Поэтому всегда будь сосредоточен в преданности. 6 страница



ПЕРЕВОД: Даже если человек совершает самые отвратительные поступки, но занят в преданном служении, следует считать его праведником, ибо он находится на верном пути.

КОММЕНТАРИЙ: Слово су-дурачара, использованное в этом стихе, имеет очень важное значение, и мы должны понять его должным образом. В обусловленном состоянии живому существу присущи два типа деятельности: одна обусловленная, а другая является конституциональной. Несомненно, даже преданные, в связи с обусловленностью материальной жизни, осуществляют различные виды деятельности, связанные с заботами о поддержании тела, или с соблюдением общественных норм и законов государства, и такая деятельность называется обусловленной. Помимо этого, живое существо, которое полностью осознаёт свою духовную природу и посвящает себя сознанию Кришны, или преданному служению Господу, осуществляет деятельность, которая называется трансцендентной. Такая деятельность соответствует его изначальному, конституциональному положению и называется специальным термином - преданное служение. В настоящее время, в обусловленном состоянии, преданное служение и обусловленное служение, связанное с телом, иногда выполняются параллельно. Но, иногда эти действия противоречат друг другу. Насколько это возможно, преданный очень осторожен, так что он не делает ничего, что может нарушить его благотворное состояние. Он знает, что совершенство его деятельности зависит от постепенного претворения в жизнь процесса сознания Кришны. Однако, иногда, можно видеть, что человек на пути сознания Кришны, совершает действие, которое с социальной или политической точки зрения является предосудительным. Но такое временное падение не лишает его достигнутого. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что если человек падает, но искренне поглощён трансцендентным служением Верховному Господу, то Господь, пребывающий в его сердце, очищает его и прощает ему эти дурные поступки. Материальная скверна столь сильна, что даже йог, полностью погруженный в служение Господу, иногда попадает в ловушку; но процесс сознания Кришны настолько силён, что после такого случайного падения, человек сразу же исправляется. Поэтому процесс преданного служения всегда приводит к успеху. Никто не должен высмеивать преданного за такое случайное падение с идеального пути, ибо, как сказано в следующем стихе, такие падения прекратятся со временем, как только преданный полностью утвердится в сознании Кришны. Поэтому человек, идущий по пути сознания Кришны и с решимостью посвящающий себя процессу воспевания маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, должен считаться находящимся в трансцендентном положении, даже если случайно или по какому-то стечению обстоятельств он пал. Слова садхур эва, «он праведник», очень выразительны, и предупреждают неверующих о том, что нельзя осмеивать преданного, вследствие его непредумышленного падения; его следует считать праведником даже если он нечаянно пал. Слово мантавйаха ещё более выразительно. Если человек не следует этому правилу, а глумится над преданным за его случайное падение, это значит, что он не подчиняется повелению Верховного Господа. Самое важное качество преданного, неуклонно посвящать себя преданному служению, и только ему.

Пятна, которые можно увидеть на Луне не являются препятствием для лунного света. Подобным же образом, случайное падение преданного с пути святого не делает его отвратительным. С другой стороны, этот стих не следует истолковывать так, будто преданный, выполняющий трансцендентное преданное служение, может действовать всеми возможными отвратительными методами; здесь подразумевается только непреднамеренное падение, произошедшее под давлением сильных материальных связей. Преданное служение, в той или иной степени, бросает вызов иллюзорной энергии. Пока человек недостаточно силен, чтобы бороться с иллюзорной энергией, он может быть подвержен случайным падениям. Но, как уже объяснялось, когда человек наберётся сил, он уже больше не становится жертвой таких падений. Никто не должен, ссылаясь на этот стих, совершать глупости и думать, что он все ещё является преданным. Если человек не улучшает, посредством преданного служения, свой характер, то следует понимать, что он не является возвышенным преданным.

 

ТЕКСТ 31



кшипрам бхавати дхарматма
шашвач-чхантим нигаччхати
каунтейа пратиджанихи
на ме бхактах пранашйати

кшипрам - очень быстро; бхавати - становится; дхарма-атма - праведник; шашват-шантим - вечный покой; нигаччхати - достигает; каунтейа - О сын Кунти; пратиджанихи - заявляй; на - не; ме - Мой; бхактах - преданный; пранашйати - погибает.

ПЕРЕВОД: Он быстро становится добродетельным и достигает вечного умиротворения. О сын Кунти, смело заявляй каждому, что Мой преданный никогда не погибнет.

КОММЕНТАРИЙ: Следует правильно понимать этот стих. В седьмой главе Господь говорит, что злонамеренный человек не может стать преданным Господа. Тот, кто не является преданным Господа, не имеет никаких хороших качеств. Тогда возникает вопрос, как может человек, способный на дурные поступки, совершенные случайно или намеренно, быть чистым преданным? Этот вопрос справедлив. В седьмой главе утверждается, что неверующие, которые никогда не приходят к преданному служению Господу, не имеют никаких хороших качеств, и это же утверждается в «Шримад-Бхагаватам». Обычно преданный, занятый девятью видами преданного служения, очищает своё сердце от всех видов материальной скверны. Он помещает Верховную Личность Бога в своё сердце, и вся скверна греха естественным образом смывается с него. Постоянные мысли о Верховном Господе очищают его. Согласно Ведам, существует правило, что если человек падает со своего возвышенного положения, он должен подвергнуть себя определённым очистительным ритуалам. Но здесь такое условие не ставится, потому что в сердце преданного уже происходит процесс очищения, благодаря тому, что он постоянно помнит о Верховной Личности Бога. Поэтому повторение маха-мантры Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе должно продолжаться без остановки. Это защитит преданного от всех случайных падений, и так он будет вечно свободен от всех материальных загрязнений.

 

ТЕКСТ 32



мам хи партха вйапашритйа
йе 'пи сйух папа-йонайаха
стрийо ваишйас татха шудраха
те 'пи йанти парам гатим

мам - во Мне; хи - непременно; партха - О сын Притхи; вйапашритйа - укрываясь; йе - те, кто; апи - также; сйух - есть; папа-йонайаха - низкого рождения; стрийах - женщины; ваишйах - торговцы; татха - также; шудраха - низший класс людей; те апи - даже они; йанти - идут; парам - наивысшей; гатим - цели.

ПЕРЕВОД: О сын Притхи, те, кто принимают прибежище во Мне, будь они даже низкого рождения - женщины, вайшьи (торговцы) и шудры (рабочие) - могут достичь наивысшей цели.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь ясно объясняет здесь, что в преданном служении нет различия между высшим и низшим классами людей. В рамках материалистической концепции жизни такие подразделения имеются, но для человека, погруженного в трансцендентное преданное служение Господу, их нет. Каждый имеет право на стремление к высшей цели. В «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что даже так называемые чандалы (собакоеды), относящиеся к самому низкому социальному слою, могут возвыситься, благодаря общению с чистыми преданными. Поэтому преданное служение и руководство чистого преданного столь сильны, что не делают разницы между низшими и высшими классами людей; любой может принять их. Любой простой человек, принимающий указания чистого преданного, может очиститься благодаря правильному руководству. В соответствии с различными гунами материальной природы люди подразделяются на пребывающих под влиянием гуны благости (брахманы), под влиянием гуны страсти (кшатрии или администраторы), под смешанным влиянием гун страсти и невежества (вайшьи или торговцы) и под влиянием гуны невежества (шудры или рабочие). Ниже находятся чандалы, рождённые в греховных семьях. Обычно рождённые в таких греховных семьях не принимаются высшими классами. Но процесс преданного служения и чистый преданный Верховного Господа обладают такой силой, что все низшие классы могут достичь высочайшего совершенства жизни. Это становится возможным только тогда, когда человек всецело устремляется к Кришне. Следует полностью сконцентрироваться на Кришне. В этом случае можно превзойти великих гьяни и йогов.

 

ТЕКСТ 33



ким пунар брахманах пунйаха
бхакта раджаршайас татха
анитйам асукхам локам
имам прапйа бхаджасва мам

ким - сколько; пунах - вновь; брахманах - брахманы; пунйаха - праведные; бхакта - преданные; раджа-ришайа - святые цари; татха - также; анитйам - временные; асукхам - полные страдания; локам - планеты; имам - эти; прапйа - выигрывая; бхаджасва - посвятили себя любовному служению; мам - Мне.

ПЕРЕВОД: Насколько же в большей степени это относится к добродетельным брахманам, преданным, а также к праведным царям которые, попав в этот временный, полный страданий мир, посвятили себя любовному служению Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом материальном мире существуют различные классы людей, но, несмотря на это, никто в этом мире не может обрести счастье. Здесь ясно утверждается: анитйам асукхам локам - «Этот мир преходящ и полон несчастий», и не является подходящим местом обитания с точки зрения любого здравомыслящего джентльмена. Верховная Личность Бога утверждает, что этот бренный мир полон страданий. Некоторые философы, в особенности незначительные, утверждают, что этот мир - ложный, но из «Бхагавад-гиты» мы можем понять, что мир не является ложным; но он временный. Есть различие между временным и ложным. Этот мир - временный, но есть другой мир - вечный. Этот мир - обитель страданий, а тот мир - бесконечен и полон блаженства.

Арджуна родился в праведной царской семье. Но и ему Господь говорит: «Прими это преданное служение Мне и поскорее возвращайся домой, обратно к Богу». Никто не должен оставаться в этом временном, полном страданий мире. Каждый должен прильнуть к груди Верховной Личности Бога, с тем, чтобы обрести вечное счастье. Преданное служение Верховному Господу - единственный процесс, с помощью которого могут быть разрешены все проблемы, всех классов людей. Поэтому каждый человек должен обратиться к сознанию Кришны и сделать свою жизнь совершенной.

 

ТЕКСТ 34



ман-мана бхава мад-бхактаха
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси йуктваивам
атманам мат-парайанаха

ман-мана - всегда думая обо Мне; бхава - стань; мат - Мой; бхакта - преданный; мат - Мой; йаджи - поклоняющийся; мам - Мне; намаскуру - выражай почтение; мам - Мне; эва - полностью; эшйаси - ты придёшь; йуктва - будучи поглощённым; эвам - таким образом; атманам - твоя душа; мат-парайанаха - преданный Мне.

ПЕРЕВОД: Всегда занимай свой ум мыслями обо Мне, предлагай почтение и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточившись на Мне, ты, несомненно, придёшь ко Мне.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе ясно указывается, что сознание Кришны - единственное средство спасения из тисков этого полного скверны материального мира. Иногда беспринципные комментаторы искажают значение этого предельно ясного утверждения о том, что преданное служение следует предлагать Верховной Личности Бога, Кришне. К сожалению, эти бессовестные комментаторы отвлекают внимание читателей от сути. Такие комментаторы не знают, что нет различия между разумом Кришны и Самим Кришной. Кришна - не обычное человеческое существо; Он - Абсолютная Истина. Его тело, ум и Он Сам едины и абсолютны. Это утверждается в «Курма пуране». Бхактисиддханта Сарасвати Госвами в «Анубхашйе», своих комментариях к «Чайтанья-чаритамрите» (пятая глава, Ади-лила, стихи 41 - 48), цитирует из «Курма-пураны»: деха-дехи-вибхедо 'йам нешваре видйате квачит, что означает, что нет разницы между Верховным Господом Кришной и Его телом. Но поскольку эти комментаторы не знают науки о Кришне, они скрывают Кришну, и отделяют Его личность от Его разума или от Его тела. И хотя они демонстрируют полное непонимание науки о Кришне, некоторые из них извлекают выгоду из того, что вводят людей в заблуждение.

Есть демоничные люди, которые также думают о Кришне, но с завистью. Таким был царь Камса, дядя Кришны. Он тоже всегда думал о Кришне, но думал о Нём, как о враге. Он постоянно находился в беспокойстве, ожидая, когда же Кришна придёт убить его. Такой тип мышления не поможет нам. Человеку следует думать о Кришне с любовью и преданностью. Это есть бхакти. Он должен постоянно культивировать свои знания о Кришне. Что это значит? Это значит, что знания нужно получать от истинного духовного учителя. Кришна - Верховная Личность Бога, и мы уже неоднократно объясняли, что Его тело нематериально, оно вечно, исполнено блаженства и знания. Такие беседы о Кришне помогут человеку стать Его преданным. В ином случае, понимание Кришны, почерпнутое из неверного источника, не принесёт должных результатов.

Итак, следует занять свой ум мыслями о вечной форме, изначальной форме Кришны; с глубокой убеждённостью в том, что Кришна является Всевышним, человек должен погрузиться в служение. В Индии есть сотни тысяч храмов, предназначенных для поклонения Кришне и выполнения преданного служения. В процессе выполнения этой практики, человек выражает своё почтение Кришне. Он должен склонить голову перед Божеством и посвятить Ему свой ум, тело и деятельность. Таким образом, он всегда будет поглощён мыслями о Кришне. Это поможет ему перенестись на Кришналоку. Не следует позволять недобросовестным комментаторам сбивать себя с толку. Необходимо участвовать в девяти видах преданного служения, начиная со слушания и пения о Кришне. Чистое преданное служение есть высочайшее достижение человеческого общества.

В седьмой и восьмой главах «Бхагавад-гиты» объяснялось, что есть чистое преданное служение Господу, свободное от йоги знания, мистической йоги и кармической деятельности. Того, кто ещё не полностью очистился душой, могут привлекать различные аспекты Господа, подобно имперсональному брахмаджйоти или Параматме, находящейся в сердце, но чистый преданный любит непосредственно служить Верховному Господу.

Существует прекрасная поэма о Кришне, в которой ясно говорится, что любой человек, занятый почитанием полубогов, очень неразумен и никогда не получит высшей награды Кришны. Преданный вначале может отклоняться от стандарта, но всё же следует считать его выше всех других философов и йогов. Того, кто всегда погружен в сознание Кришны, следует считать совершенным и праведным человеком. Его случайные, противоречащие духу преданного служения, проступки будут становиться всё реже и, несомненно, вскоре он достигнет полного совершенства. Чистые преданные практически лишены возможности пасть, потому что Бог Верховная Личность заботится о Своих чистых преданных. Поэтому разумный человек должен непосредственно встать на путь сознания Кришны и счастливо жить в этом материальном мире. В конечном итоге он получит от Кришны высшую награду.

Так заканчивается комментарий Его Божественной Милости А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады к девятой главе «Шримад-Бхагавад-гиты», под названием «Самое сокровенное знание».

 

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

 

ВЕЛИКОЛЕПИЕ АБСОЛЮТА

 

 

ТЕКСТ 1

 

 

шри бхагаван увача

бхуйа эва маха-бахо

шрину ме парамам вачаха

йат те ахам прийаманайа

вакшйами хита камйайа

 

 

шри бхагаван увача - Верховная Личность Бога сказал; бхуйа - вновь; эва - непременно; маха-бахо - О могучерукий; шрину - выслушай; ме - Мое; парамам - высшее; вачаха - наставление; йат - которое; те - тебе; ахам - Я; прийаманайа - поскольку ты дорог Мне; вакшйами - сообщаю; хита-камйайа - для твоего блага.

 

ПЕРЕВОД: Верховный Господь сказал: О могучерукий Арджуна, Мой дорогой друг, слушай же далее Моё высшее наставление, которое Я поведаю тебе для твоего блага и, которое принесёт тебе великую радость.

 

КОММЕНТАРИЙ: Слово Бхагаван так объясняется Парашарой Муни: это тот, кто в полной мере обладает шестью достояниями, кто обладает всей силой, всей славой, богатством, знанием, красотой и отречением, является Бхагаваном или Верховной Личностью Бога. Во время своего пребывания на этой земле Кришна проявил все шесть достояний. Поэтому великие мудрецы, такие как Парашара Муни, признают Кришну Верховной Личностью Бога. Сейчас Кришна собирается открыть Арджуне ещё более сокровенное знание о Своих совершенствах и деяниях. До этого, начиная с Седьмой Главы, Господь уже рассказал о Своих разнообразных энергиях и о том, как они действуют. А в этой главе Он объясняет Арджуне Свои уникальные достояния. В предыдущей главе Господь ясно описал Свои разнообразные энергии, чтобы доказать необходимость преданного служения и вселить в нас веру. А в данной главе Он вновь рассказывает Арджуне о Своих многочисленных проявлениях и совершенствах.

Чем больше человек слушает о Верховном Господе, тем сильнее он утверждается в преданном служении. Нужно всегда слушать о Господе в обществе преданных; это позволит улучшить преданное служение. Беседы в обществе преданных присущи только тем, кто действительно стремится осознать Кришну. Остальные к ним равнодушны. Господь ясно говорит Арджуне, что, поскольку он очень дорог Ему, для своего же блага он должен принимать участие в таких беседах.

 

ТЕКСТ 2

 

 

на ме видух сура-ганаха

прабхавам на махаршайаха

ахам адир хи деванам

махаршинам ча сарвашаха

 

на - никогда; ме - Мой; видух - знает; сура-ганаха - полубоги; прабхавам - достояния; на - никогда; махаршайаха - великие мудрецы; ахам - Я есть; адир - источник; хи - непременно; деванам - полубогов; махаршинам - великих мудрецов; ча - также; сарвашаха - во всех отношениях.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 175; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!