Перевод избранных стихотворений 8 страница



Дабы себя не потерять, не расставайся с той, чье имя – муладхара.

На вдохе-выдохе сосредоточь свой ум,

Не обращай внимания на шум, что называют речью;

Цель концентрации – безмолвный звук, ты с ним соединись;

Пусть более оковами не служит для тебя дыханье жизни;

Его тогда объединишь с умом, что в муладхаре пребывает.

И если трудным это кажется вначале,

Все ж дело ты не оставляй, стремись и продолжай сосредоточенно работать.

 

Комментарий

Богар говорит, что на первой ступени практика пранаямы может показаться трудной, но если действовать настойчиво, станет доступен восприятию безмолвный звук, Аум. Не бросай пранаяму, даже если она не получается, ведь она освобождает от оков, соединяя в медитации ум с муладхарой. Муладхара-чакра - основная чакра для медитации и концентрации и ни в коем случае не следует умалять ее значение, ибо в ней сокрыты истоки энергии праны.

 

Стих 10

Объединить пранаяму с медитацией будто бы трудно, пока не приучишь себя;

Практикуя, если постигнешь их, сам удостоверишься /во всем здесь сказанном/.

Ум не ведает покоя, доколе пламя /внутри/ не чисто;

Когда узришь ты совершенный свет, познаешь истинную радость.

Переплетаясь между собой, ида с пингалой сольются

И в сушумне благородной устремится сила вверх.

В страхе лязгая зубами унесется князь Тьмы прочь,

Он желает само время на осколки расколоть.

 

Комментарий

Медитацию или пранаяму тяжело начать, но постоянная практика прогонит зыбкость ума и превратится в действительно насыщающий процесс, несущий наслаждение совершенством энергии кундалини. Когда кундалини-шакти через пранические нади (иду и пингалу) входит в сушумну и достигает сахасрары, приходит опыт отсутствия времени и страх смерти исчезает навсегда. Богар указывает на технику визуализации яркого света кундалини, восходящей в соответствии с дыханием через три слившиеся нади.

Согласно Богару, практика пранаямы приводит к бессмертию или состоянию дживан-мукта, трансформируя эго в сам путь освобождения и превосходя разрушительное действие пространства, времени и смерти.

 

Жняна Пуджавиди-13

(Мудрость ритуального поклонения)

 

Стих 1

Мой друг, пытайся в медитации представить /форму/ Кундалини-шакти:

Там девять треугольников ты очерти и заключи в окружности;

Друг, в медитации своей свяжи два круга с четырьмя вратами

И заключи в них совершенную вибрацию из слога «Ши».

В том девственном цветке у нижних врат /узри/ Ганапати вместе с Муругой –

Владыкой сострадания победоносным Виравагудеваром.

Возлюбленный! Медоточивый стебель /этого цветка/ пронзая снизу,

«А» образуй и увяжи с ним «У», а также «Ши» и «Ва».

 

Комментарий

В помощи к медитации на Кундалини-шакти Богар предлагает использовать янтру, представляющую собой простейшую мандалу (см. Приложение Е). Четверо ее врат представляют земной план, который нужно пройти. В своей середине янтра вибрирует звуком «ши», выражающим сущность Шивы. Согласно традиции Сиддхов, пять треугольников из девяти принадлежат Шакти (кундалини), а остальные четыре – Шиве. Янтра, состоящая из девяти треугольников, отражает единство Шива-Шакти, поэтому сиддхи называют Кундалини-шакти «Шивой, сокрытым в муладхаре».

«Мандала» буквально означает «круг», но ее называют «космограммой» или «картой души» и используют как подспорье для медитации. Это топологическое понятие, относящееся к трансформации субъективного пространства. Истинный йогин вбирает вселенную в себя (в микрокосм) и сам поглощается вселенной (макрокосмом). Созерцание мандалы, согласно традиции Сиддхов, возносит йогина на высшие уровни слияния с Абсолютом. Простейшая мандала представляет собой янтру, составленную из нескольких треугольников, окруженных концентрическими окружностями (которые ограничены квадратом) с четырьмя створами или вратами. Эта янтра придумана и создана для помощи в медитации и Богар предлагает ее для подъема энергии кундалини из муладхара-чакры.

Муладхару можно представить в образе цветка. Богар использует для обозначения муладхары выражение «девственный цветок», поскольку кундалини «распускается» из него. В соответствии с традицией Мулаварга – Ганапати является богом муладхары, а «старшим» или «корневым» учителем традиции Мулаварга считается либо Ганапати либо Тирумулар. Ганапати располагается в основании сушумна-нади и считается, что у него две жены – Сиддхи и Буддхи, соответствующие иде и пингале. Медитация на Ганапати вызывает подъем кундалини-шакти из муладхары через сушумну, в сопровождении Сиддхи и Буддхи – иды и пингалы. По другой тамильской традиции, Балаварга, муладхарой правит Муруга и «корневым учителем» является Муруга или же Кандан. Правителя сопровождают две жены, Валли и Дейваянай. Муруга олицетворяет энергию пробужденной кундалини в муладхаре, а две его спутницы – иду и пингалу.

Муругу еще называют Скандой. Сканда не может родиться до тех пор, пока в процессе практики йоги не осуществлен полный контроль над семенем. В Тантре подъем сексуальной энергии играет особую роль: когда эта энергия покидает свое привычное место на плане обыденности, продвигаясь на более высокий уровень и, превратившись в сублимированную энергию, она пробуждает спящую кундалини. Половая связь несет свои опасности, когда соитие заканчивается извержением семени, в результате чего мужчина теряет свою жизненную энергию и переживает упадок духовных сил. Во избежание этого применяются два метода: первый – аскетический метод полного воздержания, второй – йогическая техника запечатывания семени (сканда). Эта техника используется адептами, стремящимися обрести сиддхи путем поглощения латентного потенциала нерастраченного семени. Она вызывает остановку эякуляции определенными приемами, включающими пранаяму, которую называют «неподвижностью дыхания и семени» и обеспечивающую до некоторой степени «возвращение семени», даже если оно было растрачено. В этом состоянии эзотерической майтхуны (соития) мысль успокаивается, дыхание прекращается, а семя запирается и человек способен созерцать абсолютную реальность. Сканда может родится лишь при условии, когда семя сублимируется и достигает сахасрары. Муруга олицетворяет собой остановку и перенаправление энергии семени, а также восхождение кундалини к своей кульминации в сахасраре. В литературе тамильских Сиддхов шесть адхар считаются шестью горами, где обитает Муруга, а его шесть ликов (Арумугам) их олицетворяют. В Южной Индии бога, под чьим именем поклоняются змею, зовут Субрамани или Муруган.

Как говорит Богар, энергия в муладхаре представлена двумя божествами - Ганапати и Кандан (Муруга), что имеет особый смысл. Называя эту энергию сразу именами двух божеств, Богар синтезирует две традиции Сиддхов Тамил-Наду – Мулаварга и Балаварга. Кроме того, в литературе Сиддхов тоже существуют две традиции – система чакр и система мандал, совместить которые и пытается в этом стихотворении Богар. Таким образом, он не только синтезирует науку и духовность (о чем упоминалось ранее в главе 3), но и традиционные системы чакр и мандал.

Выражение «медоточивый стебель пронзая снизу » означает, что пробужденная в муладхаре кундалини поднимается вверх и пронзает собой чакры, расположенные вдоль центральной оси сушумны, называемой «стеблем». Освобождение достигается лишь при условии постоянного пребывания кундалини в сахасраре. Сахасрара – местонахождение «Аум Шива», а именно место переживания звуков Аум и Шива. Йогин наслаждается этими ясными звуками на вершине головы (см. «Тирумантирам», стих 442).

 

Дополнительный комментарий

Здесь и далее в своем стихотворении Богар следует символизму шри-чакры. Шри-чакра является мандалой или символическим изображением принципов построения микро- и макрокосма и процесс кундалини-йоги описывается здесь с использованием этой модели. В приложении Е (в конце книги) приведен один из вариантов трактовки символизма шри-чакры, свойственный большей частью северо-индийской традиции, хотя, конечно, если имена олицетворяющих их божеств и соответствующих им бидж могут различаться в разных системах, то основные принципы построения мандалы одинаковы практически во всех описаниях.

Звуки «А» и «У», подобно звукам «ши» и «ва», являются вибрационным отображением дуального принципа: «А» оозначает «аннутара» - Парама-Шива, абсолютное мужское начало, а «У» - «унмани», его супраментальную силу или Шакти. «Ши» и «Ва» - вдох и выдох (как физический, так и космический) – несут отображение того же принципа: вдох – позитивное, мужское начало, выдох – негативное или женское.

 

Стих 2

Вибрации слогов «Аум», «Ки» и «Лин(г)» вместе с «Сав» утверди,

Дабы охранить достоинство пребывающей в центре вечносущей Махешвари;

Безошибочно знак корневого узла зафиксируй

И впиши в него звук «Ва» вместе с «Ши»;

Слоги «Лам», «Йам» и «Вам» вместе с «У» у основания там утверди;

Звуки «Ла», «Ли» и «Лу» на вершине узла размести;

По каждую сторону от «Лам» /горизонтально/ звуки «А» начерти

И так медитируй на Кундалини-шакти в ее центральной обители.

 

Комментарий

В этом стихотворении идет речь о мантре в качестве определенного метода Кундалини-йоги. В литературе тамильских Сиддхов «Махешвари» означает «великую Кундалини». В процессе поднятия кундалини к узлу Шивы, расположенному в аджна-чакре, происходит переживание звуков Аум, ши и ва, что есть священная мантра «Аум-намах-шивая». Когда кундалини пробуждена и проходит через чакры, йогин начинает слышать звуки лам, йам, вам, ла, ли, лу и а. Они называются «нава-нада» и являют собой особые звуковые формы, указывающие на природу кундалини в каждой чакре.

В литературе тамильских Сиддхов сила кундалини имеет две формы – тонкую световую и тонкую звуковую. Тонкие звуки нельзя воспринять внешними чувствами, йогин их может очувствовать лишь в потаенных уголках своего сердца во время практик Кундалини-йоги. Отсюда, они именуются «апаурушея» – не принадлежащими человеческому существу. В этом стихе Богар называет некоторые из этих звуков. Тирумулар также говорит о некоторых звуках, слышимых йогином («Тирумантирам», стихи 606 и 607). С помощью Кундалини-йоги йогин должен сделать все возможное, чтобы эти звуки воспринимались как можно более утонченными и, наконец, он достигает состояния отсутствия каких бы то ни было звуков вообще.

Такие звуки называются «алфавитом символизма» и являются распространенной техникой Сиддхов. Упоминаемые в этом стихотворении слоги несут каждый свое значение и смысл. Говорят, что эти не-этимологические слова есть не что иное, как аббревиатуры психических энергий и их функций в каждой чакре. Для ученика они определенно служат тайным языком посвящения. Как говорят, звуки эти открывают свой смысл лишь во время медитации. Для непосвященных же они остаются недоступными пониманию, поскольку значения их не принадлежат рациональному языку или языку обычных переживаний. Комбинация таких звуков составляет органическое целое их значения и очувствования лишь для «тех, кто знает» или посвященных, для которых эти односложные звуки поэзии Сиддхов обретают смысл.

 

Дополнительный комментарий

Слог «Ки» так же, как и «Аум», является священной мантрой; это мантра почитания начала земли (материальной женской природы) и пробуждения соответствующего принципа в микрокосме. «Линг» есть «лингам» - сокровенное имя мужского творящего принципа. Соединяя их вместе, мы получим мантру «Аум Ки-Линг» - могущественную (и поэтому практически неизвестную) мантру основания или мантру земного преображения.

В этом стихе Богар продолжает описание работы со шри-чакрой, как с мандалой человеческого микрокосма. Каждый звук или слог соответствует и выражает определенное качество энергии или вибрации, являясь одним из образов, в котором предстает перед нами «вечносущая Махешвари» - творящая сила сознания (Шивы), то есть Шакти. Вот как об этом (кратко) сказано в одном из сокровенных писаний, «Сиддхамрите»:

«То божественное сознание в своей форме созидательной энергии известно как Кундалини. Она есть семя и жизнь всего. Из нее образуется сочетание трех букв – дхрува, а именно: ануттара, указывающая на «а», ичча, указывающая «и» и унмеша, указывающая на «у».

Из этой триады формируются различные буквы, например «à» (долгое «а») от «a», «ã» (долгое «и») от «i», «å» (долгое «у») от «u», поднимаясь вплотную к аспекту висарги («a:», «i:», «u:»).

Буквы от ‘Ka’ до ‘sa’ образуются творящей энергией, висаргой Шивы. Она проявляет себя пятью способами: один внешний (в форме расширения вселенной) и четыре внутренних – (1) в сердце; (2) в звуке («нада»), т.е. в горле; (3) на великой ступени (parame pade) или в точке между бровями; и (4) в брахмарандре. Таким образом, висарга проникает от сердца к вершине черепа».

В другом месте, в комментариях к «Шива-сутрам» (II, 7) сказано:

«Сутра говорит нам о том, что все буквы – это всего лишь выражение Паравак или Парашакти или Параханта или Ануттара шакти – Космического Творящего Импульса, Спанды или пульсации Высшего Творящего Сознания, известного как Шива. Эта Созидающая Сила Шивы в своем космическом аспекте также известна как Шакти Кундалини.

Существуют пять основных Шакти Шивы, а именно: Чит или Ануттара Шакти, Ананда, Ичча, Жняна и Крия. Ануттара Шакти проявляется гласным кратким «а», Ананда Шакти – долгим «а». Ичча Шакти выражает себя двумя способами: как «и» долгое и «и» краткое; Жняна Шакти – «у» долгим и «у» кратким; и Крия Шакти выражает себя звуками «е», «ай», «о», «ау» в различных комбинациях «а», «и», «у». Точка (бинду) отражает объединение всех проявлений в одно сознание Шивы, а висарга (две точки, одна над другой) указывает на внутреннее местоположение Шивы и внешнее расширение его Шакти во вселенной. Указанные гласные представляют внутреннюю жизнь Шивы. Из всех гласных наиболее важной является «а», представляющая ануттара Шакти. Как об этом говорит Джаяратха в своих комментариях к «Тантралоке» (âhnika III, стр. 120):

«А пребывает во всех буквах, как их внутренний судья (ревизор).»

Гласные а, и, у порождают разные согласные, символизирующие различные таттвы, начиная от земли и заканчивая Садашивой. Поэтому, именно Шива обитает в сердце каждой буквы и каждого создания, выражая свою тождественность со всеми проявлениями».

Таким образом, гласные а, и, у так же, как их сочетания, являются отражением трех главных дифференциаций единой Парашакти: ануттара или ади-шакти (а); ичча-шакти (и) и унмеша или жняна-шакти (у). В теле человека они соответствуют трем узлам сушумны или трем грантхам: Брахма-грантхе на уровне половых органов; Вишну-грантхе в районе сердца и солнечного сплетения; и Рудра-грантхе в области головы. В этих трех точках правый и левый аспект (ида и пингала) соединяются между собой – отсюда становится возможным и творческое проявление шакти как силы действия (реализованной воли), силы чувства (направленной воли) и силы мысли (направляющей воли).

Итак, вначале присутствует только первая, «ади-шакти»; затем происходит ее дифференциация на указанные три (аннутара, ичча и унмеша), а потом на семь аспектов (включая Парашакти, как об этом говорилось ранее). Таким образом, творение шакти происходит как бы навстречу творению противоположного полюса Шивы, то есть снизу вверх, что и отражается в человеческом теле как поднятие его энергии Кундалини. На этом основании Богар помещает звук «А» в район муладхары и говорит, что вибрация АУМ (точнее – ее субстанциональное отражение) переживается там же (см. «Тирумантира-Жнянам 1-3). Пока Кундалини спит, все три – а, и, у – пребывают в основании туловища. Задача йогина – их проявить, направив (по восходящей) в соответствующие центры, что отражается в процессе поднятия Кундалини как развязывание трех узлов, начиная с нижнего корневого.

Слог Сав (или Сам) используется для отождествления йогина с «вечносущей Махешвари» или Кундалини-шакти в качестве Савитри. Согласно легенде, Савитри – это супруга Брахмы, Творца материальной вселенной. Поэтому она является женским божеством или аспектом Брахма-грантхи или корневого узла, расположенного, как было сказано, в центре материального творчества – сексуального центра или свадхистана-чакры. Слоги Лам, Йам и Вам - все являются биджами свадхистаны и ее аспектов (лепестков), где, собственно, и происходит первая дифференциация единой силы муладхары (ади или валлабай) на три парных аспекта – а, и, у (именно поэтому лотос свадхистаны имеет шесть лепестков). Это и отражено здесь через вибрации трех слогов – Ла, Ли и Лу, где согласная «л» является выразителем природы корневого центра, муладхары (основная вибрация или биджа которого «ЛАМ») или же самого принципа первого этапа дифференциации (от единого к трем). Поэтому, как сказано в стихе, на вершине узла творит «Л» (ла, ли, лу), в середине (горизонтально) начертаны звуки «А», а в основании пребывает «М» (лам», йам, вам) – и мы имеем здесь соединение материальной основы или биджи корневого узла «ЛАМ» с творящими вибрациями, звуками «а», «и», «у». В результате такого соединения, по сути, и происходит раскрытие или развязывание узла, что, как нам кажется, и стремился передать Богар в данном стихе.

 

Стих 3

В том круге определи Махешвару как бинду (центр);

Будучи осознан в теле он явится источником «Омкар»;

По правую руку его восседает почитаемая Кундалини;

С левой стороны пребывает Дева воинствующая,

Единая с Шивой-разрушителем - она предстает как Дурга и Кали,

А также, как Камунди, Малини и Варахи;

Будучи осознанными, /обе они/ явятся как Унмани и Бхувани;

Почтив их, там у врат заверши свое поклонение /богам/.

 

Комментарий

Это очень важное стихотворение, в котором Богар говорит о двух ключевых принципах философии Сиддхов – разнополярности и тождественности. Дуальность в качестве принципа разнополярности символически изображается как два полюса – Шива и Шакти – соответственно занимающих правую и левую стороны тонкого тела. Целью йогина является превосхождение всех форм двойственности путем полного слияния в его теле дуальных принципов во время практики Кундалини-йоги. В ходе этого процесса кундалини растворяет в себе все таттвы (основные принципы или аспекты природы) и входит в аджна-чакру, через которую затем попадает в сахасрару и сливается с Шивой в форме Аум. В литературе Сиддхов этот процесс называется «унмани-авастха». Это окончательное слияние Шивы и Шакти еще называется «самараса» (единство чувств и их объектов). Самараса означает равновесие между Шивой и Шакти, мужским и женским принципом, уравнивание всех различий. В процессе кундалини-йоги садхака представляет себя как Шакти (женское начало) и устремляется к слиянию с Шивой (мужским началом), чтобы познать бесконечное блаженство освобождения. Это единство Шивы и Шакти в теле йогина именуется соитием или майтхуной. Процесс слияния также именуется Майтхуна-йогой. Пребывая в таком слиянии йогин вкушает амриту. Поэтому Кундалини-йога часто именуется Майтхуна-йогой.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!