Тема 22. Ф. Шопен. Прелюдии. Этюды.Вальсы.Ноктюрны.



I .Прелюдии

  В период зарождения, прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению. Уже в 18 веке прелюдия отделилась от фуги, становится самостоятельным произведением. Шопен возвысил этот жанр. Он создал 24 прелюдии. Как заметил один из исследователей: «Мазурки, Полонезы, Вальсы можно было писать всю жизнь, но создать политый кровью сердца цикл из 24прелюдий можно было только один раз в жизни».

Прообразом для прелюдий Шопена послужил ХТК И.С.Баха. Шопен дает расположение прелюдий по квинтовому кругу тональностей с чередованием параллельных. Индивидуализирует жанр и наделяет его самостоятельностью.

24прелюдий Шопена исполняются целиком.

Толкование образного мира прелюдий прекрасно отражено в словах одного из ярчайших исследователей музыки композитора. «Шопен создал свои гениальные прелюдии – 24 кратких слова, в которых сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке, восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях весенней пасторали».

Прелюдия №4, ми минор.

Эта прелюдия – скорбное, гнетущее, печальное повествование героя, отражение горестных чувств его души.

Мелодическая линия скупа, основана на интонациях плача, в ней чувствуется постоянная безуспешная попытка вырваться, уйти от горестей. Но в итоге в сердце героя не остается надежды. А за счет нисходящего по хроматическим полутонам баса имеется сходство с итальянскими оперными ариями-жалобами.

 Форма прелюдии – период из двух предложений. 2е предложение – аналог 1му. Но в нем находится общая Кульминация произведения. В конце звучит хорал-отпевание (вспомним увертюру «Эгмонт», эпизод гибели героя, Бетховена; коду 1части Симфонии №8 Шуберта).

Так в пьесе, которая может уместиться на одной нотной странице, словно разыгрывается лирическая драма.

Прелюдия №7, Ля мажор.

Одна из самых миниатюрных в цикле. Для нее характерны изящество и неторопливость доверительной интонации, аккордовый склад звучания, благородное и светлое спокойствие музыки. В этом небольшом произведении слились воедино исторические традиции европейской музыки, сочетающие в себе и возвышенно-духовные и нежно-танцевальные истоки. Современники дали название этой прелюдии: «польская танцовщица». В ней смело можем сказать о жанровых корнях мазурки. Авторская ремарка dolce, предполагающая нежное исполнение, неторопливый темп, лирические 6-ты и «моцартовские задержания», рисуют мягкий, деликатный и чистый образ.

Прелюдия №20, до минор.

В послевоенной Варшаве был снят документальный фильм о разрушенном городе. Сопровождающей музыкой стала Прелюдия №20 Шопена. Ее смысл: трагическое, но сурово-величественное, эпическое сказание. Поступь траурного марша, шествия (благодаря мерному аккордовому движению с характерной ритмической формулой), которое постепенно удаляется (ff=>pp).

II .Этюды. Этюд – это инструментальная пьеса небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Ф. Шопен стал одним из первых композиторов, выведших Этюд на концертную эстраду. Этюд стал одним из излюбленных жанров исполнителей-виртуозов XIXстолетия.

В этом жанре композитор создал 27образцов. Шопен явился создателем фортепианного этюда, основанного на одном типе технической задачи.

Образный мир этюдов можно охарактеризовать словами великого русского поэта, лауреата Нобелевской премии, Б. Пастернака. «Этюды Шопена, названные техническими упражнениями, руководствами, скорее изучения, чем учебники. Это музыкально изложенные исследования по теории детства и отдельные главы фортепианного введения к смерти (поразительно, что половину из них написал человек 20ти лет), и они скорее обучают истории, строению вселенной и еще чему бы то ни было более далекому и общему, чем игре на рояле. Значение Шопена шире музыки. Его деятельность кажется нам ее вторичным открытием».

Этюд №3, Ми мажор.

Однажды Шопен, слушая этюд в исполнении одного из своих учеников, воскликнул: «О, моя родина!». Этюд стал воплощением недосягаемого романтического идеала композитора.

Мелодия этой миниатюры – 1 из самых красивых и поэтичных в творчестве композитора. Она вдохновенна, возвышенна, светло-печальна.

Этюд на 2 вида технической задачи (исключение).

В крайних разделах мелодия вокальной природы, стройна, певуча. Здесь – техника развития кантиленного (кантилена – широкая, свободно льющаяся напевная мелодия) звучания.

 В среднем разделе – мелодия приобретает бурно-взволнованный характер. Техническая задача в этом разделе – развитие исполнения двойных нот.

Этюд №12, до минор.

В ночь с 29 на 30 ноября 1830года в Польше началось восстание. В это время Шопен находился на пути к Франции. Друг композитора, узнав о начале восстания, решил вернуться на родину. Имеются сведения, что Ф.Шопен а поехал за ним, но, не догнав его, вернулся в Вену. В воспоминаниях о композиторе упоминается и о письме Шопена родителям, написанном вскоре после начала восстания; в нем выражалось горячее желание вернуться на родину. Это желание Фредерика было, конечно, вполне естественным: буквально все его друзья и товарищи сражались в рядах повстанцев. Отцу композитора стоило большого труда убедить сына, что он принесет больше пользы отчизне своим музыкальным талантом.

Переполняющие душу чувства композитор выплеснул в этюде №12,который современники в последствие назвали «Революционный».

Этюд на одну техническую задачу (мелкая техника левой руки).

В этой музыке слышится «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе», несмотря на душевную боль и острый героико-трагический характер музыки.

Осн. Тема – диалог: 1мотив – грозно вопрошающий, 2мотив – секундовый, жалобный, молящий.

Ср.р. – развитие 1го мотива стремления.

В Репр. Еще больше активизируется мотив призыва.

Кода – затишье, минутное поражение, но потом – взрыв стремления к победе.

Ноктюрны

Ноктюрн (от фр. ночной) В XVIII веке ноктюрнами называли музыкальные произведения, исполняемые на открытом воздухе в ночное время, подобно серенадам. Применялось такое обозначение и по отношению к оперным «ночным» сценам. В XIX веке к жанру ноктюрна проявляется большой интерес. Один из первых пианистов-романтиков, ирландский композитор Джон Фильд утверждает жанр ноктюрна в качестве небольшой фортепианной пьесы лирического содержания (обычно в 3х частной форме). Фильда и считают родоначальником фортепианного ноктюрна. Писала в этом жанре также Мария Шимановская, соотечественница Шопена. Шопен создал 20 ноктюрнов. Писал на протяжении жизни и вознес этот жанр на высоту. Он сделал ноктюрн лирической инструментальной миниатюрой. Ноктюрн №13 до- минор

Вальсы

Вспомним в 18 веке, королем танцев был менуэт. А в 19 веке на этот трон воссел вальс, который получил широкое распространение во всех странах и городах Европы. Он проник всюду, даже в симфонию, в оперу, в балет…Вальс постепенно формировался, и постепенно превращается в романтическую фортепианную миниатюру. Это начинается у Шуберта. Он писал маленькие пьески(вальсы еще не концертного типа).

Шопен возвысил этот жанр. Вывел на концертную пьесу. Шопен обращался к этому жанру на протяжении всего творческого пути.

Вальс №7 до диез–минор. Поэтический, лирический.

Список музыки

Прелюдия №4 трек78

Прелюдия №7 трек80

Прелюдия№20 трек81

Этюд №3 трек76

Этюд № 12 трек77

Ноктюрн№13 трек

Вальс №7 трек83

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 3674; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!