ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                                403 1 страница




щие живые существа (органицизм). Традиционное для материализма утверждение объективности «первич­ных» качеств, присущих мельчайшим частицам веще­ства, дополняется франц. материалистами доказатель­ством, философски обобщающим опытные данные хи­мии, объективности и «вторичных» качеств, понятых как реально и вновь возникающие в процессе образо­вания сложных тел из атомов или молекул; с этих позиций велась критика субъективно-идеалистич. трактовки качеств Беркли. Сознание франц. материа­листы понимали или как результат развития прису­щей молекулам элементарной чувствительности (Ла-метри, Дидро), или как новое свойство материи, воз­никающее в ходе ее усложнения. В определение ма­терии включалось ее отношение к познающему субъ­екту (см. П. А. Гольбах, Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 84), что устанавливало естеств. связь между бытием и познанием.

В целом франц. материалисты завершают механис-тич. и метафизич. форму материализма нового вре­мени. Наиболее ярко это выражено в их учении о причинности, опирающемся на ее механич. модель (единственную научно разработанную в то время). Поэтому причинность метафизически отождествля­лась ими с необходимостью, а случайность харак­теризовалась как субъективное незнание причин; это вело к фатализму, провозглашению естеств. пре­допределенности всего происходящего в мире, в т. ч.— и в этом заключается внутр. противоречие «системы фатализма» — активности человека, отста­иваемой франц. материалистами в полемике с квиетиз­мом.

Вместе с тем франц. материалисты — в силу ши­рокого использования и немеханич. моделей (гл. обр. химич. и биологических) — в ряде важнейших во­просов подошли к диалектич. пониманию природы: в учении о неразрывной связи материи и движения, внутр. активности материи (что научно обосновало отрицание божеств, первотолчка) и ее качеств, раз­нородности; в отходе от чисто механич. концепции движения (Дидро и Гольбах рассматривали перемеще­ние тела в пространстве лишь как видимый результат непрерывного и незаметного движения его атомов или молекул, а также внутр. напряжения, борьбы проти­воположных сил в материи). Основой отрицания те­леологии в понимании природы была эволюц. концеп­ция франц. материалистов, взгляд на природу как постоянно изменяющуюся в ее формах, причем эти изменения, понимаются ли они как медленные и неза­метные по своему характеру (Дидро) или как проте­кающие быстро и катастрофично (Гольбах), мыслятся как восходящее движение от одного уровня организа­ции к другому. В полемике с теиотич. учением о сот­ворении мира богом природа была понята франц. материалистами как изначально организованное це­лое, связанное цепью естественных причинно-следств. отношений и законов. Хотя диалектич. идеи не по­лучили у франц. материалистов систематич. разра­ботки, их выдвижение сыграло важную роль в подго­товке науч. диалектики природы и стимулировало эволюц. концепции в биологии (Ламарк).

Отрицание сверхчувственного, доопытпого, вро­жденного знания и обоснование возможности постоян­но расширяющегося и углубляющегося знания (хотя и остающегося в любой момент незавершенным из-за бесконечности материального мира) — таковы осн. черты теории познания франц. материализ­ма. Она строится на основе локковского сенсуализма, углубленного Кондильяком, и в решит, борьбе про­тив берклеанской и юмистской интерпретации Локка. С т. зр. франц. материалистов, все психич. способно­сти суть модификации первонач. способности живот­ного организма к ощущению; являясь источником всех


знаний, ощущения возникают в результате воздей­ствия внешнего мира на органы чувств; внутр. опыт, рефлексия имеют вторичный характер и развиваются на основе внешнего опыта; предмет познания — мате­риальные тела, их свойства и отношения между ними; идея — это образ предмета, вызвавшего ощущение и восприятие; истина — это соответствие представле­ний о вещах самим вещам, и она проверяется путем опыта, эксперимента. Будучи крупным шагом вперед в развитии материалистич. гносеологии, выдвинутая франц. материалистами концепция отражения стра­дала, однако, метафизич. ограниченностью: отражение понималось — по аналогии с физич. отражением све­товых лучей — как свободных: от внутр. противоре­чий зеркалыго-непосредств. акт; истолкование ра­зума как простой способности суммирования чувств, данных означало непонимание специфики рацион, ступени познания; практика включалась в теорию познания очень ограниченно и неполно.

Рассматривая свое этическое, полити­ческое и с о ц и о л о г и ч. учение как естеств. продолжение учения о природе, франц. материалисты ошибочно отождествили материалистич. подход к об­ществу с натурализмом; ключ к пониманию причин обществ, явлений они искали в окружающей человека природе и в его собств. биологич. природе, усматри­вая в ней детерминанту неизменных социально-пси-хологич. качеств человека. Не сумев понять общество как специфич. форму материального бытия, франц. материалисты абсолютизировали значение идей в жизни общества («мнения правят миром»), что привело к идеалистич. воззрению на него. Но хотя относит, значимость в развитии общества отмеченных франц. материалистами — ив целом просветителями — фак­торов (географич. среда, рост народонаселения, про­гресс знаний и появление новых идей, совершенство­вание орудий труда и способов добывания материаль­ных благ, отношения собственности) была понята ими неправильно, само выявление их сыграло важную роль в дальнейшем, развитии социологич. мысли. Именно в этом заключается гл. историч. значение просвети-тельскох! «философии истории»; в противоположность отвергаемому ею теологич. пониманию истории (Ав­густин, Боссюэ), она ориентировала на изучение «посюсторонних» причин обществ, явлений.

Франц. материализм оказал большое влияние па пе­редовую фплос. и общественно-политич. мысль в стра­нах Европы, Америки и Азии, в частности в России —■ на Радищева, революционных демократов: Белин­ского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова и др.

Филос. и социально-политич. теории франц. Про­свещения идеологически подготовили франц. бурж. революцию 1789—94, к-рая быстро покончила с про­светит, идеями конституц. монархии, верой в «про­свещенного государя» и стала развиваться под флагом революц. демократизма Руссо, наиболее радикальными выразителями к-рого были якобинцы — Робеспьер, Марат, Сен-Жюст, Дантон и др. В ходе революции выявилось несоответствие между просветит, идеалами и своекорыстными интересами буржуазии. Осу­ществив антиклерпк. программу, даже самые ради­кальные бурж. революционеры не смогли, однако, полностью порвать с религией. Стремясь расширить социальную базу якобинской диктатуры, Робеспьер добился осуждения атеизма Конвентом и принятия в качестве гос. религии «культа Верховного Сущест­ва» — деизма руссоистского толка. После термидо­рианского переворота в 1794 и особенно после прихода к власти Наполеона развернулось широкое наступ­ление на идеологию франц. Просвещения. Бурж. идеологи в союзе с католич. церковью на протяжении всего 19 в. вели активную борьбу с идеями франц. материализма.


404


ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


 


Отмеченная Марксом «социалнстич. тенденция» франц. материализма выявилась в том, что уже с конца 18 в. он входит, хотя и в деистич. форме, филос. компонентом в утопил, социализм Сен-Симона, Фурье, Оуэна, стремящихся найти действнт. условия реализации гуманистич. идеалов свободы, благосо­стояния и счастья каждого человека, провозглашен­ных франц. просветителями. Маркс указывал, что франц. материализм «...вливается непосредственно в социализм и коммунизм» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 145). Только с воз­никновением марксизма, критически преодолевшего недостатки предшествующего и прежде всего франц. материализма (механицизм, метафизичность, идеа­лизм в понимании общества), последний перестал играть роль филос. теории социализма.

Бурж. философия и социология 1-й пол. 19 в. Ф. ф. этого периода развивалась в обстановке острой борьбы буржуазии против попыток реставрации феод.-абсолютистского строя, с одной стороны, и против революц. движения формирующегося пролетариата — с другой; эта борьба находила свое отражение и в об­ласти идеологии. Идеологи феод, реакции во главе с де Местром осуждают просветит, идеологию, видя в ней причину революции. Отношение бурж. идео­логов к Просвещению двойственно. В период под­готовки революций 1830 и 1848 буржуазия обращалась к просветит, идеологии. Наоборот, антипросветит. тенденции усиливались в периоды, когда буржуазия находилась у власти, и особенно в связи с самостоят, выступлениями пролетариата. Принимая социально-политич. идеологию Просвещения, идеологи консер­вативной буржуазии истолковывали ее в духе бурж. либерализма (Констан де Ребек). Наибольшую связь с идеологией Просвещения сохранили идеологи пле­бейских масс, формирующегося пролетариата — уто-пич. социалисты, в филос. плане не поднимавшиеся, однако, выше деистич. материализма.

Новая организация науки, образования и просве­щения в 19 в. была призвана обеспечить полный конт­роль гос-ва над идеологией. Преподавание философии, ставшей обязат. предметом в высших и средних учеб­ных заведениях (лицеях), велось в духе борьбы с ма­териализмом и укрепления религии.

Бурж. материализм в 19 в. утратил революц. дух, последовательность и глубину и либо эволюциони­ровал к вульгарному материализму {Кабанис), либо существовал в форме естественнонауч. материализма, противостоявшего наступлению идеализма, но в целом утратившего атеистич. острие. Бурж. антиклерика­лизм в 19 в. как в своей умеренной (Ренан), так и в радикальной форме (Таксиль) оказался лишенным глубокого филос. обоснования.

Возрождение идеалистич. философии, борющейся с материализмом Просвещения, наблюдается уже в конце 18 в. Дестют де Траси, наиболее впдный представитель группы «идеологов», наметил путь к субъективно-идеалнстич. истолкованию локков-ского сенсуализма, объявив задачей философии ис­следование фактов сознания вне их связи с объектив­ной реальностью. Мен де Биран, объединяющий по­ложения «идеологов» с идеями шотландской школы, является основателем спиритуализма во Ф. ф. 19 в. Возрождение идеализма было связано с неразработан­ностью проблем активности сознания и специфики его рацион, ступени во франц. материализме 18 в. Это понуждало франц. идеалистов нач. 19 в. обращаться к нем. классич. философии: Руайе-Коллар и Л. Мерсье пропагандировали идеи Канта, Кузен — идеи Шел­линга и Гегеля. Эклектич. соединение принципов различных учений — от Платона до Гегеля, становится у франц. идеалистов этой эпохи (особенно у Кузена) едва ли не гл. методом построения филос. систем.


С нач. 30-х гг. гл. роль в бурж. Ф. ф. постепенно переходит к позитивизму. Позитивизм пытался преодо­леть противоположность материализма и идеализма и играл двойственную роль. Прогрессивное зна­чение имели защита науки, ее автономности по отно­шению к религии и метафизнч. спекуляциям, уважение к опыту и эксперименту, призыв разрабатывать фило­софию как систему науч. знания, антиклерик. тен­денции. Это привлекало к позитивизму естествоиспы­тателей, часто истолковывавших его в духе естеств.-науч. материализма. Наряду с этим позитивизм ограничивал возможности науки познанием мира явлений, а открываемые ею законы истолковывал как простое описание функцион. зависимости между явлениями; гл. филос. проблемы объявлялись нераз­решимыми, что оставляло почву для религ. веры и идеалистич. спекуляций. У частя последователей Конта позитивизм выродился в религ. реформатор­ство, попытку создать новую «религию человечества». Др. часть позитивистов отвергла религ.-мистич. идеи контнзма; ее наиболее влият. представитель Тзн сосредоточил внимание на разработке теории познания и применении позитивистской методологии к анализу лит-ры, иск-ва, истории.

Осн. проблемой франц. социальной мысли этой эпохи являлось осмысление историч. процесса. Тра­диционалисты-романтики (де Местр, Боналъд, Ша-тобриан), подчеркивая, что революция быстро вы­рвалась из-под контроля ее инициаторов и обнару­жила внутр. логику, расходившуюся с просветит, теориями, абсолютизируя несовпадение реальных результатов революции с сознат. целями революцио­неров, делали вывод о бессилии человека перестроить общество на рацион, началах и возвращались к тео-логнч., провиденцпалистскому пониманию истории.

С иных позиций подошел к осмыслению революц. опыта утопический социализм (Сен-Симон и Фурье). Крупным шагом в развитии социологич. теории был взгляд Сен-Симона на революцию как борьбу третьего сословия против аристократии, вызванную антаго­низмом имуществ. интересов. Великие социалисты-утописты и их ученики (Анфантен, Базар, Консиде-ран, Кабе, Дезами), пользовавшиеся большим влия­нием на европ. мысль, блестяще выявили противоре­чия капитализма. Сохраняя просветит, идеал гармо-нич. общества, утопич. социалисты требовали замены бурж. строя новым, справедливым строем, базирую­щимся на обществ, собственности. Утопизм их взгля­дов проявился в непонимании историч. миссии про­летариата и классового характера социализма. Однако критика бурж. общества, обоснование социалистич. идеала, постановка проблемы классовой борьбы, подход к материалистич. пониманию истории — все это было важным вкладом в развитие социологич. мысли и сделало франц. утопич. социализм одним из теоретич. источников марксизма.

Социологич. идеи Сен-Симона оказали большое влияние на франц. историков эпохи Реставрации: Гизо, Минъе, Тъерри. С бурж. позиций они проана­лизировали борьбу классов в истории Франции и вместе с тем показали зависимость классовых отно­шений и политич. строя от отношений собственности. Однако отношения собственности они объясняли по­литич. действием — завоеванием, насилием, а объ­ективная неизбежность классовой борьбы признава­лась ими только в отношении добурж. обществ.

Сен-Симон оказал влияние и на учение Конта о трех стадиях развития общества (теологич., метафизич. и позитивной), исходящее из идеалистич. понимания истории, поскольку источником обществ, развития Конт считал совершенствование разума и накопление знаний. Бурж. общество Конт рассматривает как высшую и непреходящую ступень обществ, развития.


ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


405


 


Поиски рецептов классового мира роднят Конта с ис­ториками эпохи Реставрации. Важной вехой в раз­витии социологи1!, мысли явилось выделение Контом социологии в спец. дисциплину, подразделяющуюся на социальную статику и социальную динамику.

В. Кузнецов. Москва. Философия 2-й пол. 19—20 вв. В развитии француз­ской буржуазной философии 2-й пол. 19—20 вв. можно выделить три основных периода: первый, отмечен­ный подъемом экономики, переходом к монополи­стическому капитализму и появлением первых про­лет, организаций, охватывает 2-ю пол. 19 в. до 1-й мировой войны; второй — т. н. период «между двумя войнами» — совпадает с началом общего кризиса капитализма и наступлением эры пролет, революций; третий — начинается с 40-х гг. 20 в. и характеризуется углублением общего кризиса капитализма, образо­ванием сониалистич. системы, распадом колониальной империи и глубокими социально-политич. и идеологич. катаклизмами.

Для первого периода Ф. ф. характерно наличие двух противостоящих др. другу тенденций: позитивистской и иррационалистической (бергсонизм). Офиц. философией в этот период признается т. н. университетский спиритуализм (Равессон-Молъен, Бут-ру, Ж. Барни, Брюнсвик, Ален, Ренуеъе).

Растущее значение науч. знания в жизни общества, триумфальное шествие науки — торжество эволюц. учения в биологии, революция в физике, особенно остро воспринятая во Франции, где произошло откры­тие радиоактивности (А. Беккерель, П. Кюри, М. Склодовская-Кюри) и т. д.— все это выдвигает науку в качестве одной из центральных тем филосо­фии. Но, если в русле позитивизма с его ориентацией на науку разрабатываются концепции «философии науки» (наиболее характерным примером может служить разновидность махизма конвенционализм Пуанкаре и Дюгема), то в др. течениях эта тема раз­вивается в форме «критики науки». Начало этому движению положил Ренувье, создатель франц. нео­кантианства (т. н. неокритицизма), к-рое вплоть до конца данного периода оставалось влият. точением во Ф. ф. (Ф. Пиллон, Г. Мило, О. Амлен, Ф. Эвлен и др.).

Идеалистич. интерпретации науч. открытий при­водят к новым формам идеализма (это находит свое обоснование в выдвинутой Брюнсвнком программе «модернизации» идеализма). Теоретики «физич.» идеа­лизма усматривают в физич. открытиях опровержение тезиса о первичности и неуничтожпмости материн. Сторонник энергетизма Г. Лебон пытается истолковать факт радиоактивности как естеств.-науч. «доказа­тельство» «дематериализации материи». «Физич.» идеа­лизм, хотя и встречает отпор со стороны ряда видных ученых (Ж. Перрен, П. Ланжевен, А. Корню), однако получает популярность в филос. кругах.

Влияние контовского позитивизма, к-рый вплоть до 60—70-х гг. занимал позиции господствующего мировоззрения, к концу века сходит на нет. Узость контовского эмпиризма, его механицизм, неспособ­ность теоретически обобщить новые проблемы развивающейся науки — природу физической реаль­ности, сущность процесса развития, характер объ­ективной причинной связи между явлениями; фак­тическое отрицание философии привели к краху позитивизма и вызвали взрыв антшштеллектуалисти-ческих тенденций. На смену позитивизму пришел бергсонизм, на смену «философии науки» — филосо­фия жизни. Выступая против абстрактных понятий сциентизма, Бергсон выдвигает новую концепцию мира как творч. эволюции, основанной на изначаль­ном «жизненном порыве» (это понятие по существу со­держалось в концепции «диссолюции» и «инволюции»


Лаланда). Основой познания была объявлена инту­иция, к-рая предлагалась в качестве адекватного средства постижения «подлинного бытия», т. е. из­менчивости и длительности. С конца 19 в. до 1-й мировой войны бергсонизм выступает как господ­ствующее направление Ф. ф. Он оказывает большое влияние на всю духовную жизнь страны, в частно­сти на лит-ру и иск-во, и вызывает большой интерес за рубежом.

В атмосфере критики науки и развития иррациона­лизма наблюдается подъем религ. философии, ищущей путей обновления. Протестантский модернизм (О. Са-батье) базируется на неокантианстве, а католический (М. Блондель, Э. Леруа, А. Луази) пытается опе­реться на бергсонизм. Развитие ортодоксальной ка-толпч. философии пошло по линии неотомизма с его подчеркнутым интеллектуализмом. Первые шаги не­отомизма во Ф. ф. связаны с именами А. Сертийанжа п Р. Гарригу-Лагранжа. В 10-е гг. главой этого течения становится Ж. Маритен, к-рый обосновывает отмежевание неотомизма от бергсоновского иррацио­нализма. В эти же годы начинается деятельность Э. Жильсона по пропаганде схоластич. философии.

Второй период часто характеризуется как период «безвременья» во Ф. ф. Для него типично от­сутствие ведущего направления и превалирующей школы в философии. Острой критике подвергается «университетский спиритуализм», олицетворяемый со­здателем «критического рационализма» Брюнсвн­ком. Новое поколение, вступившее в жизнь в обста­новке бурных социальных катаклизмов и развенчания господствующих в обществе «духовных ценностей», отвергает традиц. формы идеалистич. философии за ее абстрактность, легковесный оптимизм, невни­мание к насущным человеч. нуждам. Выдвигается требование создать новую, «реалистическую», «конк­ретную» философию, к-рая стала бы «философией че­ловека», придя на смену прежней «философии идей и вещей». Т. о., намечается радик. изменение филос. проблематики по сравнению с предшеств. периодом.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 181; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!