Раздел IV. Достижение большей глубины



уже неоднократно упоминали. Но еще более фундаментальная причина состоит в том, что невозможно определить, как человек становится истинно субъективным.

«Как» — это для объективных задач. В этой области мы можем сказать что-нибудь типа: «Сначала, разложите различные части устройства следующим образом. Затем возьмите ту похожую на перо штучку и вставьте ее резьбой в отверстие А, а потом поверните на пол-оборота против часовой стрелки. Затем...» Можно привести пример­ную аналогию, сказав, что мы можем научить наших пациентов заводить машину, ве­сти ее и останавливать, но мы не можем научить их, как приобрести внутреннюю мо­тивацию куда-нибудь поехать.

Самое большее, что мы можем сделать в субъективной реальности — это описать паттерны, которые другие люди сочли полезными, которые позволили им ближе со­прикоснуться со своей истинной субъективностью. Затем мы можем вдохновить па­циентов использовать все это как отправные точки для своих собственных усилий. Другими словами, мы можем указать пациентам направление, в котором они могли бы начать внутреннее исследование, но не можем сказать им, как развивать этот про­цесс.

Истинно субъективные части процесса развиваются со скоростью, присущей пси­хике конкретного человека. Какие бы объективные и четкие инструкции мы ни дава­ли, все будет напрасно, вреда от них будет больше, чем пользы. Это может привести к закреплению положения, при котором субъективность будет нуждаться в поддерж­ке, — что, с психотерапевтической точки зрения, непродуктивно.

Спонтанное фантазирование

Эпизод 9.8

К-34. Бланш, я застрял. Наверное, я недостаточно стараюсь, но... Ну, я... (пауза). Я не хочу сей­час в это влезать. (Пауза.) Я пытаюсь остаться со своими мыслями и не отвлекаться, но мне кажется, что это ни к чему не приведет.

П-34. Ты так бдительно следишь за тем, что делаешь, что не можешь по-настоящему думать о том, что ты хочешь сказать.

К-35. Да знаю я! Знаю и ненавижу это, но как мне перестать это делать?

П-35. Давай посмотрим, могу ли я помочь тебе освободиться от этого самоконтроля: устройся на кушетке и на самом деле позволь себе лежать на ней всем телом.

К-36 (ложится и начинает дышать глубже). Угу. Ладно, что теперь?

П-36. Продолжай, Энди, ты все еще стараешься что-то делать.

К-37 (тяжко вздыхает). Ладно.

П-37. Теперь просто спокойно лежи и смотри на экран перед твоим внутренним взором. Не старайся о чем-то думать. Не старайся что-то специально визуализировать, просто по­зволь себе открыться любым образам, которые приходят спонтанно. Когда они появят­ся, подожди немного, прежде чем начать говорить. Дай образу сформироваться, а потом спокойно расскажи мне, что ты видишь.

К-38 (две минуты молчит). Ничего особенного. Просто какая-то неясная пустота. (Пауза.) Все как бы в густом тумане, вроде того. (Пауза.) Не могу определить, что это, но в тумане что-то есть, что-то более темное и твердое (пауза).

П-38 (мягко). Ммм.

К-39. Я не знаю, что это, но там какое-то движение. Выглядит приятно. В смысле, я чувствую, что мне приятно от этого. Оно не выглядит пугающим и все такое. Оно приближается, и я хочу рассмотреть его. Ох! Я вижу (пауза).


Глава 9. Соотношение объективации и субъективного                  161

П-39. Ммм?

К-40. Это я или что-то вроде меня, но и не я тоже. Я знаю, в этом нет смысла, но...

П-40 (тихо, твердо). Мне кажется, что ты хочешь разрушить образ, критикуя себя.

К-41. Ух-х. (Пауза.) Это похоже на меня, как это могло бы быть, но не... по крайней мере, вот сейчас это не я. Чувствую, что это как если бы я смотрел на себя, который мог бы быть... мог бы быть другим... более уверенным в себе, во мне. Это все еще очень размыто, туман­но, но... но, мне кажется, становится яснее. То есть образ... а может быть, это для меня яснее... я больше знаю о том, каким я хочу быть.

Невозможно определить, какую форму может принять подобное фантазирование. Иногда оно бывает позитивным, как переживание Энди, иногда оно становится пуга­ющим, тревожащим, обескураживающим. Иногда образы бывают яркими, а действие четким, а иногда все остается смутным и нечитаемым. Обычно, если пациент может что-то извлечь из потока внутреннего ненаправленного осознавания, появляется ма­териал, соответствующий его актуальной заботе. Но здесь есть очень важное «если». Основным ключом к использованию спонтанных образов является помощь пациенту в том, чтобы он был действительно открыт тому, что может возникнуть в сознании.

Естественно, бывают моменты, когда пациент не может вызвать у себя образы, и тогда психотерапевту необходимо определить, в чем дело: есть ли реальная готовность к такого рода исследованиям; нет ли сопротивления — осознанного или неосознанно­го, — возникшего в ответ на призывы психотерапевта; не является ли сама по себе неспособность вызывать образы отражением того, на какой стадии работы со своей актуальной проблемой находится пациент.

Предостережение. Есть два рода обстоятельств, в которых не рекомендуется ис­пользовать спонтанные образы. Во-первых, у пациентов со слабой структурой Эго, в моменты чрезмерной тревоги, депрессии или во время острых кризисов, не связанных с психотерапией. В такие моменты подобная приостановка обычных объективирован­ных процессов совладания вряд ли сослужит им хорошую службу.

Вторая группа пациентов, с которыми побуждение к спонтанному фантазирова­нию нужно использовать с осторожностью, — это хорошо функционирующие люди, которые с радостью бросаются в омут фантазии и которых очень трудно выманить обратно. Не в том смысле, что они становятся аутичными. Я имею в виду, что они с готовностью находят образы и фантазии, а потом подробно рассказывают о них с де­талями, которые сбивают психотерапевта с толку. Таким образом может пройти вся сессия — описываются богатые и драматические картины и воспоминания и почти нет искреннего психотерапевтического исследования. Таких пациентов после максимум Десяти минут подобных описаний стоит попросить подумать, что выражают их обра­зы. Это может привести к пониманию того, что под маской субъективного исследова­ния работает механизм сопротивления.

Свободные ассоциации

«Основное правило» Фрейда гласило, что пациент должен говорить все, что прихо­дит ему в голову, безо всякой цензуры, соображений приемлемости или иных огра-


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 112; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!