Марксистско-ленинская Ф., ее предмет и место в системе современной культуры 11 страница



Лит.: История философии, т. 6, кн. I, M., 1985; Марксистско-ленинская философия и социология в СССР и европейских социалистических странах, М., 1965; Ашуров Г., Развитие марксистско-ленинской филосо­фии в Таджикистане, «ВФ-», 1967, № 5; Джумагазин Т. Д., Ю г ай Г. А., Философская наука в Сов. Казахстане, там же, N» 6; В а л е с к а л н П. И., Развитие марксистско-ленинской философии в Латвии, там же, № 7; X а й р у л-лаев М. М., Развитие филос. науки в Узбекской ССР, там же, JVj 8; Буачидзе Т. А., Джиоев О. И., Филос. мысль в Грузии за годы Сов. власти, там же, J* 9; Е в д о к и-м е н к о В. Е., Развитие философии на Украине в годы Сов. власти, там же, № 10; Константинов Ф. В., Окт. социалистич. революция и марксистско-ленинская филосо­фия, там же; Аслана» Г. Г. [и др.], Развитие филос. мысли в Сов. Армении, там же, № 12; В а с е ц к и й Г. С, Кузьмин Л. Ф., Нек-рые характерные черты марксист­ской философии в СССР и закономерности ее развития, «ФН», 1967, № 5; И о в ч у к М. Т., Ленинизм и филос. традиции в послеокт. эпоху, там же; П а н ц х а в а И. Д., Развитие филос. мысли в Грузии после Великого Октября, там же; Штейкберг В. А., Подъем филос. жизни Латвии в годы Сов. власти, там же; Б у с л о в К. П., М а н е е в А. К., Развитие филос. мысли в Белоруссии за годы Сов. власти, «ВФ», 1968, № 1; Ми тин М. Б., Нек-рые проблемы раз­вития диалектич. материализма в послеокт. эпоху, там же; Хыдыров Т., Акмурадов К., Развитие философии в Туркменистане за годы Сов. власти, там же, М« 2; Б л ю м Р. Н. [и др.], Развитие филос. мысли в Эстонии за годы Сов. власти, там же, № 3; Сов. филос. наука. Нек-рые итоги раз­вития и совр. проблемы, «Коммунист», 1967, № 13; Ленинизм и совр. проблемы историко-филос. науки, М., 1970.

В. Богданов, М. Иовчук, |в. Каганов\. Москва.

«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» — науч. журнал сов. философов, орган Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР. Организован в 1957 как серия


«Науч. докладов высшей школы»; выходит с начала 1958. Гл. редактор (с 1957) — чл.-корр. АН СССР М. Т. Иовчук. Периодичность журнала: в 1958—61 — 4 раза в год, с 1962—6 раз в год. Объем номера с 1967 — 12 п. л.

Гл. цель журнала — разработка актуальных вопро­сов марксистско-ленинской философии, освещение проблем и результатов исследований ученых сов. высшей школы в области философии, социологии, этики, эстетики, атеизма, науч. коммунизма, критика совр. бурж. философии и социологии. В «Ф. н.» имеют­ся разделы: диалектич. материализм; филос. проблемы естествознания; логика; историч. материализм; этика; эстетика; науч. атеизм; история зарубеж. философии; история философии народов СССР; история марксист­ско-ленинской философии и совр. марксистская фило­софия в СССР и зарубеж. странах; критика бурж. философии и социологии. С 1967 в «Ф. п.» введены спец. разделы «Из истории сов. филос. науки» и «Марк­систская философия и социология за рубежом». Журнал имеет постоянные рубрики: «Дискуссии»; «Науч. сообщения и щ'бликации»; «Проблемы науч­ного коммунизма»; «Проблемы научного атеизма»; «Критика и библиография»; «Науч. жизнь». Журнал дает регулярную информацию о проходящих в стра­не симпозиумах и науч. конференциях, о междунар. филос. и социологич. конгрессах и совещаниях, пуб­ликует обзоры науч. работы филос. кафедр вузов, рецензирует новинки сов. и зарубежной филос. лит-ры.

Журнал провел дискуссии по проблемам: структу­ра диалектического материализма; предмет историч. материализма и соотношение историч. материализма и конкретных социологич. знаний; противоречия со­циалистич. общества и пути их разрешения; соотно­шение психического и физиологического; проблема противоречивости механич. движения; методология биологин и теории биологич. вида; предмет и харак­тер логики; вопросы эстетич. восприятия и пробле­ма прекрасного; система категорий марксистской этики; методологич. вопросы истории философии, кри­тики СОвр. бурж. философии И др. Л.Павлов. Москва.

«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» — произведение В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд принцип, по­ложений о диалектике как логике и теории познания марксизма, ее ядре и т. п., а также о категориях как осн. содержании теории диалектики.

«Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выпи­сок из книг (гл. обр. Гегеля), сделанных Лениным в период 1914—15, а также отд. набросков, наиболее развернутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о диалектике». «Ф. т.» в целом представ­ляют собой подготовит, материал для задуманной Лениным работы по диалектике как филос. науке. Идеи «Ф. т.» использованы Лениным в его статьях по экономике и политике, напр. в статьях «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы», «Детская бо­лезнь „левизны" в коммунизме», «Еще раз о профсою­зах...», «О значении воинствующего материализма» п др.

Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходи­мостью разработки филос. основ марксизма, тем более что теоретики 2-го Интернационала отрицали такие основы и настаивали на соединении экономич. учения Маркса с кантианством.

Существ, место в «Ф. т.» занимают конспекты книг Гегеля. Ленин подмечает непоследовательность геге­левской диалектики и вместе с тем подчеркивает, что без изучения п освоения ее нельзя проникнуть в суще­ство марксизма и двигаться дальше в филос. познании мира. Именно Гегелю первому удалось угадать «...в смене, взаимозависимости всех понятий, в тожде­стве их противоположностей, в переходах одного понятия в другое, в вечной


24 Философская энциклопедия, т 5


370


«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ» —ФИНЛЯНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


 


смене, движении понятий, именно такое от­ношение вещей, природы» (Соч., т. 38, с. 188). Однако, уточняет Ленин, «именно угадал, не больше». Мистицизм гегелевской позиции заключается в обожествлении «логической идеи», мышления. За­дача Ленина — применить учение о развитии к про­цессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике понятий, т. е. имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает особенный вес категория практики, к-рую начал вводить в логику Гегель. Предметная деятель­ность рассматривается как основа для формирования категориального, логич. строя мышления. А потому диалектика как философская наука есть од­новременно и онтология, и гносеология, есть динаыич., содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к «сумме примеров» (см. там же,с. 357). «Согласие» с принципом развития, не распространен­ное на логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление диалектики. Особен­ный смысл поэтому приобретает принцип единства и борьбы противоположностей, позволяющий выразить самодвижение в системе понятий (см. Противоречие, раздел: Ленин о категории противоречия). Для опре­деления характера связи противоположностей внутри единого целого Ленин употребляет различ. термины (единство, совпадение, тождество, равно действие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаимопе­реход противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как ста­новятся) тождественными противопо­ложи о с т и,—при каких условиях они бывают тож­дественны, превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвиж­ные, превращающиеся одна в другую» (там же, с. 97—98).

Ленин обращает внимание на необходимость исполь­зования логики «Капитала», где диалектика как логика и теория познания применена к политич. экономии.

Большое методологич. значение для теории диалек­тики имеет ленинское положение о том, что она должна быть сгустком, итогом, обобщением всей истории по­знания, включая сюда историю умств. развития чело­веческого рода и индивидуума, историю языка, фи­зиологию органов чувств, историю философии, исто­рию всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оцени­вает гегелевскую идею о том, что историко-фплос. развитие, освобожденное от случайностей историч. формы, должно составить существ, содержание науч. философии. В понимании процесса становления и при­менения логич. категорий в истории философии Ленин подчеркивает удачность гегелевского образа «круга кругов» в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации. Анализируя план диалек­тики (логики) Гегеля (см. там же, с. 313—16), Ленин отмечает, что в последовательности изложения кате­горий угадан общий ход движения человеческого по­знания. Ленин требует углубить понятие материи, выделяя те моменты, шаги, ступени, узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направляются от субъ­екта к объекту, проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с 315). «С од­ной стороны, надо углубить познание материи до по­знания (до понятия) субстанции, чтобы найти причины явлений. С другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от внешности яв­лений к субстанции» (там же, с. 148). Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воин­ствующего материализма, разоблачая суеверие, мисти­ку, идеализм, критикуя Гегеля за фальсификацию им истории философии (см. там же, с. 262, 277, 278, 286). Он формулирует принципы дпалектико-матерналпстнч.


критики (см. Критика в науч. познании), отмечая недо­статки критич. метода Плеханова и нек-рых др. марк­систов (см. там же, с. 170) в оценке кантианства, ма­хизма и т. д., состоящие в неумении раскрыть социаль­ные и гносеологич. корни идеализма: «Марксисты кри­тиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов более по-фейербаховскп (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же).

Консцектируя «Святое семейство» Маркса и Энгель­са, Ленин прослеживает процесс перехода нх на пози­ции рев.-материалистпч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к идее обществ, отношений производства»; 2) критика фнлантрошя. теорий социализма и осознание рев. роли пролетариа­та; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к социализму. «Из посылок материализ­ма ничего нет легче вывести социализм [переустрой­ство чувственного мира,— связать частный и общий интерес,— разрушить антисоциальные Geburtsstatten (источники.— Ред.) преступления и пр.]» (там же, с. 28).

Для развития диалектики как филос. науки «Ф. т.» важны тем, что в них формулируется перспективная программа филос. исследований, включающая в себя как задачи по разработке диалектич. логики, так и задачи критики бурж. философии и глубокого и пол­ного освоения классич. филос. наследия.

Лит.: Кедров Б. М., О значении ленинских «Философ­ских тетрадей» для естествознания, «Вестн. АН СССР», 1947, № 1; Д ж а ф а р л и Т., Некоторые вопросы теории понятия в свете труда В. И. Ленина «Философские тетради», «Тр. Тби­лисского гос. пед. ин-та», 1957, т. 12, с. 293—319; Орлов Ю. М., Понятие субстанции в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, «Уч. зап. Челябинского пед. ин-та», 1959, т.7, вып. 1, с. 117—30; Степанов В. П., Развитие В. И. Ле­ниным учения о категориях общего и отдельного в «Философ­ских тетрадях», «Уч. зап. Саратовского пед. ин-та», 1959, вып. 33, с. 150—61; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Философских тетрадях» В. И. Ленина, М., 1960.

А. Насымжанов. Алма-Ата.

ФИНИТЙЗМ — одна из осн. логико-матем. кон­цепций, согласно к-рой в содержательных рассужде­ниях, имеющих целью обоснование логических и ма-тем. теорий, допускаются лишь т.н. финитные («конечные») средства, не использующие абстракции актуальной бесконечности и тем самым в известном смысле бесспорные; в явном виде выдвинута нем. ма­тематиком Д. Гильбертом. См. Метатеория, Метод аксиоматический, Формализм.

ФЙНКЕЛЬСТАИН (Finkelstein), Сидни (род. 1909) — амер. критик-марксист, искусствовед, эсте­тик. Учился на ф-тах англо-амер. лпт-ры Колумбий­ского и Нью-Йоркского ун-тов. Магистр изящных нск-в (с 1955): дисс. «Ранний Пикассо (1900—1905)». В своих работах по истории и теории иск-ва разраба­тывает с марксистских позиций проблемы реализма и народности в иск-ве, обществ, роли иск-ва, специ-фич. особенностей иск-ва как формы обществ, сознания, взаимосвязи различных видов пск-ва (музыки, живо­писи, лит-ры), дает критич. анализ фрейдистских и экзистенциалистских идей в амер. иск-ве и лит-ре. Ряд работ Ф. опубликован в сов. журн. «Искусство», «Сов. музыка» и др.

С о ч.: Art and society, N.Y., 1947; Jazz: a people's music,
N.Y., 1948; How music expresses ideas, N.Y.. 1952; Composer
and nation, N.Y., 1962; в рус. пер.— Реализм в иск-ве, М.,
1956; Экзистенциализм и проблема отчуждения в американской
лит-ре, М., 1967.                                  Г. Пувис. Москва.

ФИНЛЯНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. В Финляндии, входившей в состав Швеции (до 1809) п России (до 1917), развитие философии началось значит, позднее, чем в соседних скандинавских странах. Усвоение ц дальнейшее развитие европейских филос. доктрин протекало в Ф. ф. под сильным влиянием нац. условий.

Преподавание философии началось в Финляндии с сер. 16 в. в лютеранской Абоской Академии (Турку), где господствовали идеи Меланхтона, препятствова-


ФИНЛЯНДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ                                                              371


вшие проникновению из Швеции картезианства. Науч. авторитет X. Г. Портана (1739—1804), враждебно встретившего кантианство, замедлил распространение этого течения в Ф. ф. Лишь в 18 в. в Ф. ф. прочно обосновалась философия Лейбница и Вольфа, а затем Локка, приверженцем к-рого явился крупнейший нац. ученый — Портан . После смерти Портана в Ф. ф. с ори­гинальной фплос. системой (напоминавшей более всего системы Бенеке и Я. Ф. Фриза) выступает Г. И. Харт-ман (1776—1809) — преподаватель философии Або-ской академии (см. «Учение о познании» — «Kunskaps-lara», t. 1 — 2, Abo, 1807—08: 3-й том не был издан). Единств, учеником Хартмана был К. Сёдерхольм (1789—18671, пытавшийся согласовать идеи христиан­ства с последними веяниями в идеалистич. нем. фило­софии («Духовный космос. Мировоззрение примире­ния» — «Der geistige Kosmos. Eine Weltanschauung der Versohnung», Lpz., 1859).

После присоединения Финляндии к России в Або-ской академии систематически стала преподаваться нем. философия, в основном Кант и Фихте; Шеллинг не вызвал в Финляндии никакого интереса. Видным популяризатором нем. философии в Финляндии в нач. 19 в. был Ф. Бергбум (1785 — 1830). Однако в целом догегелевская философия не оставила в Финляндии заметного следа. Гегельянство, наоборот, получило в Финляндии быстрое распространение. Его первым представителем в 20-х гг. 19 в. был Ю, Я. Тенгстрём (1787—1858), проф. философии, ученик швед, филосо­фов Д. Боэция и Б. К. X. Хёйера. Ученик Тенгстрё-ма — Ю. В. Снельман (1806—81) стал талантливым ин­терпретатором философии Гегеля, придав гегельянству нац. окраску. Его «Объяснения к т. н. „объективной" логике Гегеля» («Forsok till framstaTTning af logiken», [Hels.], 1837) и «Начальный курс философии» («Philo-sofisk elementar-curs», H. 1 — 3, [Stockh.], 1837—40), посвященный гл. обр. психологии, оказали существ, воздействие на обществ, мышление в Финляндии. Со Снельмана по существу начинается история совр. Ф. ф. После пребывания в Германии в нач. 40-х гг. 19 в. Снельман примкнул к левым гегельянцам, став одним из ярких представителей этого направления. В основу его гл. филос. работы «Учение о государстве» («Laran om staten», Stockh., 1842) была положена идея о нац. духе, как фундаменте гос. жизни. Философия Снельмана оказала глубокое влияние на развитие фин­ского нац. движения (одним из ее последователей был президент Финляндии Ю. К. Паасикиви).

Приобщение к философии Гегеля сыграло огромную роль в культ, и обществ, развитии Финляндии. С сер. 19 в. нем. философия стала офиц. философией Гедь-сингфорсского ун-та, причем наряду с превалирующим гегельянством в 60—80-х гг. получила известность и материалистпч. философия Фейербаха, осн. прозели­том к-рой выступил А. В. Болин (1835—1924) — лич­ный друг и поклонник Фейербаха, издавший, помимо монографий о нем («L. Feuerbach, sein Wirken und seine Zeitgenossen», Stuttg., 1891), его полное собрание сочинений на финском яз. (10 томов, 1903—11), а так­же историко-критич. обзор основных европ. филос. си­стем начиная с эпохи реформации («Europas Statslif och filosofins politiska laror», Hels., 1868—71) u ряд собств. этюдов о семье «Familjen» (Hels., 1864) и свободе волп «Studier och foredrag» (Hels., 1868). А. В. Болин положил начало систематич. изданию «Труды и доклады» («Studier och foredrag», Hels., 1888—95), освещающему филос. проблемы. Уче­ник Снельмана Рейн, позднее примкнувший к «иде­альному реализму» Л отце, пробудил интерес к изу­чению психологии в Финляндии. В двухтомном «Опы­те изложения психологии» («Forsok till en framstall­ning a£ psykologin», Hels., 1876—91) он выступил с позиций психологич. эмпиризма, к к-рому в Ф. ф.


обнаруживается все больший крен с последней чет­верти 19 в., как и к др. отраслям «прикладной» филосо­фии, напр. педагогики и социологии. К эксперимент, психологам принадлежал Я. Нейлик (1860—89), долгое время работавший в Германии в лаборатории Вундта и возглавивший в 1887 кафедру эксперимент, психологии в ун-те Хельсинки; среди многочисл. теоретиков педагогики, «отцом» к-рых был Снель­ман, следует упомянуть гегельянцев А. А. Лауреля (1801 — 52), автора «Статей по теории воспитания» («Afhandlinger i uppiorstringslaran»), 3. И. Клеве (1820—1900) и Ф. Перандера (1838—85), а среди со­циологов — Э. А. Вестермарка (1862—1939), получив­шего мировую известность своими трудами «Происхож­дение и развитие идей морали» («The origin and deve­lopment of the moral ideas», v. 1 — 2, L. — N. Y., 1906— 1908) и особенно «История брака» («The history of human marriage», L., 1891), переведенной на основные европейские языки.

В области философии истории наиболее известен А. Гротенфельт (1863—1941), ученик Вундта и Эйкена. Начав с экспериментальной психологии, он, однако, в дальнейшем обратился к истории философии (ему принадлежит первая на финском яз. сводная работа по истории философии нового времени) и к философии истории («Оценка ценностей в истории» — «Die Wert-schatzung in der Geschichte», Lpz., 1903; «Исторический оценочный масштаб в философии истории у историков и в народном сознании» — «Geschichtliche WertmaB-stabe in der Geschichtsphilosophie bei den Historikern und im Volksbewufitsein», Lpz., 1905). После первой мировой войны творч. деятельность Гротенфельта фактически прекращается.

Обострение классовой борьбы в Финляндии в конце 1-го десятилетия 20 в., кульмннац. пунктом к-рой явились рабочая революция, гражд. война и последую­щая герм, интервенция оказали решающее влияние на поворот в обществ, мышлении финского бурж. об­щества. В Ф. ф. образовались два враждебных направ­ления — бурж.-националистическое и марксистское. Создание марксистской философии на нац. почве свя­зано с образованием Коммунистич. партии (1918), по­скольку до тех пор финл. с.-д. партия, существовавшая как организов. движение с 80-х гг. 19 в., никогда в тео-ретпч. отношении не стояла на марксистских позици­ях и традиционно уходила от вопросов теории социа-листич. движения. Финские марксисты 10. Э. Сп-рола (1876—1936) и О. В. Куусинен выступают по проб­лемам историч. материализма, гл. обр. проблемам пролет, революции и социалистич. гос-ва, освещая их с т. зр. критики финл. опыта [О. В. Куусинен, Револю­ция в Финляндии (Самокритика), П., 1919], а также проблемам интернационализма, взаимоотношений классов и партий (И. Сирола, Рабочая революция меж­дународна, в сб.: Финляндская революция, М., 1920). В то время как находящаяся в подполье марксистская партия сосредоточивала своп усилия на теоретич. осмыслении недавнего конкретпого революц. опыта, представители бурж. Ф. ф. в обстановке полптич. стагнации 20-х гг. сосредоточивают внимание на дале­ких от обществ, я-еизни метафизич. проблемах и на изу­чении идеалистич. филос. систем прошлого. Так, один из ведущих финл. философов 20—30-х гг. профессор ун-та в Турку Я. Э. Салома (р. 1891) обращается к фи­лософии Шопенгауэра и Э. Гартмана, отстаивает субъективный идеализм («Идеализм и реализм...» — «Idealismi ja realismi...», Hels., 1928; «Истина и цен­ность» — «Totuus ja arvo», Porvoo, 1926; «Категория относительности» — «The category of relation», Hels., 1929; «Проблема истины»—«Das Problem der Wahrheit», Hels., 1929), «находя» филос. оправдание белого тер­рора, голода, безработицы, политич. и экономич. бес­правия. Другой видный финский философ, проф. ун-та


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 163; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!