Достоверные сведения о Сиддхах, поэтическая форма изложения и используемый ими язык.



 

Мировоззрение Сиддхов облечено в поэтическую форму и относится к сфере, лежащей где-то на грани между философией и поэзией. В их творчестве мы находим массу взглядов, не выкристаллизованных в определенное учение. Более того, литература под популярным названием «Писания Тамильских Сиддхов» насчитывает многие века. Из-за этого достаточно трудно выявить типичные черты Сиддхов одной исторической линии или философского направления, а попытка сделать это приводит к логическим ошибкам и упрощениям. Основной трудностью в изучении тамильских Сиддхов является отсутствие достоверных изданий по их поэтическим произведениям, хотя при этом имеются тысячи неопубликованных рукописей их стихотворений. Препятствием служит также большое количество дешевых печатных изданий, выдаваемых за их поэзию. Даже в оригинальных изданиях присутствуют многочисленные вариации, искажения и добавления, из-за чего тексты часто понимаются неправильно. Более поздние издания имеют тенденцию к замене подлинников, несмотря на то, что даже великие ученые не вправе менять ни единой буквы в творениях Сиддхов.

О тамильских Сиддхах написано очень мало работ и статей, которые, однако, не представляют особой ценности для исследователя. В них не хватает материала для получения истинного представления о Сиддхах, а проводится лишь отрывочное и поверхностное изучение и, в некоторых случаях, краткое изложение их философии. Из-за того, что стихотворения Сиддхов выражают пережитый ими личный опыт, очень трудно полностью постичь их смысл.

Основной источник поэзии и философии Сиддхов – это разговорный язык. То, что сегодня мы называем «поэзией Сиддхов», в устной форме передавалось от поколения к поколению и в тамильской литературе называется ‘ваймоли ’ или ‘элудаккилави’. Именно поэтому в поэзии Сиддхов такая свобода конструкции, заметные повторения, непоследовательный слог и разный смысл одного и того же понятия, используемого в различных местах. Для упрощения устной передачи Сиддхи использовали только повседневный язык простых людей – необработанные, грубые, и иногда даже неприличные разговорные выражения. Такое использование просторечия всякий раз оказывает мощное воздействие при чтении их стихов, несмотря на то, что при их составлении Сиддхи не использовали какие-то специальные поэтические конструкции.

       Хотя стихи составлены на разговорном языке, смысл они имеют двоякий: один - экзотерический и лингвистический, второй – эзотерический, язык символов. Эзотерический смысл открывается пониманию лишь тех, кто прошел испытание и заслужил это. Указанный языковой парадокс и есть та трудность, с которой сталкивается исследователь, пытаясь понять и расшифровать мысль Сиддхов. Из-за недостатка систематических и координированных исследований после поверхностного чтения некоторые писатели выдвигали на первый план видимые отрицательные черты произведений. Это крайне однобокое суждение, которое из-за ложного представления и неправильной интерпретации издателей вводит людей в заблуждение.

       В «Паттанджали Суттирам-50» (Patanjaliar Suttiram-50) их автор сожалеет, что, не понимая глубокого смысла произведений, люди интерпретируют творчество Сиддхов в соответствии с собственным воображением. Однако, серьезному и честному исследователю необходимо обрести умение различать44. Наши весьма скудные источники информации о Сиддхах и их произведениях не должны позволять или, скажем, давать право интерпретировать их учения или извлекать поспешные выводы. Как говорит С.А.А. Рамаях, «Мы, человеческие существа, с нашим куриным интеллектом, не можем судить о космическом сознании Сиддхов».45 Из-за этой неопределенности и скудности достоверного материала надо задавать вопрос исходя только из имеющихся данных и избегать поспешных выводов и утверждений, не имея на то реальной почвы. Из-за того, что философия Сиддхов черпала свой символизм из всех источников, имеющихся в наличии, - таких как фольклор Тамил-Наду, Тантра, Веды, мистицизм тех времен, противостояние буддистов ритуалам и других, - тот, кто действительно хочет понять ее, должен учитывать эти факторы.

       Используемый тайный язык символов долгое время являлся одной из причин глубокого недоверия к их учению со стороны других классических философских и религиозных систем Индии. Выступавшие против учения Сиддхов подчеркивали лишь внешне непристойные и непонятные им элементы языка Сиддхов, не вникая в его внутренний смысл. Сопоставление блаженства практикующего в своем высшем состоянии и наслаждения в сексуальном акте партнеров довольно распространено во всех мистических выражениях и язык Сиддхов не исключение.46 Кажущаяся вульгарность их стихотворений, их эзотерические учения, намеренно запутанный язык и символизм – все вместе привело к отсутствию системного подхода к произведениям и философии Сиддхов вплоть до сегодняшнего дня.

       При изучении Сиддхов надо принимать во внимание их символический завуалированный язык – парадоксальный, заставляющий ум активно работать. Он называется «сандхья бхаса» или буквально «сумеречный» язык. Его еще называют «шунья самбасханаи» или «разговор о пустом». «Сандхья бхаса» часто переводится как «загадочный язык», «сокрытый язык» и «намеренный язык». Обманчивая простота характеризует этот мистический язык Сиддхов. «Жнянабодхагам» отзывается о его двояком смысле, как о «сокровище Сиддхов» и называет его «немилосердным языком», поскольку в нем Сиддхи скрывают одно значение и выражают другое, а также предостерегает от буквальной интерпретации произведений. Основная черта языка - его многозначность, неординарность, способность одновременно выражать несколько значений – как в обычном, так и в трансцендентальном восприятии. Парадоксальный, изобилующий эпиграммами и загадками язык мистичен по своей сути, где высочайшее сокрыто под формой низшего. Сиддхи свободно используют типологию, игру слов, парадокс, повторы и метафоры для передачи читателю всего богатства реальности, скрывающейся в видимых словах и символах. Парадоксальные выражения и их объяснения могут правильно расшифровать лишь посвященные - возможно, сами стихотворения Сиддхов были как раз такого рода посвящением.

       Сокрытый язык Сиддхов – это способ передачи эзотерического, мистического учения. Большинство стихов написаны «завуалированным» языком, «парибхаса» – тайным языком, в котором числительные, обычные слова и символы лишены их первоначального значения, но имеют гораздо более широкое и духовно более богатое, глубокое и мистическое содержание. Использование числительных для обозначения мистического переживания - излюбленный прием Сиддхов, который использовал и Тирумулар. Вместе с тем в их поэзии широко используется и символизм букв. Со всей ответственностью мы утверждаем, что односложные выражения, встречающиеся в поэзии тамильских Сиддхов это не бессмысленный набор слов, а осмысленное обращение.

       Стихотворения Тирумулара изобилуют «техническими» выражениями, передающими мистическое переживание. Символичный, загадочный язык Сиддхов обладает тем преимуществом точности, концентрации, тайны и полноты эзотерического значения, где символы объективно передают субъективные состояния блаженства. Символы в руках Сиддхов превращаются в форму художественного выражения невыразимого. Использование языка символов – это не просто защита от осквернения невежественными, но выражает неспособность любых красноречивых фраз передать высочайшие переживания духа. Действительно, язык есть не что иное, как плоское зеркало. В суфийской литературе любая попытка передачи внутреннего содержания духовного переживания человека обычным языком подобна «передаче поцелуя возлюбленному через посыльного». Подведя итог, мы можем сказать, что завуалированный язык Сиддхов сокровенен по своей природе, обладает «мистической аурой» и содержит «откровения бытия для человека, расшифровавшего их послание». Основная трудность – это принятие того, что он требует состояния «тотального присутствия» при чтении, действительного осознания всех религиозных и философских структур, его насыщающих, а также пребывания в углубленной медитации, когда стих служит ключом, открывающим посвященному высший смысл.


Дата добавления: 2019-02-12; просмотров: 300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!