ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                                403 5 страница




414


ФРЕЙЕР—ФРЕЙРИ


 


выступает скорее как аппарат психич. анализа, чем замкнутая теоретич. система (см. D. Wyss, Die Tiefen-psychologische Schulen zur Gegenwart, Gott., [1961]; R. L. Munroe, Schools of psychoanalytic thought, [N. Y., 1955]).

Влияние Ф. обычно усматривается также в новейших течениях и с к-в а. Так, сюрреализм сознательно стремился основать свою худож. систему на положе­ниях Ф., провозгласив целью расширение сферы иск-ва за счет ранее не освоенных им форм психич. реальности: сновидения, сомнамбулизм и различные патологич. состояния. Однако именно в худож. твор­честве, где влияние Ф. нередко истолковывается беспредельно широко, фактически нельзя отделить это влияние от патогенных и деструктивных соци­альных и культ, факторов, действовавших в том же направлении. По ряду причин именно в лице Фрейда персонифицировались нек-рые общие тен­денции культуры, бывшие результатом длительной предшествовавшей работы. В сфере иск-ва речь идет не столько о роли учений Фрейда о бессознательном в процессе творчества и об анализе Фрейдом спыволич. языка иск-ва, сколько о независимом от Ф. парал­лельном развитии. Так, в художеств, методе М. Пру­ста («В поисках потерянного времени») находят сход­ство с терапевтич. методом Ф. реконструкции прош­лого. Одним из наиболее «фрейдистских» соч. счи­тается роман Д. Лоренса «Сыновья и любовники» (D. H. Lawrence, Sons and lovers, N. Y., 1913) на тему патологии семьи, написанный до знакомства автора с Ф. Предпринимаются попытки рассмотреть с т. зр. Ф. творчество Достоевского, романтиков, Шекспира и т. д. С др. стороны, однако, имеются попытки сознат. использования Ф. в худож. творчестве. Т. Манн, напр., в «Волшебной горе» («Der Zauberberg», Bd 1 — 2, В., 1925) использовал учение о борьбе влечений к жизни и смерти и вообще антропологию Ф. О глу­боком знакомстве Т. Манна с предметом свидетельст­вует его ст. «Фрейд и будущее» («Freud und Zukunft», журн. «Imago», 1936, Bd 22). Дж. Джойс, а также Т. Эллиот в большей мере, чем к Фрейду, тяготеют к Юнгу.

Лит. см. при ст. Психоанализ, Фрейд, Нейофрейдизм.

Д. Лялипов. Москва.

ФРЁИЕР (Freyer), Ханс (р. 31 июля 1887) — нем. философ и социолог. Проф. социологии в Лейпциге (1925—48), Мюнстере (с 1955). Филос.-исторпч. кон­цепция Ф. сложилась в русле идей философии жизни (Ницше, Дилътей, Зиммель). Ранние работы посвя­щены проблемам философии культуры и общества. В соч. «Социология как наука о действительности» («Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft», Lpz.—В., 1930) Ф., отвергая принципы формальной социологии, развил идеи историч. социологии, рассматривающей общество как «необратимую последовательноств» кон­кретных целостных ситуаций человеч. существования. Историчной является не только действительность как предмет социологии, но и сама социология как нау­ка — в ее проблематике и способе мышления.

Развитая Ф. в духе социологич. представлений нем. романтизма консервативная утопия преодоления социальных конфликтов путем ориентации на пат­риархально-общинные типы социальных связей, его толкование нем. нар. духа и гос-ва как начал, преодо­левающих обществ, противоречия («Революция спра­ва» — «Revolution von rechts», Jena, 1931), смыкались в ряде пунктов с политич. демагогией национал-социализма.

В дальнейшем Ф. обращается к проблемам «содер­жат.» философии истории. В соч. «Теория нашего века» («Theorie des gegenwartigen Zeitalters», Stuttg., 1955) Ф., противопоставляя, подобно Теннису, «пер­вичные» и «вторичные» социальные системы, анали-


зирует состояние и тенденции совр. «индустриального» общества в плане многообразных аспектов отчужде­ния, характерного для «вторичных» систем. Описывая подчинение человека власти социальных ин-тов, превращение его в винтик обществ, жизни, в рацио­нально запланированное, нормированное и уравнен­ное в своих потребностях существо, Ф. не видит практич. путей достижения гуманного и справед­ливого общества и склоняется к убеждению, что любая революция в 20 в. направлена не на эманси­пацию угнетенных, а лишь на захват власти и овла­дение концентрированным социальным аппаратом.

Соч.: Antaus, Jena, 1918; Prometheus, Jena, 1923; Dcr
Staat, Lpz., 1925; Einleitung in die Soziologie, Lpz., 1931;
Herrschaft und Plammg, Hamb., 1933; Theorie des objektiven
Geistes, 3 Aufl., Lpz.—В., 1934; Die politische Insel, Lpz.,
Г1936]; Machiavelli, Lpz., [1938]; Die Bewertung der Wirtschaft
im philosophischen Denken des 19. Jahrhunderts, 2 Aufl., Lpz.,
1939; Weltgeschiehte Enropas, Bd 1—2, Wiesbaden, 1948;
Ober das Dominantwerden tecnnischer Kategorien in der Le-
benswelt der industriellen Gesellschaft, Mainz—Wiesbaden,
[1961].                                               И. Добронравов. Москва.

ФРЁИЗЕР (Frazer), Джеймс Джордж (1 янв. 1854— 7 мая 1941) — англ. этнолог п религиевед, проф. в Кембридже (с 1907). Представитель классич. англ. школы антропологии. Гл. соч.— «Золотая ветвь» (v. 1—2, L., 1890,3ed.,v. 1 —12, L., 1907 —15; рус. пер., т. 1—4, М., 1928). Вместо идеи постепенной эволюции, свойственной этой школе, выдвинул теорию трех стадий развития человеч. мировосприятия — маги­ческой, религ. п научной. Ф. настаивает на принци­пиальном различии магии и религии и видит в магии древнейшую универс. форму мировоззрения. Сближая магию с совр. наукой, Ф. усматривает их общность в стремлении воздействовать на внешний мир и гос­подствовать над природой. Зарождение религии, согласно Ф., происходит позднее п связано с осозна­нием человеком своего бессилия и персонификацией не поддающихся его воле природных сил. С т. зр. этого учения о магип, Ф. по-новому истолковывает множество религ. обрядов, мифология, и фольклорных образов, связь христианства с культом древних уми­рающих и воскресающих богов. Магич. стадия соот­ветствует у Ф. первобытной демократии, религия —• монархии и деспотии. Магич. ритуал Ф. связывал с древней хозяйств, деятельностью, выделение касты магов — с возникновением социальной организаций общества. Происхождение самой магии Ф. выводил из простых ассоциаций идей в духе англ. ассоциа­тивной психологии 19 в. Ф.— автор большого числа работ в области сравнит, этнологии (в частности, по проблеме тотемизма), фольклора, истории культуры и др. Одним из первых применил методы сравнит, этнографии к изучению Библии («Фольклор в Ветхом Завете», L., 1918, рус. пер., М. —Л., 1931). Ф. оказал большое влияние в конце 19 — нач. 20 вв. на пред­ставителей преанимизма (Маретт и др.), франц. со­циологич. школу (Дюркгейм, Ван Геннеп), психо-аналнтнч. истолкование религии у Фрейда («Тотем и табу»), а также на философов культуры (Шпенглер, Тойнби). В наст, время на отд. стороны теории Ф. стремятся опереться как феноменологи, так и функ­ционалисты (Малиновский и др.).

Соч.: Garnered sheaves, L., 1968; Man, god and immor­tality, L., 1968.

Лит.: Коккьяра Д. Г., История фольклористики
в Европе, пер. с итал., Л., 1960; D о w n i e R. A., J. G. Fra­
zer. Portrait of a scholar, L., 1940; Malinowski В.,
J. G. Frazer, a biographical interpretation in author, в его кн.:
A scientific theory of culture and other essays, 4 ed., N.Y., 1960,
p. 179—210; Frazer and Malinowski (a discussion), «Current
Anthropology», 1966, v. 7, Jw 5.               Д. Ляликов. Москва.

ФРЁИРИ (Freyre), Жилберту (р. 15 марта 1900) — бразильский бурж. социолог, автор многочисл. трудов, посвященных социологич. анализу процессов форми­рования и разложения феод.-патриарх, общества в Бразилии. Окончил Колумбийский ун-т (США).


ФРЕС—ФРИЧЕ


415


 


Осн. работа Ф. — «Хозяева и рабы» («Casa-grande e senzala», R. de J., 1933); в предисловии к ее 1-му изд. Ф. определяет свои обгцефилос. и социологич. позиции, к-рые можно охарактеризовать как идеа-листич. и иррационалистические. В целом скепти­чески оценивая метод историч. материализма («...ко­торый очень часто преувеличен в своих обобщениях, особенно в работах фанатиков и сектантов...» — «The masters and the slaves», N. Y., 1946, p. XXI), Ф. отдает должное его центр, идее — определяющему влиянию экономич. фактора на характер обществ, развития. Однако историч. материализм, к-рый вы­водит всю совокупность обществ, отношений из спо­соба производства, не дает, по Ф., целостной социо­логич. картины об-ва. Поэтому «...рядом с исклю­чительно материальным или марксистским аспектом...» Ф. ставит также и «психологический» или «психо­физиологический» аспекты (см. там же, р. XXIV). По­пытки Ф. использовать психофизиологические методы и психоанализ приводят его зачастую к абсурдным выводам. Напр., объясняя феод.-рабовладельческие отношения в Бразилии с т. зр. психопатологии, Ф. утверждает, что рабовладельцы эксплуатировали ра­бов по причине своих садистских наклонностей, тогда как рабы, будучи, напротив, мазохистами, подсозна­тельно стремились быть эксплуатируемыми. Т. о., по Ф., бразильское рабовладельч. об-во представляло собой устойчивую систему, состоявшую не из антаго-нистич., а из взаимно удовлетворявших друг друга классов. Для социологич. трудов Ф. характерна идиллич. тоска по прошлому Бразилии (в к-ром, по данным браз. экономиста Роберту Симонсена, трудовая жизнь раба не превышала 7 лет).

Соч.: О mundo que о portugues criou, R. de J., 1940; Perfil de Euclydes e outros perfis, R. de J., 1944; Ingleses no Brasil, R. de J., 1948; Sociologia, 2 ed., t. 1—2, R. de J., 1957; Integracao portuguesa nos tr6plcos, [R. de J.], 1958; Sobrados e mucambos, R. de J.. 1961; Homen, cultura e tropica, Recife, 1962; Vida, forma e cor, R. de J., 1962; Problemas brasileiros de antropologia, 3 ed., R. de J., 1962; О escravo nos anuncios de jornais brasileiros do seculo 19, Recife, 1963.

Лит .: Pimenta J., О homen e um olho so (G. Freyre), R. de J., 1961; G. Freyre: sua ciencia, sua filosofia, sua arte..., R. de J.. 1962.

ФРЕС (Fraisse), Поль (p. 20 марта 1911) — совр. франц. психолог. Окончил Лувенский ун-т (1945), ученик А. Мишотта и А. Пьерона. Директор ин-та психологии Парижского ун-та (с 1961), редактор журн. «ГАппёе psychologique», президент Франц. об-ва психологии (с 1962), президент Междунар. союза науч. психологии (с 1966). Важнейшие труды Ф. посвящены изучению механизмов сложных видов восприятия, в частности ритмич. структур в психо­логии, восприятия времени. Разрабатывает проблему применения теоретико-информац. методов в иссле­довании восприятия. Автор ряда книг по экспери­мент, психологии. Совместно с Ж. Пиаже организо­вал издание многотомной «Экспериментальной пси­хологии».

Соч.: Manuel pratique de psychologic experimentale,
P., 1956; Les structures rythmiques: etude psychologique, Lou-
vain, 1956; Psychologie du temps, P., 1957; Traite de psycholc-
gie experimentale, v. 1—9, P., 1963—65 (еовм. с J. Piaget);
в рус. пер.— Экспериментальная психология, вып. 1—2, М.,
1966 (совм. с Ж. Пиаже).          А. Н. Леонтьев. Москва.

ФРИДМАН (Friedmann), Жорж (р. 13 мая 1902) — франц. социолог. В 1929—39 — преподаватель. Во время войны — участник Движения Сопротивления. В 1945 — ген. инспектор по технич. образованию. Проф. Ин-та политич. исследований Парижского ун-та (1949—62), президент Междунар. социологич. ассоциации (1956—59). В 1958—64 — президент ла-тиноамер. Фак-та социальных наук в Сантьяго (Чили). Редактор журн. «Sociologie du travail». Вна­чале занимался историей философии, преим. разви­тием и кризисом идеи прогресса в 20 в. («La crise du progres», P., 1936; «Heidegger et la crise contem-


poraine de l'idee du progres», в журн. «Cahiers inter-nationaux de sociologie», 1954, v. 16). В дальнейшем — один из ведущих представителей (наряду с П. На-вилем) франц. школы социологии труда, для к-рой характерно рассмотрение труда не только с т. зр. его функционирования в пром. орг-ции, но с более широких социально-филос. позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различными социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и пр.), Ф. дает острую критику совр. форм труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Ф., к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологич. напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может проявить в труде свою личность. По мнению Ф., ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решает острых социальных и социально-психологич. проблем дегу-манизированного труда.

Вместе с тем он не отрицает, что социальная струк­тура оказывает существ, влияние на взаимоотношение техники и человека. Так, если рабочий чувствует себя членом демократически организованного пром. коллектива, это может уменьшить отрицат. влияние специализированного труда. Но, по Ф., автомати­зация, уничтожающая расчлененный труд, может стать реальностью лишь в будущем, что приведет к радикальному изменению капиталистич. социальной структуры. На совр. ступени развития она приводит К новым формам разделения специализированных функций. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в совр. условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и со­циальном плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. При этом Ф. не видит качеств, различия в условиях пром. труда в капиталистич. и соцпалистнч. странах.

Соч.: Problemes du machinisme en URSS et dans les
pays capitalistes, P., 1934; Leibnitz et Spinoza, P., 1946; Autc-
matisme et travail industriel, «Cahiers internationaux de socio­
logie», 1946, v. 1; Humanisme du travail et humanites, P., 1950;
Perspectives francaises d'un humanisme du travail, «Esprit»,
1954, an. 22, № 6; Traite de sociologie du travail, v.l—2, P.,
1961 (совм. с P. Naville); Machine et humanisme, v. 2—Les
problemes humaines du machinisme industriel, P., 1961; Le
travail en miettes, P., 1964; Fin du peuple juif?, P., 1965; Ой
va le travail humain?, P., 1967.            H. Наумова. Москва.

ФРИЗ (Fries), Якоб Фридрих (23 авг. 1773—10 авг. 1843) — нем. философ. Будучи последователем Канта и Шлейермахера, Ф. истолковывал их учения в духе психологизма. В частности, из кантовского разли­чения явления и «вещи в себе» он выводил различие знания и веры. Природа и человеч. история рас­сматриваются им как организм, построенный по за­конам механики и математики. В своих психологич. исследованиях Ф. выступил как один из основопо­ложников совр. психиатрии.

С оч.: Wissen, Glaube und Ahnung, Jena, 1805; Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft, 2 Aufl., Bd 1—3, Jena, 1828—31; Handbuch der psychischen Anthropologie, 2 Aufl., Bd 1—2, Jena, 1837—39.

Лит .: Hasselblatt M., J. F. Fries, В., 1922.

ФРЙЧЕ, Владимир Максимович (15 окт. 1870— 4 сент. 1929) — сов. литературовед и искусствовед, проф. МГУ (1920), академик (1929). Член РСДРП(б) с 1917. В 1894 окончил историко-фшгос. фак-т Моск. ун-та. С конца 90-х гг. участвовал в социал-демокра-тич. движении. В работах в области критики, истории лит-ры и теории иск-ва 90-х — 900-х гг. Ф. выступал в защиту класепч. традиций реалистич. искусства, против теории и методов позднебурж. иск-ва («Фи­лософия лени и поэзия праздности», «Трагикомедия индивидуализма», «Психическая чахотка» и др. статьи). После Окт. революции Ф. вел активную науч.-педа-гогпч. работу, руководил Ин-том лит-ры и языка при РАНИОНе, лит. отд. Ин-та красной профессуры,


ФРОЛОВ—ФРОММ


Комакадемии и др. В 20-х гг. Ф. написал работы: о Шекспире, Л. Н.Толстом, «Очерки социальной исто­рии иск-ва» (М., 1923), «Зап.-европ. лит-ра 20в. в ее главнейших проявлениях» (М.-—Л., 1926), «Г. В. Плеха­нов и науч. эстетика» (М., 1922), «Социология иск-ва» (М.—Л., 1926), «Проблемы искусствоведения» (М.—Л., 1930) и др. Стремясь развить ист.-материалистич. пони­мание художеств, процесса, Ф. истолковывал его, од­нако, вульгарно-социологически. «Настроения и идеи и, далее, приемы художественного творчества людей данной эпохи зависят прежде всего от достигнутой ими высоты технической и экономической культуры и меняются, когда они переходят к новой форме про­изводства жизненных благ, к новому роду экономи­ческих отношений» («Очерки по истории западно-европ. лит-ры», М., [1908], с. 4). Марксистское поло­жение о социальной и классовой обусловленности иск-ва Ф. понимал упрощенно, видел в иск-ве только выражение «психологии» «классового субъекта» и клас­совых интересов, а не объективное отражение реаль­ной действительности. Схематизируя псторич. процесс развития искусства, Ф. свел его к двум «основным типам» — «синтетическому» и «дифференцированному», к-рым, по его мнению, соответствуют «идеалистиче­ский или символический» стиль феод.-иератич. обществ и «реалистический» стиль бурж. общества. В целом теоретич. и критич. работы Ф. отразили противоре­чивый процесс начальной стадии распространения марксизма в области литературоведения и эстетики. Положит, стороны деятельности Ф. получили высокую оценку Луначарского (см. сб. «Марксистское искусст­вознание и В. М. Фриче», М., 1930, с. 40. Здесь же см. полную библ. работ Ф. и лит. о нем).

И. Мйца. Москва.

ФРОЛОВ, Иван Тимофеевич (р. 1 сент. 1929) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1966). Член КПСС с 1960. Окончил филос. фак-т МГУ (в 1953) и аспи­рантуру там же (в 1956). С 1952 — на редакционно-издат. и партийной работе. С 1968 — гл. редактор журн. «Вопросы философии». Область науч. иссле­дований — проблемы методологии и теории познания, науковедения, филос. вопросы биологии.

С о ч.: Детерминизм и телеология, «ВФ», 1958, № 2; О диалектико-материалистич. детерминизме в биологии, «Бо-танич. журнал СССР», 1958, № 6; О причинности и целесооб­разности в живой природе, М., 1961; Гносеологич. проблемы моделирования биологич. систем, «ВФ», 1961, № 2; Филос. проблемы совр. биологии, М., 1961; О методах совр. биологич. исследования, «ВФ», 1961, № 11; Наука как непосредств. производит, сила об-ва, «Политич. самообразование», 1962, JN5 5 (coem. с Э. Соловьевым); Союз науки и демократии, «ПМ и С», 1965, № 4 (совм. с М. Мамардашвили); Методологии, значение новых достижений биологии и химии, в кн.: Исто­рия философии, т. 6, кн. 2, М., 1965; Очерки методологии биологич. исследования, М., 1965; Материалистич. диалек­тика и совр. биология, «Коммунист», 1966, № 2; О новых путях и методах познания жизни, «Природа», 1966, № 8; Методологич. проблемы генетики, М., 1967; Философия и био­логия, «ВФ», 1967, N° 8; Генетика и диалектика, М.. 1968: Zuchtwahl und Finalitat, «Dtsch. Z. Philos.», 1959, 4; Prob-leme der Methodologie in der biologischen Forschung, там же, 1964, Ni 12.

ФРОММ (Fromm), Эрик (р. 23 марта 1900) — нем.-амер. психолог и социолог, представитель неофрейдиз­ма. Сотрудник Ин-та социальных исследований (Франкфурт-на-Майне). С приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С 1951 — проф. ун-та в Мехико. Чл. Нью-Йоркской акад. наук. В 50-х гг. присоеди­нился к амер. Соцпалистич. партии, став одним из идеологов совр. «гуманистич. социализма». Ряд лет вел также практику врача-психоаналитика. Ф. от­ходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным положениям к экзистенциализму. Согласно Ф., собственно человеческое начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в специфике человеч. существования. Осн. психич. потребность индивида, по Ф.,— установить систему отношений к миру п обществу. Двойственность положения че-


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!