Поэтому всегда будь сосредоточен в преданности. 19 страница



 

ТЕКСТ 12



шрейо хи гьянам абхйасаде
гьянад дхйанам вишишйате
дхйанат карма-пхала-тйагаха
тйагач чхантир анантарам

шрейах - лучше; хи - безусловно; гьянам - знание; абхйасат - чем практика; гьянад - чем знание; дхйанам - медитация; вишишйате - считается лучше; дхйанат - чем медитация; карма-пхала-тйагаха - отречение от результатов кармической деятельности; тйагат - благодаря отречению; шантих - покой; анантарам - затем.

ПЕРЕВОД: Если же ты не можешь заниматься и этим, то посвяти себя развитию знания. Однако медитация предпочтительнее, чем знание, а отречение от плодов своего труда предпочтительнее медитации, ибо человек, отрёкшийся от плодов своего труда, обретает умиротворение.

КОММЕНТАРИЙ: Как упоминалось в предыдущих стихах, есть два типа преданного служения: путь следования регулирующим принципам, и путь всепоглощающей любовной привязанности к Верховной Личности Бога. Тем, кто действительно не способен следовать принципам сознания Кришны, лучше культивировать знание, потому что знающий способен понять своё истинное положение. Знание постепенно приводит к медитации, а с помощью процесса медитации человек может со временем обрести способность к постижению Верховной Личности Бога. Существуют процессы, приводящие к осознанию того, что человек сам является Всевышним, и такого рода медитация предпочтительнее, когда человек не может заниматься преданным служением. Для тех, кто не в состоянии медитировать подобным образом, существуют предписанные Ведами обязанности: для брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр; их можно найти в последней главе «Бхагавад-гиты». Но, в любом случае, следует отказаться от результатов или плодов своего труда, это означает, что результат кармы нужно использовать в каких-либо благих целях. Итак, есть два пути, ведущие к достижению высшей цели, Верховной Личности Бога - путь постепенного развития и прямой путь. Преданное служение в сзнании Кришны - это прямой путь, другой путь подразумевает отречение от плодов своей деятельности. После этого человек сможет достичь уровня знания, затем стадии медитации, затем он приходит к пониманию Сверхдуши, и, наконец, Верховного Господа. Человек может выбрать либо постепенный процесс, либо двигаться прямо к цели. Прямой путь доступен не каждому, поэтому косвенный также годится. Однако надо понимать, что Арджуне не был рекомендован окольный путь, поскольку он уже находился на ступени преданного любовного служения Верховному Господу. Окольный путь - для других, не достигших этого уровня: им необходимо следовать постепенному процессу отречения, достижения знания, медитации и постижения Сверхдуши и Брахмана. Но, поскольку «Бхагавад-гита» особенно подчёркивает прямой путь, каждому человеку советуется принять его и вручить себя Верховной Личности Бога, Кришне.

Начало формы

   

Конец формы

ТЕКСТ 13 - 14



адвешта сарва-бхутанам

 маитрах каруна эва ча
нирмамо нираханкараха

 сама-духкха-сукхах кшами

 
сантуштах сататам йоги

 йататма дридха-нишчайаха
майй арпита-мано-буддхихи

 йо мад-бхакта са ме прийаха

адвешта - дружелюбный; сарва-бхутанам - ко всем живым существам; маитрах - дружелюбно; каруна - по-доброму; эва - непременно; ча - также; нирмама - без чувства собственничества; нираханкараха - без ложного эго; сама - равно; духкха - несчастье; сукхах - счастье; кшами - прощая; сантуштах - удовлетворённый; сататам - всегда; йоги - посвятивший себя преданному служению; йата-атма - владеющий собой; дридха-нишчайаха - с решимостью; майи - Мной; арпита - занятый; манах - ум; буддхихи - разум; йах - тот, кто; мат-бхакта - Мой преданный; са - он; ме - Мне; прийаха - дорог.

ПЕРЕВОД: Тот, кто никому не завидует и дружелюбно относится ко всем живым существам, кто не считает себя владельцем чего-либо и свободен от ложного эго, кто не возмутим в счастье и несчастье, кто всегда удовлетворён и с решимостью отдаёт себя преданному служению, чей ум и разум сосредоточены на Мне - тот очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этих двух стихах Господь вновь обращается к чистому преданному служению и описывает трансцендентные качества чистого преданного. Чистый преданный невозмутим при любых обстоятельствах и никому не завидует. Он не становится врагом своего врага, ибо полагает, что человек стал его врагом из-за его собственных прошлых ошибок. Поэтому лучше страдать, чем возмущаться. В «Шримад-Бхагаватам» сказано: тат те 'нукампам сусамикшамано. Всегда, когда преданный в беде или в затруднительном положении, он думает, что всё это - милость Господа. Он думает: «Из-за моих прошлых ошибок мне следовало бы страдать много больше, и только милостью Господа я не получаю того наказания, которое заслужил. Из милосердия Верховная Личность Бога наказывает меня лишь слегка». Поэтому преданный, несмотря на многие трудные обстоятельства, спокоен, терпелив и невозмутим. Также он всегда добр ко всем, даже к своему врагу. Нирмама означает, что он не придаёт большого значения комфорту или дискомфорту, относящихся к телу, поскольку он очень хорошо понимает, что не является материальным телом. Он не отождествляет себя с телом и поэтому свободен от концепции ложного эго и уравновешен в счастье и несчастье. Он терпелив и доволен тем, что приходит к нему по милости Господа. Он не пытается достичь того, что сопряжено с большими трудностями, и поэтому всегда пребывает в радости. Он является совершенным мистиком, поскольку сосредоточен на наставлениях, полученных от духовного учителя. И он полон решимости, поскольку владеет своими чувствами. Его невозможно сбить ложными аргументами, ибо никто не может отвлечь его от твёрдого намерения преданно служить Кришне. Он полностью осознаёт, что Кришна есть вечный Господь, и никто не может отвлечь его от Него. Все эти качества позволяют ему направить свои ум и разум целиком на Верховного Господа. Такой уровень преданного служения, без сомнения, очень редко встречается, но преданный может достичь его следуя, принципам бхакти-йоги. Более того, Господь говорит, что такой преданный очень дорог Ему, ибо Господь всегда доволен всеми его поступками, совершаемыми в полном сознании Кришны.

Начало формы

   

Конец формы

ТЕКСТ 15



йасман нодвиджате локаха
локан нодвиджате ча йаха
харшамарша-бхайодвегаихи
мукто йах са ча ме прийаха

йасмат - от кого; на - никогда; удвиджате - в беспокойстве; локаха - от людей; локат - для людей; на - никогда; удвиджате - обеспокоены; ча - также; йаха - любой, кто; харша - от счастья; амарша - несчастья; бхайа - страха; удвегаих - и тревоги; муктах - освобождённый; йах - кто; са - любой; ча - также; ме - Мне; прийаха - очень дорог.

ПЕРЕВОД: Тот, кого никто не может ввергнуть в беспокойство, кто не подвержен страху, и кто остаётся уравновешенным в счастье и несчастье, тот очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Далее описываются и некоторые другие качества преданного. Никто не может ввергнуть в беспокойство, страх, боязнь или неудовлетворённость такого преданного. Такой преданный добр к каждому, он действует таким образом, чтобы не тревожить других. В то же время преданный остаётся невозмутим, если кто-то тревожит его. Милостью Господа он научился не поддаваться никаким внешним воздействиям. В действительности, поскольку преданный всегда поглощён сознанием Кришны и занят преданным служением, такие материальные обстоятельства не могут волновать его. Обычно человек с материалистическим сознанием очень радуется, если есть нечто, способное удовлетворить его чувства и его тело, но если он видит, что у кого-то есть что-то для его чувственного удовлетворения, чего нет у него, он огорчается и завидует. Если он ожидает возмездия от своего врага, то находится в постоянном страхе, если не может успешно осуществить что-либо, впадает в уныние. Но преданный, всегда трансцендентен ко всем этим беспокойствам, поэтому он очень дорог Кришне.

 

ТЕКСТ 16



анапекшах шучир дакшаха
удасино гата-вйатхаха
сарварамбха-паритйаги
йо мад-бхакта са ме прийаха

анапекшах - нейтральный; шучих - чистый; дакшаха - специалист; удасинах - свободный от забот; гата-вйатхаха - освобождённый от всех несчастий; сарва-арамбха - от всех стремлений; паритйаги - отрекающийся; йа - любой, кто; мат-бхакта - Мой преданный; са - он; ме - Мне; прийаха - очень дорог.

ПЕРЕВОД: Преданный, не зависящий от внешних обстоятельств, чистый, умелый, безмятежный, ничем не обременённый и не стремящийся к результатам своего труда, очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Преданному могут предлагать деньги, но он не должен бороться, чтобы получить их. Если они приходят к нему сами собой, милостью Господа, он не испытывает волнения. Для преданного естественно совершать омовение не менее двух раз в день и вставать рано утром, чтобы совершать преданное служение. Таким образом, он чист как изнутри, так и снаружи. Преданный разбирается во всем, ибо ему известна суть всякой деятельности, и он непоколебимо убеждён в истинности слов священных писаний. Он никогда не принимает ничью сторону и потому ничем не обременён. Он никогда не страдает, так как свободен от любых обозначений, он знает, что его тело есть просто обозначение, и не страдает, когда страдает тело. Чистый преданный не делает ничего, что противоречило бы принципам преданного служения. Например, для строительства крупного здания требуется очень много энергии, но преданный не станет браться за такую работу, если это не будет благоприятствовать развитию его сознания Кришны. Он может взять на себя все хлопоты, связанные со строительством храма для Господа, но не будет возводить большой дом ради своих собственных нужд.

 

ТЕКСТ 17



йо на хришйати на двешти
на шочати на канкшати
шубхашубха-паритйаги
бхактиман йах са ме прийаха

йа - тот, кто; на - никогда; хришйати - получает удовольствие; на - никогда; двешти - горюет; на - никогда; шочати - сокрушается; на - никогда; канкшати - желает; шубха - благоприятного; ашубха - неблагоприятного; паритйаги - отрекающийся; бхакти-ман - преданный; йа - тот, кто; са - он есть; ме - Мой; прийаха - дорогой.

ПЕРЕВОД: Тот, кто не радуется и не горюет, кто не скорбит и не имеет желаний, кто отрекается как от благоприятных, так и от неблагоприятных вещей - такой преданный очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Чистого преданного не радуют и не печалят материальные приобретения и потери, он не слишком стремится иметь сына или ученика, и не беспокоится, если их нет. Если преданный утратит что-то очень дорогое для него, он не скорбит об этом. Также и если он не получает желаемое, это не огорчает его. Он трансцендентен по отношению ко всем благоприятным и неблагоприятным, греховным поступкам. Он готов как угодно рисковать для удовлетворения Верховного Господа, ничто не может воспрепятствовать ему служить Господу. Такой преданный очень дорог Кришне.

 

ТЕКСТ 18 - 19



самах шатрау ча митре ча

 татха манапаманайохо
шитошна-сукха-духкхешу

 сама санга-виварджитаха

тулйа-нинда-стутир мауни

 сантушто йена кеначите
аникетах стхира-матихи

 бхактиман ме прийо нараха

 

самах - равный; шатрау - к врагу; ча  - также; митре - к другу; ча - также; татха - таким образом; мана - в чести; апаманайох - и бесчестье; шита - в холоде; ушна - жара; сукха - счастье; духкхешу - и несчастье; сама - уравновешенный; санга-виварджитаха - свободный от всех контактов; тулйа - равный; нинда - клевета; стутих - репутация; мауни - молчаливый; сантуштах - удовлетворённый; йена кеначит - всем; аникетах - не имея места жительства; стхира - утвердившийся; матихи - решимость; бхакти-ман - посвятивший себя служению Господу; ме - Мне; прийа - дорог; нараха - человек.

ПЕРЕВОД: Тот, кто равно относится к друзьям и врагам, остаётся невозмутим в чести и бесчестье, в жаре и холоде, в счастье и несчастье, славе и бесславии, кто свободен от оскверняющего общения, всегда молчалив и всем доволен, кто не заботится о жилище для себя, кто утвердился в знании и посвятил себя преданному служению - такой человек очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Преданный всегда свободен от всякого дурного общения. Иногда человека восхваляют, а иногда поносят - такова природа человеческого общества, но преданный всегда трансцендентен к иллюзорным славе и позору, счастью и страданию. Он очень терпелив. Он не говорит ни о чём, кроме того, что связано с Кришной, поэтому его называют молчаливым. Молчание не означает, что он не должен разговаривать; оно означает, что он не должен говорить чепуху. Надо говорить только о существенном, а самый существенный разговор для преданных - это разговор о Верховном Господе. Преданный счастлив в любых условиях. Иногда он ест очень вкусные кушанья, а иногда нет, но он удовлетворён. Он также не заботится о том, где жить. Иногда он может жить под деревом, а иногда в прекрасном доме, но ни то, ни другое не привлекает его. Его называют твёрдым, ибо он утвердился в своих решимости и знании. Мы можем найти повторения в описании качеств преданного, но это делается для того, чтобы наглядно показать, какие черты характера преданный должен приобрести. Не обладая хорошими качествами, никто не может быть чистым преданным. Тот, кто не является преданным, не имеет хороших качеств. Если кто-то хочет, чтобы его считали преданным, ему следует развивать в себе эти положительные качества. Разумеется, он не должен совершать нечеловеческих усилий для приобретения их - деятельность во имя сознания Кришны и преданное служение естественным образом помогут ему развить эти качества.

 

ТЕКСТ 20



йе ту дхармамритам идам
йатхоктам парйупасате
шраддадхана мат-парамаха
бхактас те 'тива ме прийаха

йе - те; ту - но; дхарма - религии; амритам - нектар; идам - это; йатха - как; уктам - сказано; парйупасате - полностью посвящают себя; шраддадханах - с верой; мат-парама - считая, что Я, Верховный Господь, есть всё; бхактах - преданные; те - они; атива - очень и очень; ме - Мне; прийаха - дорогой.

ПЕРЕВОД: Тот, кто, исполненный веры, полностью отдавая себя, следует этим вечным путём преданного служения, поставив Меня своей высшей целью, тот очень и очень дорог Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе приводится объяснение процесса трансцендентного служения - религии вечной деятельности, следуя которому, можно приблизиться к Верховному Господу. Этот процесс очень дорог Господу, и Он принимает человека, погруженного в него. На вопрос, поднятый Арджуной, кто лучше - следующий пути имперсонального Брахмана или занятый личным служением Верховной Личности Бога, Господь ответил ему столь ясно, что не возникает никаких сомнений в том, что преданное служение Верховной Личности Бога - самый лучший из всех путей духовного осознания. Другими словами, в данной главе устанавливается, что посредством благоприятного общения, человек развивает привязанность к чистому преданному служению, после чего он принимает истинного духовного учителя и под его влиянием начинает слушать, петь и соблюдать регулирующие принципы преданного служения, с верой, привязанностью и преданностью, и таким образом вовлекается в трансцендентное служение Господу. Этот путь рекомендуется в этой главе; поэтому, нет сомнений в том, что преданное служение - единственный абсолютный путь к самопознанию, к достижению Верховной Личности Бога. Имперсональная концепция Верховной Абсолютной Истины, описанная в этой главе, рекомендуется только до того момента, пока человек не посвятит себя самоосознанию. Другими словами, до тех пор, пока у человека нет возможности общения с чистым преданным, имперсональная концепция может быть благоприятной. Принимая имперсональную концепцию Абсолютной Истины, человек трудится без желания насладиться плодами своего труда, размышляет и развивает знание, чтобы осознать дух и материю. Это необходимо до тех пор, пока человек не встретится с чистым преданным. К счастью, если у него развивается непосредственное желание посвятить себя чистому преданному служению в сознании Кришны, ему не нужно проходить через постепенный процесс духовного совершенствования. Как описано в главах с седьмой по двенадцатую «Бхагавад-гиты», преданное служение является более благоприятным. Преданному нет необходимости заботиться о материальных вещах, чтобы поддерживать душу в теле, поскольку, милостью Господа, всё приходит само собой.

 

Так заканчивается комментарий Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к двенадцатой главе «Шримад-Бхагавад-гиты», которая называется «Преданное служение».

 

 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!