Поэтому всегда будь сосредоточен в преданности. 8 страница



 

ПЕРЕВОД: Семь великих мудрецов, а до них четыре других великих мудреца, а также Ману (прародители человечества), появились из Меня, порождённые Моим умом, а все живые существа, населяющие различные планеты, произошли от них.

 

КОММЕНТАРИЙ: Господь даёт краткий обзор генеалогического древа вселенной. Брахма, первое живое существо, был порождён энергией Верховного Господа, которого называют Хиранья-гарбхой. Брахма в свою очередь произвёл на свет семь великих мудрецов, а до них четверых других великих мудрецов - Санаку, Сананду, Санатану и Санат-кумара - и четырнадцать Ману. Эти двадцать пять великих мудрецов известны как прародители всех живых существ во вселенной. Существует бесчисленное количество вселенных с бесчисленным множеством планет в каждой из них, и каждая планета населена различными видами живых существ. Все они ведут своё начало от этих двадцати пяти прародителей. Брахма подвергал себя тапасье в течение тысячи лет по исчислению полубогов, прежде чем по милости Кришны осознал, как сотворить вселенную. После этого из Брахмы изошли Санака, Сананда, Санатана и Санат-кумары, затем Рудра, а после него - семь великих мудрецов. Таким образом, на свет появились все брахманы и кшатрии, порождённые энергией Верховной Личности Бога. Брахма известен как питамаха, дед, а Кришна известен как прапита-маха, прадед. Об этом говорится в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты» (Б.-г., 11.39).

 

ТЕКСТ 7

 

 

этам вибхутим йогам ча

мама йо ветти таттватаха

со ‘викалпена йогена

йуджйате натра самшайаха

 

этам -  всё это; вибхутим  -  великолепие; йогам ча  -  мистическое могущество; мама  -  Мое; йа  -  любой; ветти  -  знает; таттватаха  -  действительно; ас  -  он; авикалпена  -  безраздельно; йогена  -  в преданном служении; йуджйате  -  занятый; на  -  никогда; атра  -  здесь; самшайаха  -  сомнение.

 

ПЕРЕВОД: Тот, кто действительно постиг Моё величие и мистическое могущество, посвящает всего себя чистому преданному служению Мне; в этом нет никакого сомнения.

 

КОММЕНТАРИЙ: Достичь высшей ступени духовного совершенства - значит постичь Верховную Личность Бога. Пока человек не обретёт твёрдую веру в то, что Верховный Господь является обладателем бесчисленных достояний, он не сможет заниматься преданным служением. Обычно люди знают, что Бог велик, но как проявляется Его величие, они не знают. Здесь же это описывается в подробностях. Тот, кто действительно постиг величие Господа, немедленно предаётся Ему и посвящает себя преданному служению Богу. Для человека, действительно постигшего величие Всевышнего, нет иного пути, кроме как предаться Ему. Это подлинное знание можно получить из описаний, приводимых в «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гите» и других священных писаниях.

Этой вселенной управляют многочисленные полубоги, распределённые по всем планетным системам, и главными из них являются Брахма, Господь Шива, четыре великих Кумара, а также другие прародители. У живых существ, населяющих вселенную, есть множество предков, и все они порождены Всевышним Господом Кришной. Верховная Личность Бога, Кришна, является изначальным прародителем всех предков.

Таковы некоторые из достояний Всевышнего Господа. Человек, твёрдо убеждённый в них, принимает Кришну с великой верой и безо всяких сомнений, и посвящает себя преданному служению Ему. Это подробное знание необходимо для того, чтобы усилить интерес человека к любовному преданному служению Господу. Не следует пренебрегать тем, чтобы в полной мере постичь могущество Кришны, поскольку, благодаря знанию о том, насколько велик Кришна, человек сможет укрепиться в искреннем преданном служении.

 

ТЕКСТ 8

 

 

ахам сарвасйа прабхаваха

маттах сарвам правартате

ити матва бхаджанте мам

будха бхава-саманвитаха

 

ахам - Я; сарвасйа  -  всего; прабхаваха  -  источник творения; маттах  - из Меня; сарвам  -  все; правартате  -  исходит; ити  -  таким образом; матва  -  познав; бхаджанте  -  становятся преданными; мам  -  ко Мне; будха  -  учёный; бхава-саманвитаха  -  с большим вниманием.

 

ПЕРЕВОД: Я - источник всех духовных и материальных миров. Всё исходит из Меня. Мудрецы, в совершенстве постигшие эту истину, преданно служат и поклоняются Мне всем сердцем.

 

КОММЕНТАРИЙ: Учёный человек, который в совершенстве изучил Веды и получил знания от таких авторитетов, как Господь Чайтанья и, который действует в соответствии с этим учением, становится способным понять, что Кришна - источник всего сущего в материальном и духовном мирах. Его совершенное знание помогает ему утвердиться в преданном служении Верховному Господу. С этого пути его не могут сбить ни глупцы, ни их бессмысленные комментарии. Все ведические писания утверждают, что Кришна - источник Брахмы, Шивы и всех остальных полубогов. В «Атхарва-веде» сказано: йо брахманам видадхати пурвам йо ваи ведамш ча гапайати сма кршнаха - «Именно Кришна на заре творения передал Брахме ведическое знание, и Он же распространял это знание в прошлом». Далее также сказано: атха пурушо ха ваи наряано 'камайята праджах срджейа ити упакрамйа - «Затем Верховная Личность, Нараяна, пожелал создать живых существ». Далее говорится:

 

нараянад брахма джайате, нараянад праджапатих праджайате,

нараянад индро джайате, нараянад аштау васаво джайанте,

нараянад экадаша рудра джайанте, нараянад двадашадитйах

 

«От Нараяны родился Брахма и все великие прародители человечества. От Нараяны произошёл Индра, из Него же возникли восемь Васу, одиннадцать Рудр и двенадцать Адитьев».

В тех же Ведах сказано: брахманйо деваки-путраха - «Сын Деваки, Кришна - это Верховная Личность». Далее говорится:

 

эко ваи нараяна асин на брахма на ишано напо нагни самау немее

дйав-апртхиви на накшатрани на сурйах ша экаки на рамате тасйа

дхйанантах стхасйа йатра чандогаих крийаманастакади-самджнака

стути-стомах стомам учйате

 

«В начале творения существовал только Нараяна, Высшая Личность. Тогда не было ни Брахмы, ни Шивы, ни огня, ни луны, ни звёзд на небе, ни Солнца. Был только Кришна, который всё создаёт и всем наслаждается».

Во многих Пуранах говорится, что Господь Шива появился изо лба Верховного Господа Кришны. Веды также говорят, что создателем Брахмы и Шивы является Верховный Господь, которому следует поклоняться.

В «Мокша-дхарме» Кришна говорит:

 

праджапатим ча рудрам чапй

ахам эва срджами ваи

тау хи мам на виджанито

мама майя-вимохитау

 

«Великие прародители, Шива и другие, сотворены Мной, однако, сами они не ведают этого, поскольку введены в заблуждение Моей иллюзорной энергией». В «Вараха-пуране» также сказано:

 

нараянах паро девас

тасмадж джаташ чатурмукхах

тасмад рудро 'бхавад деваха

са ча сарваджнатам гатаха

 

«Нараяна - это Верховная Личность Бога, и из Него изошёл Брахма, который породил Шиву».

Господь Кришна - источник всех поколений, и Его называют самой действенной причиной всего сущего. Он говорит: «Поскольку всё исходит из Меня - Я изначальный источник всего. Всё подчинено Мне, и нет никого превыше Меня». Кришна - единственный Верховный повелитель. Тот, кто таким образом постигает Кришну, следуя наставлениям истинного духовного учителя и опираясь на ведические писания, использует всю свою энергию для сознания Кришны, становится по-настоящему учёным человеком. В сравнении с ним все остальные, те, кто в действительности не знают Кришну, - просто глупцы. Только глупец может считать Кришну обыкновенным человеком. Сознающий Кришну человек, не должен позволять глупцам и негодяям сбивать себя с толку; избегая неавторитетных комментариев и толкований к «Бхагавад-гите» и должен идти по пути сознания Кришны с твёрдостью и решимостью.

ТЕКСТ 9

 

 

 

мач-читта мад-гата-пранаха

бодхайантах параспарам

катхайанташ ча мам нитйам

тушйанти ча раманти ча

 

мач-читта - те, чьи мысли полностью поглощены Мной; мат-гата-пранаха - те, чья жизнь посвящена служению Кришне; бодхайантах - проповедующие; параспарам - между собой; катхайанташ - беседуя; ча - также; мам - обо Мне; нитйам - постоянно; тушйанти - удовлетворённые; ча - также; раманти - наслаждаются трансцендентным блаженством; ча - также.

 

ПЕРЕВОД: Мысли моих чистых преданных поглощены Мной, и вся их жизнь посвящена Мне. Постоянно просвещая друг друга, и беседуя обо Мне, они испытывают огромное удовлетворение и блаженство.

 

КОММЕНТАРИЙ: Чистые преданные, описание которых приведено здесь, целиком посвящают себя трансцендентному любовному служению Господу. Их умы не могут отвлечься от лотосных стоп Кришны, и они беседуют исключительно на духовные темы. Признаки чистых преданных специально приведены в этом стихе. Такие преданные двадцать четыре часа в сутки прославляют игры и деяния Верховного Господа. Их сердца и души постоянно погружены в Кришну, и беседуя о Нём с другими преданными, они получают от этого огромное удовольствие.

На начальном этапе преданного служения источником трансцендентного блаженства для них является само служение Господу, а достигнув духовной зрелости, они обретают любовь к Богу. Достигнув этого трансцендентного состояния, они могут наслаждаться высшим совершенством, которое Господь проявляет в Своей обители. Господь Чайтанья сравнивает трансцендентное преданное служение с посевом семени в сердце живого существа. Бесчисленное множество живых существ путешествует по различным планетам вселенной, но лишь некоторые из них, особо удачливые, встречают на своём пути чистого преданного и получают возможность узнать от него о преданном служении. Преданное служение подобно семени; если оно посажено в сердце человека, и он постоянно слушает и повторяет: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, это семя приносит плоды, так же, как семя плодоносного дерева, регулярно поливаемого водой. Духовное дерево преданного служения постепенно растёт и растёт, пока не пройдёт через оболочки материальной вселенной и не войдёт в сияние брахмаджйоти в духовном небе. В духовном небе это дерево продолжает расти, поднимаясь все выше и выше, пока не достигнет высшей планеты духовного неба, Голоки Вриндаваны, высшей обители Кришны. В конце концов, оно принимает прибежище у лотосных стоп Кришны и остаётся там навсегда. Постепенно, подобно тому, как обычное растение цветёт и плодоносит, росток преданного служения приносит плоды, а процесс орошения в форме повторения и слушания продолжается. Это дерево преданного служения подробно описано в «Чайтанья-чаритамрите». Там объясняется, что, когда выросшее дерево находит прибежище у лотосных стоп Верховного Господа - живое существо целиком погружается в любовь к Богу; тогда оно не может прожить и мгновения без общения со Всевышним, как рыба не может жить без воды. В этом состоянии преданный, общаясь с Верховным Господом, действительно обретает все духовные качества.

 

 

 

Полубоги, распоряжающиеся различными ресурсами, необходимыми для жизни, будучи удовлетворёнными совершением ягьи (жертвоприношения), обеспечат человека всем необходимым (Глава 3 Текст 12).

 

 

 

Как огонь скрыт дымом, как зеркало покрыто пылью, как зародыш сокрыт во чреве, так и живое существо в различной степени покрыто вожделением (Глава 3 Текст 38)

 

 

 

Благословенный Господь сказал: Я поведал эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, Вивасван передал её Ману, прародителю человечества, а Ману, в свой черёд, передал её Икшваку (Глава 4 Текст 1)

 

 

 

 

Всякий раз, когда религия приходит в упадок, и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, О потомок Бхараты (Глава 4 Текст 7)

 

 

 

Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить религиозные принципы Я нисхожу Сам из века в век (Глава 4 Текст 8)

 

 

Как люди предаются Мне, так Я, соответственно, и вознаграждаю их. Каждый во всем следует Моим путём, О сын Притхи (Глава 4 Текст 11)

 

 

 

Только невежда говорит о карма-йоге и преданном служении, как о чём-то отличающимся от аналитического изучения материального мира (санкхьи). Те, кто действительно обладает знанием, говорят, что тот, кто следует по одному из этих путей, достигает результатов обоих (Глава 5 Текст 4)

 

 

Смиренный мудрец, благодаря истинному знанию, одинаково смотрит на учёного и кроткого брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого)

 (Глава 5 Текст 18)

 

 

 

Необходимо держать тело, шею и голову прямо, постоянно удерживая взгляд на кончике носа. Таким образом, покорив и успокоив ум, без страха, полностью освободившись от половой жизни, человек должен медитировать на Меня внутри своего сердца, считая Меня конечной целью жизни (Глава 6 Текст 13-14)

 

 

Что касается решимости, то здесь нужно следовать примеру воробьихи, которая потеряла яйца в волнах океана (Глава 6 Текст 25 Комментарий)

 

 

 

Индивидуальная душа является пассажиром колесницы материального тела, а интеллект - возницей. Ум - это поводья в руках возницы, а чувства - кони. Таким образом, душа, взаимодействуя с умом и чувствами, то наслаждается, то страдает. Таково заключение великих мыслителей (Глава 6 Текст 34 Комментарий)

 

 

И из всех йогов, тот, кто с великой верой всегда пребывает во Мне, поклоняясь Мне в трансцендентном любовном служении, тот теснейшим образом связан со Мной в йоге и является величайшим (Глава 6 Текст 47)

 

 

Материальные и духовные энергии Кришны (Глава 7 Текст 4)

 

 

 

 

Четыре типа благочестивых людей предаются Кришне, и четыре типа греховных людей никогда не делают этого (Глава 7 Текст 15)

 

 

 

 

Эту высшую обитель описывают как непроявленную и непогрешимую, и она является высшей целью. Тот, кто попадает туда, никогда не возвращается обратно. Такова Моя высшая обитель (Глава 8 Текст 21)

 

 

Глупцы осмеивают Меня, когда Я нисхожу в образе человека. Они не знают Моей трансцендентной природы, и о Моей высшей власти над всем сущим

(Глава 8 Текст 21)

 

 

В «Шримад-Бхагаватам» содержится множество таких повествований о взаимоотношениях между Верховным Господом и Его преданными; поэтому «Шримад-Бхагаватам» очень дорог преданным. В этом писании ничего не говорится о материальной деятельности, чувственном удовлетворении или освобождении. «Шримад-Бхагаватам» - единственное произведение, в котором духовная природа Верховного Господа и Его преданных описана полностью. Поэтому осознавшие себя и Кришну души, постоянно испытывают наслаждение, слушая такие трансцендентные повествования, подобно тому, как юноша и девушка наслаждаются общением друг с другом.

 

ТЕКСТ 10

 

 

тешам сатата-йуктанам

бхаджатам прити-пурвакам

дадами буддхи-йогам там

йена мам упайанти те

 

тешам - им; сатата-йуктанам - всегда занятым; бхаджатам - в преданном служении; прити-пурвакам - в любовном экстазе; дадами - Я даю; буддхи-йогам - истинный разум; там - то; йена - с помощью которого; мам - Мне; упайанти - приходят; те - они.

 

ПЕРЕВОД: Тем, кто постоянно, с любовью и преданностью поклоняются Мне, Я даю понимание, с помощью которого они могут прийти ко Мне.

 

КОММЕНТАРИЙ: Большое значение в этом стихе имеет слово буддхи-йогам. Мы помним, что во второй главе «Бхагавад-гиты» Господь, давая наставления Арджуне, сказал, что Он уже многое поведал ему, и пообещал рассказать ему о пути буддхи-йоги. И вот теперь объясняется, что такое буддхи-йога. Буддхи-йога, деятельность в сознании Кришны, это - высочайшее проявление разума. Буддхи означает «разум», а йогам означает «мистическая деятельность» или «мистический подъём». Деятельность человека, который пытается вернуться домой, обратно к Богу, и в сознании Кришны полностью погружается в преданное служение, называется буддхи-йогой. Другими словами, буддхи-йога есть процесс, с помощью которого человек освобождается от пут этого материального мира. Конечная цель прогресса есть Кришна. Люди не знают этого и, поэтому, так важно общаться с преданными и истинным духовным учителем. Следует знать, что цель всего есть Кришна, а когда цель определена, то она достижима, если медленно, но верно следовать намеченным путём.

Когда человек, знает, что есть цель жизни, но привязан к плодам своей деятельности, он действует в рамках карма-йоги. Когда человек знает, что эта цель - Кришна, но, для того, чтобы понять Кришну, находит удовольствие в умственных спекуляциях, то он действует в гьяна-йоге. Когда же он знает цель и его поиски Кришны проходят целиком в сознании Кришны и преданном служении, он действует в бхакти-йоге, или буддхи-йоге, которая является совершенной йогой. Эта абсолютная йога есть высочайшая стадия жизни.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 501; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!