УОРНЕР—УПАНИШАДЫ                                                                       281 15 страница




ФБОДОР ГАЗА—ФЕОДОСИИ КОСОЙ


319


 


Ф. с. представлял историч. процесс как осуществле­ние провиденциальных замыслов высшего существа, открывающихся только избранным, задача к-рых охранять проверенные веками устои общества, не допуская развития в нем «искусственных», «надуман­ных» элементов. «Естественной элитой» являются аристократы-землевладельцы, тесно связанные с зем­лей — основой жизни. Собственники земли — носи­тели духа нации, из к-рого самопроизвольно выраста­ют политические и социальные учреждения. Всякая попытка «придумать» законы, конституции нелепа. Установление политич. господства пром. буржуа­зии, говорили феод, социалисты, привело к распаду обществ, связей, к возникновению на месте «общест­венного организма» дискретной хаотич. массы пресле­дующих эгоистич. цели индивидов. Возвращение к гармоничному слиянию людей в социальный монолит, только и обладающий правом именоваться «обществом» (образцом такового они считали феодализм), может быть достигнуто лишь совмещением пром. цивилиза­ции с феод.-патриархальными принципами обществ, бытия как исконными, отвечающими извечной «чело­веческой природе»: соблюдение иерархии, развитие патерналистско-патрпархальных связей, незыбле­мость традиций и ритуалов, святость политических установлений и лиц, в к-рых они воплощены (монар­хи, герои, земельные магнаты п «капитаны промыш­ленности», как назвал их Карлейль). Программа Ф. с, пропагандировавшаяся как антикапиталистическая, в действительности не затрагивала основ капитализма, затрудняя развитие активности нар. масс. Эта про­грамма отразила интересы и чаяния обуржуазивав­шейся земельной аристократии. К Ф. с. тяготели со­циальные слои, выбитые из привычной колен наступ­лением пром. капитализма (гор. мещанство, чинов-ничье-бюрократич. элементы, часть интеллигенции). Маркс и Энгельс, сочувственно отзывавшиеся о меткой критике феод, социалистами антнгуманистич. сторон капиталистам, цивилизации, отмечали реакц. характер Ф. с. и неспособность его идеологов понять ход историч. процесса. Одной из разновидностей Ф. с. явился христианский социализм, представители к-рого (Ламенне, Кингсли и др.) выдвигали на первый план моральные проблемы.

В дальнейшем Ф. с. получил распространение в Ис­пании, Австрии, Венгрии, России (см. Славянофилы). Элементы Ф. с. присущи взглядам Ганди. В последней трети 19 в., когда явственно обозначившийся кризис либерализма был воспринят иек-рымп кругами об­щества как свидетельство справедливости антплибе-ральных пророчеств Ф. с, на его идейной основе воз­никли влиятельные консервативные обществ.-полити­ческие и религ. течения («социальный католицизм» во Франции, «христианско-социальная партия» Люэгера в Австрии, аналогичные движения и партии в Италии и Германии). В 20 в. Ф. с. оказал влияние на фашизм. Лит.: Н е м а н о в И. Н., Субъективно-идеалистич. сущ­ность воззрений Т. Карлейля на историю общества, «Вопр. истории», 1956, № 4; К а н С. Б., История социалистич. идей, М., 1967; Adler G., Die imperialistische Socialpolitik d'Isracli, Napoleon III, Bismarck, Tubingen, 1897; But­ler G. G., The tory tradition: Bolingbroke — Burke—Disraeli— Salisbury, L., 1914; Whibley С h., Lord John Manners and his friends, v. 1—2, L., 1925; Hill R. L., Toryism and the people. 1832—1846, L., 1929.   И. Веманов. Москва.

ФЕОДОР ГАЗА (esofiwpog ГаЕ^е) (ок. 1400—1475)— греч. философ и ученый. В 1438—39 участвовал в работе ферраро-флорентийского собора, после чего остался в Италии и преподавал в различных городах греч. язык и философию. По поручению папы Нико­лая V перевел на лат. яз. соч. Аристотеля, Теофраста, Александра Афродизийского и др. греч. авторов. В конце жизни по ходатайству Виссариона получил сан аббата в одном из итал. монастырей близ Салерно. Вел полемику с Плифоном с позиций аристотелизма.


Как мыслитель п пропагандист греч. культуры Ф. Г. стоит между визант. традицией и ренессансным гума­низмом, соединяя эти два мира.

Соч.: Migne J.-P., PG, v. 161, P., 1866; De fato, ed. J.W. Taylor, Toronto, 1925.

Лит .: Stein L., Der Humanist Theodor Gaza als Phi-
losoph, «Archiv fur Geschichte der Philosophie», 1889, Bd 2.
H. 3, S. 426—58; Gcrcke A., Theodores Gazes, Greifswald;.
1903; MohlerL., Theodores Gazes. Seine bisher ungedruckten
Schriften und Briefe, «Byzantinische Zeitschrift», 1942, Bd 42,
H. 1, S. 50—75.                           С. Аверинцев. Москва.

ФЕОДОР СТУДИТ (OeoScopos 6 2тоибгтле) (759 — 826) — внзант. богослов, противник иконоборчества. Происходил из высшей константинопольской чиновной знати. Трижды был сослан императорами-иконобор­цами. Ф.— идеолог воинствующего монашества: его идеал — общежительный монастырь (киновия), ос­нованный на строгой дисциплине занятых производит, трудом монахов и на деспотия, власти игумена. Ф. отстаивал принцип невмешательства императорской: власти во внутр. жизнь монастырей. Ф.— плодовитый писатель, оставивший св. 500 писем, проповедей, литургич. соч., эпиграмм, ряда трактатов, направлен­ных против иконоборцев и излагающих учение право­славной церкви об иконах. Осн. идея этих трактатов Ф. С. состояла в том, что Христос как «посредник меж­ду богом и людьми» обладал двумя естествами (см. Монофизиты): н божественной, и человеческой приро­дой; он принял человеческий образ, п, следовательно, человеческое естество Христа описуемо. Икона как: чувств, образ сверхчувственного мира выступала, согласно Ф., средством связи между земным п не­бесным.

Соч. в рус. пер.: Творения преп. отца нашего и исповед­ника Ф. С, т. 1—2, СПБ, 1907 — 08.

Лит .: ДоброклонскийА. П., Преп. Ф., исповед­
ник и игумен студийский, ч. 1—2, Одесса, 1913—14; Schnei­
der G. A., Der heilige Th. von Studion, Munster—W., 1900;
Gardner A., Th. of Studium, his life and times, L., 1905;
Werner E., Die Krise im Verhaltnis von Staat und
Kirche in Byzanz: Th. von Studion, в сб.: Aus der byzantinisti-
schen Arbeit der Deutschen Demokratischen Republik, [Bd] 1,
В., 1957; Beck H.-G., Kirche und theologische Literatur
im Byzantinischen Reich, Munch., 1959; Dujcev I., San.
Teodoro Studita ed i Buigari, «Bullettino dell'Jstituto storico.
italiano per il Medio Evo e Archivio Muratoriano», 1961, N 73.
_                                 _                     А. Каждан. Москва.

ФЕОДОСИИ КОСОЙ (гг. рожд. и смерти неизв.) — представитель крест.-плебейской ереси сер. 16 в. Будучи холопом, в конце 1540-х гг. бежал из Моск­вы от своего господина на Белоозеро, где постригся в монахи. С 1551 начал выступать как религ. реформа­тор и распространять среди народа «новое учение», в к-ром нашли выражение чаяния социальных низов рус. гос-ва. В 1554 был привлечен по делу Башкина-и заключен в одном из моек, монастырей, откуда бе­жал в Литву, где оказал влияние на формирование наиболее радик. течения в среде польско-литовских: антитринитариев. О взглядах и деятельности Ф. К. известно из полемнч. соч. Зиновия Отенского, произв. польского протестанта сер. 17 в. Андрея Венгерского, соч. А. Курбского и апокрпфич. «Письма половца Ивана Смеры», написанного одним из учеников Ф. К., витебским дьяконом Андреем Колодынскпм. В основе «нового учения» Ф. К., являющегося вершиной рус. реформационно-гуманистич. мысли 14 —16 вв., лежит-понятие о «духовном разуме» и связанным с ним поз­нанием «истины», из к-рой вытекает отрицание феод, отношений господства п подчинения и признание ра­венства всех людей (требуя имуществ. равенства, Ф. К. ссылался при этом на деяния апостольские),, отрицат. отношение к войнам, критика догматов и обрядов  христианства и отрицание офиц. церкви.

Лит.: Малышеве кий И., Подлошное письмо полов­ца Ивана Смеры к великому князю Владимиру Святому, «Тр. Киевской духовной академии», 1876, [т. 2J, L№ 6]; Зимин А. А., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958, § 4; К либанов А. И., «Самобытийная ересь», в сб.: Вопр. истории религии и атеизма, т. 4, М., 1956; Шелестов Д. К.„ Свободомыслие в учении Ф. К., там же, т. 2, М.,-4954; К о-


320


ФЕРГЮСОН—ФЕРРИ


 


р е ц к и й В. И., К вопросу о социальной сущности «Но­
вого учения» Ф. К., «Вестник МГУ» 1956, 2. См. также
лит. при ст. Зиновий Отенский.     В. Корецкий. Москва.

ФЕРГЮСОН (Ferguson), Адам (20 июня 1723—22 •февр. 1816) — шотл. философ, историк и политнч. мыслитель. В 1754 отказался от сана пресвитериан­ского священника. Проф. моральной философии Эдин­бургского ун-та (1759—85). Воспитанник и один из лит. наследников Юма; учитель и соратник Смита. Подвергнув критике договорную теорию гос-ва Гоббса и Руссо, Ф. утверждал, что человек изначально, от природы — социальное существо. «Человечество следует рассматривать в группах, в которых оно всег­да существовало. История отдельного человека — лишь единичное проявление чувств и мыслей, приоб­ретенных им в связи с его родом, и каждое исследова­ние, относящееся к этому предмету, должно исходить из целых обществ, а не из отдельных людей» («An essay on the history of civil society», Edin., 1767, p. 6; рус. пер.— «Опыт истории гражданского об-ва», ч. 1—3, •СПБ, 1817—18). В этом соч. Ф. делал попытку истори­ческого эволюц. подхода к жизни общества. В проти­воположность провинденциализму Ф. утверждал, тгто сами люди творят свою историю: «Человек... за-жлючает в себе самом принцип прогресса...» (там же, р. 12). Вместе с тем, следуя Монтескье, Ф. придавал решающее значение в формировании особенностей разных народов климату, географическим условиям и величине государства. Гольбах высоко оценил эту работу Ф.

Характеризуя современное ему общество, Ф. осуж­дал свойственное мануфактурному произ-ву разделе­ние труда, приводящее к раздроблению человека (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 374). Осуждая имуществ. неравенст­во, Ф. считал мерой человеческого достоинства его ■труд, его участие в произ-ве средств существования. Ф. подверг резкой критике деспотич. форму гос. "управления (не отождествляя, однако, монархии с деспотизмом). Маркс приводит в «Капитале» воскли­цание Ф.: «Мы — нация илотов, и между нами нет -свободных людей» (см. там же, с. 366).

В своем этич. учении, созвучном взглядам Юма «(его принципу благожелательности — benevolence) и «Смита, Ф. отвергал этич. концепцию Мандевиля, тре­бовал сочетания самосохранения (самолюбия) с че­ловеколюбием и признавал осн. задачей человека его духовное совершенствование и выполнение им своих «обществ, обязанностей. «Личность — не более как 'часть целого» («An essay on the history of civil socie­ty», L., 1766,p. 57). Руководящий моральный принцип— •«распространять счастье» (см. там же, р. 56).

С оч.: The history of the progress and termination of the "Roman Republic, v. 1—3, L., 1783; Principles of moral and political science, v. 1—2, Edin., 1792; в рус. пер.— Настав­ления нравств. философии, СПБ, 1804; Начальные основания нравств. философии, М., 1804.

Лит .: Потанин М., А. Ф. и его учение об обществе, «ПЗМ», 1941, Jw 2; К a nek о U., Moralphilosophie A. Fer­gusons..., Lpz., [19031; Huth H., Soziale und individua-listische Auffassung im 18. Jahrhundert, Lpz., 1907; L e li­ma n n W. C, A. Ferguson and the beginnings of modern sociology, N. Y., 1930; Kettler D., The social and poli­tical thought of A. Ferguson, Columbus, 1965.

В. Быховский. Москва.

ФЕРЕКЙД (Ферехббпс,) из Спроса (гг. рожд, и смерти неизв.) — др.-греч. поэт и философ. По ряду •свидетельств, Ф.—учитель Пифагора, первым развивал :идеи метемпсихоза (переселения душ). Ф. учил уст­но, хотя Диоген Лаэртский приписывал ему десяти-•томный труд «Теология». Космогонич. система Ф. во :многом отходит от традиционных тео- и космогонии и носит более поэтический, чем филос. характер (Diog. L., I, III, Clem. Str., VI, 9; Orig. с. Cels., VI, 42). J3 ее основе три начала: Зас (эфир), Хронос, или Кро-шос (время) и Хтония, из к-рых Зас действует, Хтония


страдает, а Хронос заключает в себе процесс изменения (Damasc. de princ. 124 b; Hermias irr. 12).

Лит .: Diels H., Die Fragmcnte der Vorsokratiker,
5 Aufl., Bd 1, В., 1934.            M . Петров. Ростов-на-Дону.

ФЕРРАРИ (Ferrari), Джузеппе (7 марта 1811 — 2 июля 1876) — итал. философ п политич. деятель; ученик Романъози, проф. в Турине и Милане. Вместе с Каттанео и Пизакане принадлежал к демократич. крылу Рисоржименто. Согласно Ф., история движется циклически, в каждом цикле проходя четыре этапа, соответствующие деятельности четырех поколений: предшественников, революционеров, реакционеров и «уравновешивающих». Историч. развитие, представля­ющее собой, по мнению Ф., цепь революций, приведет к созданию эгалитарного общества, основанием к-рого будут наука и атеизм. Обществ, прогресс требует, с т. зр. Ф., прежде всего борьбы против религии. Филос. воззрения Ф. близки к позитивизму. Философию он в сущности сводил к пснхологическо-феноменологич. описанию явлений сознания. Для этики Ф. характер­на апелляция к инстинктам, моральный утилитаризм с нек-рым скептико-пессимистич. оттенком.

С оч.: Essai sur le principe et les limites de la philosophie de l'histoire, P., 1843; Filosofia della rivoluzione, v. 1—2, Londra, 1851; Histoire des revolutions d'ltalie, ou Guelfeis et Gibelins, v. 1—4, P., 1858; Corso suqli scrittori politici italani, Mil., 1862; Prolusione al corso di filosofia della storia, Mil., 1863; Teoria dei periodici politici, Mil., 1874.

Лит ..-N i с о 1 i P., La mente di G. Ferrari, Pavia, 1902; Ferrari A., G. Ferrari, Gen., 1914; M о n t i A., Un dramma fra gli isuli, da lettere inedite di G. Ferrari..., Mil., 1921; N i t-t i F., II pensiero storiografico di G. Ferrari, Matera,  1940.

С. Эфиров. Москва.

ФЕРРЁИРА (Ferreira), Сильвештри Пиньейру (31 дек. 1769— 1 июля 1846) — португ. философ-просветитель и политнч. деятель. Род. в Лисабоне, получил духовное воспитание. В 1794—96— профес­сор философии в ун-те г. Коимбра. В 1796 —1807 — на дипломатия, работе во Франции и Германии, где Ф. занимался нем. философией и естествознанием. В 1807— 21 преподавал в Бразилии, затем до 1826 — на дипломатия, работе в Португалии. В 1826 оставил политич. поприще и, переехав в Париж, целиком по­святил себя философии. С 1838 Ф.— чл.-корр. Фран­цузской академии наук. В 1842 вернулся в Португа­лию. Филос. взгляды Ф. эклектичны. В числе своих идейных наставников он сам называл Аристотеля, Бэкона, Лейбница, Локка, Кондильяка и др. Теория познания Ф. перекликается с гносеологией Аристо­теля и сенсуализмом Локка (см. «Prelecgoes filoso-ficas...», R. de J., 1813, p. 6), историч. идеи сходны с учением Конта. Правовые идеи Ф. подготовили ре­форму юридич. наук в ряде стран Лат. Америки (в частности, Перу).

Соч.: Nogoes elementares de ontologia, P., 1836; Nocoes elementares de filosofia geral...,P., 1839; Cartas sobre a Revo-lucao do Brasil, «Revista do Instituto Hist6rico e Geografico Brasileiro», 1888, t. 51, p. 239.

Лит.: Круз Коста, Обзор истории философии в Бра­зилии, пер. с португ., М., 1962, с. 88—95.

ФЁРРИ (Ferri), Энрико (25 февр. 1856—12 апр. 1929) — итал. правовед и социолог. Одно время был в числе лидеров Итал. социалистнч. партии, затем резко эволюционировал вправо. Вместе с Ломброзо — основатель позитивистской школы в криминалис­тике. С биологизаторских позиций толковал марк­сизм, рассматривая его как дополнение и распростра­нение на социальную сферу идей Дарвина и Спенсера. Закономерности и формы развития в природе и об­ществе, по мнению Ф., абсолютно тождественны. Клас­совая борьба — форма борьбы за существование, нака­зание преступников — форма естеств. отбора и т. п. Социализм, в представлении Ф.,— система, в к-рой в наиболее чистом виде проявится закон естеств. от­бора. Он считал, что существуют четыре всеобщих формы развития: эволюция, революция, бунт п инди­видуальное насилие. Тем самым, с одной стороны, об-


ФЕСТИНГЕР—ФЕТИШИЗМ                                                                   321


ществ. закономерности сводились к естественным, с другой — последние в значит, мере толковались в социальных терминах.

Лит .: Socialismo e criminaiita, Torino, 1884; Socialismo
е scienza positiva, Roma, 1894; Sooidlogia criminale, 5 ed.,
v. 1—2. Torino, 1929—30.                       С. Эфиров. Москва.

ФЕСТИНГЕР (Festinger), Леон (р. 8 мая 1919) — амер. психолог, последователь К. Левина. С 1955— проф. Станфордского ун-та. Автор теории когнитив­ного диссонанса, к-рая описывает психологии, меха­низмы поведения в условиях, когда наличное знание субъекта противоречит его реальному поведению. Исходя из рационалистич. модели поведения, Ф. счи­тает, что оно описывается стремлением субъекта со­хранить логнч. ипспхологич. соответствие в компонен­тах наличного знания («консонанс») и избежать несо­ответствия между ними («диссонанс»). Когнитивные компоненты (понятия, идеи, верования, моральные принципы, идеалы) могут в силу давления внешних обстоятельств вступать в противоречие с реальным поведением индивида, к-рый действует вопреки своим убеждениям или зпанию. Возникший диссонанс меж­ду наличным знанием и новой информацией, вытекаю­щей из нового опыта поведения, снимается путем при­способления системы знания к новому опыту или путем изменения поведения применительно к изменившей­ся ранее системе знания. Ф. экспериментально пока­зал, что в тех случаях, когда субъект вынужден дей­ствовать вопреки наличному знанию и при этом его поведение получает недостаточно сильное поощрение извне пли недостаточно сильное наказание за отказ от диктуемой модели поведения, диссонанс снимается путем изменения в когнитивных элементах примени­тельно к новому опыту. В тех случаях, когда поощ­рение или наказание весьма сильны, наблюдается неожиданная реакция — диссонанс снимается путем возвращения к прежней системе знания и отказа от диктуемой модели поведения.

Применительно к психологии пропаганды теория Ф. утверждает, что субъект весьма податлив к вос­приятию информации, оправдывающей его реальное поведение даже в том случае, если оно противоречит наличному знанию субъекта. Субъект стремится избе­гать пропаганды в поддержку его прежних знаний и убеждений, если наличное поведение противоречит этим знаниям. Гипотезы, вытекающие из теории Ф., подтвердились и в естеств. условиях.

Ф.— редактор и соавтор одного из наиболее попу­лярных учебных пособий по процедуре соцнально-психологич. исследования, крупный специалист в об­ласти методики экспериментальных исследований. На 18-м Междунар. конгрессе психологов (Москва, 1966) Ф. руководил симпозиумом по экспериментальным исследованиям установки.

Соч.: Research methods in the behavioral sciences, L., 1954 (совм. с D. Katz); When prophecy fails, Oxf., 1956 (соавтор); Theory of cognitive dissonance, Evanston, 1957; Conflict, de­cision" and dissonance, Stanford (Calif.), 1964.

Лит .: Brehm J. W., Cohen A. R., Explorations in cognitive dissonance, N.Y., 1962.  В. Ядов. Ленинград.

ФЕТИШИЗМ (франц. fetiche, от португ. feitico — амулет) — отождествление обществ, функций пред­мета с его естеств. свойствами, обусловленное про­цессом овеществления социальных отношений между людьми и персонификацией вещей. Различные формы Ф. определяются тем, происходит ли отождествление социальных характеристик с 1) натуралнстич. бытием вещи, 2) физически-телесным субстратом предмета культуры, т. е. продукта человеческой деятельности, 3) естеств. особенностями индивида.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!