Отношение Обновленческого движения к Октябрьской революции и Советской власти в первой половине 1920-х гг. (на примере Иркутской епархии)



 

В статье рассматривается период становления Обновленческого движения в Иркутской епархии. Исследуется степень изученности вопроса в отечественной исторической науке. Автор уделяет внимание отношению обновленческой иерархии к Советской власти и Октябрьской революции. В качестве основных источников рассматриваются циркуляр Иркутского церковного управления от 20 сентября 1922 г. и послание архиепископа Василия (Виноградова) от 10 октября 1923 г. Также рассматривается образ Октябрьской революции в духовно-просветительской работе обновленцев в Иркутской епархии и отношение к Советской власти в документах Сибирского областного церковного совета. Делается вывод о лояльности обновленческого движения Советской власти, высказанной еще на этапе институциализации.

Ключевые слова: Обновленческое движение, история Иркутской епархии, Октябрьская революция, Советская власть, архиеп. Василий (Виноградов).

S. S. Kulpinov

The attitude of the Renovation Movement towards the October Revolution and Soviet power in the first half of the 1920 s. (on the example of the Irkutsk diocese)

 

In the article the period of formation of the Renovation movement in the Irkutsk diocese is considered. The degree of study of the issue in the domestic historical science is investigated. The author pays attention to the relation of the renewal hierarchy to the Soviet power and the October Revolution. The circular of the Irkutsk church administration of september 20, 1922 and the epistle of archbishop Vasily (Vinogradov) of october 10, 1923 are considered as the main sources. The image of the October Revolution in the spiritual and educational work of the Renovationists in the Irkutsk diocese is also considered, and the attitude to the Soviet power in the documents of the Siberian the regional church council. A conclusion is made about the loyalty of the renewal movement of the Soviet government, expressed at the stage of institutionalization.

Keywords: Renovation movement, history of Irkutsk diocese, October revolution, Soviet power, archbish. Vasily (Vinogradov).

 

В современной отечественной и зарубежной науке Обновленческое движение освещено довольно слабо. Существующие исследования, в значительной мере, тенденциозны и не стремятся отобразить все особенности данного исторического феномена, концентрируя внимание на каких-то отдельных его особенностях. В частности, клерикальные работы преимущественно развивают критический взгляд на Обновленческое движение [8, c. 55]. Нередко обновленцам усваиваются такие эпитеты, как «предатели», «блудники», «нарушители канонов» и т. д. [9, с. 60-61]. Примечательно, что традиция критики Обновленческого движения, нередко голословной, уходит корнями в первую половину 1920-х гг. Именно в этот период начинают распространяться слухи о том, что обновленцы являются иконоборцами и противниками монашества, как явления церковной жизни [2, л. 11 об.]. Следует отметить, что некоторые из подобных слухов продолжают использоваться современными церковными историками [9, с. 61].

Проблема Обновленческого движения в Иркутской епархии в первой половине 1920-х гг. никогда систематически не исследовалась. Существуют работы, обходящие эту страницу истории молчанием [5; 6]. Другие исследователи ограничиваются краткой характеристикой иркутских обновленцев, не прибегая к детальному анализу истории и особенностей движения в Иркутской области [1].

Вопрос об отношении обновленцев к Октябрьской революции и Советской власти большинством исследователей, как правило, не конкретизируются. Практически все ученые, занимающиеся историей и теологией Обновленческого движения, обозначают факт его лояльности Советской власти, однако богословские обоснования этого факта, приводимые самими обновленцами, как правило, не рассматриваются [7; 9].

Отношение к Советской власти четко обозначается иркутскими обновленцами уже на этапе институциализации их церковных структур. В циркуляре Иркутского церковного управления (далее – ИЦУ) от 20 сентября 1922 г., среди прочего, обозначается, что организация «Живая церковь», одна из основных обновленческих группировок первой половины 1920-х гг., призвана освободить церковь от политики [3, л. 1]. Вместе с декларацией аполитичности провозглашается, что ««Живая церковь» открыто и честно признает справедливость социальной революции». Завершается циркуляр предложением поминать на ектениях «Богохранимую страну нашу и правительство ее» [3, л. 1]. В контексте вышесказанного можно обозначить, что под «аполитичностью» здесь понимается смиренное принятие новой власти и отказ от противодействия ей.

Более подробно вопрос об отношении к Советской власти разъясняется в послании архиеп. Василия (Виноградова), второго обновленческого архиерея Иркутской епархии, от 10 октября 1923 г. В первую очередь, архиеп. Василий в негативном свете характеризует эпоху Николая II, в особенности возводя в вину бывшему императору преследования свободной мысли и всевластие Г. Распутина в государственной и церковной жизни. Далее в послании следует критика патр. Тихона (Белавина) за призывы к свержению Советской власти и разжигание Гражданской войны [2, л. 1]. Следует отметить, что архиеп. Василий возводит на патр. Тихона обвинения, не соответствующие действительности, так как последний не занимал чьей-либо стороны во время Гражданской войны и открыто не поддерживал политизированного дискурса зарубежной церкви в первой половине 1920-х гг. [4].

Далее в послании архиеп. Василий, опираясь на 13 гл. Послания апостола Павла к Римлянам, указывает, что необходимо подчиняться власти «не за страх, а за совесть». Архиеп. призывает молиться за Советскую власть, чтобы Господь помог ей мудро служить для блага народа, как верующего, так и неверующего. Церковь патр. Тихона, не молившаяся за Советскую власть, в послании противопоставляется церкви Христовой, которая молилась за власть «испокон веков» [2, л. 1 об.].

Поддержка Октябрьской революции обозначалась обновленцами и в духовно-просветительской работе. В частности, с 20 по 27 октября 1923 г. Иркутская обновленческая епархия проводила «Неделю духовного просвещения». В рамках данного мероприятия 21 октября 1923 г. архиеп. Василием был прочитан доклад «Социальная революция – наше искупление» [2, л. 36]. Сам текст доклада в фондах ГАИО не сохранился, однако, исходя из названия, можно судить, что архиеп. Василий развивал мысли, обозначенные в послании от 10 октября 1923 г. Общий настрой иркутских обновленцев первой половины 1920-х гг. отражают и лозунги «Недели духовного просвещения»: «Будущее нашей церкви в просвещении верующих» и «Дело духовного просвещения верующих должно быть делом самих верующих» [2, л. 36]. На примере данных лозунгов видно, что Обновленческое движение перенимало стиль и некоторые особенности лозунгов Советской власти, что опять же подчеркивает идеологическую близость обновленцев новому правительству.

В свете отношения Обновленческого движения к Советской власти примечателен и циркуляр Сибирского областного церковного совета от 19 ноября 1923 г., написанный в свете освобождения из-под стражи патр. Тихона и усиления староцерковной группы в Сибири. В данном циркуляре повторяются мысли архиеп. Василия о верности тихоновцев старому режиму и их вине в развязывании Гражданской войны [2, л. 37]. Авторы циркуляра прямо утверждают следующее: «Из круга церковной заинтересованности тихоновщина незаметно для самой себя вошла в область политической борьбы с Советской властью» [2, л. 38]. Далее тихоновцам противопоставляются обновленцы, которые «идут навстречу Социальной Революции в ее титанической борьбе с эксплуатацией правящих ранее классов» [2, л. 38]. Далее в циркуляре указывается, что одним из основных принципов обновленческой общины в Ново-Николаевске является активная поддержка Советской власти [2, л. 39].

Таким образом, уже с осени 1922 г. Обновленческое движение в Иркутской епархии заявило о своей аполитичности, косвенно признавая итоги Октябрьской революции. Критика царского режима и поддержка Советской власти с опорой на учение апостола Павла прослеживается в послании архиеп. Василия (Виноградова) от 10 октября 1923 г. Полное согласие с Октябрьской революцией и поддержка Советской власти являются общим местом в высказываниях иркутских обновленцев осени 1923 г. Аналогичные мысли повторяются и в циркуляре Сибирского областного церковного совета от 19 ноября 1923 г. В целом, на примере Иркутской епархии, можно заключить, что Обновленческое движение стояло на позициях полного признания итогов Октябрьской революции и оказывало посильную помощь Советской власти.

 

Список литературы:

1. Бажков С., иер. Иркутская епархия в Советский период [Электронный ресурс] / иер. С. Бажков // Иркутская епархия : сайт. – URL: http://iemp.ru/statiji/eparhia_vojna.htm#_Toc284586096 (дата обращения: 18.11.2017);

2. ГАИО Ф. 485 Оп. 2 Д. 11;

3. ГАИО Ф. 485 Оп. 2 Д. 25;

4. Иоанн Шанхайский, свт. Краткая история РПЦЗ [Электронный ресурс] / свт. Иоанн Шанхайский // Русская Православная церковь Заграницей. Московское благочиние : сайт. – URL: http://rpczmoskva.org.ru/istoriya/svyatitel-ioann-shanxajskij-i-san-francisskij-maksimovich-kratkaya-istoriya-rpczdo-1966g.html (дата обращения: 15.11.2017).

5. Калинина И. В. Кафедральный Казанский собор / И. В. Калинина ; С. И. Медведев. — Иркутск : ЦСН, 2008. — 48 с.

6. Калинина И. В. Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века: Научно-справочное издание / И. В. Калинина. — М. : Галарт, 2000. — 496 с.;

7. Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы (1825 - 1941) [Электронный ресурс] / А. Э. Краснов-Левитин // Азбука веры : сайт. – URL: https://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-krasnov-levitin/ (дата обращения: 11.10.2017);

8. Лавринов В. В., прот. Историография Обновленческого движения в Русской Православной церкви в 1920-е – 1940-е гг. / прот. В. В. Лавринов // Вестник ЧГУ. – 2008. – № 24. – С. 151–158;

9. Цыпин В., прот. История Русской церкви. 1917 – 1990 гг. / прот. В. Цыпин. – М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. – 831 с.

 

Информация об авторе

Кульпинов Сергей Сергеевич – магистрант,кафедра философии и методологии науки, отделение философии и теологии, исторический факультет Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)334372 e-mail: agnus.dei@rambler.ru

 

Author

Kulpinov Sergei Sergeevich – graduate student, Department of Philosophy and Theology, Faculty of History Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 tel.: 8(3952)334372 e-mail: agnus.dei@rambler.ru

 

 

УДК 261.6

А. Н. Малыгин,

аспирант ИГУ

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!