутрен­ним поискам я обнаружил, что пришел к той точке зре­ния, которая была мне чужда десять или пятнадцать лет назад. Итак, я уверен, что вы посмотрите на эти идеи с критическим скептицизмом и примете их настолько, на­сколько они перекликаются с вашим собственным опы­том.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!