Национальная идея и формирование мы-идентичности
Моисеева Н.А. (Балашиха, Московская обл.)
Термин «национальная идея» имеет разное понимание в обществе. Но есть позиция, которая объединяет многих, — национальная идея должна иметь высокое предназначение и быть плодом исторического развития народа и его культуры, нести в себе национальный дух и общечеловеческое значение. Это субстанциальная идея, представляющая собой развернутую историософскую позицию, объясняет смысл существования данной нации. Сама по себе национальная идея является и истоком, и продуктом возникновения и исторического развития нации. Но она объективно обусловлена и поэтому не может быть создана как субъективный акт философа или политика. Национальная идея не имеет авторства, в отличие от идеологической идеи по формированию мы-идентичности, которая, напротив, не может не быть результатом творческого акта.
Национальная идея вновь волнует умы россиян. Это и понятно: Россия стоит перед очередным историческим выбором. Социально-политическое самоопределение страны обуславливает размежевание подавляющего большинства населения. Как представляется, споры о национальной идее будут актуальными до тех пор, пока наша страна не обретет тот путь, который поддержит большинство его граждан и который объединит их. Смысл и способы реализации общенациональной объединительной идеи России имеют всемирно-историческое значение. Это в общем виде — путь движения страны, способ ее существования в настоящем и будущем, это и надежда на достойное место в мировом сообществе. Национальная идея по своему объему общероссийская, и как таковая, являет собой идеал для всех народов, населяющих Россию, их вековую мечту о благосостоянии и справедливости. Она, как великая цель и идеал, вызревала в недрах народа и обусловлена спецификой его развития, зависит от черт национального характера и менталитета. Как писал Н. Бердяев: «Русские искания начала ХIХ в. и начала ХХ в., — а мы добавили бы — и начала ХХI в., — свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа»107. Хотя истоки ее возникновения восходят к периоду начала формирования русско-российской общности, в тоже время, как таковая, национальная идея представляет собой разворачивание русской идеи в новую для нее фазу, поскольку она рассматривается уже в контексте современной России.
|
|
107 Бердяев Н.А. Русская идея. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. С. 239.
574
Стендовая секция
Если обратиться к содержанию русской идеи, то можно обнаружить, что она никогда не оставалась статичной, она постоянно уточнялась, развивалась, впитывая чаяния и надежды простых людей. Коренной пересмотр национальной идеи , ее кардинальное переосмысление, вообще говоря, невозможны в рамках данной нации. Замена национальной идеи невозможна потому, что для этого должен измениться состав нации, ее история. Смена общественно-политического строя не меняет глубинного смысла и содержания национальной идеи. Как показывает история, разворачивание национальной идеи в большинстве стран происходит эволюционным путем развития. На протяжении длительного исторического периода в нее вносятся необходимые поправки и дополнения, в результате чего происходят постепенные изменения. При этом само возникновение идеи, динамика ее развития, смысловые акценты всегда зависели как от внутреннего, так и от внешнего контекста. Новые грани русская идея получала, как правило, в критические для российского государства и общества моменты. Другими словами, понимание собственного предназначения во многом определяется и стимулируется характером и интенсивностью межнациональных социокультурных контактов, что и становится ответом на вызовы времени. Понять сущность и предназначение культурноисторической идентичности можно лишь в диалоге и противопоставлении «они».
|
|
Русская идея как термин использовался рядом мыслителей для характеристики России как субъекта истории, ее проблем, связанных с особенностями российской истории, русской культуры, национального характера и менталитета. Понятие «русский» некоторые ошибочно отождествляли с этническим происхождением, хотя традиционно основанием для национальной идентичности в России была не этническая принадлежность, но прежде всего чувство духовной общности, ощущение особого исторического предназначения и судьбы. Русский — это человек, выросший в русской культуре и стихии ее языка, смысловой состав которого уже определяет тип национального сознания, задает систему мировоззренческих доминант. В предыдущие исторические эпохи русская идея выполняла в культуре самые различные функции: она подчеркивала самобытность и уникальность национально-культурного организма; обеспечивала преемственность культурных традиций и отражала уровень развития духовной культуры, указывала направление совершенствования личной, общественной и государственной жизни. По В. Соловьеву русская идея есть «верховный долг нации» и »эта идея действует во всех случаях как реальная мощь»108. И. Ильин утверждал, что «эта идея указывает нам на нашу историческую задачу и наш духовный путь»109. Фиксируя базовые ценности русской куль-108 Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей / Предисл. А.В. Гулыги. М.: Айрис-пресс, 2002. С. 229. 109 Ильин И.А. О русской идее // Там же. С. 402.
|
|
|
|
575
Национальная идея России
туры, русская идея способствовала объединению в единое целое огромного полиэтнического мира Российской империи. Для России русская идея, отмечал Н.А. Бердяев, — это не просто стержень национальной идеологии, но и история русской духовности, «собирательный образ России», который сегодня мы называем как «мы-идентичность».
Возникновение русской идеи, по мнению В.М. Межуева, следует относить к периоду победы над наполеоновским нашествием, когда встал вопрос, к какой цивилизации принадлежит Россия. О смысле и сущности Русской идеи идет спор более двухсот лет, поскольку до сегодняшнего дня главный вопрос принадлежности России к европейской или евразиатской цивилизации находится в ситуации дискуссии. Русская идея это особая и во многом специфически российская форма понимания цивилизационной миссии России, трактовки ее различных граней в меняющемся историческом контексте. Как пишет современный философ М.А. Маслин: «Русская идея» является понятием сложным и неоднозначным, отражающим многовариантность исторического пути России»110. Появление русской идеи, понятной, доступной большинству людей, разделяемой ими, свидетельствовало о мощном самосознании народов, понимании и приятии принципов общественного бытия, духовной жизни, а также целей и путей исторического движения. Актуализация в общественном самосознании русской идеи всегда происходила в кризисные периоды истории. Повышенное и напряженное внимание к проблемам, отличиям и достоинствам своего народа вполне естественно и неизбежно в период резких политических, экономических и культурных перемен. Острота и значимость проблем национального существования нередко придавали формам выражения русской идеи особую напряженность, что объясняется кризисным состоянием национального самосознания, пытающегося «снять» чувство национальной неполноценности и обрести социокультурную мы-идентичность.
Что же касается национальной фазы развития, то отдельные страны Европы опережают Россию на 100–200 лет. Время возникновения наций, в отличие от народов, можно установить, опираясь на исторические события. Североамериканская нация рождалась в ходе Гражданской войны, французская — после Великой революции 1789 года, германская и итальянская нации в XIX веке. Что касается русской нации, то ее рождение датируется 1945 годом — победой России во Второй мировой войне. Подобно тому, как на Куликово поле пошли, суздальцы, владимирцы, новгородцы, а вернулись с него русские люди, так и на Великую отечественную войну уходили разные народы страны, а возвратилась единая русская нация.
В то же время отечественная гуманитарная традиция заставляет с большой осторожностью использовать в публичном дискурсе национальную
110 Маслин М.А. Русская идея // Российская цивилизация: Этнокультуные и духовные аспекты: Энц. словарь. М.: Республика, 2001. С. 370.
576
Стендовая секция
символику. В нашем недавнем прошлом отношение к национальной проблематике, тем более сегодня, далеко не однозначно, в том числе к национальной идее. Можно согласиться с вопросом, который ставит С.П. Пыхтин — автор цикла статей на тему «Русская национальная идея и современность»: «разве идеи сами по себе угрожают человечеству?». Он же резко отвечает: «Мир идей и есть тот естественный мир, в котором происходит человеческое развитие… Общество обречено на «нигилизм», если, сосредоточившись лишь на материальной стороне жизни, оно попытается исключить область идеальных интересов. Человек, который не исповедует «идеологию» — дикарь, нация без «национальной идеи» — сброд»111. С точки зрения философа В.М. Межуева, собственно смущала не сама по себе идея, а то, что она рус-ская112. И сегодня разброс мнений по проблемам, имеющим прямое или косвенное отношение к национальной идее, достаточно велик: с одной стороны — отрицание ее социокультурного смысла как русской идеи, признание исторической и социально-философской исчерпанности в ее традиционном содержании; с другой стороны — попытки сформулировать значимую альтернативу русской идее в соответствии с сегодняшней социокультурной и политической ситуацией. Несмотря на это, национальная идея живет и »работает» в плане формирования мы-идентичности. Здесь стоит привести показательный пример. Интитутом этнологии и антропологии РАН проводились исследования по вопросу идентификации москвичей как россиян. В 1992 годы лишь пятая часть опрашиваемых идентифицировала себя как россияне. В 2006–2008 годах такая идентичность была присуща уже 65% населения России (по данным Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения Института социологии РАН)113. Содержание и основные функции национальной идеи сегодня определяются двумя позициями: во-первых, конечно же, как ответ на вызов современной социокультурной ситуации и сегодняшними проблемами развития, как России, так и общемировыми тенденциями; во-вторых, по причине того, что только национальная идея способна обеспечить ценностную ориентацию и духовное основание многообразию российской культуры, консолидировать многоэтническое российское общество, стремящееся перейти в хаос, дать смысл и перспективу развития.
В национальной идее предполагаются аксиоматические утверждения: наличие национального суверенитета, национального самосознания и национального соответствия. Все эти позиции отражают идею формирования идентичности, острая необходимость которой проявлялась в сложнейшие
111 Пыхтин С.П. Русская национальная идея и современность // <http://www.netda.ru/
sborniki/rustroj/rs-pihtin.htm>.
112 Из выступления с докладом на пленарном заседании конференции «Национальная
идея России» в ИНИОН 12.11.10.
113 Русские и россияне // Независимая газета. 12 ноября 2010 года. С. 5.
577
Национальная идея России
периоды нашей истории. В исторических победах русского народа отстаивался национальный суверенитет и не только демонстрировалась моральная составляющая, но и конструировалась общероссийская мы-идентичность. Это первая Великая победа — победа Д. Донского в 1380-ом по защите суверенитета; это вторая Великая победа в 1612-ом под руководством Минина и Пожарского, по утверждению преимуществ православной идентичности в противовес католичеству. Это русские победы в 1709 над Карлом ХII в Полтавской битве, в 1812-ом над Наполеоном под руководством Кутузова, где утверждалось русско-российское национальное соответствие; это наконец величайшая победа над фашизмом во Второй мировой войне через единение сил и духа всего российского народа, что в полной мере отражало суть и смысл национальной идеи, способствовало возвышению национального самосознания и рождению национальной мы-идентичности.
Национальная идея и сегодня должна быть не просто отвлеченным политико-философским дискурсом, а результатом духовного осмысления культуры и истории нашей Родины, ее целей и смыслов. Как правило, в мирные времена не столь остро проблематизирующие вопрос суверенитета, но не менее важные для перспективного развития страны, чувство общероссийской общности всегда ослабевало. Но именно в этот период актуализируется проблема мессианской сущности национальной идеи, как на микро, так и макроуровне. Что касается первого, то ослабление ее идентифицирующей общероссийской ипостаси отвлекает силы всего народа на ее реинкор-нацию; что касается макроуровня, то Россия могла бы стать центром притяжения для третьей зоны государств, реализуя свой культурный ресурс, каким всегда являлись духовность и аскетизм. Как отмечал А.С. Панарин, дух русской культуры всегда обращался к слабым, а в мире — к неудачникам. Стоит впомнить, что в традициях русской школы воспитывалось всегда уважение к достоинству человека помимо его социального статуса и экономического успеха. Из этого следует, что ментальный ресурс русских в солидарности, сострадательности и эмпатии к человеку. Проблема выживания мировой цивилизации состоит в том, что на земле природные ресурсы ограничены. В связи с этим, как справедливо замечает А.В. Марков доктор культурологии, «планета не выдержит активности «эффективных» и »успешных», поэтому залог выживания человечества состоит в том, чтобы на арену цивилизации вышли культуры и народы, согласные довольствоваться малым, переставшие мерить смысл жизни критерием успеха. Для таких культур Россия — образ надежды, особое метафизическое пространство, «обетованная земля бедных», что очень важно для внутреннего самочувствия загоняемого в »социальные резервации» большинства мира»114. Востребованность культурно-идентификационных ресурсов русской на-114 Марков А.П. Цивилизационные ресурсы русской идеи // <http://www.lihachev.ru/pic/ site/f les/lihcht/2007/sec1/s1_13.pdf>.
578
Стендовая секция
циональной идеи предполагает сегодня не только адекватность в позиционировании России на международной арене, но, что очень существенно для сегодняшней России, — вести дальновидную политику в области образования и культуры.
Россия на рубеже веков оказалась в ситуации глубокой трансформации не только в области экономики и государственно-политического устройства, но и в духовно-культурной сфере: прежняя система ценностей и моральных принципов была разрушена, что обусловило — вместе с созданием рыночно-потребительского общества — кризис социальной и культурной идентичности. Анализируя научные публикации этого периода, можно отметить, что причину этого многие усматривают в стихийной социализа-ции115. Как известно, социализация может проходить спонтанно, а может идти как целенаправленный процесс. В одном из положений Закона «Об образовании» утверждается: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Контекстуально мы понимаем это так, что образование это не только институт трансляции знаний, но и институт социализации, направленный на формирование социокультурной и национальной мы-идентичности.
При формировании мы-идентичности национальная идея может быть выражена в разных формах, через работу разных социальных институтов, это семья, школа, вуз, внеучебные заведения и др. Главное, в их содержании необходимо присутствие двух моментов: во-первых, наличие мировоззренческой парадигмы и, во-вторых, существование такого поколенческого субстрата, который будет способен для дальнейшего продуцирования национальной идеи в истории России. Смысловая логика существования нации требует обоснования стратегических ориентиров социокультурного и государственного развития России через национально ориентированное воспитание молодежи. Более того, ««Государственная концепция воспитания в России» должна быть динамическим, периодически обновляющимся документом, а ее системообразующий концепт — национальный культурно-воспитательный идеал, составляющий гуманистический компонент на-цональной идеи — должен последовательно развиваться в соответствии с объективно-историческим процессом развития социума, культуры, экономики, с изменениями в ценностях, смыслах, приоритетах индивидуального и коллективного сознания и деятельности»116. В постсоветской России
115 См.: Краснова Е.А. Нравственные ориентиры молодежи в условиях стихийной социали
зации // Социология. Научный журнал РоСА. № 2. М., 2006. С. 34; Соколова Е.В. Ориента
ции студенческой молодежи на ценностные переживания // Социология. Научный журнал
РоСА. № 2. М., 2005. С. 191–195; Казнин Л.Н. Социальные проблемы молодежи // Социоло
гия. Научный журнал РоСА. № 2. М., 2006.
116 Пыхтин С.П. Русская национальная идея и современность.
579
Национальная идея России
прежняя система ценностей и моральных принципов, а вместе с ней и система социокультурной идентичности были разрушены, вследствие чего воспитательный процесс потерял свою основу. Это обусловило в свою очередь, — вместе с созданием рыночно-потребительского общества — кризис социальной и культурной мы-идентичности российского общества. Социокультурную и национальную идентичность можно определить как соответствие, совпадение социального, культурного и национального самосознания и психологии множества «Я» сложившемуся характеру нации. Идентичность можно рассматривать как самосознание (или осознание) обществом, народом своего внутреннего единства с теми ценностями, нормами и идеалами, которые были выработаны в его истории — на пути к национальному и гражданскому становлению.
В соответствии с этим современную общественную ситуацию в России можно определять как разрушение данной идентичности через форсированное навязывание обществу приоритетов массовой культуры, ценностей и норм потребительского образа жизни. У социологов эти процессы получили название деидентификация, которые проявляются в различных формах. Это и отсутствие общественного самосознания, и значительное ослабление таких ценностей и регуляторов социального поведения, как чистая совесть и честность, коллективизм, социальная взаимопомощь и других. Эти принципы перестают соответствовать новой реальности, в результате чего происходит как бы внутренний распад социальной сферы, ее «атомизация».
В последние годы часто дискутировался вопрос: необходима или нет русским национальная идея. На самом деле проблема должна быть сформулирована иначе, — какая идея может и должна быть в России национальной, и какой смысл должен быть заложен в национальной идее, что бы вывести страну на достойный уровень в мировом сообществе? Эта главная проблема возвращает к истокам и смыслам национального существования. Так В. Соловьев считал, что каждая нация, объединенная в государственное целое, призвана выполнять в составе человечества определенную миссию или роль и должна обрести свою идею, в противном случае ее существование не оправдано. Миссия или роль нации, как представляется, в ее творческой сущности и наличном существовании в составе мирового целого. Национальная идея как сущностное ядро может быть представлено и должно позиционироваться в обществе многовекторными приоритетными идеологическими идеями.
В то время когда в России ведутся дискуссии по вопросу: нужна ли нам национальная идея, в других странах в массовом сознании эта идея конечно же существует. В частности в Америке никто не сомневается в необходимости «американской мечты». Эта идея входила в массовое сознание через идеологические каналы. Но идея и идеология не одно и то же, хотя это одно-коренные слова. Тринадцатая статья Конституции Российской Федерации
580
Стендовая секция
запрещает государственную идеологию, но это не говорит о том, что идеологического феномена в обществе в принципе не может быть. Если в России ведутся дебаты о правомерности использования государственной символики в частной жизни, в Европе выходят на иные уровни осмысления этих вопросов. Вот в частности, что писал Майкл Биллиг по поводу канализиро-вания идеологических идей и закрепления в обществе национальной символики: «образ банального национализма — не флаг, которым сознательно размахивают с лихорадочной страстностью: это флаг, незаметно висящий на общественном здании»117. Иными словами, на Западе идеологические идеи проводятся в массы в более разнообразных формах. Более того, проводятся исследования, где подтверждается, что государства, которые включают идеологический ресурс развиваются более продуктивно. Следует отметить, что и в истории России подъем отмечался тогда, когда выдвигалась та или иная мобилизационная идея. Но для этого национальная идея должна стать частью массового сознания. Одним из идеологических каналов трансляции национальной идеи являются учебные и внеучебные заведения страны, поскольку именно здесь основа жизненного пространства превращается в »национальное» пространство.
В период социокультурных и экономических трансформаций, одной из системообразующих идеологических идей будет являться формирование мы-идентичности. Эта субстанциальная идея является одной из существенных составных частей национальной идеи и будет сплачивать этносы в общероссийскую нацию, что собственно и является сущностной целью на микро и макроуровне. В 90-е годы, отменив жесткие установки коммунистической идеологии, отказались одновременно и от целенаправленного формирования духовно-нравственных качеств в обществе. Личность оказалась освобожденной от ценностей, национальных традиций, обязательств перед своей страной и народом. Механизмы обеспечения сохранения исторической памяти нации перестали воспроизводиться, вследствие этого процесс идентификации приобрел так же стихийный характер. Здесь следует учитывать общую ситуацию в обществе, характерными чертами которой выступают:
- жесткое вытеснение из российской действительности традиционных духовно-нравственных ценностей;
- утрата ведущей роли в социализации российской молодежи традиционных институтов: конфессиональных, профессиональных, семейных;
- колоссальный социальный сдвиг от общества интенсивного труда к обществу интенсивного потребления, а вследствие этого резкое снижение статуса и значения труда.
117 Billig M. Banal Nationalism, London: Sage, 1995, 6–8. Цит.по: Мусаев И.М. Теории нац-тонализма: Анализ современных зарубежных концепций: Монография. СПб.: Изд. РГПУ им.А.И. Герцена, 2005.С. 121.
581
Национальная идея России
Все это подтверждает ту мысль, что «кризис идентичности наступает под влиянием серьезного социального кризиса, когда происходит распад идеалов и ценностей, находящихся в основе прежнего социума»118. В связи с этим вполне объяснимо, что раньше преобладала идентификация по социальному критерию, — сегодня в большей мере по национальному. Однако явное запаздывание с формированием мы-идентичности в современной России позволяет предполагать, что здесь дело не только в принятии новых ценностей и новых социальных ролей, но в обеспечении трансформации глубинных «пластов» социума и культуры. Поэтому сама по себе адаптация населения к рынку и не могла стать основой формирования новой социально-культурной идентичности. Произошли только изменения социальной структуры, которые сами по себе не формируют новые параметры идентичности. Поэтому возникает необходимость более конкретного рассмотрения всего того, что обеспечивает восстановление столь необходимой для нашего общества макроидентичности. Эта проблема является актуальной именно потому, что отставание с решением этого вопроса «держит» общество в состоянии перманентного кризиса, оказывается фактором, препятствующим формированию установки населения на инновационное развитие страны. Формирование мы-идентичности — это выход общества на уровень его целостности, приобретение им качества субъекта, способного определить свою позицию по отношению, как к собственной общественной жизни, так и к внешней глобальной реальности. Таким образом, обнаруживается огромная, жизненно важная роль идентичности для бытия самого общества.
Невозможно создать современное модернизированное и инновационное общество, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Духовно-нравственный потенциал нашей молодежи является одним из основных элементов стратегии формирования идентичности. Вследствие этого вряд ли стоит сомневаться в необходимости активного возвращения воспитательных функций в высшие учебные заведения и закрепление данного факта на государственном уровне в законодательных и локальных актах. В последние годы к проблеме формирования идентичности в процессе воспитания молодежи вновь привлечено общественное внимание.
При определении ориентиров образовательного процесса и формировании мы-идентичности сегодня необходимо учитывать: во-первых, преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к идеалам прошлых эпох; во-вторых, базовые национальные ценности России, как общественные, так и культурные; в-третьих, те внутренние и внешние вызовы, которые стоят перед нашей страной.
118 Российская национальная идентичность в лабиринтах модернизации и глобализации: философские, социокультурные и политические проблемы»: материалы международной научно-практической конференции / Отв. ред. В.Р. Чагилов. Невинномысск: НГГТИ, 2010. С. 141.
582
Стендовая секция
Для этого необходимо социализацию молодежи переводить из состояния стихийности в целенаправленный процесс по формированию общероссийской мы-идентичности. Должны быть созданы условия в детских, школьных и высших учебных заведениях для раскрытия потенциала российского человека, востребованности к продуцированию культурных образцов, — это все вместе взятое станет «центром притяжения» и формирования социокультурной и национальной мы-идентичности. Общество для себя решит задачи: во-первых, по воспитанию такого поколения россиян, которые могли бы быть способными к поддержанию традиций и сплочению нации; во-вторых, по воспитанию гражданина с потребностью идентификации себя через нравственную норму с отечественной культурой; в-третьих, по воспитанию активного и деятельного профессионала, способного к инновационному творчеству. Выдвинутые в качестве приоритетных эти направления работы в сфере образования предполагают работу по восстановлению традиционных ценностей среди молодежи, на основе которых и следует формировать мы — идентичность.
Таким образом, цели, которые могут быть поставлены в качестве основополагающих: самосохранение народа, перспективы экономического и культурного развития страны, решение конкурентных задач государства на международной арене, — будут достижимы только в ситуации единения этносов в мы-идентичность через:
- уважение к историческому прошлому страны;
- приятие основополагающих традиционных общероссийских ценностей;
- участие в созидательном труде, как на собственное благо, так и на благо всей страны;
- неприятие «маргинальных уходов» от реальной действительности и не допущение девиантных форм поведения и др.
Все эти вместе взятые позиции в будущем могут быть обеспечены лишь при условии наличия у нации новой генерации, способной идентифицировать себя с этой страной и ее народом. Реально процесс идентификации проходит в современной культуре и науке, образовании и воспитании, являющихся формами, в которых воплощается национальная идея, способами, воспроизводящими духовную жизнь нации из поколения в поколение. В этом случае, национальная идея будет способствовать в процессе формирования общероссийской мы-идентичности созданию качественно нового человеческого материала, избавив русского человека от всех форм смирения, созерцательности, непротивления и пассивности, и вследствие чего превратить каждого представителя российской нации в энергичного, деятельного, повсеместно утверждающего справедливость и правду, человека. Это в свою очередь станет прологом к решению целеполагающей задачи обретения Россией своего достойного места в мировом сообществе, будет
583
Национальная идея России
утверждать национальный суверенитет, укреплять национальное самосознание и отражать национальное соответствие. Это может быть достигнуто при полной заинтересованности государства, социокультурных и образовательных учреждений по формированию у современной молодежи общероссийской мы-идентичности.
В подтверждении всему сказанному, хочу привести примеры из практики работы по формированию мы-идентичности в Российском государственном аграрном заочном университете (РГАЗУ). Величайший русский ученый — энциклопедист М.В. Ломоносов утверждал, что Россия будет прирастать своими окраинами. Справедливость этих слов в нашем университете ощущается непосредственно, поскольку систематически увеличивается количество студентов из регионов России. В этом учебном году наш университет открыл двери более чем 13 тысячам студентов. РГАЗУ один из ведущих аграрных вузов России, основной поставщик кадров агропромышленного комплекса. В университете создано воспитательное пространство, способствующее формированию российской мы-идентичности у нашего студенчества. Используя разные методы и формы учебной и внеучебной работы, идет приобщение к историческим культурным традициям России, раскрываются символические смыслы государственных праздников, в контексте социокультурной и воспитательной работы проводятся общеуниверситетские фестивали, форумы, кино-концертные программы и иные мероприятия, способствующие формированию мы-идентичности.
Необходимость восстановления воспитательной функции в высших учебных заведениях осознано на государственном уровне и ознаменовано внесением в критерии комплексной оценки вузов — оценки воспитательной работы в высшей школе, которая становится значимым показателем (и будет становиться более весомым, чтобы исключить ситуацию давать образование студентам с перспективой применить его в другой стране). Сегодня уже нормативные акты государственного уровня по проблеме воспитания российской молодежи направлены на то, чтобы процесс стихийной социализации вернуть в рамки управляемого процесса.
С целью формирования у нашего студенчества мы-идентичности, в нашем университете, согласно разработанной концепции в рамках воспитательной системы ставились и решались следующие задачи:
1) формирование университетской полноценной социально-пе да го ги-
чес кой воспитывающей среды;
2) ориентация студентов и аспирантов на активную жизненную позицию;
3) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;
4) сохранение и развитие лучших традиций и выработка у студентов и ас-пи рантов чувства принадлежности к университетскому сообществу и выбранной профессии;
584
Стендовая секция
5) активизация деятельности молодежных объединений и др.
Главной среди названных задач являлась: на основе формирования гражданской активности, развития систем самоуправления, идентификации молодежи со своей страной и ее культурой создать возможности и стимулы для дальнейшего самостоятельного решения возникающих проблем как профессиональных, так и жизненных. Современной молодежи свойственно неприятие прямого воспитательного воздействия со стороны старшего поколения. Поэтому важнейшую роль играют воспитательные аспекты: наличие позитивных образцов, моделей поведения, деятельности и готовность следовать этим моделям. Таким образом, в процессе разработки воспитательной системы в университете преследовалась цель, чтобы стихийную социализацию превратить в управляемый процесс.
С целью координирования воспитательного процесса в нашем университете созданы: отдел социокультурной работы, студенческие органы самоуправления, совет по социокультурной и воспитательной работе, центр студенческих инициатив, которыми разрабатывались и проводились:
*
У День знаний «VIVAT, студенческое братство!»;
> «Посвящение в студенты»;
> Конкурсы: «Разминка эрудитов», «Мисс студенческая весна — РГАЗУ: 2009», 2010, «КВНы» и другие;
>• Фестивали: «Студенческая весна: РГАЗУ-2008»; «VIVAT, РГАЗУ!» в 2010; «Радуга творчества» 2008, 2009, 2010;
> «Фотобиеннале: РГАЗУ-2008», 2009, 2010;
> Научно-практические студенческие межвузовские конференции: «Гуманитарные знания в контексте будущей профессии»; «Социокультурные проблемы России глазами молодых», «Грани памяти: смысл и значение Великой Победы» и др.;
> «Универсиада: РГАЗУ — 2009» и 2010 и многие другие.
Студенты и преподаватели университета принимали активное участие в культурно-масовых и спортивных мероприятиях г.о. Балашиха и Московской области. Например, вокальный ансамбль университета «Белый парус» принимал участие, и им было дано в общей сложности 28 благотворительных концертов в Подмосковье. В нашем университете трансляция символов национальной культуры, символики нашего университета является неотъемлемой воспитательной задачей. Это георгиевские ленточки в День Победы; флаг университета в торжественных мероприятиях; эмблемы во время общеуниверситетских фестивалей и др.
В частности, с целью приобщения студентов к российской истории, национальной культуре, достижениям отечественных ученых, работавших в стенах университета, были разработаны программы мероприятий к 65-летию Великой Победы и 80-летию университета. Одной из широкомасштабных программ являлась программа Большого фестиваля «VIVAT, РГАЗУ!», ко-
585
Национальная идея России
торый включал спектр мероприятий, посвященных значимой дате, как для России в целом, так и для сотрудников и студентов нашего университета. В рамках Большого фестиваля был реализован научно-исследовательский проект «Грани памяти», в котором, к примеру, предусматривалось проведение следующих мероприятий:
1. Юбилейный форум: «РГАЗУ: вчера, сегодня, завтра».
2. Экскурсия по усадьбе князей Голицыных Пехра-Яковлевская, на территории которой раньше находился наш университет.
3. Встреча с потомком князей Голицыных М.В. Голицыным.
4. Научно-практическая межвузовская студенческая конференция: «Грани памяти: цена и смысл Великой Победы».
5. Научно-практическая преподавательская (с участием студентов и аспирантов) конференция: «Грани памяти: ученые РГАЗУ и их вклад в российскую науку».
6. Круглый стол аспирантов РГАЗУ: «Молодые ученые РГАЗУ как продолжатели традиций отечественной науки».
7. Открытые лекции, посвященные юбилею университета: «Достойный путь нашего университета: нам 80-лет».
Эти мероприятия были успешно проведены. Какие цели и задачи преследовались этим научно-исследовательским проектом? Это:
- воспитание патриотизма и гражданственности у молодого поколения через сохранение и трансляцию памяти о Великих победах русского народа;
- стимулирование интереса студенчества к российским традициям, истории университета;
- развитие интеллектуального творчества и научно-исследовательской инициативы в сфере гуманитарных знаний студентов, молодых ученых и специалистов;
- повышение роли коммуникативных и человекотворческих технологий в реализации молодежной политики высших учебных заведений и привлечение общественного внимания к проблемам развития интеллектуального потенциала общества.
Студенты, аспиранты и сотрудники всех факультетов и института приняли заинтересованное участие в проекте, и, в сущности, этот проект Большого фестиваля, вызвав большой резонанс, своего результата достиг. В памяти осталось многое, но самое главное понимание необходимости и общероссийской значимости того дела агрария, которому служит наш университет, воспитывая своих студентов в традициях русской культуры поддерживать суверенитет своей страны, продовольственную независимость бережным взращиванием зеленых ростков пшеницы надежными руками российского хлебороба. Это и было отражено в фестивальной эмблеме, которая заняла первое место в конкурсе и стала общеуниверситетской фестивальной эмблемой.
586
Стендовая секция
Подводя итоги, следует сказать, что разработанная в университете система социокультурной работы и воспитательной деятельности направлена на создание воспитательного пространства вуза, которое способствует активному формированию национальной и социокультурной мы-идентичности.
В университете реализуется идеологическая идея позитивного и творческого отношения студентов к России, своему университету, преподавателям, коллегам. В Российском государственном аграрном заочном университете идет формирование общероссийской мы-идентичности через подготовку конкурентоспособных специалистов АПК, лидеров производства и бизнеса, обладающих качествами гражданина-патриота, социальной активностью и высокой культурой. Иными словами, формируя воспитательное пространство университета — мы формируем корпоративное пространство мы-идентичности, где заложены механизмы формирования общероссийского самосознания.
Оптимизация работы с молодежью в нашем университете по формированию общероссийской мы-идентичности несомненным образом способствует тому, что постепенно реализуются национальные и общечеловеческие смыслы органического развития человека новой генерации, — подлинной цели, что и является сущностью и способом воплощения национальной идеи.
587
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!