Быть своим организмом, своим опытом



Основная ниточка, связывающая большую часть пред­шествующего материала этой главы, заключается в том, что психотерапия (по крайней мере, клиент-центрированная терапия) является процессом, при помощи которого человек становится своим организмом — без самообма­на, без искажения. Что это значит?

Здесь мы рассуждаем о чем-то на уровне опыта — этот феномен сложно выразить словами, и если постигать его на вербальном уровне, то он обязательно исказится. Мо­жет быть, если мы будем использовать несколько видов описательных формулировок, то это даст какой-нибудь отклик в опыте читателя и заставит его почувствовать при­мерно следующее: «О, сейчас я знаю по собственному опыту то, о чем вы говорите».

Кажется, что терапия возвращается к базовому сенсор­ному и внутреннему опыту. Перед терапией человек скло­нен, зачастую непреднамеренно, спросить себя: «Что ду­мают другие о том, как я должен действовать в этой ситу­ации?», «Что от меня требуют мои родители и моя культу­ра?», «Что, как я думаю, должно быть сделано?». То есть он продолжает действовать в терминах тех образцов, ко­торые навязываются его поведению. Это совсем необязательно означает, что он всегда действует в соответствии с мнением других. Он может по-настоящему стремиться противоречить ожиданиям других. Он тем не менее мо­жет действовать с позиции ожиданий (зачастую интроецированных ожиданий) других. В процессе терапии ин­дивид задается вопросами в отношении постоянно рас­ширяющегося его жизненного пространства: «Как я это переживаю?», «Что это значит для меня?», «Если я поведу себя определенным образом, что это будет значить для меня?».

Он начинает действовать на основе того, что можно назвать реализмом — реалистическим балансом между удовлетворением и неудовлетворением, которые несет ему любое действие.

Если я представлю эти идеи в виде схематичных фор­мулировок процесса, через который проходят различные клиенты, то, наверное, это поможет тем, кто, как и я, стре­мится думать в конкретных клинических терминах. Для одного клиента это может значить: «Я думал, что должен чувствовать к своим родителям только любовь, но я обна­ружил, что одновременно испытываю и любовь, и горькую обиду. Может быть, я такой человек, который свободно может испытывать любовь и горькую обиду». Для другого клиента новое представление о себе может быть таким: «Я думал, что я плохой и недостойный человек. Сейчас я чув­ствую себя иногда очень хорошим человеком, а иногда — недостойным и бесполезным. Может быть, я такой чело­век, который может чувствовать себя в различной степени достойным». Для другого: «Я придерживался убеждения, что никто не может любить меня самого по себе. Сейчас я чувствую к себе любящее тепло, идущее от другого. Может быть, я человек, которого любят другие, — да, наверное, я такой и есть». Еще для одного: «Меня воспитали так, что я чувствовал свою низкую самооценку, но я не такой. Я могу плакать над собой и наслаждаться собой тоже. Наверное, я внутренне богатый человек, которым я могу наслаждаться и которого я могу жалеть». И, например, напоследок, для миссис Оук «Я думала, что в глубине я плохая, что мои глу­бинные составляющие дикие и ужасные. Но теперь я тако­го не чувствую, я испытываю позитивное стремление жить и давать жить другим. Наверное, я могу быть человеком, у которого доброе сердце».

Что позволяет возникнуть второй фразе в каждом из этих высказываний? Это добавление сознания. В терапии человек прибавляет к обычным переживаниям полное и неискаженное осознание своих сенсорных и внутренних реакций. Он останавливает или хотя бы уменьшает иска­жение переживаний в сознании. Он может осознавать все, что переживает в данный момент, а не только то, что мо­жет себе разрешить пережить после пропускания через концептуальный фильтр. В этом смысле человек впервые приобретает все потенции, присущие человеческому орга­низму, становится богаче благодаря осознанию основных проявлений сенсорных и внутренних реакций. Человек становится тем, кто он есть на самом деле (как клиенты часто говорят на психотерапии). Это означает, что инди­вид в сознании становится таким же, какой он есть в пе­реживании. Другими словами, он — целостный и полно­ценно функционирующий организм.

Я уже могу почувствовать реакцию некоторых читате­лей: «Вы считаете, что в результате терапии человек ста­новится не чем иным, как человеческим организмом, че­ловеческим животным! Кто будет его контролировать? Кто будет его социализировать? Не перейдет ли он тогда все запреты? Не разбудили ли вы в человеке зверя — его подсознание?» Наиболее адекватным ответом на это бу­дет: «В терапии человек действительно становится чело­веческим организмом со всеми предполагаемыми преиму­ществами. Он реально может себя контролировать, и он неисправимо социален в своих желаниях. В человеке нет зверя. В человеке есть только человек, и это его мы мо­жем освободить».

Мне кажется, основным открытием психотерапии, при условии валидности наших наблюдений, является то, что нам не нужно бояться быть «только» homo sapiens. Оно заключается в том, что если мы сможем прибавить к сенсорному и внутреннему опыту, которые характери­зуют все животное царство, дар свободного и неискажен­ного сознания, который свойствен лишь человеку, то мы получим организм прекрасный, конструктивный и реа­листичный. Мы получим организм, осознающий требо­вания культуры, так же как и собственные потребности в еде и сексе, — который настолько осознает свое жела­ние дружеских взаимоотношений, насколько и потреб­ность возвеличивать себя, который настолько осознает свою тонкую и чувственную нежность по отношению к другим, насколько и свою враждебность. Если челове­ческая способность к осознанию действует полноценно и свободно, то мы обнаруживаем, что у нас есть не жи­вотное, которого мы должны бояться, не зверь, которо­го мы должны контролировать, а организм, возникаю­щий в результате всех этих составляющих сознания, спо­собный с помощью замечательной интегративной спо­собности центральной нервной системы достигать урав­новешенного, адекватного, возвышающего себя и дру­гих поведения. Иначе говоря, когда человек является неполным — когда он не хочет осознавать различные аспекты своего опыта, — тогда у нас действительно есть много причин бояться его и его поведения, что и пока­зывает современная мировая ситуация. Но когда он яв­ляется полноценно функционирующим, когда он явля­ется совершенным организмом, когда осознание опыта, что является неотъемлемым человеческим атрибутом, действует наиболее полно, тогда ему можно доверять, тогда его поведение конструктивно. Оно не всегда явля­ется общепринятым. Оно не всегда будет подчиняться правилам. Оно будет индивидуально. Но тем не менее оно будет социализировано.

 

Заключительный комментарий

Я утверждаю, что предшествующая часть определен­но имеет право на существование, потому что она пред­ставляет собой глубокое убеждение, выросшее из много­летнего опыта. Я твердо осознаю, однако, различие меж­ду убеждением и истиной. Я не прошу каждого соглашать­ся с моим опытом, но только обдумать то, насколько пред­ставленные здесь мною формулировки согласуются с их собственным опытом.

Я не прошу прощения за умозрительный характер этой статьи. Есть время для теоретизирования и время для про­верки доказательств. Мы надеемся на то, что постепенно некоторые из этих теоретических предположений, мне­ний и клинических предчувствий будут поставлены на действенную и прочную основу.

 

Литература

1. Maslow, A. H. Our maligned animal nature. Jour, of Psychol., 1949, 28, 273-278.

2. Montagu, A. On Being Human. New York: Henry Schuman, Inc., 1950.

3. Rogers, C. R. Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Mifflin Co., 1951, Chapter IV, «The Process of Therapy».

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!