Поэтому всегда будь сосредоточен в преданности. 2 страница



Процесс преданного служения - исполнен радости. Почему? Преданное служение состоит из шраванам киртанам вишнох, так что человек может просто слушать пение во славу Господа или посещать философские лекции о трансцендентном знании, которые читаются авторитетными ачарьями. Просто присутствуя на них, можно учиться; затем можно вкусить остатки пищи, предложенной Богу - приятные и вкусные блюда. В любом состоянии преданное служение приносит радость. Человек может осуществлять преданное служение даже в самых бедных условиях. Господь говорит: патрам пушпам пхалам - Он готов принять от преданного любые предложения. Даже лист, цветок, немного фруктов или немного воды, которые можно найти в любой части света, всё это может быть предложено любым человеком, независимо от его социального положения, и будет принято, если предлагается с любовью. В истории есть много тому примеров. Просто вкусив аромат листьев Туласи, предложенных лотосным стопам Господа, великие мудрецы, такие, как Санаткумара стали великими преданными. Поэтому процесс преданного служения очень приятен, и может совершаться в счастливом расположении духа. Бог принимает только любовь, с которой Ему предлагают различные подношения.

Здесь говорится, что это преданное служение существует вечно. Это противоречит утверждениям философов майявади. Они иногда принимают так называемое преданное служение, считая, что оно может продолжаться до тех пор, пока они не достигнут освобождения. Достигнув же его, они «становятся едиными с Богом». Такое временное преданное служение не принимается в качестве чистого преданного служения. Истинное преданное служение продолжается даже после освобождения. Когда преданный попадает на духовную планету, в царство Бога, он также вовлекается там, в служение Верховному Господу. Он не пытается стать единым с Верховным Господом.

Как будет видно далее, истинное преданное служение начинается после освобождения. Итак, в «Бхагавад-гите» говорится: брахма-бхута. Человек начинает преданное служение, после того как достигает освобождения, или находясь в положении Брахмана. Совершая преданное служение, человек может понять Верховного Господа. Никто не сможет понять Верховную Личность Бога, занимаясь карма-йогой, гьяна-йогой, аштанга-йогой или любым другим видом йоги, независимо. Не достигнув стадии преданного служения, никто не сможет понять, что есть Личность Бога. В «Шримад-Бхагаватам» также утверждается, что когда человек очищается, следуя процессу преданного служения, в особенности слушая «Шримад-Бхагаватам» или «Бхагавад-гиту» от душ, достигших самоосознания, он становится способным понять науку о Кришне, или науку о Боге. Эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатаха. Когда сердце человека очищается от всего наносного, он может понять, что есть Бог. Таким образом, процесс преданного служения, сознание Кришны, является вершиной всех методов познания и царём сокровенного знания. Это самая чистая форма религии, и она может осуществляться радостно, без всяких трудностей. Поэтому следует принять её.

 

ТЕКСТ 3



ашраддадханах пурушаха
дхармасйасйа парантапа
апрапйа мам нивартанте
мртйу-самсара-вартмани

ашраддадханах - те, кто не обладает верой; пурушаха - люди; дхармасйа - формой религии; асйа - эти; парантапа - О покоритель врагов; апрапйа - не достигнув; мам - Меня; нивартанте - возвращаются; мртйу - смерти; самсара - материальное существование; вартмани - на пути.

ПЕРЕВОД: Те, у кого нет веры в путь преданного служения, не способны достичь Меня, О покоритель врагов, они вернутся в круговорот рождений и смертей в этом материальном мире.

КОММЕНТАРИЙ: Неверующие не могут выполнять процесс преданного служения; таков смысл этого стиха. Вера создаётся в общении с преданными. Несчастные люди, даже выслушав от великих личностей все свидетельства, приводимые в ведической литературе, всё равно не имеют веры в Бога. Они не решительны и не могут утвердиться в преданном служении Господу. Таким образом, вера является наиболее важным фактором для достижения прогресса на пути сознания Кришны. В «Чайтанья-Чаритамрите» говорится, что необходимо иметь полную уверенность в том, что просто служа Верховному Господу Шри Кришне, человек сможет достичь совершенства. Это называется истинной верой. В «Шримад-Бхагаватам» (3.4.12) говорится, что вода, орошающая корень дерева, насыщает также ветви, веточки и листья этого дерева; пища, попавшая в желудок, вызывает чувство удовлетворённости во всём теле, и, аналогично этому, вовлеченность в трансцендентное служение Верховному Господу, естественным образом удовлетворяет всех полубогов, и всех остальных живых существ.

После прочтения «Бхагавад-гиты» следует сразу же прийти к заключению: отказаться от всех других обязательств и обратиться к служению Верховному Господу, Кришне, Верховной Личности Бога. Убеждённость в такой философии жизни и есть вера. Развитие этой веры является сутью процесса сознания Кришны.

Есть три категории сознающих Кришну людей. К третьей категории относятся те, кто не обладает верой. Даже если они официально занимаются преданным служением Господу, преследуя некие скрытые цели, они не смогут достичь высшей ступени совершенства. Вероятнее всего, они сойдут с этого пути, через некоторое время. Они могут заинтересоваться сначала, но из-за отсутствия полной убеждённости и веры, им очень трудно оставаться сознающими Кришну. Практический опыт нашей миссионерской деятельности подтверждает это. Некоторые люди приходят, имея какие-то скрытые мотивы, и применяют свои способности для сознания Кришны, но, как только их материальное положение немного улучшается, они оставляют духовную практику и снова возвращаются к прежнему образу жизни. Только благодаря вере человек может прогрессировать в сознании Кришны. Что же касается степени развития веры, то, тот, кто сведущ в литературе, посвящённой преданному служению, и достиг стадии непоколебимой веры, относится к первой категории, сознающих Кришну людей. Ко второму же классу относятся те, кто, не очень продвинуты в понимании Писаний, но имеют твёрдую веру в то, что Кришна-бхакти, или служение Кришне, является наилучшим путём, и с искренней верой приняли его. Такие преданные превосходят преданных третьей категории, которые не имеют ни совершенного знания священных писаний, ни твёрдой веры, но благодаря общению с бхактами и по простоте душевной пытаются следовать принципам сознания Кришны. Преданные этой категории подвержены падению, в отличие от преданных второй и, в особенности, первой категории. Преданный первой категории, безусловно, будет совершенствоваться, пока не достигнет конечной цели. Что касается преданных третьей категории, то, хотя они и убеждены в том, что преданное служение Кришне - это благо, они не обладают необходимым знанием о Кришне, которое можно почерпнуть из священных писаний, таких как «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гита». Иногда преданные третьей категории в сознании Кришны обнаруживают склонность к карма-йоге и гьяна-йоге, бывает, их охватывает беспокойство, но если они преодолевают подобные тенденции, то становятся преданными второй и первой категории. Вера в Кришну также подразделяется на три уровня, которые описаны в «Шримад-Бхагаватам». В Одиннадцатой песни «Шримад-Бхагаватам» описана также привязанность первой, второй и третьей категории. Тем, кто, даже услышав о Кришне и о величии преданного служения, не обрёл веры, кто думают, что это лишь хвалебные речи, находят этот путь очень трудным, даже если они внешне и заняты преданным служением. У них мало надежды достичь совершенства. Таким образом, роль веры в преданном служении очень велика.

 

ТЕКСТ 4



майя татам идам сарвам
джагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутани
на чахам тешв авастхитаха

майя - Мной; татам - пронизана; идам - это; сарвам - всё; джагат - космическое проявление; авйакта-муртина - непроявленной формой; мат-стхани - во Мне; сарва-бхутани - все живые существа; на - не; ча - также; ахам - Я; тешу - в них; авастхитаха - расположенный.

ПЕРЕВОД: Мною, в Моей непроявленной форме, пронизана вся эта вселенная. Все существа пребывают во Мне, но Я не в них.

КОММЕНТАРИЙ: Верховную Личность Бога невозможно воспринять грубыми материальными чувствами. Говорится, что имя Господа Шри Кришны, слава, развлечения, и т. д., не могут быть поняты материальными чувствами. Это открывается только тому, кто занят чистым преданным служением под надлежащим руководством. В «Брахма-самхите» сказано: преманджана-ччхурита. Человек может постоянно созерцать Верховную Личность Бога, Говинду, как внутри себя, так и вне себя, если он развил трансцендентное любовное отношению к Нему. То есть для большинства людей Он не видим. Здесь говорится, что хотя Он всепроникающий и вездесущий, тем не менее, Его нельзя воспринять материальными чувствами. Но, на самом деле, хотя мы не видим Господа, всё сущее пребывает в Нем. Как было сказано в седьмой главе, весь материальный космос представляет собой сочетание двух Его различных энергий: высшей, духовной энергии и низшей, материальной. Подобно тому, как солнечный свет распространяется по всей вселенной, энергия Господа распространяется по всему творению, и всё сущее покоится в этой энергии.

Однако не следует делать вывод, что, поскольку Он распространяется повсюду, Он утратил личностное существование. Чтобы опровергнуть подобные мнения Господь говорит: «Я везде, и всё пребывает во Мне, однако Сам Я нахожусь вне всего». Например, царь возглавляет правительство, которое представляет собой лишь проявление энергии царя; различные правительственные ведомства являются лишь энергиями царя, и каждое из них поддерживается Его властью. Однако нельзя ожидать, что царь будет лично находиться в каждом из ведомств. Это грубый пример. Кроме того, всё, что мы видим вокруг, всё, что существует в материальном и духовном мире, покоится на энергии Верховной Личности Бога. Господь творит этот мир, распространяя Свои многочисленные энергии, и, как утверждается в «Бхагавад-гите», Он присутствует повсюду через Своё личностное проявление, распространение Его разнообразных энергий.

 

ТЕКСТ 5



на ча мат-стхани бхутани
пашйа ме йогам айшварам
бхута-бхрн на ча бхута-стхаха
маматма бхута-бхаванаха

на - не; ча - также; мат-стхани - пребывающие во Мне; бхутани - все творение; пашйа - узри; ме - Моя; йогам айшварам - непостижимое мистическое могущество; бхута-бхрит - хранитель всех живых существ; на - не; ча - также; бхута-стхаха - в космическом проявлении; мама - Моё; атма - Я; бхута-бхаванаха - источник всех проявлений.

ПЕРЕВОД: Однако всё сотворённое пребывает во Мне. Узри Моё мистическое могущество! Несмотря на то, что Я поддерживаю все живые существа, и нахожусь повсюду, Я Сам являюсь источником творения.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит, что всё покоится на Нём. Это не должно быть неправильно понято. Господь не связан непосредственным образом с поддержанием и обеспечением этого материального проявления. Иногда нам встречается изображение Атласа, держащего на своих плечах земной шар; он выглядит очень усталым от того, что держит такую огромную планету. Этот образ не имеет ничего общего с Кришной, поддерживающим вселенское мироздание. Он говорит, что хотя всё покоится на Нём, Он, всё же, в стороне от этого. Планетарные системы, плавающие в пространстве, и само это пространство являются энергией Верховного Господа. Но Он отличен от пространства. Его положение иное. Поэтому Господь говорит: «Хотя всё сущее покоится на Моей непостижимой энергии, Я, будучи Верховной Личностью Бога, остаюсь вне его». Таково непостижимое могущество Господа.

В ведическом словаре говорится: «Верховный Господь совершает непостижимо прекрасные игры, проявляя свои энергии. Он обладает разнообразными могущественными энергиями, и решение, которое Он принимает, есть свершившийся факт. Именно так следует понимать Верховную Личность Бога». Мы можем задумать сделать что-то, но к этому возникает так много препятствий, что иногда невозможно осуществить то, что мы хотели. Но когда Кришна хочет сделать что-то, то одной Его воли достаточно, и всё происходит столь совершенным образом, что никто не может даже представить себе, как это делается. Господь объясняет этот факт следующим образом: хотя Он и поддерживает всё материальное проявление, Сам Он не соприкасается с этим материальным проявлением. Всё создаётся, всё поддерживается, всё сохраняется и всё уничтожается просто благодаря Его высшей воле. Не существует никакой разницы между Его разумом и Им Самим (в отличие от нас и нашего нынешнего материального ума), так как Он - Абсолютный Дух.

Одновременно Господь присутствует во всём, но обычный человек не в состоянии понять, как Он при этом присутствует лично. Он отличается от этого материального проявления, но всё покоится на Нём. Это объясняется здесь, как йогам айшварам, мистическая сила Верховной Личности Бога.

 

ТЕКСТ 6



йатхакаша-стхито нитйам
вайу сарватра-го махан
татха сарвани бхутани
мат-стханитй упадхарайа

йатха - как; акаша-стхитах - находящийся в небе; нитйам - всегда; вайу - ветер; сарватра-га - дующий повсюду; махан - великий; татха - так и; сарвани - все; бхутани - сотворённые живые существа; мат-стхани - расположенные во Мне; ити - таким образом; упадхарайа - попытайся понять.

ПЕРЕВОД: Как могучий ветер, дующий повсюду, всегда остаётся в эфирном космосе, попытайся понять, что таким же образом, все существа покоятся во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Для обычного человека это почти непостижимо, каким образом огромное материальное творение существует в Нём. Но Господь даёт пример, который может помочь нам понять это. Космос, возможно, наибольшее проявление, из того, что мы можем себе представить. Мироздание покоится в космическом пространстве. Космическое пространство позволяет двигаться даже мельчайшим атомам и величайшим планетам, Солнцу и Луне. Несмотря на то, что небо (ветер, или воздух) велико, всё же оно находится в космическом пространстве. Космос включает в себя и небо.

Аналогично этому, всё прекрасное космическое проявление существует по высшей воле Бога, и всё в нём подчинено этой высшей воле. Как мы обычно говорим, даже травинка не шелохнётся без дозволения Верховной Личности Бога. Таким образом, всё происходит по воле Господа: по Его воле всё создаётся, всё поддерживается, и всё уничтожается. Однако Сам Он в стороне от всего, подобно тому, как космическое пространство отстранено от движения воздуха в атмосфере. В Упанишадах, говорится, что «ветер дует из страха перед Верховным Господом». В Гарга Упанишад также сказано: «По высшему повелению, под наблюдением Верховной Личности Бога, движутся Луна, Солнце и все другие великие планеты». В Брахма-самхите также говорится об этом. В ней содержится описание движения Солнца, и говорится, что Солнце считается оком Верховного Господа, и что оно наделено громадной мощью, позволяющей рассеивать жар и свет. И все же оно движется по предписанной орбите, согласно приказу и высшей воли Говинды. Итак, в ведической литературе мы можем найти доказательства того, что это материальное проявление, которое представляется нам очень прекрасным и великим, находится под полным контролем Верховной Личности Бога. Это будет объясняться далее, в последующих стихах этой главы.

 

ТЕКСТ 7



сарва-бхутани каунтейа
пракритим йанти мамикам
калпа-кшайе пунас тани
калпадау висрджамй ахам

сарва-бхутани - все сотворённые существа; каунтейа - О сын Кунти; пракритим - в природу; йанти - входят; мамикам - Мою; калпа-кшайе - в конце эпохи; пунах - вновь; тани - те; калпа-адау - в начале эпохи; висрджами - создаю; ахам - Я.

ПЕРЕВОД: О сын Кунти, в конце эпохи все материальные проявления входят в Мою природу, и в начале следующей, посредством Своей энергии, Я создаю их снова.

КОММЕНТАРИЙ: Творение, сохранение и разрушение материального космического проявления полностью зависят от высшей воли Личности Бога. «В конце эпохи» означает «после смерти Брахмы». Брахма живёт сто лет, а один его день составляет 4,300,000,000 земных лет. Столько же длится и его ночь. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких дней и ночей, а год - из двенадцати месяцев. По прошествии ста таких лет, когда Брахма умирает, происходит полное уничтожение вселенной; это означает, что энергия, проявленная Верховным Господом, вновь возвращается в Него. Затем снова, когда существует необходимость проявить космический мир, это свершается по Его воле: «Хотя я один, я стал многими». Это ведический афоризм. Он распространяет Себя в эту материальную энергию, и всё космическое проявление возникает вновь.

 

ТЕКСТ 8



пракритим свам аваштабхйа
висрджами пунах пунаха
бхута-грамам имам кртснам
авашам пракритер вашат

пракритим - материальная природа; свам - лично Моей; аваштабхйа - входя в; висрджами - создаю; пунах пунаха - снова и снова; бхута-грамам - все эти космические проявления; имам - это; кртснам - целиком; авашам - автоматически; пракритех - силами природы; вашат - по воле.

ПЕРЕВОД: Весь космический миропорядок подвластен Мне. По Моей воле он проявляется снова и снова, и по Моей воле он уничтожается, когда приходит время.

КОММЕНТАРИЙ: Эта материя - проявление низшей энергии Верховной Личности Бога. Это уже объяснялось несколько раз. Во время творения материальная энергия высвобождается как махат-таттва, в которую Господь входит как Его первая Пуруша-инкарнация, Маха-Вишну. Он лежит в причинном океана и выдыхает бесчисленные вселенные, и в каждую вселенную Господь снова входит как Гарбходакашайи Вишну. Каждая вселенная творится таким образом. Далее Он проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну, и этот Вишну входит во всё, даже в мельчайшие атомы. Здесь объясняется этот факт. Он входит во всё сущее.

Что же касается живых существ, то они, насыщая эту материальную природу в соответствии с результатами своих прошлых деяний, занимают различные положения. Так начинается деятельность этого материального мира. Деятельность различных видов живых существ начинается с самого момента сотворения. Неверно предполагать, что всё эволюционирует. Различные виды жизни создаются одновременно, вместе со вселенной. Люди, животные, звери, птицы - все создаются одновременно, потому что все желания, которые живые существа имели в момент прошлого уничтожения, проявляются снова. Здесь ясно утверждается, что живые существа не имеют ничего общего с этим процессом. Состояние бытия, в котором они находились в прошлой жизни в прошлом творении, проявляется снова, и всё это происходит лишь по Его воле. Таково непостижимое могущество Верховной Личности Бога. И после создания различных видов жизни, Он предоставляет их самим себе. Творение осуществляется для того, чтобы различные живые существа могли проявить свои наклонности, и поэтому Господь не вмешивается в их судьбу.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 177; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!