ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 403 6 страница
ловека в мире — как природного и надприродного существа — порождает осн. «историческую дихотомию»: наряду со стремлением к свободе и независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и стремление к безопасности («бегство от свободы»), к-рое лишь принимает различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции человека, Ф. ищет путей к этому в объединении социального и индивидуально-психологич. подходов более конкретно — в достижении некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через «социализацию» психоанализа, с одной стороны, и «гуманизацию» марксизма — с другой. Ф. игнорирует подлинные взгляды Маркса, приписывая ему идеи в духе «гуманитарного социализма» (см. «Marx's concept of man», N. Y., 1961, p. 63 и др.). Связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества является у Ф. социальный характер. Через господств, тип характера деятельность индивида направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества. В формировании социального характера Ф., в традициях психоанализа, особую роль отводит страху, к-рый ведет к подавлению, а затем к вытеснению в бессознательное черт, несовместимых с данными обществ, нормами. Т. о., сфера бессознательного есть прежде всего результат воздействия социальной среды («социальное бессознательное»). В личности сосуществуют осознанные стремления и бессознат. установки, проявляющие себя в мифах, сновидениях и др. несоциальных продуктах психики («Забытый язык» — «Theforgotten language», N. Y., 1951, переизд., N. Y., 1965). Формы социального характера совпадают у Ф. с различными историч. типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от свободы» («Escape from freedom», N. Y., 1941) Ф. применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав первонач. накопление с накопительским типом характера (hoarding type), соединившим в себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом (реализующим себя лишь через разрушение объекта своих отношений). Параллельно с ними на др. обществ, полюсе шло формирование «рецептивного» (пассивного) типа характера. К ним, согласно Ф., прибавился ныне «рыночный» тип характера (marketing type) — порождение капитализма сер. 20 в.— «общества тотального отчуждения». Это — тип, вообще лишенный внутр. ориентации, при к-ром собств. личность воспринимается как товар (ср. соч. Рисмена «Одинокая толпа» — D. Riesman, «The lonely crowd», N. Y., 1967); ему присущи ложные эмоции, находящие выражение в совр. формах любви («Искусство любви» — «The art of loving», N. Y., 1956, переизд., N. Y., 1962). С отчуждением человека в совр. (в осн. американском) обществе Ф., как и Хорни, связывает и формы патологии; невроз (будь то в форме депрессии, патологич. зависимости, «ложных эмоций» или «идо-лизации») есть и прямой результат отчуждения, и индивидуальная (неадекватная) попытка компенсации его, поиск выхода из отчуждения. Здесь Ф. сближается с совр. экзистенциальной психиатрией, для к-рой в основе психоневрозов также лежит потребность в устойчивой ориентации, отвечающей жизненным потребностям личности. Если Фрейд трактовал религию как «коллективный невроз», то для Ф., наоборот, невроз является формой частной религии, отличной от «нормальных» установок социальной группы («Психоанализ и религия»— «Psychoanalysis and religion», N. Y., 1950). В поздних работах («Здоровое общество» — «The sane society», N. Y., 1955, переизд., N. Y., 1962, и др.) Ф. стремится сделать свое учение основой для обществ, перестройки в духе утопич. проектов создания гармонич. «здорового
|
|
|
|
ФУКИДИД—ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
417
общества», рассчитывая на просветительские методы «социальной терапии», особенно эффективные, по мнению Ф., в период дошедшего до предела человеч. отчуждения.
Соч.: Die Entwicklung des Christusdogmas, W., 1931; Sigmund Freud's mission, N. Y., 1959; May man prevail? An inquiry into the tacts and fictions of foreign policy, N. Y., 1961; Beyond the chains of illusion. My encounter with Marx and Freud, N. Y., 1962; Psychoanalysis and Zen Buddhism, в кн.: Suzuki D., Fromm E., De Marti no R., Zen Buddhism and psychoanalysis, N.Y., 1963; The heart of man. Its genius for good and evil, N. Y.. 1964; You shall be as gods, N. Y., 1966; The revolution of hope, N. Y., 1968.
|
|
Лит .: Титаренко А. И., Э. Ф. в оковах иллюзий,
«ВФ», 1964, № 10; S с h а а г J. H., Escape from authority;
the perspectives of E. Fromm, N. Y., 1964; Evans R. I.,
Dialogue with E. Fromm, N. Y., 1966. См. также лит. при
ст. НеоШтейдизм. Д. Ляликов. Москва.
: ФУКИДЙД (6owj6i6rig) (ок. 460— ок. 400 дон. э.)— др.-греч. историк. Автор «Истории Пелопоннесской войны» (доведена до 411). На формирование взглядов Ф. оказали влияние Анаксагор, Гиппократ и его школа, старшие софисты (Про-тагор, Горгий, Антифонт). Гл. задачу историка Ф. видит в «отыскивании ...истины» (I, 20, 21), высказывает мысль о повторяемости историч. явлений, обусловленной, по Ф., неизменностью «человеческой природы». Последней, по Ф., свойственно стремление к преобладанию и жажда власти, но наряду с этим п жажда свободы — чувство «более сильное н неодолимое» в человеке, нежели его стремление к господству, и толкающее его «...на рискованные предприятия» (III, 45, 4). Признавая существование богов, Ф. отрицает непосредств. вмешательство божественных сил в историч. события; под «судьбой» он понимает непредвиденное стечение обстоятельств (II, 87,2; IV, 18,5). Методы Ф. делают его в значит. степени предшественником совр. историч. науки. Ф. оказал влияние на последующих историков и мыслителей, в частности на Полибия.
|
|
С оч.: История, пер. Ф. Мищенко, в переработке с прим. и вступ. очерком С. Жебелева, т. 1—2, М., 1915.
Лит.: Бузескул В., Историч. этюды, СПБ, 1910,
с. 29—37; его ш е, Введение в историю Греции, П., 1915,
с. 43 (Лекции по истории Греции, т. 1); Д е н и с о в Я. А.,
Биография Ф., X., 1911; Гомперц Т., Греч, мыслители,
пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911, с. 416—32; Б о к ш а н и н А.,
Первые шаги историч. науки, «Ист. гкурн.», 1940, № 4—5;
Оранский В. В., Вопросы права (dikaion, dike) и инте
реса в эпоху Пелопоннесской войны по Ф., «Уч. зап. Моск.
гос. пед. ин-та им. Ленина», 1942, т. 28, вып. 1; Л у р ь е С. Я.,
Фукидид, в его кн.: Очерки по истории антич. науки, М.— Л.,
1947, с. 296—316; 3 е л ь и н К. К., Из иностр. лит-ры о Ф.,
«Вести, древней истории», 1950, Д1» 4 (34); К е с с и д и Ф. X.,
Атеизм в антич. мире, в кн.: История и теория атеизма, М.,
1962, с. 93—94; Cornford F. М., Thucydides Mythisto-
ricus, L., 1907; Schwartz Ed., Das Geschichtswerk des
Thukydidcs, Bonn, 1919; Schadewaldt W., Die Ge-
schichtsschreibung des Thukydidcs, В., 1929; Cochrane
С h. M., Thucydides and the science of history, L., 1929;
Weinstock R., Polis. Der griechische Beitrag zu einer
deutschen Bildung heute an Thukydidcs erlautert, В., 1934;
Dietzfelbinger E., Thukvdides als politischer Denker,
Erlangen, [1934] (Diss.); F i n 1 e у J. H., Thucydides, Camb.
(Mass.), 1942; Romilly J. de, Thucydide et rimperialisme
athenien, P., 1947; Grundy G. В., Thucydides and the
history of his age, 2 ed., v. 1—2, Oxf., 1948; W e i d a u e r K.,
Timkydides und die Hippokratischen Schriften, Hdlb., 1951
(Diss.); Diesner H. J., Wirtschaft und Gesellschaft bei
Timkydides, Halle, 1956. Ф, Кессиди. Москва.
ФУЛЬЁ, Ф у й е (Fouillee), Альфред (18 окт. 1838— 16 июля 1912) — франц. философ-эклектик, в учении к-рого. существенны также элементы волюнтаризма и особенно позитивизма. Преподаватель Парижской нормальной школы (1872—79). Ф. исходит из убеждения в необходимости объединить п примирить противоположные точки зрения в «высшем
синтезе» путем отыскания общего в различных филос. системах н нахождения связующих звеньев между разнородными идеями. В качестве такого филос. целого Ф. выдвигает т. н. имманентный монизм, включающий различные филос. принципы от платонизма до позитивизма. Ф. развивает панпсихич. точку зрения на мир, однако он оказывается сторонником не монадологии, а гилозоизма. Одухотворив материю, Ф. приписывает ей волю и, след., цель, представляя все мировое движение телеологически. Отталкиваясь от декартовского cogito ergo sum («Мыслю, следовательно, существую»), Ф. противопоставляет мышлению волю («Хочу, следовательно, существую»). Весь внешний механизм Вселенной, ее эволюции, согласно Ф., как бы определяется сознат. волей, однако признание за мировой эволюцией не только закономерного, но и детерминистич. характера приводит к тому, что, вопреки заявлениям о примате психического, Ф. низводит его до уровня механического. «Идеи-силы» (Idees-forces), к-рые, согласно Ф., являются движущей силой эволюции, оказываются механич. детерминантами. Занимая позиции психич. детерминизма, Ф. трактует свободу воли как полезную иллюзию.
Гетерономная этика Ф. также эклектична; он предпринимает попытку (в позитивистском духе) обосновать нравственность логич. путем, вывести ее из науч. оснований. Объявляя назначением нравственности достижение благополучия (см. Эвдемонизм) и отрицая суверенитет нравств. долга, Ф. вопреки этому проводит идею обязательности нравств. закона. Социология, взгляды Ф. развивались в русле органич. теории общества (см. Органическая школа в социологи и). Однако, в отличие от Спенсера, Ф. особое значение в общественном прогрессе придавал высшим формам умственной деятельности. Ф. принадлежат исследования по психологии народов («Психология франц. народа», Р., 1898; рус. пер., СПБ, 1899).
Соч.: La morale des idees-forces, P., 1908; L'evolution-nisme des idees-forces, 6 ed., P., 1920; La psychologie des idees-forces, t. 1—2, P., 1921; в рус. пер.— История философии, М., 1893; Декарт, М., 1894; Совр. наука об обществе, М., 1895; Темперамент и характер, М., 1896; Критика новейших систем морали, СПБ, 1898; Свобода и необходимость, М., 1900.
Лит.: Козлов А. А., Франц. позитивизм. Полупозитивисты: А. Фулье, «Вопр. филос. ипсихол.», 1894, кн. 21 (1); Введенский А. И., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; Guyau A., La philosophie et la sociologie d' A. Fouillee, P., 1913; Ganne deBeaucoudrey E., La psychologie et la metaphysique des idees—forces chez A. Fouillee, P., 1936; Dwelschauvers G., A. Fouillee et son temps, «Revue de philosophie», 1937, v. 37; P e t r o-v i с i J., Le centenaire d'A. Fouillee, «Revue de metaphysique et de morale», 1939, v. 46.
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (от англ. fundamental — основа) — крайне консервативное течение в совр. протестантизме, требующее беспрекословного принятия в качестве основы («фундамента») веры всего содержания «священного писания» и отвергающее к.-л. возможность его рационалистич. истолкования. В области социальных отношений Ф. отстаивает неограниченное свободное бурж. предпринимательство. Начало Ф. связано с бесплатным распространением в США в 1910—12 анонимных брошюр «The fundamentals: A testimony of the truth», в к-рых либеральный протестантский рационализм 18—19 вв., допускавший науч. критику Библии, был заклеймен как модернизм (термин был заимствован Ф. у католицизма), предающий основы христ. веры и жизни. По инициативе Ф. были приняты антиэволюционные законы в 1921—29 во многих южных штатах США, запрещающие преподавание в содержащихся на средства штата уч. заведениях учения о происхождении человека от низшего животного; в 1925 в штате Теннесси фундаменталисты организовали т. н. «обезьяний
418
ФУНКЦИОНАЛИЗМ—ФУНКЦИЯ
процесс» над преподавателем колледжа Скопсом, нарушившим антиэволюц. закон. Ф. захватил часть баптистов, методистов, пресвитериан, «апостолов Христа», гл. обр. в южных штатах США, встретив сопротивление большей части просвещенных теологов в таких направлениях протестантизма, как лютеранство, кальвинизм, англиканство. С 1919 существует «Всемирная организация Ф.» («World's fundamentals association»), с 1948 — «Междунар. совет церквей». После 1920-х гг. наибольшая активизация Ф. отмечается в 1960-е гг., когда Ф. встал в один ряд с ультраправыми элементами и орг-циями.
Лит .: Полетика Н., «Обезьяний» процесс в Аме
рике, М.— Л., 1926; Johnson J. W., Fundamentalism
versus modernism, [N.Y.], 1925; Lippmann W., Ameri
can inquisitors, N.Y., 1928; Cole S. G., The history of fun
damentalism, N.Y., 1931; Mclntire C, The rise of the
tyrant, 2 ed., [N.Y.], 1945; Stevick D. В., Beyond fun
damentalism, [Richmond], 1964. А. Чанышев. Москва.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ в социологии — ме-тодологич. принцип системного анализа, основывающийся на вычленении исследуемого объекта (общества, общественно-экономич. формации, социального института, социального процесса и т. д.) в качестве целого; разложении его на составные части (элементы, факторы, переменные); выявлении функциональных зависимостей как между самими переменными, так и между переменными и целым. Исходная проблема Ф.— вычленение целого; в конечном счете способ вычленения целого обусловлен явными или скрытыми филос. предпосылками социологич. мышления.
По своему содержанию Ф. ориентирован на раскрытие механизмов и законов воспроизводства социального целого, он настаивает на том, чтобы временно отвлечься от динамики и развития этого целого, рассматривая его как бы в статич. состоянии с тем, чтобы подготовить почву для более глубокого рассмотрения процессов изменения. Так, Маркс раскрыл законы воспроизводства капитала и показал, как функционирование капиталистич. системы связано с ее развитием.
В пределах рассмотрения уже выделенного целого функциональный подход сосредоточивает внимание на выяснении специфики связей между элементами и целым. Здесь недостаточно ограничиться лишь количеств, сопоставлением силы воздействия изучаемых факторов,— необходимо уяснить, в чем именно состоит специфич. воздействие именно этого фактора и каковы присущие ему механизмы воздействия. В связи с этим возникает вопрос о типах связи между частью и целым, о степени варнабильности рассматриваемых систем в зависимости от жесткости или гибкости связей различного рода.
Наиболее важными понятиями Ф., описывающими процесс воспроизводства социального целого, являются понятия культуры, социальной системы и социализации. Социальная система — нек-рая совокупность обществ, отношений, обладающая устойчивостью и способностью воспроизводить себя во времени. Любая социальная система сохраняет свои формы и способы функционирования независимо от конкретных индивидов, ее составляющих. Она имеет свои пространств., временные и социальные границы, отделяющие ее от иных систем. В процессе исследования фиксируется определ. совокупность «входов», «выходов» и внутр. состояний системы. Преемственность социальной системы обеспечивается благодаря культуре, к-рая содержит в себе информацию о структуре социальной системы и обладает определ. материальными и идеальными средствами передачи этой информации. Важнейшей стороной воспроизводства социальной системы является процесс социализации индивидуума, в ходе к-рого он
усваивает заданные культурой средства общения, навыки деятельности, знания, нормы и ценности. Сложившиеся в данной культуре ценности выступают по отношению к индивидууму и — через него — по отношению к последующим состояниям системы в виде социальных потребностей, конечные основания к-рых следует искать в разделении труда, сформировавшихся формах общения, в соотношении наличных образов жизни, присущих различным социальным группам (см. Структурно-функциональный анализ).
А. Здравомыслие. Ленинград.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ — подход к психич. явлениям, свойственный психологич. школам, ориентированным гл. обр. на исследование поведения. Среди этих школ наиболее известны чикагская и женевская. Предшественниками Ф. п. в США были Спенсер и Джемс: первый в связи с рассмотрением эволюц. изменений как функции приспособления к изменяющимся условиям среды, а второй — в связи с выдвижением принципа примата действия над сознанием. В качестве самостоят, направления Ф. п. берет начало с работ Дьюи, выступившего с критикой «элементаризма» в психологии и, в частности, с критикой структурной психологии Титченера. Положив в основу исследования поведение, Дьюи требовал соединения психологического и физиологич. анализа, однако при этом утверждал, что различие стимула и реакции носит лишь функцион. характер. Развитие амер.Ф. п. было осуществлено Дж. ЭнджелломиГ.Кар-ром. Энджелл определял психологию как учение о психич. операциях, тесно связанное с физиологией и основанное на трактовке сознания как приспособит, промежуточного механизма между организмом и средой.
Основатель женевской школы Клапаред исходил из близости понятия функции в биологии и психологии и определял психологию как биологич. науку о поведении, а цель психологич. исследования видел в установлении того, какую функцию несет то или иное явление в жизни организма.
Хотя Ф. п. не сумела придать науч. характера введенным ею телеология, принципам анализа психики, осуществленное ею смещение интересов к исследованию поведения оказало положит, влияние на развитие физиологической, сравнит., дифференциальной и др. отраслей психологии.
Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Dewey J., The reflex arc concept in psychology, «Psychol. Rev.», 1896, v. 3; A n g e 1 I J. R., The province of functional psychology, там же, 1907, v. 14; CarrH. A., Functionalism, в кн.; Psychologies of 1930, L., 1930; Boring E. G., History of experimental psychology, 2 ed., N.Y., 1950; W о 1 m a n В. В., Contemporary theories and systems in psychology, N.Y., 1960; Woodworth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., N.Y., 1964.
M . Роговин. Москва.
ФУНКЦИЯ (от лат. functio — осуществление, выполнение) — способ поведения, присущий к.-л. объекту и способствующий сохранению существования этого объекта или той системы, в к-рую он входит в качестве элемента. Среди следствий, вызываемых тем или иным объектом в соответствии с нек-рым причинным законом, одни —функцион. следствия, или просто Ф.,— способствуют сохранению существования объекта-причины или системы, в к-рую он входит (кровообращение как следствие работы сердца поддерживает существование организма и в т. ч. сердца), а другие — дисфункции — способствуют, напротив, уничтожению объекта-причины или содержащей его системы (напр., следствия, производимые язвой желудка); третью группу составляют т. и. нефункцион.следствия, не влияющие на продолжение существования объекта-причины. Такое истолкование Ф. является каузальным, в отличие от телеологического, почти безраздельно господствовавшего в истории философии начиная с аристотелевской causa finalis.
ФУНКЦИЯ 419
Поскольку далеко не каждый объект способен производить функцион. следствия, Ф. характеризует не все объекты, а лишь такие, к-рые являются достаточно сложными системами, более того, системами, способными к самосохранению, т. е. направленно организованными системами. Высшую их разновидность составляют целенаправленно организованные системы. Ф.— одна из наиболее cynjecTBs характеристик соответствующих объектов, что определило широкое распространение в науке функцион. исследования как одного из осн. типов науч. познания наряду со структурным, каузальным, субстанциональным и др. Правда, функцион. подход более узок по сфере применимости, т. к. он имеет дело лишь с направленно организованными системами. Но при исследовании таких систем он оказывается необходимым способом познания.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!