Наши объективные и субъективные знания о психотерапии
В области психотерапии за последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс в измерении психотерапевтического влияния на личность и поведение клиента. За последние два-три года был сделан еще один шаг в выявлении основных условий терапевтических взаимоотношений, которые являются эффективными и содействующими личностному росту в направлении психической зрелости. Иначе говоря, мы продвинулись в определении единиц отношений, вызывающих личностный рост.
Психотерапия не заменяет мотивацию для такого развития или роста. Мотивация присуща организму так, как человеку или животному присуща способность развиваться и становиться физически зрелым. Все это проявляется при обеспечении минимально подходящих условий. Однако психотерапия играет чрезвычайно важную роль в реализации и содействии органической тенденции к психологическому развитию и зрелости в случае блокады этой тенденции.
Объективное знание
В этой части я бы хотел суммировать наши знания об условиях, содействующих психологическому росту, и некоторые знания о процессе и особенностях психологического роста. Позвольте мне объяснить, что я подразумеваю, когда говорю, что собираюсь суммировать наши «знания». Это значит, что я ограничу свои утверждения только теми, что эмпирически доказаны. Например, я буду рассматривать условия психологического роста. Каждое утверждение может быть подкреплено ссылкой на одно или несколько исследований, где обнаруживалось, что при определенных условиях в человеке происходят изменения, которые не возникают при отсутствии или при небольшой выраженности таких условий. Как сказал один исследователь, мы продвинулись в установлении первичных агентов, продуцирующих изменения, которые содействуют перестройке личности или поведения в направлении личностного развития. Конечно, можно добавить, что эти знания, как и все научные знания, экспериментальные и, несомненно, неполные, безусловно, будут изменены, частично опровергнуты и дополнены кропотливой работой в будущем. Тем не менее нет причины извиняться за небольшие, но полученные тяжелым трудом знания, которыми мы обладаем на сегодняшний день.
|
|
Я бы хотел представить эти знания в краткой и доступной для восприятия форме.
Было обнаружено, что появление личностных изменений облегчается, когда психотерапевт представляется таким, какой он есть: когда он ведет себя искренне и отбрасывает внешнюю маску, когда он открыто переживает и выражает свои чувства, которые в нем возникают во время взаимоотношений с клиентом. Мы ввели термин «конгруэнтность», чтобы попытаться обозначить это условие. Под ним мы подразумеваем, что чувства, которые переживает терапевт, доступны его рефлексии, что он способен «прожить» их и соответствующим образом сообщить о них другому человеку. Никто полностью не достигает этого условия, но все-таки терапевт способен прислушаться, внимая тому, что происходит внутри него самого, и даже больше — он способен принять свои чувства, принять без страха, а это является наивысшей степенью конгруэнтности.
|
|
Приведу всем знакомый пример: каждый из нас ощущает совершенно по-разному это качество в людях. В рекламе по радио или телевидению нас часто раздражает то, что диктор «кривляется», играет роль и говорит так, как не чувствует на самом деле, что понятно по интонации, с которой он читает текст. Это пример неконгруэнтности. С другой стороны, каждый из нас знает таких людей, которым доверяет, потому что чувствует, они такие, какие есть на самом деле, потому что они не прячутся за вежливой и профессиональной маской. Качество конгруэнтности, которое мы ощущаем таким образом, исследователи связывают с успешной психотерапией. Чем более искренен и конгруэнтен терапевт во взаимоотношениях, тем больше вероятность возникновения изменений у клиента.
|
|
Теперь второе условие. Когда терапевт испытывает теплые чувства, принятие и положительное отношение ко всему, что есть в клиенте, эти изменения нарастают. Второе условие включает в себя искреннее желание терапевта, чтобы клиент был самим собой вне зависимости от того, что он чувствует в данный момент, будь то страх, смущение, боль, гордость, злость, ненависть, любовь, мужество или трепет. Это значит, что терапевт любит клиента без чувства собственничества. И, значит, он поощряет клиента в целом, а не с учетом каких-то обстоятельств. Я имею в виду, что он не просто принимает клиента, когда тот ведет себя определенным образом, и не одобряет, если клиент ведет себя иначе. Я говорю о том, что проявляющиеся положительные чувства терапевта не ограничены никакими условиями и оценками. Термин, введенный нами и обозначающий это чувство, — «безусловное позитивное отношение». И вновь исследование показывает, что чем больше терапевт испытывает такое отношение, тем больше вероятность успешной терапии.
Третье условие может быть названо «эмпатическим пониманием». Когда терапевт ощущает чувства и личностные смыслы клиента в каждый момент времени, когда он может воспринимать их изнутри, как их видит клиент, и когда он может успешно сообщить что-то из этого понимания клиенту, — тогда полностью выполнено третье условие.
|
|
Я подозреваю, что каждому из нас ясно — такое понимание очень редко. Мы не часто ощущаем его проявление по отношению к нам самим и не часто можем предложить его кому-то. Вместо этого мы предлагаем совершенно другой тип понимания: «Я понимаю, что с тобой что-то не в порядке»; «Я понимаю, что заставляет тебя действовать таким образом»; «Я тоже пережил похожую проблему, но я реагировал на нее не так». Этот вид понимания, который мы обычно предлагаем и получаем, называется оценивающим пониманием из внешней позиции. Но если кто-то понимает, как я что-либо чувствую, что это для меня значит, и не испытывает при этом желания анализировать или судить меня, то в таком климате я могу расцветать и развиваться. В исследовании легко подтверждается то же общепринятое наблюдение. Если терапевт может схватывать переживания, ежемоментно возникающие во внутреннем мире клиента так, как это видит и чувствует сам клиент, и не терять собственной идентичности в этом эмпатическом процессе, то изменение произойдет с большой долей вероятности.
Исследования, проведенные при участии большого количества клиентов, показали следующее. Когда эти три условия соблюдаются терапевтом и когда они в какой-то степени воспринимаются клиентом, тогда в результате происходят психотерапевтические изменения; клиент ощущает болезненный, но явный сдвиг в своем обучении и развитии, и они вдвоем с терапевтом считают результат успешным. Из наших исследований вытекает, что именно такие отношения, а не психотерапевтические техники и конкретные навыки в первую очередь ответственны за терапевтическое изменение.
Динамика изменения
Конечно, вы можете спросить: «Но почему человек, ищущий помощи, изменяется к лучшему, если в течение только некоторого времени он включен в терапевтические отношения, обладающие такими условиями? Как это происходит?» Позвольте мне очень кратко ответить на этот вопрос.
Реакция клиента, переживавшего какое-то время описанные мною терапевтические отношения, соответствует действиям терапевта. Сначала, когда клиент обнаруживает кого-то еще, кто способен принять его чувства, он потихоньку учится принимать их сам. Он начинает получать сообщения изнутри самого себя — осознавать, когда он зол, или напуган, или исполнен мужества. В связи с тем что он становится более открытым к происходящему внутри него, он способен услышать чувства, которые всегда отрицал и вытеснял. Он может услышать чувства, которые всегда казались ему ужасными, или разрушающими, или ненормальными, или очень позорными — которые он никогда не признавал как существующие внутри него.
Наряду с тем, что он учится слышать себя, он все больше себя принимает. По мере того как он все яснее выражает запрятанные в глубине и внушающие ему страх качества, он обнаруживает, что отношение терапевта к нему и его чувствам остается постоянным и безусловно позитивным. Тогда клиент начинает постепенно приближаться к принятию такого же отношения к себе самому — такому, какой он есть в действительности, и, следовательно, готовится двигаться вперед в процессе своего становления.
В итоге, по мере того как он все более внимательно прислушивается к внутренним чувствам и становится в отношении к себе менее оценивающим и более принимающим, он приближается к большей конгруэнтности. Он находит в себе возможность отказаться от внешнего фасада, к которому привык, отбросить свои защитные механизмы и более открыто проявить свое истинное Я. Если все эти изменения возникают, если клиент становится более склонным к самоанализу, самопринятию, открытости и менее склонным — к защитам, он может свободнее изменяться и расти в естественном для человеческого организма направлении.
Процесс
А сейчас позвольте мне рассказать об особенностях этого процесса с помощью фактов, каждый из которых подтвержден эмпирическими исследованиями. Мы знаем, что клиент демонстрирует движение на каждом участке континуума. Начиная с любой точки любого континуума, на чем я позднее остановлюсь, он движется вперед по направлению к верхней.
В отношении чувств и личностных смыслов он уходит от состояния, в котором чувства неосознаваемы, непризнаваемы, невыражаемы. Он движется к потоку, где постоянно меняющиеся чувства переживаются в момент их появления — они осознаются, принимаются и могут быть точно выражены.
Этот процесс включает в себя изменение способа восприятия. Сначала клиент отстранен от своих переживаний. Примером служит интеллектуальный человек, рассуждающий о себе и о своих чувствах в абстрактном виде, оставляя вас в недоумении по поводу того, что же действительно в нем происходит. От подобного отстранения он переходит к непосредственному переживанию, в котором он живет открыто, и знанию о том, что может обратиться к переживанию и раскрыть смысл происходящего.
Этот процесс требует ослабления когнитивных рамок опыта. Клиент уходит от жесткой интерпретации своего опыта, который воспринимается как что-то внешнее, к развивающим изменениям, теряя устойчивые толкования смыслов своего опыта и приобретая изменяемые с каждым новым опытом конструкты.
В общем, существуют доказательства того, что процесс движется от фиксированности, отстраненности от чувств и опыта, от ригидности Я-концегщии, отчужденности от людей, безличности жизненного функционирования. Процесс стремится к подвижности, изменчивости, непосредственности чувств и опыта и их принятию, к вероятности личностных конструктов, открытию изменений Я при изменяющемся опыте, к реальности и близости взаимоотношений, целостности и интеграции функционирования.
Мы постоянно изучаем процесс, с помощью которого происходят изменения, и я не уверен, что этот очень краткий обзор в достаточной степени раскрывает богатство полученных данных.
Результаты терапии
Однако позвольте мне обратиться к результатам терапии, к тем относительно длительным изменениям, которые возникают у клиента. Как и в других случаях, о которых я уже говорил, я ограничусь суждениями, подтвержденными экспериментальными доказательствами. Клиент изменяет и реорганизует свою Я-концепцию. Он уходит от восприятия себя как человека, которого сам не принимает, как человека, недостойного уважения, обязанного жить по чужим стандартам. Он движется к Я-концепции, в которой является достойным, саморегулируемым человеком, способным определять свои нормы и ценности на основе своего собственного опыта. У него формируется положительное отношение к себе. Одно из исследований показало, что в начале терапии текущее отношение к себе является в основном отрицательным (отношение отрицательного к положительному равно 4:1). В конце терапии положительное отношение к себе встречается в два раза чаще, чем отрицательное. Клиент меньше прибегает к защитам и, следовательно, становится более открытым к своему и чужому опыту. Его восприятие изменяется в сторону большей реалистичности и дифференцированности. Клиент совершенствуется в психологической адаптации, что измерялось с помощью теста Роршаха, тематического апперцептивного теста, оценок консультанта и других показателей. Его цели и идеалы меняются и становятся более достижимыми. Изначальное противоречие между реальным и идеальным Я сильно уменьшается. Снижается любое напряжение — физиологический и психологический дискомфорт, тревожность. Клиент более реалистично и с большим принятием воспринимает других. Он описывает свое поведение как более зрелое, и особенно важно то, что другие хорошо знающие его люди также отмечают это.
По данным многих исследований, эти изменения возникают не только в процессе психотерапии. Тщательное и последовательное изучение периода от шести до восемнадцати месяцев после окончания психотерапии выявило и другие изменения.
Возможно, представленные факты объяснят, почему я чувствую, что мы близки к тому, чтобы записать настоящее уравнение в этой сложной области межличностных отношений. Используя данные всех исследований, мы получили предварительную формулировку уравнения, которое, как я надеюсь, содержит их.
Чем больше откровенности и искренности, эмпатии и безусловного позитивного отношения клиент получит от терапевта, тем сильнее он откажется от статичности, фик-сированности, бесчувственности, безличного типа функционирования и тем ближе подойдет к способу деятельности, который характеризуется подвижностью, изменчивостью, наполненностью различными личными чувствами. Следствием этого движения является изменение в личности и поведении в направлении психического здоровья и зрелости и более реалистичного отношения к себе, к другим, к среде.
Субъективная картина
Выше я объективно рассматривал процесс консультирования и психотерапии, выделяя то, что мы знаем, записывая это в виде предварительного уравнения, в котором, по крайней мере, можно использовать специфические термины. Но позвольте мне приблизиться к этому процессу изнутри, не игнорируя факты, а представляя это уравнение так, как оно субъективно проявляется и у клиента, и у терапевта. Я хочу это сделать потому, что психотерапия — процесс, возникающий глубоко лично и переживаемый субъективно. Это переживание по своим качествам намного отличается от объективных характеристик, наблюдаемых нами извне.
Опыт психотерапевта
Для терапевта этот процесс — относительно рискованное предприятие. Он чувствует: «Здесь находится другой человек, мой клиент. Я немного его боюсь, боюсь его внутренней глубины также, как своей. Однако, когда он начинает говорить, я чувствую к нему уважение, чувствую нашу родственность. Я понимаю, насколько его слова пугают его самого, как трудно ему их сдерживать. Я бы хотел ощутить его чувства, я бы хотел, чтобы он знал, что я понимаю его чувства. Я бы хотел, чтобы он знал, что я разделяю с ним его проблемы и смотрю на них без страха. Наверное, я могу сказать ему что-нибудь успокаивающее. Я бы хотел, чтобы мои чувства в этих отношениях были настолько прозрачны, насколько это возможно, чтобы для него они были видимы и реальны, чтобы он мог вновь и вновь к ним возвращаться. Я бы хотел отправиться с ним в пугающее «путешествие» в его внутренний мир, в глубину затаенных страхов, ненависти и любви, которые он не разрешал себе переживать. Я понимаю, что это путешествие абсолютно непредсказуемо для меня так же, как и для него, и что я могу, не сознавая своего страха, съежиться от чувств, открытых им в себе. И в этом пространстве, я знаю, я не смогу ему помочь. Я осознаю, что иногда его собственные страхи могут изменить его представление обо мне как о человеке незаботливом, отвергающем, назойливом, непонимающем. Я хочу полностью принимать такие его чувства и надеяться, что мои собственные настоящие чувства будут настолько ясно выражены, что никто из нас не ошибется в их понимании. Больше всего я хочу, чтобы он воспринимал меня как живого, реального человека. Мне не нужно беспокоиться о том, являются ли мои собственные чувства «терапевтическими» или нет. То, что я собой представляю и что чувствую, является достаточно хорошей основой для психотерапии, если я могу быть тем, кто я есть, и выражать свои чувства в отношениях с клиентом. Тогда, возможно, он открыто и без страха сможет быть тем, кто он есть на самом деле».
Опыт клиента
Клиент со своей стороны переживает гораздо более сложные превращения, которые можно лишь предположить. Наверное, схематично их можно представить так: «Я боюсь его. Я хочу, чтобы он мне помог, но не знаю, можно ли ему доверять. Он, должно быть, видит во мне то, чего не вижу я, — страшное и плохое. Кажется, он не осуждает меня, но я в этом не уверен. Я не могу ему сказать, что именно меня тревожит, но в моих силах рассказать ему о прошлом, которое связано с моей тревогой. Мне кажется, он это понимает, значит, я могу ему открыться сильнее».
«Но сейчас, когда я поделился с ним своими недостатками, он презирает меня. Я уверен в этом, но странно, что не могу найти этому доказательств. Вы думаете, то, что я ему рассказал, не настолько плохо? Возможно, я не должен стыдиться этой части себя? Я больше не чувствую, что он меня презирает. Это дает мне ощущение того, что я хочу идти дальше, изучая себя, может быть, больше выражая себя. Я пришел к выводу, что он мне поможет в этом. Кажется, он действительно меня понимает».
«Но сейчас я опять испугался, и на этот раз очень сильно. Я не думал, что, исследуя тайники своей внутренней жизни, почувствую то, что никогда раньше не испытывал. Это очень странно, потому что эти чувства для меня не новы. Мне кажется, что они всегда были там. Но они представляются мне настолько плохими и раздражающими, что я никогда не выпускал их на свободу. А сейчас, когда я прожил эти чувства в течение нескольких часов, проведенных с ним, я чувствую себя ужасно ненадежно, как будто мой мир раскалывается на части. Обычно он был безопасным и прочным. Сейчас он проницаем, уязвим и расшатан. Неприятно осознавать то, чего раньше всегда боялся. Это его вина. Однако странно, что я хочу видеть его, что я чувствую себя более защищенным рядом с ним».
«Я больше не знаю, кто я, но иногда на мгновение я чувствую себя более надежным и реальным человеком. Я озадачен противоречиями, которые в себе нашел, — я действую так, а чувствую иначе, думаю так, а чувствую иначе. Это приводит меня в замешательство. Иногда рискованно и волнующе раскрывать, кто я такой на самом деле. Иногда я чувствую себя стоящим человеком, что бы это ни значило».
«Я начинаю понимать, что очень приятно, хотя иногда и больно делиться тем, что чувствуешь в данный момент. Вы знаете, по-настоящему помогают попытки прислушиваться к себе, к тому, что происходит внутри. Я уже не так сильно напуган этим. Это кажется интересным и заслуживающим доверия. Время, проведенное с ним, я использую для того, чтобы углубиться в себя, узнать, что я сейчас чувствую. Это пугает, но я хочу знать о себе. И большую часть времени я действительно ему доверяю, и это помогает. Я чувствую себя уязвимым и неопытным, но я знаю, он не хочет меня поранить, и я даже думаю, что он заботится обо мне. Внезапно меня осенило, что если я постараюсь спуститься все ниже и ниже, все глубже в себя, то, может быть, почувствовав, что во мне происходит, я смогу понять, что это означает, смогу узнать, кто я такой на самом деле и что мне делать».
«Я могу даже сказать ему о том, какие чувства испытываю к нему в данный момент, и вместо того, чтобы разорвать отношения, чего я так привык бояться, это только сделает их глубже. Вы думаете, я могу жить своими истинными чувствами и с другими людьми? Наверное, это не будет теперь столь опасно».
«Вы знаете, я чувствую себя плывущим в потоке жизни. Это очень серьезная авантюра — быть собой. Иногда я терплю фиаско, иногда это меня ранит, но я пришел к тому, что эти переживания не фатальны. Я не знаю точно, кто я, но я могу чувствовать свои реакции в любой момент. Они кажутся мне хорошей основой для своего поведения. Может быть, это и значит быть собой. Но, конечно, я могу это делать, потому что чувствую себя защищенным во взаимоотношениях с моим терапевтом. Могу ли я быть собой вне этих взаимоотношений? Интересно. Интересно. Может быть, смогу».
То, что я только что продемонстрировал, быстро не происходит. На это могут уйти годы. Этого по не совсем ясным причинам может совсем не произойти. Но все равно описанное представляет взгляд изнутри на реальную картину процесса психотерапии, в котором участвуют терапевт и клиент.
Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!