Раздел ПЬ Влияние на субъективное




Как я теперь понимаю, эмоции открывают очевидный доступный путь к субъек­тивному. Наши чувства, очевидно, возникают на такой глубине, на которую не так легко проникнуть рациональности, объективным измерениям или сознательным на­мерениям. Они свидетельствуют о наличии коллизий и устремлений, которые мы даже для самих себя можем вербализовать или объяснить лишь частично. Так что та­кой знакомый, стереотипный вопрос психотерапевта «Что вы чувствуете?», конечно же, направлен туда, куда надо. Трудность состоит в том, что его используют не в меру, и те, кто его задает, иногда принимают дверь за целый мир, который лежит за ней.

Что это за мир? В этой книге я по-разному пытался назвать его, определить, при­коснуться к нему. Выглядит это так, как будто я вынужден указывать на него не пря­мо пальцем, а левым локтем или даже правой ягодицей.

Субъективность, неосознаваемое, наш глубочайший центр — вот некоторые из ориентиров в этом мире, но то, к чему они ведут, исчезает где-то вдалеке. «Палец, ука­зывающий на луну, — еще не луна»1. Все же существует достаточно много общего между этими понятиями и другими терминами и концепциями, и я чувствую, что те­перь я лучше понимаю, что ищу.

Как психотерапевт, я предпочитаю длительную работу, направленную на внутрен­нюю жизнь моих клиентов, на исследование нашей человеческой природы, — работу, пробуждающую спящие возможности, которые мы все как один чувствуем внутри себя и которые временами могут способствовать действительно крупным жизненным изменениям. Именно в этой работе мы имеем дело с миром, который я ищу.

За годы работы я нашел многое из того, что могло бы помочь мне в этом поиске. И очень многое из этого я оставил на обочине. Стандартизованные тесты, проектив­ные методики, гипноз, техника пустого стула, ролевые игры, направленные фантазии, психоактивные вещества — все это полезно, кое-что я иногда использую до сих пор, но все это ограничивает, даже если что-то и полезно. Каждая из этих техник предла­гала мимолетное впечатление о тех людях, с которыми я работал, — каждая на свой манер, каждая по-своему интригующе. В конечном счете, каждая из них превращала всех этих людей в объект моих исследований, в объект изучения, в объект самой тех­ники.

Теперь я понимаю, что все эти вспомогательные средства в поиске истинной субъективности похожи на фотографии диких животных или, в лучшем случае, — на животных в зоопарке. Они показывают нам намеченную жертву, но без оживляющей ее души, без действия, которое и является самой главной, самой значимой характери­стикой.

Теперь я уверен, что если хочу, чтобы поиски продвинулись в нужном направле­нии настолько, насколько это в данный момент в моих силах, мне необходим искрен­не сосредоточенный на субъективности и очень высоко мотивированный спутник.

1 Рональд Лэинг использовал традиционный дзен-афоризм «Палец, указывающий на луну, — еще не луна», чтобы обратить нас к глубинам нашей субъективности. Его книга «узел­ков» — это мощный удар по самодовольству психотерапевтов, рискнувших встретиться с его стихотворными коанами. Laing, 1970, р. 87-88. — Примеч. авт.


ГЛАВА 7

Параллелирование рамок

Любому, кто вел обычные разговоры или занимался психотерапией, знакомы фразы: «Давайте рассмотрим все это подробнее» и «А какова картина в целом?» Мы все понимаем важность того, что я здесь назвал «параллелированием рамок». Для психотерапевтов вполне обычное дело призвать своего клиента говорить конкретнее, и почти так же часто но не так явно они побуждают тех же клиентов обобщать свой опыт.

Мы по-разному организуем наши мысли и слова, и один из способов, имеющий особенное значение для жизнеизменяющей психотерапии, связан со способностью двигаться от частного к общему и от абстракции к прак­тическому применению. Одни клиенты описывают переживание за пере­живанием и, похоже, вообще никогда не пытаются подвести черту и по­смотреть, что это дает. Другие рисуют свои переживания настолько размашисто и обобщенно, что их психотерапевты теряются просто не могут понять, какие жизненные явления могут скрываться за этими опи -саниями.

Параллелирование рамок это способ напомнить самому себе о необ­ходимости следить за этим параметром. Мы продемонстрируем его оче­видные преимущества, поговорим о некоторых значениях, а затем пока­жем, как его можно будет использовать, когда психотерапевт подозре­вает, что осознанно или неосознанно клиент вводит его в заблуждение.

ПРЕДСТАВЬТЕ СЕБЯ в такой ситуации:

Прекрасный осенний день. Вся субботняя работа по дому уже сделана — все, как было запланировано. Где-то далеко ваша любимая команда играет самый главный матч сезона, и вы можете перенестись туда с помощью телевизора. Вы уже запаслись ореш­ками и пивом или содовой, так что теперь можете забраться в свое любимое мягкое кресло, пригрозив не участвующим в действе домашним страшными бедствиями, если кто надумает помешать; осталось лишь поправить подушку и... Ах, хорошо!

Включаем телевизор. Вовремя: кончается последняя коммерческая реклама и на экране вид всего стадиона, который снимается с самой высокой точки на теневой сто­роне. Вы видите противоположную трибуну и целиком все поле, на котором малень­кие фигурки заняты подготовкой к игре. Возбуждение, предвкушение, царящие на ста­дионе, — в вашей гостиной.

И вот команды застыли в ожидании. Ваша команда подает, длинная линия фигурок, и одна отдельно — очевидно, подающий. Другие фигурки рассыпались по полю и гото­вы принять мяч. Затем ваши маленькие фигурки начинают игру, а другие им отвечают. Две группы фигурок сливаются, и!..


122                        Раздел ill. Влияние на субъективное

«Маленькие фигурки»?! Вы понимаете, что экран все еще показывает все тот же очаровательный вид на противоположную трибуну и все поле целиком. Совершенно очевидно, что те малютки на поле бегают туда-сюда и что-то делают, но трудно сказать, что именно — несмотря на попытки комментатора разъяснить все это.

Так все и идет. Или все так и продолжается 10 минут или даже меньше — пиво без­вкусное, орешки пересолены — вы с отвращением выключаете телевизор. Оператор не меняет фокус — все время только общий план. Тьфу!

Хорошо, теперь попробуем поменять размер:

Такой же день, такая же игра, те же приготовления — кресло, напитки, орешки, пред­вкушение. Тот же телевизор включен как раз к началу игры. Но есть и разница: когда появляется картинка, вы оказываетесь прямо на поле. Внезапно взлетает чья-то бутса, и вы следите за тем, как мяч взвивается в небо, — на заднем плане смутно темнеют три­буны. Внезапно чьи-то руки хватают мяч и крепко прижимают его к потной футболке. Он быстро взлетает вверх и вниз, а затем теряется в сплетении рук, ног и других анато­мических фрагментов.

И все продолжается таким образом — камера снимает все время с очень близкого расстояния. Наверное, вам не продержаться и десяти минут — вы сразу выключите это безобразие.

Так что же не в порядке? Очень просто, — обе эти попытки представить вам игру провалились, потому что не дали представления о том, что происходило. Они прова­лились, потому что не менялись рамки, в которые было заключено передаваемое дей­ствие, и у вас не было возможности следить за ним осмысленно. Вот в чем дело: досто­верной передачи объективного действия — в целом или в деталях — недостаточно, чтобы появился смысл.

Для того чтобы удовлетворительно передать вам игру, необходим объектив с пе­ременным фокусом, который используют осмысленно. Тогда сначала вам представят широкий обзор трибун и поля, снимут средним планом мяч и подающего, вернутся назад и покажут движение по полю, приблизятся, чтобы показать столкновение, ото­двинутся и покажут, как бегут принимающие, снова близко покажут прием мяча и так далее. Вот тогда игра приблизилась бы к вам — или вы к ней — захватывающая, при­носящая удовлетворение, наполненная смыслом. И тогда, конечно же, кресло в вашей гостиной за тысячи миль от стадиона дало бы вам гораздо лучший обзор того, что происходит на поле, чем место на трибуне в пятидесяти ярдах от поля.

ПАРАЛЛЕЛИРОВАНИЕ РАМОК. СМЕНА ОБЪЕКТИВА

*

Обращение к рамкам, в которых что-то говорится, дает возможность «менять объектив» в процессе разговора. Точно так же как телетрансляция футбольного мат­ча становится более эффективной при использовании телеобъектива с переменным фокусом, наша беседа неизмеримо выигрывает от умелого изменения степени обоб­щенности или конкретности рассмотрения темы. Некоторые психотерапевты не пред­ставляют себе, какую мощную поддержку в их работе может оказать использование


Глава 7. Параллелирование рамок                      123

этого параметра. Привычные способы ведения разговора делают их слишком зависи­мыми от обобщенного «широкоугольного» взгляда или от привязанного к деталям «фотографического» подхода. Конечно, многие психотерапевты работают, в основ­ном, на средних планах, что дает преимущество некоторого баланса, но так они, ско­рее всего, упустят перспективы, которые может дать хорошо отрегулированный ши­рокий взгляд на проблему, или не воспользуются выгодами детального рассмотрения вопроса.

Привлечение к работе сменного объектива

Виртуозные психотерапевты используют параллелирование рамок как удобный инструмент для достижения своих целей. Вот несколько обычных примеров из кли­нической практики, в которых его применение особенно полезно.

• Более глубокое понимание «жалобы» клиента достигается, когда мы рассматрива­
ем ее в контексте ситуации в целом или когда переходим на конкретные примеры.

• Мы добиваемся большей эмоциональной вовлеченности, побуждая клиента очень
подробно описывать эмоционально нагруженное переживание, которое он описы­
вает абстрактно.

• Мы исследуем блокировки или сопротивление, побуждая клиента поближе позна­
комиться с тем, что его останавливает, а не пытаться их проскочить.

• Мы изучаем значимые для клиента события его жизни, чтобы больше узнать об их
личностном и менее осознаваемом значении.

• Мы стараемся убедиться, что клиент действительно понял паши предложения и
инструкции — на время сессии или для использования за пределами кабинета — и
что у него есть мотивация им следовать.

• Мы исследуем те вопросы, информацию о которых клиент — осознанно или неосо­
знанно — может захотеть скрыть или представить искаженно.

В каждом из этих случаев психотерапевту стоит рассмотреть содержание на не­скольких уровнях обобщенности или конкретности, не удовлетворяясь содержанием, видным лишь в одном ракурсе. В каждом таком случае подразумевается, что клиент обладает большей информацией или другим субъективным материалом (например, отношением, эмоциями, неосознаваемыми ассоциациями), чем может содержаться в любом отдельном высказывании. Эффект смены объектива или смены рамок , помо­жет клиенту получить доступ к этому материалу и вытащить на поверхность его со­держание.

Эпизод 7.1А

Клиент Даррелл Бенедикт, психотерапевт Джин Маршалл

К-31. Меня это беспокоит уже несколько месяцев, и мне необходимо хотя бы небольшое об­легчение. Я просто этого больше не вынесу. П-31. Ты уже чувствуешь себя под бременем всех этих тревог, а они все не уходят, да?

[параллель] К-32. Да. Похоже, они просто все время за мной гонятся, не дают мне ни минуты покоя.

|параллель]


124                                  Раздел Ш. Влияние на субъективное

П-32А. Расскажи мне побольше об этих мыслях, которые не оставляют тебя в покое.

[сужение] К-ЗЗА. Это что-то вроде тревожных, беспокойных мыслей. Я чувствую себя так, будто со мной

должно случиться что-то плохое... а может быть, уже случилось.            [сужение]

П-ЗЗА. А что именно?                                                                                                        [сужение]

К-34А. Ох, как будто (пауза)... ну, как будто у меня был бы рак, или какая-то другая жуткая
болезнь — СПИД или что-то наподобие, — или я потерял бы работу, или попал в аварию,
или что-то еще.                                                                                                          [сужение]

(Отметьте: эти несколько реплик, весьма вероятно, являются частью целого ряда, который в реальной сессии был бы, по крайней мере, в десять раз длиннее. Здесь, для иллюстрации основной схемы разворачивания жалобы, они приведены в сжатой форме.)

Так как это часто бывает полезно, психотерапевт начинает с того, что остается в параллели с клиентом (П-31 А). Затем она мягко (П-32 А) слегка сдвигает рамку, что­бы побудить клиента опуститься с неопределенного, обобщенного уровня (К-31). В следующей реплике (П-ЗЗА) психотерапевт уже заметно сужает рамки, стараясь больше узнать о тревожных мыслях. В результате появляется упоминание о СПИДе, предполагающее другую возможную линию исследования.

Расширение рамок. Иногда полезно раздвинуть рамки, чтобы в общей картине выявились связи, которые иначе увидеть нельзя. Можно проиллюстрировать это, используя те же первые реплики, но при последующем расширении рамок психоте­рапевтом (начиная с П-32Б).

Эпизод 7.1Б

К-31. Меня это беспокоит уже несколько месяцев, и мне необходимо хотя бы небольшое об­легчение. Я просто этого больше не вынесу.

П-31. Ты чувствуешь себя под бременем всех этих тревог, а они все не уходят, да?

[параллель]

К-32. Да. Похоже, они просто все время за мной гонятся, не дают мне ни минуты покоя.

[параллель]

П-32Б. А что ты думаешь об этой ситуации, об этих мыслях и тревогах и обо всем, что тебя
сейчас мучает?                                                                                                   [расширение]

К-ЗЗБ. Ой, не знаю. (Задумался.) Я думаю, что это началось где-то с прошлого Дня благодаре­
ния, но я не уверен.                                                                                                   [сужение]

П-ЗЗБ. А ты можешь вспомнить что-нибудь еще, что происходило в твоей жизни примерно в
это время?                                                                                                            [расширение]

К-34Б. Ничего необычного, ничего такого, о чем бы я мог думать. Нет, я так не думаю.

[параллель]

П-34Б. Не торопись, Даррелл. Дай себе еще немного времени. Как у тебя шли дела прошлой
осенью и в начале зимы? Как ты провел День благодарения? Что ты можешь об этом
вспомнить?                                                                                                          [расширение]

К-35Б (после короткой паузы). Нет, ничего, ничего особенного. Мы провели День благодаре­ния с родителями моей жены, все было очень мило... мне кажется. А потом, в Рождество, мы собрались все вместе, мой брат и его семья, и... Нет, все было совсем как обычно.

[сужение]

Снова психотерапевт начинает с параллелирования (П-31), но затем старается расширить рамки, очень обобщенно расспрашивая клиента о его мыслях (П-32Б). Ответ непонятный (К-32Б), но психотерапевт, интуитивно чувствуя, что все, что бы


Глава 7. Параллелирование рамок                                      125

ни говорил клиент в такие моменты, скорее всего, коренится в неосознаваемом, и, ста­ло быть, его стоит исследовать, снова расширяет рамки (П-33). Ответ клиента (К-34Б) нарочито бесперспективный. Психотерапевт мудро подметила отсутствие заинтере­сованного внутреннего исследования и попросила клиента подумать еще раз (П-34Б). В результате появилось более подробное описание и несколько направлений, кото­рые стоит исследовать (возможные проблемы с родственниками жены — отметьте это «мне кажется»).

В любом разговоре, направленном на углубленное понимание переживаний чело­века, изменение рамок является мощным, оживляющим процесс инструментом. Этот инструмент нужен не только психотерапевту, но и клиенту, часто помогая ему обога­тить понимание собственных внутренних смыслов.

(Напоминание: из-за того что диалоги сжаты до трех-четырехреплик с каждой стороны, на основании приведенных выше примеров можно вообразить, что психоте­рапевт ищет улики, как сыщик в детективе. На мой взгляд, это не самый лучший спо­соб вести психотерапию. Я все-таки полагаю, что мы скорее должны настраивать кли­ента на исследование себя.)

Пример использования рамок для поощрения внутреннего поиска

Эпизод 7.2'

Клиент Хол Стейнмен, психотерапевт Джеймс Бьюдженталь

(Это отрывок из сессии, проведенной после нескольких месяцев работы, направленной на то, чтобы помочь клиенту осознать его сопротивление внутреннему исследованию. Эта сессия не стала кульминацией работы, но явилась некоторым поворотным момен­том. Клиент — психолог-исследователь — очень высоко ценит объективность, и ему труд­но погружаться в самоанализ под руководством психотерапевта. Он обратился к психо­терапии, потому что все чаще терял самообладание, общаясь со своим сыном-подрост­ком.)

П-1. О чем ты сейчас думаешь?

К-1. Ну, я... мне просто интересно, собираешься ли ты что-нибудь сказать мне. [сужение]

П-2. Нет, я хочу знать, чем ты сейчас внутренне озабочен.                               [параллель]

К-2. Ну хорошо, я очень беспокоюсь об Элис. Она сейчас очень часто встречается с этим но­вым парнем, и у меня есть подозрения, что она уже потеряла девственность. Я имею в виду, что я, конечно, не ханжа и все такое, но я надеюсь, что она знает, как о себе позабо­титься. У меня чувство, что я должен что-то сделать, но я не знаю, что. Похоже, она идет своей дорогой. Я спрашивал у Джун, рассказала ли она ей все что нужно, ну, ты знаешь, а Джун сказала, что Элис сама могла бы ее кое-чему научить. Я полагаю, ты мало что можешь сделать, если девушке почти 19, а еще это чувство, что ты должен... [сужение]

П-3. Хол, ты говоришь «ты» о том, кто беспокоится. Об этих вещах трудно говорить от перво­го лица?

(Вообще-то я подозреваю, что Хол заранее приготовил эту «заботу об Элис», и потому
она прозвучала так безлично и отстраненно.)                                             [параллель]

К-3. Ну да. Нет, сказать от первого лица нетрудно. Я очень беспокоюсь об Элис. Она хорошая
девочка, и я не хочу, чтобы она страдала. Видишь? От первого лица.    [сужение]

П-4. Хорошо. Расскажи мне о том, как ты беспокоишься, Хол. Ты можешь как бы делать это
вслух, чтобы я мог слышать?                                                                         [расширение]

1 Из Bugental, 1976, р. 200-201. - Примеч. авт.


126                       Раздел Ш. Влияние на субъективное

К-4. Ладно. Ну, я думаю, что она такая хорошая девочка, и она еще так молода. И я страшно не хочу, чтобы она страдала. И, ох... у нее хорошая фигура: я представляю себе, как все эти парни хотят ее заполучить. Полагаю, что все связано с этим. Я об этом думаю.

[параллель]

П-5. Хол, это звучит так, будто ты начинаешь соприкасаться с тем, что происходит у тебя внут­
ри, но мне представляется, что там еще много чего есть. Например, мне интересно, есть
ли у тебя какие-нибудь мысли о том, как ты ее растил, что ты ей рассказывал о сексе, о
том, насколько свободно она может поговорить с тобой о том, что ее заботит, о том, на­
сколько она привлекательна как женщина, что бы ты мог сделать с тем, кто обидит ее, и
так далее и тому подобное.                                                                                   [расширение]

К-5. Ну да, все это есть, конечно. Я думаю обо всем этом. Я уверен, она знает, что в любое вре­
мя может рассказать нам о чем угодно. И, само собой, я бы очень хотел добраться до вся­
кого, кто обидит ее.                                                                                                       [сужение]

П-6. Хол, мы кое-что пропускаем, хотя, мне кажется, мы подходим все ближе. Каждая из за­
тронутых мною тем могла бы пробудить в тебе целый пласт чувств и мыслей. Это были
как бы заголовки. Каждый нес в себе множество мыслей и чувств, связанных с ним.
А сейчас ты выбрал два из них, как будто это были вопросы, и быстренько на них отве­
тил. Это только начало, а не конец исследования твоей заботы.                       [расширение]

К-6. Джим, я знаю — ты пытаешься помочь мне, но я думаю, что я просто не склонен к само­
анализу. Я хочу сказать, что вы, аналитики, рыщете вокруг в поисках всего такого, и я
думаю, что с некоторыми людьми это очень хорошо помогает. Но я не знаю... по-моему,
дело не в этом. Мне нужно идти к проблеме по прямой.                                          [сужение]

П-7. О какой проблеме ты подумал, когда говорил это?                                                    [сужение]

К-7. Ну, о любой.                                                                                                            [расширение]

П-8. Нет, скажи конкретно. К какой проблеме ты хотел подойти по прямой? (Настойчиво.
Я бросаю вызов; встреть его.)                                                                                   
[сужение]

К-8. Ну, например, что я не могу сохранять хладнокровие, разговаривая с Тимом. Я знаю, что
в последнее время стало немного лучше, но жду, что в любой момент могу взорваться.
На самом деле ничего не изменилось.                                                                     [параллель]

П-9. Хорошо, тогда скажи, в чем там проблема.                                                                 [сужение]

К-9. Ох, ладно. Я вижу, куда ты клонишь. Проблема во мне и ты, черт побери, это прекрасно
знаешь. И я тоже. Почему я не могу сохранять спокойствие?                                 [сужение]

П-10. Хорошо, и каков твой ответ? Почему ты не можешь сохранять спокойствие, когда разго­
вариваешь с Тимом?                                                                                                 [параллель]

К-10. Черт побери, Джим, я не знаю.                                                                                [параллель]

П-11. И как нам напрямую решить эту проблему? (Я цепляюсь к одному и тому же.)

[сужение]

К-11. Понять причины того, что я начинаю все крушить, и изменить их.                    [параллель]

П-12. Как ты можешь это сделать?                                                                                       [сужение]

К-12. Попробовать вычислить. Попробовать применить логику.                                 [параллель]

П-13. Хорошо, давай попробуем. Вычисляй, применяй логику прямо здесь, сейчас. А я послу-
• шаю.                                                                                                                               [сужение]

К-13. Ох, ты же знаешь, что это не сработает, и я тоже знаю. Я уже тысячи раз пытался. У меня
ничего не получилось. (Фыркает.) Хотя, кое-что есть — я тебя достал, [расширение]
П-14. Да уж. Я думаю, что это еще один пример того, как ты избегаешь осознания чего-то, что
ты делаешь плохо, но все равно продолжаешь это делать.                                                  [сужение]

К-14. Э! Ты знаешь? Я могу это почувствовать. То есть я знаю, что действительно хотел избе­
жать этого ощущения тупика.                                                                                  [параллель]


Глава 7. Параллелирование рамок                      127

Этот отрывок примечателен тем, что я настойчиво старался удержать клиента ли­цом к лицу с тем, что его чрезмерная зависимость от рационального терпит пораже­ние. Для этого в высказываниях П-4, -5 и -6 я формулировал задачи. В этих репликах использовалась широкая рамка (в них был также скрыт рационалистический вызов), которая стала точкой отсчета для длинной серии сужающих ответов (семь из после­дующих восьми). Снова мы видим схему «овчарка — отбившиеся от стада овцы». Примечательно, что часть этого протокола представляет собой непрерывное продви­жение вперед. Это проявляется в том, что 12 из 14 реплик клиента и 8 из 13 реплик психотерапевта даны на уровне «развития» параметра «параллелирование темы». Этот уровень часто отражает хорошие рабочие отношения (в противоположность протоколам, в которых много «отклонения» и «смены»).

Обращение к скрываемому материалу

Обычно клиенты при проведении психотерапии сознательно настроены раскры­вать о себе любую информацию, о которой их просят. Однако всегда существуют не­которые исключения, независимо от того, осознает их клиент или нет. Как правило, этот скрываемый материал связан с вопросами, при обсуждении которых клиент чув­ствует дискомфорт, смущение или стыд — это гнев и враждебность, сексуальные по­буждения и действия, детали финансового положения, религиозные убеждения и мировоззрение, сложности с законом. Почти всегда такой дискомфорт клиента ука­зывает на то, что затронутый вопрос субъективно и эмоционально важен.

Работа с сопротивлением, а не с самим побуждением

Это как раз такой момент, в котором очень ясно видно отличие опытного психоте­рапевта от его менее искушенных в практике коллег. Если совсем коротко, урок та­ков: сосредоточиваться надо на самом сопротивлении, а не на том, что оно скрывает.

Потребность скрыть что-то очерчивает область содержания, которая часто очень притягательна для неофитов, и они могут попытаться атаковать ее драконовскими методами (например, гипнозом). В таких попытках теряется большая часть того, что можно было бы узнать о психологическом складе клиента. Почти всегда разумнее работать с самой потребностью скрывать, а не пытаться обойти ее и получить доступ к скрытому материалу.

Когда потребность скрывать уже хорошо исследована, спрятанный материал не­редко сам выходит наружу (и часто не оправдывает вуайеристских ожиданий психо­терапевта). Еще важнее то, что, когда эта преграда устранена, в сознании возникают и могут быть вынесены на арену психотерапии другие области, которые в другом слу­чае вообще никогда бы не были замечены (потому что клиент скрывает их менее осо­знанно).

Таким образом, есть достаточно оснований, чтобы сделать процесс сокрытия осо­знанным. В этом может помочь параллелирование рамок. Психотерапевт может по­добраться к болезненной области, делая ряд шагов, двигаясь от более общего к более частному, все время учитывая невербальные сигналы. Приведенный ниже пример является сокращенной иллюстрацией этого процесса.


128


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!