СИМЕОН ДЖУГАЕЦИ—СИММЕТРИЧНОСТЬ 13 страница



Идея прогресса была последней осуществленной на почве бурж. европ. общества формой соединения иудаистско-хрпст. понимания мира как истории, «свершения», движения к будущему, через к-рое осве­щается и получает смысл настоящее, с античным пониманием мира как природного, а человека — как принадлежащего к этому миру чувственного сущест­ва, обладающего разумом. Кризис этой идеи привел к «распадению» соединенных в ней начал: с одной стороны, в лице Шопенгауэра, Ницше, Шпенглера восторжествовал антпч. принцип «вечного возвраще­ния», с другой — нудаистско-раннехрнст. традиция. Первое направление, с самого начала отправлявшееся от позитивистских предпосылок (авторитетом для Ницше наряду с Гераклитом и досократикамн был также и Дарвин), тяготело к «дпониспйству» с его культом эроса и С, выступавшей в конечном счете как завершающий момент вакхпч. восторга и окончат, слияния с темной праосновой бытия. Шопенгауэр, признав бытие нек-рой иррацион. стихией, не принял его: отсюда его отказ от участия в «бесконечном по­вторении» круговорота жизни и погружение в ничто. Напротив, Ницше уже принял это иррацион. начало, хотя печать хрпст. отношения к нему находит выра­жение в самом требовании «любить рок» (amor fati), т. е. любить абсурд, принять бессмысленность в ка­честве смысла: это предполагает знание смысла и утрату его, так что он постоянно присутствует «своим отсутствием» (Сартр). Это ницшеанское мироощущение воспроизводится впоследствии — в разных вариан­тах — Шпенглером, Ортегой-и-1'асетом, Сартром, Камю и др. Др. ветвь «язычески-позптпвпстского» направления развивается фрейдизмом. Фрейд попы­тался построить на базе «дионнспйского мпрочувство-вания» отд. науку — психоанализ, в основе к-рого лежит та же интуиция внутр. связи эроса п С.

Противоположным этому направлением, выделив­шимся с распадением идеи прогресса, оказалась христ. традиция, выступившая теперь без тех смяг­чений, которыми она была обязана эллинизму. Эта традиция представлена теологией диалектической (К. Барт, Р. Бультман, Тиллих), рус. п нем. вариан­тами экзистенциализма (Л. Шестов, Н. Бердяев, ран­ний Хайдеггер, К. Ясперс), а также Г. Марселем, М. Бубером и др. Опираясь на Кьеркегора, предста­вители этого направления пытаются вернуться к ран­нему христианству (а Шестов и Бубер к Ветхому завету) с его трансцендентизмом, позволявшим чело­веку переживать свою С. как религ. таинство соеди­нения несоединимого — трансцендентного (божествен­ного) и имманентного (человеческого). Хотя С. и


выступает как нечто абсурдное для человека, руково­дящегося разумом «мира сего», но это не абсурд Камю: он возникает не от бессмысленности бытия, а от транс­цендентности и скрытости его смысла от человека. Познать его нельзя, в него можно только верить. Между двутмя мирами нет моста, и от одного к другому можно только прыгнуть, никогда не зная наперед, не провалишься ли при этом в «пропасть».

Теоретич. выразителями этого духовного направ­ления явились Шелер и Хайдеггер. Шелер попытался применить метод феноменологии, чтобы показать, как в имманентном мире сознания переживается «транс-ценденция», т. е. как смертность человека, его ко­нечность определяет собой всю структуру как его теоретич. мышления, так и его созерцания и деятель­ности. В качестве момента, конституирующего чело-веч, сознание, Шелер берет не сам эмпирич. факт С, а переживание его на протяжении всей человеч. жизни (см. М. Scheler, Schriften aus dem Nachlafi, Bd 10, В., 1957, S. 12). Тезис Шелера о том, что только вернув­шись к существованию перед лицом С, человек обре­тет и смысл жизни, освободившись от ложных целей и деятельности, к-рой наполняет его жизнь пндустриаль-но-технич. цивилизация, выступает у Хайдеггера в его учении о «подлинном» существовании человека — перед лицом С, и «неподлинном», при к-ром человек погружается в мир безличного «man», где «умирают другие», но никогда — он сам, получая иллюзию бессмертия и «забывая» о С. как последней возможно­сти человеч. бытия (см.- «Sein und Zeit», Tiib., 1957). У позднего Хайдеггера понимание С. в ряде черт сходно с созерцат.-мистич. религиями Востока, в част­ности с дзен-буддизмом.

Для марксистской философии, в основе к-рой лежит убеждение в невозможности мыслить трансцендентное бытие, проблемы С. как онтологич. проблемы не су­ществует. Конечность индивида рассматривается как диалектпч. момент существования человечества, вос­ходящего в своем поступат. развитии к более   со­вершенным общественным формам выявления «сущ­ностных сил» человека. «С м е р т ь,— писал Маркс,— кажется суровой победой рода над определён-н ы м индивидом и как будто противоречит их единст­ву; но определенный индивид есть лишь некое опре­делённое родовое существо и Kai таковое смертен» (М а р к с К. и Энгельс Ф., И: ранних произв., 1956, с. 591). Поскольку же марксист екая философия усматривает истину индивидуальной бытия в бытии рода, человеческого общества, то тра гпзм смерти для нее снимается именно тем, что инди вид как носитель всеобщего остается жить в роде Само стремление связать бытие личности с миро! трансцендентного, с богом, марксистская философа объясняет как раз отрывом личности от общественног целого, к к-рому она принадлежала до того, и к пс пыткам заменить реальный общественно-родовой смыс ее бытия смыслом иллюзорным. Марксизм — филе софия оптимистическая, поскольку, согласно ей, ч< ловек н после смерти остается жить в результата своего творчества,— в этом марксизм и видит ei действит. бессмертие.

Лит .: Benz E., Das Todesproblem in der stoiscb
Philosophie, Stuttg., 1929; Lehmann K., Der Tod 1:
Heidegger und Jaspers, Hdlb., 1938; J о 1 i v e t R., Le pro
leme de la mort cuez M. Heidegger et J.-P. Sartre, [P., 195(
Pfannmtiller G., Tod, Jenseits und Unterblichki
in der Religion, Literatur und Philosophie der Griechen u
Romer, Miinch.—Basel, 1952; Мог in E., L'homme et
mort dans l'histoire, [P.], 1952; R a li n e r K., Zur Theolof
des Todes, 2 Aufl., Freiburg, [1958]; В о г о s L., Mysterii
mortis, [2 Aufl.], Olten—Freiburg, 1963; Jankelevitt
V., La mort, P., 1966.                     П . Гайденпо . Моею

СМЁТАНА (Smetana), Августин (14 июня 1814 30 янв. 1851-) — чеш. философ-левогегельянец. Ci дьячка, был католическим священником, чл. мог


СМЕТАНА — СМИТ                                                                                37


шеского ордена крестоносцев (1837—48); доктор философии (1841), проф. Пражского ун-та, декан филос. ф-та (1848). В дни революции 1848 С. был вож­дем революц. молодежи, призывал студентов к уча­стию в баррикадных боях. В 1850 порвал с церковью и был изгнан из ун-та.

С. впервые ввел в Пражском ун-те курс лекций по нем. классич. философии (в частности по логике Гегеля), с к-рой он познакомился в ун-тах Берлина, Лейпцига и Галле (1842—48). В соч. «Возникнове­ние и отмирание духа» (впервые опубл. на нем. яз.— «Der Geist, sein Entstehen und Vergehen», Prag, 1865, затем на чеш. яз.— «Vznik a zanik ducha», Praha, 1923) и «Значение совр. века» (впервые опубл. анонимно на нем. яз.— «Die Bedeutung des gegemvartigen Zeit-alters» в 1848; на чеш. яз. опубл. в 1903 под назв. «Рассуждения о будущем человечества» — «tjvahy о budoucnosti lidstva») С. рассматривает осн. моменты гегелевской философии, особенно подчеркивая прин­цип борьбы противоположностей. В критике Гегеля С. в основном следует по пути Фейербаха (в отличие от последнего, однако, не отказываясь от диалектики метода); С. выступает против фатализма гегелевской концепции, лишающей человека свободы (ибо его судьба оказывается заранее решенной в лоне абсо­люта). С. указывает на противоречие между «застыв­шей» системой Гегеля и его диалектикой: «Гегель учил об абсолютном тождестве реального и идеального и тем самым, со своей точки зрения, неизбежно за­кончил развитие духа... и, собственно говоря, мир должен был бы с гегелевской точки зрения, умереть. Это противоречие яснее другого доказывает непра­вильность системы Гегеля» («Vznik a zanik ducha», см. Sebrane spisy, sv. 2, Praha, 1962, s. 110). С, в от­личие от Гегеля, утверждал бесконечность прогрес­са, к-рый осуществляется в форме естеств. эволюции. Историю С. рассматривал как борьбу угнетенных против деспотизма, определяя революции как «меже­вые знаки вечности», суть к-рых, однако, видел в идейных переворотах. Для С. характерна интерпре­тация философии истории Гегеля в духе «славянского исхода»: именно славяне призваны осуществить идеал всеобщего счастья—построить социалистич. общество. С. считал, что религию в будущем сменит наука, а гос-во, как орган насилия, будет заменено «комму­низмом», наступление к-рого утопически связывалось им с тем временем, когда в обществе восторжествует наука, право, нравственность и любовь.

Соч.: Die Bestimmung unseres Vaterlandes Bohmen..., Prag, 1848; Die Katastrophe und der Ausgang der Geschichte der Philosophie, Hamb., 1850; Geschichte eines Excommunisier-ten, Lpz., 1863; Sebrane spisy, sv. 1—2, Praha, 1960—62.

Лит .: К о s i k K., Ceska radikalni demokracie, Praha, 1958; Michnakova L., Z filosofickeho odkazu Augustina Smetany, в сб.: Filosofie v dejinach ceskeho niroda, Praha, 1958; ее же, Augustin Smetana, Praha, 1963.

И. Михнякова. ЧССР.

СМИТ (Smith), Адам (5 июня 1723 — 17 июля 1790) — англ. философ и экономист. Род. в семье мел­кого чиновника, учился в ун-тах Глазго и Оксфор­да. В 1751—63 преподавал в ун-те Глазго нравств. философию, куда входили: ес­тественная теология, этика, право и политика, в т. ч. и по-литич. экономия. В 1764—66 С. был во Франции, где по­знакомился с физиократами Кена и Тюрго, с философа­ми Д'Аламбером, Гельвецием и др. С. опубликовал «Тео­рию нравственных чувств...» (L., 1759, 6 ed., v. 1—2, L., 1790, рус. пер.— СПБ, 1895), в 1776 — осн. экономич. труд «Исследование о природе п


причинах богатства народов» («An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations», 6ed.,v. 1—2,L.,1950, рус. пер. под назв.: «Исследование свойства и причин богатства народов», т. 1—4, СПБ, 1802—06; нов. изд. с правильным названием, М.,1962), занимающий выдаю­щееся место в истории классич. политич. экономии. Разрабатывая в этом соч. трудовую теорию стоимости, С. стремился раскрыть внутр. структуру бурж. эконо­мич. системы. Маркс, отмечая противоречия в методе исследования С. («...сперва Смит берет вещи в их внутренней связи, а затем — в той пре­вратной форме, в которой они про­являются в конкуренции. Оба эти спо­соба рассмотрения у него наивным образом перекре­щиваются, причем он не замечает противоречия между ними» — «Теории прибавочной стоимости», ч. 2, 1957, с. 100), указывает на значение этих противоречий для дальнейшего развития политич. экономии (см. там же, ч. 1, 1955, с. 120).

Этика С. представляет собой развитие и заверше­ние того направления в англ. бурж. этике, к-рое рас­сматривало нравственное чувство как основу морали (см. Нравственной санкции теории) и к-рое пред­ставляли Шефтсбери, Хетчесон (его лекции С. слу­шал в бытность свою студентом в Глазго) и, частично, друг С.— Юм. С. выводил нравственность из свойст­венного природе человека чувства симпатии — спо­собности «... разделять какие бы то ни было чувство­вания прочих людей» («Теория нравственных чувств», СПБ, 1895, с. 18). К нравственной сфере С. относил те душевные состояния и поступки, которые вызы­вают в нас чувства одобрения или осуждения, благо­дарности или мести, желание награды или наказания. Симпатия лежит в основе суждений о поступках и Ч5гвствах не только других людей, но и наших собст­венных. Мы одобряем или порицаем собственное пове­дение, смотря по тому, сочувствуем мы или нет побуж­дениям и чувствам, руководящим нами, если мы вообразим себя в положении постороннего наблюда­теля. Суд этого «...воображаемого беспристрастного и просвещенного постороннего свидетеля» (там же, с. 171) п есть суд совести, которой С. отводит весьма важную роль в нравственной жизни. Признавая, что мораль нужна обществу, поскольку она связует его членов, С. в то же время выводит мораль из естеств. свойств отд. человека, из его неизменной «природы». В основе «общих правил» морали, согласно С, лежат наши «естественные чувства»: разум обобщает то, что подсказывается чувством симпатии, данным всем лю­дям от природы.

Констатируемое в бурж. истории этики противоре­чие между этикой С. и его экономич. теорией (в пер­вой С. якобы рассматривает альтруистич. сторону человеч. природы, во второй — ее своекорыстную сторону) в действительности выступает как противо­речие внутри самой этич. теории С. (между эгоизмом как «природным» свойством человека, «естественным» мотивом его поведения и альтруизмом как требова­нием совести пренебречь личными интересами ради общих). Т. обр., п здесь скрывается то противоречие между анализом внутр. сущности явлений и некри-тич. фиксированием их эмпирич. видимости, к-рое было отмечено Марксом применительно к экономич. теории С.

С оч.: Essavs on philosophical subjects, new ed., L., 1872.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, М., 1951, с. 361 — 389; Теории прибавочной стоимости, ч. 1, М., 1955, гл. 3, 4; ч. 2, М., 1957, гл. 13, 14; Ленин В. И., К характеристике эко­номического романтизма, Соч., 4 изд., т. 2; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 19; Я к о в е и к о В. И., А. Смит, его жизнь и научная дея­тельность, СПБ, 1894; И о д л ь Ф., История этики в новой философии, т. 1, М., 1896; Штейн В. М., А. Смит. Лич­ность и учение, П., 1923; Oncten A., A. Smith und Im-manuel Kant, Lpz., 1877; Farrer J. A., A. Smith, L., 1881; Bal J., Life of A. Smith, L.—N.Y., 1895; Ste-


38


СМОЛЛ—СНЯД ЕЦКИЙ


 


phen Leslie, History of English thought in the 18 century, v. 1—2, L., 1927; S or ley W. R., A history of English philosophy, Camb., 1937; Scott W. R., Studies relating to A. Smith during the last fifty years, L., 1940.

А . Макаровский . Москва.

СМОЛЛ (Small), Албион Вудбери (И мая 1854— 24 марта 1926) — амер. бурж. социолог. Учился в Германии. С 1892 возглавил первую в США кафедру социологии в Чикагском ун-те. Основатель и редактор (1895—1926) «American Journal of Sociology». Один из организаторов Амер. социология, об-ва.

С. заимствовал у Ратценхофера идею конфликта интересов. В «Общей социологии» («General sociolo­gy», Chi, 1905) пытался построить теорию социаль­ного процесса, выдвигая понятие интереса в качестве основного. Исходя из того, что «нет ничего социаль­ного, что не являлось бы психическим», С. делал вывод, что для социолога «принципом синтеза являет­ся личность». Интерес определялся С. как «неудов­летворенная способность, соответствующая нереали­зованному состоянию». Рассматриваемые субъективно интересы суть желания, а объективно — потребности. С. предлагал свою классификацию, разделяя интересы на шесть групп: интересы здоровья, богатства, обще­ния, знания, красоты и справедливости. Жизнь инди­видуума и общества в целом состоит в процессе раз­вития, приспособления и удовлетворения интересов. «В начале были интересы» — это первичные элемен­ты, к к-рым можно свести все человеч. действия. Вокруг них складываются социальные группы п институты. Каждый интерес стремится стать абсолют­ным и ищет удовлетворения за счет остальных; отсюда всеобщий конфликт интересов. Индивидуум в каждый данный момент — продукт борьбы своих интересов, а общество — результат столкновения интересов со­циальных групп. Признавая, что наиболее острые конфликты вызываются борьбой пз-за экономия, системы, С. развивал теорию о приспособлении инте­ресов и социализации как процессе трансформации конфликтов в сотрудничество. Практнч. цель социоло­гии, по С: содействовать гармоничным отношениям между социальными группами.

В работах по истории социологии С. преувеличил значение нем. история, школы права (Гуго, Савнньп) и политич. экономии (Рошер, Шмоллер). В кн. «Между двумя эрами: от капитализма к демократии» («Between eras: from capitalism to democracy», Kan­sas City, 1913) критиковал с позиций бурж. рефор­мизма злоупотребления крупного капитала.

С оч.: The meaning of social science, Chi., [1910]; Origins of sociology, Chi., [1924].

Лит.: Кон И. С, Позитивизм в социологии, Л., 1964.

А. Завадъе. Москва.

СМОТРЙЦКЙЙ, Мелетий (Максим Герасимович) (1578—1633) — ученый-филолог и обществ, деятель Юго-Зап. Руси. Был полоцким архиепископом. В 1610 напечатал богословский трактат «Фринос, пли Плач восточной церкви» (см. в кн.: «Из истории фплос. п обществ.-политич. мысли Белоруссии», Минск, 1962, с. 155—73), представляющий собой суровое обличение католичества и Брестской унии православной и като-лич. церквей (1596), направленной на подчинение поль­ской церкви римскому папе. В 1627, став ренегатом, вы­ступил в защиту унии. В 1619 вышла его грамматика церк.-слав. яз. («Грамматики словенския правильное синтагма»), в к-рой были заложены основы совр. грамматич. терминологии для слав, языков. Фнлос. взгляды С. представляют собой эклектич. соединение христ. вероучения с канонизированным учением Аристотеля.

Лит.: О с и н с к и й А. С, М. Смотрицкш apxienncKon Полоцгай, К., 1912.

СМЫСЛ — 1) Термин, употребляемый в логике, логич. семантике и науке о языке как синоним «зна­чения». 2) В нек-рых теориях значения (напр., Фреге


и Чёрча) термин «С.» служит для обозначения того мысленного содержания, той информации, к-рая свя­зывается с данным языковым выражением, являющим­ся собственным (хотя быть может и описательным) именем, в отличие от «значения» (предмета, дено­тата), называемого этим выражением. См. Значение, Имя, Название и лит. при этих статьях.

СМЭТС (Smuts), Ян Христиан (24 мая 1870 — 11 сент. 1950) — южноафриканский философ — объективный идеалист, полптпч. и воен. деятель, фельдмаршал и премьер-министр ЮАС (ныне ЮАР). Учился в ун-тах Лейдена, Кембриджа и Страсбурга. Один из основа­телей холпзма (см. Организмические теории).

СНЕГИРЁВ, Вениамин Алексеевич (1841 — 16 февр. 1889) — рус. логик, проф. Казанской духовной ака­демии. Осн. труд — «Логика. Систематический курс чтения по логике» (X., 1901, опубл. посмертно). Во вве­дении к этой книге, кроме очерка из истории антич. логики (от Гераклита до Аристотеля) и краткого обзора лит-ры, имеется гл. «Современное состояние логических исследований». Материал книги составлен по рукописям, написанным п отредактированным С. в разное время, и по литографированным записям студентов, слушавших его лекции. Этим в значит, мере объясняется недоработанность нек-рых глав книги. Ис др. работ С. известны его «Психология и логика каг философские науки» (опубл. вжурн. «Православный со­беседник», 1876, кн. 2), в к-рой много внимания уде­ляется проблеме образования понятий; брошюра «Ре­лигиозная идея (Психологический очерк)» (X., 1891) в к-рой проводится мысль о том, что источник рели гпп не в откровении, а в идее всемогущей лично! силы, идее, возникающей из самой природы человека перевод трактата Аристотеля «О душе» («Психологи ческие сочинения Аристотеля», Каз., 1885) и моно графня «Учение о сне и сновидениях» (Каз., 1886)

И. Кондаков. Москва

СНЯДВЦКИЦ (Sniadecki), Енджей (30 ноябр; 1768—12 мая 1838) — польск. просветитель, биолог химик и публицист. В своем труде «Теория органич существ» (см. «Избр. произв. прогрессивных польск мыслителей», т. 1, М., 1956, с. 664—77) С. вслед з, К. Ф. Вольфом развил идею эпигенеза, что явилос значит, шагом по пути укрепления естествеиноиауч матерпалпстпч. традиции в Польше. В отличие о Вольфа, идею эволюционизма С. обосновывает н через анализ данных сравнительной анатомии, н прежде всего при помощи химии и физиологии.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!