Перевод избранных стихотворений 4 страница



Медитируй на ней, а затем мантрам воспевай в пранаяме.

Комментарий

Пять столпов (адхар) медитации – это свадхистана, манипура, анахата, вишуддха и аджна, берущие свое начало от муладхары. Они еще называются чакрами. Слово «чакра» обозначает внутренний центр, символизируемый цветком лотоса. Чакра именуется лотосом, поскольку она представляет собой вихревой поток энергии-сознания, исходящий радиально подобно цветочным лепесткам. Когда убираются покровы, их затмевающие, чакры раскрываются изнутри словно бутоны цветов. Именно в этом смысле Богар использует слово ‘kЭ’, обозначающее канал или цветок. Каждая чакра обрела свое имя в честь богини Шакти. Пять первоначальных Шакти это: Сарасвати (свадхистана), Лакшми (манипура), Парвати (анахата), Махешвари (вишуддха) и Манонмани (аджна), которые в сахасраре сливаются в единое целое с Шивой (изначальной сущностью).

В шиваизме пять чакр имеют следующие корневые звуки или биджа-мантры: на, мах, ши, ва, йа – соединившись, они составляют мантру «Намахшивая». Главной биджа-мантрой чакры муладхара является АУМ. Корневые звуки шести адхар составляют сокровенную мантру Сиддхов «Аум Намахшивая», которую Богар рекомендует ученику произносить во время медитации, выполняя указанную пранаяму.

Богар использует выражение «пять вершин, именуемых адхарами». В традиции тамильских Сиддхов шесть адхар рассматриваются как шесть горных вершин и шесть ликов Муруги их олицетворяют. Восхождение в гору для достижения Муруги - символ поднимающейся кундалини и ее кульминации в сахасраре. Муруга – божество, под именем которого змей (кундалини) почитается как Субрамани. Это символ горы в Палани, где Богар жил, практиковал и обучал кундалини-йоге.

 

Дополнительный комментарий

Принцип проявленного бытия таков, что пять последовательных («снизу вверх» или «сверху вниз») аспектов его дифференциации в своей совокупности образуют объединенный шестой аспект. Например, пять элементов или таттв (земля, вода, огонь, воздух и эфир) образуют основу для формирования шестого элемента (высшего «эфира» или маха-таттвы), который объединяет в себе свойства и качества всех пяти. Или же развитие и совершенствование пяти чувств (слуха, зрения, обоняния, вкуса и осязания) дают основу для зарождения шестого чувства – анализирующего принципа или ума, который строит свою работу, основываясь на деятельности пяти низших чувств. Аналогичным образом, шестая адхара является суммарным проявленным следствием пяти нижних центров – «независимых адхар». Они «независимые» (иногда их называют также «не имеющими опор»), поскольку являются конечными продуктами дифференциации и «не опираются» на вложенные или внутренние принципы. Иное дело – шестая адхара, которую можно назвать синтетическим центром, совмещающим в себе функции и качества пяти нижних. Об этом и говорит Богар, описывая биджа мантру шестой чакры как совокупность пяти бидж или слогов нижних центров. Она становится основой для медитации и пранаямы в пространстве верхней части головы – на уровне лба.

 

Стих 8

Выполняя пранаяму, сделай вдох на два счета через левую ноздрю;

Задержи дыхание на четыре счета для величественной сушумны;

И выдохни единожды правой ноздрей (пингалой), блистающей именуемой.

Проследи, чтоб /на вдохе/ прикоснулся ты к полной луне;

Делая ж выдох, должен коснуться ты новой луны;

Широко затвор растущей луны распахни.

Сосредоточенно в медитативный процесс погрузись:

Когда бездыханен ты, страхи и видения не затронут ум.

 

Комментарий

В этом стихе подробно описывается техника пранаямы. Пранаяма состоит из выдоха, вдоха и задержки дыхания или энергии жизненной силы. Высшая ступень в Йоге достигается, когда жизненная энергия проходит через сушумну. Две психические артерии, ида и пингала, идут параллельно соответственно по левую и правую стороны сушумны. Отдельно говорится о ритмах вдоха и выдоха. Единица измерения времени в пранаяме называется «матра» и означает время, необходимое для одного дыхательного акта. Пранаяма открывает проход сушумны и прана, сливаясь с кундалини, входит в сушумну и поднимается вверх к сахасраре, что и описывается в восьмистишии.

Здесь дается техника попеременного дыхания двумя ноздрями (нади-пранаяма), в которой соотношение дыхания устанавливается как 2:4:1:4. На вдохе (2 единицы) необходимо сосредоточиться на иде или левой ноздре, дыхание задерживается (4), что побуждает прану восходить по сушумне. На выдохе (1) прана направляется через пингалу или правую ноздрю, после чего дыхание опять задерживается (4), с концентрацией на растущей луне (Шиве). Задержка дыхания действительно создает переживание, которое можно описать, как «сокрушение духа смерти».

Когда жизненная сила (прана) исходит из иды и пингалы, она входит в сушумну, поднимаясь затем к сахасраре, и страх смерти исчезает навсегда. В некоторых стихах Сиддхов ида называется полной луной, а пингала – растущей. Амавасья (новая луна) наступает, когда прана достигает места пересечения иды и пингалы. Названия полной, растущей и новой луны являются отражениями макрокосма в человеческом теле.

В некоторых работах Сиддхов, особенно в буддистских текстах, вдох и выдох соотносятся вначале как день и ночь, затем как половина месяца, месяц, год и достигают размера космических циклов. Свара-йога – наука, изучающая дневные и ночные циклы движения праны по мере ее прохождения через ноздри и нади, ее цель – сбалансировать и урегулировать потоки праны в теле, чтобы ввести их в канал сушумны.

 

Дополнительный комментарий

Существует также иная интерпретация указанных символов. Пять адхар тела соответствуют пяти стадиям лунного цикла. Сфера полной луны – это пространство в середине лба или аджна-чакра (в даосизме она именуется «серебряной луной» или пространством «серебряного света»). Здесь ида и пингала объединяются в своей кульминации. Новая луна соответствует свадхистане и отождествляется с «полем нижнего света» или с кандой в нижней части туловища, откуда два главных потока тела берут свое начало. Три промежуточные адхары (манипура, анахата и вишуддха), через которые проходит направленный вверх поток кундалини, соответствует трем стадиям растущей луны (одна четверть, половина и три четверти). Эти три адхары должны быть открыты («распахнуты»), чтобы ида и пингала могли беспрепятственно соединиться в аджне.

Таким образом, вдыхая через левую ноздрю (лунную нади), садхака следует от новой луны – канды или свадхистаны – к полной луне, аджне; а выдыхая через пингалу, проходит вторую половину цикла – от полнолуния (аджны) до новолуния (свадхистаны).

В результате кумбхаки (задержки дыхания) открывается канал сушумны и кундалини устремляется вверх – тогда смертное уступает дорогу бессмертному, вечному. Ум успокаивается, пребывая в своем изначальном, естественном состоянии, поэтому различные видения и страхи не могут появляться.

Стих 9

Сосредоточившись на пространстве шестой адхары,

Верхний затвор вскрыть изнутри /вовне/ ты пытайся;

Когда так толкаешь его, поток праны на выдохе через горло восходит;

Задержи его в иде и направь в пингалу, выдыхая /правой ноздрей/.

Если вскроешь затвор – верхние врата распахнутся

И шесть принципов – пять чувств и ум – расцветут подобно шести цветкам лотоса;

Тогда поток дыхания растворится в концентрированном восприятии (дхаране).

Мой дорогой друг! Прочно утвердись сознанием в сушумне.

 

Комментарий

Кроме шести чакр, кундалини в позвоночном канале нужно пройти сквозь три грантхи: нижняя под названием «узел Брахмы» пребывает в области муладхара-чакры; средняя «узел Вишну» - в районе анахата-чакры и верхняя, «узел Шивы» - в аджна-чакре. Они соответствуют процессам проявления, равновесия и растворения. Цель Йоги – ослабить или «открыть» их все для того, чтобы пробужденная в муладхаре энергия кундалини по сушумне достигла сахасрары и соединилась там с Шивой. Йога есть процесс «проявления» и «слияния», а также процесс растворения эго на пути к космическому единству. Шаг за шагом чувства и ум поглощаются кундалини и феноменальное сознание исчезает; в йоге это называется высшей поглощающей концентрацией или махалайей. Сиддха, прошедшего все чакры и три грантхи, по-тамильски называют «муммула-йогин». Тирумулар и Богар – это муммула-йоги.

Фраза о том, что «пять чувств и ум расцветут» требует дополнительного пояснения. От муладхары к вишуддхе пять видов чувств (обоняние – муладхара, вкус – свадхистана, зрение – манипура, осязание – анахата и слух – вишуддха) расцветают, превращаясь в цветы. Выражение «цветы без бутонов» относится к чакрам. В аджна-чакре пять видов чувств и принцип ума перестают функционировать, открывая прямой путь к самадхи.

 

Дополнительный комментарий

Здесь более подробно описана техника открытия теменных врат, о которой уже говорилось в четвертом стихе.

Сосредоточившись на шестой адхаре, в пространстве под теменем, следует на выдохе направлять энергию (прану) изнутри вовне (или снизу вверх), пытаясь так пройти затвор теменных врат. Тогда прана естественным образом будет восходить на выдохе через горловой центр. При этом следует от дыхания иды перейти к выдоху через пингалу-нади, концентрируясь на правой ноздре и на правой части туловища. Когда теменные врата широко распахнутся и сознание сможет покинуть телесные пределы, тогда энергия, ранее наполнявшая дыхание тела, перейдет в энергию осознанного восприятия, соединяясь с макрокосмической праной.

 

Стих 10

Устойчиво пребывай в аджне и обретешь высшую концентрацию.

Вечный мистический звук (Нада) обретается трансмутацией жизненной силы (семени); это – арупа Шива;

Когда направленный поток претворится в Вечное звучание,

Будь совершенен в медитации внутри /полной/ луны;

Тогда истечет и заструится божественная амрита (лунный нектар),

Который явится предвестием нектара высшей концентрации;

Тело станет прочным и неуязвимым, подобно скале и повергнут будет

владыка Смерти.

Ток в пингале – солнечной нади – вещает о восходе нового дня.

 

Комментарий

Сублимируя сексуальную энергию посредством высшей концентрации на уровне аджна-чакры, из сахасрары потечет нектар, приносящий бессмертие. В поэзии Сиддхов энергию кундалини иногда называют «семенем», «напитком» и т.д. Когда энергия кундалини (сублимированное семя) начинает изливаться в сахасрару, йогин обретает осознанность своего восприятия. В этой связи говориться, что он испил амброзию, истекающую из «луны» (сомы) сахасрары, вследствие чего обретает телесное бессмертие и высшее блаженство. Поскольку Кундалини-йога способствует выделению амриты из сахасрары, в литературе тамильских Сиддхов она была названа процессом «подаяния наверху». Этот процесс получения нектара и описывается Богаром в данном стихотворении.

 

Дополнительный комментарий

Божественная амрита, амброзия или нектар сомы физиологически представляет из себя секрецию шишковидной железы. Последняя соответствует центру темени или основанию сахасрары, а не аджна-чакре, как часто принято считать (аджне соответствует деятельность гипофиза). Стимуляция шишковидного тела происходит как при концентрации на внутренней области головы, так и в пространстве над теменем (т.е. на системе сахасрара-чакры). Под полной луной обычно понимается внутреннее пространство между эпифизом и гипофизом, но не проекция последнего в точку межбровья.

«Арупа Шива» – означает «Шива, не имеющий формы»; это – высший божественный свет или вечное звучание в Безмолвии. Как известно даже из медицины, деятельность шишковидного тела (эпифиза) и вырабатываемый им экстракт – мелатонин – непосредственно связан с функцией семенных органов человека – яичек и яичников. Мы можем добавить, что эпифиз есть орган, вырабатывающий духовное (или тонкое) семя. Это – так называемый «оджас», который становится источником духовной силы и духовного проявления так же, как физическое семя является таким же источником проявления чисто материального. Когда семенная субстанция, восходя, трансформируется в свой духовный прообраз, этот «духовный лингам» в центре головы активизируется и, вибрируя, рождает то, что мы именуем «Голосом Безмолвия» или не имеющим формы (чисто духовным) Шивой.

 

Стих 11

Когда прана восходит в левом канале – воздух становится нектаром;

Когда возгорается пламя – огонь сжигает болезни, наклонности тела и гнев;

В медитации на воде – ее элемент трансформируется в силу концентрированного восприятия;

Посредством концентрации на земле – она сделает тело подобным скале;

Когда раскроется лотос у верхних врат,

В концентрации на пространстве – небо предстанет как свет.

Макрокосм и микрокосм – оба станут единым (объединятся),

Тогда иллюзия добра и зла (заслуг и недостатков) перестанет существовать.

 

Комментарий

В этом стихотворении Богар подчеркивает один из основополагающих принципов Тантрической йоги о том, что все находящееся в макрокосме, существует и в микрокосме. Это соответствие именуется микро-макро симметрией. Одна реальность имеет два аспекта – абсолютно большой, парама-махат, и абсолютно малый, парама-ану. Парама-махат – это «рассредоточенный», недифференцированный аспект сознания (в литературе тамильских Сиддхов он обозначается «веттавели»), а парама-ану – сжатый, потенциальный аспект или точка (бинду), откуда все формы, такие как человеческое тело, живая бактерия или материальный атом берут свое начало. Когда приходит понимание симметрии между микро (обозначающим земные недостатки) и макро (представляющим божественные достоинства), карма добра и зла теряет силу.

Данное стихотворение подчеркивает, как пять элементов (земля, воздух, огонь, вода и эфир или пространство) внешнего материального мира превращаются в психические энергии внутреннего мира – сознания.

 

Стих 12

Воистину так! Дыхание утвердилось в солнце (пингале);

Мой друг, я говорю тебе, что это есть истинная пранаяма.

В подтверждение сего, прана, что восходит через солнечную нади,

Расцвела, превратившись в пратьяхару.

У тех, кто обрел дыхание праны в пингале,

Состояние самадхи станет всеохватывающим.

О, друг! Мы сами есть тот Брахман, извечно пребывающий в поисках Себя;

Но колесо рождений /и смертей/ не вечно.

 

Комментарий

В символах языка Тантры пранаяма означает пратьяхару. Установить контроль над чувствами и умом означает обрести власть над Временем, когда более не существует рождения и смерти (имеющих место лишь в границах времени). Когда осуществляется контроль над дыханием и чувствами, наступает состояние самадхи или сверх-сознания и осознание, что «Я есть Брахман». Самадхи – это состояние Брахмана, познающего себя, и означает осознание себя – знание, при котором переживаемый (личность) и переживающий (высшее «Я») исчезают в экстазе. Самопознание, согласно Богару, это осознание тождественности или единства с Брахманом. Понятие «самадхи» также означает опыт, не поддающийся словесному описанию.

 

Самадхи Дикшай-10

(Посвящение в самадхи)

 

Стих 1

Из места, где пребывает лотос, биджа-мантра которого «Йа(м)»,

Направь ритмичное дыхание в глубину /тела/,

Наполняя им четыре /нижних лотоса/, которые раскроются,

Когда силы, обретенные в медитации, с потоком дыхания устремятся в муладхару.

 

Комментарий

В каждом из нас кундалини в своем спящем состоянии обитает у основания спины в муладхара-чакре. Эту пассивную энергию необходимо пробудить посредством пранаямы и основываясь на плодах своей медитативной практики. В этом стихотворении, являющимся начальной ступенью посвящения или введения ученика в Кундалини-йогу, а следовательно и в самадхи, основной идеей является пробуждение спящей в муладхаре энергии. Техника Кундалини-йоги состоит в трансформации обычного сознания в высшее состояние, или же полностью пробужденное сознание, именуемое «самадхи».

 

Дополнительный комментарий

В месте, где пребывает лотос с биджой «йа(м)» - в анахата-чакре – ритм внешней праны, поступая во внутрь через легкие, становится внутренним ритмом тела (ассимилируясь субстанцией крови). Это место преобразования внешнего потока во внутренний, откуда происходит дальнейшее насыщение всех центров тела. Для пестования муладхары и пробуждения дремлющей кундалини следует осознанно направлять поток внешней праны через четыре нижних центра (вдоль средней линии лицевой стороны тела) в основание туловища. Однако, если такое насыщение праной низших центров или чакр не сопровождается потоком духовной силы, которую йогин должен обрести в процессе предварительной медитации и пестования высших центров – аджны и сахасрары (о чем говорилось в предыдущем стихотворении), то он не получит иного результата, кроме активизации нетрансформированных, негативных качеств своей личности. Иначе говоря, та сила или тот магнит, который заставляет кундалини подниматься, тяготея к высшему полюсу, Шиве, должен быть уже активен, иначе эффект от подобной практики может оказаться прямо обратным. Таким образом, поскольку сознание первично, а энергия (как эманация сознания) вторична, то тяготение к первому должно стать основой для очищения и трансформации второй. Можно сказать и иначе: без утверждения истинной духовности сознания - любая энергетическая практика будет (в лучшем случае) иметь весьма ограниченный результат.

Стих 2

Затем направь поток праны к середине тела

И соедини с бутоном, что готов раскрыться в районе пупка.

Дабы завершить цикл перерождений, нужно слиться с рубиновым светом /бутона/;

И тогда несомненно войдешь ты в состояние самадхи.

 

Комментарий

Это одно из самых трудных стихотворений для перевода, поскольку оно написано сокрытым языком символов. Хотя каждый потенциально способен обрести состояние высшего сознания (самадхи), эту технику невозможно дать широким массам. Она может быть раскрыта только через гуру и в этом стихотворении Богар, как великий Гуру, открывает ее языком, понятным лишь посвященным. Для посвящения в самадхи Богар помещает ученика в парадоксальную ситуацию, без которой нельзя обойтись в его обучении. Язык символов является неотъемлемой частью садханы (практики) Сиддхов. Термин «дикша» несет две идеи – ‘diyate’, наделяющий знаниями, и ‘ksiyate’, уничтожающий невежество, как препятствие к освобождению.

Этот стих представляет собой также и посвящение в практику пранаямы. Прану необходимо активизировать с помощью пранаямы и направить вниз для слияния с апаной в основании туловища, чтобы затем перенаправить в пупочный центр («слиться с рубиновым светом») дабы слившиеся энергии побудили Кундалини-шакти двигаться вверх.

Выражение «завершить цикл перерождений» означает, что вследствие описанного процесса череда воплощений завершается.

Слово «бутон цветка» означает чакру как лотос. «Бутон цветка лотоса» готов раскрыться посредством привходящей в него энергии праны. Богар заверяет нас, что таким образом можно наверняка достичь самадхи.

 

Дополнительный комментарий

Центр тела – это его геометрический центр и также центр тяжести. Он располагается в районе пупка (в даосских системах, например, он совпадает с энергетическим центром тела - точкой на 3-5 см ниже пупка). Туда направляется перегнанная в теле прана, где осуществляется ее накопление и дальнейшее «созревание». Медитируя на этом центре, йог должен увидеть красный свет – свет созревшей праны, с которым затем он должен будет соединиться (т.е. слиться сознанием). Когда это произойдет, бутон в середине тела раскроется, и йог может увидеть второй свет – золотой. Это свет покажет, что он достиг состояния самадхи, а все энергии его тела собрались воедино, дав жизнь «золотому цветку» – зародышу тела высшего сознания.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 249; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!