ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 403 8 страница
Ф. разработал оригинальную схему истории человечества, уделив особое внимание анализу современного ему периода — периода «цивилизации». Обществ, строй этого периода он подверг глубокой критике, вскрывая его внутр. противоречия (особенно противоречия между индивидуальными и групповыми интересами и интересами общества в целом), противоречия как социально-экономические (кризисы от избытка, порождаемую изобилием бедность), так и моральные (бурж, брак, связанный с проституцией, и др.). На смену строю цивилизации, по Ф., должен прийти высший обществ, строй — строй гармонии.
Природосообразный обществ, строй соответствует, по Ф., предначертаниям бога (природы): объединения людей внутри общества («группы» и «серии») образуются на основе божественных (естественных) зако-
422
ФУРЬЕ
нов «притяжения по страсти»; социальная энергия используется в соответствии с законом «экономии движущих сил»; осуществляется справедливость в распределении благ; гармония между отдельными людьми и людскими коллективами, между социальными классами и народами отражает «всеобщность провидения» (всеобщую гармонию природы); наконец, при таком строе осуществляется сложное единство системы всего мироздания. Гармонич. строй общества получает в учении Ф. не только телеологпч. оправдание, но представляется как определ. ступень в историч. развитии общества, после того как оно пройдет периоды эдемизма («райской» первобытности), дикости, варварства и цивилизации. В этой связи Ф. сформулировал ряд положений, важных для развития обществ, науки его времени: признание уровня организации материального произ-ва определяющим признаком каждого историч. периода; утверждение законосообразности смены низшего периода высшим; указание на то, что внутри каждого периода созревают предпосылки перехода к следующему; раскрытие внутр. противоречий в данном обществ, строе; признание возможности, при наличии созревшей ситуации, единовременного ^перехода к следующему историч. периоду, причем «скачок» этот в известной мере зависит от действия людей, и отсутствие у них решимости может привести к тому, что переход к высшему строю станет длительным и мучительным.
|
|
План будущего общества Ф. разрабатывал не только на основе анализа закономерностей обществ, жизни, но и путем исследования психологич. природы человека. Ф. считал, что человек по природе своей, в силу «притяжения по страсти», обладает склонностью к к.-л. виду труда, ведущегося в коллективах. Система «страстей» в его учении направлена на обоснование творч. труда, разнообразия в труде и тру-- дового соревнования, имеющих результатом всестороннее удовлетворение всех потребностей человека — материальных, духовных и душевных. В своей согласованной игре все страсти, по Ф., достигают единства действий в стержневой страсти, выражающей стремление личности — в своих же эгоистпч. интересах — искать и находить свое счастье во всеобщем благе. Страсти человека имеют, по Ф., одинаковую для всех времен и народов природу, но от среды и воспитания, от социальной организации общества зависят возможность и формы их проявления. Существующая (т. е. буржуазная) «цивилизация» подавляет и извращает страсти человека, тогда как грядущий строй «гармонии» даст им «прямой ход».
|
|
Первой задачей построения нового общества Ф. считал создание для него материального фундамента, гарантирующего рост его производительности, что обеспечит богатство для всех. Этому должно способствовать и распределение обществ, дохода соответственно трем «производственным данным» — капиталу (4/12), труду (6/12) и таланту (3/12). С укреплением и развитием строя ассоциации эти пропорции, как предполагал Ф., будут изменяться в пользу труда. Строй ассоциации создаст, по Ф., крупное коллективизированное и механизированное с. х-во, соединенное с пром. произ-вом. Соединение произойдет в первичной ячейке общества — «фаланге», располагающейся в огромном дворце •— «фаланстере». Это приведет к ликвидации разрыва между городом и деревней, к созданию поселений нового типа, где объединяются все виды че-ловеч. деятельности и преимущества гор. и сел. жизни без их недостатков. Нынешние «социальные паразиты» (при строе «цивилизации» — до двух третей населения) включатся в производительный обществ. труд; большинство их — женщины, к-рые освободятся от домашнего рабства, чему будут способствовать ликвидация семьи как хозяйств, единицы, свобода люб-
|
|
ви и широкое общественное бытовое обслуживание. Могучие трудовые армии — региональные, национальные и международные — преобразят лик Земли. Система обществ, воспитания — «социетарный план» Ф.— предусматривала формирование человека как целостной личности, сознат. члена свободного трудового коллектива; соединение обучения с производит, трудом, физич. и эстетич. развитием, мощное развитие науки и высшего образования; широкий охват взрослого населения всевозможными просветит, мероприятиями, невиданный расцвет культуры, в частности пск-ва (особенно театрального); всеобъемлющую организацию нар. здравоохранения, особенно профи-лактич. медицины и т. п. План этот сможет осуществиться, по Ф., как только превосходство «порядка согласованности» над «раздробленным порядком» будет доказано теоретически и экспериментально. Однако, не полагаясь на разумность человека, Ф. продумывал различные возможные «выходы», намечая переходные учреждения «гарантизма» и допуская «пути принуждения».
|
|
В учении Ф. можно найтп немало зародышей отд. идей и целых концепций, к-рые получили развитие не только в позднейшей философии, социологии и эко-номпч. науке, но п в таких спец. отраслях, как социальная психология, психология труда, психология детства и юношества, педагогика, профилактич. медицина, архитектура и градостроительство и др. Однако при всех достоинствах учения Ф., особенно его соци-ально-историч. и социально-психологич. идей, создать подлинную социальную науку он не смог. Отсюда — идеализм, методологич. непоследовательность, фанта-стнч. мечтания вместо научно обоснованных прогнозов, отсутствие понимания историч. роли пролетариата, сохранение в плане ассоциации классов, частной собственности и нетрудового дохода. На мировоззрении Ф. лежит отпечаток мелкобуржуазности, и его идеальный «строй гармонии», далекий от экономич. требований крупного общественного производства, выглядел как скопище раздробленных, автономных мелких ассоциаций.
Распространение и развитие
идей Ф. Учение Ф., первоначально игнорировавшееся современниками, с 30-х гг. 19 в. стало быстро распространяться. Во Франции первыми восприняли учение Ф. нек-рые пз его земляков-безансонцев (К. Вигуре, Консидеран, Ж. Мюирон, Ш. Пелларе и др.) и ряд видных сен-симонистов (Ж. Лешевалье, А. Тран-сон, А. Паже и др.). «Социетарная школа» Консидера-на видела в учении Ф. средство к мирному осуществлению социальной справедливости, пропагандировала преобразование системы хозяйствования на основе ассоциации как путь к «слиянию классов» и предотвращению социальной революции; в 40-х гг. она стала единственным во Франции крупным социалистич. объединением, располагавшим талантливыми пропагандистами, значит, числом активных участников, большим книгоиздательством и несколькими поврем. изданиями. Фурьеристы пытались создать опытный фаланстер и «социальную партию», но на практике неизменно оказывались бессильными и в итоге потерпели крах в ходе революции 1848.В дальнейшем фурьеристы примкнули к революционному пролет, движению; другие стали поборниками мелких реформ и кооперативной практики в рамках существующего общества; были и такие, к-рые заняли явно реакц. позиции. Небольшая кучка эпигонов и позднее делала попытки практич. опытов («фамилистер», созданный Ж. Б. Годеном в Гизе, «сельский детский дом социального экспериментирования», организованный Жуан-номв Рп, и др.). ИдеиФ. получили отражение во французской художеств, лит-ре (Эжен Сю, Ф. Пиа, П. Ж. Беранже, Э. Потье и др.) и оказывали влияние на
ФУРЬЕ
423
развитие франц. утопич. социализма (Пеккёр, Видаль, Леру, Прудон, Дезами).
В Англии идеи Ф. оказали нек-рое влияние на раннюю социалистич. мысль. В 30-х гг. Лондонское кооперативное общество содействовало ознакомлению с учением Ф. Английские его последователи, к-рых возглавлял Хью Дохерти, активизировались с 1840, когда они добились поддержки оуэнистского Всемирного общества сторонников рациональной религии и газеты Оуэна «The New Moral World». В дальнейшем Дохерти издавал фурьеристскую газету «The Morning Star» (1840—41), а затем еженедельник «The London Phalanx» (1841—42). С 1843 началась издательская деятельность Общества фаланстерианской книжки и была предпринята подготовка к созданию Колледжа привлекательного промысла. Англ. фурьеристы сосредоточивали внимание преим. на экономическом и социальном аспектах учения Ф., были склонны к умеренной, реформистской трактовке его идей. К концу 40-х гг. 19 в. англ. фурьеризм сошел с историч. сцены.
В Германию идеи Ф. стали проникать с 20-х гг. 19 в. (Людвиг Галль). В 30-х гг. появились пропагандирующие ассоциацию брошюры, изложение этого учения и перевод «Нового мира». В 40-х гг. существовали активные кружки фурьеристов, издавалась фурьерист-екая литература, в журналах печатались статьи о фурьеризме и переводы из Ф. (в т. ч. сделанный Энгельсом перевод отрывка о торговле); идеи Ф. рассматривались в книгах о франц. социализме (Лоренц фон Штейн, Теодор Элькерс и др.) и оказали влияние на нек-рых социал-реформаторов (Франц, Штромайер). Большую роль в проникновении в Германию идей франц. социализма, в частности фурьеризма, сыграла нем. демократич. эмиграция в Париже (Вейтлинг, Гесс, Грюи, Стефан Бори и др.). В те же годы Маркс и Энгельс, критически перерабатывая идеи утопич. социализма, обратили внимание на идейное наследие Ф. Накануне и во время революции 1848—49 идеи Ф. стали проникать и в среду нем. рабочих.
В Бельгии пропаганду идей Ф. вели в 30—40-х гг. франц. фурьеристы, в частности Консидеран, к-рых поддерживали нек-рые бурж.-демократич. деятели. Здесь распространялись франц. фурьеристские издания, вышло отд. издание «Нового хозяйственного и соцпетарного мира». Газеты «Le Debat social» и «La Civilisation» уделяли фурьеризму много внимания. Ряд белы, сторонников Ф. использовал его идеи в консервативных и антиреволюц. целях. После революции 1848—49 белы, фурьеризм сошел со сцены.
В Италии 30—40-х гг. 19 в. идеи Ф. широко воспринимались передовыми людьми различных направлений. Многие признавали себя фурьеристами (Б. Дж. Муре, С. Савини, Л. Драгонеттп, Г. Росси, Л. Чем-шши, Т. Пальярдини, Дж. Бучеллати, П. Марончел-ли, Дж. Гатти, Э. Де Азарта, М. А. Каюшп п др.), организовывали фурьеристские кружки, издавали брошюры и журналы для пропаганды фурьеризма («L'At-trazione», «La Parola», «Pace sociale», «II Trihuno del Popolo» и др.).
В Испании фурьеристы были первыми проводниками социалжстич. идей. Они организовывали кружки фурьеристов (Хоакин Себастьян Абреу, лично знакомый с Ф.), пытались создать опытный фаланстер (Мануэль Саграри де Валой), издавали журн. «La Atraccion» (с 1845)—первый в Испании орган социалистич. направления (Фернандо Гаррпдо). Из рядов фурьеристов вышло немало деятелей исп. социалистического и рабочего движения.
В Польше обособившееся от шляхетского нац. движения радикальное демократич. направление (Б. Янь-екпй, С. Г. Ворцель, А. Мицкевич, X. Каменьский, Дембовский и др.) использовало идеи Ф. как своеобразные стимуляторы развития идей нац. свободы и
социальной справедливости. Из среды польской ре-волюц.-демократич. эмиграции во Франции вышел Ян Читьский, ставший видным фурьеристом.
В Румынии 30—40-х гг. 19 в. были сторонники идей Ф. о свободной трудовой ассоциации (Йон Элиаде Раду-леску, Йон Ионеску де ла Бред и др.), имелись попытки создания фурьеристских колоний («Сельскохозяйственно-промышленное общество», созданное в 1835 по инициативе Тудораке Мехтупчиу-Диамента и распущенное властями в 1836 при вооруж. сопротивлении участников) и проекты крест, ассоциаций с использованием нек-рых положений Ф. После 1848 подобные проекты больше не появлялись, а позднее в Румынии были лишь отд. выступления в печати с изложением нек-рых идей Ф. (Н. Руссу-Лакустяну, П. С. Ауре-лиан и др.).
В 30—40-х гг. 19 в. идеи Ф. привлекали внимание передовой интеллигенции в скандинавских странах, в частности в Швеции (Пер Йетрек), Швейцарии (Карл Бюркли и др., нем. и итал. эмиграция), Португалии, Греции, Австрии (А. фон Штифт, Г. Еллинек, Хил-лиж и др.), Чехии (Э. Арнольд, С. Вавра, Ф. Копп, К. Сабина и др.), Венгрии (Ш. Петефи, М. Танчич), Словакии (Ян Хорарик).
В Сев. Америке влияние идей Ф. на развитие прогрессивной социальной мысли было столь значительным, что 30—40-е гг. называют «фурьеристским периодом» истории социализма в Америке (А. Брисбен, Парк Годвин, Хорейс Грили и др.). Общее число фурьеристов составляло неск. десятков тыс. человек. Среди многочисленных фурьеристских колоний особое место занял Ин-т с. х-ва и просвещения в Брук-Фарме, участники к-рого сыграли большую роль в развитии прогрессивной обществ, мысли, лит-ры и прессы США. Нац. конгресс фурьеристов, состоявшийся в Нью-Йорке в 1844, принял ряд важных решений, направленных к организации фурьеристов не только в нац. рамках, но и в междунар. плане. Амер. фурьеристы, частично используя идеи Ф., в то же время отвергали его «грубый материализм», их идеи переплетались с социалыго-христ. учениями разных религ. сект, а потому лишь условно могут считаться фурьерист-скими.
В Лат. Америке идеи европ. социализма, в частности Ф., повлияли на С. К. Родригеса, X. Э. А. Эче-верриа, X. Б. Альберди, Д. Ф. Сармьенто и др. передовых мыслителей и обществ, деятелей Аргентины, Уругвая и Чили. В Бразилии изложение идей Ф. мы находим в 40-х гг. у М. Г. ди С. Регу, издававшего в Рио-де-Жанейро газету социалистич. направления, и в книгах, издававшихся в Ресифи Ж. И. ди Абреу Лима. Нек-рую роль в распространении социалистич. идей играли иммигранты из Европы, в частности фурьеристы Э. Тандонне, М. Деррион, Б. Муре и др., к-рые предпринимали и практич. опыты в фаланстерианской Духе.
В России идеи Ф. стали известны уже в 1-й четверти 19 в. нек-рым из декабристов и близким к ним представителям дворянской интеллигенции. В 30—40-х гг. на учение Ф. обратили внимание Герцен, Огарев и их друзья, к-рые относились к нему критически. Интерес к Ф. проявляли в то время профессора и учащиеся гражданских и военных высших школ в Петербурге, Москве. Киеве и др. городах [проф. В. С. Порошин, С. А. Раевский, А.А.Столыпин (Монго), проф. Н. И. Костомаров, член организованного им Кирилло-Мефодиевского общества Н. И. Савич, капитан А. Гусев и др.]. Самыми выдающимися приверженцами учения Ф. в России были петрашевцы. Петрашевский пропагандировал идеи Ф. в своих соч. в различных кружках, он сделал в 1847 попытку (окончившуюся, естественно, неудачей) практически применить их в своем имешга. Идеи Ф. содействовали кристаллиза-
424
ФУРЬЕРИЗМ—ФУТУРОЛОГИЯ
ции рус. обществ, мысли разных направлений. Они отразились в творчестве поэтов Д. Д. Ахшарумова,
A. П. Баласогло, С. Ф. Дурова, А. Н. Плещеева и др.,
в произв. Достоевского, А. М. Пальма, Салтыкова-
Щедрина и др. прозаиков. Влияние их можно обна
ружить также у Григорьева, Одоевского, Майкова,
B. А. Милютина, Чернышевского и др.
Идеи Ф. и науч. социализм. Маркс и Энгельс, вскрывая слабости учения Ф., высоко оценили его. По их словам, «Фурье исходит непосредственно из учения французских материалистов» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146) и «...так же мастерски владеет диалектикой, как и его современник Гегель» (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 197). Соч. Ф. «...проникнуты подлинно поэтическим духом» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 463), им присуща реалистичность и историчность. По мнению Энгельса, «...ярче всего проявилось величие Фурье в его понимании истории общества» (там же, т. 19, с. 197), и важно то, что он «...конструирует по-своему будущее после того, как правильно познал прошлое и настоящее» (там же, т. 2, с. 583). Энгельс высоко ценил у Ф. глубоко захватывающую «... критику существующего общественного строя, в которой чисто французское остроумие сочетается с большой глубиной анализа» (там же, т. 19, с. 196). Маркс и Энгельс указывали, что Ф. блестяще разработал проблемы будущего общества: право на труд, труд как естеств. потребность человека, свободный труд как наслаждение; экономил, преимущества ассоциации: организация деятельности человека на основе сменяющихся разнообразных работ по влечению; тр5'довое соревнование — индивидуальное и коллективное; свободная любовь и обеспеченная новым строем полная свобода женщины; формирующее всесторонне развитого члена социалистич. общества воспитание, основанное на соединении обучения с производит, трудом, физич. развитием и обществ, деятельностью. Защищая здоровое ядро учения великого утописта не только от недругов, но и от нек-рых его «друзей», к-рые на самом деле были, по словам Энгельса, «антиподами Фурье», творцы науч. коммунизма отвергли все, что было в нем фантастического и ошибочного: непризнание историч. самодеятельности пролетариата; отказ от классовой, революционной и всякой вообще политич. борьбы; вера в социальное всемогущество науч. изобретательства; надежда на содействие лучших представителей господств, классов делу разумного переустройства общества. Отмечали Маркс и Энгельс также и специфич. ошибку Ф.— сохранение им частной собственности, классов и нетрудового дохода при строе ассоциации. Но, несмотря на это, Маркс и Энгельс признавали Ф. наряду с Сен-Симоном и Оуэном одним из тех «...трех мыслителей, которые, несмотря на всю фантастичность и весь утопизм их учений, принадлежат к величайшим умам всех времен и которые гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин, правильность которых мы доказываем теперь научно...» (Энгельс Ф., там же, т. 18, с. 498—99).
Соч.: Oeuvres completes, t. 1—, P., [1968—].
Лит.: Лит. и соч. см. в кн.: Зильберфарб И., Социальная философия Ш. Ф. и ее место в истории социалистич. мысли первой пол. 19 в., М., 1964, с. 413—533; его же, «Социальная философия» Ш. Ф. как предмет историч. исследования, «Вопр. истории», 1956, № о. \И. Зильберфарб.\ Москва.
ФУРЬЕРИЗМ — см. Фурье.
ФУТУРОЛОГИЯ (от лат. futurum — будущее и греч. Хбуос, ■— слово, учение) — область науч. исследований, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «Ф.» предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм в качестве названия «науки о будущем», к-рую он противопоставлял науч. коммунизму. Но в этом смысле понятие Ф. не получило распростране-
ния, т. к. перспективы социальных процессов изучаются мн. науками и «наука о будущем» не имеет предмета исследования. Термин «Ф.» обычно обозначает комплекс социального прогнозирования — одного из направлений конкретных социальных исследований (включая прогностику — науку о законах и методах прогнозирования). В марксистской социологии этот термин употребляется в образном смысле, как синоним прогнозирования и прогностики, а чаще — для обозначения бурж. лит-ры в этой области. Социальное прогнозирование, будучи одной из форм конкретизации науч. предвидения (наряду с планированием, программированием и т. п.), является этапом в истории последнего, к-рая открылась трудами Маркса, Энгельса, Ленина.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 182; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!