ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ 1 страница



Nbsp; Сильвестров В.В. Культура. Деятельность. Общение. — М.: «Рос­сийская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - 478 с.   В книге собраны важнейшие работы В.В.Сильвестрова, посвященные развитию и обоснованию оригинальной концепции культуры и принципам интеграции современ­ного образования. В центре внимания автора — порожде­ние в культуре новых смыслов деятельности, осознание значения человека как образца и цели процесса деятель­ности и общения. В текстах представлен обширный исто­рико-философский и историко-культурный материал. Книга адресована тем, кого интересует философский анализ оснований культуры как принципов целостности образования: философам, историкам культуры, социоло­гам.   © Сильвестрова М.Г., Сильве­стров А.В., 1998. © Шеманов А.Ю., примечания, 1998. © «Российская политическая эн циклопедия» (РОССПЭН), 1998.   Издание осуществлено при финансовой поддержке Российскою гуманитарного фонда (РГНФ) проект №97-03-16072 Редакционная коллегия серии «Философы России XX века»: В.С.Степин (председатель), Ф.Н.Блюхер (ученый секретарь),

А.А.Гусейнов, А.Ф.Зотов, В.А.Лекторский,

Л.А.Микешина, А.П.Огурцов

Ответственный редактор А.Ю.Шеманов

Составление О.К.Румянцев, А.Ю.Шеманов

Примечания А.Ю.Шеманов

Подготовка текста Д.П.Кудря, А.Ю.Шеманов


ОГЛАВЛЕНИЕ

От составителей 3

М.Б.Туровский. Концепция культуры В.В.Сильвестрова ... 4
Т.В.Томко. Слово о современнике 7

 

ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Анализ теоретических концепций в советской культу­
рологии    25

Фундаментальность биологии как парадигма для обо­
снования фундаментальности теории культуры 69

Культура как предмет теории 89

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ

Философское обоснование теории деятельности 147

Принципы историзма в культурологии и естественно­
научных концепциях развития 159

Место теории культуры в современном теоретическом
знании 177

Учение Маркса о предметной деятельности. Соотноше­
ние материального и духовного производства 197

О предметной содержательности нравственного акта    215

 

МИФОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ - ПРЕДПОСЫЛКИ САМОСОЗНАНИЯ КУЛЬТУРЫ

Мифолого-религиозные предпосылки и диалектический
смысл современной культуры 233

Основные этапы мифологически традиционного само­
сознания деятельности 254

Основные формы религиозного самосознания 269

 

ФИЛОСОФИЯ КАК САМОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ

Пафос диалектики (памяти А.Ф.Лосева) 297

Проблема преемственности в философской культуре
(Античность—Средневековье—Новое время) 313

480

Понятийная основа соотношения «логоса» и «эйдоса»

в европейской философской традиции 335

Две формы самосознания культуры в новоевропейскую
эпоху: Шеллинг и Гегель 357

Культурологический смысл основных направлений
современной европейской философии (критический
анализ) 374

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ

Образовательный смысл современной культуры   385

Философия: служанка или госпожа? 406

О происхождении универсального текста современной
культуры 424

Философские истоки трагического смысла современной
культуры 450

Примечания 456

Библиография 467

Список опубликованных работ В.В.Сильвестрова   473

Именной указатель 476

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

При составлении данной книги мы руководствова­лись следующими соображениями. Во-первых, хоте­лось воспроизвести в одном томе наиболее интерес­ные, с нашей точки зрения, статьи В.В.Сильвестрова, выходившие в разное время и часто в малотиражных и специальных изданиях. Во-вторых, представлялось не­обходимым отразить важнейшие моменты его концеп­ции, которые он обобщил в своей монографии «Фило­софское обоснование теории и истории культуры» (М., 1990). Наконец, в-третьих, необходимо было опубликовать в их контексте последние работы, в ко­торых В.В.Сильвестров переосмысливает в определен­ной мере свое понимание Маркса и тем самым собст­венный марксизм (это, прежде всего, «Культура как предмет теории» и «Философия: служанка или госпо­жа?») Они, однако, обнаруживают и существенную преемственность с его более ранними взглядами и воз­можность понимания причин этого изменения отно­шения к Марксу, теоретическое переосмысление принципов которого было начато еще ранее (см., напр., «Учение Маркса о предметной деятельности...»). Ряд статей существенно дополняет материал моногра­фии, отражая моменты, в нее не вошедшие (2-я и 3-я статьи из первого раздела, 2-я и 5-я — из второго, 1-я и 2-я — из четвертого и почти весь пятый раздел).

Авторские сноски приводятся внизу страницы и обозначаются звездочками, редакторские примечания даны цифровыми сносками и помещены в конце книги. В квадратных скобках в тексте указаны номер литературной ссылки по списку библиографии и но­мера страниц после двоеточия, в случае многотомных изданий приведены указания на том. Ссылки на биб­лейские тексты даны в виде подстраничных сносок с использованием принятых сокращений книг Библии, с указанием главы и номеров стихов (после двоеточия).

 

КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ В.В.СИЛЬВЕСТРОВА1

Имя Вячеслава Владимировича Сильвестрова из­вестно профессионалам-философам нашей страны по немногим, к сожалению, публикациям. Между тем, он был чрезвычайно творческим и плодовитым ученым. Однако очевидная оригинальность его конструкций вызывала и вызывает до сих пор настороженное отно­шение к его текстам, а подчас и неприятие их.

Работы В.В.Сильвестрова посвящены обсуждению созданной им концепции развития философии в со­ставе истории и культуры и во взаимодействии с ними. Естественно, что эта проблема требовала выхо­да к коренным вопросам логики исторического про­цесса.

Вопрос о месте философии в истории человечества В.В.Сильвестров ставит в подчеркнуто диахроничес­ком плане. При этом оказывается, что философия вы­ступает и не как суверенное порождение развивающе­гося разума, и не как эпифеномен человеческой исто­рии. Поэтому в разработке темы естественно форми­руется вопрос об органическом смысле этой истори­ческой реалии в жизни общества.

И здесь В.В.Сильвестров резонно обращает внима­ние на функциональную однопорядковость общест­венного назначения таких мировоззренческих систем, как философия, мифология, религия. Конечно, в пер­вую очередь при этом выступает их познавательное значение. Однако оказывается, что этим последним никак не исчерпывается их общественное содержание не только как способов самосознания человеческих общностей, но и как способов их самовыражения.

Обращаясь к этому вопросу, ученый вовсе исклю­чает облегченное объяснение просвещенского типа, усматривающее корни мифологии и религии в слабой развитости знаний о мире, которыми располагали люди предшествующих эпох. Он справедливо считает,

5

что проблема взаимоотношений между названными типами мировоззрений состоит не в констатировании того, чего «недоставало» людям разных исторических эпох, а в конструктивном историческом знании этих мировоззрений. Поэтому проблема их взаимной соот­носимости упирается в исторический смысл этапнос-ти общественного развития.

В качестве единой теоретической базы своей кон­цепции логики истории В.В.Сильвестров избирает принцип орудийной деятельности как ковариантное основание всего процесса развития человеческой культуры. Имманентными характеристиками орудий­ной деятельности выступают целеполагание и выте­кающее из него соотнесение субъекта и объекта дея­тельности. Избранное основание по определению ди­намично и потому имманентно интерпретируемо в терминах категориальных конструкций диалектичес­кой логики, а именно в развивающихся диалектичес­ких взаимозависимостях категорий всеобщего — осо­бенного — единичного.

Соответственно в истории под воздействием разви­вающейся логики орудийной деятельности в качестве фактора исторической эволюции складывается меж­индивидуальное общение, в котором происходит фор­мирование человека как субъекта деятельности. Отсю­да В.В.Сильвестров получает два фундаментальных вывода: во-первых, что основной производительной силой истории человечества выступает знание, а во-вторых, что межиндивидуальное общение является ба­зисным процессом, на котором позднее в истории классового общества формируются производственные отношения. Поскольку же общество классовых анта­гонизмов есть всего лишь исторический этап на пути возобновления общества без классов, то подлинная история по своей сути является историей культуры. И типы мировоззрений — мифология, религия, филосо­фия — выступают преемственными имманентными для истории типами формирования человека как субъекта деятельности. В таком качестве человек, ес­тественно, является тем самым и субъектом самосо­знания, рефлексии.

Во взаимовлиянии этих двух определений субъект­ности человека В.В.Сильвестров усматривает диалек­тику как имманентный метод развития и орудийной деятельности, и рефлексии. Органическим способом

6

осуществления последней является язык как адекват­ное средство выражения всеобщего. Соответственно в языке и мышлении имманентно представлена диалек­тика мысленного конструирования, а тем самым целе-полагания. В логике последнего всеобщее выражается как начало опосредования с помощью двух диалекти­ческих конструкций, которые В.В.Сильвестров обо­значает терминами античной диалектики «эйдос» и «логос». В первом опосредствование представлено под видом созерцательного противопоставления субъекта и объекта, а во втором — как их объединение в процессе.

Эти понятия являются руководящими в постро­ении типологии диалектики и методов теоретизирова­ния. Согласно концепции В.В.Сильвестрова, эти типы выступают в истории культуры в качестве мировоз­зренческих представленностей исторических типов це-леполагания, т.е. развития деятельностного отношения человека к объектному миру. Тем самым В.В.Сильве­стров концептуально обосновывает важное положение о том, что история философии, а следовательно, и ис­тория диалектики является имманентным, обладаю­щим прогностической силой способом воспроизведе­ния логики общественного развития. С этой точки зрения он анализирует также современные философ­ские концепции.

Опираясь на развитое им понимание фундамен­тальности общения в истории общества, В.В.Сильве­стров выстраивает концепцию базисного значения системы образования для общественного развития, особенно современного. В соответствии с развернутой им теорией взаимозависимости философии и культу­ры современное образование видится ему как гума­нистическая система формирования личности, основу которой, естественно, образует приобщение к истории философии и диалектики. Так развитая В.В.Сильве-стровым теория философии органически порождает проект построения гуманистической системы образо­вания.

Представляется необходимой публикация его тру­дов как нетривиального и ценного вклада в философ­ское знание вообще, а особенно в дело восстановле­ния отечественной философии после деформации ее в долгие годы сталинизма и стагнации.

М.Б.Туровский

СЛОВО О СОВРЕМЕННИКЕ2

Человек смертен... С этой истиной мы всегда стал­киваемся неожиданно: в горькие минуты оплакивания родных, близких и друзей, которые уходят в другой мир всегда неожиданно, всегда преждевременно, ката­строфически рано, поселяя в наших душах пустоту и отчаянье...

Забвение — вторая, уже духовная смерть человека, но в массовом проявлении — это показатель духовно­го вырождения сообщества живых, это симптом тяже­лой социальной болезни.

На нашу долю выпало время осознания и начало лечения этой болезни. Возвращаются из духовного не­бытия тексты классиков философии, искусства, лите­ратуры, науки XX в.

Но не будем забывать, что к XX в. относятся и последние 25 лет. В этот период идеологическое уду­шение развития, особенно гуманитарной мысли, в нашей стране не прекращалось ни на минуту, уродли­во деформируя всю научную и образовательную дея­тельность. Мы еще не осознали до конца глубину этой деформации. Философия пострадала, может быть, более других. Не успев достаточно крепко встать на самостоятельную дорогу в краткие годы «от­тепели» на переломе 50-х и 60-х годов, она вновь была загнана в старые догматические схемы. Верши­ной догматизма и эклектики стали учебники по обще-ствознанию и философии для школ и вузов. Стано­вится не по себе, если представить, сколько молодых умов было сбито с толку образцами цитатничества, псевдонаучных афоризмов и явного абсурда.

Те, кто смог сохранить в эти годы свое творческое лицо, испытали, конечно, все виды дискриминации, из которых увольнения и унижения были еще не са­мыми худшими. Самое худшее — замалчивание и не­преодолимые трудности с опубликованием своих тру-

8

дов, особенно, если в них излагалась оригинальная философская концепция. Парадокс всей догматичес­кой эпохи господства «Краткого курса ВКП(б)» про­должал действовать: активно вытеснялись самые высо­кообразованные, талантливые и бескомпромиссные личности. К ним принадлежал и Вячеслав Владимиро­вич Сильвестров, которому посвящен этот небольшой очерк-воспоминание. «Воспоминание» — потому что, к сожалению, В.В.Сильвестров уже не сможет сам опубликовать свои труды и дать к ним авторский ком­ментарий. После тяжелой болезни он умер 7 ноября 1989 г., не дожив до своего 50-летия два месяца...

Все, кому посчастливилось длительное время с ним близко общаться, знают, что он был одним из самых интересных и высокообразованных философов, многие его идеи опередили время и потому заслужи­вают самого пристального внимания, изучения, об­суждения. Осваивать эти идеи — значит прежде всего приобщаться к высокой философской и общенаучной культуре их автора. В.В.Сильвестров относится к тем очень редким в наше время мыслителям, которые умеют концентрировать в едином философском кон­цептуальном контексте глубокие знания в разных об­ластях — истории философии, истории науки, исто­рии общества и культуры, искусства, естествознания (биология, медицина, физика, геология), математике и математической логике, истории и теории языко­знания, истории религии и мифологии, литературы, педагогики, психологии, социологии и др. К счастью, В.В.Сильвестров успел подготовить к публикации и сдать в печать (верстку правил до последних дней, уже в больнице...) монографию по истории и теории культуры. Она сделана в жанре учебного пособия и адресована студентам, аспирантам, преподавателям.

Жанр монографии неслучаен. Вячеслав Владими­рович был убежден, что каждый ученый — и особен­но философ — должен быть и преподавателем своего предмета. Ситуация образовательного общения объек­тивно требует от ученого последовательного концепту­ально-авторского изложения курса, имеющего единую смысловую канву. Она препятствует «уходу» в узко­профессиональные частности или догматическую на­укообразную эклектику, как это, к сожалению, часто

9

демонстрирует широкая практика преподавания фило­софии в наших вузах.

Много лет В.В.Сильвестров читал курс лекций (в Дипломатической академии) по истории философии в контексте теории культуры, совершенствуя, конкрети­зируя, развивая свой концептуальный подход. В пос­ледние два года — для студентов Историко-архивного института. С особым вниманием, какой-то трогатель­ной ответственностью и заботой он относился к руко­водству занятиями философского кружка, который за много лет своего существования стал лабораторией выращивания молодых ученых, учеников, последова­телей.

Навсегда запомнился такой эпизод. Вячеслав Вла­димирович в последний год периодически проходил тяжелые медицинские процедуры, после которых не­обходим был полный покой. Но после одной из таких процедур, уже при сильном обострении болезни, он пришел на занятия философского кружка, которые до этого много раз откладывались: он не мог подвести тех, кто уже ждал своего руководителя. Тема: «Парме-нид» Платона. Без преувеличения, этот диалог он знал досконально. Тем не менее тщательнейшим об­разом готовился и в этот раз, открывая в диалоге все новые и новые смыслы и спеша поделиться своими открытиями с кружковцами.

Ученики и друзья Вячеслава Владимировича после его смерти с особой остротой, болью и отчаянием ощутили ту известную истину, что человек — это уни­кальный мир, и его уход — это катастрофическое ис­чезновение культурного космоса, живого мира, пита­ющего своими корнями зеленые побеги других миров. В.В.Сильвестров мог возвратить ученику его, может, незрелую, но самостоятельную мысль как бы в куль­турной оправе, в широком историко-культурном и ис­торико-философском контексте, показывая потенци­альные возможности ее развития, оберегая одновре­менно от невежественно-эклектичного и графоман­ского вырождения.

И что такое уникальная способность укоренять в культуре чужую мысль, как не излучение духовного Света? Этот Свет успели воспринять и почувствовать не только ученики и друзья, но многие из тех, кто об­щался с В.В.Сильвестровым лишь изредка, эпизоди-

10

чески — на конференциях, лекциях и т.д. Культура не раз и не два подтверждала: духовный Свет всегда и душевный. Доброжелательность и бескорыстие, ис­кренний интерес к миру другого и беспредельная ду­шевная щедрость, необыкновенная требовательность к себе и способность «войти в положение», посочувст­вовать... Личность не разлагается на «черты», она живет в контексте бесчисленных общений и своей индивидуальностью как бы оживляет, одухотворяет и развивает мир общения, вносит в него органическое неприятие конформизма, конъюнктурщины и всякой фальши. Таким был Вячеслав Владимирович Сильве­стров. Слава...

Творческая биография В.В.Сильвестрова складыва­лась непросто. Он закончил 2-й Московский меди­цинский институт и после двух лет работы врачом-психиатром поступил в аспирантуру на кафедру фило­софии этого института, участвовал в работе философ­ского кружка практически без перерыва со 2-го курса. В начале 60-х годов эту кафедру возглавлял Ф.Т.Ми­хайлов. Вместе с другим крупным философом и исто­риком философии и науки М.Б.Туровским он сумел объединить вокруг кафедры, ее кружка и аспирантуры ищущую и любознательную молодежь.

Стоит ли говорить догадливому современному чи­тателю, что уже в конце 60-х гг. интересную перспек­тивную кафедру буквально задушили разные горко­мовские, парткомовские, ректорские комиссии? «Ушли» ее талантливого заведующего, закрыли аспи­рантуру, разогнали творческий костяк состава, про­явив, конечно, особую бесчеловечность и бесцеремон­ность по отношению к М.Б.Туровскому, одному из самых образованных и оригинальных современных мыслителей, ученику Б.А.Фохта, А.Ф.Лосева. В 1975 г. М.Б.Туровский в очередной раз стал безработным... Кто же заменил прежнее руководство кафедры? Об этом лучше не вспоминать. Отметим только, что эта история свидетельствует лишний раз: крупный уче­ный, а тем более в философии, не может появиться на пустом месте. Он вырастает в атмосфере общитель­ной преемственности, имеющей глубокие культурные корни. Они дают побеги только через цепочку «Учи­тель — ученик — Учитель... и т.д.», которая, в свою очередь, порождает направление, школу, жизнеспрсоб-

11

ные только в атмосфере общительных связей. Их-то и искореняла тоталитарная идеологическая иерархия.

Увы, запрет на право иметь учеников коснулся слишком многих известных имен в нашей науке, фи­лософии и культуре в целом. Можно ли придумать более губительный для ее развития фактор, чем этот запрет, который к тому же подкреплялся жесточайши­ми репрессиями?

Для восстановления и развития культурной преем­ственности надо отдать себе отчет в ее понятийном содержании. Что такое преемственность как понятие теории и философии культуры? Именно этот вопрос, в его фундаментальном историко-философском и ис­торико-культурном аспектах, — предмет профессио­нальных исследований В.В.Сильвестрова.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!