УОРНЕР—УПАНИШАДЫ 281 13 страница
Лит .: История франц. лит-ры, т. 1, М.— Л., 1946, с. 575— 578; N a v a t е 1 L., Fenelon, P., 1914; Delplanque A.,
La pensee de Fenelon, P., 1930; Carcassonne E., Etat
present des travaux sur Fenelon, P., 1939; Gore J.-L.,
L'itineraire de Fenelon: mimanisme et spiritualite, P., 1957;
Spaemann R., Reflexion und Spontaneitat. Studien tiber
Fenelon, Stuttg., 1963. В. Кузнецов. Москва.
ФЕНОМЕН (позднелат. phaenomenon, от греч. фос1л>6|хе\'0\>, букв.— являющееся) — явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; предмет, как он воспринимается в чувственном познании (см. также Феноменализм). Аристотель применял иногда термин «Ф.» в смысле «видимого», «иллюзорного», а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом «реальные, хорошо обоснованные феномены» (phaenomena-realia, bene fundata). У Беркли, Юма, сторонников позитивизма и махизма Ф.— данные сознания, элементы опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единств, реальность. Согласно» Канту, Ф.— все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями. Он противопоставлял Ф. ноумену, или «вещи в себе». В диалектич. идеализме Гегеля противопоставление явления сущности лишается абс. характера, к-рый оно имело у Канта: сущность является, а явление есть явление сущности. Ленин, материалистически истолковывая Гегеля, высоко оценил его диалектику феноменального и сущностного. В феноменологии Гуссерля и его последователей Ф.— непосредственно-данное сознание как содержание ин-тенционального акта (см. также Интенционалъностъ). В экзистенциализме Сартра, придерживающегося феноменологич. взгляда, характер Ф. определяется: «для-себя-бытием», т. е. структурой субъективности: (см. «L'etre et le neant», P., 1943, p. 713).
|
|
.В. Асмус. Москва.
ФЕНОМЕНАЛИЗМ — филос. принцип, согласно. к-рому в познании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию* действительностью. В зависимости от того, признается ли за явлением еще какая-нибудь действительность (реальность) или нет, выделяют: 1) М е т а ф и-зический Ф., когда утверждается стоящая за миром явлений др. реальность (сущность, вещи сами. по себе и т. д.), к-рую мы познаем лишь в меру нашей психофизич. организации, а следовательно, не можем познать, как она есть «на самом деле», «до конца». Такого рода Ф. в отношении вещей внешнего мира свойствен всей традиции платонизма и неоплатонизма, скептицизму, юмовской философии. В рамках метафизич. Ф. как особую позицию следует выделить теоретпко-познават. Ф. философии Канта, выводившего непознаваемость вещей самих по себе (см. «Вещь* в себе») из особенностей нашей познават. способности (субъективность форм созерцания и мышления). 2) Крайний Ф., согласно к-рому нам даны лишь. наши представления, являющиеся последней реальностью познания, т. к., кроме них, ничего больше не существует; поэтому мы познаем не что иное, как содержание нашего сознания (см. Солипсизм, Беркли). С метафизической, т. е. с философской т. зр., к Ф. следует отнести всю позитивистскую и неопозитивистскую традицию с ее программным лозунгом «долой метафизнку» и с ее признанием «непосредственно-данного» как единств, реальности познания.
|
|
Согласно марксистской т. зр., между явлением и сущностью, между вещью самой по себе и вещью для нас нет непереходимой грани. Мир познаваем до конца, ибо процесс его познания не есть процесс, где-индивид с его особой психофизич. организацией и познават. способностью находится наедине с познаваемым объектом. См. ст. Отражение, Практика.
В. Костеловспий. Москва..
314
ФЕНОМЕНОЛОГИЗМ—ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
ФЕНОМЕНОЛОГЙЗМ — филос. принцип феноменологии (Гуссерля), согласно к-рому явление рассматривается как самообнаруживающееся бытие и тем самым устраняется дуализм феномена и ноумена, мира явлений и мира «вещей в себе». Ф. придает универсальное значение методу феноменологич. редукции, т. е. сосредоточению на анализе интенциональных возможностей трансцендентального чистого сознания, распространяя этот метод не только на познавательную, но п на эстетическую, нравственную, религиозную и правовую области. Термин «Ф.» употребляется также как синоним феноменологии.
|
|
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.— учение о феноменах) — филос. дисциплина, а позднее фплос. направление, задачи к-рого: 1) освободить филос. мышление от натуралистич.-объективистских установок, 2) конституировать спец. область спекулятивного знания — рефлексию сознания о своих актах и о данном в них содержании, 3) выявить с помощью определ. методологпч. средств (редукции, рефлексии) изнач. основы культуры. В истории философии предмет Ф. трактовался различным образом: сначала Ф. понималась как пропедевтика к логике и онтологии, позднее Ф. выступает в качестве онтологии.
Ф. — наука о предметах опыта — так определяются задачи Ф. у И. Ламберта (1728—77). Ф. анализирует явления, вскрывает иллюзии в чувств, познании, выполняет функции его критики. Кант видит в Ф. пропедевтич. негативную науку, исследуюшую принципы чувственности (см. Письма к И. Ламберту от 2 сент. 1770 и М. Герцу от 21 февр. 1772). Сама идея критики чистого разума может быть понята как определ. рода Ф., поскольку она исследует пределы чувственности, разграничивая феномен и ноумен, трансцендентальное и эмпирич. применение рассудка. В «Метафизич. началах естествознания» Кант истолковывает Ф. как учение о природных явлениях, ставших предметом опыта, т. е. рассматриваемых «...лишь в ■отношении к способу представления [их] или к [их] модальности...» (Соч., т. 6, М., 1966, с. 66). Эта трактовка является центральной у Я. Фриза, для к-рого Ф.— часть натурфилософии, а ее предмет — анализ того способа, каким вещи даны в представлении и восприятии.
|
|
Развитие нем. классич. идеализма привело к изменению трактовки Ф., к-рая понимается как учение о становлении знания. Этот мотив уже налицо у Фихте (см. «Факты сознания»). Для Гегеля Ф.— это филос. дисциплина, показывающая становление философии и имеющая своей задачей генетико-историч. исследование форм сознания; это также способ обоснования чистого филос. знания и одновременно путь критнч. очищения обыденного сознания. В «Философии духа» (в «Энциклопедии филос. наук») Ф. выступает в иной трактовке: она занимает место между антропологией и психологией, будучи уже статически-системным изложением наличных форм сознания.
Кризис нем. классич. идеализма приводит к тому, что обоснование философии ищется на путях психологии. 2-я пол. 19 в. проходит под знаком психологизации теории познания (исключение составляют неокантианские школы). Это находит выражение и в понимании Ф. как части психологии {Гамильтон) или как специфической, но все-таки психологпч. дисциплины (Лацарус). Трактовка Ф. как части психологии осуществляется и Ф. Брентано, для к-рого Ф., в отличие от объясняющей психологии, должна описывать и классифицировать психич. феномены: представление, суждение и душевные движения. Для Ф. перспективной оказалась идея Брентано об интенциональности психич. актов. Линия психологпч. трактовки Ф. продолжена и Штумпфом, к-рый расчленил явление п функцию психич. актов. Большое
значение для Ф. имели идеи Мейноига: рассмотрение познания как переживания, тезис о коррелятивности предметов сознания и анализ предметов в соответствии с типом переживаний, мысль о самоочевидности внутр. опыта и др.
Принципы Ф. как специфич. филос. направления были сформулированы Гуссерлем. Если в своей перво-нач. форме Ф. была близка к общей антиметафизич. установке, к радик. эмпиризму и позитивизму, то позднее (после 1-й мировой войны) она все больше и больше теряет методологпч.-гносеологич. функции, принимая на себя собственно метафизич. миссию. Осн. пафос Гуссерля — критика натуралистич. объективизма, с одной стороны, и скептич. релятивизма (историзма) — с другой. Гуссерль стремится преодолеть общее умонастроение скептицизма, охватившее Европу п нашедшее выражение и в филос. концепциях (напр., у Шпенглера нлн в философии жизни Дильтея), и ставит задачу найти обоснование культуры и в т. ч. науки, т. е.— абс. опыт. Для этого Ф. обращается к изначальной интеллектуальной интуиции. Ф., по словам Гуссерля, это филос. «археология», ищущая сокрытый и утерянный смысл.
В соответствии с тем, как Гуссерль понимает изнач. опыт, можно вычленить четыре этапа и соответственно типа Ф.
В дескриптивной Ф. выдвигается лозунг «К самим предметам!» и дается трактовка феномена не как противопоставленного «вещи в себе», но как открытого самообнаружпвающегося бытия. «Следует... брать феномены так, как они даются, то есть как вот это текучее сознание..., мышление, явление, каковыми они н являются...» («Философия как строгая наука», см. «Логос», 1911, кн. 1, с. 27). Ф. не только не допускает непознаваемого остатка в виде «вещи в себе», но требует преодоления опосредов. отношения к бытию и непредубежденного описания самоданности бытия (что еще резче выразил Шелер).
Ф. (в духе картезианства с его самоочевидностью самопознания) ориентирует философию на рефлексию о переживаниях, к-рые обладают подлинной очевидностью п достоверностью — о непосредств. переживаниях и коррелятивных им предметах. В качестве самоданности Ф. рассматривает априорную структуру сознания в его слитости с бытием, что выражается в интенциональности. (Если первоначально интенцио-нальность сознания понимается Гуссерлем как направленность сознания на что-то, то в дальнейшем особое внимание уделяется активно функционирующей, конституирующей предметность интенциональности, понятой как непрерывное трансцендирование.) Анти-натуралистпч. тенденция Ф. выражается в том, что она определяется не как эмпирич. наука, а как априорная, к-рая имеет дело «...с чистыми принципами всякой нормировки...»(тамже, с. 10). Различая эмпирич. созерцание, направленное на фактический индивидуальный мир, п эйдетич. созерцание, постигающее сущности, Гуссерль укореняет пзнач. опыт в мире идеальных сущностей, понимаемых им вначале в духе платонизма (см. «Husserliana», Bd 3, Haag, 1950, S. 14) (эйдетическая Ф.). В отличие от «естеств. установки», феноменологич. установка с помощью т. н. феноменологической редукции, или эпохе — еяо%т1, стремится исключить все нерефлективные утверждения о бытии, все патурально-вещные установки, объектпвно-мыслит. формы, приобретшие соцнально-идеологич. статус (см. там же, S. 68, а также, Bd 1, Haag, 1950, S. 59). С помощью эпохе сознание должно возвратиться к пзнач. опыту. Т. о., Ф. означает поворот филос. мышления от объекта к субъекту, к рефлективному анализу самодеятельности сознания, а лозунг «К самим предметам!» оказывается призывом возвратиться от объективной реальности к интенцио-
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ—ФЕОДАЛИЗМ 315
вальной жизни сознания. Этот тип редукции приняла в качестве осн. принципа группа феноменологов, объединившихся вокруг Гуссерля в Гёттингене и распространивших Ф. на новые области: Шелер и Д. Хильдебранд на этику, А. Рейнах — на гражд. право, Ингарден — на эстетику, X. Конрад-Мартиус— на проблемы онтологии.
Однако сам Гуссерль, не удовлетворяясь позицией очевидности самосознания, пытается выявить содержание, мыслимое в психич. актах, и стремится понять интенцион. жизнь сознания как смыслопола-гание. Это находит выражение в переходе Гуссерля на позиции трансцендентальной Ф.: вслед за Кантом Гуссерль теперь пытается обосновать изнач. опыт через понятие «трансцендентального субъекта», т. е. обобщенного, интерсубъектпвного мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпнрн-чески-пспхологич. сознанием и наполняющего его смыслом. Коррелятивный анализ познаваемого и процесса познания осуществляется здесь в понятиях ноэмы (познаваемого содержания, многообразия предметных значений) и ноэзиса (интенцнонального познавательного акта, формирующего предданный материал). Ф. не ограничивается рефлексией о психич. актах, ее гл. существо — в развертывании ноэматич. рефлексии, т. е. в раскрытии тех способов, каким предмет полагаем в мысли. На этом этапе развития Ф. внимание обращено на объективно-предметное содержание различных психич. актов. В связи с этим Гуссерль осознает необходимость построения «материальной» онтологии, анализирующей условия мыслпмости той или иной опытной науки, изучающей различные формы бытия (природы, человека и истории), и формальной, к-рая возвышается над первой и выявляет априорные предпосылки мыслимостп предмета вообще. Переход от эйдетической к трансцендентальной Ф., к трансцендентальной субъективности — к трансцендентальному субъекту, представляется Гуссерлем как углубление анализа интенцион. жизни сознания, выявление более глубоких слоев его имманентной активности.
С переходом на позиции трансцендентализма Гуссерль рассматривает бытие уже не как имманентную данность бытия для сознания, но как конституируемое, формируемое трансцендентальным субъектом. Гуссерль теперь понимает Ф. как рефлексию об интенцпо-налыю-конститутивной жизни трансцендентального сознания (см. там же, Bd 1, S. 118—19). Понятие трансцендентального субъекта ставит перед Гуссерлем проблему генезиса объективности в трансцендентальном субъекте, с к-рой столкнулась нем. класспч. философия, самой логикой развития проблемы вынужденная перейти от трансцендеят. идеализма Канта к объективному идеализму. Гуссерль, понимая необходимость нахождения в субъективности объективного содержания, переходит в конце концов на позиции абсолютной Ф.
Здесь по существу в качестве такого изнач. опыта выступает культура, смысловую основу к-рой он видит в «жизненном мире». В последний период Гуссерль осуществляет переход на позиции нсторнч. трактовки абс. опыта, ибо «жизненный мир» понимается как «универсальное поле различных форм практики», как те допредикативные, дорефлектнвные структуры, к-рые оказываются атмосферой п почвой всякой тео-ретич. и внетеоретич. деятельности. Этот переход на позиции имманентного истолкования абс. опыта разл. образом интерпретируется в совр. бурж. философии и, в частности, как сближение с философией жизни и экзистенциализмом. «Кризис европ. наук» Гуссерль связывает с натуралистическо-объективпстским мировосприятием и абсолютизацией натуралпетич. форм деятельности. Гуссерль рассматривает филос. реф-
лексию — феноменологич. редукцию — не только в качестве способа осознания фундаментальных основ культуры (в т. ч. науч. знания), т. е. первичных интенций, определяющих значения «жизненного мира», но и как средство преобразования его в истинный мир, в центре к-рого будет находиться человек: «Философское познание создает не только особые результаты, но и человеческую установку, которая тотчас же вторгается во всю остальную практическую жизнь ... Оно формирует новое задушевное сообщество между людьми, мы могли бы сказать сообщество чисто идеальных интересов между людьми, которые живут философией, связаны незабвенно идеями, которые не только полезны всем, но идентично освоены всеми» («Husserliana», Bd 6, Haag, 1954, S. 334).
Развитая Гуссерлем Ф. стала истоком ряда новых направлений филос. поисков в совр. зап. философии. При этом посылки Ф., разработанные Гуссерлем, существенно модифицировались. В целом наибольшее влияние Ф. получила в иррационалистпческой форме в экзистенциалистских течениях. Среди них наиболее известны: интерпретация Ф. как онтологии с попыткой поставить на место трансцендентального субъекта существование (Хайдеггер), Ф. восприятия (Мерло-Понти), экзпетенцнально-феноменологич. онтология (Сартр), феноменологич. эстетика (М. Дюфренп), амер. натуралпетич. Ф. (Фарбер), нидерландская ка-толич. школа Ф. (Ван Бреда п др.). Иррацион. трактовка Ф. (в частности, Хайдеггера) встретила со стороны Гуссерля и его учеников Э. Финка и Л. Ланд-гребе решит, возражения. В рус. философии принципы Ф. защищались Шпетом. Феноменологич. метод был воспринят рядом спецпально-науч. дисциплин, таких, как психиатрия (Ясперс, Л. Бинсвангер и др.), социология (Фиркандт, Т. Гейгер, Литт, А. Шютц, М. Натансон и др.), литературоведение и эстетика (Ингарден п др.). Центральным органом феноменологич. философии является журн. «Philosophy and Phenomenological Research» [Buffalo (N.Y.) с 1940].
Лит.: HI и е т Г., Явление и смысл, М., 1914; Давыдов Ю. Н., Борьба вокруг «Феноменологии духа» в совр. бурж. философии», «ВФ», 1959, № 2; К а к а б а д з е 3. М., Проблема „экзистенциального кризиса" и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля, Тб., 1966; ГайденкоП. П., Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии, М., 1968; Heidegger М., Sein unci Zeit, 8 Aufl., Tubingen. 1957; Scheler M., Schriften aus dem Nachlass, 2 Aufl., Bd 1, Bern, [1957]; Met-1 e a u - P о n t у M., Les sciences de l'homme et la phenome-nologie, P., [1958]; Spiegelberg H., The phenomenological movement. A historical introduction, v. 1—2, The Hague, 1960; Brand G., Husserl-Literatur und Husserl, «Philoso-phische Rundschau», 1960, Jg S, H. 4: S с h u t z A., Collected papers, [v.] 1—3, The Hague, 1962; Farber M., The foundation of phenomenology, N..Y., 1962; его же, The aims of phenomenology, N.Y., [1966]; Landgrebe L.. Der Weg der Phanomenologie, [Gutersloh, 1963]; Strasser S., Phanomenologie und Erfahrungswissenscbaft vom Menschen, В., 19С4; Fink E., Studien zur Phanomenologie, 's-Graven-hage, 1966; Beitrfige zur Deutung der Phanomenologie des Geis-tes, Bonn, 1966 («Hegel-Studien», Beiheft 3).
Б и б л.: «Revue internationale de philosophie», 1939, № 2, p. 374—97; 1965, fasc. 1—2, № 71—72; Eiey L., Husserl-Bibliographie, «Z. philos. Forschung», 1959, Bd 13, H.2.
А . Огурцов. Москва.
«™0МЕН0Л<5ГИЯ ДУХА» (1807) - соч. Гегеля.
ФЕОДАЛИЗМ (от позднелат. feodum — владение) — обществ, формация, характеризующаяся следующими осн. признаками: 1) Политич. господство военного класса — рыцарства, организованного в иерархию, связанную отношениями личного служения и покровительства. 2) Специфич. структура зем. собственности, выражающаяся в сочетании прав на землю с политич. властью. Отношение к земле при Ф. может быть охарактеризовано понятиями «владения», «пользования», «держания», «обладания»; феодальная собственность условна: феодал «держит» землю на правах
316 ФЕОДАЛИЗМ
феода (лена, фьефа), полученного от вышестоящего сеньора, к-рый в свою очередь чей-то вассал; характерно, что владения, к-рые их обладатели ни от кого не «держали», тем не менее назывались во Франции «воздушными фьефами». 3) Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности, так что если невыполнение вассальных обязательств лишает вассала прав на феод, то и отказ сеньора оказывать покровительство вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться; для феод, обществ, отношений характерны всеобщие связи зависимости между людьми, выражавшиеся во взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями. 4) Личное и экономич. подчинение господств, классу крестьян, ведущих самостоят, х-ва, но лишенных права свободно владеть и распоряжаться своим наделом и под внеэкономич. принуждением отдающих господам прибавочный продукт — феодальную земельную ренту; внеэкономич. принуждение выражается в подвластности и подсудности крестьян феодалам, в различных формах зависимости непосредств. производителей — от патроната до крепостничества; в отличие от раба и колона феодально зависимый крестьянин — обладатель орудий труда и домохозяйства — отчасти заинтересован в интенсификации произ-ва (в той мере, в какой он производит необходимый продукт, обладание к-рым гарантировано ему обычаем), и с этой его заинтересованностью считается (в нормальных условиях) и феодал, признающий в крестьянине, при всей его зависимости, юридич. лицо. 5) Товарное пропз-во, существующее при Ф. и развивающееся с ростом городов, не определяет системы общественных производств, отношений (когда оно начинает их определять, Ф. вступает в стадию разложения); преобладает натуральное х-во, характеризующееся простым воспроизводством, тесным соединением работника со средствами нроиз-ва, ориентацией на самоудовлетворение осн. потребностей; эта форма экономич. жизни соответствует органич. связи индивида с коллективом п относит, неотделенностп его от природной среды. 6) Религия выступает при Ф. в качестве «...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции...» социального порядка (Энгельс Ф., см. Маркс К. п Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361); философия, право, мораль, образование, иск-во, лит-ра в большей или меньшей мере пронизаны теологич. мировоззрением; политич. партикуляризм и разобщенность общественной и экономич. жизни восполняются универсализмом религии и вселенским характером церкви; духовенство доминирует в идеологич. жизни общества, контролируя все отрасли духовного пронз-ва и подчиняя его интересам церкви и господств, класса, частью к-рого высшее духовенство является.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!