СИМЕОН ДЖУГАЕЦИ—СИММЕТРИЧНОСТЬ 17 страница



Генетнч. родство человека и животных не означает тождества их психики. Психич. деятельность живот­ных полностью обусловлена биологич. закономерно­стями и служит приспособлению к внешней среде, тогда как С. человека служит преобразованию мира. В от­личие от животного, человек выделяет свое отношение к миру и сам мир как объективную реальность.

Становление человека связано с переходом от при­своения готовых предметов к труду (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 19, прим.). В процес­се труда происходило разложение инстинктивной осно­вы психики животных и формирование механизмов сознат. деятельности. Зарождаясь и развиваясь в труде, С. в нем прежде всего и воплощается, создавая мир оче ловеченной природы, мир культуры. С. могло возник нуть лишь как функция сложноорганизованного моз га, к-рый формировался по мере усложнения струк туры чувственно-предметной деятельности и социаль


СОЗНАНИЕ                                                                                        47


ных отношений, а также связанных с этим форм зна­ковой коммуникации (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 490).

С помощью орудий человек вовлекал предметы в ис­кусств, формы взаимодействия. Применение орудий и системы речевых знаков в виде жестов и звуков, т. е. переход к опосредствованной не только практической, но и символич. деятельности, в условиях первобытного человеч. стада, а затем и родового общества видоиз­менил всю структуру человеч. активности. Логика чувственно-предметной деятельности и воспроизво­дившая ее система жестов в актах коммуникации, дик­туемых необходимостью совместного труда, интерно-ризировалась, т. е. превращалась во внутренний план мыслит, деятельности. Орудием этой внутр. деятельности выступила система знаков — язык. «Язык так же древен, как п сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня са­мого, действительное сознание...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 3, с. 29).

Объективируя мысль, речь делает ее вместе с тем идеальным объектом для самого субъекта этой мысли. Язык является необходимым средством координиро­вания трудовых усилий членов общества, средством не только социального контроля, но и волевого са­моконтроля личности, формирования понятийного мышления и самосознания. Если видовой опыт жи­вотных передается с помощью механизмов наследст­венности, что обусловливает медленный темп про­гресса, то у людей передача социально выработанных приемов воздействия на мир происходит прежде всего в процессе обучения, осуществляемого через орудия труда и через речь. Благодаря языку С. формируется и развивается как духовный продукт жизни общества, осуществляется преемственность человеческой дея­тельности и общения.

С. прошло две основные стадии развития: период стадного С, охвативший около миллиона лет ста­новления человека и человеч. общества, и С. общест­венно развитого, разумного человека. Характеризуя самую раннюю ступень формирования С, Маркс п Эн­гельс отмечали, что это было еще «чисто стадное сознание», представлявшее собой «вначале осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осо­знание ограниченной связи с другими людьми п веща­ми, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида» (там же). На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира не выходило за пределы чувств, представлений и про­стых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и обществ, отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений.

Если стадное С. по существу совпадало с С. отд. индивидов и представляло собой единую, синкретнч. совокупность знаний о внешнем мире, насыщенных еще слабо сдерживаемыми эмоциями, то на стадии разумного человека С. дифференцировалось в виде разветвленной системы многообразных духовных спо­собностей человека и сфер духовной деятельности (науч., художеств., нравственной п т. п.). В свя­зи с этим происходила постепенная дифференциация между индивидуальным и общественным С, форми­ровалась начальная форма мировоззрения — мифо­логия.

Дальнейшие коренные преобразования в С. наступи­ли при переходе к классовому обществу. Понятия, идеи и ценностная ориентация различных классов преломляются в С. отд. людей и приобретают для них соответствующий жизненный смысл в зависимости от их места и положения в системе общественных отношений.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 211; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!