ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                                403 2 страница



Отличит, особенностью второго периода является переработка новых филос. течений, распространяю­щихся из-за рубежа. В 30-х гг. 20 в. Ж. Валь, Ж. Ипполит и А. Кожев вводят во Францию так назы­ваемое «экзистенциалистское неогегельянство», ин­терпретирующее философию Гегеля в духе пррацио-налистич. «трагической диалектики». Во Ф. ф. по­являются феноменология и фрейдизм. Оба эти течения пришли во Францию из Германии и получили рас­пространение значительно позднее, чем в др. странах, что, однако, не помешало им глубоко укорениться во Ф. ф. 2-й пол. 20 в. Увлечение феноменологией Гуссерля коснулось прежде всего протестантских философов (Ж. Эрен, Ш. Отер, Р. Виль, Ф. Менего, Р. Мель); в работах Э. Левина, Ж. П. Сартра, Г. Мар­селя, Ж. Гурвпча, А. Куайре, Г. Берже, М. Мерло-Понти, П. Рикёра она истолковывается как единст­венно правильный метод анализа человеч. сущест­вования во всей его противоречивости и непосредст­венности, свободный от искажающего влияния абст­рактных идей.

Влияние зарубежной философии (датской — Кьер-кегор; немецкой — Хайдеггер, Ясперс, Ницше; авст­рийской — Фрейд; русской — Н. Бердяев, Л. Ше­стов) в сочетании с опродел. лит. влияниями (Ф. До­стоевский, Ф. Кафка, А. Жид, А. Мальро) обусловило ту форму, в к-рой во Франции начала разрабаты­ваться «философия человека». Так, человеч. реаль* ность была понята в духе индетерминизма — как абсолютно независимое существование (человека) от материального (в т. ч. и социального) мира, его полная выключенность из цепи причинно-следств. отношений. «Философия человека» приходила к пес-


ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


симистич. выводу о неустранимости внутр. источника противоречий и страданий человеческого существо­вания.

Трагич. мироощущение, опустошенность и отчуж­дение личности ярче всего были выражены в на­чавшем складываться к концу 30-х гг. атеистич. экзистенциализме (Ж. П. Сартр, А. Камю).

Меньше всего песснмистпч. настроением оказался затронутым неотомизм. В совр. томизме произошло размежевание на палеотомистов (Жильсон), сводя­щих свою задачу к простому возрождению учения Фомы Аквинского и в плане решения этой задачи развертывающих интенсивное изучение ср.-век. фи­лософии, и собственно неотомистов (Маритен), вы­ступающих за всестороннее обновление томизма. Франц. философы становятся наиболее авторитетными представителями совр. томизма.

Неортодоксальные направления релнг. философии, к-рые, как правило, являются иррационалистиче-скими, опираются на феноменологпч. метод (А. Дю-мери) и в центре исследования ставят «человеч. ре­альность». Тема трагизма человеч. существования разрабатывается в них на основе определ. христ. традиции, восходящей к Августину; внимание к по­следнему и вообще к греч. патристике было привле­чено исследованиями А. Любака п Ж. Даниелу. Христ. экзистенциализм Г. Марселя, позднее назван­ный им неосократизмом, развивается как «философия любви, верности и надежды». В «философии духа» (Л. Лавель, Р. Ле Сенн), возникшей в 30-е гг., гл. акцент делается на спасающую «причастность» лич­ности к богу. Выступивший в начале 30-х гг. персо­нализм (Э. Мунье) стремится осознать кризис бурж. цивилизации и через активное утверждение идей христианства найти путь к созданию новой цивили­зации, где личность, ощущающая свою глубокую общность с др. личностями, была бы по-настоящему свободной.

Характерным для Ф. ф. является то, что она оказа­лась почти не затронутой «третьим позитивизмом» — неопозитивизмом. Правда, Л. Кутюра еще в нач. 20 в. начал разрабатывать математическую логику (а позже также А. Дюфимье, Ж. Николь, Л. Ружье, Ж. Дюке, Ж. Кавайе, Ж. Эрбран) и пропагандиро­вать логицизм Рассела. Однако эти исследования не получили большого развития из-за оппозиции таких авторитетов Ф. ф., как Бутру, Пуанкаре, Брюнсвик, Мейерсон, считавших, что матем. логика не представ­ляет интереса не только для философии, но и для са­мой логики, и отчасти, возможно, из-за ранней смерти Ж. Нико и Ж. Эрбрана. Разработка теоретич. основ математики, ведущую роль в к-рой играли эф-фективисты (см. Эффективизм) и группа математиков, выступавших (с 30-х гг.) под псевдонимом «Н. Бурба-ки», велась с позиций, отличных от неопозитивист­ских. Идеи Венского кружка пропагандировались лишь немногими логиками (Ж. Вуйемен, М. Болл). Когда позднее, в 50-х гг., во Франции математиче­ская логика получила, наконец, признание, разви­тие ее пошло самостоятельным путем, вне рамок неопозитивизма.

Третий период. События 2-й мировой войны, принесшей Франции поражение и оккупацию, а затем трудное освобождение, способствовали дальнейшей трансформации Ф. ф., начатой в предшеств. период. Третий период характеризуется определ. истори­ческим пониманием источников трагич. конфликтов эпохи, их связи с общественными силами, призна­ние возможности активной социальной борьбы. Веду­щими направлениями светской философии становит­ся атеистический экзистенциализм (Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар, Ж. Батай, Ф. Жансон), а религиозной — совр. томизм. Значи-


тельным влиянием пользуются также персонализм, тейярдизм и католич. спиритуализм, довольно широ­кое признание получает «рефлексивная» философия (Ж. Набер, Г. Мадпнье).

Атеистич. экзистенциализм претерпевает значит, эволюцию. Осмысливая опыт участия в антифашист, борьбе, экзистенциалисты отказываются от признания полной абсурдности человеч. существования и наме­чают новую платформу гуманистич. ценностей. На смену концепции абс. свободы приходит утверждение ее определенной социальной обусловленности (Сартр) и необходимости для ее реализации определ. преоб­разования обществ, отношений. Этот отход от ряда фундаментальных положений раннего экзистенциа­лизма сопровождался политич. размежеванием: Камю и Мерло-Понти сближаются с либерализмом, Сартр и Бовуар провозглашают себя сторонниками социализ­ма. В филос. плане Сартр стремится к интеграции марксизма с экзистенциализмом — он выдвигает идею «включения» видоизмененного экзистенциализма в марксизм, что в сущности означает преобразование псторич. материализма в своего рода экзистенциали­стский филос. антропологизм. Существ, изменениям подвергается и персонализм: он оформляется в бо­лее или менее целостное мировоззрение, разрабаты­вающее вопросы онтологии и гносеологии в связи с социально-политич. проблемами современности. Наряду с католическими философами (Мунье, Ж. Ла-круа) ведущими персоналистами становятся и про­тестантские мыслители (П. Ландсберг, М. Недонсель, П. Рпкёр).

Характерным для атеистич. экзистенциализма и пер­сонализма данного периода является стремление их сторонников не только теоретически осмыслить совр. практику, но и, отказавшись от традиц. аполи­тизма бурж. философов, принять непосредств. личное участие в обществ, борьбе (различные политич. объе­динения, массовые движения — борьба за мир, против амер. агрессии во Вьетнаме, против расизма, неофашизма и т. д.). Теоретич. соответствие эта дея­тельность находит в концепции «завербованности», «во­влеченности» (L'engagement), отражающей осознание причастности к социальному бытию, ощущение со­циальной ответственности. Печатные органы — экзи­стенциалистский «Temps modernes», персоналистский «Esprit» — систематически выступают по острым со­циально-политич. проблемам и возглавляют различные филос. дискуссии. Совр. томизм, несмотря на то, что его лидеры (Маритен, Жильсон) переселились за океан, продолжает играть большую роль в развитии Ф. ф. Франц. неотомизм приобретает новых влият. сторонников (А. Марк, П. Грене, А. Форе, А. Эйен, Ж. Легран, Ж. де Финанс, Р.В. Жоливе) и распрост­раняет свое влияние за рубежом. Особое внимание в этот период уделяется разработке моральной, педа-гогпч., политич. и социальной сторон неотомязма. Возрастающее внимание к «экзистенциальным» про­блемам сближает совр. томизм с другими направле­ниями Ф. ф.

Особое место в совр. ре лиг.-филос. мысли Франции занимает «тейярдизм» — концепция «гармонического синтеза Вселенной», «космогенезиса», разработанная крупнейшим антропологом и палеонтологом, католич. священником, иезуитом Тейяром де Шарденом. Высту­пая против индивидуализма, разобщенности и разъе­диненности людей, «тейярдизм» пытается противопоста­вить пессимнстич. социальным концепциям оптими-стич. перспективу перехода к эре «трансчеловечества», обращаясь к натурфплос. и религ. гарантиям совме­щения «высокого коллективизма» с всесторонним раз­витием личности. Противоречивая доктрина «тейярдиз-ма» стремится примирить в единой эволюционист­ской системе науч. и религ. принципы. За последние


ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                                  407


10 лет «тейярдизм» получил широкое распространение ъ странах Зап. Европы и Америки; организованы многочисл. общества, изучающие и пропагандирую­щие его идеи.

В отличие от религ. и иррационалистич. направ­лений совр. Ф. ф., в качестве течения, отстаивающего права разума, выступает неорационализм, главным представителем к-рого является Г. Башлар (1884— 1962). Объявляя борьбу и эмпиризму, и феномено­логии, и экзистенциализму, неорацпонализм стремит­ся создать философию совр. науки. Однако выступая против тезиса о прямом соответствии каждому науч. понятию внешнего объекта, он объявляет предме­том науч. познания не вещи и явления внешнего мира, как таковые, а сложные конструкции, создан­ные познающим разумом человека (здесь напраши­вается аналогия с кантианской моделью предмета науч. познания). Непосредств. данность природы играет лишь роль преддверия, повода (pretexte) науч. мысли, но не является самим объектом знания (см. G. Ва-•chelard, Le nouvel esprit scientifique, P., 1934, p. 6). С сер. 60-х гг. все более модным становится структу­рализм, возникший как реакция на экзистенциалист­ский антропологизм и морализм и отражающий стрем­ление к научно-объективному пониманию человека. Причем у М. Фуко, объявившего о «смерти» понятия «человек», структурализм принимает форму «теоре-тич. антигуманизма», заменяющего человека функ­цией. Известные основания сторонники этой структу­ралистской идеологии находят у Леви-Строса и Ж. Лакана.

Кроме перечисл. направлений, в совр. Ф. ф. есть официальная «университетская» философия, пред­ставленная значит, группой философов-профессиона­лов (в основном профессоров Сорбонны п лицеев). Формально не примыкая ни к одному из указанных течений, они занимаются гл. обр. проблемами истории ■философии и анализом трудов отд. мыслителей. В этом плане развивается и методология, или философия «ис­тории философии» (Э. Брейе, Э. Вейль, Ж. Гюсдорф, М. Геру, А. Гуйе).

Анализируя положение в совр. Ф. ф., нек-рые ис­следователи (Ж. Лакруа, П. Рнкёр) считают, что наиболее влият. направления (экзистенциализм, пер­сонализм, неотомизм) исчерпали свою способность к развитию, и Ф. ф. предстоит пройти фазу радик. обновления. В качестве возможных источников та­нкового одни исследователи называют анализ языка, структурализм Леви-Строса или видоизмененную феноменологию; другие — «преобразованный» марк­сизм, художественное мышление (лит-ру) и даже ниц­шеанские идеи, о возрастающем интересе к к-рым говорят исследования Ж. Гране и М. Делеза. Фран­цузские марксисты утверждают, что мощный импульс к плодотворному развитию может дать Ф. ф. усвоение идей диалектич. и историч. материализма.

(В разделе использованы материалы В. Кузнецова и Т. Са­харовой.)

Социология 2-й пол. 19—20 вв. Во 2-й половине 19 в. во французской социологии утвердилось пози­тивистское направление, родоначальником к-рого был Копт (Литтре, П. Лаффит, Ж. Рнголаж, Фулъе, Летурио). К началу 20 в. это направление пришло в упадок, выродившись в апологию бурж. действительности. Оно подверглось критике со ■стороны школы Ф. Ле Пле (А. де Турвпль, Э. Де-молен, Р. Пино, П. де Рузье), справедливо упрекав­шей его в поверхностном анализе фактов и склон­ности к необоснованным обобщениям. Консервативная и антидемократич. по политич. установкам школа Ле Пле в методологич. отношении руководствовалась плодотворным принципом точной количеств, характе­ристики социальных фактов. Во 2-й пол. 19 в. Гобино


и Лапуж выдвинули реакц. идеи расизма, положив начало расово-антропологич. школе. Тард был одним из создателей психологизма в социологии.

Продолжателями идей традиционалистов были Ш. Моррас и М. Баррес, выступившие предтечами фашистской идеологии, к-рая под назв. «националь­ной революции» стала официальной доктриной ре­жима Виши.

С конца 19 в. важное значение для развития франц. и мировой социологии имело творчество Дюркгейма, к-рый создал новую форму позитивистской социологии. Он обосновывал специфику социальных явлений и показал их несводимость к биологич. или индиви-дуально-пспхологич. факторам, рассматривая общест­во в качестве первичной реальности. Дюркгейм — один из родоначальников структурно-функциональ­ного анализа в немарксистской социологии и эмпирич. изучения социальных явлений. Многочисл. последо­ватели Дюркгейма — М. Мосс, С. Бугле, М. Халъб-вакс и др. образовали франц. «социологич. школу», господствовавшую до конца 20-х гг. и много сделав­шую для развития социологич. исследований и социо­логич. образования. М. Мосс возглавил Франц. ин-т социологии (1925).

В 20-х и 30-х гг. закладываются и основы эмпири­ческих социологических исследований, в частности на стыке с антропологией и этнографией (К. Леви-Строс), т. н. «географией человека» (А. Деманжон, Ж. Готман) и демографией (А. Ландри, А. Сови) и др. В конце 30-х гг. и особенно после 2-й мировой войны появляются учреждения и центры конкретных со­циальных исследований: ин-т общественного мнения Ж. Стёцеля (1938); центр социологических исследо­ваний, пн-т социальных паук о труде, нац. ин-т де­мографических исследований во главе с А. Сови (1946), ин-т Ф. Перру и др.; в ряде университетов создаются кафедры социологии, в частности в Сор­бонне их возглавляют Г. Гурвич, Р. Арон, Ж. Стё-цель и др.; готовятся специалисты по общей и при­кладной социологии; начинают выходить многочисл. социологич. журналы: «Cahiers internationaux de so-ciologie» (с 1946), «Epistemologie sociologique» (c 1964), «Population» (c 1946), «Opinion» (c 1908), «L'homme et la societe» (c 1966) и др. Создается франц. социологич. ассоциация, а также ассоциация социологов франц. языка, председателем к-рой после смерти Гурвича стал Ж. Баландье и благодаря к-рой франц. социо­логия начинает оказывать возрастающее влияние на развитие социологии в Африке, на Бл. Востоке, в Канаде, в Лат. Америке и др. странах. Социология приобретает растущий престиж в науке, а прикладная социология, в т. ч. различные опросы обществ, мнения, внедряется в различные сферы обществ, деятельности (в печать, на предприятия, в управление, торговлю, региональное планирование и т. д.). Развитие эм­пирич. социологии стимулируется буржуазным гос-вом и практическими запросами различных групп буржуазии.

Развитие социологии, особенно распространение конкретных и прикладных исследований, происходит в острой методологич. и идейно-политич. борьбе между различными школами и направлениями. Не­удовлетворенность методологич. концепциями Дюрк­гейма приводит сначала к кратковременному увле­чению в 40-х гг. концепциями нем. философии истории (Р. Арон), к-рое сменяется в 50-х гг. распространением среди франц. социологов идей структурализма, свя­занного с именем К. Леви-Строса. С 50-х гг. ряд франц. социологов выдвигает теории обществ, раз­вития, противопоставляемые историч. материализму (концепции т. н. «единого индустриального общества»— Арон, Перру). Получают распространение кон­цепция технологич. детерминизма (Фурастъе), раз-


408


ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


 


личные теории технократии, разрабатываются проб­лемы футурологии. Однако самое характерное яв­ление послевоенной франц. социологии — развитие эмпирич. социальных исследований.

Особенно значительный размах во Франции полу­чили социально-демографические исследования (А. Со-ви, Ж. Буржуа-Пиша, Р. Пресса), индустриаль­ная социология (Ж. Фридман, Ж. Эллюль, М. Кро-зье, А. Турен), исследования общественного мнения (Ж. Стецель), социология города и регионального планирования (П. А. Шомбар де Лов, Ж. Готман, Ш. Ледрю), социальное прогнозирование (Ж. Фу-растье, Б. де Жувенель), социология междунар. отношений (Р. Арон, Ф. Перру), социальные про­блемы «третьего мира» (Ж. Баландье, Ф. Перру), со­циология знания (Л. Гольдман), проблемы свободного времени (Ж. Дюмазедье), социология образования и культуры (П. Бурдье, Э. Морен) и др. В области методологии выделяются работы П. Будона. Обозна­чилось также стремление избавиться от эмпиризма, установить связи с историей (особенно со школой «Ан­налов»), историч. психологией (И. Мейерсон, Ж. П. Вер­ная). В связи с этим растет интерес к марксизму.

В последние годы во Франции в идейной борьбе с немарксистскими теориями возрастает влияние марк­систской социологии, в т. ч. и среди социологов-немарксистов.

Марксистская философская и социологическая мысль. Социалистич. и комыунистпч. теории, истоки к-рых во Франции восходят к 17 в. (Д. Верас), до сер. 19 в. развивались в отрыве от рабочего движения. Мелкобурж. характер страны в 19 в. создавал устой­чивую традицию различных форм донауч. социализ­ма, к-рые препятствовалп распространению марксизма. Во франц. и междунар. рабочем движении марксизм выдержал продолжит, борьбу с прудонизмом; кри­тике учения Прудона была посвящена кн. Маркса «Нищета философии» (1847), изданная в Париже. Маркс и Энгельс выступили также против заговор­щической тактики Бланки.

Пионерами-пропагандистами марксизма во франц. рабочем движении были Гед и Лафарг. В 1879 гедисты одержали победу над прудонистами п анархистами на Марсельском рабочем конгрессе, принявшем ре­шение о создании рабочей партии; программа партии, написанная Лафаргом и Гедом при участии Маркса и Энгельса (Марксу принадлежит вводная часть), проникнута идеями науч. социализма. В полемике с Жоресом, пытавшимся электически соединить «эко-номич. материализм» с кантовскои трактовкой нравств. идеала как движущей силы истории, Лафарг отстаи­вал марксизм как целостное материалистпч. мировоз­зрение. Франц. марксисты выступили также против анархо-синдикализма Сореля.

Создание в 1920 Франц. коммунистич. партии (ФКП) ознаменовало новый этап творч. развития и применения марксизма-ленинизма во франц. рабочем движении. ФКП, руководимая Торезом, а после его смерти — Роше, провела большую работу по спстематнч. и глу­бокому изучению коммунистами марксистской фило­софии; эта работа ведется в сети парт, просвещения: парт, школах, парижском Новом (Народном) ун-те; на базе лекций, прочитанных Политцером, в этом ун-те был издан марксистский учебник «Элементарные основы философии» («Principes elementaires de phi­losophic», P., 1946; 2-е изд. с дополнениями Г. Бесса и М. Кавена вышло в 1954 под назв. «Principes fon-damcntaux de philosophie»). Существ, роль в про­паганде марксистской философии принадлежит пе-риодич. печати ФКП: газ. «L'Humanite», жури. «Carriers du communisme», «Pensee», «Nouvelle critique». С 1962 ежегодно проводятся «Недели марксистской мысли», на к-рых перед широкой аудиторией высту-


пают с докладами по актуальным проблемам марк­сизма руководители ФКП и философы-коммунисты; с сер. 50-х гг. организуются публичные дискуссии фи­лософов-коммунистов с критиками марксизма. Изу­чение и пропаганда марксистской философии ведутся франц. коммунистами параллельно с большой ис-следоват. работой, к-рая получила особенный размах после организации в 1963 при ЦК ФКП «Центра изучения марксизма и марксистских исследований», объединившего в своих секциях 4 тыс. науч. работ­ников.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!