СИМЕОН ДЖУГАЕЦИ—СИММЕТРИЧНОСТЬ 16 страница



На разработку проблемы С. в философии нового времени наибольшее влияние оказал Декарт. Он рас­сматривал С. как непространств, субстанцию, откры­тую лишь для созерцающего ее субъекта. Все осозна­ваемые явления психики Декарт рассматривал как мышление, противополагая их эмоциям. Локк, отри­цая картезианский нативизм, разделял т. зр. Декарта, согласно к-рой С. есть «...восприятие того, что проис­ходит у человека в его собственном уме» (Л о к к Д ж., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с. 137). Т. о., в понимании С. на первый план был выдвинут момент самосознания. Концепция С. в материалистич. фило­софии и психологии обычно исходила из двух прин­ципов: из признания С. функцией мозга и из того, что оно есть отражение внешних воздействий. Так, Спиноза, именовавший С. терминами «дух», «душа», «ум», «мышление», рассматривал его как один из ат­рибутов субстанции (природы) наряду с протяжением. Поэтому индивидуальное С. для него есть качество, присущее человеку от природы: «...не более в нашей власти иметь здоровый дух, чем здоровое тело» (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 292). Подвергнув критике дуализм Декарта, Спиноза провозгласил единств, субстанцией природу и тем самым лишил С. субстан­циального характера, подчеркнув, что порядок и связь идей совпадают с порядком и связью вещей. Франц. материалисты 18 в. трактовали С. как функцию мозга и отражение действительности. Для них характерна антиномия человека и среды: человек — продукт сре­ды, среда — продукт «общественного мнения», разума. И поныне сохраняет актуальное значение спор между Дидро и Гельвецием о соотношении воспитат. воздей­ствия общества на психику, С. индивида и природ­ных «задатков». Гельвеций исходил из того, что со­держание С. определяется тем обществом, в к-ром живут люди, а разум формируется воспитанием. Толь­ко внешние обстоятельства способны лепить из ре­бенка гения или идиота. Дидро возражал на это: «О н (Гельвеций.— Ред.) говорит: Воспитание значит все. Скажите: Воспитание значит много. Он говорит: Организация не значит ничего. Скажите: Организация значит меньше, чем это обычно думают» (Собр. соч., т. 2, М.—Л., 1935, с. 215).

Представители нем. классич. идеализма подвергли глубокому анализу проблему творч. активности С, а Гегель вплотную подошел к проблеме социально-историч. природы С. и утвердил принцип историзма в понимании С. Гегель исходил из того, что С. личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется исторпч. формами обществ, жизни; правда, последние толковались им как вопло­щение объективного духа, а абс. самосознание мысли­лось как надличностное, всеобщее начало, движущееся


по имманентным ему законам. Энгельс писал, что фе­номенология духа у Гегеля является «...отображе­нием индивидуального сознания на различных сту­пенях его развития, рассматриваемых как сокращен­ное воспроизведение ступеней, исторически пройден­ных человеческим сознанием» (Маркс К. и Э fi­re л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 278).

Марксизм в качестве исходного пункта для анали­за С. берет чувственно-предметную деятельность че­ловека, обществ.-псторич. практику, преобразую­щую и внешний мир и самого человека. Единство тру­да, С. и общения — основные принципы псторич. материализма в трактовке С. Марксизм исходит из отражат. природы С, предполагающего существова­ние реального мира вне себя.

Материальная основа и идеальная сущность С. Вопрос об отношении С. к материи составляет основ­ной вопрос философии. Диалектико-материалистич. ре­шение этого вопроса состоит в том, что С. есть свой­ство высокоорганизованной материи, функция того сложного «куска материи», к-рый называется мозгом человека. Уже др.-греч. врач и анатом Алкмеон (6 в. до н. э.) выдвинул положение о головном мозге как органе психики. Декарт выдвинул идею рефлекса, впоследствии развитую в учение о безусловной и условнорефлекторной деятельности мозга (Й. Про-хаска, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. Е. Введен­ский, А. А. Ухтомский и их последователи). Понятие рефлекса выражает взаимодействие организма с внеш­ним миром, причинную зависимость работы мозга от объективного мира. Существ, вкладом в разработку фнзиологич. механизмов С. является сформулирован­ная Н. А. Берштейном концепция физиологии актив­ности, согласно к-рой мозг устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информа­цию, но и вырабатывать план действий, осуществлять активное управление действиями, направленными на решение определ. задачи.

В последние годы исследования деятельности мозга ведутся на клеточном и молекулярном уровнях.

Мозг представляет собой сложную функциональ­ную систему.

Понимание функционирования этой системы пред­полагает синтез данных, полученных как при изуче­нии отд. нейронов, так и при исследовании внешнего поведения человека. Материальные основы осознавае­мых психич. явлений — не столько морфологические, сколько динамические, причем обладающие свойст­вом самоотнесенности волновых взаимодействий и круговых, а возможно и «вихревых» потоков нервных импульсов. Однако фнзиологич. механизм психич. яв­лений (физиологические, биофизич., биоэлектрич.. биохимнч. процессы в мозгу) нельзя отождествлять с психикой, как это делали представители вульгарногс материализма [К. Фохт (Фогт), Л. Бюхнер, Я. Моле-шотт и др.], полагавшие, что «...мысль находится почте в таком же отношении к головному мозгу, как желч! к печени» (Фогт К., Фнзиологич. письма, СПБ 1863, с. 335). Методологич. порочность этой позищп заключается в том, что продукты работы мозга отры ваются здесь от объекта отражения, а это ведет к от рицанпю познаваемости мира. Не в мозге как тако вом таятся причины того, какие ощущения, мысли чувства и стремления возникают у данного человека Подвергая критике вульгарно-материалистич. ошибю И. Дпцгена, полагавшего, что «дух не больше отли чается от стола, света, от звука, чем эти вещи отли чаются друг от друга», Ленин писал: «Тут явная не верность. Что и мысль и материя „действительны" т. е. существуют, это верно. Но назвать мысль мате риальной — значит сделать ошибочный шаг к смеше нию материализма с идеализмом» (Соч., т. 14, с 231).


СОЗНАНИЕ


45


 


Мысль, С. реальны. Но это не объективная, а субъ­ективная реальность: в мозгу нет физич. отпечатка объекта отражения; вещество мозга не краснеет от воздействия красного цвета. Осознаваемый образ предмета не сводим, ни к самому материальному объекту, ни к тем физиологпч. процессам, к-рые происходят в мозгу и порождают этот образ.

Как личное, так и общественное С. есть субъектив­ный образ объективного мира. Субъективность образа означает прежде всего принадлежность субъекту (человеку или социальной группе любой степени общ­ности), а не объективному миру. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает свое­образие его жизненного опыта, интересов, установок, социальных и классовых позиций. Субъективность означает также неполноту отражения: образ отра­жает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицат. смысл — субъективизм, тен­денциозное искажение субъектом объективного со­держания образа. Т. о., субъективный образ как ду­ховная реальность и физиологпч. процессы как его материальный субстрат — качественно разные виды реальности. Непонимание этого порождает тенден­цию их отождествления (напр., пспхич. явлений с рефлексами), проявляющуюся, в частности, в утверж­дениях нек-рых философов, психологов, физиологов и кибернетиков о том, что психика есть «материальный процесс», или сложный нервный процесс, пли один из видов энергии, включенный в общую цепь ее бес­коночных превращений. Вместе с тем абсолютизация специфики С. как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное п материаль­ное и доводить это противопоставление до полного раскола мпра на две субстанции — духовную л мате­риальную (см. Дуализм, Психофизическая проблема). Противоположность материи С., по Ленину, имеет абс. значение только в пределах основного гносеоло-гич. вопроса о том, что признать первичным и что — вторичным. «За этими пределами оперировать с про­тивоположностью материи и духа, физического и пси­хического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой» (там же, с. 233).

Активность С. Сознание и деятельность. В истории филос.-психологич. мысли активность С. прежде всего подчеркивалась идеализмом, гипостазировавшим эту активность и превратившим С. в самостоят, духовную силу. Проблема активности С. получила наиболее полное освещение в нем. класснч. философии. Отвер­гая пдеалистич. трактовку активности С. как имма­нентной, идущей из глубины духа субстанциальной свободной деятельности, марксизм вместе с тем вскрьТ5-вает и несостоятельность концепции метафизич. мате­риализма, согласно к-рой С. есть пассивное созерцание мира, не имеющее значения реальной силы в жизни человека и общества. Диалектич. материализм объяс­няет активность С, исходя из его детерминации объективной действительностью: объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его С, пре­вращается в идеальное; в свою очередь, С, идеальное претворяется в действительность, в реальное. «Мысль о превращении идеального в реальное глубока; очень важна для истории. Но и в личной жизни чело­века видно, что тут много правды» (там же, т. 38, с. 102).

Активность С. направлена прежде всего на позна­ние. Она проявляется в избирательности и целенаправ­ленности восприятия, в абстрагирующей деятельно­сти мысли, в актах фантазии, продуктивного вообра­жения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практич. деятельностью.

Исходным пунктом отношения человека к реальному миру является целеполагающая деятельность. Подчер­кивая отличие трудовой деятельности человека от по-


ведения животных, Маркс отмечал, что человек не только изменяет форму того, что дано природой. В том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознат. цель, к-рая как закон определяет способ п характер его действий и к-рой он должен подчинить свою волю. «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, п пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2пзд., т. 23, с. 189). В отличие от поведения жи­вотного, человеч. деятельность реализует не заложен­ную видовым опытом программу, определяемую' чисто бпологпч. потребностями, а предполагает выработку самой программы как путем свободного выбора одного из возможных направлений и мотивов, так и путем выдвижения новых целей и задач. Конечная причина деятельности лежит не в самом по себе субъекте и его воленип. Реальной основой воли является по­требность — предметно определенная зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к этому миру, ее нужда в таких предметах и условиях, к-рые необходимы для нормальной жиз­недеятельности. Когда личность отдает предпочтение удовлетворению одной из потребностей в ряду дру­гих, она осуществляет выбор. Тем самым воля высту­пает не как простое влечение животного организма, а как осознанное стремление, определяемое ценностью именно данной потребности в общей совокупности че­ловеч. потребностей. Принимая определ. решение и беря на себя ответственность за результаты своей дея­тельности и за используемые при этом средства, чело­век исходит из своего опыта, знаний, и объективная ценность его планов определяется мерой их соответ­ствия объективной логике вещей. Чтобы стать факто­ром, детерминирующим деятельность, потребность должна трансформироваться в цель, представляющую собой идеальную модель желаемого будущего. Именно в обеспечении целеполагающей творч. деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит осн. жиз­ненный смысл н псторнч. необходимость возникнове­ния п развития С., к-рое дает человеку возможность правильно отражать существующее, предвидеть бу­дущее и на этой основе посредством практич. деятель­ности творить мир: «Сознание человека не только от­ражает объективный мир, но и творит его... Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 204, 205).

Структура С. Психика и С. Сознание и самосоз­ нание. Структура С. определяется прежде всего тем, что оно есть процесс познания действительности и ре­зультат этого процесса — знание: «Способ, каким су­ществует сознание и каким нечто существует для него, это — знание» (М а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 633). Как по-знават. деятельность С. начинается с чувств, отраже­ния, в образах к-рого человеку непосредственно яв­ляется мир вещей, их свойств и отношений, и подни­мается до уровня теоретич. мышления. Движение от чувств, ступени С. к теоретич. мышлению осуществ­ляется как бы по бесконечной спирали: каждое удале­ние отвлеченной мысли от ощущений, восприятий и представлений сопровождается постоянным возвратом к ним. «В непосредственном созерцании я, правда, имею перед собой весь предмет в его целом, но лишь во всесторонне развитом познании, возвращающемся в форме простого созерцания, предмет стоит перед


46


СОЗНАНИЕ


 


моим духом как некоторая внутри себя рас­члененная систематическая целокуп-ность» (Гегель, Соч., т. 3, М., 1956, с. 252).

С.— это не только познание, но и отношение чело­века к миру, в выработке к-рого большую роль играют эмоции. «...Без „человеческих эмоций" никогда не бы­вало, нет и быть не может человеческого искания истины» (Ленин В. И., Соч., т. 20, с. 237).

Понятие психики шире понятия С. Под психич. явлениями имеются в виду все осознанные и неосо­знанные познават. процессы и образования (ощущения, восприятия, представления, память, мышление), психич. состояния (эмоции, настроения, бодрость, усталость и т. п.), а также психич. свойства личности (наблюдательность, находчивость, черты характера, типы темперамента и т. п.).

Если психика является достоянием всего живот­ного царства, то С. присуще лишь человеку. Но даже у вполне развитого человека осн. запас опыта хранится за пределами непосредств. контроля С. Не все ощу­щения и восприятия становятся фактом С, на что обращал внимание еще Лейбниц: «...Убеждение в том, что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она сознает, является величайшим источником за­блуждений» («Новые опыты о человеч. разуме», М.— Л., 1936, с. 106).

Сфера подсознательного охватывает ощущения, вос­приятия, представления, мышление, когда они проте­кают вне фокуса С, а также установки, инстинкты, навыки и интуицию, автоматизированные действия. Бессознат. формы поведения основаны на скрытом учете информации о свойствах и отношениях вещей п обеспечивают разгрузку человека от излишнего на­пряжения С. В соотношении сознательных и бессозна­тельных процессов в психике человека ведущим яв­ляется С.

Будучи высшей формой психич. деятельности чело­века, С. не тождественно мышлению. Говоря о разли­чии С., напр., у буржуа и пролетария, мы имеем в ви­ду не различия в их знаниях, логике мышления и по­нимании, а прежде всего в интересах, убеждениях, в ценностной ориентации и т. п. В С. есть образ не только внеположного объекта, но и образ этого образа, т. е. отражение отражения предметного мира. Т. о., существенным моментом С. является самосознание, к-рое выражает С. в его актуальной данности субъек­ту. Самосознание — это осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего сущест­ва. Самосознание свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего положения в систе­ме производств, отношений, своих общих интересов и идеалов. В самосознании человек выделяет и про­тивопоставляет себя всему окружающему, определяет свое место в круговороте природных и обществ, со­бытий. Самосознание дает «...человеку возможность относиться к актам собственного сознания критиче­ски, т. е. отделять все свое внутреннее от всего привходящего извне, анализировать его и со­поставлять (сравнивать) с внешним,— словом, изу­чать акт собственного сознания» (Сеченов И. М., Избр. филос. и психологич. произв., 1947, с. 504). Осознание субъектом своей психпч. деятельности мо­жет осуществляться на разном уровне: от глубокого и ясного самосознания до смутного и неопределенного понимания того, что происходит в «душе». Самосозна­ние тесно связано с рефлексией, где оно поднимается на уровень теоретич. мышления.

Самосознание, будучи и самопознанием, и самоот­ношением, самооценкой, формируется на определ. уровне развития личности под влиянием социального


образа жизни, к-рый требует от человека самоконтро­ля своих поступков и действий, принятия на себя полной ответственности за них.

Т. о., мерой и исходным пунктом человека в его отношении к себе выступают прежде всего др. люди, и самосознание по самому существу носит глубоко обществ, характер. «В некоторых отношениях чело­век напоминает товар. Так как он родится без зерка­ла в руках и не в качестве фихтеанского философа: „Я еемь я", то человек сначала смотрится, как в зер­кало, только в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Пётр начинает относиться к самому себе как к человеку» (М арке К., Капитал, т. 1, 1955, с. 59, прим.). У общественно развитого человека погружение в мир внешней реальности не ведет к отключенности С. от самого себя. Сознат. состояния психики постоянно сопровождаются чувством своего «я», хотя степень самосознания может быть разной — от самого обще­го, мимолетного контроля над потоком мысли, об­ращенной к внешним объектам, до углубленных раз­мышлений над самим собой, когда «Я» оказывается осн. объектом С.

Человеч. «Я» меняется вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли, а также с из­менением физпч. состояния и самочувствия. Тем не менее оно сохраняет внутр. цельность и относит, постоянство. Благодаря наличию нек-рых существ, инвариантных характеристик С. человек «остается самим собой» и может каждый раз отождествлять свое актуальное «Я» с прошлым.

Происхождение С. и его биологич. предпосылки.

Формированию С. человека предшествовал длит, период «умств.» развития животных. В истолковании этого развития диалектич. материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики привилегией только человека. Он исходит из того, что психич. от­ражение появляется лишь на высоком уровне органи­зации материи и связано с образованием нервной си­стемы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, к-рая на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность, т. е. способность отражать отд. свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики— способность анализировать сложные комплексы одно­временно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия — целостного образа ситуации. Обычно у животных различают два осн. типа поведе­ния: инстинктивное, врожденное (см. Инстинкт) и опирающееся на индивидуально приобретенные на­выки. Отчетливо выраженные навыки и интеллект наблюдаются лишь у животных, имеющих кору го­ловного мозга, особенно у высших животных, прежде всего обезьян (см. Зоопсихология).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!