Значение слова «Сиддх», классификация Сиддхов и их количество.



 

Когда мы подходим к вопросу о Сиддхах, трудности начинаются с определения самого слова «Сиддх», имеющего несколько взаимосвязанных и часто перекрывающих друг друга значений, которые не вошли в общепринятое употребление. На языке санскрита оно буквально означает «завершенный». Сиддх – это «полностью готовое» (видагдха), развившееся существо - идеал совершенства в индуизме. В философии Сиддхов известны четыре ступени освобождения (мукти):

  1. состояние пребывания в сфере Бога (салокья)
  2. состояние пребывания рядом с Богом (самипья)
  3. состояние принятия формы Бога (сарупья)
  4. состояние единения с Богом (сайюджья).1

 

Сиддхи - это мастера, достигшие освобождения последней ступени. Первые три ступени святой Тирумулар называет «падамукти», а последнюю – «сиддхи» (совершенство)2. Тирумулар говорит, что тот, чей ум прозрачен и ясен как океан без волн, и есть Сиддх3. Традиционно, Сиддхи Южной Индии ведут свое происхождение от Шивы, которого тоже называют Сиддхом4.

Сиддх – это достигший состояния единства дживы (души или монады) и Шивы, тот, кто реализовал Шиву в самом себе5. Говорят, что он достиг Шиванубхава6 - состояния отсутствия двойственности или состояния слияния с Шивой. Такое состояние называют «джива-шива-айкья»7. В тамильском языке существует поговорка “øittan pºkku, øivan pºkku”, означающая, что Сиддх следует пути Шивы.

       Сиддх – это йогин. Святой Тирумулар говорит, что живущий йогой и видящий божественную силу и свет благодаря йоге, и есть Сиддх8. Он - экспериментирующий йог, достигающий совершенства путем совершения усилия над собой9. О Сиддхах говорят, что, как йоги, они осуществляют тройной контроль – над дыханием, над семенем (контроль над всеми страстями и достижение состояния не-желания) и контроль над умом. Сиддх – это тот, кто сумел установить три вида контроля и поддерживает состояние гармонии и равновесия.

       Еще говорят, что Сиддх - это приобретший сиддхи, особую психическую сверхъестественную силу, которая в науке йоги подразделяется на 8 видов:

 

1. анима, способность уменьшаться до бесконечно малого размера

2. махима, способность неограниченно расширяться

3. лагима, левитация или способность подниматься в воздух

4. гарима, способность присутствовать в любом месте

5. пракамья, свобода воли или способность преодолевать естественные препятствия

6. ишитва, способность творчества или управления внешним миром

7. вашитва, господство над всем сотворенным

8. камавашаитва, дар исполнения желаний, способность достичь всего желаемого или достижение состояния не-желания

 

Слово «Сиддх» перекликается со словом «сиддхи», что означает «переживание Шивы». Сиддхишвара (Повелитель сиддхи) – одно из имен Шивы. Сиддхи указывают на обретение йогом той степени внутреннего развития, которая позволяет ему достичь конечной цели - освобождения. Ошибочно считать Сиддхов магами или аскетами, наделенными сверхъестественными способностями. Не являются они и атеистами или агностиками, как многие думают. Они верят в бога, но не в бога той или иной религии: для большинства из них существует единый бог – Шива, без каких-то ограничений или определений. С точки зрения грамматики и философии Шива – понятие безличное. Настоящее имя Шивы – «Это» (или atu), «Тот» или «Таковой».10 Истинный Сиддх не ограничен рамками атеизма и веры.

Сиддх – свободный мыслитель и революционер, не позволяющий себе попасть под влияние догмы, писания или ритуала. Один из Сиддхов сказал: «Сиддх – тот, который сжег шастры»11. Это высказывание не надо принимать буквально, но именно в том смысле, что мудреца «ведут не Веды»12. Сиддх – это человек, достигший ступени самореализации, где он более не связан предписаниями шастр, выйдя даже за рамки Вед. На этой ступени потребность следовать шастрам отпадает, поскольку между переживанием и словами, его описывающими, всегда существует расхождение. Искать просветления в словах и идеях подобно ожиданию того, что рассказ о пище сможет накормить голодного. Одно лишь описание никогда не передаст опыта. Все шастры, Веды, Пураны и различные религиозные секты ограничивают людей своими рамками. Истина же является прочувствованным переживанием и ни одна шастра не может ее передать полностью. Как поется в известной индийской песне, «Лицезрение фрукта на дереве не означает его осязания. Разве болезнь уходит при виде врача13 Может показаться, что Сиддхи выступают против религиозных текстов, однако по своей природе они благочестивы. Они «набожные бунтовщики» внутри религии и, как таковые, не могут быть атеистами. Другой святой, Карай Сиддхар, проводит различие между настоящим Сиддхом и ложным, подчеркивая, что истинный Сиддх указывает на путь личного переживания, в то время как мнящий себя Сиддхом указывает на путь писаний.14

Сиддх наслаждается совершенным блаженством даже находясь в своем физическом теле, к которому он относится как к своему самому лучшему посреднику в познании высшей Истины. Подобно священным рекам, храмам, горам и так далее, тело - это святое место паломничества к высшей Реальности. Шиваваккиар задает дерзкий вопрос: «Зачем нам идти к этим местам, когда порог находится в нас?»15 Сиддх знает, как сохранить тело при помощи солнечных лучей (по-тамильски ‘maõi’), звуковых волн (мантр) и медицины (‘marundu или ‘auùadha’). Техника сохранения тела называется «кайа-садхана» и является попыткой достичь совершенного тела «сиддха-деха». В общем, человек, обретший способность дематериализации и одухотворения тела и знающий, как преобразовать преходящий физический аспект в вечную сверхфизическую основу жизни, и есть Сиддх. Сиддх приобретает и владеет вечным духовным телом - «дивья-деха», и в состоянии окончательно разорвать кармический цикл самсары и освободиться от ограничений Пространства-Времени. Как пишет Мирча Элиаде, Сиддх – это тот, кто «понимает освобождение, как завоевание бессмертия»16. Примечательной чертой Сиддхов стало полное отсутствие культа поклонения божеству - они не монотеисты, поклоняющиеся одному местному богу. Ни один настоящий Сиддх в Тамил-Наду, включая Тирумулара,17 не преклонялся перед каким-либо божеством или личным богом – черта, отличающая Сиддхов от других святых, как, например, тамильских Вайшнавов или святых Шайвы. Мы можем сказать, что отличить истинного Сиддха от не-Сиддха можно по тому факту, поклоняется ли он или она какому-либо божеству. Как утверждает Шиваваккиар, Сиддх не поклоняется в храме ни одному богу.18 Баул поет о том, что «Путь к Абсолюту закрыт храмами, мечетями и учителями».19 «Маркандейя Пурана» гласит, что знающий йогу не должен принимать участия в паломничестве к святым местам.20 Памбаттичиттар говорит о том, что построившие храмы и посылающие молитвы местным божествам не достигнут стоп истинного Бога.21 А Тирумулар отзывается о Сиддхах как о тех, кто не ступал по тропе ни одной из (сектантских) религий.22 Сиддхи не принадлежат ни одной из религий или самайам (samayam ), что по-тамильски означает «обычай» или «правило».

Поэзия Сиддхов не несет отпечатков социального мышления, как нет в ней и намека на проповедование – она лишь предначертывает соответствующее направление. Можно выявить некоторые черты, объединяющие Сиддхов и отличающие их от «ученых» поэтов с одной стороны и религиозных рифмоплетов с другой. Принадлежность к определенной секте никак не соотносится со становлением Сиддхов. Их философией является просветление, не охваченное никакой доктриной - и это не формальный теоретический подход к проблемам: Сиддхи не строят каких-либо систем - все их техники направлены на то, чтобы вытолкнуть людей из их умственных могил и традиционной пустой морали. Они посылают своей аудитории резкое, шокирующее, бескомпромиссное обращение, побуждая людей избавляться от иллюзий, притязаний и бессмысленного следования традициям в пользу глубокого, непосредственного, личного приближения к Истине. Они «непривязанные», инакомыслящие, духовные ученики, жаждущие прямого и естественного подхода и более интенсивного переживания абсолютной Истины. Они отметают ценности и авторитеты священных писаний, остающихся привилегией индусской духовной элиты. Направление Сиддхов можно считать в индуизме традицией «не следования писаниям» или «безкнижия» (ниргрантха) - они остаются в стороне от любого письменного руководства.

Сиддхи принадлежат здесь к раскольнической, «альтернативной традиции». Выражение «альтернативная традиция» не означает «то, что противостоит традиции», но именно «традиция, которая противостоит». Сиддхи бросали вызов многим общепринятым положениям и традициям индусского общества и индусской мысли. Они развенчивали идолопоклонство и ритуальность, а также молитвенное попрошайничество как путы, удерживающие душу от освобождения. Их язык был так же нетрадиционен, как и их жизнь – факт, приводящий многих людей на востоке к мысли о том, что Сиддхи – это скрытые буддисты, потому что буддизм тоже яростно критиковал доктрины индуизма.

Яснее разобраться в Сиддхах нам поможет одно из стихотворений Паттинаттара, в котором он перечисляет их особенности. 23 Согласно ему, Сиддх – это тот, кто бродит как привидение (что означает отречение, непривязанность к себе или обладанию чем-либо в мире), ибо когда нет собственности – не существует и несправедливости; тот, кто отдыхает как труп (лично не заинтересован во всем происходящем); кто ест как собака - что будет предложено ему в качестве пищи (не привередлив в еде, контролирует чувства и за все благодарен); кто движется как лиса (подвижен и осознает призрачность эго); кто уважает всех женщин, видя в каждой из них свою мать (признает в них кундалини-шакти); кто к любому существу относится как к свому другу (приходит на помощь как руководитель на духовном плане); и кто подобен ребенку (то есть проявляет крайнюю простоту, невинность и любовь).

Бхадрагирияр задает вопрос: «Как же определить тот момент, когда человек получает вышеназванные качества Сиддха?»24 В «Вайрагья-Сатака» Бхартрхари также говорится о характерных чертах йога.25 В этой связи можно упомянуть Вильяма Джеймса, который в своей книге «Разнообразие религиозного опыта» привел цитату одного итальянского мистика: «Настоящий монах ничего не берет с собой, кроме своей лиры»26. «Жньянабодхагам» говорит о знаках отличия Сиддха и называет одну из его основных характеристик: он ходит по миру незаинтересованно и бесстрастно подобно «движущемуся трупу»27.

В Индийской традиции Сиддхов делят на Натха, Раса, Махешвара и Сангата. Раса Сиддхи – врачеватели, в то время как Сангата – буддистские Сиддхи. Принципиальных расхождений среди этих групп, в общем-то, нет, и обычно Сиддх был не против оказаться посвященным одновременно в несколько групп. Чтобы считаться Сиддхом не требуется приверженность к какому-то вероисповеданию, она даже является лишней, хотя традиционно Сиддхи классифицируются по указанным группам. «Хатха-Йога Прадипика», классический учебник по Хатха-йоге, приводит список маха-Сиддхов, который возглавляет Адинатх (âdinÐtha, мистическое имя Шивы).28 Сиддхи, принадлежащие школе Адинатха, называются «Натха Сиддхами». Их еще называют «канпхата» из-за того, что они прокалывают мочки своих ушей и в каждое отверстие вдевают тяжелое кольцо – даршана. Гаутама Будда обычно изображается с длинными мочками ушей, подразумевая, что и он когда-то носил подобное кольцо. Натха Сиддхи берут свое начало из Северной Индии и в их литературе можно найти тексты по Хатха-йоге, из которых самые известные это «Хатха-Йога-Прадипика», «Гхеранда Самхита» и «Шива Самхита». Все члены данной группы к своим именам добавляют окончание «натх» (natha). Слово «натх» означает «господин» и в своем теологическом смысле сводится к наставнику Шиве подобно тому, как именем ‘gosain ’ называются учителя Вайшнавской веры. В этой связи будет интересно заметить, что слово «натх» происходит от пракритского ‘nattha’, что означает веревку в носу животного, используемую для управления им. Возможно, Сиддхи позаимствовали это слово для обозначения человека, контролирующего ум с помощью йоги.29

Сиддхи Южной Индии известны как Махешвара Сиддхи, провозгласившие «чистый путь» Тантры (шуддха-марга). В Индии Тантра развивалась по двум направлениям: вама (левая) и дакшина (правая). Вама-шрота (левое течение) следует более ранним традициям Тантры, в которых больше используются мистические обряды и ритуалы, в особенности ритуалы пяти «М», включающие кровавые жертвоприношения, алкоголь и участие женщин. Дакшина-шрота (правое течение) в практике йоги придает основное значение видья (знанию) и, соответственно, называется «чистым путем». Сиддхи Южной Индии принадлежат именно к этому течению.

Тамильские Сиддхи классифицируются по-разному. Согласно одной традиции они делятся на Балаварга, Мулаварга и Кайласаварга. У Тирумулара, Богара и Камбаликкатаймуни мы находим ссылки на то, что они принадлежат к традиции Кайлайа, а последний даже приводит список Сиддхов Кайлайа-парампары (Великих мудрецов). Агастья является гуру Кайласаварга Сиддхов. У Балаварга Сиддхов первым Сиддхом и гуру считается бог Муруга. Муруга – сын Шивы и Парвати и младший брат Винайаки (VinÐyaka). В тамильской литературе Сиддхи ведут свое происхождение от Муруги. В описаниях он обладает природой пранавы (АУМ) и сидит верхом на петухе - убийце змей, символизирующих собой цикл воплощений. Муруга шестилик и имеет еще одно имя – Сканда, что является также названием техники удержания энергии семени. Сканда рождается лишь тогда, когда семя сублимируется и достигает центра сахасрары. В другой интерпретации Муруга, в качестве Сканды, пребывает на горных вершинах, которых, согласно традиции, всего шесть и одна из них - Палани.

Восхождение в гору для достижения Муруги символизирует эзотерический процесс возведения пробужденной Кундалини-шакти или силы змеи, к тесячелепестковому центру (сахасрара-чакре) на макушке головы. Шесть «опор» или адхар – это шесть гор в литературных образах тамильских Сиддхов, и шесть ликов Муруги являются также их символом. Тирумулар считается гуру Мулаварга-Сиддхов. Тирумулам – другое название муладхара-чакры, психодуховного центра в основании позвоночного столба. С другой стороны, по мнению Баламайаха, эта школа Сиддхов не может принадлежать традиции Мулаварги, но является школой Нандиварги.30

Согласно еще одной классификации Сиддхи подразделяются на Йога-, Кайа- и Расавада-Сиддхов. Йога-Сиддхи, самые старшие, используют йогический метод, то есть Кундалини-йогу для достижения божественной обители в центре головы. Кайа-Сиддхи, появившиеся после Йога-Сиддхов, больше заняты преобразованием тела, чем достижением освобождения. Расавада-Сиддхи – алхимики и лекари. Хотя такая трехступенчатая классификация далеко не всегда отвечает конкретному случаю: Богара, например, можно отнести ко всем трем категориям сразу.

Нет единого мнения и в отношении точного количества Сиддхов. Карай Сиддхар говорит об одном миллиарде Сиддхов, а в традиции Буддизма их насчитывается восемьдесят четыре.31 Натха Сиддхов известно всего девять. В Южной Индии, однако, традиционно упоминаются восемнадцать Сиддхов (аштадаса Сиддхи). Все школы составляют разные поименные списки и редко сходятся в этих именах.33 Некоторые имена – особенно Гораксанатха и Матсьендранатха – встречаются почти во всех списках. Количество Сиддхов и их различные списки воссоздают примерную хронологическую картину. Большинство тамильских источников сходятся на том, что Сиддхов было восемнадцать, и называют их «Падинен Сиддхаргал ». Число «84», встречающееся на севере и «18», распространенное на юге, имеют более мистическое, нежели историческое значение. Мирча Элиаде высказывает предположение, что число «84» выражает законченность или тотальность.34

Число восемнадцать – наиболее употребляемое в «Махабхарате».35 С этим числом ассоциируется понятие жертвенности36 и восемнадцать, похоже, считается символом человеческого существа в этом качестве. Согласно Китайской мифологии существует 18 лоханов (lohans’ - архаты). В качестве числительного, восемнадцать играет определенную роль в алхимии. Так, в «Расешвара-Даршана» обсуждаются 18 способов производства ртути или 18 способов обработки жидкой ртути.37 В «Рамаяне» война длилась восемнадцать месяцев, а в «Махабхарате» восемнадцать дней; существует восемнадцать учений (âgamas), восемнадцать согласных и т.д. В соответствии с другой точкой зрения, восемнадцать может относиться к 18-ти «мирам» обычных человеческих существ, а именно: шесть органов чувств, объекты шести органов чувств и шесть форм сознания – уха, носа, языка, глаза, тела и ума. Сиддхи – это те, которые вышли за пределы указанных 18-ти миров. Поэтому их и называют «восемнадцать Сиддхов» - то есть «победившие восемнадцать миров».

Число восемнадцать занимает особое место и в медицине Сиддхов. Маккхамуни называет 18 целебных трав.38 В Кундалини-йоге «18» тоже особое число - после достижения верхнего центра кундалини необходимо пройти еще 18 махавидья – восемнадцать великих премудростей или насыщенных энергией тончайших центров, окружающих область сахасрара-чакры. Наконец, Богиня Шакти объединяется с Шивой в акте, известном под названием «Майтхуна-йога».39 «Чаттаймуни Жнянам» ссылается на восемнадцать букв, являющихся частью Валаи или Кундалини-шакти.40 В своей работе “Padi­eõ Siddhar Yºgakkºvai PÐrÐyaõappÐ С.А.А. Рамаях пишет, что число восемнадцать представляет собой восемнадцать различных аспектов Йоги, хотя не объясняет их. Он также говорит о том, что из восьмидесяти четырех Сиддхов самые значительные восемнадцать – отсюда данная традиция йоги называется «Традиция Падинен (т.е. восемнадцати) Йога-Сиддхов».41

Все вышеприведенные литературные данные по Сиддха-йоге показывают, что число восемнадцать относится не к количеству, поскольку на самом деле Сиддхов намного больше, а к их достижениям. Скорее всего, число восемнадцать относится к восемнадцати сиддхи (способностям). Сиддх – тот, кто обладает восемнадцатью сиддхи.42 В общем, число восемнадцать священное среди Сиддхов и существует даже стихотворение о том, что им известны восемнадцать языков, - здесь термин «язык» подразумевает «сиддхи»43.

 


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!