Соборная личность как методологическая категория изучения национальной идеи
Макарова Л.В. (Москва)
Актуальность изучения национальной идеи довольно сложно доказуема как в научном, так и в социально-практическом плане. В научном плане можно доказать эффективность «работы» идеологии на уровне национального государства как социальной общности, однако это доказательство касается национальной идеи уже на уровне действующей идеологии, но не может объяснить почему в том или ином национально-государственном образовании, на том или ином историческом этапе оказывается действующей определенная идеология, а множество предлагаемых других отмирают или маргинализируются. В социально-практическом плане доказательство необходимости национальной идеи еще сложнее — это все равно, что пытаться доказать необходимость спасения души тому, кто не верит в само существование души. Поэтому, рассматривая вопрос научной и социально-практической актуальности изучения национальной идеи нужно весьма трезво отдавать себе отчет, что эта проблема, во-первых, имеет глубокие не только философские, но и религиозные корни, а во-вторых, не всегда имеет видимое практическое значение. Иными словами, для подхода к изучению национальной идеи необходима чрезвычайная научная трезвость, можно даже сказать смирение, которое выражается в понимании ограниченности научных методов познания и признании значения философского и религиозного уровней познания. Кроме того, не стоит обольщаться, что национальная идея имеет значение для всех и каждого из представителей того или иного национально-государственного образования, хотя бы потому, что далеко не всякий человек намерен воспринимать какие бы то ни было идеи как таковые — многие люди живут только на обыденном уровне и не испытывают потребности в идеях. Таким образом, вполне можно представить ситуацию, когда национальная идея существует, но не проявляется в целостном самосознании нации на всех его уровнях и не имеет социально-практического значения из-за того, что национальное сознание находится преимущественно на обыденном уровне.
|
|
557
Национальная идея России
Для того, чтобы найти основания национальной идеи нужно обратиться именно к методологии целостного познания, в которой представлены и религиозная и философская и научная стороны. На уровне религиозном и философском такой феномен не только существует в России, но и является своего рода визитной карточкой ее самосознания — это феномен русской религиозной философии, которая имеет весьма значительную социальную составляющую. Кроме того и в социально-преобразовательном отношении этот источник весьма перспективен, поскольку большинство населения современной России идентифицируют себя как православных (от 55 до 75%).
|
|
Тема русской идеи, национальной идеи, весьма аутентична для русской религиозной философии, а методологические основания для выхода на научный уровень можно найти еще у ее патриарха — Владимира Сергеевича Соловьева100. Теоретико-методологический подход предложенный Соловьевым можно обозначить как конкретный идеализм. Сущность его заключается в том, что конкретный социальный субъект (в данном случае — нация) имеет идеальную сущность, является в той или иной мере воплощением идеи Божией о данном национальном образовании. Человечество же в целом представляет собой совокупность взаимодополняющих идей-наций, составляющих вместе Богочеловека Христа — одновременно и высшую идею и реального человека. Поэтому в данном контексте говорить о национальной идее вне христианского ее понимания не имеет смысла, как бы это не представлялось практически оправданным. Кроме того, такое понимание национальной идеи снимает вопрос о противопоставлении наций, напротив разнообразие национальных идей представляет собой реальную возможность функционирования человечества как единого целого.
|
|
С точки зрения конкретного идеализма источником национальной идеи как Божьего замысла не может быть общественное мнение. Вл. Соловьев убежден, что народы так же как отдельные люди могут ошибаться в выборе путей своей исторической судьбы. Означает ли это, что такое понимание национальной идеи выводит ее за рамки научного анализа и перспективы социальной практики? Представляется, что нет. Другое дело, что в отрыве от религиозно-философского мышления научный анализ и социальная практика теряют смысл. И в этом контексте можно сказать, что в своей целостности национальная идея России пока еще не находила полноты воплощения в ее истории и в этом отношении задача трансформирования проблемы национальной идеи из религиозно-философского в научный формат приобретает особую актуальность.
100 Соловьев В.С. Русская идея // Сочинения в двух томах. Т. 2, М.: изд-во «Правда», 1989. С. 219–247.
558
Стендовая секция
Можно сказать, что в религиозно-философском формате происходит познание самой сущности, смысла идеи. В религиозном отношении это откровение, в философском — размышление о той идее, которую замыслил о России Бог. На этом уровне идея России познается как вечная неизменная сущность и меняться могут только источники откровения и способы размышления. На научном уровне речь можно вести о конкретно-исторической, социальной феноменологии национальной идеи. Логически это путь от идеи как абстракции к ее конкретному выражению, и научное познание тут выполняет роль своего рода посредника. Каким образом можно обнаружить феноменологию национальной идеи как идеи Божией о нации, в частности о России? В данном отношении можно воспользоваться достаточно хорошо операционализируемой категорией соборной личности, которую предложил В. Соловьев. Соборную личность можно определить как духовную сущность социальной общности как добровольное собрание идей-личностей вокруг идеи соборной личности нации. В таком собрании присутствует иерархия как личностное отношение, и оно характеризуется определенными свойствами. В христианской антропологии существует представление о человеке как царе, священнике и пророке. Именно эти характеристики в полной мере присущи Богочеловеку Христу и каждая из них во всей полноте раскрывается как в его земной жизни, так и в мистическом теле Церкви, христианском человечестве. Эти три характеристики присутствуют и в единстве соборной личности и именно в них можно найти проявление национальной идеи.
|
|
Соответствие между тремя ипостасями соборной личности как духовной сущности национально-государственного образования и определенными социальными группами достаточно очевидно. Царская ипостась — это политико-управленческий слой, священническая — конфессиональный, а пророческая — слой интеллигенции. Современные методы социально-гуманитарного познания позволяют рассматривать коммуникативную практику внутри каждого из этих слоев как специфический дискурс. В интересующем нас отношении содержанием этого дискурса является Россия. Необходимо отметить, что, следуя методологическим принципам, предложенным В. Соловьевым, соборная личность предполагает отношение к себе как к реально существующему третьему лицу, соответственно, из дискурса о национальной идее выпадают любые высказывания, в которых не содержится личностного отношения к России как субъекту самостоятельного исторического действия, т. е. любые высказывания, в которых под Россией понимается территория, государственное устройство, население и все то, что может быть объектом воздействия, а не самостоятельным субъектом. При практическом рассмотрении оказывается, что такого рода дискурсивные практики не столь широки и обладают определенными свойствами.
559
Национальная идея России
Политико-управленческий дискурс
Агентами политико-управленческого дискурса являются политические деятели и государственные служащие, и прежде всего Президент России, конституционной обязанностью которого является обозначение стратегических приоритетов. В определенном отношении во включении данного дискурса в изучение ипостасей соборной личности наблюдается парадокс — в соответствии с управленческой организационной функцией Россия понимается в нем как субъект воздействия. Тут очень важно различить личностное отношение как к субъекту воздействия от отношения к обезличенному субъекту воздействия. В принципе, довольно легко представить, что в политико-управленческом дискурсе может и вовсе не обнаружиться личностного отношения, и страна может восприниматься агентами дискурса как объект, что, само по себе является весьма настораживающим фактором. Впрочем, в официальных обращениях и программной статье Д.А. Медведева «Россия, вперед!»101 в достаточной мере содержится материал для анализа политико-управленческого дискурса именно в контексте методологии соборной личности. В частности, анализ статьи Д.А. Медведева «Россия, вперед!» показывает, что личное отношение в ней присутствует. Так, прошлое России оценивается как великое, притом, что она была «перегружена ношами» и больше в прошлое не вернется. Но с точки зрения долженствования как основной интенции политико-управленческого дискурса очевидно, что Россия как соборная личность «должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами» причем, ее возможности «должны быть значительными, подобающими исторической роли России». Иными словами, основной концепт политико-управленческого дискурса можно обозначить так «Россия должна стать интеллектуальной».
Конфессиональный дискурс
Агентами конфессиональной коммуникативной практики являются священнослужители и прежде всего иерархи Русской Православной Церкви во главе с Патриархом. В современной России этот дискурс достаточно развит и имеет значительный резонанс в обществе. Священническая функция, которую выполняет в соборной личности конфессиональный дискурс, представляет собой ту же функцию, которую выполняет священнослужитель по отношению к прихожанину — это функция благословения, освящения. Можно сказать, что если политико-управленческая ипостась соборной личности побуждает субъект к определенным действиям, которые обязательно должны быть, то конфессиональная ипостась обладает своего рода правом вето на определение того, что из этих действий угодно Богу, а что нет, соот-101 Медведев Д.А. Россия, вперед! // <http://www.kremlin.ru/news/5413>. 560
Стендовая секция
ветственно, что является ценностью, а что — нет. Аксиологичность — вот интенция, специфическая именно для конфессионального дискурса. С этой точки зрения необходимо провести анализ высказываний о России священнослужителей и прежде всего Патриарха Кирилла. В высказываниях Патриарха Кирилла102 обращает на себя внимание одна существенная особенность — он ведет речь в основном об исторической Руси, святой Руси, русском мире, русской цивилизации и в гораздо меньшей степени о России. Поскольку Русская Православная Церковь окормляет православных не только в России, но и в других странах бывшего СССР, то совершенно понятно, что Патриарх как глава Церкви не может делать различий между своей паствой. Благодаря Русской Православной Церкви понятие Руси (и исторической и русской цивилизации) оказывается гораздо шире, нежели понятие России. Именно Православие оказывается той живой действующей нитью, которая связывает всех русских, где бы они ни находились — в ближнем или дальнем зарубежье. Но Россия как соборная личность все же представляет собой духовную сущность совершенно определенной социальной общности — национально-государственного образования современной России. И в этом контексте можно отметить, что Патриарх выделяет следующие характеристики России: «современная Россия признает себя одной из наследниц Киевской Руси», «Россия, вслед за Украиной, объявила День Крещения Руси памятной датой», Россию можно определить «как уникальную самобытную цивилизацию». Таким образом, для России в первую очередь ценно единение с другими наследницами-сестрами и общая с ними уникальная цивилизационная идентичность.
Интеллигентский дискурс
Пророческая, провидческая, прогностическая функция очевидно свойственно именно тому дискурсу, который можно условно назвать интеллигентским, агентами его являются представители науки, искусства и литературы. Этот дискурс самый сложный в определении источников анализа, поскольку он не организован иерархически и вообще довольно свободно структурирован. В соответствии с функцией основной интенцией данного дискурса должна быть футурологичность, проективность относительно будущего. В качестве источника интеллигентского дискурса логично было бы предложить высказывания о России самых известных деятелей науки, искусства и литературы, которые в первую очередь ассоциируются с образом интеллигента. Относительно еще не столь давнего прошлого такие имена назвать довольно просто — А.И. Солжени-
102 Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии IV Ассамблеи Русского мира 3 ноября 2010 года // <http://www.patriarchia. ru/db/text/1310952.html>.
561
Национальная идея России
цын и Д.С. Лихачев. Тексты, в которых содержатся высказывания, тоже известны, это «Как нам обустроить Россию?»103 и «Раздумья о России»104. Работа А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?» написана уже достаточно давно, перед самым развалом СССР и ее прогностичность относится скорее к уже настоящему времени: «Россия, напротив, освободит сама себя для драгоценного ВНУТРЕННЕГО развития, наконец, обратит внимание и прилежание на саму себя». Что касается Д.С. Лихачева, то в его «Раздумьях о России», написанных перед кончиной, рассматриваются в основном вопросы истории, но Лихачев подчеркивает, что будущее России во многом определяется правильным пониманием ее прошлого и характерного. Если в целом обозначить прогностическую направленность этого труда академика Лихачева, то, прежде всего, он убежден в том, что возможности России пока не использованы, а ее будущее он связывает с переосмыслением национального характера. По мысли Лихачева самое главное, с чем стоило бы расстаться — это представление о предопределенности будущего, судьбоносном мессианстве, которое мешает верить в себя и действовать в соответствии с этой верой. Лихачев убежден, что судьба нации принципиально не отличается от судьбы человека и нация также обладает свободной волей, которую может направить или на добро или на зло. Расстаться с предрассудками, перестать кивать на судьбу, стать сильной, самоопределяющейся личностью — вот главная задача, которая сегодня стоит перед Россией. Нужно отметить, что те футурологические проекты относительно России, которые сегодня озвучиваются, достаточно хорошо соотносятся с этой мыслью академика. Так, например, довольно популярный писатель-футуролог Максим Калашников105 видит будущее России в построении страны-корпорации, цивилизационного лидера планеты. Такое будущее возникает на основе почти чудесных технологий, которые разрабатываются сверх-человеками. Очевидно, что такого рода проект может возникнуть только при условии переосмысления предрассудка об инертности и лени русских. В этом контексте интересна также идея постдемократии106 как особого типа политического устроения на основе неотчуждаемого права голоса, в котором Россия могла бы опередить демократические страны. Этот проект опять-таки переворачивает предрассудок о природной склонности России к «сильной руке». В целом, интенцию прогностичности можно обозначить как довольно оптимистич-
103 Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию: Посильные соображения. М.: Правда,
1990. 45 с.
104 Лихачев Д.С. Раздумья о России. Санкт-Петербург: Logos, 2006. 654 с.
105 Калашников Максим. Геноцид русского народа: Что может нас спасти? М.: Яуза: Прес-
ском, 2005. 126 с.
106 Кочеров С., Маслов О.Ю. Русская идея и постдемократия, или заметки о желаемом буду
щем России // <http://www.polit.nnov.ru/2005/08/22/idea/>.
562
Стендовая секция
ную, оценивающую глобализационные процессы как реальный шанс для России проявить свои лучшие свойства, расставшись с предрассудками.
Таким образом, феноменологию соборной личности России на современном этапе можно обозначить как:
1) необходимость интеллектуального развития;
2) приверженность ценностям русского мира;
3) способность расстаться с предрассудками и открыть новые перспективы социального устройства.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!