Марксистско-ленинская Ф., ее предмет и место в системе современной культуры 10 страница



Исследуются опыт разрешения нац. вопроса при социализме, закономерности развития нац. отношений, показывается, что расцвет наций и их культур соче­тается с процессом сближения наций и формирования единой общечеловеч. культуры (Н. Джандильдин, С. Калтахчян, И. Кравцев и др.). Исследование опыта некапиталистич. развития ранее отсталых на­родов к социализму (А, Алтмышбаев, М. Джунусов п др.) свидетельствует о возможности видоизменения общей закономерности развития и смены обществ, формаций у ряда народов.

Сов. ученые (Г. Волков, Д. Гвишианп, Г. Добров, А. Зворыкин, Ю. Мелещенко, С. Микулпнский, Г. Оси­пов, В. Подмарков, С. Шухардин, М. Ярошевскийп др.) разрабатывают вопросы, связанные с содержанием и особенностями совр. науч.-технич. революции, а также комплексно исследуют проблемы науки и ее истории (науковедение), логику и психологию науч. творчества.

В 60-е гг. сов. философы вместе с др. сов. учены­ми развернули конкретные социологич. исследова­ния, результаты к-рых обобщены в книгах: «Подъем культурно-технич. уровня сов. рабочего класса» (М., 1961); «Марксистская и бурж. социология сегодня» (М.,1964); «Социологияв СССР» (т. 1—2, М., 1965); «Рабочий класс и технич. прогресс» (М., 1965); «Труд и развитие личности» (Л., 1965); «Человек и его работа» (М., 1967) и др. Сов. социологами (Н. Аитов, Ю. Волков, Б, Грушин, А. Здравомыслов, Г. Пру-денскнй, М. Руткевпч, А. Харчев, В. Шубкин и др.) проведены исследования по проблемам социальной структуры общества, проф. ориентации молодежи, проблеме стимулов и мотивов труда, роста культурно-технич. уровня рабочего класса, свободного време­ни, семейных отношений и др. Сов. социологи изучают процессы сближения умств. ифпзич. труда, увеличение занятости людей в непроизводственной сфере и др. Внимание философов н социологов (Г. Андреева, Э. Араб-Оглы, Ю. Замошкин, И. Кон, В. Ядов и др.) привлекают проблемы методологии н методики кон­кретных социологич. исследований, анализ понятий­ного и логнко-математич. аппарата, используемого в социологич. исследованиях, в их работах дается критика различных направлений бурж. социологии.

Проблемы этики и коммунистич. воспитания в пос­леоктябрьский период освещаются в ряде выступлений и работ В. И. Ленина, М. И. Калинина, Н. К. Круп­ской, А. М. Горького, А. С. Макаренко и др.

Теоретнч. работа сов. философов по проблемам этики в течение длит, времени не была развернута. В конце 50— нач. 60-х гг. наступил перелом в разработке этич. проблематики.

Сов. философы (А. Шишкин, В. Тугаринов, Л. Ар­хангельский, Г. Бандзеладзе, О. Дробницкпй, М. Жу-равков, В. Иванов, Н. Рыбакова, А. Титаренко, О. Целпкова, К. Шварцман и др.) исследуют пути и закономерности формирования коммунистич, нрав­ственности, нравств. идеал, историю этич, учений, разрабатывается система категорий марксистской эти­ки, нормы нравств. сознания, проблема ценностей. В ряде работ подвергаются критике бурж. этич. концепции, раскрывается превосходство социалистпч. гуманизма над абстрактным бурж. гуманизмом. Одна­ко в целом проблемы этики в сов. филос. науке раз­работаны еще недостаточно.


ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР


367


 


Проблемы эстетики. Принципиальное методологич. значение для развития эстетич. мысли в СССР имеют идеи В. И. Ленина, а также работы В. Воровского, М. Горького, А.Луначарского и др. сов. марксистов. Формирование и упрочение метода социалистич. реа­лизма происходили в борьбе с представителями идеа-листич. школ в эстетике, а также с вульгарно-соцно-логич., нигилистич. тенденциями (Пролеткульт, «рапповщина» и др.). Филос. проблемы теории и исто­рии эстетики в переходный период разрабатывались в работах В. Асмуса, В. Гриба, В. Кеменова, М. Лиф-шица и др.

В обстановке культа личности в сов. иск-ве распрост­ранилась порочная теория «бесконфликтности»; в то же время идеологически чуждыми и формалистичес­кими нередко объявлялись ценные произведения ряда советских и прогрессивных зарубежных писате­лей и художников.

Но и в это время были созданы ценные работы дея­телями сов. лит-ры и иск-ва (А. Фадеев, К. Федин, И. Грабарь, Б. Иогансон и др.), а также критиками и искусствоведами И. Анисимовым, Б. Бурсовым, Б. Рюриковым, М. Храпченко и др. по проблемам теории и метода социалистич. реализма.

В 50—60-е гг. происходит значит, оживление эс­тетич. исследований. Их гл. содержанием стано­вится раскрытие закономерностей становления худо­жеств, культуры коммунизма, путей и методов эсте­тич. воспитания народа. Эстетич. мысль развивается в ходе дискуссий о природе эстетического, сущности прекрасного, о реализме, о сущности иск-ва как формы обществ, сознания, о соотношении метода, мировоззре­ния, о стиле, художеств, образе, типизации, о познават. характере художеств, творчества и др. Вышел ряд ра­бот философов и эстетиков, посвященных проблемам сов. иск-ва [10. Борев, В. Днепров, А. Егоров, В. Ива­нов, В. Разумный, Б. Сучков, Н. Шамота, В. Щербина и др., сб. «Вопросы эстетики» (вып. 1—8, М., 1958—68); «Проблемы социалистич. реализма» (М., 1961) и др.]. Достигнуты значительные успехи в исследовании истории эстетич. учений (В. Асмус, А. Лосев, М. Овсянников, 3. Смирнова Г. Апресян и др.). Интенсив­но развивается технич. эстетика, разрабатываются со­циология, проблемы искусства.

История философии и критика бурж. философии. Ф. н. в СССР с первых лет существования сов. гос-ва глубоко овладевает филос. наследием и крити­чески анализирует бурж. филос. учения прошлого и современности. Сов. философы совместно с марксиста­ми др. стран разработали науч. концепцию развития филос. мысли человечества от древности до наших дней. Были пересмотрены сложившиеся в бурж. исто­риографии традиц. трактовки учений, особенно ма­териалистам, и диалектических, активно изучается история философской мысли ряда стран и народов, ра­нее не исследовавшихся в СССР (филос. мысль мн. на­родов СССР и восточноевроп. стран, народов Востока, стран Лат. Америки и др.), а также мн. материалнстич. филос. системы и направления, игнорировавшиеся бурж. историографией.

Значит, роль в исторнко-филос. науке сыграли на­чавшиеся с 20-х гг. исследования антич. философии. Сов. ученые (В. Асмус, Г. Александров, А. Ахманов, Г. Баммель, С. Данелиа, М. Дынник, А. Лосев, А. Ма-ковельский, В. Сережников, Б. Чернышев и др.) ис­следовали материалнстич. и диалектич. традиции древней философии, раскрыли содержание борьбы ма­териализма и идеализма в философии антич. мира. 0. Трахтенберг написал труд по истории средневеко­вой философии Запада. Сов. историки и философы Н. Конрад, А. Маковельский, А. Петров, И. Рейс-нер, Я. Радуль-Затуловский, Ш. Нуцубидзе, И. Панц-хава, Ш. Хидашели, Г. Габриэльян, В. Чалоян, А.Бо-


гоутдпнов, С. Григорьян, 3. Геюшев, Г. Гусейнов, Ф. Кочарли, В. Захидов, И. Муминов, М. Хайрул-лаев и др. в своих работах исследуют филос. мысль народов Закавказья, Ср. Азии, Бл., Ср. и Дальнего Востока, раскрывают материалнстич. и атеистич. тенденции в странах Востока, роль «бунтарских» и еретич. учений, к-рые зачастую игнорируются бурж. исследователями. Но ср.-век. и последующая фило­софия народов Востока до сих пор остается все еще мало исследованной.

В трудах сов. ученых (М. Дынник, Б. Кузнецов и др.) исследуются проблемы философии и культуры эпохи Возрождения, раскрывается филос. значение великих науч. открытий.

Богатые традиции накоплены в исследовании ис­тории материализма и диалектики нового времени (работы В. Асмуса, Б. Быховского, А. Гулыги, А. Де-борпна, М. Дыннпка, И. Луппола, М. Митина, X. Мом-джяна, И. Нарского, Т. Ойзермана, Е. Ситковского, В. Соколова, А. Ческиса и др.). Сов. ученые первыми дали развернутое освещение выдающейся роли англ. и франц. материализма 17 —18 вв., философии Фейер­баха в борьбе за науч. н обществ, прогресс. В сов. ли­тературе укрепилась материалнстич. интерпретация спинозизма, раскрыты материалнстич. характер воз­зрений Дидро, рационалистическое и материалисти­ческое содержание философии Декарта и Спино­зы; проанализирована философия Гоббса, Локка, Гельвеция, Гольбаха, Юма и других выдающихся мыслителей.

Наиболее полно в сов. фплос. лит-ре рассматривалась диалектика Гегеля; в ходе дискуссий в 20— нач. 30-х гг. критиковались попытки сближения гегелевской диалектики с марксистской ('что имело место в работах А. Деборина и его сторонников). В 1947 ЦК КПСС ор­ганизовал филос. дискуссию по кн. Г. Александрова «История западноевроп. философии» (М., 1945), в ходе к-рой были подвергнуты критике объективистские ошибки, имевшиеся в этой книге. В процессе дискуссии наметилась тенденция недооценки преемственности в развитии филос. мысли, особенно роли диалектики Гегеля в становлении философии марксизма (см. сте-нографпч. отчет в жури. «ВФ», 1947, 1). В 50—60-е гг. недооценка роли класспч. нем. философии была пре­одолена; в коллективном труде «История философии»,. в работах К. Бакрадзе, М. Овсянникова, В. Шннкару-ка и др. раскрываются марксистско-ленинские принци­пы отношения к нем. класспч. философии, дана науч.. оценка философии Гегеля.

Большое значение для Ф. и. в СССР имела поставлен­ная Лениным задача изучения и продолжения мате­риалнстич. традиции в России. Разработка сов. уче­ными рус. материалнстич. наследия вскрыла несостоя­тельность версии, господствовавшей в доревольоц. Рос­сии (распространявшейся до последнего времени за рубежом Лосскпм, Зеньковскпм и др.), о преобладании в рус. философии мистицизма, религ. созерцательно­сти и т. д. В 20-е гг. начинается, а с 30-х гг. развер­тывается систематпч. исследование истории материа­лнстич. философии в России. В эти годы, несмотря на отд. недостатки — нек-рый схематизм и элементы мо­дернизации, слабость анализа идеалистич. филосо­фии в России и связей рус. филос. учений с филосо­фией Запада и т. д., история рус. философии утверж­дается в качестве полноправной самостоят, области марксистских филос. исследований. В «Истории фило­софии» (т. 1—6, М., 1957—65), «Очерках по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР» (т. 1—2, М., 1955—56), «Истории философии в СССР» (т. 1—3,М., 1968) и др., в работах Г. Васецкого, А. Галактионова п П. Никандрова, М. Григорьяна, В. Евграфова, М. Иовчука, В. Кружкова, Л. А. Когана, А. Маслина, Ю. Мелентьева, М. Новикова, 3. Смирновой,.


368


ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР


 


B. Степанова, Д. Чеснокова, И. Щипанова, М. Яков­
лева и др. раскрыта прогрессивная роль крупнейших
рус. материалистов 18—19 вв. В коллективных трудах,
а также в работах С. Вавилова, Б. Кедрова, В. Кага-
нова, Б. Кузнецова, И. Кузнецова, А. Максимова,

C. Микулинского, Д. Острянина, Г. Платонова и др.
раскрывается связь передовой филос. мысли в России
с развитием естествознания, показывается роль рус.
естествоиспытателей в защите и обосновании материа­
лизма. Развернулись исследования истории филос.
мысли в союзных республиках (см. соответствующие
статьи о развитии философии в союзных республиках).

Ряд исследований сов. ученых (Г. Александров, В. Волгин, А. Деборин, Б. Поршнев, Ю. Францев и др.) посвящен истории социальных учений.

В послеоктябрьский период выделилась в качестве важнейшей сферы науч. исследований история марк­систской философии. Заслугой сов. ученых является исследование и науч. издание соч. К. Маркса и Ф. Эн­гельса, соч. В. И. Ленина и ряда видных марксистов. Историю марксистской философии обогатили иссле­дования формирования марксизма (М. Серебряков, Т. Ойзерман, М. Розенталь, Н. Лапин, 3. Оруд-жев и др.), позволившие глубже оценить существо филос. переворота, совершенного Марксом и Энгель­сом, связь марксизма с его теоретич. источниками, с развитием естествознания, с опытом бурж. револю­ций, деятельностью 1-го Интернационала, Парижской Коммуны и др. революц. событиями.

Сов. философами (А. Гагариным, П. Дауге, X. Мом-джяном, Б. Чагиным и др.) проанализирована филос.-теоретич. деятельность выдающихся зарубежных про­пагандистов и теоретиков марксизма (И. Дицген, П. Лафарг, Ф. Меринг и др. левые социал-демократы).

Сов. философы осуществляют указание Ленина о необходимости изучения и пропаганды марксистского филос. наследия Плеханова; с этой целью изданы его «Избр. филос. произведения», подготовлено к изданию «Лит. наследие» Плеханова, создан ряд работ о нем (М. Иовчук, М. Митин, В. Фомина, Б. Чагин и др.).

К числу важнейших направлений Ф. н. в СССР от­носится разработка ленинского филос. наследия. В 20—30-е гг. была проведена большая работа по по­пуляризации ленинского этапа марксистской филосо­фии, утвердилась трактовка ленинизма как нового этапа в развитии марксизма и его философии. В по­слевоенный период, особенно в 60-е гг., выходит об­ширная литература, специально посвященная ленин­ским трудам, раскрывается роль ленинских принци­пов и идей в развитии диалектич. и нсторич. материа­лизма, разработке филос. проблем естествознания, этики, эстетики, атеизма и др. отраслей филос. науки. Наряду с коллективными трудами по истории ленин­ского этапа марксистской философии созданы моногра­фии Г. Васецкого, М. Иовчука, С. Калтахчяна, Б. Кед­рова, П. Копнина, А. Косичева, А. Окулова, М. Ро-зенталя, Л. Скворцова, Л. Суворова, Б. Чагина, А. Щег­лова и др. авторов, ряд коллективных работ.

Сов. учеными проделана большая работа по созда­нию обобщающих трудов по и с т о р и и всем и р-н о й философии. Первым таким трудом была незавершенная «История философии» (т. 1—3, М., 1940—43). Итоги многолетней исследоват. работы сов. и зарубежных историков философии подведены в «Исто­рии философии» (т. 1 — 6, М., 1957—65), в к-рой дана цельная картина развития филос. мысли как на За­паде, так и на Востоке, освещена недостаточно иссле­дованная в прошлом филос. мысль ми. народов Вост. и Сев. Европы, Азии, Африки, Лат. Америки и др. Впервые в систематич. виде дано изложение истории марксистской философии и ее ленинского этапа. Разви­тию марксистской философии в СССР и др. социали-стич. странах посвящена книга сов. и зарубежных


философов «Марксистско-ленинская философия и со­циология в СССР и европ. социалистич. странах» (М., 1965). Систематич. освещение в «Истории филосо­фии» и др. коллективных трудах («Совр. философия и социология в странах Зап. Европы и Америки», М., 1964; «Совр. объективный идеализм», М., 1963; «Совр. экзистенциализм», М., 1966; «Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах», М., 1962, и др.) получила история бурж. философии 2-й пол. 19 и 1-й пол. 20 вв.; в этих и др. работах 60-х гг. дана дифферен­цированная и аргументированная критика совр. бурж. философии и социологии. В монографиях сов. философов (К. Бакрадзе, А. Богомолова, А. Бе-гиашвили, Г. Брутяна, 3. Какабадзе, И. Кона, Г. Кур-санова, Ю. Мельвпля, Н. Мотрошиловой, А. Мыслив-чонко, И. Нарского, С. Одуева, Т. Ойзермана, С. По­пова, Э.Соловьева, С. Эфирова и др.) дан критич. анализ совр. бурж. философии: неокантианства, прагматизма, ницшеанства, экзистенциализма, неопозитивизма, ре­лигиозно-филос. учений, бурж. концепций философии истории и др. Сов. философы ведут активную борьбу с антикоммунистич. идеологией; ее критике посвящен ряд кн.: «Новейшие приемы защиты старого мира» (М., 1962); «Марксистская и бурж. социология сегод­ня» (М., 1964); «Против совр. бурж. фальсификаторов марксистско-ленинской философии» (1964), работы П. Федосеева, Ю. Францева, Э. Баграмова, Д. Ермо­ленко, 10. Замопшина, Л. Митрохина, Е. Модржин-ской, В. Мшвениерадзе, Л. Скворцова, В. Семенова, Ю. Н. Семенова, Б. Шабада и др.

В связи с созданием обобщающих трудов по истории философии и критикой бурж. филос. концепций сов. философы разрабатывают методологич. проблемы исто­рии философии [«Краткий очерк истории философии» (М., 1960, 2 изд., М., 1967), «История философии», т. 6, кн. А. Макарова, А. Новикова, Т. Ойзермана, Л.Сквор­цова, М. Яковлева и др.].

Проблемы истории и теории атеизма разрабатываются на основе программы, данной Ле­ниным в его ст. «О значении воинствующего мате­риализма». Уже в 20—30-е гг. сов. ученые (Е. Ярославский, В. Бонч-Бруевич, П. Красиков, И. Скворцов-Степанов, С. Семковский, А. Лукачевский, Ф. Путинцев, П. Федосеев, Г. Францов и др.) раз­рабатывали теорию науч. атеизма, исследовали про­исхождение религии, ее социальную сущность и пути преодоления религ. пережитков. В работах С. Ани-симова, Л. Великовича, И. Крывелева, Ю. Левады, М. Мчедлова, С. Никишева, А. Окулова, И. Панцхавы, А. Сухова, В. Танчера, Д. Угриновича, М. Шахновича, М. Шейнмана и др. показана роль марксистско-ленин­ского наследия в развитии науч. атеизма, подвергнуты критике концепции и деятельность совр. религ. орг-ций, дано систематич. изложение истории атеизма. Проблемам истории религии и атеизма посвящены труд Ю. П. Францева «У истоков религии и свобо­домыслия» (М., 1959); «История и теория атеизма» (М., 1962) и др.

Научно-исследовательскую работу по теории и исто­рии атеизма развертывают созданный в 1964 Ин-т науч. атеизма при АОН (выпускающий периодич. сб. «Во­просы истории религии и атеизма»), кафедры атеизма в Московском, Ленинградском, Киевском и др. ун-тах.

Ф. н. в СССР активно борется за победу науч. ком-мунистич. мировоззрения над бурж. идеологией и против отступлений от ленинизма в междунар. рабо­чем движении, творчески развивает марксистско-ленинскую филос. теорию, опровергая т. о. домыслы противников ленинизма о «кризисе», «застое», «око­стенении» марксистской филос. мысли. Вместе с тем в деятельности пек-рой части сов. философов в прош­лом существовали и еще не до конца преодолены серь­езные недостатки: отставание от жизни и практики ком-


«ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ» — «ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ»


369


 


мунистич. строительства и междунар. коммунистпч. движения и порой книжно-начетнич. подход к их за­просам; недостаточно глубокое, а порой и поверхно­стное, не свободное от конъюнктурщины освещение явлений современности; не всегда квалифицированный и умелый подход к филос. оценке достижений естество­знания и обществ, наук; в нек-рых случаях упрощен­ческий подход к концепциям бурж. философии и со­циологии. Эти недостатки и ошибки, допущенные нек-рыми сов. философами в прошлом, преодолевают­ся в 50—60-е гг.

Перед Ф. н. в СССР и всей марксистско-ленинской фплос. мыслью стоит ряд не решенных еще проблем: всестороннее филос. осмысление процессов совр. эпохи и закономерностей ее развития, проблем перехода от капитализма к социализму и коммунизму, раскрытие закономерностей и особенностей мирового рабочего, нац.-освободит, и всего революц. движения нашего времени, совр. научно-техннч. революции ц ее соци­альных последствий, разработка проблем человека при социализме, его свободы и всестороннего разви­тия, исследование актуальных вопросов духовной жизни общества, этики, эстетики, атеизма и т. д.

Гл. задачами Ф. н. в СССР являются: дальнейшая разработка марксистско-ленинского филос. наследства в тесной связи с теоретич. и политич. борьбой КПСС и междунар. коммунистич. движения; диалектич. об­работка и осмысление истории человеч. мышления, науки и техники; исследование теории и истории ма-териалистич. диалектики, логики науч. мышления, филос. проблем совр. естествознания, математики и обществ, наук; исследование всего филос. наследия и мирового историко-филос. процесса; глубокая и на­учно-аргументированная критика совр. течений бурж. философии и социологии, реформизма и догматизма.

Творч. развитие Ф. н. в СССР и повышение ее пре­стижа неотделимы от дальнейшей разработки сов. философами вместе с философами-марксистами др. стран актуальных проблем строительства коммунизма, мирового революц. движения, развития науки и на-учно-технич. революции, от успеха пдейно-теоретич. борьбы против антикоммунизма, бурж. фальсифика­ций, ревизионистских и догматич. извращений марк­систско-ленинской философии.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!