ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                                403 10 страница



В последние годы X. в «поисках бытия» все чаще об­ращает свой взор на восток, в частности к дзен-буд-дизму (см. Чанъ), с к-рым его роднит тоска по «невы­разимому» и «неизреченному», склонность к поэтнч.-мистич. созерцанию, лишенному той этич. окраски и того напряженно-личностного начала, к-рое харак­терно для европ. мирочувствия, и, наконец, метафо-рически-символич. способ выражения. Определяя свою философию как «путь» к бытию и обыгрывая сим­волику «пути», X. опять-таки намекает на одну пз центральных интуиции вост. философии и религии (см. Дао).

Эволюция X. показательна для экзистенциального мышления. Если в своих первых работах X. попытался


(в отличие от Ясперса, Марселя, Шестова и др. пред­ставителей экзистенциализма) построить филос, си­стему, то впоследствии, все более отступая от своей задачи,он провозгласил, в конце концов, невозмож­ность рационального постижения бытия.

С о ч.': Die Kategorien — und Bedeutungslehre des Duns Scotus, Tubingen, 1916; Vom Wesen des Grundes, Halle, 1929; Was ist Metaphysik?, 2 Aufl., Bonn, 1930; Die Selbstbehauptung, der deutschen Universitat, Breslau, [1933]; Holderlin und das Wesen der Dichtung, Munch., [1937]; Vom Wesen der Wahrheit, Fr./M., 1943; Erlauterungen zu Holderlins Dichtung, Fr./M., 1944; Der Feldweg, Fr./M., [1953]; Einfuhrung in die Meta­physik, Tubingen, 1953; Was heifit denken?, Tubingen, 1954; Vortrage und Aufsatze, Pfullmgen, [1954]; Aus der Erfahrung des Denkens. Pfiillingen. [1954]; Was ist das—die Philosophie?, Piullingen, [1956]; Zur Seinsfrage, Fr./M., [1956]; Identitat und Differenz, Piullingen, [1957]; Hebel—der Hausfreund, Pfiillin­gen. [1957]; Das Satz vom Grund, Pfiillingen, 1958; Gelassenheit, [Piullingen, 1959]; Nietzsche, Bd 1—2, [Pfiillingen, 1961]; Die Frage nach dem Ding. Zu Kants Lehre von den transzenden-talen Grundsatzen, Tubingen, 1962; Kants These iiber das Sein, [Fr./M., 1963].

Лит .: ГайденкоП. П., Экзистенциализм и проблема
.культуры (критика философии М. Хайдеггера), М., 1963;
ее же, Проблема времени в онтологии X., «ВФ», 1965,
Л'° 12; Ballmer К., Aber Herr Heidegger!, Basel,
1933; Passweg S., Phanomenologie und Ontologie. Hus-
serl, Scheler, Heidegger, Lpz.—Z., 1939; Brecht F. J.,
Heidegger und Jaspers. Die beiden Grundformen der Existenz-
philosophie, Wuppertal, [1948]; Szilasi W., Interpreta­
tion und Geschichte der Philosophie, в сб.: М. Heideggers Ein-
fluS auf die Wissenschafte, Bern, 1949; Vietta E., Die
Seinsfrage bei M. Heidegger, Stuttg., [1950]; Biemel W.,
Le concept de monde chez Heidegger, Louvain—P., 1951; H о 1-
lenbach J. M., Sein und Gewissen, Baden-Baden, 1954;
Allemann В., Holderlin und Heidegger, 2 Aufl., [Z.,
1954]; M e u 1 e n J. v a n der, Heidegger und Hegel oder
Widerstreit und Widerspruch, 2 Aufl., Meisenheim/Glan, 1954;
Waelhens A. d e, La philosophie de M. Heidegger, Lou­
vain, [s.a.]; Wyschogrod M., Kierkegaard and Heidegger.
The ontology of existence, L., [1954]; Gruber W., Vom
Wesen des Kunstwerkes nach M. Heidegger, Graz, 1956; G r e-
ne M., M. Heidegger, L., [1957]; Kraft J., Von Husserl
zu Heidegger, 2 Aufl., [Fr./M., 1957]; В г о d M., Kierkegaard,
Heidegger, Kafka, Winterthur, 1958; Huhnerfeld P.,
In Sachen Heidegger, [Hamb., 1959]; L a n g a n Т., The mea­
ning of Heidegger, N. Y., [1959]; Lowith K., Heidegger.
Denker in diirftiger Zeit, 2 Aufl., G6tt., [I96 0]; P б g g e 1 e r 0.,
Der Denkweg M. Heideggers, [Pfiillingen, 1963]; Richar­
dson W. J., Heidegger through phenomenology to thought,
The Hague, 1963; King M., Heidegger's philosophy. A guide
to his Jjasic thought, Oxf., 1964.     П . Гайденко . Москва.

ХАНРУЛЛАЕВ, Музаффар Мухитдинович (род. 17 нояб. 1931) — сов. философ, д-р философских наук (с 1966). Член КПСС с 1959. Окончил Средне­азиатский гос. ун-т в Ташкенте (1951) и аспирантуру (1954). С 1954—на научно-преподавательской работе. С 1961 — директор Ин-та философии п права АН Узб. ССР. Член редколлегии журн. «Обществ, науки в Уз­бекистане». Науч. работу ведет преим. в области об-щественпо-филос. мысли народов Востока, диалектич. материализма и логики. X.— автор первых уч. по­собий по диалектич. и историч. материализму и науч. атеизму на узб. яз.

Соч.: Материалистик диалектика категориялари, в кн.: Диалектик материализм масалалари, Таш., 1958; Логика ва турри фикрлаш, Таш., 1961; Зулматдан ёругликка, Таш., 1962; Форобий ва унинг фалсафий рисолалари, Таш., 1963; Урта осиё халкларининг фалсафа мероси, Таш., 1965; Узбе-кистонда диний эътикодларнинг танциди ва илгор фикрлар ривожланишининг асосий боскичлара, в кн.: Илмий атеизм масалалари, Таш,, 1965; на рус. яз.— В. И. Ленин о роли практики в возникновении законов логики, «Изв. АН УзССР. Сер. обществ, наук», 1957, Л"» 1; Критика методологич. основ бурж. истории философии народов Средней Азии, «Обществ, науки в Узбекистане», 1964, Л» 3; У истоков классификации наук в Средней Азии, там же, 1965, № 2; Об идейных истоках ср.-век. пантеизма, там же, 1966, 2.

ХАКСЛИ (Huxley), Олдос (26 июля 1894—22 нояб. 1963) — англ. писатель, представитель жанра социаль­ной антиутопии. X. — внук Т. Г. Гексли. Начал лит. деятельность как журналист, театр, критик и искусст­вовед. Уже в первых произв. X. талантливо изобра­зил разочарование в жизни и неприкаянность бурж. интеллигенции между двумя мировыми войнами и проявил себя как сатирик, ставящий острые социаль­но-этические проблемы. Всемирную известность ему принес роман-антиутопия «Отважный новый мир»


ХАКСЛИ—ХАЛЬВВАКС


429


 


{«Brave new world», N. Y.—L., 1932), в к-ром просле­живается влияние Е. Замятина. В романе отвергаются вульгарные представления об обществ, и научно-тех-нич. прогрессе с позиций буржуазно-либерального индивидуализма. Перенося действие романа в VII в. «эры Форда», X. изображает в нем стандартированный мир материального благосостояния и духовной ни­щеты, девизом к-рого является — «Общность, иден­тичность, стабильность». Управляемое бездушными технократами, это общество состоит из обезличенных людей, искусственно изготавливаемых целыми се­риями и заранее предназначенных лишь к выполнению определ. социальных функций.

Выражая тревогу за будущее человечества и циви­лизации, он неоднократно возвращался к теме воз­можных отрицат. социальных последствий научно-технич. прогресса в условиях колоссальной концент­рации экономия, могущества и политич. власти в ру­ках узкой, привилегированной группы людей, гос­подствующего класса. Перспектива такой техно-кратич. утопии преследовала его, как кошмар, до кон­ца жизни. В книге «Вновь посещенный отважный новый мир» («Brave new world revisited», N. Y., 1958), анализируя свои прежние предостережения в свете достижений науки и техники за истекшие четверть века, X. писал, что испытывает еще меньше оптимизма в отношении будущего.

Переселившись в 1937 в Калифорнию, X..увлекает­ся спиритуализмом, раннехристианской мистикой, буддизмом, индуизмом, стремясь создать совр. синк-ретич. религию и высшую систему социальных цен­ностей, призванные духовно обновить человечество. Эти «поиски смысла жизни», проблемы моральной от­ветственности ученых, социальной функции лнт-ры и искусства отразились в его филос. повестях и в кн. очерков «Цели и средства» («Ends and means», L., 1937), «Вечная философия» («The perennial philosophy», N. Y., 1945), «Рай и ад» («Heaven and hell», L., 1956), «Завтра и завтра, и завтра» («To-morrow and to-mor­row and to-morrow», N. Y., 1956), «Литература и наука» («Literature and science», N. Y.— [a. o.], 1963). Кн. «Обезьяна и сущность» («Аре and essence», L., 1949) посвящена гибели цивилизации после термоядерной войны и впадению в варварство остатков человеч. рода, поклоняющихся богу зла. В романе-утопии «Ост­ров» («Island», N. Y., 1962) X. стремился противо­поставить идеальное обществ, устройство свопм преж­ним мрачным предостережениям. Жители этого утопия, острова живут патриархальными семьями, контро­лируют рождаемость, чтобы избежать перенаселения, отвергают излишества технпч. прогресса, подавляют антисоциальные инстинкты с помощью фрейдиз­ма и буддизма, предоставляя все условия для духов­ного расцвета личности. Однако на острове находят нефть, и утопия падает жертвой соседнего диктатора. Творчество X. оставило глубокий след в сознании значит, части населения на капиталистпч. Западе. X. выразил в своем творчестве смятение либеральной бур­жуазии и интеллигенции на Западе перед лицом ре-волюц. потрясений нашей эпохи. В нем также ярко выявились иллюзии и несостоятельность традицион­ного буржуазно-либерального мировоззрения в усло­виях гос.-монополистич. капитализма.

Соч.: [Works]. Collected edition, t. 1—26, L., 1946—56; Collected essays, L., [I960]; в рус. пер.— Шутовской хоровод, М., 1936; Контрапункт, М., 1936.

Лш«.: М ортон А. Л., Англ. утопия, пер. с англ.,
М., 1956; Палиевский П., Гибель сатирика, в сб.:
Совр. лит-ра за рубежом, М., 1962; Семенов Ю. Н., Об­
ществ, прогресс и социальная философия совр. буржуазии,
М., 1965, гл. 2; Ш е с т а к о в В. П., Социальная антиутопия
О. Хаксли — миф и реальность, «Новый мир», 1969, № 7;
EschelbachC. J., ShoberJ. L.,A. Huxley. A bibliog­
raphy 1916—1959, Berk.—Los Ang., 1961; A. Huxley 1894—1963.
A memorial volume, ed. by J. Huxley, L., 1965.
•■                                                        Э . Араб - оглы . Москва.


ХАЛЛ (Hull), Кларк Леонард (24 мая 1884—10 мая 1952) — амер. психолог, создатель т. н. гипотети-ко-дедуктивного бихевиоризма. Окончил Мичиган­ский ун-т, проф. Иельского ун-та (с 1929). Осознав, вслед за Толменом, недостаточность исходной схемы бихевиоризма, X. также счел необходимым ввести в эту схему промежуточные переменные, однако, в от­личие от Толмена, он считал их реально присущими организму факторами. Главной промежуточной пе­ременной была для X. потребность, а другие промежу­точные переменные (потенциал реакций, первичное и вторичное подкрепление, сила навыка, различные виды торможения п т. д.) оказывались производными от нее и от способов ее удовлетворения. Отдавая дань позитивизму, X. трактовал объективный метод в пси­хологии как изучение только того, что доступно не-посредств. наблюдению и измерению.

X. первым применил матем. логику в психологич. исследовании. Его широко известная теория поведения является первой дедуктивно-матем. теорией (по тер­минологии самого X., гипотетико-дедуктивной) в этой области. В этой теории поведение описывалось на основе неск. постулатов (они опирались на идею про­межуточных переменных), причем сами эти постулаты, не находя эмпирич. проверки, неоднократно пересмат­ривались X.

С о ч.: The conflicting psychologies of learning—a way out, «Psychol. Rev.», 1935, v. 42, № 6; Mind, mechanism and adap­tive behavior, там же, 1937, v. 44, № 1; Principles of behaviour. An introduction to behaviour theory, N.Y.—L., 1943; Essentials of behavior, New Haven, 1951; A behavior system. An intro­duction to behavior theory concerning the individual organism, New Haven, 1952.

Лит.: Совр. психология в капиталистич. странах, М.,
1963, с. 58—65; Ярошевский М. Г., История психо­
логии, М., 1966, с. 499—503.                 М. Роговин. Москва.

ХАЛЬВВАКС (Halbwachs), Морис (И марта 1877— 16 марта 1945) — франц. социолог, последователь Дюркгейма,проф. социальной психологии уп-тав Страс-буре, Сорбонны и Коллеж де Франс. Участник Соп­ротивления, погиб в концлагере Бухенвальд. Вначале занимался историей фплософии, затем социологией и социальной психологией. Изучал проблемы потреб­ления и социальной структуры населения («Рабочий класс и уровень жизни» — «La classe ouvriere et les niveaux de vie», P., 1913; «Эволюция потребностей социальных и трудящихся классов» — «L'evolution des besoins dans les classes sociales et ouvrieres», P., 1933). Понятие класса, по Х., связано не только с профессией и размером дохода, но и определ. систе­мой ценностей и идеалов. X. продолжил начатое Дюрк-геймом социологич. изучение проблемы самоубийства. Он усовершенствовал методику исследования и показал значение в качестве причины самоубийств неприспо­собленности людей к новым условиям жизни, вызван­ной быстрым процессом урбанизации («Причины само­убийства» — «Las causes du suicide», P., 1930). В своих исследованиях широко применял статистич. методы. Важное место в исследованиях X. занимает проблема памяти. X. различает индивидуальную п коллектив­ную память; первая, по X., обусловлена коллективным взаимодействием; коллективная память существует наряду с индивидуальной и развивается по своим за­конам (см. «La memoire collective», P., 1950,.p. 36). Исходя из концепции Дюркгейма о коллективных представлениях, к-рые подчиняют себе психику ин­дивида, X. впднт явления памяти прежде всего в на­личии обществ, институтов, традиций, обычаев, веро­ваний и т. д. Воспоминания возникают не сами по, се­бе, а лишь под влиянием требований «извне», исхо­дящих от общества: наше окружение, есть источник воспоминаний, оно определяет необходимость вос­произведения, создает вехи, точки отсчета для упоря­дочения воспоминаний во времени и пространстве. Воспоминания других, проявляющиеся в акте ком-


430                                                                         ХАНАЗАРОВ—ХАОС


муникации, есть опора и для воспоминаний индивида. Благодаря использованию общих понятий, в первую очередь времени и пространства (последние, согласно школе Дюркгейма,— результат обществ, сознания), человек в акте воспоминаний не может отдифференци­ровать образ, локализованный в месте и времени, от социального опыта своего окружения. Единств, слу­чай — состояние сна — где появление образов не обу­словлено непосредственно воздействием среды и где поэтому нет никакого их упорядочивания, есть не про­явление памяти, а ее отрицание. Все это, по мнению X., ставит под сомнение традиционное представление о механизмах памяти как о репродукции следов или «пе­ревода» воспоминания из бессознательного в сознание; по X., индивид не репродуцирует, а реконструирует прошлое при познании настоящего. «Социальные рамки памяти» («Les cadres sociaux de la memoire», P., 1925) — это не «пустые формы», заполняемые суммой индиви­дуальных воспоминаний, и не только насильств. навя­зывание «извне», но гл. обр. механизм, инструмент, с помощью к-рого коллективное сознание воздействует на индивида.

Концепция X. нашла продолжение гл. обр. в рабо­тах о памяти франц. психологов и психопатологов (П. Жане, Ж. Деле).

С о ч.: Leibniz, Р., 1907; La theorie de l'homme moyen, essai sur Quetelet et la statistique morale, P., 1913; Les origi-nes du sentiment religieux d'apres Durklieim, P., 1925; Morpho-logie sociale, P., 1938; La memoire collective, P., 1950;Esquisse d'une psychologie des classes sociales, P., 1955 (англ. пер., L., 1958); в рус. пер.— Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурш, ученых, М., 1932.

Лит.: Рубинштейн С. Л., Принципы и пути раз­
вития психологии, М., 1959, с. 308—31; Б е к к е р Г., Бес­
ков А., [сост.], Совр. социологич. теория в ее преемствен­
ности и изменении, пер. с англ., М., 1961, с. 449, 728—30;
Friedmann С, M. Halbwachs, «Europe», 1946, № 1,
p. 45—54.     М. Роговин. Москва. О. Тутупджян. Ереван.

ХАНАЗАРОВ, Кучкар Ханазарович (р. 27 янв. 1922)"— сов. философ, д-р филос. наук (с 1963), профессор (с 1967). Член КПСС с 1943. Окончил Гос. ин-т междунар. отношений (1950) и аспирантуру филос. ф-та МГУ (1953). Директор Ин-та языка и лит-ры АН Узб. ССР (с 1964). Область науч. деятель­ности — проблемы развития нац. отношений, нац. языков и языковой жизни народов СССР.

Соч.: Коммунизм курилиши ва миллий тиллар, Таш., 1965; на рус. яз.— Строительство коммунизма и свободное развитие языков народов СССР, «Коммунист Узбекистана», 1961, № 9; Расцвет и дальнейшее сближение сов. наций, там же, 1962, № 7; Строительство коммунизма и развитие нац. языков, «Обществ, науки в Узбекистане», 1963, № 3; Сближе­ние наций и нац. языки в СССР, Таш., 1963; Сближение наций и развитие языков народов СССР, М., 1964 (VII Международ­ный конгресс антропол. и этнограф, наук, Москва, август 1964, Доклад 396); Образование в СССР новой историч. общ­ности людей, «Коммунист Узбекистана», 1965, № 6; Сближе­ние наций и нац. языки в эпоху стр-ва коммунизма, в сб.: Рас­цвет соц. наций и их сближение, Таш., 1967.

ХАНЫКОВ, Александр Владимирович [1825— 30 июня (12 июля) 1853] — рус. революц. демократ, утопия, социалист, член кружка петрашевцев и круж­ка Н. Кашкина. Был арестован по делу петрашевцев (1849) и приговорен к расстрелу, замененному отправ­кой в Оренбургский линейный батальон. Умер в Ор-ской крепости.

Причисляя себя к последователям Фурье, X., однако, считал его доктрину «недоработанной». В отличие от Фурье, X. был сторонником активных политич. дей­ствий.

Человечество, по X., эволюционировало от состоя­ния первонач. гармонии (связанной с отсутствием част­ной собственности) через эпохи дикости, патриархата и варварства к совр. стадии цивилизации. Движущая сила этого развития — борьба страстей, принимавшая форму борьбы социальных сил; в наст, время это — борьба «...пролетариев с капиталистами» (см. «Филос. и обществ.-политич. произв. петращевцев», 1953,


с. 509). Вернуть общество в состояние гармонии смо­жет, по X., только социалистич. устройство. X. раз­делял идею революц. свержения абсолютизма, для чего, по его мнению, необходима тайная революц. организация. В своих проектах переустройства России X. ориентировался на «...общинное устройство... колыбель промышленной и гражданской жизни» (там же, с. 511; ср. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. 1, 1939, с. 196), идеализируя, подобно декаб­ристам, рус. респ. традиции (Новгород и т. п.). Одной из целей грядущей революции X. считал «...освобож­дение крестьянского сословия...» («Дело петрашевцев», т. 3, 1951, с. 36).

X. был знаком с Чернышевским, на к-рого оказал революционизирующее воздействие (см. Н. Г. Черны­шевский, Полн. собр. соч., т. 1, с. 235, а также с. 182).

Лит.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 3, М., 1928, с.
165—70; Дело петрашевцев, т. 1—3, М.— Л., 1937—51 (см.
имен, указат.); Чернышевский Н. Г, Полн. собр.
соч., т. 16, М., 1953 (имен, указат.). См. также лит. при ст.
Петрашевский, Петрашевцы.          3. Каменский. Москва.

ХАНЬ ФЭЙ (ок. 280—233 до и. э.) — др.-кит. мыс­литель, автор трактата «Хань Фэй-цзы», завершившего развитие школы фацзя. Принадлежал к аристокра-тич. роду, кончил жизнь самоубийством в тюрьме.

Вклад X. Ф. в теорию фацзя состоит в том, что он дополнил выдвинутые в «Шан-цзюнь шу» общие тота­литарные принципы подхода к политике (основанные на полном ее отрыве от этики) методами контроля над бюрократией, к-рые были разработаны политич. деяте­лем 4 в. до н.э. Шэнь Бу-хаем, и использовал даосизм (в особенности содержащуюся в трактате «Лао-цзы» кри­тику понятий конфуцианской морали) для подведения филос. основы под политич. теорию фацзя. В частно­сти, для обоснования политики оболванивания наро­да (юйминь) он воспользовался имеющейся в «Лао-цзы» мыслью о том, что невежество народа предпочти­тельнее образования. Введение даосских понятий в систему фацзя придало теории X. Ф. крайне проти­воречивый характер. С одной стороны, он взял из «Шан-цзюнь шу» мысль о том, что человек по природе зол и эгоистичен и поэтому политич. деятель не дол­жен заботиться о народе, а ради достижения едино­личной власти должен обращаться с ним, как с мате­риалом, из к-рого он создает то, что ему нужно. С др. стороны, X. Ф. заимствовал у даосов превознесение недеяния и настаивал на том, что правитель, лично не участвуя в управлении, должен лишь наблюдать за действием регулируемой тщательно разработанными законами гос. машины. Несмотря на то, что теория X. Ф., идеологически обосновывающая деспотизм, по существу чужда даосизму, призывавшему к тому, чтобы слиться с природой, сбросив оковы гос. регули­рования и обществ, условностей, созданная X. Ф. амальгама фацзя с даосизмом привела к тому, что ряд положений теории фацзя вошел в позднейший даосский религ. канон. X. Ф. известен своей антирелигиозно­стью; он отвергал веру в духов, заявляя, что ее нельзя совместить с законом.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!