ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ 8 страница



Превращение науки в интенсивную деятельность предполагает резкое повышение удельного веса ком­муникативных связей, без которых невозможен про­цесс выработки новых идей. Наука, сделавшись сфе­рой деятельности, производством идей, детерминиру­ющим производство вещей, выявила смысл своей фундаментальности в своей общительной природе — в имманентно присущей ей способности быть источни­ком содержательного общения, обучения. Это свойст­во современной науки можно выявить по интересной закономерности: степень близости той или иной об­ласти научного знания к фундаментальным основам теории прямо пропорциональна количеству и качеству популярной научной литературы, ей посвященной.

Таким образом, необходимо предположить, что сама структура основополагающей науки содержит в себе основание для постановки проблемы ее преобра­зования, для определения ее как сферы человеческой деятельности, сферы общения. Это предположение требует возвращения к структуре философской тео­рии, научный смысл которой состоит в обсуждении начал научного знания, в определении этих начал как открытой проблемы, а не некоего готового алгоритма для производственной машины. В структуре философ­ской теории проблематичность начал науки выражает­ся в виде диалектического противоречия. Поскольку же начала науки задают искусственный язык научного знания, постольку следует, что в фундаментальной об-

72

ласти научной деятельности должны быть диалекти­чески противоречиво соотнесены между собой разные искусственноязыковые формализмы, взаимный пере­вод которых оказывается открытой проблемой19.

В философском теоретическом конструировании неисчерпаемость диалектического противоречия обу­словлена тем, что оно вбирает в себя закрепленную в бесконечной значимости слов естественного языка историю человеческой деятельности. Даже претензии на формулирование абсолюта в классической филосо­фии не останавливали ее творческого развития, зало­женных в ней возможностей критического преодоле­ния будто бы окончательных онтологических кон­струкций. Дело в том, что естественный словесный язык является не совокупностью средств выражения всеобщего, но сферой его рождения — явленностью живой общительной связи20. Последняя содержатель­на тогда, когда в ней представлено соотношение ре­альных способов орудийного действия, процесс их преобразования. Но постановка деятельной цели пре­образования способов действия осуществима лишь в живом процессе словесного общения, в ходе которого соотнесенность этих способов как раз и представлена в форме противоречия — в форме предмета обсужде­ния21. Диалектическое противоречие воспроизводит в процессе словесного общения процесс преобразова­ния орудийных способов действия. Но орудийные способы действия не преобразуются произвольно. Их преобразование соответствует формам движения мате­рии — природным процессам. С другой стороны, только в процессе общения живет, развивается поня­тие о мире.

Таким образом, диалектическое противоречие фиксирует точку совпадения природного процесса и процесса общения, подвижности словесного языка и противоречивости искусственных языков, однозначно фиксирующих всеобщность способов действия. Без рефлексии на противостояние искусственноязыковых структур подвижность словесной речи, да и сам про­цесс общения не становятся предметом теории. Без выявленности противоречивого характера наличных искусственных языков науки научное творчество не становится ее предметом. В том и другом случае эли­минируется философское самосознание человеческой

73

деятельности. Последнее означает, что в онтологичес­ких конструкциях классической философии была за­печатлена эта противоречивость между проблемой об­щительного единства искусственноязыковых структур и проблемой искусственноязыкового состава единой естественнословесной сферы общения. Действительно, в сквозной для истории классической философии концепции атомизма ставится проблема соответствия между однозначно запечатленными в атомарном многообразии способами действия и искусственно выделенными из живой речи отдельными словесными значениями, что представляет собой попытку кон­структивного воспроизведения в способах действия процесса общения. В философских концепциях, ком­плементарных атомистическому типу онтологического конструирования, сфера общительной связи принима­лась за единую исходную сферу бытия. Тогда возни­кала неразрешимая проблема выведения многообразия способов действия из этого исходного единства и трудная проблема категориальной представленности данного многообразия в этом единстве. Можно пока­зать, что вся история классической философии пред­ставляет собой не просто политическое противостоя­ние этих двух типов онтологического конструирова­ния, но процесс взаимного оплодотворения, обуслов­ливающий общенаучную методологическую продук­тивность философской теории. Правда, продуктив­ность этой комплементарности типов онтологического конструирования начала осознаваться только в совре­менную теоретическую эпоху; абсолютизация онтоло­гических начал исключала подобное самосознание у представителей классической философии (вернее, ре­лятивность онтологических начал философской тео­рии осознавалась лишь при условии отрицания ее он­тологически конструктивной значимости представите­лями скептицизма).

Абсолютизация начал философской теории равно­значна абсолютизации принципов общения. Значит, освобождение современной экспериментальной науки от опеки метафизики (вернее: онтологического догма­тизма) свидетельствует о проблематичности принци­пов общительной научной связи. Действительно, ори­ентация на эксперимент — это ориентация на само­движение объекта науки — на суверенный природный

74

процесс. Но теоретическое воспроизведение природ­ного процесса возможно лишь при условии подвиж­ности понятий теории. Подвижность же понятий обеспечивается исключительно процессом общения. Значит, центральная проблема современной науки со­стоит в имманентизации процесса общения самому предмету научной теории. Теоретическое воспроизве­дение процесса общения, с одной стороны; природ­ных процессов, с другой, определяют онтологические полюса научной деятельности, между которыми про­стирается многообразие конкретных наук в собствен­ном смысле слова. Предмет этих последних однознач­но задается характером инструментального воздейст­вия на объект исследования и самим этим объектом. Таким образом, получается, что науки, в которых сформулирована проблема соотношения между поня­тийным воспроизведением процесса общения и при­родного процесса, выступают в роли фундаменталь­ных наук по отношению к совокупности инструмен­тально зафиксированных конкретных наук (их можно назвать поэтому прикладными). Отсюда следует, что инструментарий фундаментальной науки не задан в своей однозначной действенности, но обладает уни­версализмом, присущим естественному языку. Каким же образом достигается этот универсализм, если уни­версальность естественного языка обеспечивается тем, что он оказывается не набором средств для выраже­ния всеобщего, но сферой рождения всеобщего? Этот универсализм достигается благодаря наличию в по­добной теории комплементарной пары искусственных языков, в соотношении которых конструктивно вос­производится естественноязыковое словесное обще­ние, а значит, осуществляется та диалектическая по­движность понятия, без которой невозможно теорети­ческое воспроизведение природного процесса.

Эта комплементарность искусственнноязыкового конструирования более всего очевидна в математике как суверенной сфере научной деятельности (фунда­ментальной науке). С первых шагов математического конструирования мы обнаруживаем ее двуязычность (арифметика и геометрия), которая выражала ее дея­тельную противоречивость, лежащую в основе всего дальнейшего разворачивания математической пробле­матики (противоречие дискретного и непрерывного).

75

Как показали многочисленные исследования по исто­рии и методологии математики, это противоречие так или иначе воспроизводится на протяжении всей исто­рии математики, хотя в качестве источника ее само­развития в какой-то мере осознается лишь в послед­ние пятьдесят лет — в период так называемого третье­го кризиса математики (невозможность аксиоматичес­кого обоснования теории множеств), который лишь в настоящее время представляется не критической си­туацией в истории науки, но «нормой» — диалекти­чески-противоречиво определенным источником само­развития математической теории. Проследив первые этапы развития прежде всего греческой математики, можно убедиться, что она возникла в результате уни­версализации словесного языка как средства выраже­ния орудийных способов действия. Однако, утратив способность быть сферой рождения всеобщего в пре­емственности способов общения, математический язык оказался не только средством выражения алго­ритмов орудийных действий, но и способом действен­ной представленности словесно обозначенного веще­ственного многообразия. Так произошло первоначаль­ное разделение на арифметику — область алгоритмов и геометрию — область измерительного конструирова­ния. Геометрия непременно содержала в себе словес­но выразимую интуицию непрерывности, апелляция к которой и являлась источником продуктивного для развития математики взаимодействия арифметики и геометрии (а также соответствующих математических областей на всем протяжении ее развития)*.

Вместе с осознанием самопротиворечивости мате­матической теории утвердилось понимание и само­противоречивости теоретической физики. В физике математически возможностные конструкции орудий­ного действия воплощаются в реальный инструмен­тарий, с помощью которого действенно эксперимен­тально исследуется природный мир. Вместе с тем, только после создания специальной теории относи­тельности и квантовой механики стали различаться в теоретической физике, с одной стороны, средства на­блюдения и действенного воздействия на мир и, с

* Обоснование подобной интерпретации саморазвития мате­матической теории см. в [126:240; 24:252-253].

76

другой стороны, модельная конструкция испытуемого мира [122:56; 34; 33]. Границу между инструментари­ем и моделью объекта образует непосредственно на­блюдаемый эксперимент, в котором теоретические модели соотносятся со словесно выразимой даннос­тью явленного мира. Но это значит, что физический смысл света как необходимого условия наблюдения определяет границы конструктивных возможностей теории, или, что то же самое, — целостный характер объекта физики. Последнее выражается в невозмож­ности синтезировать волновую и корпускулярную теории света (а также электронов и других микро­частиц), т.е. в принципе неопределенности Гейзен-берга и вытекающем из него принципе дополнитель­ности Бора. В этом противоречии выявляется мате­матически-инструментальное содержание физической теории (противоречие непрерывности и дискретнос­ти), которое, однако, представлено объектно-онтоло-гически. Это противоречие свидетельствует не об ин­детерминизме физики, но о фундаментальном проти­воречии инструмента и модели физического объекта, о необходимости перевода одного искусственного языка на другой в интерпретации любого наблюдаемо­го, а значит естественнословесно выражаемого экспе­римента [23:96-124]*.

В 50—70-е годы нашего века важнейшей сферой теоретической деятельности выступила биология. Именно в эти годы была не только создана молеку­лярная биология, но на ее основе возникла биотехно­логия, биологическое производство. Суть этих дости­жений состояла прежде всего в выяснении элементар­ного состава белковых полимеров (универсальность двадцати аминокислот для всего живого) и элементар­ного состава нуклеиновых кислот — носителей и передатчиков информации в живом организме. Тогда единица наследственности — ген — в пределах моле­кулярной биологии определилась как «часть ДНК-ового текста, которая содержит информацию об аминокислот­ной последовательности одного белка» [125:25]. Успехи физико-химических моделей первоначальных (как

* Развернутое обоснование фундаментальности теоретичес­кой математики, физики, биологии и теории культуры прово­дится в [1011.

77

правило, доклеточных) этапов биологической эволю­ции породили большие надежды молекулярно-биологического конструирования живого [51:222-223; 96; 139; 38]. Молекулярно-биологическая методика изуче­ния живых систем, ориентирующаяся на их техноло­гическое воспроизведение и регулирование, исходит из примата нуклеиновых кислот, которые задают и передают информацию белкового «производства»*. Вместе с тем, хотя поэлементная связь между трипле­тами нуклеотидов и аминокислотами как в общекле­точном коде, так и в коде митохондрий изучена до­сконально, однако связь между триплетами, определя­ющими «морфологию слов», а тем более «синтаксис и структуру предложений» в генетическом тексте оказа­лась чрезвычайно запутанной, совершенно неодно­значной [125:142-143].

Так была выявлена активная роль белков, ини­циирующих действие наследственных механизмов, катализирующих и репрессирующих их осуществле­ние: «Белки наследуют колоссальную функциональ­ную емкость, в чем они далеко превосходят нукле­иновые кислоты» [139:247; 22:270-304]. Собственно говоря, клеточная универсальность наследственного кода ДНК в многоклеточном организме обусловли­вает решающую роль белка в процессе дифференциа­ции клеток, поскольку именно белок подавляет ак­тивность тех или иных генов в единой последова­тельности ДНК. Тогда однозначность направленности информации от ДНК к белку предполагает сведение многоклеточного организма к одноклеточному. Более того, органная дифференциация одноклеточного ор­ганизма также не объясняется единым наследствен­ным кодом. Организменная целостность (фенотип) хотя и может быть понята как результат действия генов, но ни в коей мере не может быть отождест­влена с последними: «Генотип можно сравнить с системой аксиом, например, аксиом Евклида, а фе­нотип — с трехтомным учебником евклидовой гео­метрии, в котором для печени доказывается теорема Пифагора, для почки — что касательная к окружнос-

* Эта направленность, составляющая содержание одного из важнейших постулатов Крика, легла в основание молекулярной биологии. См.: [117].

78

ти перпендикулярна радиусу в точке касания, для легких — что сумма трех углов треугольника состав­ляет 180° и т.п.» [116:17].

Это различие тем более очевидно, если сопоста­вить два имеющихся определения гена: в молекуляр­ной биологии (данное выше) и в классической гене­тике, а также в современной популяционной генетике (соответствие некоей хромосомной единицы наследст­венности определенному признаку). Эти два определе­ния гена, как ни странно, никоим образом не сведе­ны воедино в современной биологии. Дело в том, что во втором случае гены определяются относительно не­которых устойчивых фенотипических признаков, т.е. гены оказываются не реальной молекулярной структу­рой, но моментами соотношения, выводимого из на­блюдаемой повторяемости появления некоторых фе­нотипических признаков. В последних атомизируется результативно понимаемая фенотипическая целост­ность, которая тем самым оказывается некоей тоталь­ностью, никаким образом не соотнесенной со своим-другим как источником ее преобразования: орудийная действенность организма совершенно не моделируется средствами классической генетики*. Получается, что в так называемом соотношении генотип — фенотип мо­лекулярная биология монополизирует всеобщность ге­нотипа, а классическая генетика — всеобщность фе­нотипа, оказываясь антиномически непроницаемыми друг для друга и абсолютно бесполезными в силу антиномичности для объяснения механизма эволюци­онного органогенеза.

Последний мог быть систематически представлен до возникновения экспериментальной биологии как развернутая предпосылка человеческой культурной истории (истории духовного бытия), т.е. как восхож­дение понятия-в-себе к человеческому культурному понятию-для-себя. На смену подобному идеалисти­ческому историзму (например, гегелевскому [37, т.2:379-550]) пришел историзм материалистический. В

* В классической генетике может быть зафиксирована лишь вероятность отступления от генетического равновесия, но не на­правленность развития. В этом смысл истолкования различного рода наследственных заболеваний, мутаций, распределения ве­роятностей отдельных признаков в пределах нормы.

79

развернутой форме проблему орудийно-действенного воспроизведения биологического процесса поставил Дарвин, опираясь при этом на эффективность практи­ки искусственного отбора. Однако выяснение собст­венно биологических механизмов естественного отбо­ра сделалось предметом последующей эксперимен­тальной биологии, прежде всего молекулярной биоло­гии. Последняя обосновала генетическое сродство всех представителей биосферы — универсальный ато­мизм живого, сделав возможным собственно логичес­кое конструирование в теоретической биологии, т.е. обосновав суверенность ее предмета. Однако при этом, как это было показано выше, иллюзия полной воспроизводимости биологического историзма в логи­ке обернулась отождествлением «особенной практики» реальных представителей биологического мира с про­мышленной практикой человека, что и явилось содер­жанием программы технологизации биологии. Вместе с тем, ориентация на эту программу очевидным обра­зом лишает биологию статуса суверенной теоретичес­кой деятельности, элиминируя проблемность логичес­кого воспроизведения исторической уникальности биологического процесса. Эта историческая уникаль­ность, судя по всему, составляет понятие «живого», и в десакрализованной культуре новейшего времени именно биологическая уникальность выступила в ка­честве парадигмы для осознавания самоценности ис­ходно лишенной сакральных канонов духовной жизни человека*. Если уникальность биологического исто­ризма оказывается парадигмальной для органичности духовного бытия, то биологическая орудийность пред­ставлялась как антипарадигма, как экзистенциально реальная карикатура на формы опосредствования че­ловеческих отношений: на эгоистический социальный атомизм в XIX в. (сюжеты, связанные с дарвиновской борьбой за существование) и на социальный тоталита­ризм в XX в. (антиутопии Чапека, Замятина, Стругац­ких и др.).

Каким же образом теоретическое конструирование в биологии может быть ориентировано не на про-

* От первых представителей философии жизни до Х.Ортеги-и-Гассета, А.Швейцера, П.Тейяра де Шардена, В.И.Вернадского и др.

80

мышленный утилитаризм, а на экзистенциальную уникальность биологической жизни, в которой чело­вечество всегда распознавало сродные черты своего собственного уникального духовного бытия? Для этого необходимо на основе открытого молекулярной биологией знакового состава универсального языка биологической жизни найти языковое выражение для преемственности структурного единства организма, которое не определяется генетическим кодом нукле­иновых кислот, того самого единства, которое ока­зывается источником регулирования активности генов в процессе органного взаимодействия с внеш­ней средой. Разумеется, здесь речь идет о системнос­ти белковых ферментов, о белково-липидных клеточ­ных мембранах и других структурах, в которых вы­ражается суть органного действия любого организма, подтверждающего и выражающего таким образом свою целостность. Эта, как ее называют, нехромо­сомная наследственность должна выступить структур­ным «оппонентом» гена — «континуальным» искус­ственным языком теоретической биологии (содержа­щим в себе «интуицию непрерывности», как геомет­рия в математике), соотнесенным с атомистическим языком нуклеотидо-аминокислотной связи. Фунда­ментальность этого двуязычия позволит дать диалек­тически содержательное истолкование связи наслед­ственности и изменчивости, самовоспроизведения и адаптации. Если белок перестанет пониматься как слепой исполнитель предписанного ему нуклеотида-ми всеобщего, то и среда не будет восприниматься или как чистый восприемник активности биологичес­ких существ, или как антагонист, или как сотрудник в биологическом разделении труда, низводящий себя и своего-другого в части метаорганизма (экологичес­ки-целостная структура). В этих трех способах пони­мания среды не содержится конструктивного источ­ника развития. Дополнительность универсальных ис­кусственных языков позволяет определить отношение к среде как процесс взаимнообучающегося сотрудни­чества и антагонизма: биологически живому проти­востоит прежде всего биологическое живое. Только через самопротиворечивость самого биологического отношения может быть понято отношение биологи­чески живого к неорганическому миру и к челове-


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!