Обычай отождествления Сиддхов



С алхимиками

 

В Тамил-Наду Сиддхов ассоциируют с алхимиками. Традиционная же наука алхимии, как принято считать, работает не только с физическим материалом, требующим преобразования, но также и с душой. Сиддхи считали йогические садханы своего рода внутренней духовной алхимией. Зачастую люди путают Сиддха с алхимиком и относятся к нему как к волшебнику или магу, превращающего обычные металлы в золото. Поскольку алхимик превращает медь (pittalai) в золото (Ðdakam) - на тамильском языке его называют «питталаттаккаран» (человек, превращающий медь в золото). Это слово в тамильском имеет и другое значение: обманщик, ловкач. К сожалению, из-за того, что Сиддхов ассоциировали с алхимиками, в свой адрес они получили эпитет «мошенник, которому нельзя доверять», то есть «питталаттаккаран». Алхимию нельзя рассматривать, как занимающуюся только получением золота, поскольку она также предлагает способ сохранения тела, как средства к высшему освобождению. В «Расешвара Даршана» говорится о том, что ртуть может сохранить тело и сделать его бессмертным.65 Далее мы поймем сходство между алхимиком и Сиддхом – как алхимик работает над металлами, превращая их в золото, точно так же Сиддх преобразует свой психо-физический аспект в свободный независимый дух. В Индии золото символизирует бессмертие. Если смотреть с этой точки зрения, каждый Сиддх является по сути духовным алхимиком, и его садхана – это кайа-садхана, то есть совершенствование тела или преобразование его в бессмертную сущность. Йогины называют эту технику садханой, ибо она является своего рода внутренней духовной алхимией. Мирча Элиаде провел сравнительную характеристику йогина и алхимика:

«Йог работает над своей физиологией… Практикуя аскетизм по отношению к своему телу он достигает утончения материи, что в точности можно сравнить с алхимиком, который «испытывает» металлы и очищает их в своей лаборатории. В обоих случаях конечным результатом является достижение состояния полной духовной независимости, поскольку дух более не обусловлен психо-физическим аспектом или внешним материальным миром.»66

Иногда для Сиддхов алхимия была просто внешним покрывалом, оболочкой или печатью, скрывающей что-то более глубокое, своего рода защитным средством от незваного вторжения.

 

Нетрадиционный взгляд Сиддхов на философию человеческого тела

 

Все традиционные системы индуизма относились к Сиддхам настороженно, поскольку последние провозглашали идею о возможности достижения освобождения или мокши в теле. С их точки зрения целью йоги-садхана является кайа-сиддхи или совершенство тела. Ортодоксально настроенное течение Шайва Сиддханты относилось к Сиддхам, как к религиозным изгоям и исключило их мировоззрение как из широкого свода своих канонов, так и из общественно-философских трудов.67 Сохранились сведения о том, что пандарамы (paõóÐrams – аскеты) течения Шайвы стремились найти и уничтожить экземпляры поэзии Сиддхов. Среди ученых бытовало мнение, что большинство Сиддхов – это плагиаторы, самозванцы, поедатели опиума и витающие в облаках мечтатели, и они систематически клеймились как отклонение от конформистского образца индусской касты. Учения и поэзия Сиддхов не получили официального признания у «элиты» и «образованных», хотя их стихи пользовалась популярностью у народных масс Тамил-Наду.

Давайте попробуем понять с точки зрения Сиддхов концепцию человеческого тела, которая является уникальной и не входит ни в одну из систем индусской мысли, будучи непризнанным постулатом индуизма. В их мировоззрении человеческое тело приобретает особую важность, которой никогда доселе не имело во всей духовной истории Индии. Согласно Сиддхам, экспериментальным полем деятельности мастера является он сам и его тело, несущее в себе бессмертную сущность. Обычное человеческое тело может и должно быть преобразовано в божественное тело и призвано служить инструментом для конечного освобождения. Точка зрения Сиддха на тело как на мокша-садхану (практику освобождения) называется «кайа-садханой». В «Тирумантирам» мы встречаем несколько стихотворений, провозглашающих важность человеческого тела, как лестницы, ведущей к мукти. В одном из своих известных стихотворений Тирумулар называет человеческое тело «обителью Бога».69 В литературе Сиддхов храм – это образ как макрокосма, так и микрокосма, как космического человека, так и его внутренней сущности.70

       Сиддхи воспринимали человеческое тело как выход или врата к высшей Реальности. Шиваваккиар часто использует выражение «преддверие» или «предел» - на тамильском ‘васал ’ – и называет человеческое тело пределом, в котором обитает Бог. Понятие предела является сокровенным; тело представляет собой один такой сокровенный предел, в то время как другим является гуру. В литературе Сиддхов «предел» несет мистическое содержание: это граница между двумя мирами – обычным, земным и выходящим за его пределы священным миром. Это та точка, где мы переходим от одного вида существования в другой, от одного уровня сознания к другому. Слово «васал», используемое Сиддхами, означает момент, когда мы сами открываемся навстречу новым глубинам нашего существования. Они говорят о том, что необязательно совершать паломничество к святым местам или изучать шастры, поскольку предел уже находится внутри нас.71 Идея тела как микрокосма Реальности приобрела духовный, мистический смысл по сравнению с его чисто физическим понятием в других системах. Взаимоотношение человеческого тела и Вселенной можно постичь только путем духовного устремления. Кайа-садхана и есть реализация такого устремления. Следующим важным аспектом точки зрения Сиддхов на человеческое тело является понятие «ньяса», суть которого состоит в ощущении богов и сил, их представляющих, в различных частях тела.

В литературе Сиддхов мы встречаем следующие виды тел: стхула-деха, йога-деха, сиддха-деха, пранава или мантра-деха, жняна или дивья-деха. Превращение стхула-деха в дивья-деха есть задача кайа-садханы. Шиваваккиар объясняет трансформацию физического тела в божественное путем аналогии с червяком, превращающимся в бабочку.72 Попытаемся кратко охарактеризовать различные ступени кайа-садханы. Стхула-шарира – это незрелое обычное физическое тело, не дисциплинированное йогой. Это «замаскированные врата», которые необходимо «открыть», то есть выйти за его пределы, чтобы достичь кайа-сиддхи. Шиваваккиар говорит о том, что человек должен защитить, привести к состоянию бессмертия и сохранить тело с помощью йоги точно так, как он бы защитил прекрасную леди в ее доме.73 Когда стхула-шарира дисциплинирована йогой, она становится зрелой или «паква». Памбаттичиттар использует тамильское слово «пудам», которое переводится как «созревать».74 «Агаттияр Панчакарам-37» говорит об удалении нежелательных элементов из тела путем процесса сжигания (с помощью кундалини-агни).75 Как только тело укрепляется йогой, внутренние силы помогают садхаку (ученику) поднять свою кундалини, которая проходит через шесть адхар. Это есть процесс приобретения йогических сил, сиддхи, ведущий к сиддха-деха, когда тело может делать абсолютно все, что угодно и являться по желанию йога всем, чем угодно, так как оно более не подчиняется пространственно-временным законам обычного тела. После достижения сиддхи, сиддха-деха превращается в мантра-деха или (иначе) пранава-тану. Пранава-деха – это тело, состоящее из священного звука АУМ – суть тело «Нада» или тело Слова. Такое тело йога сопровождается определенными мистическими звуковыми вибрациями в форме мантры «АУМ Намахшивая». На этой стадии тело йога не отличается от мантры, то есть тело трансформируется в форму звука, форму мантры и называется «пранава» или «мантра-деха». Описание такого тела, мантира-мени или мантра-деха можно найти в «Тирумантирам».76 Человеческая форма, представляющая собой пранава-деха, в тамильской литературе называется ‘mantira m¹­i cakkaram ’. В одном из тамильских произведений «Тирумантирамалаи-300» можно найти описание того, каким образом пятьдесят одна буква алфавита может представлять различные части тела.77

       Согласно Сиддхам, человек, обладающий пранава-деха – это дживан-мукта - «человек, достигший освобождения при жизни», описание качеств которого можно найти в «Тирумантирам».78 В философии Сиддхов не существует освобождения после смерти (видеха-мукти); в самом лучшем случае это состояние является лишь предположением. Дживан-мукта обладает не личным сознанием, а, скорее, свидетельствующим сознанием - несмотря на его проявление в мире, у него отсутствует ощущение «Я действую». Все обыденные вещи он видит в новом чудесном свете, ибо он вошел в самое сердце реальности. Бенгальские Баулы называют состояние дживан-мукта – «живой мертвец» (jiyanta-mora). Подобные выражения мы находим у многих Сиддхов. Как говорил один даосский мудрец, «Совершенный человек пользуется умом, как зеркалом. Он ни к чему не привязывается. Он ничего не отрицает. Он обретает, но не хранит». В философии Сиддхов дживан-мукта не умирает, чтобы получить освобождение, но трансформируется в сам путь освобождения, в дивья-деха. Когда дживан-мукта приобретает состояние дивья-деха, он сливается с Вечностью и становится парамукта. У Сиддха, достигшего дивья-деха, не возникает логического вопроса, существует ли он на самом деле или нет. Состояние дивья-деха – это явление, когда йог вступает в бессмертие с настоящего момента и навечно, начиная непосредственно с этого мира, и бессмертие не воспринимается им как состояние после смерти. Можно привести живые примеры, опровергающие утверждение о видеха-мукти, такие как Святой Нанданар, Святой Маниккавасагар, Шри Андал (соединившийся с Богом в Шрирангаме), Шри Чайтанья и Шри Рамалинга Свамигал - все они при жизни обрели дивья-деха. Очень интересен и поучителен процесс, использованный великим мастером Йоги Шри Кришной для трансформации своего материального тела в дивья-деха, когда он пожелал покинуть этот мир. Пребывая в состоянии концентрации, он исполнил йогический процесс под названием «Агни-йога-дхарма» или процесс излучения внутреннего огня, которым преобразовал свое тело в более утонченную форму, перейдя в которую он покинул этот мир. Об этом рассказывается в «Бхагават-Гите».

       Дивья-деха называется «чинмайа» или «тело Света». Это есть тело беспредельного пространства, «веттавели» - невыразимой безграничной протяженности.79 На этой ступени «тело» сверкает огнем бессмертия и по-тамильски называется «оли удамбу». Как образно выражается Тирумулар, даже «волосы воссияют на этом преображенном теле».80 По достижении Сиддхом дивья-деха, он достигает состояния Шивы. Таким образом, дивья-деха еще называют «каилайа-деха».81 В учении Сиддхов освобождение души не означает «пурушартха» или мокша; скорее здесь ближе понятие «дживан-мукти» или освобождение при жизни посредством достижения бессмертия.

       Не вдаваясь в детали, мы можем сказать, что в литературе Сиддхов упоминаются три метода, при помощи которых человеческое тело может быть преобразовано в бессмертное. Во-первых, есть метод алхимического процесса, который вместо лаборатории происходит в теле и сознании садхака. В манускрипте «Богар-7000» мы находим ссылку на рецепт приготовления величайшего из лекарств – муппу – при введении которого в тело последнее превращается в дивья-деха, бессмертное золотое тело.82 Второй – метод Кундалини-йоги, применяемый всеми Сиддхами. Третий метод предполагает так называемую улта-садхану (практику противостояния), в основе которой лежит утверждение о том, что половое влечение, должным образом культивируемое, способно вернуть человека к самому сердцу реальности. При сублимации и трансмутации сексуальной энергии йогин перестает идентифицировать себя с физическим телом. Такое состояние имеет свое название: урдхарета. Описывая последний метод, «Агастьяр Жнянам», произведения Богара и «Тирумантирам» утверждают, что для человека, в совершенстве им овладевшим, не существует смерти.83 Следуя по стопам Богара, данная техника превращения сексуальной энергии в духовную преподается в центрах Крия-йоги по всему миру.84 Путь преодоления физического бедствования – это принятие учения Сиддхов о теле, потому как принятие есть превосхождение.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 458; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!