Перевод избранных стихотворений 5 страница



 

Стих 3

Дабы освобождение обрести, вдохни прану, направив через чакры

Туда, где великий свернутый кольцами змей станет гуру твоим;

Его высочайшая мудрость страдания прочь унесет;

Тогда засочится по каплям чудесный рубиново-белый нектар, несущий сознанию мир и покой.

 

Комментарий

Великий свернутый кольцом змей Кундалини-шакти, пробужденный пранаямой, поднимаясь через адхары, принесет мудрость, уничтожит все страдания и привязанности феноменального мира, и принесет в ум спокойствие и равновесие. Поскольку энергия Кундалини уничтожает темноту («гу»), невежество (страдание) или не-истину и ведет к просветлению («ру») и истине, ее называют «гуру». Выражаясь языком Тантры, Кундалини-шакти в роли гуру знаменует собой первую ступень к освобождению, ведь гуру у Сиддхов не обязательно должен быть воплощенной личностью. Фактически, настоящий гуру представляет собой только принцип, дверь в истинную реальность. Амброзия, истекающая из обители гуру, принесет нам мудрость и спокойствие (состояние самадхи).

 

Дополнительный комментарий

«Великий свернутый кольцами змей» есть, конечно, змей кундалини, дремлющий в основании тела. Когда он пробудится, он станет истинным внутренним гуру, который поведет ученика по пути совершенствования. Пробудив кундалини посредством пранаямы (направляя поток праны через нижние центры в основание, муладхару – см. стих 1), ученик должен следовать «по пятам» за своим новым внутренним гуру, вместе с ним восходя к самой верхней точке своего пути. А к тому времени, когда они достигнут сахасрары, учитель (кундалини-шакти) и ученик (шивам) уже станут едины.

В соответствии с системами внутренней Тантры (например, в кашмирском шиваизме), сахасрара – область от основания темени вверх – представляет из себя целую систему независимых, но тесно связанных друг с другом центров или чакр, куда входит, в частности, 12-тилепестковая «гуру-чакра», расположенная непосредственно над теменем. Она считается обителью верховного гуру – центром духовной силы адепта. Это – своего рода остров в океане нирваны, откуда осуществляется руководство земным планом сознания. В сокровенной традиции ее прообразом является благословенная страна – Шамбала. Амброзия, как было сказано, есть нектар, который инициируется (энергетически) сахасрарой, а физиологически производится шишковидной железой, истекая через верхнее небо (входное отверстие черепа) в гортань, где он соединяется со слюной и должен быть сознательно направлен в центр тела (в середине живота) для завершения процесса трансмутации.

Рубиново-белый цвет нектара есть символ, используемый Богаром, чтобы показать, что нектар появляется как следствие трансмутации женской (красной) и мужской (белой) семенной субстанции, ибо как мужская, так и женская творящие энергии становятся равно проявленными в теле адепта, постепенно обретающем высшее андрогинное качество. Само вещество нектара не является розовым или красным (скорее – бесцветным или прозрачным), но на разных этапах трансформации в теле адепта могут происходить некоторые процессы, отдаленно напоминающие выделение мужской менструальной крови. Ведь как говорят Посвященные и Сиддхи, на известной ступени практики адепт приобретает как мужские, так и женские (в том числе секреторные) качества.

 

Стих 4

Мир и покой души распространились внутри

Там, где мой друг – внутренний пламень - гонит темную силу прочь;

Шесть членов (адхар) станут пространством /нового/ тела;

А тот, именуемый Солнечным Змеем (Солнечной Мудростью), явится вратами в самадхи.

Комментарий

Мудрость и осознанность души прогоняют неведение. Когда пробуждается Кундалини-шакти, необходимо уяснение того, что «друг» (принцип гуру) всепроникающ, он начинает направлять жизнь, дабы изгнать темноту (неведение) и внести свет (знание). Пространство внутри тела (микрокосм) состоит из шести адхар, выстилающих путь к самадхи. Когда кундалини-шакти проходит их и достигает сахасрары, обретается освобождение. Поскольку самадхи наступает при прохождении кундалини шести адхар, Сиддх Какапусундар называет его «странствующим самадхи». Сущность процесса поднятия кундалини внутри тела состоит в том, чтобы микрокосм достиг макрокосма посредством движения вверх. В своем абсолютном проявлении Кундалини есть высшее сознание. Если Кундалини достигает сахасрары, наступает сампражньята самадхи – постижение сути всех вещей. Когда же она поднимается выше сахасрары, осуществляется вхождение в полное самадхи – асампражньята или самадхи без осознания природы вещей. Термин «самадхи» означает «знание за пределами».

 

Дополнительный комментарий

В результате практики (описанной в предыдущих стихах) в области живота должен разгореться внутренний огонь, который прогонит «темную силу прочь», то есть трансформирует негативные качества и энергии личности в позитивные.

Каждая адхара есть зачаток органа тела высшего плана (сознания). Восходящая кундалини становится центральной осью этого нового тела (часто именуемого также высшим огненным телом или телом нирманакая), вокруг которой начинает формироваться его структура. Тех Посвященных, которые обрели такое огненное духовное тело (ян-шень в даосизме) в древности именовали Солнечными Змеями, что означает Посвященные в Солнечную Мудрость (Сурья Видья). Таким образом, под солнцем в этом стихе понимается позитивное творящее или огненное начало – энергия пингалы, являющаяся также источником внутреннего пламени в нижней части тела.

 

Стих 5

Чтоб тело сохранить, открой заслонку в полости живота (в центре тела);

Заслонка /нижних врат/ тела открывается хатха-йогой.

Шесть пядей* – это пространство сосуда (тела); то, что кажется препятствием, станет вратами.

Скованное узами тьмы тело преобрази в позитивное – ты добьешься успеха, развернув /телесный поток/ вспять.

 

* четыре с половиной фута или около 137 см (одна пядь = 9 дюймов)

 

Комментарий

Человеческое тело обычно считается препятствием на пути к реализации. Выполняя Хатха-йогу, можно изменить его роль, вместо препятствия превратив в метод обретения пути, таким образом достигая совершенства тела. Открытие заслонки можно дополнить переменой положения тела (т.е. перевертыванием) и изменением потока праны, что есть одно из упражнений Хатха-йоги. Таким образом, говоря об изменении положения тела, в стихе говорится об изменении потока праны.

Тело человека становится организованной системой и средством достижения освобождения. Сиддхи рассматривали человеческое тело как «мокша садхана» или путь к полному просветлению. Физическое тело, которое обычно считают вратами в неведение, необходимо открыть, а для достижения кайя-сиддхи – бессмертного тела - его роль из отрицательной надо превратить в положительную. Сиддхи твердо верят в кайя-садхану – совершенствование тела или превращение его в бессмертную сущность. Агаппейчиттар называет кайя-садхану «деха-жнянам», мудростью тела. Техника кайя-садханы направлена на обретение совершенного тела, сиддха-деха.

Сиддхи положительно относятся к человеческому телу в противоположность другим религиозным учениям, считающих человеческое тело препятствием на пути к освобождению. В тамильской литературе кайя-сиддхи известны как йога-сиддхи или сварупа мукти, бессмертные телом. Фраза «тело преобрази в позитивное» означает необходимость достижения состояния «дживан мукта» или освобождения при жизни. Сиддхи исходят из того, что тело – это мандала, отображающая космос. Отношение к телу лишь как к физической единице меняется, когда приходит понимание его духовной сущности. Различие между телом и душой искусственно и Хатха-йога снимает разделяющие их покровы, обучая йоге тела, основываясь на семи началах: асаны, мудры, пратьяхара, пранаяма, дхарана, дхьяна и самадхи.

 

Дополнительный комментарий

Значение фразы о «телесном перевороте» здесь, конечно, имеет в виду не физическую позу «вниз головой», но сам принцип поворота жизненной силы, питающей тело, «кверху», то есть перенаправление семенной энергии от земли к небу (о чем уже упоминалось ранее). Именно сублимированная энергия земли (семени) обеспечивает существование телесной оболочки и когда она полностью трансформирована, то соединяется с Божественным Шивой – силою неба или лучом духа. Если этот процесс осуществляется в теле, то последнее, субстанционально преобразуясь, обретает бессмертие (точнее, бессмертие получает не конкретная форма, но сознание обретает способность проецировать любую форму и поддерживать ее сколь угодно долго). Для этого сначала нужно открыть врата туловища (в нижней его части), чтобы жизненная сила перестала утекать вниз (в землю) и вовне (через половые органы), а смогла восходить и накапливаться в районе пупка. Когда произойдет ее созревание и сублимация, тогда для осуществления окончательного прорыва (к бессмертию) она должна соединиться со светом духа – силой противоположного («небесного») полюса. Правильное культивирование тела, в том числе посредством Хатха-йоги, помогает «позитивировать» его (трансформировав негативные качества и энергии в позитивные) и открыть нижние врата.

Под пространством телесного сосуда здесь, скорее всего, понимается то новое тело, образованное объединенной энергией шести адхар (см. стих 5). У практикующего адепта аура постепенно отходит от нижних конечностей и собирается кругом, простирающимся от нижних врат туловища до сахасрары – 25-30 см над теменем. Новообразованная сфера является проекцией высшего тела и ее диаметр (в среднем) составляет около шести пядей.

 

Стих 6

Должен ты подняться на три пяди* от ануса;

Там, в области шеи, собери свою шакти, чтобы достичь /самадхи/;

Из глубин сокровенного сердца совершай поклонение атману;

Очерти /в теле/ восемь мандал, дабы осуществить помазание тела в самадхи.

 

* 27 дюймов (68 см)

 

Комментарий

Все нади берут свое начало из канды над анусом. В йоге канда представляет собой корень или луковицу – основной тонкий орган, откуда, как говорят, исходят все нади. Считается, что он имеет форму лингама Шивы. Согласно «Хатха-Йога-Прадипике» (стих 113) канда простирается на длину одной ладони (9 дюймов) вверх, достигая манипура-чакры, и имеет четыре пальца ширины (3 дюйма). Говорят, что канда находится над промежностью и анусом, на расстоянии двенадцати пальцев от ануса, и кундалини в своем спящем состоянии располагается непосредственно над кандой. Возможно, с таким расположением связано пробуждение кундалини особыми замками хатха-йоги (бандхами или сокращениями мускулов) как, например, мулабандха - сокращение мускулов промежности. Кундалини-шакти необходимо пройти этот путь к верхнему затвору, где наступит осознание себя как атмана в его первоначальной чистоте. Для обретения атма-жняны или самопознания, необходимо пройти восемь ступеней контроля - областей или уровней Лайя-йоги: йама (воздержание), нияма (послушание), стхулакрийа (процесс мускульного контроля или асана), сукшмакрийа (контроль процесса дыхания или пранаяма), пратьяхара (контроль над чувствами), дхарана (удержание концентрации), дхьяна (глубокая концентрация) и самадхи (высшая концентрация). В этом стихотворении Богар использует слово «самадхи» в значении «самопознание». Для достижения полного самопознания или самадхи необходимо установить восьмиступенчатый контроль или, как говорит Богар, «совершить помазание». Таким образом, человеческое тело необходимо «помазать» восемью видами «контроля».

«Помазание тела» в хатха-йоге подразумевает следующее: существуют мудры, положения тела и замки, побуждающие развитие, распространение и слияние флюидических субстанций в человеческом теле, таких как жизненные флюиды или половые секреции тела – раса и оджас. При этом человек выходит за пределы обычного самадхи, ограниченного духовным планом существования, входя в состояние, включающее в себя все пять планов вместе с физическим. Такое «помазание» тела при использовании различных техник подразумевает осуществление контроля на всех уровнях.

 

Дополнительный комментарий

Когда, как было сказано, аура собирается совершенным кругом, формируя образ нового тела, энергетический или «аурический» центр последнего также смещается от нижней части туловища (пупка) в область гортани. Гортань представляет мост между головой и туловищем – между телом мысли и телом действия. Когда мысль, чувства и действия сводятся воедино (на ступенях приближения к самадхи), энергия адхар естественно соединяется и именно гортань становится точкой их синтеза – центром нового тела, где начинает собираться энергия. Поэтому именно гортань (а уже не пупочный центр) становится местом собирания силы (шакти) на высших ступенях практики.

О восьми телесных мандалах следует сказать особо. Тело воплощенного человека представляет собой только один проявленный принцип – мужской либо женский, и символизируется крестом или свастикой: . Четыре оконечности символа соответствуют четырем внешним конечностям туловища – творящим началам, а центр символа – голове или организующему (направляющему) началу. Это последнее содержит в себе творческий потенциал, который может быть проявлен в материи только посредством туловища и его конечностей. Указанная потенциальность представляет собой, фактически, второй, противоположный и непроявленный в материи полюс совершенного андрогинного сознания (являясь по своей природе, а не по форме, женским либо мужским) и потому может быть обозначена тем же символом (крестом или свастикой или, иногда, перевернутой свастикой). Крест и свастика – это символы и принципы слияния духа с материей на каждом из полюсов Единого Сознания (или Космического Магнита) – проявленном и непроявленном, позитивном и негативном, мужском и женском, ибо дело, конечно, не в названии и не в способе, но в сути закона. Когда полюса творящего магнита сближаются, то есть, с точки зрения микрокосма, когда Кундалини-шакти поднимается, устремляясь к слиянию с противоположным началом, с Шивой, тогда в результате их соединения прежде непроявленное проявляется, мужское становится женским, а женское – мужским и все вместе они образуют одно совершенное андрогинное сознание высшего плана. Два креста и две свастики – внизу и наверху, проявленная в туловище и непроявленная в голове – сливаются, образуя один восьмиконечный крест или двойную свастику . Ее оконечности и есть указанные «восемь мандал» или восемь творящих начал и органов нового тела. А ее центр – это высшее духовное сердце – то же организующее и направляющее начало, но соответствующее иному, высшему плану сознания. Именно из его сокровенных глубин Богар указывает «совершать поклонение атману». Конечно, этим сердцем не является сердце физическое, ни даже центр анахаты. Сокровенное сердце есть истинное небесное сердце, которое может стать проявленным сердцем и источником высшего ритма только на завершающей ступени самадхи.

 

Стих 7

Дабы помазанием тела разрушительную природу времени одолеть,

Должен ты, вслух воспевая мантру, соединить себя с благословенным Нанди;

Так утвердишь основу, чтобы повергнуть князя Тьмы (смерть)

И тело вознести к блаженному самадхи.

Комментарий

В предыдущем стихотворении Богар советовал ученику «помазать» тело для обретения дивья-деха или божественного тела. В этом стихе для достижения бессмертия во Времени он советует продолжать «помазание» и предлагает мантру для вечного сохранения божественного тела.

Через всю поэзию Сиддхов красной нитью проходит идея преодоления Времени или кала дахана. При этом прекращается разрушение тела, которое может сохраняться вечно. Под «телом» в стихе подразумевается дивья деха. В Южной Индии сильна вера в то, что настоящие Сиддхи «все еще живут», пребывая в своих божественных телах, ибо смерти для них не существует. Когда Сиддх обретает дивья-деха, он достигает состояния Шивы, для чего Богар рекомендует произносить священную мантру «Аум намахшивая», которая унесет страх смерти и, соответственно, предотвратит следующее рождение. Она разрушит узы кармы и приведет к ослепительно-благостному состоянию самадхи.

Контроль над дыханием («ваши») уничтожает чувство времени. Необходимо остановить время (Кала, князя Тьмы) и подняться над ним для осознания своей бессмертной сущности. Остановить время возможно и при помощи алхимии, которая трансмутирует тело посредством мантры «Аум намахшивайа». При воздаянии из сердца молитв Шиве и устремлении сознания к Богу, мантра увеличивает раса, эликсир бессмертия в теле. Если мы поменяем в слове «ваши» слоги, то получим «Шива» - имя того, кто побеждает князя Тьмы. Мантра «ши-ва-я-на-ма(х)» или «на-ма(х)-ши-ва-я» превращает йогина в кала-атита или «превзошедшего время». Он освобожден как от будущего, так и от прошлого и живет в акала – внеисторическом, или доначальном времени. Акала не может иметь понятия «раньше» или «позже». Тело Сиддха, победившего время, стало «вечным сейчас» - дивья-деха, телом самой вечности. Такие Сиддхи, как Тирумулар, Богар, Агастьяр, Бабаджи и многие другие, живут в вечном божественном теле «чинмайя», известном под названием «тело света» или жняна-деха. «Остановка Времени» есть состояние самадхи. Стихотворение призывает к одному: необходимо прекратить «создавать время» и начать концентрироваться на текущем моменте. Время – это ум. Искорените представление о времени из ума, отождествив себя с настоящим, не живите иллюзиями прошлого или будущего. Настоящее есть та точка входа в «вечное сейчас». Пребывайте здесь и сейчас и тогда время исчезнет.

Дополнительный комментарий

Время само по себе обладает разрушительной природой. Чисто физически второй закон термодинамики и принцип нарастания энтропии (с течением времени) хорошо описывает это его свойство. Поэтому природа времени соответствует природе «тьмы» и является антиподом природы света – сознательного начала Космоса. (В санскрите «кала», время и «кали», темный – вибрационно соответствуют друг другу; кроме того, управитель Сатурна, низшей планеты, олицетворяющей темный полюс Макрокосма, является также Владыкой Кала, Времени). Так, именно свет способен противодействовать времени, и только этот принцип может его одолеть. Свет – это высший позитивный принцип космоса, и его нужно питать, чтобы взамен смертного тела или тела времени образовалось «дивья-деха» или истинное тело света. При этом высокие вибрации мантры будут по тождественности способствовать его образованию и кристаллизации. Метод обратного потока это и есть метод пестования света (в теле), когда дифференцирующая сила временного потока (или животной, низшей природы, что по сути – одно и то же), действующая в теле сверху вниз, то есть направленная к земле, преодолевается силой структуризации или интеграции сознания – встречно направленным энергопотоком снизу вверх, от земли к небу. Эта сила, собственно говоря, и есть восходящая кундалини-шакти, а метод кундалини-йоги – это метод интеграции, слияния или собирания целостной андрогинной природы сознания.

Нанди – мифологический бык, на котором восседает Шива и который является его «вахана» - носителем или средством передвижения. На самом деле, под вахана понимается проводник энергии (Шивы) на земной или телесный план, то есть принцип, заключающий энергию в форму. Шива – энергия, лучи или вибрация, а Нанди – форма, в которой они обитают. Здесь под Нанди понимается центр или ядро высшего (божественного) тела, которое формирует адепт, сублимируя энергию в центре гортани.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 288; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!