СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА — СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ 12 страница



СТЕПАНОВ, Василий Иванович (р. 13 марта 1903) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1960), профессор (с 1961), член-корр. АН БССР "(с 1967). Чл. КПСС с 1924. Окончил Академию Коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской (в 1932) и аспирантуру там же (в 1935). С 1948 — зав. кафедрой марксистско-ленин­ской философии Белорус, гос. ун-та им. В. И. Ле­нина. Область науч. исследований — история рус. философии и дпалектнч. материализм.

С о ч.: Вопросы историч. материализма в кн. В. И. Ле­нина «Материализм и эмпириокритицизм», «Изв. АН БССР», 1949, 4; Филос. и социология, воззрения В. Г. Белинского, Минск, 1959; О «Филос. тетрадях» В. И. Ленина, М., 1959 (соавтор); В. И. Ленин о диалектике — живой душе марксиз­ма, «Коммунист Белоруссии», 1960, JM» 4; Антикоммунизм — отражение крайней степени деградации бурж. идеологии, там же, 1962, № 2; Соц. изменения рабочего класса Белорус­сии в процессе стр-ва коммунизма, Минск, 1965 (соавтор); Диалектич. материализм как методология естественнонауч. познания, Минск, 1965 (редактор).

СТЕПАНОС ЛЕХАЦИ (Польский) (г. рожд. неизв.— ум. 1687) — арм. философ, богослов и переводчик. Выходец из арм. колонии во Львове, впоследствии переселился в Армению. Перевел и прокомментировал «Метафизику» Аристотеля; составил словарь филос. и богословских понятий, отразивший его взгляды.

По С. Л., мир существует согласно «естественным», «вечным» и «человеческим» законам, причем из­менчивы только последние. Природа вторична по отношению к богу и первична по отношению к человеку. Гл. роль в познании мира отводил рас­судку, проникающему в сущность явлений; чув­ственное же восприятие схватывает только внешнее, частное и случайное. Возникновение нового и уничто­жение старого есть результат борьбы противоречий. Противоречия — одно из условий познания; так, зло познается через добро. Зло, по С. Л., есть слу­чайное проявление человеч. действий; по природе своей человек добр. Свобода воли человека заключается


СТЕПАНОС СЮНЕЦИ—СТЕПУН                                                                    133


в свободе совершать добро; иметь возможность мыс­лить и творить зло — не есть свобода. «Прекрасное», по С. Л., есть то, что приносит наслаждение. Подобно науке иск-во должно учить добру и творить добро,— в противном случае оно не является иск-вом.

Лит.: Ереван, Матепадаран, рукопись № 4027, К° 5074; Чалоян В. К., История арм. философии, Ереван, 1959.

В. Чалоян. Ереван.

СТЕПАНОС СЮНЕЦИ (ум. 735) — арм. философ, представитель арм. патристики эпохи раннего средне­вековья. Природа, по С. С, есть низшее проявление божеств, духа. Сущностью телесного является идея, недоступная ощущениям и постигаемая лишь разумом. В эстетич. воззрениях С. С. придерживался принципа разделения нск-ва на духовное и светское, допуская использование выразит, возможностей светского иск-ва при создании и исполнении духовных песнопений. С. С. написал «Толкование грамматики», комментарии к «Введению» Порфирия п «Определениям филосо­фии» Давида Анахта, перевел на арм. яз. соч. Диони­сия Ареопагита (см. Ареопагитики), Григория Нисс­кого, Немесия и др.

Лит.: Адонц Н., Дионисий Фракийский и его арм.
толкователи, П., 1915; Абегян М., История древнеарм.
лит-ры, т. 1, Ереван, 1948; Адамян А., Эстетич. воззре­
ния ср.-век. Армении. Период раннего феодализма, Ереван,
1955.         ,                                  С Аревшатяп. Ереван.

СТЕПАНЯН, Цолак Александрович (р. 1 янв. 1911) — сов. философ, доктор филос. наук (с 1951), профессор (с 1951), член-корр. АН СССР (с 1964). Член КПСС с 1938. Окончил Моск. пед. нн-т им. К. Либ-кнехта и аспирантуру там же (в 1935). Преподает диалектич. и псторич. материализм в вузах с 1933. С 1946 — в Ин-те философии АН СССР — зам. дирек­тора, затем зав. сектором науч. коммунизма (с 1964). Член редколлегии журн. «Вопросы философии» (в 1947—68). Председатель Науч. совета АН СССР по закономерностям развития коммуннстпч. обществ, отношений и духовной жизни социалистнч. общества. Область науч. исследований С.— проблемы псторич. материализма и науч. коммунизма. С.— автор мн. трудов и руководитель исследований по актуальным вопросам совр. обществ, развития.

Соч.: СССР — социалистнч. гос-во рабочих и крестьян, [М.], 1937; Кто такие „национал-социалисты", [Горький], 1942; Октябрьская революция и победа социализма в СССР, См.], 1947; О постепенном переходе от социализма к комму­низму, М., 1951; Развитие В. И. Лениным и И. В. Сталиным учения о социализме и коммунизме, М., 1952; В. И. Ленин об общих закономерностях и конкретР1ых формах перехода к социализму, «ВФ», 1957, Xs 2; О закономерностях перераста­ния социализма в коммунизм, «Коммунист», 1959, № 14; Строительство коммунизма и кризис антикоммунизма, М., 1959; Строительство коммунистич. об-ва и духовная нищета его критиков, «ПМ и С», 1959, № 5; Успехи коммунизма и кризис антикоммунизма, «ВФ», 1959, Л1» 12; XX век — век торжества коммунизма, «ВФ», 1961, ЛЧ 7; О предмете курса «Основы науч. коммунизма», «ВФ», 1962, № 6; Формирование коммунистич. сознания масс, «Коммунист», 1962, № 11; Опыт ускоренного развития от вековой отсталости к совр. прогрессу, «ВФ», 1963, j\» 1; Закономерности перерастания социалистнч. сознания масс в коммунистическое сознание, М., 1963; Две фазы в развитии коммунистич. формации, СМ.], 1963; Стр-во коммунизма и духовный мир человека. [Сб.], М., 1966 (руководитель и автор двух глав); Раскрытие и преодоление противоречий — общая закономерность ста­новления и развития коммунистич. формации, в сб.: Диалек­тика совр. обществ, развития, М., 1966; Ленин о закономер­ностях строительства коммунистич. формации, в кн.: В. И. Ле­нин — великий теоретик, М., 1966; Социалистнч. интернацио­нализм и националистич. идеология, в сб.: Марксизм-лени­низм — единое интернац. учение, вып. 6, М., 1969.

СТЕПУН, Федор Августович (19 февраля 1884— 27 февраля 1965) — русский философ, близкий фило­софии жизни, находившийся также под влияни­ем В. Соловьева; историк и социолог культуры, литератор. Изучал философию в Гейдельберге, где в 1910 защитил докт. дисс. «Wladimir Solowjew». В России участвовал в издании ряда журналов («Ло­гос», «Труды и дни» и др.), читал лекции и курсы по философии, эстетике и филос. проблемам литературы. В 1919—20 — лит. и художеств, руководитель Гос. по-


казат. театра в Москве. С 1922 — за рубежом. С 1926 по 1937 занимал кафедру социологии в Дрезденском ун-те, от к-рой был отстранен нацистами. В 1931 — 1939 — участвовал в издании журн. «Новый Град». С 1946 преподавал историю рус. религ.-филос. мысли в Мюнхенском ун-те. Осн. филос. работы С. собраны в его кн. «Жизнь и творчество» (Берлин, 1923).

Центральный пункт антропологии С, находивше­гося под сильным влиянием иенских романтиков, прежде всего Ф. Шлегеля,— проблема жизни и твор­чества, к-рые трактуются как два полярно противопо­ложных, борющихся в человеке начала (см. «Трагедия творчества», «Логос», 1910, кн. 1; «Жизнь и творчество», там же, 1913, кн. 3—4). К сфере жизни С. относит переживания, ощущения, внутр. опыт («душевную наличность и душевное движение»), к сфере творчест­ва — формальное и статичное объединение продук­тов духа — предметных ценностей (культуры) и «цен­ностей состояния»; личности, судьбы, любви, смерти и т. п. Согласно С, исходом всякого творч. акта, как стремящегося быть выражением невыразимого — жиз­ни, является крушение; итак, начало творчества — в природе человека; неизбежность крушения — в при­роде творчества. (Тема трагедии творчества у С. близ­ка к идее «объективации» у Н. Бердяева.) Этот конф­ликт, по мысли С, приводит к выводу о мистич. сущности переживания и божеств, природе жизни. Причем понятие жизни у С. близко к понятию бога в традиции апофатпч. теологии, в частности — к опре­делению бога у В. Соловьева: жизнь есть положит, всеединство духа — неразложимое единство состоя­ний, не подчиняющееся законам формальной логики, но осуществляющее в своей сфере гармонию всех противоречий. Благодаря этому обожествлению жиз­ни одною из форм фундаментального противоречия жизни и творчества оказывается противоречие рели­гии и культуры.

К проблематике конфликта жизни и творчества при­мыкает и своеобразная «типология душевных укладов», развиваемая С. в монографии «Осн. проблемы театра» (Берлин, 1923). В зависимости от соотношения в ин­дивиде начал жизни и творчества, С. выделяет три осн. душевных уклада, или типа мировоззрений: ме­щанский, мистич. и артистический. В 1-м из них противоречие жизни и творчества снимается полною неспособностью углубления ни в одну из этих сфер; способ существования, присущий ему, есть имитация. В мистич. укладе осуществляется господство жиз­ненного (т. е., по С, божественного) начала, к-рое подчиняет себе все духовно-душевные возможности мистика и преобразует их в гармонич. единство, не­доступное предметному выражению. Наконец, уклад артистический стремится осуществить синтез вегх начал — творчески воплотить потенции личности во всем их прихотливом разнообразии. С. находит, что единств, сферой, где возможна реализация такого задания, является театр.

Филос. учение С, не получившее законч. формы (в соответствии с утверждением о принципиальной невозможности адекватного творч. акта, о невырази­мости жизненного, а следовательно, и филос. опыта), чаще всего находит выражение в рамках филос.-худо­жеств, жанров, характерных для лит-ры романтизма: путевые заметки («Из писем прапорщика-артилле­риста», М., 1918); роман в письмах («Николай Пересле-гин», Париж, 1929), мемуары («Бывшее и несбывшее­ся», т. 1—2, Ныо-Иорк, 1956). В обращении С. к назв. жанрам отражается мистико-романтич. характер всей методологии С: критерием истинности филос. учения С. считает лишь подлинность, напряженность внутр. опыта его творца; критерием объективности — эрос в отношении творца к своему предмету. Тем самым, истинный смысл учения оказывается постижим только


СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ—СТЕЦЕЛЬ


путем воссоздания духовно-душевного портрета его творцов и его эпохи (см. работы С. о Ф. Шлегеле, «Логос», 1910, кн. 1; о Рильке, «Логос», 1911 — 12, кн. 2—3, и о Шпенглере, в сб.: «О. Шпенглер и закат Европы», М., 1922).

С. выступал с критикой совр. эпохи, находя в ней духовную опустошенность, ложь, торжество науч.-тех-нич. отношения к миру. В пск-ве 20 в., этом крича­щем свидетельстве эпохи, С. видел автопортрет атеис-тпч. мира и «пророчество» о грядущих издевательст­вах над «достоинством и святостью» человека.

Большинство послереволюц. работ С. посвящено про­блемам типологии революц. процесса в России, религ. сознания и интеллигенции. Главными вехами революц. процесса, по С, являются возникновение интеллиген­ции и борьба ее с монархией; вовлечение крестьянства в процесс подмены религиозности революционностью в результате развития капитализма; наступление ленинского этапа революц. процесса, предшествен­никами к-рого С. считал Бакунина, Нечаева и Тка­чева. С враждебных позиций рассматривая сов. строй как тоталитарный и «отменивший человека», С. вместе с тем признавал достижения СССР в производственно-технпч. сфере и в области нар. образования; выступал предвестником согч. теорий «конвергенции» капи­тализма и социализма.

С о ч.: Встречи, Мюнхен, 1962; Theater und Film, Munch., 1953; Dostojewski und Tolstoi; Christentum und soziale Revolu­tion, Munch., [1961]; Das Antlitz Rufilands und das Gesicht der Revolution, Munch., [1961]; Der Bolschewismus und die chris-tliche Existenz, 2 Aufl., Munch., 1962.

Лит.: 3 e н ь к о в с к и й В. В., История русской фило­
софии, т. 2, Париж, [1950].                С. Хоружий. Москва.

СТЕРЕОТИП      СОЦИАЛЬНЫЙ — схематический

стандартизированный образ пли представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашен­ные н обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введен в социальную психологию и социологию ■'У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений, образчиков обществ, мнения относи­тельно этнических, классово-сословных, профессио­нальных и т. п. групп, представителей полптпч. пар­тий, институтов, персонажей рекламы и эталонов т. н. массовой культуры. Согласно концепции Липмана, С. с.— образчики пропаганды и «ходячего мнения», к-рые ассоциируются с положит, пли отрицат. эмоц. восприятием объекта стереотипизацнн. В качестве объекта стереотипизацнн могут выступать все социаль­ные объекты. В новейшей амер. соцпалыю-пспхоло-гич. и социологич. лит-ре термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этннч. групп, связан­ных с расовыми п нац. предрассудками.

В основе С. с. находится реальный пспхологич. феномен, представляющий один из компонентов установки восприятия, к-рая аккумулирует предшест­вующий опыт индивида в своеобразный алгоритм отношения к соответствующему объекту. В сов. пси­хологии этот процесс изучается школой Д. Узнадзе. В экспериментальных исследованиях восприятия че­ловека человеком было зафиксировано существ, влия­ние установки и С. с. как ее компонента (А. Бодалев). Однако место С. с. в структуре установки восприятия достаточно не изучено.

В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизацин представляет значит, интерес с т. зр.: а) содержания С. с, отражающих идеологич. и пспхологич. образчики духовного мира различных социальных групп (напр., в классово-антагонистпч. обществе С. с. приобретают функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представи­телей борющихся социальных сил), выявления истин­ного и ложного содержания в С. с; б) определения социальных факторов, способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических, идеоло-


гических); в) уяснения функций Сев детерминации общения между социальными группами и индивидами (один из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).

Лит.: Ядов В. А., К вопросу о теории «стереотипиза­
цин» в социологии, «ФН» (НДВШ), 1960, М 2; Бода­
лев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965;
Кон И., Психология предрассудка, «Новый мир», 1966,
№9; Кондратенко Г. М., Об особенностях стерео-
типивации, «Вестник МГУ. Сер. 11. Журналистика», 1968,
.4 1; Buchanan W., Cantril H., How nations see
each other, Urbana (111.), 1953; F i s h m a n J. A., An exa-
minating of the process and function of social stereotyping,
«J. Social Psychol.», 1956, v. 43. half 1; Young K., Social
psychology, 3 ed., N. Y., [1956]; R i с h t e r M. N., The con­
ceptual mechanism of stereotyping, «Amer. Sociological Review»,
1956, v. 21, JO 5; A 1 1 p о r t G. W., The nature of prejudice,
Garden City, 1958; С a r t e r R. F., Stereotyping as a process,
«Public Opinion Quarterly», 1962, v. 26; L i p p m a n n W.,
Public opinion, [3 ed.], N. Y.— L., [1965]; Brown R. W.,
Social psychology,  Glencoe, 1965.       В. Ядов. Ленинград.

СТЁФФЕНС (Steffens), Хенрик (Генрих) (2 мая 1773—13 февр. 184о) — естествоиспытатель, философ и литератор. Род. в Норвегии, с 1797 преподавал в различных герм, ун-тах. В молодые годы С. увлекался пантеизмом Спинозы, слушал лекции Шеллинга в Иене. С. был первым естествоиспытателем, востор­женно принявшим идеи натурфилософии Шеллинга, в особенности принципы всеобщей связи явлений и идею естеств. эволюции, к-рыми он руководствовался и в своих конкретных естеств.-науч. исследованиях (по геологии и минералогии). К концу жизни С. вернулся к ортодоксальному лютеранству и писал преим. по религ. вопросам.

Соч.: Beitrage zur innern Naturgeschichte der Erde, Tl 1, Freiberg, 1801; Grundzuge der philosophischen Naturwissen-schaft, В., 1806; Schritten, alt und neu, Bd 1—2, Breslau, 1821; Anthropologic, Bd 1—2, Breslau, 1822; Was ich erlebte, Bd 1—10, Breslau, 1841—45; Nachgelassene Schriften, mit einem Vor-worte von Schelling, В., 1846; в рус. пер.— О постепенном раз­витии природы, пер. Н. Курляндцева, Одесса, 1834.

Лит .: Фишер К., История новой философии, пер. с
нем., т. 7, СПБ, 1905. с. 49—57; Petersen R., H. Steffens,
Kbh., 1811, пер. на нем. яз., Gotha, 1884; R u do Iff W.,
Н. Steffens' padagogische Anschauungen, Langensalza, 1914
(Diss.); Meissner M., H. Steffens als Religionsphilosoph,
Breslau, 1936; А с h t e r b e r g E., H. Steffens und die Idee
des Volkes. Wiirzburg, 1938; Wasclinitius V., H. Stef­
fens, Neumunster, 1939; M 0 I 1 e r I., H. Steffens, Oslo, 1948;
Boy son E., H. Steffens. Forelaesninger og fragmenter,
Oslo, 1967.                                            IB . 3ij6oe.\ Москва.

СТЁЦЁЛЬ (Stoetzel), Жан (р. 23 апр. 1910) -франц. социальный психолог и социолог, руководи­тель кафедры социальной психологии Сорбонны (с 1955), основатель (1938) и президент Ин-та обществ, мнения, директор Центра социологич. исследований (с 1956).

По С., задача социальной психологии состоит в изучении, с одной стороны, воздействия социальных п культурных условий на поведение человека, с дру­гой— взаимоотношений между людьми, отд. личностями пли группами. С. подходит к осн. задачам социальной психологии с позиции эмпиризма, опирается на теорию Морено п К. Левина. С. систематизировал осн. совр. теории и обобщил собств. исследования в области социальной психологии в работе «Социальная психо­логия» («La psychologie sociale», P., 1963). Он явля­ется также крупным представителем прикладной со­циологии во Франции. Его работы посвящены роли обществ, мнения и методологии его изучения, пробле­мам конкретных социальных исследований, обосно­вания их репрезентативности и обобщения их резуль­татов. С. руководит систематич. опросами обществ, мнения по различным проблемам внешней и внутр. политики. Известны работы руководимого С. инсти­тута, связанные с анализом поведения различных групп населения накануне и в момент выборов.

С оч.: Theorie des opinions, P., 1943; L'etude experi-mentale des opinions, P., 1943; Les sondages de Popinion publi-que, P., 1948; Francais et immigres, [P.], 1953 (совм. с A. Gi-rard); Jeunesse sans chrysantheme ni sabre, [P., 1953]; Voting behaviour in France, «British J. Sociology», 1955, v. 6, № 2;


СТИЛПОН—СТИРЛИНГ


135


 


Б рус. пер.— Социология во Франции, в кн.: Беккер Г.
и Бооков А. [сост.], Совр. социологич. теория..., пер.
с англ., М., 1961, гл. 22.                  О. Тутунджян. Ереван.

СТИЛПОН из Мегары (Sti'Xhcov 6 Meyapeos) (ок. 380 — ок. 300 до н. э.) — др.-греч. философ ме-гарской школы, с 320 до н. э. учил в Афинах. Работы С. не сохранились. По Диогену Лаэртскому (II, 113, 120), С. писал в форме диалогов, в к-рых с близких к киникам позиций критиковал осн. тезис мегарцев о реальности бытия идей. Допускал истинность лишь тавтологич. суждений. В этике высшим благом считал апатию и автаркию. Философия С. явилась звеном, связывающим мегарцев и киников со стоицизмом, основатель к-рого Зенон из Кптиона был учеником С.

Лит. см. при ст. Мега-рспая школа.

М. Петров. Ростов-на-Дону.

СТИЛЬ (от лат. stilus — остроконечная палочка для письма; манера письма, способ изложения) — ха­рактерное физиогномич. единство к.-л. явления чело­веческой жизни и деятельности, типич. форма его внешнего выражения. В этом смысле можно говорить о С. в самых разнообразных сферах — С. политич. деятельности, науч. рассуждения, С. работы, жизни, руководства и т. п. Понятие С. всегда относится к человеку и его созданиям, оно не может быть отнесено, напр., к природе, поскольку С. всегда связан с выра­жением, активным (сознательным пли бессознатель­ным) самопроявленнем человека вовне.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!