Воплощение идеала человека: новый взгляд



Обосновывается целесообразность пристального внимания к проблеме идеала человека во взаимосвязи с объективными условиями. Рассматривается разнообразие подходов к проблемам формирования личности. Указывается на потребностный подход как на прорывной в вопросе формирования нового человека. Описываются основа взглядов основоположников марксизма-ленинизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) на проблему формирования личности. Рассматривается советский и постсоветский взгляд на проблему формирования личности в контексте марксистско-ленинского подхода. Дается анализ возможного выхода из кризисной ситуации путем формирования общества, основанного на принципах разума (ноосферного общества).

Ключевые слова: идеал человека, человеческие потребности, потребностный подход, общество разума, ноосферное общество.

 

G. V. Surdin

The embodiment of the ideal man: a new look

The expediency of close attention to the problem of human ideal in relation to objective conditions is substantiated. The variety of approaches to the problems of personality formation is considered. The author points out the need-based approach as a breakthrough in the formation of a new person. The article describes the basis of the views of the founders of Marxism-Leninism (K. Marx, F. Engels, V. Lenin) on the problem of personality formation. The author considers the Soviet and post-Soviet view of the problem of personality formation in the context of the Marxist-Leninist approach. The analysis of the possible way out of the crisis situation by forming a society based on the principles of the mind (noospheric society) is given.

Key words: human ideal, human needs, needs approach, mind society, noospheric society.

 

Общество, состоящее из саморазвивающихся, всесторонне развитых личностей-творцов, издревле было социальным идеалом человечества. Если в эпоху Античности и развития утопических идей об этом можно было только мечтать, то сегодня идеал воплощаем на научных основах. Исследования в этой области затрагиваются в широком спектре гуманитарных наук: социальной философии, психологии, социологии и т. д. Интерес к проблеме есть не только в нашей стране, но и за рубежом.

Однако, несмотря на острое внимание к проблеме, в общественной практике нет сколько-либо заметных прорывов. В обществе в целом процветают социально-негативные явления, которые не могут не быть представленными в сознании и действиях конкретных людей-носителей. Экологические проблемы, преступность, эксплуатация и обнищание, наркотизация, снижение нравственного уровня и утрата смысла жизни, – это лишь немногие из тех проблем, которые не имеют адекватного решения при капитализме. Метод решения путем модернизации существующего строя, «залатывания дыр», не приносит никаких успехов. Кажется, что идеал человека недостижим.

В общественном сознании есть мнение, что сформировать нового человека социальным воздействием нельзя. Это и разного рода генетические теории, утверждающие безусловный примат биологического над социальным. Это и разные метафизические теории, делающие вывод о том, что общество не в состоянии сформировать человека будущего на массовом уровне, он будет все равно ориентирован на эгоцентризм, склонен к хитрости, гордыни, себялюбию, будет иметь другие отрицательные качества.

Однако доказательства возможности формирования человека под воздействием социальной среды мы можем проследить в педагогической деятельности, к примеру, А. С. Макаренко: его воспитанники-беспризорники, малолетние преступники, казалось бы, уже не имеющие шансов на исправление, сами стали талантливыми педагогами, профессионалами своего дела, получившими общественное признание, героями и орденоносцами Великой Отечественной войны Советского Союза. Этот метод подтверждался и опытом последователей Макаренко.

И именно научный прорыв появляется в марксизме. Ф. Энгельс связывал ошибочность объяснения людьми действий из мышления, и подчеркивал необходимость объяснения из потребностей. «Люди привыкли, — пишет Энгельс, — объяснять свои действия из своего мышления, вместо того чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются), и этим путем с течением времени возникло то идеалистическое мировоззрение, которое овладело умами в особенности со времени гибели античного мира» [1, с. 493].

Маркс и Энгельс утверждали: «Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» [2, с. 245].

Развивая теорию дальше, Маркс писал о богатстве человеческих потребностей при социализме, о новых проявлениях человеческой сущностной силы и обогащении человеческого существа. И, наоборот, при господстве частной собственности каждая новая потребность создает и новую зависимость:

«Мы видели, — пишет Маркс, — какое значение имеет при социализме богатство человеческих потребностей, а следовательно, и какой-нибудь новый способ производства и какой-нибудь новый предмет производства: новое проявление человеческой сущностной силы и новое обогащение человеческого существа». «При господстве же частной собственности, — подчеркивает Маркс социальную обусловленность этого положения, — мы наблюдаем обратное отношение: каждая новая потребность создает и новую зависимость» [3, с. 128].

Культивирование потребностей по К. Маркса, является способом производства человека. Ленин же подчеркивал необходимость возвышения человеческих потребностей в виде общесоциологического закона [4, с. 101]. Учение коммунизма связывается в целом с возникновением нового человека и новым общества.

Многие советские ученые, продолжая эту мысль, говорили, что весь комплекс наук о человеке рано или поздно должно возглавить учение о его потребностях.

В попытках понять сущность потребности, вывести ее из субъекта или общественной необходимости, соотнести ее с иными детерминантами общественной деятельности, появляется теория функциональных систем П. К. Анохина, которая формирует модель системного функционирования, направленного на создание определенной необходимой конечной ситуации для самосохранения системы [5].

И завершающем аккордом в понимании потребности стала теория человеческий потребностей, разрабатываемая В. А. Туевым: потребность там – внутренняя необходимость активного действия функциональной системы, направленного на ее самосохранение [6, с. 35-36].

Но как способствовать возвышению человеческих потребностей?

Трудность заключается в том, что есть и иные факторы детерминации человеческой деятельности: влечения, установки, интересы, стимулы, желания, намерения, волевые установки, цели. Есть факторы и сознания – представления и убеждения. Советские психофизиологи, социальные философы, психологи дали ответ о соотношении этих факторов, взаимозависимости, процессе формирования.

Был и дан ответ на вопрос, в каком направлении формировать человека будущего: мы должны сформировать систему его потребностей в направлении творческих и созидательных, а не статусных и престижных.

Уже развивая теорию человеческих потребностей, были и даны ответы на вопрос, какие ключевые факторы влияют на возникновение новых потребностей: потребность в самоутверждении лежит в основе возникновения всех социальных потребностей человека, интерес перерастает в новую потребность в творческой деятельности, саморазвитие отлично реализуется при коллективизме в условиях того, что оно стало предметом социальной необходимости.

Таким образом, остается научные знания воплотить в реальной жизни.

После того, как советский проект был прерван искусственным путем, надежда на воплощение идеала человека угасла. Современная российская буржуазная власть не настроена его воплощать. Это станет возможным только в новом ноосферном обществе, основанном на принципах разума.    

Каковы черты начальных преобразований? Это:

 – создание сети научно-исследовательских институтов по изучению человеческих потребностей, их динамики и вопросам формирования. В науке утвердится принцип, что основа знаний о человеке – это знания о его потребностях.

– апробация рекомендаций во всех сферах жизни, в том числе и в педагогической практике.

Воспитание в виде формирования системы потребностей с акцентом не только на рационализм, но и на социальные идеалы, этико-эстетические моменты войдет и переустроит в нашу жизнь. Неизбежно новое социальное бытие вызовет новое мировоззрение и систему ценностей. При внимании к каждому человеку у общества появятся предпосылки для радикального переустройства.

 

Список использованной литературы.

1. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 20. — С. 486–500.

2. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Том первый // МарксК., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 1–907.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи январь 1844 – февраль 1848 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т. 42. — 557 с.

4. Ленин В. И. По поводу так называемого вопроса о рынках // Полн. собр. соч. — Т. 1. — С. 67–122.

5. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы: избр. труды / П. К. Анохин. — М.: Наука, 1978. — 400 с.

6. Туев В. А. Человеческие потребности: (эскиз философской теории) / В. А. Туев. — Иркутск: Издательство ИГЭА, 1998. — 263 с.

 

Информация об авторе:

Сурдин Геннадий Витальевич – кандидат философских наук, кафедра философии, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, e-mail: gsurdin@mail.ru

 

Author information:

Surdin Gennadiy Vital'evich-candidate of philosophy, Department of philosophy, Baikal state University, Irkutsk, e-mail: gsurdin@mail.ru


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!