Перевод избранных стихотворений 3 страница



Главное же познай, что есть голова и что ноги.

С благословением Ганеши ты обретешь постепенно

Свет в основании тела, где /открывается/ малый канал,

Что свяжет без затруднений тебя со свадхистаной;

Там проникнешь в мудрость великой асабха-мантры.*

Канда /в основании/ сушумны имеет важное значение –

Она есть само безмолвие состояния веданта турия.

 

* имеется в виду так называемая «хамса-мантра» или же мантра вечного дыхания «СО-ХАМ». Существует развернутая (смысловая) форма этой мантры, которая применяется в различных системах йога-тантры. Она звучит так: “Om namo hamsaya svaha vausad hum phat”

 

Комментарий

Фраза о голове и ногах заключает скрытый смысл. «Нога» (k à l) по-тамильски может также иметь значение «вечносущий воздух» или принцип пранаямы. «Голова» (talai) подразумевает область сахасрары. Сушумна проходит через муладхару, то есть основание позвоночного столба, устремляясь прямо к сахасраре, и похожа на дерево с бесчисленными ветвями, словно сетью покрывающими все человеческое тело; ее корень (ноги) располагается наверху, в сахасраре, а ветви (голова) направлены вниз. Это и есть истинное значение «ног» и «головы», и Богар говорит о том, что если человека посещает луч мудрости, то он их никогда не перепутает друг с другом. Цель йоги - достижение корня этого дерева. Богар считает, что техника пранаямы открывает канал сушумны, что приводит к вечному состоянию турия, или плану сверх-сознания. Сушумну также называют «брахма-нади» или «жняна-нади», что лишний раз подчеркивает ее значимость.

Цель йогина – быть поглощенным этим вечным, недифференцированным сверх-сознанием. В процессе дыхания каждое живое существо совершает джапу, то есть произносит мантру. Делая вдох, человек произносит звук «сох», а при выдохе – «хам». Эти звуки вместе составляют мантру «Со-Хам» (Я есть Он). Ежедневно и еженощно каждое живое существо совершает такую джапу, но делает это бессознательно. Она еще называется «аджапа-джапа» или «хамса-мантра», а по-тамильски - «асабай». Состояние сверх-сознания «веданта турия» по своей сути есть состояние безмолвия. Веданта турия относится к мистическому безмолвию, что есть «неиссякаемое красноречие». Тамильская поговорка гласит: 'mº­am e­badu j¤à­a varambu' - «молчание есть признак мудрости». Определение «сумма суммарум», часто встречаемое в поэзии Сиддхов, означает «сокровенное безмолвие», что согласно Тирумулару есть состояние освобождения.

 

Дополнительный комментарий

 Даже если вначале практики ученик не обладает тонким видением и ощущением, это не страшно – они придут позже. Главное постичь сам принцип, очувствовав два полюса собственного микрокосма – голову и ноги, верх и низ, полюс неба и полюс земли или же начало духа (сознания) и начало материи. Только постигнув принцип или суть высшей йоги, который состоит в обращении и слиянии двух противоположных космических основ, можно приступить непосредственно к практике. Истинное творчество есть процесс слияния, когда две энергии или силы, соединяясь, рождают собственный плод – третью, творческую силу. Поэтому истинная йога может быть только йогой слияния, и сам принцип поднятия Кундалини, телесной энергии, к Шиве – духовному сознанию - есть указанный процесс обращения и слияния основ земли и неба с целью рождения третьей, высшей основы – существа высшего плана бытия. Отсюда начнется его собственный цикл существования через дифференциацию (разделение) на те же два полюса – дух и материю, сознание и тело. Но это уже будет другое сознание и другое тело, построенные по законам высшего измерения и потому условно «бессмертны» на плане низшем, физическом. Поэтому путь к обретению бессмертия является магистральным путем в философии Сиддхов и в высшей йоге (Шива-йоге).

Малый или сакральный канал есть небольшое входное отверстие туловища внизу, между копчиком и промежностью. Он связан непосредственно с центром муладхары и с энергией, поступающей в тело через промежность из земли.

«Канда» есть корень или источник, откуда берут начало все нади или энергетические каналы тела. Таким образом, канда является единым энергетическим центром тела. Располагается она чуть ниже пупка, примерно на 3-5 см, хотя некоторые источники относят ее немного выше пупка (например, «Шива-Свародайа», 32). На это следует заметить, что местоположение ее может варьироваться в зависимости от расовых качеств тела и энергетических условий местности. Поскольку канда является тем центром, откуда исходят и где завершаются все энергоканалы микрокосма, то любая вибрация в ней отсутствует, иначе говоря, там царит совершенное «безмолвие». Это есть ступень перехода к высшему плану сознания, которое часто именуется четвертым состоянием сознания (веданты) или состоянием турия. Об этом еще будет говориться в дальнейшем.

 

Стих 2

В безмолвии том пребывает манипура-чакра, названная личным «я»;

Узри же Джанаки с Вишну, обитающих в полноте ее света.

Взгляни украдкой на бутон, расцветший в анахата-чакре как вайю («воздух»),

И ощути сияние луча божественного Рудры.

Проникнись утонченностью блистания, зовущегося чакрой вишуддхи,

И насладись присутствием величественного Махешвары.

/Войдя/ в извечное единство Сат-Чит-Ананда в аджна-чакре,*

Ты погрузись в лучистое сиянье Манонмани – той, что едина с Садашивой.

 

* Это есть высшее триединство всего сущего (Сат), космического сознания (Чит) и блаженства (Ананда); в микрокосмическом аспекте оно означает единство жизненной силы, ума и сердца, а в аспекте практики кундалини-йоги – единство (соответственно) сушумны, иды и пингалы, которые сливаются в районе аджна-чакры.

 

Комментарий

В предыдущем стихотворении Богар описывал муладхару и свадхистану. В этом стихотворении он описывает остальные четыре чакры: манипуру, анахату, вишуддху и аджну. Наряду с присущими им звуками и цветами, каждая адхара имеет своих бога и богиню, олицетворяющих явленные и потенциальные божественные силы в них. Боги и богини чакр не принадлежат индусскому пантеону, но олицетворяют определенные формы сознания, проявленные и присущие каждой чакре. Чтобы не обозначать эти формы сознания цифрами (1, 2 и т.д.) или буквами (альфа, бета, гамма, дельта . . .) для указания духовной энергии, проявленной в каждой чакре, Сиддхи позаимствовали имена из индусского пантеона. Использование имен богов для указания духовных энергий йогических процессов, не называя их божествами, представляет собой один из аспектов завуалированного языка Сиддхов.

В этих двух стихотворениях (Стихи 1 и 2) Богар описал шесть чакр в том виде, как их рассматривают Сиддхи. Шесть чакр, известных как адхары, отображают уровни духовного сознания ученика. Каждая чакра отождествляется с определенным уровнем достижения в медитации, приводящей к беспредельному состоянию Сатчитананда в аджна-чакре.

 

Стих 3

Дабы прану в правой ноздре пробудить,

Имеется метод один, исполнять рекомендую его настоятельно:

Питаться следует раз в один день, об усладах шести вкусов забывая;

Слюнная жидкость полезна – наполняй ею /тело/ вместо воды;

Последуешь этим моим указаниям - и прана в правой ноздре оживет,

И разожжет навечно она /внутренний/ пламень (телесный).

Также скажу: не принимай в пищу плодов и листьев бетеля,

Спи же на левом боку, голову на левую ладонь положив.

 

Комментарий

Ида, пингала и сушумна - наиболее важные нади с точки зрения йоги; именно они составляют йога-муппу. Ида и пингала располагаются соответственно с левой и правой стороны от сушумны. Начинаясь вместе от пупка, ида оканчивается у левой ноздри, а пингала у правой. Эти две тонкие психические артерии идут параллельно и рядом с сушумной до тех пор, пока они не пересекаются и не меняются местами. Выражаясь языком йоги, ида определяет привязанность индивидуума к феноменальному миру, в то время как пингала сжигает эту зависимость и освобождает его от оков повседневности. Суть йогических практик состоит в контроле праны (жизненной силы) в нади. Направленный поток праны побуждает кундалини распрямиться, при этом канал сушумны открывается; входя в нее прана соединяется с кундалини. Для облегчения этого процесса возникает отток праны (жизненной силы) из иды и пингалы; Кундалини входит в сушумну и поднимается вверх к сахасраре. Согласно Сиддхам, в теле обитают две изначальные силы - Шива и Шакти: первая в области сахасрары, вторая - в области муладхары. Пингала-нади справа является потоком Шивы, а находящаяся с левой стороны ида-нади – это Шакти. В Кундалини-йоге садхака соединяет эти два потока в серединной нади - сушумне. В случае достижения этого в теле йогина устанавливается совершенное равновесие (самарасья) Шивы и Шакти. Для активизации пингалы необходимо соблюдение определенных ограничений, на которые здесь указывает Богар.

Дополнительный комментарий

Основные четыре природных элемента, составляющие тело, соответствуют четырем нижним чакрам: элемент земли – муладхаре, элемент воды – свадхистане, огня – манипуре и воздуха – анахате. Также присутствует тонкий элемент, эфир, которому соответствует вишуддхи. В обычном состоянии элемент воды доминирует над огнем – вода заливает собой огонь и, проявляясь через центр свадхистаны, истекает во вне как субстанция семени. Поэтому первостепенной задачей йоги поглощения является обращение семенного потока вспять, что достигается через изменение соотношения в теле между элементами огня и воды. Иначе говоря, различными методами (о некоторых из них говорится в этом стихе) нужно добиться того, чтобы огонь стал преобладать над водой. Тогда огонь будет испарять воду и ее пар, поднимаясь, будет питать элемент воздуха в центре анахаты. Таким образом, огонь используется алхимически для того, чтобы превратить воду в более тонкий элемент воздуха или же, употребляя иную терминологию – чтобы сексуальную энергию трансформировать в сердечную энергию. Поток праны в канале пингалы соответствует принципу огня, а поток иды – принципу воды, поэтому для указанного превращения нужно, чтобы пингала (солнечная энергия) в теле доминировала над идой (лунной энергией). Когда вся вода, условно говоря, превратится в воздух, тогда лунная (женская, пассивная или негативная) энергия организма окажется сублимированной в своем высшем качестве. Таким образом, описанный выше процесс является первым этапом последовательности трансмутаций – превращением негативно направленной энергии или силы в силу позитивного действия. Или же, можно сказать, что свет нижний (низших центров тела) преобразуется в свет серединный, свет земного сердца. Затем уже, на втором этапе, качество земного сердца нужно возвысить до совершенной чистоты сердца небесного, то есть трансформировать энергию земного тела в свет чистого духа. Трансформация материи или энергии в сознание (дух) является основным действующим механизмом эволюции, а значит составляет и главный сокровенный принцип любой истинной йоги, ибо процесс Йоги есть ни что иное, как многократно ускоренный (с помощью различных совершенных техник или форм) процесс человеческой эволюции – в его теле и в сознании.

 

Стих 4

Йога поглощения станет Йогой слияния с Шивой;

Дабы сей опыт познать, слейся /с дыханием/ в пингала-нади;

Ко сну отойди и спи – в тишине и безмолвии спи,

Но все-таки бодрствуй, чтоб созерцать собственный свет в безмолвии сна;

Достигни покоя /мыслей и чувств/, пребывая на вершине в пранаве;

Чтобы освободиться, выдыхай толчком через верхний затвор;

Когда вскроешь его, в поток иды войди

И его в полном вдохе на самом верху утверди.

 

Комментарий

Процесс пранаямы состоит из трех частей: вдох (пурака), выдох (речака) и задержка дыхания (кумбхака). Согласно Сиддхам, эти три дыхательных акта происходят в форме АУМ: "А" (вдох), "У" (задержка) и "М" (выдох). Таким образом, пранаяма обладает природой пранавы. На стадии речаки пранаяма символизирует и отражает удаление от феноменального мира и взаимодействия с ним; на стадии пураки происходит поглощение и осознание Шивы в себе (то, что на тамильском называется «кайайогам» и «шивайогам»); и на стадии задержки дыхания, кумбхаки, это состояние утверждается. Пранаяма помогает открыть верхний затвор (брахмарандру или сахасрару), чтобы достичь освобождения или состояния равновесия.

Фраза «Ко сну отойди..., но все-таки бодрствуй, чтоб созерцать собственный свет в безмолвии сна» имеет скрытое значение. Эту фразу следует понимать в ее связи с другой фразой Стиха 1 этой же работы, где Богар говорит, что состояние высшего сознания души есть «само безмолвие». Переживание самоисходящего света неописуемо; там же, где слова бессильны, возникает безмолвие. Тирумулар говорит и о том, что в состоянии безмолвия является освобождение («Тирумантирам», стих 1611). Молчание – это состояние «бодрствующего сна» (т.е. сохранение сознания во время сна), что означает успокоение ума. Такое состояние Сиддхи называют «йога-ниттирай» или «аритуйил», что можно перевести как «постоянная бдительность» или «активный покой», «безальтернативное знание» или «сон в состоянии бодрствования», «состояние пробужденного сна» или то, что Тирумулар называет «состояние Сиддха» - «знание во время сна» («Тирумантирам», стих 129), «освобождение без образов» («Тирумантирам», стих 2635) или «недвижимое состояние освобождения», и, наконец, то, что Богар называет «веданта турия» (в первом стихе этой же работы).

 

Дополнительный комментарий

Здесь описывается конкретная форма практики трансформации. Когда в результате действий, описанных в предыдущем стихе, йог активизировал свою позитивную энергию пингалы, он может начать практиковать активную медитацию. Погрузив сознание внутрь своего тела, он, тем не менее, пребывает в полностью осознанном, активном состоянии. Вдыхая прану через пингалу-нади, он обретает точку покоя ума и чувств «на вершине в пранаве», то есть в аджна-чакре. Теперь, на вдохе, поднимая прану к аджне, следует задержать там ее на мгновение, сконцентрировав усилие, а затем понемногу выдыхать в направлении «верхнего затвора» - брахмарандры или теменной кости, как будто толкая ее вверх с помощью энергии выдоха и так пытаясь «освободиться» и вскрыть затвор верхних врат. Когда затвор откроется и энергия начнет свободно течь через теменное отверстие, необходимо войти в поток левого канала, иды, и направить его на вдохе через теменное отверстие максимально вверх, то есть за пределы тела. Следует заметить, что указанная практика необычайно эффективна, однако, очень многое зависит от того, насколько ученик готов четко дифференцировать, аккумулировать и направлять потоки солнечной и лунной энергии тела; также, конечно, эта практика будет целесообразной только если он уже естественным образом обратил вверх свою жизненную энергию, поток которой достигает центра аджны, ибо «царство небесное силой берется» и без устремления силы верхний затвор не открыть.

 

Стих 5

Когда вскроешь верхний затвор, обретешь просветление.

Каждодневно концентрируйся и медитируй, пребывая сознанием между бровей;

Там ощутишь, как поток эго-сознания иссякает, превращаясь в ничто;

Тогда испей сомы нектар – должен ты воочию ощутить и увидеть его;

Если сделаешь это, пять чувств победишь, навеки отринешь их прочь;

Благословенный нектар амброзии тогда потечет из сомы капля за каплей.

Состояние самадхи невозможно выразить словами;

Сын мой, все формы приношений есть только вехи на пути к нему.

 

Комментарий

Здесь описывается открытие сахасрары при помощи Кундалини-йоги. Сахасрара является квинтэссенцией сознания, где переживается слияние всех противоположностей. Именно здесь кундалини оканчивает свое путешествие. (Ряд источников утверждают, что она опускается затем вниз, чтобы обосноваться в области сердца). В таком состоянии уходит ощущение своего эго и стремление к наслаждению чувствами исчезает. При достижении этого состояния йогин наслаждается напитком амброзии, истекающей из «луны» (сомы) сахасрары. В тамильской литературе амрита имеет много названий; одно из них - «панчамрита», то есть амрита, получаемая после осуществления контроля над пятью чувствами и растворения эго в процессе Кундалини-йоги. При достижении этого йогин входит в состояние безмолвия, которое является состоянием «бодрствующего сна», «стороннего наблюдателя», «осознанности во сне». Оно есть состояние самадхи, которое можно определить лишь в безмолвии; все обозначения могут только указывать на это состояние.

 

Стих 6

Жаждой томимые лишь у источника жар свой утоляют;

Так, возжелавшим пути к блаженству конечному в средине лба

Практику искусства самадхи здесь объясняю.

Будучи учеником моим – слушай и впитывай это учение;

С решимостью восходи единственно верным путем;

Дабы совершенную полноту «Я» своего испытать,

Направь восходящий поток безмолвного Ганга в пространство открытое;

В средоточии бровей пребывая, непрерывно осознанным будь.

 

Комментарий

В этом восьмистишии скрыто более, чем видно на первый взгляд. В Тантрической литературе иду называют рекой Ганг, пингалу – рекой Ямуна, а сушумну – скрытым потоком Сарасвати. Слияние всех трех в процессе Кундалини-йоги в аджна-чакре (называемой еще «бхрумадхьяка» или центром межбровья) известно как тройной поток – тривени или прайага. Невидимая, находящаяся посередине аджна-чакра выражает принцип не-дуальности; путь к самадхи лежит сквозь нее. В стихотворении также говорится об «открытом пространстве» (калам-конда) на вершине головы – веттавели (в творчестве Сиддхов открытое всенаполняющее пространство именуется «веттавели»). Это есть состояние «нираламба», независимое или самодостаточное самадхи - состояние блаженства и гармонии. Слово «самадхи» еще означает переживание, не поддающееся никакому описанию. Самадхи подобно веттавели является абсолютным трансцендентальным состоянием, не подвластным чувственному восприятию, состоянием, не имеющим различительных или описательных признаков. В этом стихотворении Богар принимает на себя роль гуру, разъясняющего практику искусства самадхи, и обращается к ученику (к человечеству) с предложением принять это учение. Он подчеркивает метод Кундалини-йоги, как единственно верный путь к достижению самадхи.

Дополнительный комментарий:

Здесь еще раз подчеркивается важный аспект практики: после того, как затвор брахмарандры будет открыт, необходимо направить на вдохе поток «безмолвного Ганга» (иды) через верхнее отверстие черепа вверх, в «открытое пространство» над теменем. При этом сознание пребывает в средоточии бровей (в аджне).

 

Стих 7

Ранее сказал я о пяти /чакрах/ для твоей медитации;

Пять этих вершин именуются независимыми адхарами.

Узри свет в тех местах, что зовутся также цветами (лотосами).

Из опыта своего поведаю об источнике и основе для твоей медитации.

Изначальная причина проявления, Шакти, в пяти разных аспектах сливается с Шивой,

Образуя биджа-мантру из корневых звуков для медитации и познания.

Таков сладостный нектар йоги – шестая адхара.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 331; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!