Раздел IV. Достижение большей глубины



принципиально важный смысл, психотерапевт должен задействовать свою собствен­ную субъективность, свою интуицию.

ПАТТЕРНЫ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К СУБЪЕКТИВНОСТИ

Эта группа способов борьбы пациентов с жизненными проблемами, как правило, характеризуется тем, что пациенты осознают (по крайней мере, подспудно) что эти проблемы, в значительной мере, в них самих. Экстернализация и объективация, при­сущие двум предыдущим группам паттернов заметно уменьшаются, так как пациент в своем собственном опыте ищет то, что поможет ему существенно изменить его чув­ства, взгляды или действия.

Эпизод 9.5

(Теперь, когда Энди Кэмпбелл и Бланш Натан вместе прошли через маленькие победы и обескураживающие поражения обычного курса психотерапии, они стали эффективной командой. Сегодня Энди подавлен.)

К-17. Бланш, мне кажется, что в последнее время я никуда не двигаюсь. Иногда кажется, что мы чего-то достигли... ну, ты знаешь, может быть, это не какой-то окончательный ответ, но... В любом случае, похоже, что сегодня я не могу ни о чем думать. Насколько я "могу судить, я сижу здесь и несу какой-то вздор, и... (вздыхает).

П-17. Энди, прервись на минутку и подыши. Тебе не хватает воздуха.

К-18. Ладно. ( Он откидывается назад и начинает дышать медленнее и глубже, в соответствии с инструкциями, которые он получал раньше.)

П-18 (после того как Энди сделал три или четыре глубоких вдоха). Теперь просто осознавай, что происходит в твоем теле. Позволь своим мыслям делать то, что они захотят, но свое внимание сосредоточь только на том, как ты физически себя чувствуешь в данный мо­мент. (Она снова ждет.) Теперь найди, где в твоем теле напряжение, и посмотри, можно ли расслабиться, избавиться от него.

К-19 (он поудобнее усаживается, ослабляет пояс и слегка вытягивает ноги). Ммм-хмм, так лучше.

П-19 (снова пережидает короткое время). Теперь прислушайся к своим внутренностям, к животу, к сердцу, к легким. Определи, что происходит, о чем тебе нужно поговорить. Не говори ничего, пока ты реально не почувствуешь, что нужно сказать, телом, а не разумом.

К-20 (глаза закрыты, дышит спокойно, но глубоко, молчит по крайней мере минуту или две). Мне грустно. Я не знал этого! Это в груди и в глазах. Как будто я хочу плакать или что-то вроде. Это кажется очень печальным. Я не знаю точно, что это, но есть что-то, что за­ставляет меня чувствовать себя плохо.

П-20. Угу.

К-21„Я не знаю, что это, но... (глаза двигаются). Я чувствую такую усталость... усталость от того, что я всегда такой... (по щекам тихо катятся слезы) такой неуклюжий. Я не хочу быть таким, какой я есть. (Голос крепнет.) Я на самом деле не хочу!

Осознавание тела и ассоциирование

Энди научился обращаться к средоточию субъективности, находящемуся в теле. Большая часть этой кладовой становится нам доступна, когда мы открываем ей себя,


Глава 9. Соотношение объективации и субъективного  157

и - как в нашем примере — это может дать свежий взгляд на противостояние пробле­мам нашей жизни.

Для того чтобы преодолеть привычное разделение между телом и разумом, кото­рое является частью большинства обычных объективных способов обращения с со­бой и другими, необходима некоторая искушенность. Использовать этот прием с па­циентами, которым недостает такой искушенности, глупо и бесполезно. Лучше всего подождать, пока они начнут ценить разницу между внутренним осознанием и внеш­ними мыслями О себе. Преждевременные инструкции использовать этот прием час­то приводят к повышению сопротивления пациента и затрудняют дальнейшее ис­пользование этих ресурсов.

Описание снов и фантазий

В отношении снов и фантазий психотерапевты ведут себя очень по-разному. Не­которые считают этот материал зашифрованным посланием из подсознания, которое должно быть расшифровано психотерапевтом или пациентом. Другие считают, что полезнее побуждать пациентов использовать их в качестве стимулов для ассоцииро­вания1. Помещая сны и фантазии в группу паттернов с тенденцией к субъективности, я занимаю компромиссную позицию между этими двумя полюсами.

Пациенты тоже сильно различаются по своей готовности рассказывать о своих снах и фантазиях и работать с ними. Они часто требуют обучить их использовать сны и фантазии наилучшим образом. Побуждая пациентов, которые достигли определен­ного принятия своей субъективности, рассказывать о снах или позволять спонтанным фантазиям достигать уровня осознания, мы часто способствуем тому, чтобы внутрен­нее видение раскрывалось все больше.

Я сам прошу пациентов очень подробно рассказывать сон или фантазию и сооб­щать обо всех связанных с ними спонтанных ассоциациях, которые может обнаружить пациент. Обычно в такие моменты я отмечаю некоторые слова или образы, которые кажутся особенно мучительными для пациента или которые произносятся так, что заставляют предположить их аффективную заряженность. Я говорю об этом пациен­ту и прошу его просто позволить появиться любой реакции. В это время я очень тща­тельно пресекаю любые тенденции к объективированию или логическому анализу этого материала. Такая последовательность обычно способствует появлению допол­нительного материала, который затем можно пропустить по тому же циклу еще раз или еще несколько раз. Я вылавливаю невольные двусмысленности, каламбуры и ого­ворки и поступаю с ними точно так же.

Помочь пациенту сделать важную работу — научиться действовать так, как я толь­ко что описал, — обычно значит сэкономить время и одновременно помочь ему при­нять свою заботу и осознать свою собственную способность что-то сделать с ней. Ког­да пациент спонтанно и полноценно работает со своими фантазиями и снами, то

1 Следует признать, что мое умение работать с этим материалом достаточно ограничено, поэтому я отсылаю читателей к классическим работам психоанализа, юнгианской аналитичес­кой психотерапии и более современным текстам (напр., Delaney, 1979; Rossi, 1972/1985). — Примеч. а$тц.


158                             Раздел IV. Достижение большей глубины

действительно работает на истинно субъективном уровне (на уровне последней груп­пы паттернов), где возникает то, что называется «спонтанное фантазирование».

Реплика в сторону о значении снов. Безусловно, сновидение — это таинственный процесс, который представляется существенно важным для жизни и благополучия. Как и следовало ожидать от того, кто основное внимание уделяет субъективному, я считаю сон кратким изложением природы субъективного. Ни один сон невозможно целиком вспомнить, полностью записать или понять до конца с помощью нашего бод­рствующего, разумного сознания. Понятно, что сон — это выражение нашего созна­ния в гораздо большей степени, чем наш обычный способ переживания своего бытия. Многочисленные изменчивые образы, ощущения множества смысловых слоев, калей­доскоп чувств и интуитивное ощущение значимости для нашей жизни в бодрствова­нии — наводят на мысль о реальности, которая принадлежит нам, но о которой мы слишком мало знаем. Слишком мало знаем о ее масштабах, силе и о том, как до нее добраться. Я часто использую сны пациентов как пример того, какие огромные потен­циальные силы скрываются в них, и того, как сильно сами пациенты нуждаются в том, чтобы открыться этому непроизвольному внутреннему осознаванию.

Эмоциональное ассоциирование

В эпизоде 9.5, когда Энди осознает свою боль и печаль от того, что в своих собствен­ных глазах он «такой неуклюжий», он использует эмоциональное ассоциирование по поводу своих жизненных проблем. Как и в этом примере, пациентам часто нужно по­мочь обнаружить их эмоциональные ассоциации через лучшее осознавание собствен­ного тела. Среди других возможных путей часто бывает полезно, оставаясь открытым для исследования, подробно рассказывать об актуальных жизненных пережива­ниях.

Эпизод 9.6

К-22. Прошлым вечером мы с Дженет ходили в кино. Не припомню название. В любом слу­чае, это не важно. Дело в том, что там была одна сцена, которая застряла у меня в голове. Я не могу ее сейчас увидеть, но я думаю о ней прямо сейчас. Рассказать тебе о ней?

П-22. Только сцену, в том виде, в котором она пришла тебе в голову прямо сейчас.

К-23. Ну, тот парень стоит перед домом ранним утром и смотрит, как постепенно светлеет небо, и больше ничего не делает. Он по каким-то причинам встал рано и гуляет там, а его жена и детишки спят в доме, а он просто смотрит на небо. (Делает паузу, сглатывает, задер­живает дыхание.) Вот сейчас, когда я рассказываю тебе, я чувствую удушье. В этом нет никакого смысла, но...

П-23. Ты не даешь сам себе шанса понять, что это значит для тебя, потому что все время кри­тикуешь то, что чувствуешь, и говоришь, что в этом нет никакого смысла.

К-24. Да, похоже так, но я не могу отыскать ни одной причины, чтобы так себя чувствовать. Я вырос в городе и никогда не жил на такой ферме, я не женат, и...

П-24. Похоже, ты определенно стремишься доказать, насколько неправильны твои чувства — и ты действительно не даешь себе возможности понять что-нибудь о них.

К-25. Нет, я не хочу этого делать. Погоди минутку. Посмотрим, смогу ли я снова вернуть эту сцену. (Он откидывается назад, закрывает глаза, вздыхает.)


Глава 9. Соотношение объективации и субъективного  159

П-25. Энди, теперь помедленнее. Там стоит мужчина, и наступает рассвет. (Она говорит мяг­ ким голосом, немного навевающим сон.) Его семья, его жена, его дети спят в доме у него за спиной. Он просто стоит.

К-26 (глубоким горловым голосом). Просто стоит там, а его семья спит. Его семья... его семья. У меня нет семьи. (Задерживает дыхание.) У меня нет семьи, но... но я хочу, чтобы была.

П-26. У тебя нет семьи, но ты хочешь, чтобы она была.

К-27 (открывает глаза и твердо смотрит прямо на психотерапевта). Да, я хочу иметь семью, и я устал от одиночества и от того, что я в стороне от жизни.

Осознание в процессе

Еще один способ, несколько произвольно помещенный в эту группу, относится к моментам, когда пациент — самостоятельно или с помощью своевременных интерпре­таций психотерапевта — осознает, как некоторые из его проблем разворачиваются прямо во время сессии. Я говорю, что поместил этот способ сюда произвольно, так как слишком многое зависит от того, было ли это осознание в основном отстраненным, похожим, в основном, на еще одно описание или наблюдение, было ли это осознани­ем какого-то допущения, относящегося к причинному ассоциированию, обладало ли оно качествами эмоционального ассоциирования, или было глубинным инсайтом, достигнутым в результате истинно субъективного исследования. Следующий пример представляет собой третью из этих возможностей — эмоциональное ассоциирование.

Эпизод 9.7

К-30. После того как я был тут прошлый раз, я думал, что мне следует сказать Дженет, что мы должны пожениться и перестать ждать... чего бы мы ни ждали. Но потом...

П-30. Но потом...

К-31. Ну, когда я ее увидел, у нее было столько планов на нашу поездку в следующем месяце, а кроме того, я не чувствовал себя настолько уверенным или...

П-31. Ты не был уверен насчет женитьбы?

К-32. Ну, да (пауза). То есть я думаю, что это то, что я хочу сделать, но как-то... Похоже, что мне уже время остепениться, и я знаю, что она этого хочет, но... но, когда я с ней... (Пау­ за.) Вот, черт! Опять то же самое.

П-32. Что ты имеешь в виду?

К-33. Ну, вот как сейчас. Я настолько нерешителен, что не могу даже здесь говорить об этом прямо. Просто все время... в смысле, я продолжаю видеть у всего другую сторону...

В ОСНОВНОМ СУБЪЕКТИВНЫЕ ПАТТЕРНЫ

В первой главе я подчеркивал важность осознания того, что безусловной областью глубинной жизнеизменяющей психотерапии является субъективное пациента. А те­перь, когда мы обращаемся к выявлению способов, с помощью которых пациент ра­ботает в этой области со своими жизненно важными заботами, — делать то, что мы пытаемся сделать, оказывается невозможным.

Невозможно описать что-то похожее на стандартный набор способов, который используют пациенты для исследования своей субъективности. Эта трудность возни­кает из-за исключительной индивидуализированное™ субъективного, о которой мы


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!