ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ 3 страница



* Именно на эту сторону обращает внимание В.В.Сильве­стров в статье, которую он писал для «толстого журнала» в пос­леднее лето своей жизни. См. с. 405—422 настоящего издания.

21

работы В.В.Сильвестрова очень непросты, особенно для первого восприятия. Он обладал удивительной, я скажу прямо — гениальной, способностью мгновенно проникать в суть вопроса, учитывая при его постанов­ке все необходимые аспекты, которыми слушатель или читатель, как правило, не владел или так не думал.

И нужно время, иногда длительное, для аналити­ческого расчленения его синтетических высказыва­ний, поэтапное их изложение. При непосредственном живом общении взаимопонимание приходило, конеч­но, быстрее. Но внимательный читатель текстов Вяче­слава Владимировича, возвращаясь к ним вновь и вновь, всегда открывает для себя глубокую аргумента­цию. Возможно, не бесспорную, возможно, слишком синтетическую по форме изложения, но всегда после­довательную, всегда имеющую внутреннюю логику.

Эта последовательность всегда концептуальна, всегда есть «вопрос — ответ» автора самому себе. Такая диалогичная основа монологичного по форме изложения не всегда видна, приходится ее реконстру­ировать в заданном автором контексте, тем самым приобретая возможность вступать с ним в разговор. Все это, конечно, сложно, но ведь примерно так мы поступаем, постигая классические философские текс­ты, особенно те, которые претендуют на фундамен­тальную основательность.

Не менее сложна для понимания и классика в стиле «эссе», ибо за разговорностью и многозначнос­тью слов необходимо увидеть однозначную моноло­гичную позицию автора. Можно спорить, какой стиль сложнее для понимания. Для меня, например, разго­ворный стиль Декарта много сложнее узко професси­онального монологичного стиля Канта. Однако, по­вторяю, мы стараемся дотянуться до понимания клас­сики, возвращаемся к ней вновь и вновь.

Но нет пророка в своем Отечестве. В работы на­шего современника мы часто не желаем вчитываться (тем более в эпоху переизбытка интересной публицис­тики), предпочитая надолго (а чаще — навсегда) отло­жить их в сторону и обратиться к словесно более по­нятным текстам, хотя и знаем, что словесная глад­кость еще не показатель его понятийной последова­тельности.

22

Нам ли, обществоведам эпохи «развитого социа­лизма», не знать образцы текстов, начиненных лозун­говой догматической простотой и понятностью? Если бы их были единицы... но нет, — половодье пустосло­вия и новояза окружало нас. И, может, мы утратили способность работать со сложными текстами, требую­щими максимальных интеллектуальных усилий?

Конечно, дефицит общенческих каналов, ограни­чения в публикациях и разрыв в культурной преемст­венности многих видов научной деятельности, превра­тивших их в обитаемые, но обездоленные островки, не могли не сказаться отрицательно на нашем языке и стиле как авторов и на наших читательских способ­ностях понимания текстов. Ведь процесс взаимопони­мания предполагает непрерывность общения.

Однако пришла (слава Богу!) пора это не только осознать, но и сделать каждому трудные первые шаги в преодолении этих негативных тенденций. Дорогу осилит идущий... Тем более, что сложные для первого прочтения философские тексты, как правило, впос­ледствии (это может произойти через день, месяц, годы) вознаграждают радостью понимания выстроен­ной концепции, которая отвечает на многие и теоре­тические, и практические вопросы. (Одно лишь усло­вие: этими вопросами читатель должен так же «забо­леть», как и автор.)

И таких текстов в творческом наследии В.В.Силь-вестрова — большинство. Он успел сделать за свои 50 лет много, очень много. Может быть, потому еще, что не подчинял никогда свою деятельность внешним целям. Его колоссальная требовательность к себе и трудоспособность питались органической потребнос­тью в интеллектуальном труде, которая встречается лишь у тех, кого мы безоговорочно относим к настоя­щей интеллигенции.

Счастье общения с такими людьми, как Вячеслав Владимирович, судьба дарит редко. Невозможно найти слова, чтобы выразить чувство бесконечного уваже­ния, любви и благодарности к этому замечательному мыслителю и человеку. Друзья и ученики Вячеслава Владимировича Сильвестрова никогда его не забудут...

Т.В. Томко

 

ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

 

АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРОЛОГИИГ

Деятельностные концепции

Теория культуры (или культурология) представляет собой важнейшее направление марксистской филосо­фии, возникшее в начале 70-х годов. Хотя в трудах Маркса, Энгельса, Ленина4 и содержатся методологи­ческие обоснования теоретического подхода к явлени­ям культуры, но культурология как суверенная теоре­тическая дисциплина ими не выделяется, да и не могла быть выделена в то время. Прежде чем дать оценку имеющимся направлениям марксистской куль­турологии, необходимо предварительно в целом обо­значить понятие культуры. Таким абстрактным опре­делением можно считать следующее: под культурой понимается все то, что опосредствует межиндивиду­альную связь людей. Иначе говоря, отношение чело­века к миру можно назвать принадлежащим культуре лишь постольку, поскольку оно опосредствуется меж­индивидуальными отношениями людей. Значит, можно предположить, что культурология как суверен­ное направление философско-теоретического исследо­вания возникает в период разрушения единства меж­индивидуальных отношений, что происходит на пос­ледней стадии развития капитализма, т.е. в эпоху окончательного разрушения религиозного самосозна­ния5. Сами эти отношения, функционально понимае­мые, составляют предмет социологии6. Для культуро­логии же основным вопросом является сама возмож­ность какого-либо опосредствования этих отношений.

Соотношение между социологической и культуро­логической формами теоретической рефлексии на межиндивидуальные отношения понимается советски-

26

ми культурологами различным образом, но признание фундаментальности этого отношения в теоретическом восприятии межиндивидуальных связей объединяет марксистскую культурологию.

Социальное и культурологическое понимание меж­индивидуальных связей рассматривается в культуроло­гии с позиций марксовой концепции деятельности, т.е. деятельностной опосредствованности межиндиви­дуальных связей. Однако представителями разных на­правлений марксистской культурологии понимается эта опосредствованность по-разному.

Разберемся, какой смысл имеет выделение собст­венно деятельностного подхода в культурологии. Нам представляется, что его суть состоит в сведении куль­турологической проблематики к соотношению куль­турного и социального в интерпретации межиндивиду­альных связей. Деятельностный подход представлен двумя направлениями. Одно из них наиболее полно и ярко отражают работы Э.С.Маркаряна, а также иссле­дования М.С.Кагана, З.И.Файнбурга, О.В.Хановой и др.

Э.С.Маркарян отождествляет культуру с техноло­гией воспроизводства и производства человеческого общества. Иначе говоря, под культурой в этом случае понимаются не просто средства освоения мира, но их функциональная обращенность на развитие самого общественного целого. Таким образом понимаемая культура сопоставима, скажем, со средствами само­воспроизведения растений и животных:

«К.Маркс характеризовал технологию как актив­ное отношение, как непосредственный процесс про­изводства жизни. В отличие от технологии растений и животных, общественная технология надбиологична по своей природе и в предельно широком значении равнозначна культуре» [79:49]7. Межиндивидуальные связи — социальные отношения — оказываются в таком случае специфической разновидностью подоб­ных средств: «Культура... есть система надбиологичес-ки выработанных средств осуществления человеческой деятельности, благодаря которым и происходит функ­ционирование и развитие общественной жизни людей. Собственно социальные отношения с этой точки зрения вполне могут быть интерпретированы как специфическая составляющая этих средств, вы-

27

полняющая функцию внутренней детерминации об­щественной жизни» [79:106].

Иначе говоря, под культурой в приведенной кон­цепции подразумевается универсальный характер че­ловеческой орудийности как опосредствующий мо­мент человеческой деятельности. Сами индивиды — источники, живые участники процесса деятельности — «снимаются» в результативности опосредствующего момента, оказываясь в лучшем случае носителями не-Koefo деятельного отношения, а в худшем — источни­ком его искажения. Задача исследователя состоит в том, чтобы полностью объективизировать (в естест­веннонаучном смысле) феномен культуры, избавить его от личностных оценочных суждений (поэтому здесь исключаются ценностные интерпретации про­цесса культуры). Эта естественнонаучная объективиза­ция культуры в данном случае опирается на опыт эт­нографических, антропологических, археологических, демографических и других конкретных научных ис­следований явлений культуры и социальной жизни, где объектом изучения оказываются овеществленные средства воспроизводства социумом самого себя.

Однако культурология как область философии претендует на выявление универсального характера этих «средств деятельности». В чем же состоит их универсализм?

Определение «надбиологичности» этих средств — отрицательное определение, хотя именно оно позво­ляет догадаться об истинном источнике универсаль­ности. Им является экологическая ситуация, в кото­рой развивается исследуемое общество.

Методология данного культурологического подхода представляет собой деятельностную интерпретацию известной функциональной теории культуры Б.Мали­новского: культура понимается как ответ на природ­ный вызов, так или иначе представленный в потреб­ностях человека [147]. Определение культуры как от­вета, т.е. как результата, свидетельствует о том, что процессуальность культуры, ее развитие не являются, следуя данному культурологическому подходу, пред­метом теоретического рассмотрения. Отсюда частое обвинение его представителей в том, что они придер­живаются статической, а не динамической интерпре­тации феномена культуры.

28

Второе направление деятельностного подхода не имеет признанного лидера, здесь можно выделить ра­боты двух авторов — В.М.Межуева и Н.С. Злобина. Оно сводится примерно к следующему: «...в основу понимания культуры кладется исторически активная творческая деятельность человека и, следовательно, развитие самого человека в качестве субъекта деятель­ности. Развитие культуры при таком подходе совпада­ет с развитием личности <...> в любой области обще­ственной жизнедеятельности» [61:36]. Иначе говоря, ставится задача исследования того, каким образом ре­зультаты деятельной человеческой истории становятся основанием творческой индивидуальной деятельности, т.е. как человек деятельно воплощает осознание себя субъектом деятельности и каким образом в истории деятельности он приходит к подобному самосозна­нию. В таком случае межиндивидуальные отношения определяются не только относительно результативных опредмеченных форм деятельности (т.е. социально), но и относительно деятельности индивидов, распред-мечивающих в своем знании и умении результаты де­ятельности, а потому оказывающихся творческими ис­точниками самой деятельности — субъектами культу­ры или личностями. «...Культура с позиций этого под­хода может быть определена как социально значимая творческая деятельность в диалектической взаимосвя­зи ее результативного (опредмеченного в нормах, цен­ностях, традициях, знаковых и символических систе­мах и т.д.) выражения и ее процессуальности, предпо­лагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества» [48:28]. «Культура — это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отно­шений, во всей целостности его общественного бытия» [82:67].

Точное и ясное отделение предмета социологии (функциональное исследование межиндивидуальных связей относительно опредмеченных результатов дея­тельности) от предмета культурологии (определение межиндивидуальных связей как динамически преобра­зующихся в деятельности индивидов, распредмечива-ющих результаты деятельности) является необходимой предпосылкой построения теории культуры. Именно в этом состоит, как нам представляется, ценность дан-

29

ного культурологического подхода: введение в марк­систскую культурологию. Оставаясь в пределах этих предпосылок, исторический анализ деятельности сво­дится к прослеживанию ряда отчужденных форм дея­тельности, восходящих к отношению «между людьми как субъектами деятельности» [82:68].

Однако понятие подлинного неотчужденного смысла человеческой деятельности положительно не формулируется, поэтому о ее предметном составе можно лишь догадываться. Значит, процессуальность культуры в качестве содержания индивидуальной дея­тельности в данной концепции лишь провозглашает­ся, но понятийно не разрабатывается. А потому со­держание индивидуального знания, составляющего основание личностной субъектности, оказывается на деле все же совокупностью опредмеченных форм че­ловеческой истории. Вследствие этого данная концеп­ция естественным образом переходит в ценностную концепцию культуры.

Ценностная концепция культуры

Решающий шаг в направлении спецификации предмета культурологии делают представители цен­ностной концепции культуры, и прежде всего ее ро­доначальник в советской культурологии Н.З.Чавчавад-зе. Их позиции сводятся к следующему. Для того чтобы выйти к объекту культурологии, необходимо перейти границы тех материальных процессов, к кото­рым деятельно стянут человек, необходимо обратиться к процессу общения, в котором вся предметность дея­тельности становится идеальным (понятийным) со­держанием индивидуальных целей. Однако понятие всеобще не только по своему происхождению, но и по функционированию в межиндивидуальном обще­нии. Значит, оно должно быть выражено в чем-то ма­териальном. В этой своей выраженности всеобщее как общезначимая ценность оказывается всеобщим досто­янием, т.е. культурой: «...культура (и любой ее фено­мен) есть соединение идеальной ценности с ее мате­риальным носителем» [132:5]. Выраженность всеобще­го объективна, но ее объективность иного рода, чем у тех материальных процессов, которые воспроизводят-

30

ся во всеобщем виде в науке, например, понятийно. Эту особую объективность выражения всеобщего, вос­производящего реальность материального мира в че­ловеческой деятельности и общении, Н.З.Чавчавадзе и называет ценностью: «...объективность ценности должна быть совершенно своеобразной "аксиологи­ческой" объективностью» [133:66]. Будучи выражена, идеальность всеобщего становится достоянием соот­ветствующего общества — общественной целью. Единство той или • иной культуры свидетельствует о том, что эти общественные цели сходятся в некоем единстве — иерархически подчинены друг другу: «По внутреннему своему строению, по своей внутренней структуре культура телеологична. Это значит, что культура (и любой ее феномен) есть культура тогда, когда она построена по иерархическому принципу, т.е. когда ее части, стороны и моменты образуют своеобразную пирамиду, вершиной которой является высшая ценность, воплощению которой и служит культура...» [132:26].

Это восхождение к единству не останавливается на некоей локальной культуре, но, по утверждению Н.З.Чавчавадзе, распространяется на общечеловечес­кую культуру, которую он называет абсолютной: «Каждый культурный феномен, каждая данная культу­ра относительны, но в идеале причастны к абсолют­ной культуре, поскольку являются именно относи­тельным воплощением абсолютной, высшей ценнос­ти» [132:27].

Происхождение же этой абсолютной ценности, од­нако, содержательно не обсуждается, а потому скла­дывается впечатление, что мир ценностей непосредст­венным образом онтологизируется, и деятельность с культурологической точки зрения выворачивается на­изнанку: она представляет собой осуществление, во­площение ценностно-идеального: «Культура есть не что иное, как реализация идеально-ценностных целей, как "переселение" ценностей из мира должного в мир сущий, не что иное, как осуществление идеала» [123:23].

Задача теории культуры состоит не в простом опи­сании факта целенаправленной деятельности челове­ка, как индивидуальной, так и общественной, но в раскрытии тайны происхождения идеалов, ценностей, на которые ориентируется деятельный человек. Конеч-

31

но, если происхождение идеального непосредственно выводится из тех материальных процессов, в которые втянут деятельный человек, то своеобразие идеального — его общительная природа — непременно будет утраче­на. Поэтому настаивание на деятельной суверенности идеального, что типично для ценностных концепций, — важнейшее условие построения теории культуры. Од­нако это условие окажется необходимым и достаточ­ным только тогда, когда мы выявим присущую иде­альному в формах его выражения способность движе­ния, воспроизводящую подвижность материальных процессов, в которых деятельно участвует человек. Ра­зумеется, эта способность актуализируется тем же дея­тельным индивидом в процессе общения. Если же эта подвижность идеального не выявлена, если идеальное нормативно, то оно непременно мистифицируется в своей суверенности и превращает индивидов в покор­ных исполнителей своей безраздельной власти. Таков в пределе может быть итог последовательного цен­ностного подхода к построению теории культуры.

Структуралистский подход к культурологии

Основателем структуралистского культурологичес­кого подхода является В.Я.Пропп, который сформули­ровал его основные положения в исследовании, по­священном сказке — явлению дотеоретической куль­туры. Теми же путями шел крупнейший представитель этого направления за рубежом — основатель мировой культурологической структуралистской школы К Леви-Строс. Впоследствии методы структурализма были применены и к любым другим, в том числе самым позднейшим явлениям культуры. Однако метод струк­турализма был строго ограничен теми явлениями культуры, которые могут быть уподоблены языку, не включающему в себя рефлексии на то, что он выра­жает. Представители структурализма как культуроло­гического подхода рассматривают характер самого со­держания культуры, а не деятельностный источник этого содержания. Поэтому структурализм не выходит за пределы сферы выражения всеобщего, а проявляет­ся лишь в определении границ исследуемого культур­ного феномена. Так, например, Леви-Строс обсуждает

32

отношения мифа и обряда [66:214-215]. Метод струк­турализма может применяться и для анализа социаль­ных отношений, но деятельный смысл последних при этом не выясняется, эти отношения рассматриваются исключительно как отношения общения [66:91-146]. Если и присутствует воспроизведение выхода в ору­дийную деятельность из замкнутой сферы общения, то представленная текстом формула общительной связи становится единственным орудием (средством) подобной деятельности (прежде всего — магического лечения) [66:147-182].

Применение структуралистского метода предпола­гает интуитивный выбор естественного языка некото­рой сферы общения. Выбор осуществляется исходя из некоего упорядоченного текста, в качестве которого могут выступать и брачные отношения, и рисунки, и любые другие формы языковой межиндивидуальной связи.

Определение этих языковых форм как естествен­ных имеет следующий смысл: язык включает в состав своих элементов имена субъектов общительной связи, а потому функциональные отношения элементов ока­зываются бесконечными и неоднозначными, подобно отношению элементов словесного естественного языка. Взаимная связь поименованных субъектов дея­тельности, которая воспроизводится в этом языке, об­разует границы исследуемого объекта.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!