Нурмагамбетов Рашит Габитович,



Костанайский филиал (Республика Казахстан) Челябинского государственного университета

ГЛАВА 4. АССАМБЛЕЯ НАРОДА КАЗАХСТАНА В МЕХАНИЗМЕ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Фундаментальный объект исследования – безопасность человека вкупе с защищённостью цивилизационных организмов [122] и творений, [123] кажется безграничной, поскольку неисчерпаема в интерпретациях существа её, а вдобавок к тому не ограничена в сопряжениях с разными субъектами и в приложении её к различным предметам и явлениям, сферам и областям человеческой деятельности и многому другому. Указанное обстоятельство требует при всяком обращении к теме достаточно отчётливого обозначения предмета интереса и аспектов его. В случаях исследования более или менее объёмного это надо сделать, в числе прочего, посредством предварительной непременной отсылки к общепризнанным (не вызывающим противления, по меньшей мере) базовым представлениям об объекте в целом.

Изначально и более всего безопасность есть глубинная внутренне присущая человеку потребность в защищённости от какого бы то ни было уязвления и, вместе с тем, она – неотъемлемое качество человека, выраженное в направленности всякой его деятельности в целом на так или иначе осознаваемое или не осознанное собственное самосохранение. С позиции антропоцентричности как будто пронизывающая цивилизационные организмы и творения нацеленность на безопасность выглядит и является на самом деле такой – естественной.Более того, разглядеть указанный, скажем так, вектор безопасности в массиве «броуновского движения бытия» и легче и он отчётливее как раз с такой площадки. Сосредоточенность на человеке: на его неизбывной потребности в защищённости от угроз и его настроенности на самосохранение даёт возможность заинтересованным лицам обращаться к теме безопасности в её различных аспектах как бы уже оснащёнными основополагающими сведениями об изучаемом объекте, о факторе, изначально определяющем его свойства и параметры. Такой подход представляется поэтому, безусловно, верным; хотя и не единственно правильным.

Потребность в реальной личной защищённости и последовательно во всё более надёжной иной безопасности предстаёт фактором, объединяющим людские массы в различные общественные организмы; [124] не основанные на близком (кровном) родстве, в том числе. [125] Уровень безопасность индивида (каждого отдельного человека) вследствие, так или иначе, декларируемой им принадлежности к «большой семье» рода, к этнической группе, к сословию, к религиозной конфессии etc; наконец, в целом к нации, к народу страны [126] возрастает на порядки; становится качественно иным. [127] Именно данное обстоятельство структурирует социум, скрепляет общество в стабильности его конструкции и побуждает к развитию. (Хотя и попутно обращаем внимание, потребность быть защищённым накрепко соединена с подсознательным массовым желанием как бы вновь и вновь увериться в обеспеченности безопасности; объективную необходимость в безопасности это как будто усиливает).

Появляющаяся в достигшем некоторого уровня развития обществе уже более или менее осознанная озабоченность безопасностью становится сакральным движителем появления и развития государства. [128] Именно забота о безопасности общества (всех его организмов) и составляющих его людей видится основным смыслом его существования. В силу того безопасность есть свойство государству имманентное; так что допустимо заявить, что радение о безопасности страны и защищённости её населения – один из идентифицирующих государство признаков. Вместе с тем, есть основания и для заявления о том, что люди «терпят», так скажем, бремя государства; терпят в первую очередь из-за того, что наиболее эффективно защита их от разного рода опасностей осуществляется именно государством.

Государство делает это, прежде всего, напрямую – через свои силовые и все иные органы. В условиях новейшего времени в решение задачи обеспечения защищённости каждого человека и всякого общественного организма всё более активно – и разнообразными путями – вовлекаются они сами, создавая феномен так называемого гражданского общества. В этой связи остаётся отметить, что для привлечения их к соучастию в создании благоприятной (то есть безопасной) среды существования государством задействуется сложносоставная совокупность находящихся в его арсенале политических и правовых средств. Включенность в правовую систему упорядочения и регулирования фактических взаимоотношений становится непременным условием легитимности деятельности всякого общественного организма: сложного и/или оригинального тем более, по обеспечению безопасности.

В монолите государства выделяют (причём, на высшем нормативном уровне) три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Здесь, в частности, исполнительная система государства это обеспечение устойчивого развития в областях экономики, правопорядка, культуры и мн.др., в каждом из которых в свою очередь обособляются автономные блоки. И хотя все их можно выставить условными государственными организмами это всё же различные «государственные органы», относящиеся к разным ветвям осуществления государственной власти, сферам управления и т.д.

Под эгидой государства совершается структурная перестройка (происходит качественное изменение) представлений о безопасности и системе её обеспечения; получает здесь всё более совершенное нормативное выражение. [129] Конституционно-правовое упорядочение и регулирование вопросов безопасности, наряду с прочим, в рамках правового государства становится условием эффективности решения задачи её обеспечения.

Возникает посыл соотнесения безопасности с упомянутыми здесь её генеральными субъектами: человеком ли, обществом или государством. В первую очередь посредством разделения её (под какими бы то ни было условиями) на упомянутые безопасность человека и общества, безопасность государства – пусть не помышляя о делении большем. Тем не менее, в умозрительном плане рассматриваемая объективной рефлексией (впрочем, неизбежно субъективированной во всех случаях) [130] на неопределённое множество угроз ей безопасность едина и неразделима. Поэтому нет в качестве автономных объектов «безопасности государства» и «безопасности общества»: то и другое не только взаимосвязано, но предопределяется одно другим вследствие взаимопроникновения, в силу вживлённости друг в друга. В противном случае вследствие появляющейся иерархичности неизбежно возникновение проблемы приоритета, в первую очередь, между «безопасностью государства» и «безопасностью человека и гражданина».

Кажется, более убедительным подтверждением будет ссылка на то, что не существует самодостаточных объектов бытия «безопасности человека» и «безопасности гражданина» (и соответствующих обособленных объектов исследования). Притом, что к тому имеются поводы. В части государств с авторитарными режимами (не демократических, не правовых и т.д.) защищённость жизни и здоровья человека, тем не менее, может быть обеспеченной на должном уровне. [131] Вместе с тем, безопасность этого же человека как гражданина, то есть в плане реализации номинально предоставленных ему политических прав, в некоторых случаях декоративна, эфемерна и т.п.

Вообще, понимание безопасности, её восприятие: от обыденного до научно-теоретического в равной мере недопустимо сводить к какому-то аспекту или ограничивать её иным образом. При этом следует специально оговорить, что всё указанное здесь относительно целостности безопасности, конечно, не имеет отношения к методикам исследования, допускающим выделение базовых видов безопасности: человека, общества и государства, равно как усмотрение наряду с военной политической, информационной, экологической безопасности и т.д.; и иным методологического характера манипуляциям с ней.

Безопасность, о которой ведётся речь: нераздельная безопасность, «безопасность в целом», должна иметь не только что адекватное, но как бы наиболее удачное со всех позиций общепонятийное и соответствующее ему нормативное определение. Традиционно она определяется как безопасность государства (государственная безопасность). Понятийный и политико-правовой аддитив государственной безопасности основан на двух исходных положениях: что обеспечение безопасности является предназначением государства (смыслом его существования); и что степенью безопасности государства определяется защищённость всех пребывающих в стране, т.е. безопасность каждого лица. Иными словами, умаление мощи государства предопределяет рост опасности быть повреждёнными или разрушенными для систем защищённости общественных организмов и каждого человека в поле юрисдикции данного государства.

Нисколько не подвергая сомнению такую позицию, должны всё же заметить её односторонность и статичность. Новейшее время через катаклизмы, в числе прочего, привело к тому, что ныне воспринимается как данность, как единственно естественное положение: о равенстве в триаде человек – общество – государство и их диалектической взаимосвязи. [132]

Не можем не привести в качестве одной из иллюстраций важнейшего для настоящего исследования тезиса феномен так называемых «цветных революций». Не затрагивая аксиологический аспект, сосредоточившись на взаимодействии усмотренных трёх основных элементов – и генерирующих и консолидирующих безопасность – обнаруживаем, что схематичный их механизм таков. Вначале лавинообразно подавляется безопасность, то есть защищённость от явных и скрытых угроз, большей или пассионарной части населения, [133] что неумолимо влечёт утрату (или умаление до критических уровней), скажем так, инстинкта самосохранения общественных организмов и соответствующую деструкцию социума в целом. Происходящая в сознании людей «смена вех» и деструктивные подвижки в обществе могут повлечь (поскольку всегда сохраняется возможность ситуацию переломить)сокрушение государства. В одной части случаев государство разрушается – как СССР, тогда как в других случаях сохраняется (и вследствие того в означенной триаде укрепляется) – как КНР. [134]

Российский законодатель, по-видимому, уклоняясь от формального признания верховенства государства в сфере безопасности – из-за этого отказавшись от использования юридической лексемы «государственная безопасность» – базовый нормативно-правовой акт: Федеральный Закон РФ № 390 от 28 декабря 2010 года поименовал законом «О безопасности». Соответствующий по его предназначению акт – Закон РК № 527-IV от 6 января 2012 года – именуется законом «О национальной безопасности». Несомненно, что применённая казахстанским законодателем юридическая лексема «национальная безопасность» является полным понятийным и наиболее удачным нормативным определением, поскольку вмещает в себя как защищённость человека и общества: всех его организмов – образующих народ (т.е. нацию) – так и безопасность государства. При этом полагаем, вне зависимости от того, какие юридические категории используются, имеется в виду безопасность нераздельная, безопасность в целом.

Особый интерес в системе обеспечения национальной безопасности вызывают те из её механизмов, что так или иначе вовлекают в обеспечение защищённости страны каждого здесь проживающего человека, задействуют общественные организмы. Вовлечение в обеспечение защищённости страны может быть в первую очередь непосредственным: когда выражающие интересы различных слоёв населения общественные организмы участвуют в различных сферах жизнедеятельности в стране напрямую. При всех известных преимуществах такого пути независимость общественных образований от государства, от его профильных органов, автономность их сосуществования предопределяет сохранение что-то вроде латентного конфликта интересов. Это неумолимо вызывает у организатора и реального руководителя обеспечения национальной безопасности некоторое умаление уверенности в возможности того или иного общественного организма в полной мере справиться с возникающими угрозами и т.п.

В связи с этим становятся востребованными механизмы вовлечения в обеспечение защищённости страны всякого здесь проживающего человека в качественно большей степени их взаимодействия с государством. Ибо деятельность общественных организмов, в отличие от государственных органов, в немалой степени определяется иррациональным началом. Спонтанность всплесков их активности, хаотичность их действий и т.д. – все эти импульсы в какой-то части целесообразно консолидировать и канализировать, то есть эта мощная и благотворная деятельность должна быть, тем не менее, регулируемой.

Специальные органы внешнего, то есть со стороны государственных органов, регулирования деятельности общественных организмов в части их сплочения и более отчётливой нацеленности на обеспечение национальной безопасности, смещения от сфокусированности на защищённости личной, сословной или этнической к безопасности национальной, существовали и ранее. Эффективность их не вызывает сомнения. Смущает остающаяся некоторая неуверенность в возможности того или иного общественного организма в полной мере справиться как с вновь возникшими угрозами, так и усилением, с новыми обличиями угроз прежних – несмотря на опеку, пребывание под государственным кураторством. Быть может, точнее так: неуверенность в возможности того, что здесь названо органами внешнего управления, в полной мере справиться с регулятивной функцией, решить задачу во вновь возникших условиях и отчасти дополнительными средствами.

Решение данной задачи возможно, в числе прочего, созданием некоего квази-государственного органа – учреждения, который обладал бы всеми признаками общественного организма, целиком таковым не являющимся. Опыт существования подобного общественного организма, являющегося, вместе с тем, квази-государственным органом имеется в Республике Казахстан. Речь идёт об Ассамблее народа Казахстана.

На современном этапе развития Республики Казахстан всё большую актуальность приобретают вопросы установления правового баланса отношений в национальном вопросе. На протяжении своего существования Казахстан призван разрабатывать, внедрять в практику и совершенствовать собственную модель межэтнического согласия. «Межэтническое согласие – это не только вопрос теоретических дискуссий, но и вопрос практики, постоянно реализуемой государством политики» как отмечает в своей работе Г.Н. Мусабаева. [135]

Безусловно, в вопросе стабилизации межнациональных отношений Республика является ярким примером внедрения системы конституционно-правовых регуляторов, по своей эффективности соответствующей уровню социально-экономического, политического развития социума, характеру политической и правовой культуры его субъектов. В указанной системе ведущая роль принадлежит такому уникальному учреждению как Ассамблея народа Казахстана.

Ассамблея народа Казахстана (далее – Ассамблея или АНК) является учреждением без образования юридического лица при Президенте Республики Казахстан. Её председателем является Президент Республики Казахстан, Лидер нации (Елбасы) Н.А. Назарбаев.

Анализ законодательной деятельности Республики Казахстан в последние два десятилетия показывает, что Ассамблея постоянно находилась под пристальным вниманием Президента Республики и академического сообщества. Итогом этой деятельности явилось, что за годы независимости в Республике Казахстан сформировалась действующая система нормативно-правовых актов, определяющая цели, задачи, основное предназначение этого учреждения. Она включает нормы Конституции Республики Казахстан, законов, подзаконных нормативных правовых актов принятых в Республики Казахстан. Остановимся на их характеристики.

Конституция Республики Казахстан устанавливает отправные начала нормативной регламентации межнациональных отношений. В её тексте закреплены конституционные гарантии обеспечения национального согласия и положения, определяющие порядок организации Ассамблеи.

В их перечне закрепление конституционной основы Ассамблеи и роли её в осуществлении функций государства. Прежде всего, в Конституции РК определена принципиальная позиция на формирование межнационального согласия в стране; это норма пункта 2 ст. 39 от том, что в государстве «признаются не конституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие».

В пункте 20 ст. 44 Основного Закона РК указывается, что образование Ассамблеи входит в конституционные полномочия Президента Республики Казахстан. П.1 ст.51 Конституции закрепляет положение о том, что девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана. Эта поправка, от 21 мая 2007 года, в Конституцию изменила конституционный статус Ассамблеи, предоставив возможность её членам участвовать в законотворческом процессе.

Помимо Конституции Республики Казахстан положений, что характеризуют конституционно-правовую основу деятельности Ассамблеи, содержится в нормах отраслевого законодательства. К числу таковых можно отнести нормы Конституционного Закона РК от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан», [136]Закона РК от 20 октября 2008 года № 70-IV «Об Ассамблее народа Казахстана», [137] указов и распоряжений Президента РК «О Положении об Ассамблее народа Казахстана», [138] «О созыве внеочередной двадцать третьей сессии Ассамблеи народа Казахстана», [139] постановления Правительства РК от 18 декабря 2015 года № 1011 «О проекте Указа Президента Республики Казахстан «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)» [140] и т.д.

Детализируя конституционное законодательство, данные нормативно-правовые акты способствуют формированию правовой основы деятельности Ассамблеи. Именно в них расширяется содержание положений Конституции Республики Казахстан. Так, в конституционных законах Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан» и «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депута­тов» от 16 октября 1995 года № 2529 вводятся в действие прогрессивные нормы устанавливающие порядок избрания в Мажилис Парламента Республики Казахстан представителей Ассамблеи.

Важными нормативно-правовыми актами определяющими конституционно-правовую основу деятельности Ассамблеи являются законы Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об Ассамблее народа Казахстана».

В законах Республики Казахстан закреплены положения, определяющие правовой статус Ассамблеи народа Казахстана, цель Ассамблеи, основные задачи Ассамблеи, принципы деятельности Ассамблеи, основные направления деятельности Ассамблеи, компетенцию Президента Республики Казахстан в отношении Ассамблеи, структуру Ассамблеи, порядок проведения сессий Ассамблеи, организацию деятельности Совета Ассамблеи, правовые основы деятельности Ассамблеи областей (города республиканского значения, столицы), права и обязанности Членов Ассамблеи их полномочия, порядок избрания и прекращение полномочий депутата Мажилиса Парламента, избранного Ассамблеей, источники финансирования.

Роль и значение данных нормативно-правовых актов сложно переоценить. Именно они заложил концептуальные правовые основы деятельности этого учреждения в Республики Казахстан - порядок формирования и организацию работы Ассамблеи, направленной на реализацию государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства, общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», обеспечение общественно-политической стабильности и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений. Как отмечает по этому поводу Тугжанов «Ассамблея народа Казахстана сформировалась как органическая структура обеспечения устойчивого развития государства, гаран­тия прочности и надежности жизненного пространства граждан страны. Она была призвана объединить этнические группы и выработать механизмы по гармонизации межэтнических отношений. Именно в этот период Казахстан переживал активный рост культурного и этнического самосознания. В этот пе­риод после долгого запрета на соблюдение традиций и обрядов, изучение родных языков стали подниматься вопросы этническо­го возрождения, истории, интерес к собственным истокам, корням, традициям и верованиям». [141]

Так в качестве приоритетных задач Ассамблеи впервые был установлен законодательный порядок деятельности этого учреждения направленный на обеспечение эффективного взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества в сфере межэтнических отношений, создание благоприятных условий для дальнейшего укрепления межэтнического согласия и толерантности в обществе; оказание содействия государственным органам в противодействии проявлениям экстремизма и радикализма в обществе и стремлениям, направленным на ущемление прав и свобод человека и гражданина; участие в формировании политико-правовой культуры граждан; обеспечение интеграции усилий этнокультурных и иных общественных объединений для достижения цели и задач Ассамблеи; возрождение, сохранение и развитие национальных культур, языков и традиций народа Казахстана.

В ст. 5 и 6 Закона РК «Об Ассамблее народа Казахстана» декларируются незыблемые принципы и основные направления деятельности Ассамблеи – приоритет прав и свобод человека и гражданин, интересов народа и государства, равенство, равноправие и персональная ответственность членов Ассамблеи за деятельность в ее составе, гласность.[142]

Немаловажную роль в определении концептуальных основ деятельности Ассамблеи играет закрепление шестнадцати основных направлений его деятельности, таких как содействие в разработке и реализации государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства; содействие формированию казахстанского патриотизма; развитие государственного языка и других языков народа Казахстана; совершенствование региональной политики в межэтнической сфере; участие в общественно-политической экспертизе законопроектов по вопросам государственной политики в сфере общественного согласия и общенационального единства; поддержка казахской диаспоры в зарубежных странах в вопросах сохранения и развития родного языка, культуры и национальных традиций, укрепления связей с исторической Родиной и т.д.

Положения закона по-новому определили место Ассамблеи в системе учреждений способствующих реализации задач и функций государства. Действительно, сегодня сфера конституционного влияния Ассамблеи на межэтнические процессы характеризуется всеохватывающим характером. На этот аспект указывают многие казахстанские ученые, отмечая, что свойством не обладает ни один нормативный правовой акт в государстве. [143]

Как и в законах Республики Казахстан в указах и распоряжениях Президента Республики Казахстан содержатся нормы, закрепляющие политико-правовую основу этого учреждения, практические меры по укрепление конституционно-правового статуса Ассамблеи.

Роль указов и распоряжений Президента Республики Казахстан сложно переоценить. Они воплощают в себе искреннее патриотичное желание Президента Республики Казахстана, Лидера Нации Н.А. Назарбаева в создании учреждения, деятельность которого была бы направлена на укрепление межэтнического и межнационального согласия в государстве. Являясь, идейным вдохновителей создания этого уникального учреждения под его инициативой на начальном этапе становления Ассамблеи были изданы указы, которые послужили правовой основой формирования этого учреждения.

К видам таких указов можно отнести Указ Президента РК от 26 апреля 2002 года № 856 «О Стратегии Ассамблеи народа Казахстана и Положении об Ассамблее народа Казахстана», [144] Указ Президента РК от 26 июля 2007 года № 370 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года № 856». [145]

После принятия Указа Президента РК от 7 сентября 2011 года № 149 «О Положении об Ассамблее народа Казахстана» данные документы прекратили свою деятельность. Политико-юридическая значимость этих указов основывается на определении основных направлений регулирования межэтнических отношений в Республики Казахстан, объективном анализе современного состояния межэтнических отношений в Республики Казахстан, выявлению основных проблем в этой сфере требующих государственного вмешательства, и путей их решения.

Законодательными новеллами Указа Президента РК от 7 сентября 2011 года № 149 «О Положении, об Ассамблее народа Казахстана» является закрепление норм регламентирующих функции и полномочия Ассамблеи, особенности организации взаимодействия Ассамблеи с государственными органами и общественными организациями, порядок участия Ассамблеи в разработке и реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере межэтнических отношений. Этот документ актуализирует проблемные вопросы, связанные с анализом воздействия на межэтнические отношения, отвечающим современным потребностям общества, интересам субъектов правоотношений и предлагает пути решения проблемных вопросов.

Одной из новелл Указа является расширений функций научно-экспертного совета АНК. Это позволило создать механизм обеспечения научного сопровождения деятельности Ассамблеи по осуществлению комплексной экспертной оценки тенденций этнополитического, социально-экономического и конфессионального развития в Республике Казахстан и спрогнозировать развития данных процессов в стране и мире.

Не последняя роль в конституционно-правовом измерении роли Ассамблеи народа Казахстана принадлежит нормам Указа Президента РК от 28 декабря 2015 года № 148 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)». [146] Стратегическая миссия этого документа проявляется в том, что опираясь на Послание Президента РК народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства;[147] и другие программные документы, он актуализировал пути дальнейшего развития института Ассамблеи как учреждения, имеющего конституционный статус.

Анализ положений указа показывает, данный документ во многом расширил регулятивный потенциал нормативной составляющей деятельности АНК, определил пути конкретизации правового фундамента казахстанской модели общественного согласия и межэтнической толерантности, признанной в мире, проверенной временем, доказанной казахстанской практикой.

Важным шагом в этом направлении является закрепление в ч.4 Указа Президента Республики Казахстан трех крупных стратегических блоков направлений деятельности: укрепления и развития казахстанской идентичности и единства на принципах гражданства, содействия реализации государственной этнополитики, укрепления института Ассамблеи.

В плане рассматриваемой проблемы особо важно подчеркнуть, что положения указа, провозглашая необходимость укрепление института Ассамблеи, повышение её роли в качестве координатора государственной этнополитики и взаимодействия государственных органов и институтов гражданского общества; формирование новой инфраструктуры институтов по укреплению общественного согласия и единства народа; совершенствование региональной политики в сфере укрепления и развития казахстанской идентичности и единства; формирование новых направлений работы Ассамблеи в области благотворительности, медиации, общественного контроля; формирование системы ценностей Нации единого будущего, основанных на общенациональной патриотической идее «Мәңгілік Ел», и бренда «Ұлы Дала Елі»; укрепление стабильности, казахстанской идентичности и единства, закрепление в общественном сознании общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», предусматривает целый ряд правовых механизмов, обеспечивающих их защиту.

Как отмечается в указе Президента РК «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана (до 2025 года)» [148] положения Концепции будут реализованы через законодательные акты, стратегические планы государственных органов, а также разработку специальных планов действий и мероприятий, формируемых на основании поручений Президента Республики Казахстан - Председателя Ассамблеи по итогам сессий Ассамблеи.

В ч.5 указа Президента Республики Казахстан характеризуются исполнители этого процесса закрепляются условия, при которых возможна реализация данного указа. Так основные исполнители положений Концепции поделены на три уровня государственной власти – республиканский, региональный и местный уровень. Это позволило установить правовые пределы властного государственного вмешательства в общественные отношения связанные с реализацией данного указа.

Вне зависимости от политической конъюнктуры, закрепленные в указе положения, являющимися важнейшими составляющими развития межэтнических отношений в Республики Казахстан на долгие годы.

В этой связи основная задача государства и общества состоит в том, чтобы конституционно-правовые меры по развитию идеи толерантности, межэтнического согласия провозглашенные Президентом Республики Казахстан Назарбаевым проникли в сознание людей. Человек должен не только формально, но и фактически нахо­диться в центре всех процессов обществен­ной жизни - политических, социально-экономических, духовных.

Немаловажным по значимости указом Президента Республики Казахстан являлся Указ от 17 июня 2014 года № 837 «О создании республиканского государственного учреждения «Ќоѓамдыќ келісім» [149] при Президенте Республики Казахстан и внесении дополнений в некоторые указы Президента Республики Казахстан» некоммерческой организацией, обладающей статусом юридического лица, созданной в организационно-правовой форме государственного учреждения. Создание этого органа позволило укрепить организационно-правовую основу Ассамблеи, придать юридическую значимость деятельности этой организации в организации проведения мероприятий направленных на укрепление мира и согласия в Республики Казахстан, определение национальной идентичности, сохранение и развития национально-культурных ценностей.

Помимо указов Президента конституционно-правовую основу деятельности Ассамблеи народа Казахстан составляют распоряжения Президента Республики Казахстан, постановления и распоряжения Правительства Республики Казахстан.

Распоряжения Президента Республики Казахстан обычно издаются по вопросам созыва очередной либо внеочередной сессии Ассамблеи. К видам таких распоряжений можно отнести Распоряжение Президента Республики Казахстан от 16 марта 2012 года № 99 «О созыве девятнадцатой сессии Ассамблеи народа Казахстана»; [150] от 19 февраля 2016 года № 58 «О созыве внеочередной двадцать третьей сессии Ассамблеи народа Казахстана» [151]  и т.д., в нормах которых определяются даты, время и место проведения сессий Ассамблеи, круг ключевых вопросов в сфере межэтнических отношений.

Ряд Постановлений и Распоряжений Правительства РК в своих нормах отмечают актуальность проведения мер по обеспечению действенности Ассамблеи. К их числу можно отнести: Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 ноября 2014 года № 1223 «Об утверждении Национального плана мероприятий по организации и проведению Года Ассамблеи народа Казахстана и 20-летия Конституции Республики Казахстан», [152] Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 мая 2014 года № 580 «Об утверждении Концепции развития домов дружбы Ассамблеи народа Казахстана» [153] и т.д.

Отдельное место в нормативной системе источников права регулирующих деятельность Ассамблеи отведено различным правовым концепциям развития Республики Казахстан отражающих совокупность официально принятых взглядов на цели и го­сударственную стратегию, в том числе и организацию деятельности Ассамблеи утвержденными указами Президента Постановлениями Правительства Республики Казахстан. Ярким примером такого рода правовых актов является Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства.[154] В них сформулиро­ваны важнейшие направления и принципы государственной политики в облас­ти поддержание и развития межнациональных отношений в Республики Казахстан. Их значение в системе конституционно-правовых источников Ассамблеи определяется тем, что с их помощью устанавливается политико-правовой вектор развития Казахстана по установлению стабильности межнациональных отношений, сохранению межнационального мира и согласия; созданию условий гармоничного, устойчивого развития отдельных этносов, взаимодействия и взаимообогащения культур, решения насущных языковых проблем; осуществлению координированных усилий государственных органов, общественных объединений, религиозных и иных организаций для проведения единой языковой политики в стране, сохранению и функционального развития языков; определению задач государства по созданию условий для развития казахского языка как государственного, укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства, основанных на принципе гражданства и ценностях общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел», созданию единой системы работы государственных органов всех уровней и институтов гражданского общества по укреплению и развитию казахстанской идентичности и единства на принципе гражданства, нового казахстанского патриотизма на основе ценностей общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел»; формированию поколения «Мәңгілік Ел», сплоченного вокруг стратегических целей развития страны, воспитанного на принципах казахстанской идентичности и единства, нового казахстанского патриотизма, формированию общества труда и профессионалов, в котором культивируются такие ценности, как семья, дружба, единство, а также трудолюбие, честность, ученость и образование, трехъязычия и т.д.

Концепции являются основой при разработке концептуальных, программных и организационных документов в этой сфере. Реализация концепций в долгосрочной перспективе ориентировано не только на предот­вращение угроз в сфере межнациональных отношений в Республики Казахстан, но и на осуществление комплекса системных политико-правовых мер по развитию и укрепле­нию межнациональных отношений, духовных ценностей, как всего казахстанского общества, так и отдельно взятого этноса Ассамблеи. При этом необходимо отметить что общим, что объединяет существующие концепции является то что в них провозглашен принцип законности в реализации закрепленных целей и задач. Методологически они исходят из того, что главным приоритетом в реализации этой деятельности должно стать повышение роли Конституции Республики Казахстан и действующего законодательства.

Анализ деятельности Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан показывает, что в издаваемых им правовых актах постоянно указывается на необходимость обеспечения конституционного права регистрации кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, выдвинутых Советом Ассамблеи народа Казахстана.

В числе таких документов постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 2 марта 2016 года № 22/112 «О регистрации кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, выдвинутых Советом Ассамблеи народа Казахстана», [155] а также постановление Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан от 9 марта 2016 года № 24/117 «Об избирательном бюллетене по внеочередным выборам депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан, избираемых Ассамблеей народа Казахстана, назначенным на 21 марта 2016 года». [156]

Немаловажную роль в развитии этого важного учреждения отводиться Меморандумам о сотрудничестве с государственными учреждениями и институтами гражданского общества.[157]

Таким образом, пронизывая своим содержанием весь процесс развития казахстанского общества, нормативные правовые акты, определяющие конституционно-правовую основу деятельности Ассамблеи народа Казахстана призваны регулировать широкий пласт межнациональных отношений в Республике Казахстан обеспечивая равенство прав и свобод граждан независимо от этнической и религиозной принадлежности. К их числу можно отнести нормы Конституции Республики Казахстан, законов Республики Казахстан, подзаконных нормативно-правовых актов принятых в Республики Казахстан. Благодаря внедрению этих документов в правовую систему Казахстана, сегодня Ассамблея как учреждение системно реализует стратегические цели и задачи по правовой стабилизации межэтнических отношений – основы проведения эффективной национальной правовой политики. Равно как и организации государственной власти и государственного устройства Республики Казахстан, предоставления гарантированного её Конституцией объёма прав и свобод национальностям, проживающим на территории государства.


Пашков Сергей Николаевич,

кандидат юридических наук, доцент,

доцент кафедры административного и финансового права Юридического факультета Донецкого национального университета, Донецкая Народная Республика

Чихрадзе Анна Михайловна,

старший преподаватель кафедры административного и финансового права Юридического факультета Донецкого национального университета, Донецкая Народная Республика


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!