УОРНЕР—УПАНИШАДЫ                                                                       281 16 страница



Вначале фетишами становились природные вещи, еще не ставшие предметом человеческой деятельности. Естеств. свойствам вещи или природным особенно­стям человека придавалось сверхъестеств. значение, и Ф. сопровождался сакрализацией предметов, отд.


индивидов, имевшей целью определенное социальное регулирование отношений между людьми. В развитых обществах фетишем становится уже продукт челове­ческой деятельности, к-рый репрезентирует пек-рую социальную норму (напр., кресло становится троном, т. е. символом власти, и т. д.).

Маркс раскрыл механизм возникновения фетишей, исследовав генезис денежной формы стоимости. Выде­ление к.-л. предмета среди других, выполняющих одну и ту же функцию, и закрепление за ним этой функции приводят к тому, что он рассматривается как символ данной функции. Но символич. бытие этого предмета, к-рое и составляет его соцнально-функцион. бытие, становится сопричастным его реальному бы­тию, т. е. сливается с его естеств. свойствами. Это отождествление символа с предметным бытием, функ­ции с самим предметом характерно для фетишистского сознания от его архаич. форм, когда, напр., слово, языковый символ, отождествлялось с самим предме­том (магия слова), до современных его типов (см. Идеальное). Напр., до наст, времени существует та­кая форма Ф., когда могущество гос-ва персонифици-Р5'ется в образе некоего авторитета, напр. государя, наделяемого сверхъестеств. свойствами всеведения, непогрешимости и т. п.

До Маркса Ф. рассматривался как одна из наиболее архаич. форм религии. Такое понимание Ф. было впер­вые выдвинуто Ш. де Бросом; Конт, Спенсер, Тайлор рассматривали Ф. как производную форму от ани­мизма. Гольбах связывал Ф. с невежеством (см. «Си­стема природы», М., 1940, с. 220—21). Гегель анали­зирует Ф. в связи с переходом человека от непосред­ственно-вожделеющего к опосредованно-трудовому отношению к миру (см. Samtliche Werke, Bd 15, Stuttg., 1928, S. 310). Различая знаковую, т. е. духовную (говоря словами Маркса, социальную) опре­деленность вещи и ее натуралистически-предметное бытие, Гегель критикует с этой т. зр. Ф., не проводя­щий такого различения. В знаке чувственный мате­риал, непосредств. предметность репрезентируют сво­им бытием нечто иное — духовное начало (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 265; т. 7, М.—Л., 1934, с. 83).

Маркс вначале анализировал Ф. как одну из ран­них форм религии, для к-рой характерна непосредств. закабаленность предметом. Это — «религия чувствен­ных вожделений» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 98); свои представления, продик­тованные бессильным вожделением, человек делает свойствами самой вещи (см. там же, с. 410). В «Фило-софско-экономических рукописях 1844 г.» Маркс обращает внимание на историч. формы Ф. Так, «уже феодальное землевладение заключает в себе господство земли над людьми...», но «...там ещё существует види­мость более интимного отношения между владельцем и землёй, чем узы просто вещественного богат­ства. Земельный участок индивидуализируется вместе со своим хозяином, имеет его титул ..., его привиле­гии, его юрисдикцию, его политическое положение и т. д.» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 554). Своей наиболее явной формы Ф. достигает при господстве денег, в к-рых стерлась всякая природная и обществ, определенность пред­мета. В «Выписках пз экономистов 1844 г.» Маркс фиксирует связь отчуждения и Ф. (см. «Вопр. филос», 1966, № 2, с. 115). В работе «Восемнадцатое брюме­ра...» Маркс анализирует мистич. веру в авторитет од­ной личности, когда представитель интересов разоб­щенных людей наделяется сверхъестеств. свойства­ми «...в виде неограниченной правительственной власти, защищающей их от других классов, ниспосы­лающей им свыше дождь и солнечный свет» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 208). Окончат, форму марксова теория Ф. получает в его экономич.


322


ФЕТИШИЗМ—ФИГЕЙРЕДУ


 


работах 60-х гг. Ф. предстает здесь как единство двух противоречивых процессов — овеществления производств, отношений и персонификации вещей. В товарно-капиталистич. обществе отношения между людьми опосредуются вещью, к-рая приобретает благодаря этому особое социальное значение. Проис­ходит «...сращение вещественных отношений произ­водства с их исторически-общественной определён­ностью...» («Капитал», т. 3, 1955, с. 843). «...Таинст­венность товарной формы состоит просто в том, что она является зеркалом, которое отражает людям общественный характер их собственного труда как вещный характер самих продуктов труда, как об­щественного свойства данных вещей, присущие им от природы» (там же, т. 1, 1955, с. 78). Человек оказы­вается здесь лишь персонификацией некоей социаль­ной функции, исполнителем социальной роли, акте­ром, обладающим нек-рой «экономической маской».

Ф. денег является дальнейшим развитием Ф. то­вара. В деньгах стоимость срастается с вещной, на­туральной формой предмета, выступающего в функции денег (золотом и т. д.); стоимостно-обществ. отноше­ние приобретает обособленное материальное существо­вание (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 4, 1925, с. 63). Теперь товары в своей качественно-предметной определенности обмениваются на символический все­общий продукт, нек-рый предметный знак — деньги, символич. бытие к-рых срастается с их естеств. фор­мой. Своей высшей формы Ф. достигает в капитале, приносящем проценты. На примере определенной историч. формы Ф.— товарно-денежного Ф., Маркс показал, что социальная структура общества, основан­ного на частной собственности, углубляющемся разде­лении труда и обществ, дифференциации, неизбежно прибегает к фетишизации собств. механизмов н персо­нификации безличных социальных регуляторов.

Анализируя противоречия конкретного и абстракт­ного труда, Маркс разграничил две сферы — сферу культуры как творчески предметной, качественно-специализированной деятельности и сферу социаль­ного, где осуществляется обезличивание, уравнивание неоднородного и качественно различного. Ф. харак­теризуется отождествлением культурного и социаль­ного: предмет культуры получает социальное значе­ние, т. к. становится посредником в обществ, отноше­ниях между людьми, а затем и предметным воплоще­нием функцион. механизмов социального бытия. Напр., каждый продукт культурно-историч. деятель­ности человечества при капитализме обретает стои­мостные характеристики: «...стоимость превращает каждый продукт труда в общественный иероглиф» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 84).

Некритически фиксируя превращенные формы со­циального процесса (см. Форма превращенная), фети­шистское сознание принимает эту видимость социаль­ной действительности за ее сущность (см. Иррацио­нализм, ФЭ, т. 2, 1962, с. 320—21; ср. также критику вульгарной политич. экономии — К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 830). Реальность рассматривается при этом исключительно как нечто данное, «вещное», а человек — как натуралистически-предметное существо. Современное фетишистское сознание проникнуто ути­литаризмом и по своей сути является потребитель­ским, видя в обладании и потреблении вещи единств, цель и стимул человеческой жизни. В условиях раз­общения социальных связей человек может обрести хотя бы иллюзорную мощь, только приобщившись к сверхъестеств. силам фетиша. В современном гос-монополистич. капитализме сама возможность быст­рой смены вещей является показателем социального престижа личности, ее приобщенности к миру богат­ства и власти. См. Отчуждение.


Лит.: Франк С. Л., Теория ценности Маркса и ее значение, СПБ, 1900; Богданов А., Падение великого Ф., М., 1010; Лукач Г., Материализация и пропет, соз­нание, «Весгн. Соц. академии», 1923, кн. 4—6; Рубин И. И., Очерки по теории стоимости Маркса, М.—Л., 1929; М а р к А н., Критика Ф. в творчост1 Маркса, X., 1931; Францов Г. П., У истокои религии и свободомыслия, М.— Л., 1959 (имеется библ.); Ш е х о в ц о в А. В., Марксова теория товар­ного Ф., М., 1961; Токарев С. А., Ранние формы рели­гии и их развитие, М., 1964; Ibarrola I., Alienation, theorie de la valour, travail et fetichisme, «Economie et politi­que», 1965, №131, p. 107—16; Althusser L., Bali-bar E., E stab let R., Lire le Capital, t. 2, P., 1965. См. также лит. к ст. Овеществление, Отчуждение.

А. Огурцов. Москва.

ФЁХНЕР (Fechner), Густав Теодор (19 апр. 1801 — 18 нояб. 1887) — нем. физик, психолог, философ п сатирик (как сатирик выступал под именем д-ра Мизе-са). В 1832—43— проф. физики в Лейпцпгском ун-те, затем из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрит, восприятий, оставил занятия физикой ц обратился к философии. По филос. взглядам близок к Шеллингу, концепцию к-рого трактует в духе ани­мизма: вся Вселенная одушевлена, а материя — лишь теневая, оборотная сторона психического. Стремясь обосновать этот взгляд с помощью математических п экспериментальных методов, Ф. опирается на уста­новленную Э. Г. Вебером зависимость между ощуще­ниями и раздражителями и выдвигает идею создания особой науки — психофизики, предмет к-рой— закономерные соотношения двух рядов явлений: психических и физических. При этом связь физиче­ского и психического мыслилась им как чисто функ­циональная в духе психофизич. параллелизма. Идеи психофизики, изложенные в работе «Elemente der Psychophysik» (Lpz., 1860), оказали огромное влияние на зарождавшуюся эксперимент, психологию. Пред­ложенные Ф. психофизич. методы позволили приме­нить математич. язык к описанию экспериментально установленных корреляций между ощущениями и вы­зывающими их физич. агентами, а также вывести один из первых психофизич. законов, согласно которо­му интенсивность ощущения пропорциональна лога­рифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем выявилось, что этот закон не имеет универс. харак­тера и действителен только в известных пределах и притом лишь применительно к слуховым и зрит, ощу­щениям. Тем не менее методы и идеи Ф. оказались плодотворными не только для разработки психоло­гии ощущений, но и для изучения памяти. Сам Ф., распространив этот подход на область элементарных эстетич. оценок, стал основоположником эксперимен­тальной эстетики, осн. идея к-рой состоит в том, чтобы идти «снизу», от опыта п индукции, а не «сверху», от теоретич. понятий.

Филос. позиция самого Ф. дала повод трактовать психофизику, как и эксперимент, эстетику, в духе позитивизма и субъективного идеализма (напр., Мах). Вопреки этим толкованиям, реальное значение работ Ф. состояло во внедрении новаторских эксперимен-тально-матем. методов в исследование пслхич. про­цессов.

Соч.; Zend-Avesta oder iiber die Dinge des Himmels und des Jenseits, 5 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1922; Vorschule der Asthctik, 3 Aufl., Bd 1—2, Lpz., 1925; Die Tagesansicht ge-genuber der Nachtansicht, 3 Aufl., Lpz., 1919.

Лит.: Я р о ш е в с к и й М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 9; Kuntze J., G. Th. Fechner, Lpz., 1892.

M . Ярошевский. Москва.

ФИГЕЙРЕДУ (Figueiredo), Жексон ди (1891-1928) — браз. писатель и католич. мыслитель. Религ. философия Ф. испытала сильное воздействие спиритуа­лизма Фариаса Бриту, к-рому посвящена одна из гл. книг Ф. — «Некоторые размышления о философии Фариаса Бриту» («Algumas reflex5es sobre a philosophia de Farias Brito», R. de J., 1916). С позиций католи­цизма Ф. разрабатывал доктрину «спасения» мира от «разлагающего его социализма и иконоборческого


ФИДЕИЗМ—ФИЗИКА


323


 


большевизма». Организованный Ф. с этой целью католич. «Центр Дон Витал» и журн. «A ordem» до наст, времени являются воинствующими органами католич. церкви в Бразилии. Как политич. деятель Ф. выступал против демократии и, в частности, та­ких ее институтов, как всеобщее избират. право.

Соч.: Pascal ed inquictacao nioderna, R. dc J., 1922.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 762—67.

ФИДЕИЗМ (франц. fideisme, от лат. fides — вера) — утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение.

ФЙДДЕР (Fidler), Конрад (23 сент. 1841—3 июня 1895) —нем. эстетик, основоположник формалистнч. «теории видения» и «формотворчества» (Gestaltung). Осн. соч.; «Об оценке произведений изобразит, искус­ства» («Uber die Beurtheilung von Werken der bil-den Kunst», Lpz., 1876), «Современный натурализм и художественная правда» («Moderner Naturalismus und kiinstlerische Wahrheit», Lpz., 1881), «О проис­хождении художественной деятельности» («Tiber den Ursprung der kunstlerischen Tatigkeit», Lpz., 1887). Согласно Ф., иск-во есть средство, с помощью к-рого человек «желает выйти из своего положения одиноче­ства и снова приобрести связь с природой» с тем, что­бы преодолеть хаос чувств, впечатлений, получаемых от действительности, раскрыть «космический смысл в этом хаосе» и в конечном итоге «духовно овладеть миром». Это осуществляется через развитие «виде­ния», к-рое полученные нами впечатления может «поднять на высоту определенности и чистоты». Такую форму видения в изобразит, иск-ве Ф. наз. «абсо­лютным зрением» (по аналогии с муз. термином «абсо­лютный слух»). В основе его лежит «чистое созерца­ние», очищенное от всякой логической, моральной и т. п. примеси и ведущее к познанию «чистой формы» предметного мира («формы бытия», в отличие от «фор­мы восприятия», по терминологии друга и последо­вателя Ф. скульптора А. Хильдебранда, развивавше­го его идеи на материале скульптуры,— см. А. Хпль-дебранд, Проблема формы в изобразительном искус­стве, М., 1914). Воссоздание этой «чистой формы» и является задачей иск-ва. Ф. выступал как против натурализма, так п против импрессионизма. Идеалом его было творчество Г. Маре в живописи, А. Хиль­дебранда в скульптуре, пытавшихся возродить «боль­шое искусство» классич. эпох. Теория Ф. послужила филос. основой формалистнч. «науки об искусстве» Вёлъфлина и его школы.

С о ч.: Schriften iibcr Kunst, Lpz., 1896; [2 Aufl.], Bd 1—2, Munch., 1913—14.

Лит.: Konnerth H., Die Kunsttheorie C. Fiedlers, Munch., 1909; Faensen H., Die bildnerische Form. Die Kunstauffassungen K. Fiedlers..., В., 1965. И. Маца. Москва.

ФИЗИКА (греч. тафи01ха — наука о природе, от tpuoig — природа) — комплекс науч. дисциплин, изу­чающих общие свойства структуры, взаимодействия и движения материи. В соответствии с этими задачами совр. Ф. весьма условно можно подразделить на три больших области — структурную Ф., физику взаимодействий (Ф. поля) и Ф. д в и ж е-н и я (механику).

Науки, образующие структурную Ф., довольно четко различаются по изучаемым объектам, к-рыми могут быть как элементы структуры вещества (эле­ментарные частицы, атомы, молекулы), так и более сложные образования (плазма, кристаллы, жидкости, звезды). По мере открытия новых уровней структуры и состояний вещества объектная область структурной Ф. расширяется. Сейчас она охватывает все известные уровни строения вещества — от элементарных частиц до галактик.

Ф. взаимодействий, основанная на представлении о поле как материальном носителе взаимодействия, де-


лится на четыре отдела, соответственно четырем изве­стным видам взаимодействий (сильное, электромагнит­ное, слабое, гравитационное).

Ф. движения (механика) включает в себя классиче­скую (ньютонову) механику,релятивистскую (эйнштей­новскую) механику, нерелятивистскую квантовую механику и релятивистскую квантовую механику.

Особое место в совр. системе физпч. наук занимает с т а т и с т и ч. Ф., представляющая собой теорию поведения ансамблей — совокупностей большого ко­личества частиц (см. Статистические и динамические закономерности). Будучи основана на определ. пред­положениях о структуре ансамблей и характере вза­имодействия и движения частиц ансамбля, статистич. Ф. сочетает в себе черты всех трех осн. областей Ф. Ее методы применяются во всех разделах Ф.

При решении конкретных физич. задач вопросы, связанные с выяснением структуры, взаимодействия и движения, тесно переплетаются. Так, Ф. атома, бу­дучи разделом структурной Ф., необходимо включает в себя конкретные представления о характере движе­ния и взаимодействия образующих атом частиц — ядра и электронов, т. е. может рассматриваться с т. зр. и Ф. взаимодействий и Ф. движения. Тем не менее приведенное подразделение комплекса фпзич. наук имеет определ. смысл, ибо выявляет те осн. категории, к-рые играли роль общих методология, средств пост­роения физич. картины мира на всех этапах исто­рии Ф.

Изложенная т. зр. на предмет Ф. не является единственной. Часто Ф. определяют как науку о таких формах материи («первичных», «элементарных»), к-рые входят в состав любых материальных систем, о структуре этих форм, их взаимодейст­вии и движении. В этом случае структуру самой Ф. опреде­ляют, исходя из многообразия исследуемых в ней форм ма­терии и характерных для них видов движения (Ф. атома, Ф. твердого тела, Ф. тяготения, Ф. колебаний и т. д.), и спе­циально выделяют такие ее разделы, к-рые охватывают все многообразие явлений, происходящих при нек-рых определ. условиях,— Ф. низких температур, Ф. сверхвысоких давле­ний и т. п. (подробнее о др. подходах к определению предмета Ф.— см. И. В. Кузнецов, К вопросу об определении предмета совр. Ф., в кн.: Нек-рые философские вопросы естествозна­ния, М.. 1957; С. И. Вавилов, Физика, Собр. соч., т. 3, М., 1956, с. 148—64; А. Ф. Иоффе, Физика, БСЭ, 2 изд., т. 45, М., 1956; Физика, в кн.: Физический энциклопедический словарь, т. 5, М., 1966).

Обладая наиболее развитыми математическими и экспериментальными средствами исследования, Ф. занимает ведущее место среди естеств. наук. Ее пред­ставления, результаты и методы используются всеми без исключения естеств. пауками. Это приводит к образованию многочисленных «стыковых» дисциплин (геофизика, физич. химия, химич. Ф., астрофизика, биофизика и т. п.). Сама же Ф. вырабатывает свои средства с помощью философии (методологич. сред­ства), математики (матем. аппарат физич. теорий) и техники (экспериментальные средства), оказывая обратное влияние на развитие этих областей знания.

Уже в глубокой древности возникли зачатки зна­ний, впоследствии вошедшие в состав Ф. и связанные с простейшими представлениями о длине, тяжести, движении, равновесии и т. п. В недрах греч. натур­философии сформировались зародыши всех трех частей Ф., однако сначала на первом плане стояла Ф. дви­жения, понимаемого в самом широком смысле —как изменение вообще. Взаимодействие отд. вещей трак­товалось наивно-антропоцентрически (напр., мнение об одушевленности магнита у Фалеса). Подробное рас­смотрение проблем, связанных с анализом движения как перемещения в пространстве, впервые было осу­ществлено в знаменитых апориях Зенона Элейского. В связи с обсуждением структуры первоначал зарож­даются и конкурируют концепции непрерывной де­лимости до бесконечности (Анаксагор) и дискретности, существования неделимых элементов (атомисты). В этих концепциях закладывается понятийный базис


324                                                                                       ФИЗИКА


будущей структурной Ф. В связи с задачами анализа простейшей формы движения (изменения по месту) возникают попытки уточнения понятий «движение», «покой», «находиться в...», «место», «время», «движе­ние», «пустота». Результаты, полученные на этом пути, образуют основу понятийного аппарата будущей Ф. движения — механики. При сохранении антропо­морфных тенденций у атомистов четко намечается понимание взаимодействия как непосредств. столк­новения осн. первоначал — атомов. Полученные умо-зрит. путем достижения греч. натурфилософии вплоть до 16 в. служили единств, средствами построения кар­тины мира в науке. Матем. средства (в основном гео­метрические) служили при этом лишь для описания наблюдений и иллюстрации словесных рассуждений. Эксперимент существовал лишь в виде отд. зачатков (эмпирики).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!