Поэтому всегда будь сосредоточен в преданности. 16 страница



Существует много людей, создающих «воплощения». Они ложно провозглашают обыкновенного человека воплощением, но все это чушь. Мы должны следовать принципам «Бхагавад-гиты», иначе у нас не будет возможности достичь совершенного духовного знания. Хотя «Бхагавад-гита» считается предварительным изучением науки о Боге, тем не менее она настолько совершенна, что позволяет человеку различать, что есть что. Последователи псевдо воплощений могут говорить, что они также созерцали трансцендентную инкарнацию Бога, вселенскую форму, но это неприемлемо, поскольку здесь ясно утверждается, что пока человек не станет преданным Кришны, он не сможет увидеть вселенскую форму Бога. Таким образом, прежде всего, следует стать чистым преданным Кришны и только после этого он может утверждать, что способен описать виденный им вселенский образ. Преданный Кришны не признаёт ложные инкарнации или их последователей.

 

ТЕКСТ 49



ма те вйатха ма ча вимудха-бхаваха
дриштва рупам гхорам идрин мамедам
вйапета-бхих прита-манах пунас твам
тад эва ме рупам идам прапашйа

ма - пусть не будет; те - тебе; вйатха - беспокойство; ма - пусть не будет; ча - также; вимудха-бхаваха - недоумение; дриштва - видя; рупам - форму; гхорам - ужасную; идрик - как она есть; мама - Мой; идам - это; вйапета-бхих - свободный от всякого страха; прита-манах - с удовлетворённым умом; пунах - вновь; твам - ты; тат - что; эва - таким образом; ме - Мою; рупам - форму; идам - эту; прапашйа - смотри же.

ПЕРЕВОД: Твой ум пришёл в смятение при виде Меня в этом ужасающем облике. Покончим с этим. Мой преданный, освободись от всех тревог. Теперь, когда твой ум умиротворён, ты можешь созерцать ту форму, которую пожелал увидеть.

КОММЕНТАРИЙ: В начале «Бхагавад-гиты» Арджуна был встревожен тем, что должен убить Бхишму и Дрону, своих почитаемых деда и учителя. Однако Кришна сказал, что ему не следует страшиться убийства своего деда. Бхишма и Дрона промолчали, когда на общем собрании Куру сыновья Дхритараштры пытались снять с Драупади одежды, и за такое пренебрежение своим долгом они заслужили смерть. Кришна явил Арджуне вселенскую форму лишь для того, чтобы показать ему, как за совершенный им недостойный поступок эти люди уже были убиты. Эта картина была продемонстрирована Арджуне потому, что преданные всегда миролюбивы и не в состоянии совершать такие ужасные поступки. Осознав назначение этого откровения, Арджуна пожелал увидеть четырёхрукую форму Кришны, и Господь явил ему этот образ. Вселенская форма не слишком привлекает преданных, ибо она не даёт возможности отношений взаимной любви с Господом. Преданный хочет выразить своё чувство почтения и уважения; поэтому он хочет видеть двурукую или четырёхрукую форму Кришны, для того, чтобы отвечать взаимностью в любовном служении Верховной Личности Бога.

 

ТЕКСТ 50



саньджая увача
итй арджунам васудевас татхоктва
свакам рупам даршайам аса бхуйаха
ашвасайам аса ча бхитам энам
бхутва пунах саумйа-вапур махатма

саньджая увача - Саньджая сказал; ити - таким образом; арджунам - Арджуне; васудевах - Кришна; татха - таким путём; уктва - говоря; свакам - Его собственную; рупам - форму; даршайам аса - показал; бхуйаха - вновь; ашвасайам аса - также убедил его; ча  - также; бхитам - страшную; энам - эту; бхутва - становясь; пунах - вновь; саумйа-вапух - прекрасная форма; маха-атма - великий.

ПЕРЕВОД: Саньджая сказал Дхритараштре: Сказав это Арджуне, Верховная Личность Бога, Кришна, показал Свою истинную четырёхрукую форму и, наконец, Он явил ему Свою двурукую форму, ободрив таким образом исполненного страхом Арджуну.

КОММЕНТАРИЙ: Когда Кришна явился как сын Васудевы и Деваки, то сначала Он предстал перед ними в форме четырёхрукого Нараяны, но по просьбе родителей принял образ обыкновенного ребёнка. Кришна знал, что Арджуна в действительности не слишком стремился увидеть Его четырёхрукий образ, но по просьбе Арджуны Он все же явил ему этот образ, а затем предстал перед ним в Своей двурукой форме. Слово саумйа-вапух имеет очень важное значение. Саумйа-вапух - это необычайно красивая форма; она считается самой прекрасной формой. Когда Кришна явился, всех привлекла красота этой формы Кришны, и поэтому Кришна является правителем Вселенной. Он с лёгкостью изгнал страх Арджуны, Своего преданного, и вновь явился перед ним в Своём прекрасном образе Кришны. В «Брахма-самхите» говорится, что лишь человек, чьи глаза увлажнены бальзамом любви к Господу, может увидеть этот прекрасный образ Шри Кришны.

 

ТЕКСТ 51



арджуна увача
дриштведам манушам рупам

 тава саумйам джанардана
иданим асми самвриттаха

 са-четах пракритим гатаха

арджуна увача - Арджуна сказал; дриштва - видя; идам - эту; манушам - человеческую; рупам - форму; тава - Твою; саумйам - очень красивую; джанардана - О победитель врагов; иданим - теперь; асми - Я есть; самвриттаха - приведенный в порядок; са-четах - в сознании; пракритим - к моей собственной природе; гатаха - вернулся.

ПЕРЕВОД: Когда Арджуна увидел Кришну в Его изначальном облике, он сказал: Созерцая эту столь удивительную по красоте форму, подобную человеческой, мой ум обрёл умиротворение, и я окончательно пришёл в себя.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь слова манушам рупам ясно указывают, что Верховная Личность Бога изначально имеет две руки. Те, кто осмеивают Кришну, считая Его обыкновенным человеком, демонстрируют неведение относительно Его божественной природы. Если бы Кришна был подобен обычному человеку, разве мог бы Он явить Свою вселенскую форму, а затем принять четырёхрукий облик Нараяны? Поэтому в «Бхагавад-гите» со всей определённостью утверждается, что тот, кто считает Кришну обыкновенным человеком и вводит читателей в заблуждение, заявляя, что через Кришну говорит безличный Брахман, совершают величайшую несправедливость. Кришна в действительности явил Свою вселенскую форму, а также четырёхрукую форму Вишну, так как же Он может быть обычным человеком? Ложные толкования «Бхагавад-гиты» не сбивают с толку чистого преданного, ибо он знает, что есть что. Первозданные стихи «Бхагавад-гиты» чисты, как сияние Солнца, и они не нуждаются в свете лампы, которой их пытаются освещать недалёкие комментаторы.

 

ТЕКСТ 52



шри-бхагаван увача
су-дурдаршам идам рупам
дриштаван аси йан мама
дева апй асйа рупасйа
нитйам даршана-канкшинаха

шри-бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; судур-даршана - очень трудно увидеть; идам - эту; рупам - форму; дриштаван аси - как ты видел; йат - который; мама - Мою; дева - полубоги; апи - также; асйа - этой; рупасйа - форме; нитйам - вечно; даршана-канкшинаха - всегда стремятся увидеть.

ПЕРЕВОД: Благословенный Господь сказал: Мой дорогой Арджуна, форму, которую ты сейчас созерцал, очень трудно увидеть. Даже полубоги постоянно ищут возможность узреть этот столь дорогой облик.

КОММЕНТАРИЙ: В сорок восьмом стихе этой главы описано, как Господь Кришна, завершив своё явление вселенской формы, сообщил Арджуне, что эту форму невозможно увидеть с помощью столь многих видов деятельности, жертвоприношений и т.п. Слово судурдаршам, использованное здесь, указывает на то, что двурукая форма Кришны ещё более сакральна. Человек может стать способным увидеть вселенскую форму Кришны, добавляя небольшой оттенок преданного служения в различные виды деятельности, такие как покаяние, изучение Ведических источников, философские размышления и т.п. Это возможно. Однако, совершая всё это безо всякого оттенка бхакти, человек не может увидеть эту форму, как уже объяснялось. Тем не менее, как ни трудно увидеть вселенский образ, но Кришну в Его двурукой форме увидеть ещё труднее, даже таким полубогам, как Брахма и Господь Шива. Они желают видеть Его, и у нас есть подтверждения из «Шримад-Бхагаватам», согласно которым, когда стало известно, что Кришна пребывает во чреве Своей матери Деваки, все полубоги сошли с небес посмотреть на это чудо, Кришну. Они должны были ждать, прежде чем увидеть Его. Только неумный человек может насмехаться над Ним, считая Его обыкновенным человеком. На самом деле, даже такие полубоги, как Брахма и Шива, желают видеть Кришну в Его двурукой форме.

В «Бхагавад-гите» также подтверждается, что Он невидим для глупцов, которые осмеивают Его. Тело Кришны, как свидетельствует «Брахма-самхита», и как утверждает Он Сам в «Бхагавад-гите», всецело духовно и исполнено блаженства и вечности. Его тело не имеет ничего общего с материальным телом. Но для некоторых, изучающих Кришну с помощью чтения «Бхагавад-гиты» и подобных ведических писаний, Кришна остаётся загадкой. Те, кто руководствуются материалистическими представлениями, считают Кришну великой исторической личностью и выдающимся философом. Но Он не является обычным человеком. Всё же некоторые думают, что, несмотря на своё могущество, Он принимает материальное тело. В конечном итоге, они считают, что Абсолютная Истина безлична, и поэтому приходят к выводу, что из Его безличностного аспекта произошла эта личностная форма, привязанная к материальной природе. Таково материалистическое представление о Верховном Господе. Существует и другое - спекулятивное предположение. Ищущие знания, также размышляют о Кришне, но считают Его менее важным, нежели вселенская форма Всевышнего.

Таким образом, некоторые полагают, что вселенская форма Кришны, явленная Арджуне, более значима, нежели Его личностная форма. По их мнению, личностная форма Всевышнего есть нечто воображаемое. Они полагают что, в конечном счёте, Абсолютная истина не является личностью. Однако во второй главе «Бхагавад-гиты» описан трансцендентный процесс: слушать о Кришне из авторитетных источников. Таков подлинный ведический процесс, и тот, кто действительно придерживается ведической линии, тот слушает о Кришне от авторитетов, и благодаря многократному слушанию о Нём, Кришна становится им дорог. Мы уже несколько раз говорили, что Кришна сокрыт Своей энергией йога-майи. Он не является всем и каждому. Увидеть Его может лишь тот, кому Он откроется Сам. Это подтверждается в Ведической литературе; в действительности, только тот, кто предан душой, может постичь Абсолютную Истину. Трансценденталист, постоянно сознающий Кришну и посвящающий себя преданному служению Ему, может открыть в себе духовное видение и увидеть Кришну, открывающего Себя ему. Такое откровение недоступно даже полубогам. Даже им нелегко постичь Кришну, и величайшие полубоги всегда пребывают в надежде увидеть Его в Его двуруком облике. Вывод здесь следующий: если вселенскую форму Кришны чрезвычайно трудно увидеть, так как она не открывается всем и каждому, то ещё труднее постичь Его личностную форму Шьямасундары.

 

ТЕКСТ 53



нахам ведаир на тапаса
на данена на чеджйайа
шакйам эвам-видхо драштум
дриштаван аси мам йатха

на - никогда; ахам - Я; ведаих - изучением Вед; на - никогда; тапаса - суровым аскетизмом; на - никогда; данена - благотворительностью; на - никогда; ча - также; иджйайа - поклоняясь; шакйам - возможно ли это; эвам-видхах - наподобие этого; драштум - видеть; дриштаван - видя; аси - ты есть; мам - Меня; йатха - как.

ПЕРЕВОД: Тот образ, который ты видишь своим трансцендентным взором, нельзя постичь, просто изучая Веды, проходя через суровые аскезы, занимаясь благотворительностью, или поклонением. Это не те пути, благодаря которым человек может увидеть Меня таким, каков Я есть.

КОММЕНТАРИЙ: Сначала Кришна предстал перед Своими родителями Деваки и Васудевой в четырёхрукой форме, и затем Он приобрёл Свой двурукий облик. Атеистам или тем, кто лишён преданного служения, очень трудно постичь эту тайну. Учёные, изучающие ведическую литературу ради получения сухого академического знания не могут постичь Кришну. Он также непостижим для людей, которые посещают храмы и поклоняются Господу лишь формально. Они посещают храм, но понять Кришну таким, каков Он есть, не способны. Кришну можно постичь только путём преданного служения, как объясняется Самим Господом в следующем стихе.

 

ТЕКСТ 54



бхактйа тв ананйайа шакйа
ахам эвам-видхо 'рджуна
гйатум драштум ча таттвена
правештум ча парантапа


бхактйа - преданным служением; ту - не; ананйайа - не путая с кармической деятельностью или абстрактным знанием; шакйах - возможный; ахам - Я; эвам-видхах - как это; арджуна - О Арджуна; гйатум - знать; драштум - видеть; ча - и; таттвена - на самом деле; правештум - войти в; ча - также; парантапа - могучерукий.

ПЕРЕВОД: Мой дорогой Арджуна, только тот, кто преданно служит Мне, может познать Меня таким, каким Я стою пред тобою и увидеть Меня лицом к лицу. Только таким способом ты сможешь проникнуть в тайны Моего бытия.

КОММЕНТАРИЙ: Постичь Кришну можно только посредством процесса индивидуального преданного служения. Он недвусмысленно объясняет это в данном стихе, чтобы неавторитетные комментаторы, пытающиеся понять «Бхагавад-гиту» путём умозрительных спекуляций, поняли, что они напрасно тратят своё время. Никто не способен постичь Кришну и понять, каким образом Он сначала предстал перед Своими родителями в четырёхрукой форме, а затем сразу же принял двурукую. Здесь ясно говорится, что никто не может увидеть Его. Однако люди, имеющие большой опыт в изучении ведической литературы, могут почерпнуть оттуда огромное количество сведений о Нём. Существует множество правил и предписаний, и тот, кто желает хоть немного понять Кришну, должен придерживаться регулирующих принципов, изложенных в авторитетных источниках. В соответствии с этими принципами, следует совершать покаяния. Что же касается благотворительности, то ясно, что она должна направляться на преданных Кришны, которые занимаются преданным служением Ему, распространяя по всему миру философию Кришны, или сознание Кришны. Сознание Кришны - это благословение человечеству. Рупа Госвами назвал Господа Чайтанью воплощением великодушия, ибо Он щедро дарил людям любовь к Кришне, обрести которую чрезвычайно трудно. Если человек поклоняется Кришне в храме, в соответствии с предписаниями, (в храмах Индии всегда есть Божество, обычно Вишну или Кришны), то это даёт ему возможность духовного развития. Для тех, кто только начинает преданное служение Господу, храмовое поклонение имеет очень важное значение, и это подтверждается в Ведической литературе.

Тот, кто непоколебимо предан Верховному Господу и направляется духовным учителем, может, посредством откровения, увидеть Верховную Личность Бога. Тот, кто не принимает процесс персонального обучения, под руководством истинного духовного учителя, не имеет возможности даже начать сознавать Кришну. Здесь намеренно употребляется слово ту, указывающее, что никакой другой процесс не приведёт к успеху в постижении Кришны, и поэтому не используется и не рекомендуется.

Личностные формы Кришны, то есть Его двурукий и четырёхрукий образы, совершенно отличны от Его временной вселенской формы, явленной Арджуне. Четырёхрукая форма Нараяны, и двурукая форма Кришны вечны и трансцендентны, тогда как вселенская форма, продемонстрированная Арджуне - преходяща. Само слово су-дурдаршам, означающее «трудно увидеть», предполагает, что никто прежде не наблюдал эту вселенскую форму. Оно также свидетельствует о том, что не было необходимости являть эту форму преданным. По просьбе Арджуны Кришна открыл ему этот образ, чтобы в будущем, когда какой-нибудь человек станет утверждать, что является воплощением Господа, его можно было бы попросить явить его вселенскую форму.

Кришна преображается из вселенской формы в четырёхрукую форму Нараяны и затем принимает Свой естественный двурукий облик. Это свидетельствует о том, что как четырёхрукие, так и другие формы, упоминаемые в ведической литературе, есть распространения изначального двурукого Кришны; Он - источник всех этих распространений. Кришна отличается даже от этих форм, не говоря уже о безличной концепции. Что же касается четырёхруких форм Кришны, то в Ведах ясно говорится, что даже самая близкая Кришне четырёхрукая форма (Маха-Вишну, который возлежит на поверхности космического океана, выдыхая и вдыхая бесчисленные вселенные) также является расширением Верховного Господа. Поэтому, безусловно, следует поклоняться личностной форме Кришны как Верховной Личности Бога, который есть вечность, блаженство и знание. Он - источник всех форм Вишну, Он - источник всех типов воплощений, и Он - изначальная Верховная Личность, как подтверждается в «Бхагавад-гите».

В Ведической литературе утверждается, что Высшая Абсолютная Истина есть Личность. Его имя Кришна, и иногда Он нисходит на эту землю. Аналогично, в «Шримад-Бхагаватам» есть описание всех видов воплощений Верховной Личности Бога, и там говорится, что Кришна не является воплощением Бога, но Он Сам - есть изначальная Верховная Личность Бога. Кришнас ту бхагаван свайам. Подобным же образом, в «Бхагавад-гите» Господь говорит: маттах паратарам нанйат - «Не существует ничего превыше Моей формы Личности Бога, Кришны». Также и в другом месте в «Бхагавад-гите» Он говорит: ахам адир хи деванам - «Я - источник всех полубогов». Поняв смысл «Бхагавад-гиты» с помощью Кришны, Арджуна также говорит: парам брахма парам дхама павитрам парамам бхаван - «Теперь я совершенно понимаю, что Ты - Верховная Личность Бога, Абсолютная Истина и прибежище всего сущего». Таким образом, вселенская форма, которую Кришна явил Арджуне, не является изначальной формой Господа. Изначальный образ - это Кришна. Вселенскую же форму, с тысячами и тысячами голов и рук, Кришна являет лишь для того, чтобы привлечь внимание не имеющих любви к Богу. Это - не исходная Его форма.

Вселенский образ не привлекает чистых преданных, находящихся в различных трансцендентных любовных отношениях с Господом. Верховный Господь, в Своей изначальной форме Кришны, отвечает Своим преданным взаимностью на их трансцендентную любовь. Поэтому Арджуна, которого связывала с Кришной тесная дружба, не испытывал никакого удовольствия при созерцании вселенской формы она, скорее, привела его в испуг. Арджуна, постоянно пребывая в обществе Кришны, должен был обладать трансцендентным видением; он не был обычным человеком, и поэтому не был заворожён вселенской формой. Этот образ может показаться чудесным тем людям, которые заняты собственным продвижением с помощью кармической деятельности, но для занятых преданным служением Господу двурукая форма Кришны - самая дорогая.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!