Поэтому всегда будь сосредоточен в преданности. 3 страница



 

ТЕКСТ 9



на ча мам тани кармани
нибадхнанти дхананьджайа
удасина-вад асинам
асактам тешу кармасу

на - никогда; ча - также; мам - Меня; тани - все те; кармани - действия; нибадхнанти - связывают; дхананьджайа - О завоеватель богатств; удасинават - как нейтральный; асинам - расположенный; асактам - без привязанности; тешу - в тех; кармасу - в действиях.

ПЕРЕВОД: О Дхананьджая, вся эта деятельность не связывает Меня. Я всегда отрешён от неё и занимаю нейтральное положение.

КОММЕНТАРИЙ: Не следует думать, в связи с этим, что Верховная Личность Бога пребывает в бездействии. В Своём духовном мире Он всегда занят. В «Брахма-самхите» утверждается: «Он всегда погружен в Свою вечную, блаженную, духовную деятельность, но Он не имеет ничего общего с этой материальной деятельностью». Материальная деятельность осуществляется Его различными энергиями. Господь всегда нейтрален по отношению к материальной деятельности сотворённого Им мира. Здесь приводится объяснение этой нейтральности. Хотя Он обладает властью над каждой мельчайшей частичкой материи, Он остаётся беспристрастным. В качестве примера можно привести судью, заседающего в зале Верховного суда. По его приказу происходит так много всего: кого-то вешают, кого-то сажают в тюрьму, кому-то достаётся огромное богатство, и всё же он сохраняет нейтралитет. Он не имеет ничего общего со всеми этими потерями и приобретениями. Подобным же образом, Господь всегда беспристрастен, хотя в Его руках сосредоточена власть над всеми сферами деятельности. В «Веданта-сутре» говорится, что Он находится вне двойственности материального мира. Он трансцендентен по отношению к этой двойственности. Он также не имеет привязанности к творению и уничтожению этого материального мира. Живые существа принимают различные тела в различных видах жизни, в соответствии с их прошлым деяниями, и Господь не вмешивается в это.

 

ТЕКСТ 10



майядхйакшена пракритихи
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагад випаривартате

майя - Мною; адхйакшена - под надзором; пракритиих - материальная природа; суйате - проявляется; са - с; чара-ачарам - движущиеся и неподвижные; хетуна - по этой причине; анена - это; каунтейа - О сын Кунти; джагат - космическое проявление; випаривартате - работает.

ПЕРЕВОД: Эта материальная природа работает под моим руководством, О сын Кунти, производя все движущиеся и неподвижные существа. Под её управлением, это проявление создаётся и уничтожается снова и снова.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно говорится, что хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности материального мира, Он остаётся высшим правителем. Всевышний Господь является высшей волей и источником этого материального проявления, а управление осуществляет материальная природа. Кришна также говорит в Бхагавад-гите, что среди всех живых существ, в различных формах и видах: «Я Отец». Отец вносит семя во чрево матери для зачатия ребёнка, и, подобным образом, Верховный Господь одним Своим взглядом, вносит всех живых существ в лоно материальной природы, и они проявляются в различных формах и видах, в соответствии с их предыдущими желаниями и действиями. Все эти живые существа, хотя и рождаются под взглядом Верховного Господа, по-прежнему принимают различные тела в зависимости от их прошлых поступков и желаний. Таким образом, Господь не связан непосредственно с этим материальным творением. Он просто бросает взгляд на материальную природу, которая от этого приходит в движение и немедленно порождает всё многообразие форм жизни. Сам взгляд на материальную природу, несомненно, является действием со стороны Верховного Господа, но это не имеет ничего общего с непосредственным проявлением материального мира. В смрити приводится следующий пример: если рядом с человеком находится благоухающий цветок, то обоняние человека воспринимает его аромат, хотя сам цветок и тот, кто вдыхает его аромат, находятся на расстоянии друг от друга. Аналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога; в действительности, Он не имеет ничего общего с этим материальным миром, но Он создаёт его Своим взглядом, и повелевает им. Из всего этого можно заключить, что материальная природа не может существовать без надзора за ней Верховной Личности Бога. И всё же Верховный Господь остаётся непричастным к любой материальной деятельности.

 

ТЕКСТ 11



аваджананти мам мудхаха
манушим танум ашритам
парам бхавам аджанантаха
мама бхута-махешварам

аваджананти - осмеивают; мам - Меня; мудхаха - глупцы; манушим - человеческое; танум - тело; ашритам - принявшего; парам - трансцендентную; бхавам - природу; аджанантаха - не знающие; мама - Мою; бхута - всего сущего; маха-ишварам - Верховного Владыку.

ПЕРЕВОД: Глупцы осмеивают Меня, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают Моей трансцендентной природы, и о Моей высшей власти над всем сущим.

КОММЕНТАРИЙ: Из объяснений к предыдущим стихам этой главы становится ясно, что Верховная Личность Бога, хотя и является в человеческом облике, не является обычным человеком. Личность Бога, управляющая творением, поддержанием и уничтожением всего космического проявления, не может быть человеческим существом. Тем не менее, есть много недалёких людей, которые считают Кришну лишь могущественным человеком, не более того. В действительности же, Он - изначальная Верховная Личность, что подтверждает «Брахма-самхита» (ишвара парама кришна); Он есть Верховный Господь.

Есть много ишвар, правителей, отличающихся друг от друга по рангу. В материальном мире, в обычной системе управления, есть руководители самых разных уровней: официальные лица или директора, над ними есть должностные лица ещё более высокого уровня, которые подчиняются министру, а тот, в свою очередь, президенту. Все они руководители, каждый из которых, находится под контролем другого. В «Брахма-самхите» говорится, что Кришна является верховным правителем; безусловно, и в материальном и в духовном мире есть много правителей, но Кришна - высший правитель (ишвара парама кришна), и тело Его сат-чит-ананда, не материально.

Материальные тела не в состоянии выполнять прекрасные деяния, описанные в предыдущих стихах. Его тело вечно, исполнено блаженства и знания. Хотя Он не является обычным человеком, глупцы высмеивают Его, считая человеком. Его тело называется здесь манушим, потому что Он действует совсем как человек, друг Арджуны, политик, участвующий в битве на Курукшетре. Во многих отношениях Он ведёт себя так же, как обычный человек, но на самом деле Его тело - сат-чит-ананда-виграха - есть вечное блаженство и абсолютное знание. Это также подтверждается Ведами (сат-чит-ананда-рупайа кришнайа): «Я предлагаю свои поклоны Верховной Личности Бога, Кришне, который есть вечная блаженная форма знания». В Ведах есть и другие упоминания об этом. «Там экам говиндам - Ты Говинда, отрада для чувств и коров». «Сат-чит-ананда-виграхам - и Твоя форма трансцендентна, полна знания, блаженства и вечности».

Несмотря на то, что тело Господа Кришны обладает трансцендентными качествами и исполнено блаженства и знания, есть много так называемых знатоков и комментаторов «Бхагавад-гиты», которые высмеивают Кришну, как обычного человека. Безусловно, учёный может быть от рождения наделён незаурядными способностями, благодаря какой-то благочестивой деятельности в прошлой жизни, но такое его понимание Шри Кришны - показатель скудного запаса знаний. Поэтому он называется мудха, потому что только недалёкие люди считают Кришну обычным человеком, вследствие того, что они не знают о скрытой деятельности Верховного Господа и Его различных энергий. Они не ведают, что тело Кришны есть символ полного знания и блаженства, что Он - владыка всего, что существует и что Он может даровать освобождение каждому. Они осмеивают Его, потому что не знают, что Кришна обладает множеством трансцендентных качеств.

Они не знают, что появление Верховной Личности Бога в этом материальном мире, является проявлением Его внутренней энергии. Он - Господин материальной энергии. Как уже объяснялось в нескольких местах (мама майя дуратьяя), Господь утверждает, что материальная энергия, хотя и очень могущественна, находится под Его контролем, и тот, кто предаётся Ему, может выйти из-под влияния этой материальной энергии. Если душа, вручившая себя Кришне, может выйти из-под влияния материальной энергии, тогда как же Верховный Господь, который создаёт, поддерживает и уничтожает всё космическое проявление, может обладать материальным телом, подобно нам? Таким образом, эта концепция Кришны полная глупость. Однако недалёкие люди не могут даже представить, что Личность Бога, Кришна, появляясь как обычный человек, может контролировать каждый из атомов и, одновременно, гигантское проявление вселенской формы. Категории величайшего и мельчайшего не вмещаются в рамки их концепции, поэтому они не могут даже представить, что форма, подобная человеческой, может одновременно управлять бесконечным и мельчайшим. В действительности, хотя он управляет бесконечным и конечным, Он обособлен от всего этого проявления. Относительно Его йогам айшварам, Его непостижимой трансцендентной энергии, ясно утверждается, что Он может контролировать бесконечное и конечное одновременно, оставаясь в стороне от этого. Хотя глупцы не могут представить, как Кришна, который явился в образе подобном человеческому, может управлять бесконечным и конечным, чистые преданные принимают это, потому что они знают, что Кришна является Верховной Личностью Бога. Поэтому они полностью предаются Ему, занимаясь в сознании Кришны преданным служением Господу.

Между имперсоналистами и персоналистами часто возникают споры о явлении Господа, как человека. Но если мы обратимся к «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», авторитетным текстам, излагающим науку о Кришне, то сможем понять, что Кришна есть Верховная Личность Бога. Он не обычный человек, хотя Он и явился на эту землю в образе обычного человека. В первой главе, первой песни «Шримад-Бхагаватам», когда мудрецы вопрошают о деяниях Кришны, утверждается, что Его появление в образе человека, вводит глупцов в заблуждение. Ни один человек не способен на такие чудесные деяния, которые совершал Кришна, во время Своего присутствия на этой земле. Когда Кришна предстал перед Своими отцом и матерью, Васудевой и Деваки, Он явил четырёхрукую форму, но вняв молитвам родителей, Он обратился в обычного ребёнка. Его явление в качестве обычного человека является одной из особенностей Его трансцендентного тела. В одиннадцатой главе Гиты также говорится, тенайва рупена и так далее. Арджуна молился о том, чтобы увидеть четырёхрукую форму, и когда Кришна предстал перед Арджуной в этой форме, он снова попросил принять Его изначальный образ. Все эти различные особенности Верховного Господа, безусловно, не могут быть присущи обычному человеку.

Некоторые из тех, кто высмеивают Кришну, будучи заражёнными философией майявади, цитируют следующий стих из «Шримад-Бхагаватам», чтобы доказать, что Кришна является обычным человеком: ахам сарвешу бхутешу бхутатмавастхитах сада: «Всевышний присутствует в каждом живом существе. «(Бхаг. 3.29.21) Но нам лучше обратиться к толкованию этого стиха, написанному таким вайшнавом ачарьей как Джива Госвами, вместо того, чтобы следовать интерпретациям неправомочных лиц, высмеивающих Кришну. Джива Госвами, комментируя этот стих, говорит, что Кришна в Своей полной экспансии Параматмы, пребывает в подвижных и неподвижных существах как Сверхдуша, поэтому любой преданный-неофит, который фокусирует своё внимание только на арча-мурти, форме Верховного Господа в храме, но не уважает других живых существ, напрасно поклоняется форме Господа в храме. Есть три вида преданных Господа, и неофит находится на самой низкой ступени. Преданный-неофит уделяет больше внимания Божеству в храме, чем другим преданным, таким образом Джива Госвами предупреждает, что умонастроение такого рода следует исправить. Преданный должен понимать, что Кришна находится в сердце каждого как Параматма, поэтому каждое тело является воплощением или храмом Всевышнего Господа, и, точно так же как человек выражает почтение по отношению к храму Господа, он должен так же надлежащим образом уважать других и каждое тело, в котором пребывает Параматма. Поэтому, к каждому следует относиться с должным уважением, не пренебрегая никем.

Также есть много имперсоналистов, которые высмеивают храмовые богослужения. Они говорят, что поскольку Бог вездесущ, зачем же ограничивать себя храмовым поклонением? Но если Бог есть везде, разве Он не присутствует в храме или в Божестве? Несмотря на то, споры между персоналистами и имперсоналистами никогда не затихают, совершенный преданный, сознающий Кришну знает, что, хотя Кришна является Верховной Личностью, Он всепроникающий, что подтверждается в «Брахма-самхите». Хотя Его личная обитель - Голока Вриндавана, и Он всегда остаётся там, тем не менее, посредством различных проявлений Своей энергии и благодаря Своей полной экспансии, Он присутствует везде во всех частях материального и духовного творений.

 

ТЕКСТ 12



могхаша могха-карманаха
могха-гьяна вичетасаха
ракшасим асурим чаива
пракритим мохиним шритаха

могха-ашах - обманутые в своих надеждах; могха-карманаха - обманувшиеся в кармической деятельности; могха-гьянах - обманувшиеся в попытках обрести знание; вичетасаха - введённые в заблуждение; ракшасим - демонический; асурим - безбожный; ча - и; эва - безусловно; пракритим - природа; мохиним - вводящей в заблуждение; шритаха - принимая прибежище.

ПЕРЕВОД: Тех, кто таким образом введены в заблуждение, привлекают демонические и атеистические взгляды. В этом состоянии заблуждения, все их надежды на освобождение, их кармическая деятельность и устремления к знанию терпят крах.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много преданных, которые считают, что находятся в сознании Кришны и занимаются преданным служением, но в душе они не признают Верховную Личность Бога, Кришну, Абсолютной Истиной. Таким людям никогда не удастся вкусить плодов преданного служения - вернуться домой, к Богу. Точно так же те, кто занимается благочестивой кармической деятельностью, надеясь, в итоге, освободиться из материального плена, никогда не достигнут успеха, если они не принимают всерьёз Верховную Личность Бога, Кришну. Иначе говоря, люди, насмехающиеся над Кришной, являются демонами, или атеистами. Как это описывается в седьмой главе «Бхагавад-гиты», такие демоны-безбожники никогда не предаются Кришне. Поэтому, мыслительные спекуляции, с помощью которых они хотят добраться до Абсолютной Истины, приводят их к ложному выводу, что обычное живое существо, и Кришна суть одно и то же. Под влиянием этого ложного убеждения, они думают, что тело человека сейчас просто покрыто материальной природой, а как только он освободится от этого материального тела, различие между ним и Богом исчезнет. Подобные попытки слиться с Кришной обречены на неудачу, ибо основаны на заблуждении. Такое атеистическое и демоническое культивирование духовных знаний всегда бесполезно. Таково значение этого стиха. Сколько бы эти люди ни изучали ведические писания, такие как «Веданта-сутра» и «Упанишады», они всегда будут оставаться в заблуждении.

Поэтому, это великое оскорбление, считать Кришну, Верховную Личность Бога, обычным человеком. Те, кто так думают, несомненно, находятся в заблуждении, так как не могут понять вечную форму Кришны. В «Брихад-вайшнава-мантре» ясно говорится: «человек, считающий тело Кришны материальным, должен быть отстранён от всех ритуалов и действий, описанных в шрути. И если кто-либо случайно увидит лицо такого человека, он должен тотчас же принять омовение в Ганге, чтобы избавиться от этого пагубного влияния. Люди насмехаются над Кришной, потому что они завидуют Верховной Личности Бога. Они обречены вновь и вновь появляться на свет в безбожных и демонических формах жизни. Дремлющее в них истинное знание останется вечно сокрытым под покровом иллюзии, и постепенно они опустятся в темнейшие области творения.

 

ТЕКСТ 13



махатманас ту мам партха
даивим пракритим ашритаха
бхаджантй ананйа-манасаха
гьятва бхутадим авйайам

маха-атманах - великие души; ту - но; мам - ко Мне; партха - О сын Притхи; даивим - божественный; пракритим - природа; ашритах - приняв убежище; бхаджанти - служить; ананйа-манасах - без отклонений ума; гьятва - постигнув; бхута - творения; адим - источник; авйайам - неисчерпаемый.

ПЕРЕВОД: О сын Притхи, великие души, свободные от заблуждений, находятся под покровительством божественной природы. Они всецело погружены в преданное служение, ибо знают Меня как Верховную Личность Бога, изначальную и неисчерпаемую.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе дано ясное описание махатмы. Главным признак махатмы заключается в том, что он находится под покровительством божественной природы. Материальная природа не оказывает на него никакого влияния. Как можно достичь такого уровня? Объяснение даётся в седьмой главе: тот, кто предаётся Верховной Личности Бога, Шри Кришне, сразу же освобождается от влияния материальной природы. Такова квалификация. Чтобы освободиться из-под власти материальной природы, обусловленная душа должна предаться Верховной Личности Бога. Это предварительный шаг. Поскольку живое существо относится к пограничной энергии Господа, то освобождаясь от воздействия материальной природы, оно оказывается во власти духовной энергии. Духовную энергию, которая берёт под своё покровительство живое существо, называют дайвим-пракритим, божественной природой. Итак, когда человек, продвинувшись на этом пути, - вручает себя Верховной Личности Бога - он достигает уровня великой души, махатмы.

Махатма не отвлекает своего внимания от Кришны, потому что он обладает совершенным знанием о том, что Кришна - изначальная Верховная Личность, причина всех причин. В этом нет сомнений. Такой махатма, или великая душа, развивается через общение с другими махатмами, чистыми преданными. Чистых преданных не привлекают даже другие формы Кришны, такие как четырёхрукий Маха-Вишну. Их привлекает лишь двурукая форма Кришны. Так как они не привлекаются другими формами Кришны (не говоря уже о полубогах), они не испытывают привязанности к какой-либо форме полубога или человека. Они размышляют только о Кришне, пребывая в сознании Кришны. Они всегда заняты незыблемым служением Господу, в сознании Кришны.

 

ТЕКСТ 14



сататам киртайанто мам
йатанташ ча дридха-вратаха
намасйанташ ча мам бхактйа
нитйа-йукта упасате


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!