УОРНЕР—УПАНИШАДЫ 281 19 страница
Для осуществления намеченной программы необходима управляемость двигат. аппарата в сложных условиях, когда приходится преодолевать непреду-сматриваемые и неподвластные организму внешние или реактивные силы. Это возможно лишь с помощью гибкого приспособит, маневрирования. Организм использует богатейшую систему регулирования по обратным связям. Чем яснее и определеннее двигат. задача, чем важнее она для организма, тем гпбче, вариативнее должны быть программа и работа механизмов ее осуществления, тем выше активность организма. Сенсорная коррекция эффекторных импульсов, управляющих мышечной активностью, строится так, чтобы равнодействующая всех участвующих в движении факторов (внешних, реактивных и внутренних) вела движущуюся систему в требуемом направлении, с требуемой силой и скоростью. Присущая движениям вариативность обусловлена приспособптельностью, непрерывным учетом изменчивых внутр. состояний организма и поисковой вариативностью — поисками управляющим и программирующим аппаратом мозга наилучших приемов для решения данной двигат. задачи. Большое число степеней свободы, характерное для исполнит, аппарата высших животных, обусловливает чрезвычайно высокую функцион. пластичность их поведения, создает огромное множество доступных траекторий движения и возможность реализации многообразных предметных двигат. программ. Но для осуществления каждой отд. программы действия необходимо ограничить эту избыточность и строго определить единств, исход из ситуации. Координация движений и есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа и превращение последнего в управляемую систему.
|
|
Работа по принципу рефлекторного кольца, т. е. непрерывного цпклпч. взаимодействия со средой, обеспечивает возможность того, что афферентная информация о двигат. акте мобилизует центровые настроечные системы, функционирование к-рых как бы опережает фактич. выполнение каждой фазы движения на какой-то отрезок времени. Кольцевой процесс одинаково может быть начат с любого пункта кольца, в отличие от рефлекторной дуги, где процесс начинается только с афферентного полукольца.
Возникновение Ф. а. означает смену принципов понимания жизнедеятельности организма и переосмысление важнейших понятий физиологии на основе достижений нейрофизиологии за последние три десятилетия. Вместо утративших силу понятий «рефлекторная дуга», «равновесие организма и среды» н т. п. концепция Ф. а. выдвинула понятия рефлекторного' кольца, сенсорной коррекции, модели потребного организму будущего, активности организма как его коренной характеристики. Эти понятия оказались весьма плодотворными не только в нейрофизиологии, психофизиологии и психологии, но также в нейро-кибернетике, теэретич. биологии, бионике, эвристике, общей теории регулирования и др. направлениях совр. науч. мысли. Ф. а. подвергла критике принципы атомизма п однозначно-детерминистского объяснения в физиологии и противопоставила им новые принципы исследования, основанные на подходе к организму как к сложной, иерархически организованной системе, на использовании вероятностных и теоретико-игровых методов при изучении функционирования динамич. подсистем в организме.
|
|
330
«ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ»—ФИКЦИОНАЛИЗМ
Хотя далеко еще не раскрыты все конкретные физиологии, механизмы активности живых систем, тем не менее многие из положений Ф. а. нашли глубокое экспериментальное обоснование в работах самого Бернштейна и его последователей. Они хорошо согласуются с новейшими теоретич. идеями, выросшими из многочисленных электрофизиологич. исследований. Поэтому Ф. а. имеет неоспоримое эвристич. значение как плодотворная попытка преодоления эмпирия, этапа в развитии физиологии и создания широких теоретич. обобщений.
|
|
Лит.: Бернштейн Н. А., Проблема взаимоотношений координации и локализации, «Архив биологич. наук», 1935, т. 38, вып. 1; его ж е, О построении движений, М., 1947; его же, Очередные проблемы Ф. а., в кн.: Проблемы кибернетики, вып. 6, М., 1961; его же, Пути и задачи Ф. а., «ВФ», 1961, № 6; е г о же, Очерки по физиологии движений и Ф. а., М., 1966; Фейгенберг И. м., Вероятностное прогнозирование в деятельности мозга, «Вопр. психологии», 1963, М 2; Г у р ф и н к е л ь В. С, К о ц Я. М., Шик М. Л., Регуляция позы человека, М., 1965; Модели структурно-функциональной организации нек-рых биологич. систем. Сб. ст., Л., 1966; Кардашева А. С, Филос. анализ проблемы физиологич. активности, «ВФ», 196(5, „4i 8; Б а с с и н Ф.В., О подлинном значении нейрофизио-логич. концепций Н. А. Бернштейна, там же, 1967, ,Ni 11; Чхаидзе Л. В., Координация произвольных движений человека в условиях космич. полета, 2 изд., М., 1968.
_ Г. Гургенидзе. Москва.
«ФИЗИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ» — тенденция в развитии философии и физики, выражающаяся в стремлении доказать, что успехи совр. науки якобы подтверждают правоту идеализма. Термин «„физический" идеализм» ввел Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., т. 14, с. 291). «Ф. п.» возник как один из продуктов кризиса в естествознании на рубеже 19—20 вв. Его непосредств. причинами были обнаружение относит, характера естеств.-науч, знания и широкое проникновение в естествознание мате-матич. методов исследования. Выявившаяся на этой основе ограниченность классич. картины мира и побудила часть физиков и философов подвергнуть сомнению объективность всякого знания вообще. Совр. формы «Ф. и,» стремятся свести содержание относительности теории, квантовой механики, физики элементарных частиц (см. Микрочастицы) к описанию переживаний наблюдателя и его воздействия на окружающий мир с помощью приборов. Вскрыв классовые и гносеологич. корни «Ф. и.», Ленин показал, что это временный зигзаг, «...преходящий болезненный период в истории науки, болезнь роста, вызванная больше всего крутой ломкой старых установившихся понятий» (там же). Через такого рода зигзаги совр. физика «...идет к единственно верному методу и единственно верной философии естествознания...» (там же, с. 299), т. е. к диалектнч. материализму.
|
|
Лит.: Свечников Г. А., Категория причинности
в физике, М., 1961; Филос. проблемы физики элементарных
частиц, [сб. ст., под ред. И. В. Кузнецова и М. Э. Омельянов-
ского], М., 1963. Ю. Молчанов. Москва.
ФИЗУЛЙ (правильнее Ф у з у л и), Мухаммед Сулейман оглы (р. в конце 15 в.— ум. 1556 или 1562) — азерб. поэт, классик азерб. лит-ры. Ф. создал три дивана (сборника) газелей, касыд, рубай н др. на азерб., перс, и араб, языках, а также ряд поэм. По-литич. сатира Ф. «Шикает-наме» («Книга жалоб») осуждала произвол, царивший при дворе тур. захватчика — султана Сулеймана. В лирич. стихах Ф. нашел отражение протест нар. масс против феод, гнета, угнетения человеческой личности. Вершина поэтич. творчества Ф.— ромаитич. поэма «Jleiijiir и Меджнун».
С о ч.: Эсэрлэри, ч. 1—2, Бакы, 1944—49; в рус. пер.— Избранное, Баку, 1958; Газели, М., 1959.
Лит.: А р а с л ы Г., Великий азерб. поэт Физули, пер. с азерб., Баку, 1958.
ФИКЦИОНАЛИЗМ (иллюзионизм) — филос. позиция, согласно к-рой наше представление о мире есть совокупность иллюзий, фикций. Свое происхождение Ф. ведет от Ницше, наиболее характерное выра-
жение он получил у Файхингера. Этот вариант Ф. продолжает агностич. и позитивистские традиции, однако от крайнего феноменализма (для к-рого чело-веч, представления оказываются последней реальностью) его отличает обращение к понятию «фикция» («как бы» знания, Als Ob), предполагающему принципиальную возможность истины (к-рую эта фикция замещает) и, след., существование «нефиктивной» действительности («на самом деле»), В основе этой концепции лежит характерное для бихевиоризма и развиваемое прагматизмом понимание мышления как органпч., целесообразной функции, служащей лишь приспособлению организма к среде — практич. ориентированию в мире. Но в отличие от прагматизма в целом, для к-рого вопрос об «истине» разрешается в связи с полезностью, Ф. сохраняет понимание теоретич. ценности идеи, подчеркивает разницу между эффективностью и истинностью: то, что прагматизм называет истиной, в Ф. оказывается, пусть необходимым, но все же заблуждением, только иллюзией знания. Ф., с одной стороны, сближается с неокантианскими идеями, напр., Кассирера с его трактовкой «знания» как удовлетворения духовной потребности, как способа устроения человеч. мира, с другой стороны — с развивающимся в русле неопозитивизма конвенционализмом. Концепция Файхингера неизбежно приводит к самоликвидации философии как одной из фикций.
Однако фикционалистская позиция имеет свое выражение и за пределами гносеологич. сферы, где уже не формы познават. деятельности, но пласты самой реальности оказываются в сомнит. положении с т. зр. своего существования. Так, в субъективном идеализме внешний мир,— назван ли он майей или комплексом ощущений, — существует только «как бы», а «на самом деле» является иллюзией. Так, позитивистски-на-туралистич.позиция оказывается фикционалистской по отношению к этической, эстетической и вообще аксиологической сфере. В утилитаризме, напр., нравственность, представленная пользой, так же лишена самост. реальности,как в прагматизме представленная пользой истина. В фрейдизме факт культуры, духовный факт реален лишь в качестве суррогата сексуального влечения, а в вульгарной социологии — в качестве завуалированного интереса. Эстетич. Ф. в форме совр. структурализма-редукционизма в литературоведении, к-рый, рассматривая поэзию как «особым образом организованный язык», а целостный образ (являющийся носителем худож. бытия) как систему сочленяющихся частей, как сумму «текстовых» проявлений, упраздняет эстетическое. Ибо свести художественный образ к материи, в к-рой он выражается, значит отрицать за эстетич. бытием собств. характер его устроения.
Т. о., та или иная реальность является в Ф. видимостью,— ее собств. качеством оказывается роль маски, вуали, прикрывающей др. бытие и стремящейся создать иллюзию самостоятельности, к-рую в глазах Ф. эта реальность не имеет.
Но лишая целые слои бытия их собств. смысла, превращая их в пустые эпифеномены бытия, Ф., при после-доват. развитии, должен вести к аморализму и нигилизму (ср. «классическое»: «Совесть — это химера») и к безнравств. жизненно-практич. отношению. Однако на самом деле фикционалистское сознание не всегда так последовательно, как этого требуют принципы, л на каждом шагу изменяет своему «здравому смыслу». Обесценив ценности и обессмыслив смыслы, оно тем не менее время от времени вынуждено обращаться к им же дезавуированному бытию как к последней авторитетной инстанции: так, напр., вульгарный социологизм, «обнаружив» за всяким человеч. устремлением определ. утилитарный интерес, продол-
ФИКЦИЯ—ФИЛОМАФИ ТСКИЙ
331
жает апеллировать к моральному сознанию, к совести, к духовным «завоеваниям». Фрейдизм, «вскрыв» культуру как замещение либидо, утверждает в то же время, что культура есть факт сублимации, т. е. восхождения от низшего к высшему (ориентация, в принципе невозможная при натуралистич. позиции).
Ф. выражает ту духовную установку, при к-рой различные сферы бытия оказываются невосприня-тыми; нерасслышанное в своей сущности («чтойности») бытие предстоит перед фикционалистским взором как заподозренное в небытии и требующее разоблачения. Ф., пользуясь образом Г. Честертона, направляет свои усилия на «соскабливание позолоты» с «золотых слитков» (см. «G. В. Show», L., 1910, р. 70—71).
Фикцпоналистская (редукционистская) позиция несостоятельна в качестве философской, ибо, если философия призвана осмыслить бытие, то Ф. не может сделать это иначе, чем игнорируя собств. качественность вещи, обращаясь к качественно иным основаниям и, т. о., искажая данность, наличное сущее. Ф. уничтожает бытие, вместо того чтобы его объяснить.
Р. Гальцееа. Москва.
ФИКЦИЯ (от лат. fictio — вымысел) — представление, о к-ром известно, что оно не соответствует действительности. Лингвистически Ф. выражается при помощи конструкций «как бы», «как если бы». Такие конструкции употреблялись уже Кантом. Термин «Ф.» в его специальном филос. значении был введен Файхингерож, построившим концепцию фикционализма. Файхингер различает собственно Ф.— мыслит, образования, к-рые 1) не соответствуют действительности и 2) содержат в себе формальнологнч. противоречия (понятия «бесконечно малое», «вещь в себе»),— и полуфикции, к-рые обладают только первым из этих свойств (напр., искусств, классификация типа линнеевской, в к-рой предметы упорядочены не по тем принципам, к-рым следовала природа). Ф. связана с открыто выражаемым пониманием ее фиктивности, что отличает ее от гипотезы, отношение к-рой к действительности еще подлежит выяснению.
В представлении о Ф. не вполне адекватно выражена способность психики к условному полаганпю, т. е. полаганию нек-рого объекта с одноврем. осознанием неправомерности этого полагання. Абсолютизация этой способности приводит к утверждению, что мир есть лишь скопление Ф., т. е. к агностицизму.
Лит. см. при ст. Файхингер. В. Костпеловский. Москва. ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. cp6Xov — род, вид и yiveaic , — происхождение) — историч. развитие органпч. мира. Термин «Ф.» введен Э. Геккелем (1866). Понятие Ф. характеризует те изменения биологич. систем различного уровня, к-рые являются продуктом эволюции и в силу медленного протекания эволюц. процесса не могут быть объектом непосредств. наблюдения. После открытия биогенетического закона Ф. изучается в органич. взаимосвязи с онтогенезом. Понятие Ф. употребляется иногда п в психологии для обозначения тех изменений психики, к-рые обязаны своим происхождением общей эволюции человека и чело-веч, культуры.
Лит. см. при ст. Онтогенез.
ФИЛОДЁМ (®i).66np,og) из Г а д а р ы (1 в. до н. э.) — др.-греч. философ, глава неаполитанской эпикурейской школы. Вероятно, в школе Ф. получил свое филос. образование Лукреций. По Ф., философия, как и все др. области знания, есть эмпирич. наука. Воспроизводя в соч. «О святости» и «О богах» (в основном посвященных проблемам религии) эпикурейскую натурфилософию, Ф. считал учение о божеств, промысле предрассудком, оказывающим пагубное влияние на жизнь человеч. общества. В соч. «О знаках и обозначаемом ими» Ф. предвосхищал осн. положения индуктивной логики Ф. Бэкона. Соч. Ф. (впервые обнаруженные при раскопках Геркуланума, 1752)
доказывают ошибочность взгляда, будто школа Эпикура после его смерти не развивалась. Соч. Ф. свидетельствуют также, что во 2—1 вв. до н. э. происходила ожесточенная борьба между эпикурейской школой, с одной стороны, стоицизмом и перипатетической школой — с другой.
С о ч.: Herculanensium voluminum quae supersunt. Col-lectio prior, t. 1—11, Neapoli, 1793—1855; CoJlectio altera, t. 1—11, Neapoli, 1861—76; в рус. пер. в кн.; М а к о-вельский А., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946.
Лит.: Б о р и ч е с к и й И., Логика Эпикура, «Изв. ЛГУ», 1930, т. 2; е г о же, Древняя и совр. философия науки в ее предельных понятиях, ч. 1, М.— Л., 1925; его же, Демокрит и Эпикур в борьбе за основы атомизма, «Архив истории науки и техники», 1936, вып. 8; G о m р е г г Т п., Philodem iiber Induktionsschliisse, Lpz., 1865 (Herkulanische Studien, Bd 1); e г о ж е, Philodemus, iiber Frommigkeit, Lpz., 1866 (Herkulanische Studien, Bd 2); Philodemi volumina de Rhetorica, hrsg. von S. Sudhaus, Bd 1—2, Lpz., 1892 — 96; Philodemi qui dicitur libellus, ed. Gh. Jensen, Lipsiae, 1906; Diels H., Philodemos. Ober die Gotter, Bd 1—2, [в.], 1917; Philippson R., Zu Philodem Ilepi eooePelag «Hermes», 1919, Bd 54; Philodemus of Cadara. On methods of inference, ed. by Ph. H. de Lacy and E. A. de Lacy, Lancaster, 1941; Lusclinat O., Zum Text von Philodemus Schrift de Musica, В., 1953; G i a: a n t e M., Filodemo «De morte», «La Parola de]^ Passato», 1955, № 10. А. Маковелъский. Баку. ФИЛОЛАИ (ФабХаод) из Кротона (5 в. до н. э.) — др.-греч. философ, представитель пифагореизма. В своей натурфилософии принимал учение Эмпедокла о четырех элементах, прибавляя к ним эфир, из к-рого, по Ф., состоит периферия космоса, представляемого в виде шара. Кроме того, началами являются беспредельное, предел (принцип определенности, порядка, закономерности) и числа, о к-рых Ф. развил спец. учение: числа есть принцип «возникновения» (более сложное возникает из простого: движение точки создает линию, движение линии — поверхность, движение поверхности — геометрич. тело), принцип различения геометрич. тел (точка — монада, линия — диада, поверхность — триада, геометрич. тело — тетрада), закономерность (монада — начало всего, а декада — самосущая идея всего совершающегося в мире) и даже принцип божеств, мира. Согласно Ф., все познается через число.
В учении о душе Ф. придерживался взгляда орфи-ков, считая, что душа заключена в теле, как в темнице, нз к-рой стремится освободиться. Критерием истины Ф. признавал разум, родственный природе и способный ее созерцать. Признавая гармонию противоположностей принципом природы и психики, Ф. конструировал свои космологические, биологические, медицинские и эстетич. концепции (тело и душа — соединение противоположностей, а болезнь — нарушение единства противоположностей, почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать меру в питании, температуре и т. п.; м5'зыка есть приведение к единству многого, согласие разногласного и т. п.). В учении Ф., как и всего раннего пифагореизма, переплетались матерпалистич. тенденции (гл. обр. в космологии, астрономии, медицине) и идеализм (в учении о числах и душе) и содержались диалектич. идеи. Дошедшие до нас фрагменты произв. Ф. являются осн. первоисточниками о раннем пифагореизме.
Фрагменты: Nestle W., Die Vorsokratiker in Auswahl iibersetzt und herausgegeben, Jena, 1908; Diels E., Die Fragmente der Vorsokratiker, 8 Aufl., Bd 1, В., 1957; в рус. пер. в кн.: Маковельский А., Досократики, ч. 3, Каз., 1919, гл. 32.
Лит .: Frank E., Plato und die sogenannten Pythago-
reer, Halle, 1923; Raven J. E., Pythagoreans and Eleatics,
Camb., 1948. А. Маковельский. Баку.
ФИЛОМАФЙТСКИИ, Алексей Матвеевич [17(29) марта 1807—22 янв. (3 февр.) 1849] — рус. естествоиспытатель-материалист, проф. Моск. ун-та. Окончил Харьковский (1828) и Дерптский ун-ты. Доктор медицины (1833), стажировался в лаборатории И. Мюллера (1833—35). В 1836—40 выпустил 3-й том своего учебника «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» (2 изд., М., 1944), в к-ром
332 ФИЛОН—ФИЛОСОФИЯ
подверг критике натурфилософию Велланского, издавшего в том же году собств. учебник физиологии. В своем труде Ф. выступил одним из пионеров экспериментального метода в физиологии; учебник представлял собой теоретич. обобщение экспериментов Ф., чем отличался от умозрит. учебника физиологии Велланского. Книга Ф. получила высокую оценку современников и была в 1841 удостоена Демидовской премии Академии наук. Ф. выступил также пионером науки о переливании крови — гематологии — и положил начало опытам по обезболиванию операций.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 176; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!