Что значит становиться личностью
Когда я работал в Центре консультирования Чикагского университета, у меня была возможность работать с людьми, которые обладали широким кругом личностных проблем. Среди них был и студент, переживающий из-за возможного провала на экзаменах в колледже; и домохозяйка, недовольная своим замужеством; и человек, ощущающий, что он находится на грани нервного расстройства или психоза; и ответственный работник, который большую часть своего времени проводит, предаваясь сексуальным фантазиям, и не справляется с работой; и студент-отличник, успевающий лучше всех в группе, но парализованный убеждением в своей безнадежной несостоятельности; и родитель, уставший от поведения своего ребенка; и общительная девушка, впадающая в беспричинную черную депрессию; и женщина, которая боится, что любовь и жизнь проходят мимо нее, а ее успехи в учебе — лишь слабое утешение; и человек, убежденный в том, что все мощные злые силы объединились вокруг него. Я могу продолжить этот список, содержащий множество различных уникальных проблем, с которыми приходят люди. Это полнота жизненного опыта. Однако для консультанта нет ничего приятного в перечислении этих жалоб. Я знаю, что проблема, заявленная на первой беседе, не является той же самой через два-три часа, а к десятой беседе это будет уже совсем другая проблема или серия проблем.
Но тем не менее я приобрел уверенность в том, что вопреки этому приводящему в замешательство горизонтальному многообразию и вертикальным слоям различных затруднений скорее всего существует только одна проблема. Опираясь на опыт многих клиентов во время терапевтических отношений, которые мы пытаемся для них создать, я обнаружил, что каждый из них поднимает один и тот же вопрос. Под уровнем проблемной ситуации, на которую жалуется клиент — за сложностями с учебой, с женой, с работодателем, за собственным не поддающимся контролю странным поведением, за собственными пугающими чувствами, — лежит основной поиск клиента. Мне кажется, что где-то в глубине каждый человек задается вопросом: «Кто же я в действительности! Как я могу прикоснуться к этому истинному Я, лежащему в основе всего моего внешнего поведения? Как я могу стать собой?»
|
|
Процесс становления.
Проникновение под маску
Позвольте мне попытаться объяснить, что я имею в виду, когда говорю, что существует цель, которой индивид больше всего хочет достичь, которой он сознательно или несознательно добивается. Эта цель заключается в том, чтобы стать самим собой. Если ко мне приходит человек, озадаченный уникальной комбинацией своих проблем, то я понимаю, что стоит попробовать создать безопасные и свободные взаимоотношения. Моя цель — понять, как он чувствует себя в своем внутреннем мире; принять его таким, какой он есть; создать атмосферу свободы, в которой он сможет продвинуться в своих чувствах, мыслях и образе жизни в любом направлении, каком только захочет. Как он использует эту свободу?
|
|
По моему опыту он использует это, чтобы все больше и больше становиться собой. Он начинает отбрасывать фальшивое поведение, маски, роли, с которыми встречает жизнь. Он, оказывается, пытается найти нечто основное, чтобы в большей степени стать собой. В первую очередь он снимает те маски, которые он сознательно использует. Одна молодая девушка-студентка описывала в консультационной беседе одну из масок, которую использовала, и свои сомнения по поводу того, есть ли под этим внешним умиротворением и очарованием настоящее Я со своими убеждениями.
«Я думала о соответствии нормам. Я как бы разработала что-то вроде умения, я думаю... ну... привычка... пытаться сделать так, чтобы окружающие меня люди чувствовали себя легко, или вести себя так, чтобы дела шли гладко. Миротворец нужен всегда, как масло внутри механизма. На встречах, или на вечеринках, или где-то еще — я способствовала тому, чтобы все шло гладко и чтобы всем казалось, что мы хорошо проводим время. Но иногда я удивлялась себе, если принимала противоположную своей точку зрения, понимая, что человек, придерживающийся ее, обидится, если я этого не сделаю. Иначе говоря, я просто никогда... я имею в виду, я никогда не была уверена в чем-то. Сейчас мне кажется, что причина, по которой я это делала, исходит из моего дома. Я никогда не вставала на защиту своих убеждений и сейчас не знаю, есть ли они у меня, чтобы их защищать. Если честно, я не была собой, я не знала, что является моим настоящим Я, и я просто играла свою роль фальшиво».
|
|
В этом отрывке вы можете увидеть, как она проверяет маску, которую использует, осознавая свое неудовлетворение и рассуждая, как добраться до глубинного настоящего Я, если таковое существует.
В попытках раскрыть свое собственное Я клиент обычно использует отношения, чтобы исследовать, проверять различные аспекты своего опыта, осознавать и сталкиваться с глубокими противоречиями, которые он часто обнаруживает. Он понимает, насколько его поведение и даже чувства, являются неискренними, исходящими не из естественных движений его организма, а только фасадом, внешностью, за которой он прячется. Он открывает то, как сильно руководствуется в жизни представлениями о том, каким должен быть, а не тем, кто он есть в действительности.
|
|
Часто он приходит к выводу, что существует только как ответ на требования других, что у него нет собственного Я, что он только пытается чувствовать, думать, вести себя так, как, по мнению других, он обязан себя вести, думать и чувствовать.
В связи с этим я был поражен, обнаружив, как датский философ Серен Кьеркегор (Seren Kierkegaard) с острой психологической проницательностью обрисовал дилемму индивидуальности больше века назад. Он подчеркнул, что обычное отчаяние — это отчаяние из-за отсутствия выбора или желания быть собой; но самая глубокая форма отчаяния — это решение «быть другим, а не собой». С другой стороны, «желать быть тем Я, которое истинно, абсолютно противоположно отчаянию», и за этот выбор человек несет огромную ответственность. Когда я читал его работы, меня не покидало ощущение, что он, должно быть, слышал высказывания наших клиентов в то время, когда они искали и исследовали реальность своего Я — зачастую это был болезненный и сложный поиск.
Этот поиск становится еще более волнующим, когда клиенты вовлекаются в отказ от фальшивых масок, о которых раньше не знали, что они фальшивые. В этом пугающем поиске они начинают исследовать свои чувства, бушующие и иногда жестокие. Снятие маски, которую вы считали частью своего настоящего Я, очень тревожит, даже если есть свобода думать, чувствовать и быть и если индивид все ближе подходит к цели. Это может проиллюстрировать выдержка из речи женщины, завершившей серию бесед. Она использует много метафор, когда рассказывает, как боролась за проникновение к сущности своего Я.
«Глядя на это сейчас, я понимаю, что как будто снимала защиту слой за слоем. Я строила их, проверяла, а потом выкинула, потому что вы не изменялись. Я не знала, что находится на дне меня, и очень боялась это найти, но мне надо было продолжать искать. Сперва я ничего не чувствовала внутри себя — только огромную пустоту, где мне нужно было и хотелось найти твердую сущность. Затем я начала чувствовать, что сталкиваюсь с твердой каменной стеной, слишком высокой, чтобы перелезть, и слишком плотной, чтобы пройти насквозь. Однажды стена стала полупрозрачной, а не плотной. А после этого она стала вроде бы исчезать, но за ней я обнаружила дамбу, сдерживающую бурлящие воды насилия. Я чувствовала, что если вновь попытаюсь сдержать силу этих вод или открою хотя бы небольшое отверстие, то я и все вокруг будет разрушено надвигающимся стремительным потоком чувств, которые представлены в виде воды. В результате я не смогла больше сдержать это и выпустила поток. И я действительно поддалась совершенной и полной жалости к себе, потом ненависти и затем — любви. После такого опыта я чувствовала, что перескочила через край пропасти и оказалась в безопасности на другой стороне, вместо того чтобы качаться на краю. Я не знаю, что ищу и куда иду, но я чувствую, что живу по-настоящему, как никогда, и что двигаюсь вперед».
Я уверен, что этот отрывок довольно хорошо демонстрирует чувства многих индивидов: если фальшивая внешность, стена, дамба не выдержат, то все будет уничтожено напором чувств, которые удерживались в этом внутреннем мире. Однако этот отрывок также иллюстрирует непреодолимую потребность, которую испытывают индивиды в поиске и становлении своего Я. Также он показывает способ, с помощью которого индивид организует свою внутреннюю реальность, — когда он полностью переживает ощущения, которые открываются ему на органическом уровне (как эта клиентка переживала жалость к себе, ненависть, любовь, а потом уверенность в том, что она является частью своего реального Я).
Переживание чувств
Я бы хотел еще раз поговорить об этом переживании чувств. На самом деле — это открытие неизвестных элементов Я. Тот феномен, который я пытаюсь описать, очень сложно понять когнитивным способом. В нашей повседневной жизни существует тысяча и одна причина для того, чтобы полностью не переживать свои отношения, причины из прошлого и настоящего, причины, коренящиеся в социальном окружении. Переживать их полноценно и свободно кажется слишком опасным, несущим в себе потенциальное разрушение. Но в безопасных и свободных терапевтических отношениях они могут быть пережиты полноценно — такими, какие они есть.
Они могут переживаться и переживаются, как мне хочется думать, «в чистом виде», так что в определенный момент человек может быть своим страхом, злобой, нежностью или чем-то еще.
Наверное, я смогу разъяснить это, снова проиллюстрировав примером, который покажет и выразит то, что я имею в виду. Молодой человек, аспирант, находящийся глубоко в процессе психотерапии, был сильно озадачен смутным чувством, которое он ощутил в себе. Он постепенно обозначил его как какое-то пугающее чувство, страх провала, неполучение ученой степени. Потом была долгая пауза. С этого момента мы посмотрим запись беседы.
Клиент: Я как бы позволил этому дойти до меня. Но еще я связываю это с вами и с нашими отношениями. И есть еще, что я чувствую, это страх уйти; или по-другому... слишком тяжело уловить... похоже на два разных чувства. Или два «меня». Один боится — тот, который держится за что-то, и его я могу довольно ясно почувствовать прямо сейчас. Вы знаете, мне, похоже, нужно за что-то держаться... и я как бы боюсь.
Терапевт: Угу. Это то, что вы можете чувствовать в данную минуту и чувствовали и чувствуете именно в наших взаимоотношениях.
Клиент: Неужели вы не разрешите мне это, потому что, вы знаете, мне, похоже, это нужно. Мне так одиноко и страшно без этого.
Терапевт: Угу. Угу. Дайте мне держаться за это, потому что мне будет жутко страшно, если я этого не сделаю. Разрешите мне ухватиться за это. (Пауза.)
Клиент: Это как бы одно и то же — не могли бы вы разрешить мне иметь диссертацию или ученую степень, так что... Потому что мне, похоже, нужен этот маленький мирок. Я имею в виду...
Терапевт: В обоих случаях это похоже на мольбу, не правда ли? Позвольте мне иметь это, потому что я очень сильно в этом нуждаюсь. Я буду жутко напуган, если у меня не будет этого. (Долгая пауза.)
Клиент: Я меня чувство... Я как-то не могу идти дальше... Это похоже на хнычущего мальчика, как бы даже,.. Что это за жест — мольба? (Складывает свои руки в мольбе.) Разве не смешно? Потому что...
Терапевт: Вы сложили свои руки, как при мольбе.
Клиент: Да, точно! Как бы, не сделаете ли вы это для меня?.. О, это ужасно! Кто я, умоляю?
Возможно, этот отрывок передаст немногое из того, о чем я здесь говорил, — переживание чувства до его предела. Здесь, на данный момент, присутствует переживание себя просто как хнычущего маленького мальчика — молящего, просящего, зависимого. На тот момент он был только этой мольбой. Но мы уверены в том, что почти сразу он отступил от этого переживания, сказав: «Кто я, умоляю?» — но это оставило свой отпечаток. Моментом позже он сказал: «Это такое изумительное чувство — ощущать, как новое выходит из меня. Это всякий раз сильно удивляет меня, и снова это чувство, похожее на страх того, что во мне слишком много всяких вещей, что я, возможно, что-то из них скрываю». Он осознает, что переполнен. В тот момент он стал своей зависимостью, и его поражает то, как это с ним произошло.
Он сполна испытал не только зависимость. Это может быть боль, или грусть, или зависть, или разрушительная злоба, или сильное влечение, или уверенность и гордость, или чуткая нежность, или безграничная любовь. Это может быть любая эмоция, на которую способен человек.
То, что я здесь представил, показывает, что в такой момент индивид начинает быть тем, кто он есть. Когда человек на протяжении терапии переживает все эмоции, органично возникающие в нем, и переживает их в сознательной и открытой форме, он открывает себя во всем богатстве, что существует внутри него. Тогда он стал тем, кто он есть.
Раскрытие себя в опыте
Давайте рассмотрим, что значит стать кем-то. Это наиболее запутанный вопрос, и я снова попытаюсь извлечь возможный ответ из высказываний клиентки, которые записаны между беседами. Она рассказывает, как различные фасады, за которыми она жила когда-то, помялись и разрушились, принеся ощущение растерянности, а вместе с тем чувство облегчения. Она продолжала:
«Вы знаете, кажется, что все усилия, направленные на поддержание поведения по условному образцу, были абсолютно бесполезны — излишнее расточительство. Вы думаете, что вам самим надо составить образ, но кусочков слишком много, и слишком трудно поставить их по местам. Иногда расставляешь их неправильно, и чем сильнее эта неправильность выражена, тем больше требуется усилий, чтобы расположить их в правильном порядке, до тех пор пока вы настолько не устанете, что даже самый ужасный конфуз будет намного лучше, чем попытки продолжать дальше удерживать этот образ. Потом вы открываете, что после встряски кусочки, если их оставить в покое, совершенно естественно падают по своим местам, и жизнеспособный образ появляется вообще без всяких усилий с вашей стороны. Ваша работа состоит в том, чтобы это открыть, и именно поэтому вы найдете свое Я и свое собственное место. Вы должны только позволить собственному опыту раскрыть вам свое значение; а в тот момент, когда вы укажете ему его значение, вы сразу окажетесь в состоянии войны с самим собой».
Давайте попробуем рассмотреть ее поэтическое описание и переведем его в смыслы, имеющие для меня значение. Я уверен, что она говорит: быть собой — значит найти образ, основные закономерности, которые существуют в непрерывном меняющемся потоке своего опыта. Быть собой означает не пытаться организовать свой опыт в виде маски или несуществующей структуры, а открыть единство и гармонию, которые присутствуют в своих собственных актуальных чувствах и реакциях. Это значит, что настоящее Я есть то, которое может быть уютно раскрыто в своем опыте, а не то, что навязывается сверху.
Приводя отрывки высказываний этих клиентов, я пытался предположить, что происходит в содействующих терапевтических отношениях тепла и понимания. Кажется, что постепенно и болезненно индивид исследует, что лежит за маской, которую он показывает миру, а иногда и за маской, которая вводит в заблуждение его самого. Глубоко и зачастую отчетливо он переживает различные стороны себя, которые были спрятаны внутри. Таким образом, он все больше и больше становится собой — не внешним постоянным фасадом, обращенным к другим, не циничным отрицанием всех чувств, не маской рационального интеллекта, а живым, дышащим, чувствующим, меняющимся процессом — короче, он становится личностью.
Личность, которая появляется
Я представляю, что многие из вас задают вопрос: «А каком личностью он становится? Недостаточно сказать только то, что он отбрасывает маски. Какая личность под этим скрывается?» С позиции очевидного факта, заключающегося в том, что любой индивид стремится стать независимой, особой и уникальной личностью, ответить будет нелегко. Тем не менее я бы хотел выделить несколько характерных тенденций, которые вижу здесь. Ни одна личность полностью этих характеристик не проявляет, ни одна личность полностью не оправдывает того определения, которое я дам, но я действительно вижу определенные правила, которые могут быть выработаны и основаны на моем опыте участия в психотерапевтических отношениях со многими клиентами.
Открытость опыту
Во-первых, скажу, что в этом процессе индивид становится более открытым своему опыту. Это утверждение имеет для меня большое значение. Оно — противоположность защите. Психологические исследования показали, что если наша сенсорная информация расходится с нашей картиной Я, тогда эта информация искажается. Другими словами, мы можем видеть не все свои чувственные реакции, а только те, которые соответствуют нашей картине Я.
Сейчас, в описываемых мною безопасных отношениях, такая защита, или ригидность, стремится к замене на возрастающую открытость опыту. Я пытался описать, что человек начинает более открыто осознавать свои собственные чувства и отношения, существующие на органическом уровне. Он также начинает в большей степени осознавать ту реальность, которая существует вне него, вместо того чтобы воспринимать ее в заранее заданных категориях. Он видит, что не все деревья — зеленые, не все мужчины — суровые отцы, не все женщины отказывают, не всякий неудачный опыт говорит о его несостоятельности и тому подобное. Он способен принять во внимание новую ситуацию такой, какова она в действительности, а не искажать ее в соответствии с уже устоявшимися образами. Можно предположить, что эта возрастающая способность быть открытым опыту делает его намного более реалистичным во взаимодействии с новыми людьми, новыми ситуациями, новыми проблемами. Значит, его убеждения не ригидны, и он может допускать двусмысленность. Он может получать много противоположной информации, насильно не закрываясь от ситуации. Такая открытость сознания тому, что существует в данный момент в себе и в настоящей ситуации, я уверен, является важным элементом в описании личности, возникающей в терапии.
Наверное, я могу придать этой концепции более четкий смысл, если проиллюстрирую ее записью беседы. Молодой специалист в сорок восьмой беседе рассказывает о том, как он стал более открыт некоторым своим телесным и другим ощущениям.
Клиент: Я не думаю, что каждый может рассказать обо всех изменениях, которые он чувствует. Но я на самом деле недавно ощутил, что должен больше уважать, с большей объективностью относиться к своим физическим составляющим. Я имею в виду, я не ожидал слишком многого от себя. Вот как это происходит: я чувствую, что в прошлом привык бороться с усталостью после ужина. Ну, а сейчас я чувствую уверенность, что действительно устал, а не придумываю себе усталости, что я просто нахожусь на физически низком уровне. Кажется, что я просто постоянно осуждал свою усталость.
Терапевт: Итак, вы можете позволить себе быть усталым, вместо того, чтобы продолжать чувствовать и усталость, и осуждение ее.
Клиент: Да, что я не должен уставать или что-то вроде этого. Но кажется, что можно быть твердо уверенным, что можно просто не бороться с этой усталостью, и вместе с этим приходит реальное чувство, что я должен снизить темп жизни. Поэтому быть усталым уже не так страшно. Я думаю, что могу связать то, почему я не должен был так себя вести, с тем, что думает по этому поводу мой отец. Например, если я заболел и сказал ему, что болен, то внешне будет казаться, что он хочет мне помочь, но в то же время он подумает: «Ох, черт возьми, еще одна неприятность». Вы знаете, что-то вроде этого.
Терапевт: Как будто в том, что вы заболели, есть что-то досадное.
Клиент: Да, я уверен, что мой отец относится к телу с таким же неуважением, как и я. Недавно, прошлым летом, я вывихнул что-то в позвоночнике, потянул его. Это была в первое время действительно постоянная боль, очень острая. Меня осмотрел доктор и сказал, что это не очень серьезно, это должно пройти само собой, если я не буду много наклоняться. Ну, это произошло несколько месяцев назад... и я недавно стал замечать, что... черт, это действительно больно и это до сих пор там... и это не моя вина.
Терапевт: Это вовсе не доказывает, что вы плохой...
Клиент: Нет... и одна из причин, мне кажется, почему я устаю больше, чем должен, это из-за постоянной нагрузки, и таким образом... я уже договорился о приеме у доктора в госпитале, где он меня осмотрит, сделает рентген или что-то в этом роде. В этом случае, я догадываюсь, вы можете сказать, что я просто стал вернее чувствовать... или быть объективней к таким вещам... И это действительно глубокий сдвиг, я бы сказал, и, конечно, мои отношения с моей женой и с двумя детьми... ну, их просто не узнаешь, если посмотреть на меня со стороны... как вы это делаете... я имею в виду... кажется, просто нет ничего прекраснее, чем по-настоящему и искренне... по-настоящему испытывать любовь к своим собственным детям и в то же время получать ее. Я не знаю, как это выразить. У нас так возросло уважение... у нас двоих — к Джуди... и мы только заметили... как мы участвуем в этом... мы заметили в ней огромное изменение... это, кажется, очень глубокая вещь.
Терапевт: Мне кажется, вы говорите, что теперь можете более внимательно прислушиваться к себе. Если ваше тело говорит, что устало, вы слушаете его и верите ему, вместо того чтобы осуждать; если это боль — вы можете ее слышать; если это чувство любви к жене и детям — вы можете это почувствовать, и, кажется, это проявляется еще и в том, что они изменяются.
Здесь, в сравнительно небольшом, но символически важном отрывке, можно увидеть многое из того, что я пытался сказать про открытость опыту. Прежде он не мог свободно чувствовать боль или болезнь, потому что быть больным означало быть непринятым. Он не мог чувствовать нежность и любовь к своим детям, потому что иметь такие чувства означало быть слабым, а он должен был удерживать сильную маску. Но сейчас он может быть искренне открыт переживаниям своего организма — он может быть уставшим, если устал, он может чувствовать боль, когда его телу больно, он может свободно проявлять любовь, которую чувствует к своей дочери, и также может чувствовать и выражать ей свое недовольство, о чем он сказал в следующей части беседы. Он может полностью жить опытом своего целостного организма, вместо того чтобы не впускать его в сознание.
Доверие к своему организму
Второе качество личности, возникающее после процесса терапии, трудно описать. Кажется, что человек все больше обнаруживает, что его собственный организм заслуживает доверия, что он — подходящий инструмент для нахождения наиболее соответствующего поведения в каждой непосредственной ситуации.
Это кажется странным, позвольте мне разъяснить. Если вы представите себе индивида, стоящего перед неким экзистенциальным выбором, это, возможно, облегчит понимание моего описания: «Провести ли мне отпуск дома с семьей или одному?», «Выпить ли мне предложенный третий коктейль?», «Тот ли это человек, которого я хочу видеть в качестве партнера в жизни и в любви?». Как же поведет себя человек в такого рода ситуациях после психотерапии? В пределах открытости человека своему опыту у него есть доступ ко всем возможным составляющим ситуации, на которых можно основывать свое поведение. У него есть знание своих собственных чувств и желаний, которые зачастую сложны и противоречивы. Он может свободно ощущать требования общества от ригидных социальных «законов» до желаний друзей и семьи. У него есть доступ к запомнившимся похожим ситуациям и результатам различных типов поведения в таких ситуациях. У него есть относительно четкое представление о внешней среде во всей ее сложности. Он обладает лучшей способностью позволять своему целостному организму при участии сознательной мысли продумывать, взвешивать и уравновешивать любые воздействия, потребности и требования, их относительный вес и интенсивность. Вне этого комплекса взвешивания и уравновешивания он не способен раскрывать направление действия, которое кажется лучшим удовлетворением всех его потребностей в ситуации (долгосрочных и сиюминутных).
В таком взвешивании и уравновешивании всех компонентов жизненного выбора его организм, конечно же, будет совершать ошибки. Будут сделаны ошибочные выборы. Но из-за того, что человек стремится к осознанию своего опыта, у него будет происходить широкое и непосредственное осознание неудовлетворяющих результатов, быстрая коррекция ошибочных выборов.
Это может помочь осознать, что у большинства из нас есть недостатки, которые мешают этому взвешиванию и уравновешиванию, — это нечто присутствующее в нас, но не являющееся частью нашего опыта и не впускающее те элементы, которые являются частью нашего опыта. Таким образом, индивид может придерживаться такого представления о себе, как «я знаю меру в спиртном», когда открытость своему прошлому опыту показывает, что это едва ли верно. Или молодая женщина, которая способна видеть только хорошие качества будущего супруга, тогда как открытость опыту показала бы, что он обладает также и недостатками.
В общем, истиной является то, что, когда клиент открыт своему опыту, он обнаруживает, что его организм заслуживает доверия. Он испытывает меньше страха перед своими эмоциями. Здесь присутствует постепенный рост доверия и даже симпатии к сложности, богатству, широкому спектру чувств и стремлений, которые находятся в нем на орга-низмическом уровне. Сознание вместо того, чтобы быть сторожем опасных и непредсказуемых импульсов, из которых лишь немногие могут быть выпущены на свет, становится обитателем сообщества импульсов, чувств и мыслей, которые, как оказывается, очень хорошо управляют собой, если за ними не следить со страхом.
Внутренний локус контроля
Еще одно направление, очевидное в процессе становления личности, относится к источнику, или локусу, выборов ее решений или оценочных суждений. Индивид все больше и больше приходит к чувству, что его локус контроля лежит внутри него самого. Все меньше и меньше он ищет в других одобрения или неодобрения: стандартов, по которым нужно жить; решений и выборов. Он узнает, что это покоится внутри него; и единственный вопрос, который имеет смысл, — это: «Удовлетворяет ли меня мой образ жизни, является ли он моим полным и истинным выражением?» Это, я думаю, скорее всего самый важный вопрос для творческой личности.
Наверное, будет лучше проиллюстрировать это на примере. Я бы хотел представить краткий отрывок из записи беседы с молодой женщиной, студенткой, которая пришла за помощью на консультацию. Изначально она была крайне обеспокоена множеством проблем и помышляла о самоубийстве. Во время беседы она открыла в себе огромное желание быть зависимой, позволить кому-нибудь управлять своей жизнью. Она была крайне предосудительно настроена по отношению к тем, кто недостаточно ею управлял. Она говорила обо всех своих профессорах, чувствуя горечь от того, что никто не научил ее чему-нибудь действительно стоящему. Постепенно она начала осознавать, что частью ее проблемы было то, что она не принимала активного участия на этих занятиях. Затем идет часть, которую я хочу процитировать.
Я думаю, в этом отрывке вы найдете для себя пояснение того, что значит иметь внутренний локус контроля в вас самих. Здесь представлена цитата из одной из поздних бесед с этой молодой женщиной, где видно, как она начала осознавать, что скорее всего она частично ответственна за недостатки в своем образовании.
Клиент: Ну, сейчас я удивляюсь, как это я ходила вокруг да около, получая поверхностные знания и не ухватывая, не вникая в глубинную суть вещей.
Терапевт: Может быть, вы брали по чайной ложечке там, где надо было брать лопату и копать глубже.
Клиент: Угу. Вот почему я говорю... (медленно и очень тщательно) ну, с некоторым основанием это действительно зависит от меня. Я имею в виду, мне кажется ясно, что я не могу зависеть от кого-то другого в своем образовании. (Очень мягко.) Я в самом деле должна буду добиться этого сама.
Терапевт: Ну, почти добрались, что есть только один человек, который может вас научить; вы осознаете, что скорее всего никто не сможет вам дать образование.
Клиент: Угу. (Долгая пауза — она сидит и думает.) У меня есть все симптомы страха. (Мягко смеется.)
Терапевт: Страх? Это то, что пугает? Вы это имеете в виду?
Клиент: Угу. (Очень долгая пауза, очевидно, она борется со своими внутренними чувствами.)
Терапевт: Вы еще что-то хотите об этом сказать? Это действительно вызывает в вас симптомы испуга?
Клиент (смеется): Я, ух... я не знаю, что я точно знаю. Я имею в виду... ну, это действительно похоже на то, что я освободилась (пауза), и это кажется, я очень... я не знаю... это уязвимое положение, но я, ух, я вытащила это наверх и это, ух, это как-то часто выходит наружу, и без моих слов. Это кажется... что-то, чему я позволяю вылезти.
Терапевт: Вряд ли это часть вас.
Клиент: Ну, я чувствую удивление.
Терапевт: Хотя «Ну, ради бога, неужели я это сказала?». (Оба посмеиваются.)
Клиент: Действительно, я не думаю, что у меня раньше было такое чувство. У меня было... ух, ну, это на самом деле ощущается так, ух, что действительно является частью меня. (Пауза.) Или, ух (довольно растерянно), это ощущается, как... у меня есть... ух, я не знаю. Я ощущаю силу, и еще у меня есть в то же время чувство... осознание чего-то пугающего, страшного.
Терапевт: То есть вы имеете в виду, что это дает вам чувство, как вы говорите, силы и еще в то же время пугающее чувство того, что вы сказали, да?
Клиент: Угу. Я это чувствую. Например, я ощущаю сейчас это внутри... похоже, оно вздымается, вытекает, как водопад. Как будто оно действительно большое и сильное. И еще... ух... ну, во-первых, это почти физическое чувство того, что я осталась в одиночестве, оторванной от... от поддержки окружающих.
Терапевт: Вы чувствуете, что это что-то глубокое и мощное, рвущееся наружу, и в то же время вы просто чувствуете, как оторвались от поддержки, когда произнесли это.
Клиент: Угу. Может, и так... я не знаю... это изменение моего образа, я думаю.
Терапевт: Похоже на сотрясение довольно значимого образа, со скрипом потерянного.
Клиент: Угу. (Пауза, осторожно, но с убеждением.) Я... я думаю... я не знаю, но у меня есть чувство, что я начну делать много вещей, которые, я знаю, я должна сделать... Мне надо так много сделать. Кажется, я должна выработать новые способы поведения во многих жизненных направлениях, но... может быть... я смогу увидеть, что делаю что-то немного лучше.
Я надеюсь, что эта иллюстрация дает нам некоторое представление о силе, которая переживается в состоянии уникальной личности, ответственной за себя, и также о тревоге, которая сопровождает принятие на себя ответственности. Осознание того, что «я единственный, кто выбирает» и «я единственный, кто определяет для себя ценность опыта», является одновременно стимулирующим и пугающим.
Готовность быть процессом
Я бы хотел выделить последнюю характеристику таких людей, когда они стремятся раскрыться и стать собой. Им больше нравится существовать в качестве процесса, чем результата. Когда клиент вступает в терапевтические отношения, он, похоже, хочет достичь какого-то устойчивого состояния: он хочет достичь той точки, за которой его проблемы будут решены, где он станет успешным в своей работе или удовлетворенным своим супружеством. Но в свободных терапевтических отношениях он стремится отбросить такие фиксированные цели и обрести более верное осознание того, что он не застывшая сущность, а процесс становления.
Один клиент при завершении терапии немного озадаченно сказал: «Я не закончил работу по интегрированию и реорганизации себя, но это только смущает, а не обескураживает, сейчас я осознаю, что это продолжающийся процесс... Это возбуждает, но иногда расстраивает. Однако всегда воодушевляет ощущение себя в действии, предположительно осознанном относительно его направления, даже если ты... даже если не всегда есть осознание того, куда оно приведет». Здесь можно одновременно увидеть и выражение доверия к организму, о котором я говорил, и осознание себя как процесса. Это личное описание того состояния, когда принимаешь, что ты — поток становления, а не окончательная данность. Это значит, что личность является текущим процессом, а не фиксированной и статичной сущностью; текущей рекой изменений, а не куском твердой материи; постоянно меняющимся созвездием возможностей, а не фиксированным набором черт.
Вот другое высказывание о том же элементе изменчивости экзистенциального бытия: «Целая последовательность переживаний и смыслов, которые я тут раскрыл, представила мне процесс одновременно и притягивающим, и немного пугающим. Это, похоже, означает позволить своему опыту вести себя в направлении, которое появляется в перспективе, к целям, которые я могу смутно определить, когда пытаюсь понять, по крайней мере, текущий смысл этого опыта. Ощущение плавания в сложном потоке опыта с потрясающей возможностью вникнуть в эту постоянно меняющуюся сложность».
Заключение
Я пытался рассказать вам, что происходит в жизни людей, с которыми мне посчастливилось находиться во взаимоотношениях, когда они боролись, чтобы стать собой. Я отважился описать с той точностью, на какую я способен, смыслы, кажущиеся вовлеченными в процесс становления личности. Я уверен, что это не единственный процесс, возникающий в терапии. Я уверен, что не вижу его ясно и полностью, и поэтому у меня постоянно меняется осмысление и понимание этого. Я надеюсь, вы примете это как меняющуюся предварительную картину, а не как что-то законченное.
Одной из причин выделения пробного характера того, о чем я говорил, является то, что я хотел разъяснить то, чего я не говорил: «Это то, чем вы должны стать; это ваша задача». Пожалуй, эти смыслы я вижу и разделяю со своими клиентами. Скорее всего эта картина чужого опыта может осветить или придать значение вашему собственному опыту.
Я подчеркивал, что каждый задается двойным вопросом: «Кто я?» и «Как я Могу стать собой?» Я утверждал, что в благоприятном психологическом климате имеет место процесс становления; в нем индивид одну задругой отбрасывает защитные маски, при помощи которых он встречал жизнь; в нем индивид полностью переживает скрытые аспекты себя; он открывает в этих переживаниях незнакомца, который жил за масками, незнакомца, который является им. Я старался показать свое видение характерных черт возникающей личности; личности, которая более открыта ко всем элементам опыта своего организма; личности, развивающей доверие к своему организму как к инструменту чувственной жизни; личности, принимающей внутренний локус контроля; личности, учащейся жить в качестве участника потока опыта, текущего процесса, в котором он продолжает раскрывать новые аспекты себя. Мне кажется, это некоторые из элементов, которые входят в становление личности.
Психотерапия как процесс
Загадка процесса
Я бы хотел взять вас с собой в исследовательское путешествие. Задача нашего путешествия, цель нашего исследования — попытаться узнать что-то о процессе психотерапии, или процессе, с помощью которого происходит изменение личности. Я бы хотел вас предостеречь, что цель еще не достигнута, и кажется, что экспедиция прошла только несколько миль в глубь джунглей. Однако скорее всего, если я смогу взять вас с собой, вас заинтересует открытие новых и полезных путей к будущим достижениям.
Мне кажется, что к такому исследованию меня побудили очень простые причины. Как многие психологи, интересующиеся инвариантными качествами личности (постоянными характеристиками интеллекта, темперамента, структуры личности), так и я достаточно долго интересовался инвариантными качествами изменений личности. Изменяются ли личность и поведение? Что общего в этих изменениях? Что общего в условиях, способствующих этим изменениям? И самое важное, что это за процесс, с помощью которого эти изменения возникают?
До недавнего времени мы в основном пытались узнать что-то о процессе, изучая результаты. У нас есть много фактов, например, относительно изменений, происходящих в самовосприятии или восприятии других. Мы измеряли эти изменения не только по окончании целого курса психотерапии, но и на всем его протяжении. Но даже последний вид изменений дает нам лишь незначительный ключик к познанию этого сложного процесса. Изучение результатов отдельных отрезков психотерапии является, по сути, измерением результата, который дает довольно немногочисленные знания о том, как происходят изменения.
Раздумывая над проблемой понимания процесса психотерапии, я пришел к осознанию того, насколько объективное исследование мало связано с изучением самого процесса в любой области знаний. Объективное исследование вырезает застывший момент, чтобы представить нам точную картину внутренних отношений, существующих на данный момент. Но наше понимание текущего момента — является ли он процессом брожения, циркуляции крови, деления атомного ядра при цепной реакции — обычно достигается теоретической формулировкой, дополняемой, по возможности чаще, клиническим наблюдением за процессом. Таким образом, я осознал, что, наверное, возлагаю слишком большие надежды, ожидая, что исследовательские процедуры смогут пролить свет непосредственно на процесс изменения личности. Наверное, это сможет сделать только теория.
Отвергнутый метод
Когда больше года назад я решил предпринять новую попытку в понимании того, как происходят изменения, то сначала принял во внимание множество способов описания терапевтического опыта в рамках других теорий. Я нашел много привлекательного в области теории коммуникации с ее понятиями «обратной связи», «входными и выходными сигналами» и др. У меня была возможность описать терапевтический процесс в терминах теории научения, или теории систем. По мере изучения этих направлений я уверился, что терапевтический процесс можно описать, используя понятия любого из этих теоретических направлений. Я думаю, это в некотором роде имело бы свои преимущества. Но я убедился также в том, что в новой области требуется совсем не то.
Я пришел к такому же заключению, что и многие до меня: в новой области, возможно, больше всего нужно сначала погрузиться в происходящее, используя метод естественного наблюдения и описания этих событий, выявить наиболее конкретные заключения, которые соответствуют природе самого материала.
Методология подхода
Итак, в прошлом году я использовал метод, который многие из нас используют для выдвижения гипотез, метод, который психологи в этой стране неохотно демонстрируют или комментируют. Я использовал себя в качестве инструмента.
Как инструмент я обладал одновременно и хорошими, и плохими качествами. Я многие годы переживал психотерапию как терапевт. Я переживал ее и с другого края парты — со стороны клиента. Я размышлял о терапии, проводил исследования в этой области, был близко знаком с чужими исследованиями. Во мне сформировалась предвзятость, определенный взгляд на психотерапию, я старался развить теоретические представления о ней. Эти взгляды и теории сделали меня менее чувствительным к событиям как таковым. Могу ли я быть открытым феномену терапии? Могу ли я позволить всей целостности своего опыта быть самым эффективным инструментом или же моя предвзятость не позволит увидеть то, что там есть? Я могу только начать и попытаться.
Итак, в течение прошлого года я провел много времени, прослушивая записи терапевтических бесед и пытаясь делать это как можно более непредвзято. Я старался воспринимать все ключи к разгадке процесса и важнейшие элементы изменений. Потом я пытался выделить из них простейшие качества, которые я могу описать. В этом мне во многом помогли размышления многих моих коллег, но особенно я обязан Юджину Гендлину (Eugene Gendlin), Уильяму Киртнеру (William Kirtner) и Фреду Зимрингу (Fred Zimring), которые смогли думать об этих задачах по-новому и помощь которых была особенно полезна.
Следующий шаг включал в себя сбор этих наблюдений и простейших абстракций с целью формулировки и выведения гипотез, которые можно проверить. Я достиг этого уровня. Я не извиняюсь за то, что не привожу никаких эмпирических исследований этих формулировок. Если можно как-то ориентироваться на прошлый опыт, то я твердо уверен, что те формулировки, о которых я говорю, будут реально регистрироваться и в субъективном опыте других терапевтов, и тогда будет проведено огромное количество исследований, и тогда в считанные годы появится достаточное количество доказательств истинности или ложности следующих утверждений.
Трудности и волнения поиска
Вам может показаться странным, что я так много рассказываю о личных переживаниях, через которые я прошел в поисках некоторых простых и, я уверен, неадекватных формулировок. Это происходит потому, что я чувствовал, что девять десятых исследования всегда находятся под водой и видна только верхняя часть айсберга, очень обманчивая часть. Редко кто-нибудь вроде Муни (Моопеу) (6, 7) описывает метод исследования в целом таким, каким он действительно является у индивида. Я бы тоже хотел, чтобы мое исследование стало изучением чего-то целостного, того, что во мне происходит, а не просто обезличенной части.
На самом деле я хочу и должен более полно поделиться с вами волнениями и разочарованиями по поводу этой попытки понимания процесса. Я бы хотел рассказать вам о моем недавнем открытии, показать, каким образом чувства «охватывают» клиентов (это слово они часто используют). Клиент говорит о чем-то важном, и вдруг бац! Его охватывает чувство, у которого нет названия или обозначения, которое является переживанием чего-то неизвестного, что должно быть тщательно исследовано перед тем, как быть окончательно названным. Как сказал один клиент: «Это чувство, что я чем-то охвачен. Я даже не знаю, с чем оно связано». Меня поражала частота таких событий.
Следующее наблюдение, заинтересовавшее меня, — разнообразие способов, с помощью которых клиенты приближаются к своим чувствам. Чувства «бьют ключом», они «просачиваются». Клиенты также позволяют себе «углубляться» в свои чувства, часто с осторожностью и страхом. «Я хочу углубиться в это чувство. Вы можете как бы видеть, насколько тяжело действительно приблизиться к нему».
Кроме того, другое из этих естественных наблюдений имеет отношение к тому, как клиент приходит к важности точности выражения. Он хочет описывать свои чувства только точными словами, и приближенные значения здесь не подходят. Все это, конечно, делается для более ясной коммуникации с собой, и сразу же после этого любое слово будет также хорошо передавать свое значение другим людям.
Также я пришел к пониманию того, что я называю «моментами движения». Это такие мгновения, когда кажется, что изменение действительно возникает. Я позже опишу их и объективные физиологические составляющие, которые для них характерны.
Еще я бы хотел упомянуть о том, что часто испытывал глубокое чувство отчаяния, когда простодушно блуждал в невообразимой сложности терапевтических отношений. Неудивительно, что мы пытаемся приблизиться к психотерапии, используя множество предрассудков. Мы чувствуем, что нужно ее упорядочить. Вряд ли мы осмелимся надеяться, что можем найти упорядоченность в ней самой.
Здесь будут приведены некоторые личные открытия, загадки и разочарования, с которыми я столкнулся при работе над этой проблемой. Из них сформировались более правильные представления, о которых я и хотел бы сейчас рассказать.
Главное условие
Если бы мы исследовали процесс роста растений, то при формировании нашего представления о нем мы бы учли некоторые постоянные условия: температуру, влажность и солнечный свет. Так же и при разработке концепции процесса изменения личности в психотерапии я буду предполагать, что существует постоянный и оптимальный набор условий для содействия этому изменению. Недавно я попытался описать каждое из этих условий (8). Для достижения нашей цели я уверен, что могу выразить эти предполагаемые условия одним словом. На протяжении всей последующей дискуссии я предполагаю, что клиент ощущает себя полностью принятым. Я подразумеваю под этим то, что клиент обнаруживает, что терапевт психологически принимает его таким, какой он есть, какими бы ни были его чувства — страх, отчаяние, незащищенность, злоба и в какой бы манере он их ни выражал — молчанием, жестами, слезами или словами. В этом термине выражается концепция эмпатического понимания и принятия. Также хорошо указать, что это условие является оптимальным, если воспринимается клиентом, а не просто существует в голове у терапевта.
Во всем, что я буду впоследствии говорить о процессе изменения, я предполагаю, что принятие — его постоянное, оптимальное и максимальное условие.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!