Марксистско-ленинская Ф., ее предмет и место в системе современной культуры 8 страница
Сопоставляя диалектнч. логику с формальной логикой, Ленин показал, что в процессе познания диалектнч. логика идет дальше формальных определений,
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
361
стремясь охватить все стороны, связи и «опосредствования» изучаемого предмета; берет предмет в его развитии, «самодвижении», включает в полное «определение» предмета всю человеч. практику; исходит из того, что душу науч. познания составляет конкретный анализ конкретной ситуации. В трудах Ленина получили дальнейшую разработку также такие категории диалектики, как возможность и действительность, форма и содержание, сущность и явление, общее и особенное, и др.
Первостепенное значение для творч. развития марксистской философии имеет принцип партийности, развитый Лениным.
Ленин обратился к сов. марксистам с призывом обогатить теоретнч. мысль «...темп образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много» (Соч., т. 33, с. 208), «опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля..., разрабатывать эту диалектику со всех сторон...» (там же, с. 207). Ф. н. в СССР исходит из поставленной Лениным в его статье «О значении воинствующего материализма» задачи: «Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленыща... Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания» (там же, с. 206,207).
|
|
Сов. филос. наука, следуя Ленину, раскрывает «...связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений» (там же, с. 202—03).
В тесной связи с задачами борьбы против «новейшего» идеализма в 20-е гг. была написанная по поручению Ленина ст. В. И. Невского «Диалектнч. материализм и философия мертвой реакции» (М., 1920), содержащая критический анализ работ А. А. Богданова.
Послеоктябрьские труды Ленина п особенно публикация в 1929—30 «Философских тетрадей» Ленина дали новые стимулы развития Ф. н. в СССР.
В борьбе с троцкизмом, правым и «левым» оппортунизмом и др. антиленинскими группировками и течениями партия и ее видные деятели в 20—30-е гг. М. И. Калинин, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, Е. М. Ярославский и др. отстаивали и • развивали идеи марксизма-ленинизма, в т. ч. и философские. Вопросы диалектич. материализма в этот период освещали в своих работах В. Адоратский, Л. Аксельрод-Ортодокс, В. Быстрян-ский, С. Вольфсон, А. Деборин, И. Луппол, В. Са-рабьянов, С. Семковский, М. Серебряков, И. Скворцов-Степанов и др. сов. ученые.
|
|
Во 2-й пол. 20— нач. 30-х гг. проблемы философской науки широко обсуждались на свободных дискуссиях в печати и собраниях в Комакадемии, ИКП, Российской ассоциации н.-п. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), в вузах, Обществе воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД), на конференциях марксистско-ленинских науч. учреждений и др. В их ходе подверглись критике неверные концепции и ошибки нек-рых сов. теоретиков в трактовке актуальных проблем диалектич. материализма. Механистич. филос. концепция Н. Бухарина, при помощи к-рой «обосновывались» его правооппортунистич. взгляды, была подвергнута критике в конце 20-х гг. в работах И. Сталина и др. сов. марксистов. Ошибки механистич. характера, допу-
щенные Аксельрод-Ортодокс, Сарабьяновым, Сквор-цовым-Степановым, А. Тимирязевым и нек-рыми др. сов. философами, были подвергнуты критике, в частности А. Дебориным, Н. Каревым, И. Лупполом, Я. Стэном, Г. Тымянским и др. философами, группировавшимися вокруг журн. «Под знаменем марксизма», а также М. Селектором, А. Столяровым и др. (см. «Механисты»). В тоже время А. Деборин и ряд его сотрудников (Н. Карев, И. Подволоцкий, Я. Стэн и др.), исследуя вопросы диалектики, истории философии (в особенности философии Гегеля) и критикуя механицизм, сами допускали существ, ошибки форма-листпч. н идеалистич. характера, выразившиеся в сближении диалектич. материализма с идеалистич. диалектикой Гегеля, в недооценке ленинского филос. наследия и в отрыве философии от практики социалистам, строительства. С критикой ошибочных филос. позиций Деборпна и др. в конце 20 — нач. 30-х гг. выступали ми. сов. марксисты, в т. ч. В. Адоратский, В. Милютин, Н. Скрыпник, Е. Ярославский, М. Митин, В. Ральцевич, П. Юдин, Ф. Константинов, М. Каммари и др.
|
|
Итоги филос. дискуссии 20-х гг. подвело постановление ЦК ВКП(б) (янв. 1931) «О журнале „Под знаменем марксизма"», в к-ром отмечалось, что «важнейшей задачей „Под знаменем марксизма" должно быть действительное выполнение намеченной для него Лениным программы, разработка ленинского этапа развития диалектического материализма, беспощадная критика всех антимарксистских и, следовательно, антиленинских установок в философии, общественных и естественных науках, как бы они ни маскировались» («О партийной и сов. печати», сб. док-товг 1954, с. 407).
|
|
Филос. дискуссии, при всех недостатках и односто-ронностях, допущенных в их ходе, способствовали популяризации, разработке и применению ленинского филос. наследия, приближению философии к практике социалнстич. строительства, усилению борьбы против бурж. идеологии, правого и «левого» оппортунизма, привлекли внимание широких слоев коммунистов, сов. интеллигенции к изучению марксистско-ленинской философии.
В конце 20 — 1-й пол. 30-х гг. появился ряд работ, освещавших проблемы диалектич. материализма: систематич. изложение основ диалектич. материализма (Б. Быховский, О. Трахтенберг, Г. Тымянский и др.), проблем теории отражения (Т. Павлов); был издан коллективный труд «Диалектич. и историч. материализм», под ред. М. Митина (М., 1933), и др. учебные пособия.
С сер. 30-х гг. творч. разработке проблем диалектнч. материализма стали мешать элементы догматизма и начетничества, связанные с культом личности Сталина. Работа Сталина «О диалектич. и историч. материализме», представлявшая собой популярное и в ряде пунктов схематич. изложение нек-рых осн. положений марксистско-ленинской философии, была ошибочно провозглашена «классич. произведением марксизма». Наряду с правильными положениями она содержала и ошибочные формулировки. В частности, рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, Сталин делал акцент на борьбу противоположностей, не раскрывая их единства. В результате в лит-ре того времени порой относили понятие единства («тождества») противоположностей к «пережиткам гегельян-щины». Закон отрицания отрицания вообще не фигурировал в работе Сталина, в связи с чем этот закон диалектики в течение длительного времени не упоминался в филос. лит-ре. Вопросы диалектич. материализма рассматривались Сталиным впоследствии в работах «Марксизм и вопросы языкознания» и «Эко-номпч. проблемы социализма в СССР». Но и в них
362
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
изложению диалектич. материализма сопутствовали веточные и ошибочные положения, что также неблагоприятно отразилось на теоретич. работе сов. философов.
Тем не менее и в условиях культа личности сов. философы на основе ленинского наследия освещали и разрабатывали ряд важнейших вопросов диалектич. материализма. В частности, в учебных пособиях и др. работах В. Адоратского, Б. Кедрова, Ф. Константинова, М. Митина, М. Розенталя, Е. Ситковского и др. философов анализировались сущность и богатство марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики, ее законов и категорий. Разрабатывались проблемы теории познания диалектического материализма, в особенности теории отражения (Т. Павлов, Ф. Хасхачих и др.), нек-рые филос. вопросы материи и движения (В. Познер и др.), роли и значения практики как основы познания и критерия истины и др. В работах сов. философов (В. Асмуса, К. Бакрадзе и др.) исследовались проблемы формальной логики.
С сер. 50-х гг. научно-теоретич. работа в области диалектич. материализма, освобождаясь от последствий культа личности, стала приобретать все более творч. характер.
Сов. философы (Ф. Константинов, М. Митнн, П. Федосеев, 10. Францев и др.) разрабатывают вопрос о характере совр. эпохи, осн. содержание к-рой составляет процесс перехода от капитализма к социализму. Для исследования диалектики совр. мирового процесса первостепенное значение имела теоретич. разработка диалектики соотношения общего, единичного и особенного, категорий формы и содержания и др. категорий материалистич. диалектики. В 60-е гг. создан ряд работ по теории материалистич. диалектики и ее актуальным проблемам: коллективные труды — «Диалектика совр. обществ, развития», М., 1966; «Диалектика материальной и духовной жизни общества в период строительства коммунизма», М., 1966; «Категории материалистической диалектики», М., 1966; монографии Б. Кедрова, П. Копшша, Н. Пилипенко, М. Розенталя, М. Руткевича, В. Тугаринова, Г. Штракса л др.
В работах по вопросам диалектики развития соцпа-листич. общества и перерастания социализма в коммунизм (работы Г. Глезермана, Л. Ильичева, Ф. Константинова, М. Митина, Ц. Степаняна, Б. Украин-цева, А. Ковальчука, В. Черткова и др.), в коллективных трудах («О диалектике развития сов. социалистпч. об-ва», М., 1962; «Общие закономерности и особенности перехода к социализму в различных странах», М., 1962; «Особенности действия законов диалектики в период перехода к коммунизму», Л., 1963; «Диалектика строительства коммунизма», М., 1968, и др.) анализируется вклад КПСС в решение проблем диалектики обществ, развития, делаются попытки показать специфику проявления законов диалектики в условиях социализма. При этом высказываются две разные точки зрения. Согласно одной из них, следует различать два различных типа диалектики: диалектику предыстории человечества и диалектику развития коммунистич. общества. Согласно второй т. зр., получившей широкую поддержку, существует и развивается единая, всеобщая материалистич. диалектика, законы к-рой в различных условиях проявляются по-разному.
В качестве центр, проблемы в исследованиях диалектики развития социалистич. общества выделилась проблема противоречий, их структуры, взаимосвязи, специфики и путей их преодоления в условиях социализма, соотношения противоречий и единства и т. п. В условиях социализма, на основе присущего ему социально-политического единства общества, воз-
никают новые пути (формы) преодоления противоречий.
В работах сов. философов 50—60-х гг. исследуется закон отрицания отрицания, ряд категорий, ранее не освещавшихся в лит-ре: часть и целое, внешнее и внутреннее, конечное и бесконечное, непрерывность и дискретность, система и элементы, цель и целесообразность п др. В нек-рых работах проводится мысль, что все категории диалектич. логики суть выражения определ. законов, что законами диалектики являются связи и соотношения категорий (законы причинности, превращения возможности в действительность, взаимосвязи случайности и необходимости, формы п содержания и т. п.).
Большое место в деятельности сов. философов в 60-е гг. заняли проблемы диалектики как методологии и логики научного мышления (см. сб. «Вопросы диалектич. материализма. Элементы диалектики», М., 1960; «Диалектика п логика. Законы мышления», М., 1962; «Диалектика и логика. Формы мышления», М., 1962; «Нек-рые категории диалектики», М., 1963; «Методологич. проблемы науки», М., 1964; «Вопросы диалектики и логики», Л., 1964; «Проблема возможности п действительности», М. — Л., 1964; работы М. Алексеева, Ф. Георгиева, Э. Ильенкова, Б. Кедрова, П, Копнпна, А. Коршунова, В. Лекторского, И. Нарско-го, В. Рожпна, М. Розенталя, Е. Ситковского, С. Церетели и др.); был дан анализ проблем восхождения от абстрактного к конкретному в процессе научного познания, о соотношении логического и исторического, о свойствах и значении науч. абстракций, о диалектике соотношения различных понятий и т. п.
Появился ряд коллективных трудов — «Диалектика — теория познания» (М., 1964) и др. и моногра-фич. исследования, посвященные разработке ленинской идеи о единстве, тождестве, совпадении диалектики, логики и теории познания. В интерпретации этой идеи выявились три осн. точки зрения. Одна из них сводится к пониманию единства диалектики, логики и теории познания марксизма как тождества, полного совпадения содержания и смысла этих понятий. Другая точка зрения трактует это единство как связь тождества и различия данных понятий. Третья сводится к пониманию указанного единства как сочетания противоположных, различных по содержанию и смыслу элементов.
Значит, развитие получили исследования проблем логики. В ряде коллективных трудов («Вопросы теории познания и логики», М., 1960; «Проблемы логики науч. познания», М., 1964; «Проблемы мышления в совр. науке», М., 1964; «Диалектика и логика науч. познания», М., 1966, и др.) раскрывается сущность диалектич. логики как содержат, логики развития, отвечающей уровню, потребностям и задачам развития совр. науч. знания; исследуются филос. вопросы совр. формальной логики, ее соотношение с диалектич. логикой, формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслит, операции (индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование) — Е. Войшвилло, Д. Горский, А. Зиновьев, Г. Рузавин, Н. Стяжкин, П. Таванец, А. Уемов и др. Развитие ло-гич. исследований способствовало преодолению ниги-листпч. отношения к математич. (символич.) логике как к науке, якобы не связанной с филос. проблематикой. Было показано, что математизация, формализация науч. знаний имеют важное гносеологич. значение, что в математич. логике определения формальной логики находят наиболее развитое выражение и что с помощью символич. логики осуществляется непосредств. связь с наукой и техникой.
Исследования ряда сов. философов (Ф. Архипцева, С. Мелюхина, М. Мостепаненко и др.) посвящены анализу филос. понятия материи в свете данных совр.
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
363
естествознания. В работах А. Леонтьева, С. Рубинштейна, А. Спнркина, Е. Шороховой и др. ученых дается филос. анализ проблемы сознания, раскрываются — с учетом новых данных неврологии, психологии и кибернетики—закономерности его происхождения и развития, его сущности как специфически человеч. формы отражения объективной реальности. Разработке филос. проблем материального и идеального, физиологического и психического способствовали работы ряда ученых (П. Анохина, Э. Ас-ратяна, Ф. Бассина, И. Бериташвили, Н. Бернштейна, Н. Гращенкова, В. Ларина, С. Саркисова, В. Черниговского и др.), психологов Б. Ананьева, А. Леонтьева, А. Лурия и др. В связи с успехами кибернетики, моделирования различных мыслит, операций, ма-теыатич. методов в науч. исследовании сов. философы [см. коллективные труды «Ленин и совр. естествознание» (М., 1969), «Ленинизм и филос. проблемы современности» (М., 1970), а также работы Л. Резникова, В. Тюхтина, Б. Украинцева и др.] использовали новые данные науки для разработки ленинских положений об отражении как общем свойстве материи, о соотношении понятий отражения и информации, образа и модели, филос. аспекты системно-структурного анализа и др. Важное значение для разработки теории отражения в свете совр. достижений имеет коллективный труд сов. и болг. философов «Ленинская теория отражения и современность» (София, 1969), созданный под руководством Т. Павлова. Систематизации проблем диалектпч. материализма способствовало создание учебников «Основы марксистской философии», под ред. Ф. Константинова (М., 1958) и филос. раздела в кн. «Основы марксизма-ленинизма», под ред. О. В. Куусинена (М., 1959) и ряда учебных пособий (И. Андреева, В. Афанасьева, М. Руткевича, А. Спнркина, А. Шептулина и др.).
Разработка философских проблем естествознания в Ф. н. в СССР исходит из идей Ленина, к-рый важнейшей задачей воинствующих материалистов считал разработку в союзе с представителями естеств. науки филос. вопросов, выдвигаемых новейшей революцией в области естествознания, и исследование этих вопросов с позиций матерналистич. диалектики.
Сов. философы уже в 20-е гг. начали исследование проблемы взаимосвязи философии и естествознания (работы И. Агола, П. Бондаренко, П. Валескална, Б. Гессена, А. Деборпна, Э. Кольмана, А. Максимова, С. Семковского и др.). Эта работа сов. философов опиралась в значит, мере на выдающиеся достижения ученых-естествоиспытателей, на их материалистические и диалектические идеи. В работах К. Тимирязева проводилась диалектич. концепция развития применительно к теории органич. эволюции; физпологич. теория И. Павлова способствовала укреплению естеств.-науч. матерналистич. фундамента марксистско-ленинской философии. С. Вавилов убедительно показал, что работа над проблемами совр. физики неизбежно заставляет ученых мыслить в категориях диалектики: т. н. «жесткая» антитеза старой физики — непрерывное или дискретное — исчезла для совр. физика, и обе стороны антитезы предстали перед ним в пх органич. единстве. Н. Курнаков, используя новейшие данные химии, обосновал диалектич. понимание соотношения свойств непрерывности и дискретности в явлениях природы, положение диалектич. логики о единстве противоположностей, показал методологич. значение этого положения для развития химпч. науки. Исследования В. Вернадского способствовали естественнонауч. обоснованию диалектич. концепции развития п связанной с ней идеи единства мира. Значение диалектич. материализма для преобразования природы подчеркивал в своих работах ученый-селекционер И. Мичурин.
В биологич. науке Н. Вавилов успешно применял положения матерналистич. диалектики при разработке теории вида и видообразования (см., напр., Н. И. Вавилов, Линнеевскпй вид, как система, М.—Л., 1931; В. Л. Комаров, Учение о виде у растений, М.—Л., 1940), призывал построить диалектич. учение о виде, ибо только такое учение с его т. зр. способно раскрыть генезис вида. А. Опарин разработал оригинальную теорию происхождения жизни, в к-рой нашли отражение идеи Энгельса. Разработке филос. проблем теории органич. эволюции способствовали также исследования Б. Келлера, А. Северцова, И. Шмальгаузена и др. сов. ученых. На идеи диалектич. материализма с 20—30-х гг. опирались в своих научных исследованиях А. Бах, И. Бериташвили, А. Иоффе, Л. Орбели п др. видные естествоиспытатели.
Вопрос о значении диалектич. материализма и ленинского фплос. наследия для развития совр. естествознания освещался в ряде работ сов. ученых-естествоиспытателей (коллективные труды «Великое произведение воинствующего материализма», М., 1959; «Ленин и наука», М., 1960; «Октябрь и науч. прогресс», кн. 1—2, М., 1967, п др., работы А. Александрова, В. Амбарцумяна, А. Берга, Д. Блохинцева,Б. Быховского, Н. Дубинина, М. Келдыша, Н. Семенова, В. Фока, Г. Франка, В. Энгельгардта и др. естествоиспытателей) и философов (Б. Кедрова, М. Омельяновского, X. Фаталиева и др.).
В процессе исследования филос. проблем естествознания нек-рые философы и естествоиспытатели (А. Тимирязев, А. Максимов, Т. Лысенко и др.) допускали ошибки в подходе к вопросам науки; в частности, о науч. ценности нек-рых научных открытий порой судили не по пх реальному содержанию и значению, а по той интерпретации, к-рая давалась им в бурж. фплос. лит-ре. В результате этого недооценивались или подчас отвергались, напр., теория относительности, теория резонанса, достижения классич. генетики н т. п. Впоследствии эти ошибки были преодолены. В трудах сов. ученых рассматриваются, проблемы физики элементарных частиц, внегалактич. астрономии, космологии, молекулярной биологии, нейрологии, психологии, кибернетики и т. д. (см. «Филос. проблемы физики элементарных частиц», М., 1963; «Филос. вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», М., 1963; «О сущности жизни», М., 1964, и др.).
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 174; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!