МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ КАК ОСНОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ



Работа выполнена в рамках исследовательского проекта

Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ)

№ 96-03-04100

Ответственный редактор М. С. Степанянц

Редакторы издательства Т.А.Дубянская, З.М.Евсенина

На первой сторонке переплета работа российского скульптора Лазаря Гадаева «Фортуна»

 

Универсалии восточных культур. — М: Издательская фир­ма «Восточная литература» РАН, 2001. — 431 с. (История вос­точной философии).

ISBN 5-02-018233-8

 

Коллективная монография посвящена исследованию культурных оснований, обеспечивающих специфику индийской, арабо-мусульманской и китайской ци­вилизаций. «Восточные» категории и понятия рассматриваются не замкнуто в контексте той или иной культуры, а в сопоставлении с соответствующими ка­тегориями западной философии. Труд отличается полемическим характером. Впервые читателям предлагается Словарь основных категорий и понятий трех восточных цивилизаций.

ББК 87.3(0)

О Институт философии РАН, 2001 © Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001


Посвящается памяти нашего друга и коллеги Григория Александровича Ткаченко

 

ОТ РЕДАКТОРА

Замысел данного труда возник как логический переход отечественно­го философского востоковедения от накопления знаний о конкретных персоналиях, памятниках, школах, направлениях и даже этапах разви­тия истории восточной мысли к обобщающим заключениям касатель­но тех отличительных особенностей каждой из философских тради­ций Востока, которые позволяют ее идентифицировать и отличить от других. Выявление «оснований», «сущностных характеристик» или «универсалий» восточных культур продиктовано также соображения­ми, выходящими за рамки положения дел в собственно российской ориенталистике.

Очевидное в нынешнее время усиление процессов глобализации и ответной реакции — роста национализма, различных видов «фунда­ментализма»— повсеместно способствовало признанию необходи­мости культурного и, более того, цивилизационного «самопознания», которое бы позволило, с одной стороны, противостоять экспансии одной цивилизации по отношению к другим, менее преуспевшим в усвоении научно-технического прогресса и во внедрении демо­кратических форм общественного устроения, а с другой — могло бы благоприятствовать взаимодействию культур, продуктивности их диалога, «появлению реконструкции индивидуальных и коллективных мировоззрений»1.

Но что значит идентифицировать культуру? Размышляя по этому поводу, старейший и один из наиболее авторитетных индийских фи­лософов, Дая Кришна, утверждает, что для идентификации цивилиза­ции, т.е. глубокого и адекватного ее понимания, необходимо исследо­вать «центральную деятельность самопознающего интеллекта, а имен­но его постоянное вопрошание относительно всего, включая самого себя», ибо именно такого рода деятельность составляет основание той или иной цивилизации2. Анализ «вопрошающей деятельности» пред-

1 Charles Ess. Cultural Attitudes towards Technology and Communication: Avoiding Cyber-centrism on the Fiber Optic Road to the Global Village. Paper Presented at the Eighth
East-West Philosophers' Conference. Honolulu, 2000 (unprinted), с 24.

2 Daya Krishna. Prolegomena to Any Future Historiography of Cultures and Civiliza­tions. New Delhi, 1997, с 223.

© М.Т.Степанянц, 2001

5


полагает выяснение, «в каких специфических формах она проявляется и на какие именно объекты она направлена»3.

Не меняя существа, можно сформулировать ответ на поставленный вопрос несколько иначе. Культура строится вокруг определенного «каркаса», составными которого являются мировоззренческие универ­салии.

В строго философском смысле «универсалии» суть общие термины (имена, понятия) в отличие от единичных терминов. Проблема уни­версалий была поставлена еще античными философами. Спровоциро­ванные аристотелевским учением о категориях (в свою очередь явив­шимся откликом, реакцией на концепцию идей, разработанную Платоном и особенно его учениками), греческие философы задавались вопросами: «Существуют ли роды и виды самостоятельно или же только в мышлении? Если они существуют самостоятельно, то тела ли это или бестелесные вещи? Обладают ли они в последнем случае отдельным бытием или же существуют в телесных вещах?».

Средневековая схоластика не только продолжила начатую антич­ными философами дискуссию, но и придала ей центральное значение: обсуждение любых проблем так или иначе было неизменно связано с вопросом о месте и роли универсалий в структуре бытия и в процес­се познания. Отношение к природе универсалий выразилось в трех подходах, обозначенных в истории философии как реализм, концеп­туализм и номинализм.

Реализм признал самостоятельное существование универсалий. В подлинном смысле реальны только Бог, идеи, или универсалии, и материя. Бог творит мир, сообщая каждой вещи бытие через ее родо­вую сущность, или идею. Универсалии, таким образом, являются причинами, порождающими индивидуальные субстанции. Концеп­туализм считал, что универсалиям соответствует нечто в самой реаль­ности: они есть образ, извлекаемый мышлением из многих индиви­дов, сходных по своей природе. Номинализм отрицал существование универсалий как в Боге, так и в вещах: универсалии — это знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими сущно­стями.

В современном философском дискурсе проблема универсалий по­лучила звучание, во многом отличное от привычного историко-фило­софского. Вместо преимущественного внимания к онтологическому и теоретико-познавательному аспектам сегодня на первый план высту­пают аксиологический и культурно-идеологический ракурсы. Пробле­ма универсалий предстает как вопрос об основаниях культуры. Инте­рес к последним и попытка их определения просматриваются в целом ряде работ зарубежных авторов, ярким примером чего являются трех-

3 Там же.

6


томник об «основаниях» (essentials) соответственно китайской, индий­ской и японской философии и культуры под редакцией Чарлза Мура4, труды Хаджиме Накамуры 5, в частности «Способы мышления вос­точных народов», «Исходные предпосылки индийских философских систем» Карла Поттера6, «Основания индийской философии» Рам Натха Шармы 7, «Интеллектуальные основания Китая» Фредерика Моута 8.

Учитывая, что из российских философов академик В.С. Степин первый попытался дать развернутую характеристику понятия культур­ных оснований-универсалий и при этом прибегнул к привлечению не только западного, но и восточного материала (что является редким исключением в работах российских философов, не относящихся к чис­лу востоковедов)9, мы сочли целесообразным открыть настоящий труд статьей «Мировоззренческие универсалии как основание культуры». Именно потому, что эта позиция провоцирует споры и размышления, есть смысл представить ее вниманию широкого круга востоковедов: всегда полезно знать взгляд на привычную для себя проблематику со стороны, он может быть свежим и более проницательным.

Не менее целесообразно иметь в виду, что думают о собственной культуре представители «восточной» мысли. Статья М.Т.Степанянц ставит целью представить читателю основные тенденции в позициях восточных философов в современном дискурсе по проблемам универ­салий, в том виде, в каком они нашли выражение в работах индий­ского философа Деби Прасада Чаттопадхьяи, иранского религиозно-философского мыслителя Сейида Хоссейна Насра и мусульманско­го поэта-философа индо-пакистанского субконтинента Мухаммеда Икбала.

Авторы настоящего труда демонстрируют принципиально различ­ные подходы к выявлению «универсальных оснований» восточных культур. Это различие отражает разброс мнений не только в отечест­венной академической среде, но и в мировом научном сообществе в целом. В.К.Шохин и В.Г.Лысенко рассматривают универсалии в тра­диционном историко-философском смысле как «наиболее фундамен-

4 The Chinese Mind. Essentials of Chinese Philosophy and Culture; The Indian Mind. Essentials of Indian Philosophy and Culture; The Japanese Mind. Essentials of Japanese
Philosophy and Culture. Ed. by Charles A.Moore. Honolulu, 1967.

5 Hajime Nakamura. Ways of Thinking of Eastern Peoples: India-China-Tibet-Japan. Revised English translation edited by Philip P. Wiener. Honolulu, 1964.

6Karl H. Potter. Presuppositions of Indian Philosophies. Englewood Cliffs, N. Y., 1963.

7 Ram Nath Sharma. Essentials of Indian Philosophy. Kanpur, 1965.

8 Frederick W. Mote. Intellectual Foundations of China. N. Y., 1989.

9 См., в частности: В.С.Степин. Философская антропология и философия науки. М., 1992. Интересующая нас проблема была также поднята в недавно опубликован­ном труде академика Т.И.Ойзермана «Философия как история философии» (М., 1999, с. 83-105).

7


шальные, общезначимые и атомарные — не сводимые к другим — понятия, позволяющие осуществлять наиболее полную рубрикацию либо самих вещей, либо наших идей о них» (В.К.Шохин).

В.К.Шохин дает общий, сжатый, но емкий обзор категориальных систем всех основных философских направлений Индии, сопоставляя их с категориями западной традиции. Он особо отмечает, что «запад­ные определения категорий „по умолчанию" предполагают, что в фи­лософии есть только две фундаментальные области — гносеология и онтология. При этом явно забывается, что уже первые опыты струк­туризации философского знания, начиная с Ксенократа и стоиков, т.е. уже по крайней мере с конца IV в. до н.э., включали в его пред­метность помимо „логики" и „физики" также и „этику", которая была неизменной составляющей в любом философском системостроитель-стве вплоть до XX в. включительно». В индийской же философии (что особенно очевидно, в частности, в джайнизме) многие категории относятся как раз к той сфере философии, которая ближе всего к «этике», говоря точнее, сотериологии.

Наиболее детально В.К.Шохин анализирует категории ньяи. Эво­люция падартх приводит его к выводу о том, что 16 падартх ньяи первоначально не были философскими категориями как таковыми. Они составляли лишь куррикулум «междисциплинарной» дискурсив-но-контровертивной деятельности индийского интеллектуала. Только у Ватсьяяны падартхи обретают статус категорий, и одновременно ньяя становится философской системой, обеспеченной специфиче­ским категориальным фундаментом.

Из всех индийских школ вайшешика наиболее близка по содержа­нию своего категориального аппарата к европейской традиции. Одна­ко история европейской философии дает примеры концепций универ­салий, возникших на чисто идеалистической основе («идеи» Платона, «форма» Аристотеля, средневековый реализм). Как возможна подоб­ная концепция в случае вайшешики, учитывая, что последняя была по своей сути натурфилософской школой, стремившейся к объяснению мира в «атомистико-механических» терминах? На этот вопрос пытает­ся дать ответ В.Г.Лысенко.

Проследив эволюцию вайшешики на протяжении веков, отразив­шуюся в воззрениях наиболее видных представителей этой даршаны, автор приходит к заключению о том, что последовательная реалисти­ческая позиция в теории познания («эпистемологический реализм») стала «повивальной бабкой» доктрины универсалий, т.е. реализма в схоластическом смысле («метафизический реализм»). Поэтому даже ранняя вайшешика была уже вполне сложившейся метафизической системой, созданной во многом для поддержки доктрины универса­лий. Последняя же появилась в вайшешике под сильным влиянием грамматической традиции: проблемное и даже концептуальное поле

8


доктрины универсалий вайшешики было подготовлено именно этой традицией, и универсалии вайшешики были своего рода философским продолжением или даже разрешением споров грамматистов о значе­нии слова.

Сосредоточение внимания на категориях ньяи и вайшешики не случайно: из шести классических брахманистских даршан (своеобраз­ных религиозно-философских систем) указанные две, обычно пред­ставленные в паре, демонстрируют глубокий интерес к философским категориям в наиболее близком для западной традиции смысле.

В третьей из статей представляемого труда, посвященных индий­ской философии, акцент сделан на ключевом, особенно для веданты, понятии Бога как относящегося к высшему виду общих представлений {пара-апара-парапара), т.е. своего рода универсалии универсалий. О.В.Мезенцева, опираясь на воззрения индийских мыслителей XIX-XX вв. (Рам Мохан Роя, Свами Дайянанды Сарасвати, Вивекананды, Махатмы Ганди, Ауробиндо Гхоша — наиболее видных представите­лей неоведантизма), делает заключение о том, что в новых истори­ческих условиях неоведантисты отошли от традиционного рассмотре­ния соотношения Атман-Брахман, предприняв попытку гуманистиче­ского подхода и «разработки универсального синтеза исторических обличий Бога». Автор стремится продемонстрировать эволюцию мировоззренческих универсалий как категорий, в которых аккуму­лируется исторически накопленный социальный опыт, выражаются осмысление и оценка мира человеком определенной культуры и вре­мени.

Мусульманская цивилизация представлена статьями Е.А.Фроловой и Н.В.Ефремовой. Их подход к рассмотрению универсалий арабо-мусульманской культуры контрастирует с тем, который до сих пор превалировал в отечественной науке. Хотя в литературе на русском языке (мы имеем в виду авторов из разных республик бывшего СССР) никто практически не выражал согласия с крайне европоцентристски­ми оценками арабской классической философии как простой «репро­дукции» платоновско-аристотелевской мысли (Ф.Циммерман) или как «бытия» древнегреческой философии на инокультурной почве (Р.Волзер), все же привычным было рассмотрение системы универса­лий как некоего слепка с античного категориального аппарата (вы­являлся тот же набор категорий: материя, форма, сущность, общее, единичное, необходимость, причинность и т.п.). Только в последние годы в ряде статей 10, а затем в монографии 11 А.В.Смирнова было

10 Andrey Smirnov. Understanding Justice in Islamic Context. — Philosophy East and West. Honolulu, 1996, vol. 46, № 31; Causality and Islamic Thought. — Companion to World Philosophies. Blackwell, 1997; Truth and Islamic Thought. — Ibid.

" А.В.Смирнов. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры. М., 2001.

9


высказано серьезное сомнение в легитимности приписывания терми­нам, заимствованным мусульманскими мыслителями из античной фи­лософии, того же смысла, который вкладывали в них греки и их по­следователи. Анализ таких важнейших понятий, как существование— не-существование, истина, причинность, справедливость, в контексте исламского интеллектуального наследия позволяет А.В.Смирнову утверждать, что наполнение одних и тех же слов-терминов содержа­тельным смыслом находится в прямой зависимости от «процедуры смыслополагания».

Е.А.Фролова обращается к концепции греха, культурной универса­лии par excellence, осмысление которой выводит за рамки исламской теологии, позволяя поставить философские, онтологические и гносео­логические проблемы, раскрыть особенности этического сознания му­сульман. Понятие греха рассматривается в широком компаративи­стском плане: в сравнении различных подходов внутри самой ислам­ской традиции, в сопоставлении последней с христианской, в сопря­женности «греха» с такими ключевыми понятиями, как Абсолют-Бог, добро-зло, вера-знание, разум-воля. Е.А.Фролова полагает, что из характерного для ислама постулата нейтральности человеческой при­роды вытекает и другая отличительная особенность — ориентация человека не столько на покаяние, сколько на благодеяние.

Н.В.Ефремова обращается к не менее значимой для мусульманской культуры универсалии бессмертия. Ее занимает преимущественно осмыс­ление проблемы бессмертия у восточных перипатетиков. Последние известны своим ниспровержением эсхатологического инкарнациона-лизма и философским обоснованием иммортализма. Н.В.Ефремова прослеживает также, как в рамках иммортологии (в частности, ави-ценновской) восточные перипатетики, в противовес учению мутакал-лимов о душе как акциденции, стремятся доказать ее более значимый онтологический статус, субстанциональность и нетленность. Восточ­но-перипатетическая иммортология переносит идею бессмертия из морально-этической сферы в область эпистемологическую, выдвинув на первый план ноологическую проблематику. Интеллектуалистское понимание бессмертия находит свое высшее выражение в аверрои-стском мононизме, провозгласившем вечность общечеловеческого разума.

Дальнейшая проработка темы бессмертия с привлечением текстов, отражающих позиции представителей прежде всего таких ведущих направлений исламской мысли, как калам, суфизм и исмаилизм, мо­жет позволить в будущем с большей определенностью охарактеризо­вать своеобразие понятия бессмертия как универсалии мусульманской культуры.

Рассмотрение проблемы универсалий в рамках китайской культу­ры является достаточно спорным. В ориенталистике довольно глубоко

10


укоренено мнение о том, что «для Китая представление об универса­лиях нехарактерно. Китайцы в целом не имеют иерархии универсалий, известной грекам или индийцам»12. Изучение словаря канонических текстов, в частности «Ши цзина», привело французского востоковеда М.Гарне13 к выводу о том, что китайские понятия выражаются в сугу­бо конкретной форме. Наличие более трех тысяч слов для выражения ограниченного числа идей свидетельствует, что слова — это в подав­ляющем большинстве случаев названия идей-форм существующих вещей, пребывающих в партикулярных ситуациях 14.

Существует и прямо противоположное мнение, утверждающее на­личие собственно китайского категориального аппарата. При этом речь идет именно о культурных универсалиях. Отечественные сино­логи в последние годы задались целью проанализировать ряд ключе­вых понятий. О результатах этих усилий свидетельствует несколько коллективных трудов и монографий, посвященных отдельным катего­риям15, а также энциклопедический словарь «Китайская философия» (М, 1994).

Пожалуй, наиболее последовательно и настойчиво из всех россий­ских философов системным исследованием категорий китайской фило­софии на протяжении многих лет занимается А.И.Кобзев. В настоящий труд включена его статья «Категории и основные понятия китайской философии и культуры», в которой он обстоятельно обосновывает по­зицию, диаметрально противоположную той, которую отстаивают си­нологи (в первую очередь Т.П.Григорьева, Е.В.Завадская и В.В.Маля­вин), считающие категории традиционной китайской философии не более чем квазипонятиями, принципиально неопределимыми образа­ми, метафорами, высшим смыслом которых является «поэтическая энигматичность». По определению А.И.Кобзева, «категории китайской философии суть также категории китайской культуры, и их следует понимать как символы, заведомо предполагающие различные, в том числе и метафорические, и конкретно-научные, и абстрактно-фило­софские, уровни интерпретации». Что касается самих категорий куль­туры, то их предлагается определять как наиболее общие понятия, «имеющие однознаковый иероглифический эквивалент, находящиеся в системной (классификационной) связи с понятиями, традиционно считающимися основными в китайской философии, и обладающие символическими коррелятами на всех уровнях духовной и культурной деятельности, т.е. в науке, искусстве, обыденном сознании, традици­онных формах быта и т.д.».

12 Hqjime Nakamura. Ways of Thinking..., c. 186.

13 M.Garnet. La pensee chinoise. P., 1934.

14 См.: Hqjime Nakamura. Ways of Thinking..., с 178.

15 Дао и даосизм в Китае. М., 1982; От магической силы к моральному императиву:
категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

11


А.И.Кобзев категорически возражает против разделения множест­ва категорий на подмножества по принадлежности к различным фило­софским школам, полагая, что «китайские категории — элементы единого для своей культуры общефилософского языка (единой обще­философской терминологии) и сами по себе не определяют спефицику какой бы то ни было философской школы». В качестве рабочего мате­риала и отправного пункта для дальнейших исследований предлагает­ся синоптический список основных понятий и категорий традицион­ной китайской философии и культуры.

Даже те, кто, как А.И.Кобзев, не сомневается в наличии собствен­но китайской системы культурных универсалий, вынуждены признать трудность, если не невозможность нахождения китайских эквивален­тов для многих общих понятий, категорий, известных другим культу­рам. В китайском лексиконе, например, отсутствует даже термин, со­ответствующий понятию «философия». Во второй статье А.И.Кобзева, включенной в настоящий труд, автор демонстрирует сложность и под­линно китайское своеобразие выражения категории «философия».

Еще один из возможных подходов к заявленной теме представлен А.В.Никитиным. В его статье своеобразие вьетнамской средневековой культуры выражено не через категории-понятия, а через универсаль­ное для вьетнамцев отсутствие практики ведения теоретического диа­лога или полемики. По мнению автора, сопряженные со всяким спо­ром сомнения, критика, соперничество и т.п. имеют в культуре Вьетнама отрицательный смысл. Нормой для вьетнамской культуры является гармония, а не ситуация конфликта мнений. Однако подлин­ная гармония так называемых «трех учений» (конфуцианства, буддиз­ма и даосизма) никогда не была реализована, поскольку в конечном счете она сводилась лишь к мнимой видимости, реально же положе­ния «трех учений» подчинялись стереотипам имперской религиозной идеологии.

Итак, мы попытались представить проблему универсалий восточ­ных культур в разнообразии возможных к ней подходов. Мы остав­ляем открытым вопрос о том, существуют ли вообще универсалии культуры. Если таковые признаются, то что под ними следует подра­зумевать? Допустимо ли расширительное, отличное от традиционного историко-философского толкования понимание культурных универса­лий? Каковы средства описания последних? Допустимо ли полагать, что не универсалии, а другие механизмы определяют характер куль­туры? Нашу открытость к полемике в самой острой форме мы под­тверждаем публикацией статьи А.В.Смирнова в рубрике «Альтернати­ва „универсализму"».

Труд завершается Словарем ключевых, знаковых категорий и по­нятий, которые наиболее ярко представляют универсальные особен­ности индийской, китайской и арабской культур.

12


Книга посвящается памяти Г.А.Ткаченко не только для того, чтобы выразить наше уважение коллеге, но и потому, что Григорий Алек­сандрович, особенно в последнее десятилетие жизни, много размыш­лял и трудился над составлением того, что он сам называл «тезаурус культуры», т.е. своеобразного идеографического словаря, в котором показаны семантические отношения между лексическими единицами «несущей конструкции» китайской культуры16 .

М.Степанянц

16 См.: Ткаченко Г.А. Культура Китая. Словарь-справочник. М., 1999.


В.С. Степин

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ УНИВЕРСАЛИИ КАК ОСНОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 359; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!